Сердечная недостаточность при полете
Гипертония и самолет: опасность перелета с давлением
С наступлением отпуска многие собираются на отдых в теплые страны, однако предстоящий авиаперелет вызывает немало сомнений. Дело не только в страхе, но и в том, как организм выдержит путешествие.
«Сердечники» с гипертонией часто жалуются на болезненные ощущения в грудной клетке, одышку, учащенное сердцебиение и другие малоприятные симптомы. Во время перелета они могут значительно усилиться. Так как же летать на самолете с гипертонией? Как перенести авиаперелет с наименьшими нагрузками на организм?
Влияние перелетов
При полете давление в самолете соответствует давлению на высоте 2500 метров. С уменьшением атмосферного давления сокращается и объем кислорода на борту самолета. Это является фактором, который может спровоцировать увеличение давление, гипертонический криз и даже сердечный приступ.
- Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
- Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
- Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
- Здоровья Вам и Вашим близким!
- Изменения давления чувствуют все пассажиры, однако для сердечника авиаперелет может закончиться «сердечнососудистой катастрофой». Резкое снижение атмосферного давления, а также сокращение объема кислорода происходит на высоте 3000 метров. Если перелет продолжительный, самолет может достигнуть высоты 11000 метров. В результате этого резко уменьшается поступление в кровь кислорода, что крайне опасно для организма!
- Даже здоровому человеку может потребоваться дополнительная ингаляция воздуха, не говоря уже о тех, кто страдает ишемической болезнью, стенокардией, атеросклерозом сосудов, гипертонией или кто перенес инфаркт миокарда.
- Следует учитывать, что не все самолеты оснащены кислородными подушками, так как некоторые авиакомпании установили запрет на провоз кислорода на борту. Такая мера объясняется тем, что дополнительный кислород взрывоопасен, особенно это важно при длительных авиаперелетах.
- Любой авиаперелет предполагает ограничение мобильности. Чем дольше человек находится без движения, тем большую нагрузку испытывают сосуды нижних конечностей.
- Кровообращение в ногах при этом ухудшается, вязкость крови увеличивается, сосуды суживаются. Ноги начинают отекать и «ныть».
- Все это происходит из-за перепадов давления на борту самолета. В данном случае повышается вероятность перекрытия сосуда тромбом.
Гипертония и самолет – эта проблема особенно актуальна для людей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями
Можно ли летать на самолете с гипертонией? Дать конкретный ответ на данный вопрос сложно, поскольку все зависит от состояния пациента. При тяжелых формах нарушения авиаперелеты могут быть противопоказаны. Если же состояние благоприятное, лететь можно, однако нужно следовать особым рекомендациям.
- Перед бронированием билета нужно выяснить, имеются ли в самолете ингаляторы кислорода.
- При заказе путевки через турфирму следует уточнить у туроператора, предусмотрена ли данная услуга при перелете и как ее заказать.
- Еще один вариант: за несколько дней до путешествия заказать кислородную подушку. Это может сделать врач, который выпишет справку о том, что пациент нуждается в дополнительном кислороде во время полета.
- Перед посадкой на самолет рекомендуется принять таблетку валидола. Средство нужно все время держать при себе на случай, если возникнет чувство беспокойства и страха.
- Лицам, страдающим стенокардией, следует принять 70 мг аспирина и одну таблетку нитроглицерина. Это поможет избежать сердечного приступа.
- Лицам с инфарктом в анамнезе авиаперелеты запрещены в течение полугода после приступа. Это важное условие, позволяющее избежать вторичного инфаркта.
- Перед посадкой можно принять валериану в каплях (по инструкции) либо корвалол. Средства устраняют тревогу и страх, уменьшают учащенное сердцебиение и расслабляют в целом.
- Во время перелета следует абстрагироваться от внешней среды. Помогут в этом общение, чтение, просмотр фильма, разгадывание кроссворда и т. д.
- Нельзя класть ногу на ногу. Сосуды сжимаются и испытывают дополнительную нагрузку.
- Нельзя держать ноги согнутыми более одного часа. Не следует подминать их под себя, так как нарушается кровообращение, что опять же плохо для сосудов.
- Ноги нужно держать ровно – чем дольше, тем лучше (ускоряется кровоток).
- При перелете полезна даже малая физическая активность (шевеление ногами и т. д.). Каждые полчаса рекомендуется вставать и немного гулять по салону.
- При заказе билета можно попросить выделить место не у окна, а рядом с проходом. Это позволит чаще двигаться и вставать, не беспокоя соседей.
Перечисленные рекомендации позволяют сделать перелет более комфортным, снижая нагрузку на сердечнососудистую систему.
Нередко после продолжительного авиаперелета люди, попадая в жаркий климат, незамедлительно отдаются искушениям. Организм сталкивается с новыми испытаниями, в несколько раз превышающими ежедневные нагрузки. В новой обстановке сбиваются биоритмы, не остаются незамеченными и сердце с сосудами.
Давление поднимается, и человек испытывает все сопутствующие симптомы: головокружение, чувство нехватки воздуха, головные боли и т. д. Поэтому отдельное внимание следует уделить вопросу, как вести себя гипертоникам при смене климатической обстановки.
Лесной климат улучшает кровообращение и вентиляцию легких, «разгоняет» обменные процессы в кардиомиоцитах (клетках миокарда)
Климат и АД
Артериальным называется давление внутри сосудов. За счет него кровь продвигается по сосудам, и осуществляются обменные процессы.
Давление обусловливается следующими показателями:
- частота сокращений сердца;
- специфика крови (вязкость, объем);
- давление в грудной клетке и брюшной полости;
- сопротивляемость стенок сосудов.
При сокращении левого желудочка кровь проталкивается от сердца к аорте. Давление при этом может увеличиться до 140 мм. Когда кровь попадает в мелкие артерии, давление опускается до 80 мм. Пульс определяется разницей между этими двумя значениями.
Кровяное давление понижается с возрастанием расстояния от сердца. Нормой считается давление, составляющее до 130 мм (систолическое) и до 80 мм (диастолическое). У спортсменов и лиц, занятых на тяжелых работах, давление может составлять 100-90 и 60-50 мм.
Организм здорового человека умеет приспосабливаться к изменяющейся внешней обстановке. Так, например, при интенсивных физических нагрузках давление повышается.
При нормализации нагрузки запускается саморегулирующий механизм, и давление принимает нормальное значение.
При сбоях в саморегуляции давление все время бывает повышенным или пониженными. Эти два состояния называются «гипертония» и «гипотония».
Атмосферное давление воздействует на кровяное следующим образом:
- изменение давление в грудной и брюшной полости;
- изменение свойств крови (насыщаемость кислородом, вязкость).
На давление также влияет температура окружающего воздуха. Преимущественно это сказывается на свойствах крови.
Вообще, гипертоникам (особенно тем, у кого случаются частые кризы) врачи не рекомендуют менять климат. Таким людям полезен отдых на природе, лучше всего в лесу.
Гипертоникам, проживающим в средней полосе РФ, подойдет отдых в местных санаториях и на европейских курортах (Германия, Швейцария, Скандинавия, Прибалтика). Людям с повышенным давлением также благоприятен степной климат: повышается концентрация эритроцитов в крови, улучшается терморегуляция, понижается давление.
Следует помнить о том, что неправильно выбранная для проживания климатическая зона способна сократить жизнь на несколько лет и может являться причиной различных заболеваний.
Разобраться в том, какой климат подходит, а какой – нет, можно только экспериментальным путем. Т. е. наилучший способ – это путешествия. Чтобы понять, подходят климатические условия или нет, нужно провести в конкретной местности как минимум две недели.
Важно внимательно следить за поведением организма, прислушиваться к своему телу. Первые сигналы исходят от волос и ногтей: в благоприятном месте они начинают хорошо расти и лучше выглядеть.
Если же климат не подходит, первым об этом оповестит ЖКТ (начнутся расстройства пищеварения). Также может отмечаться боль в суставах и постоянная усталость. Значит, нужно готовиться к новому путешествию.
Описание пользы фонирования почек в домашних условиях при гипертонии вы найдете по ссылке.
Подробнее о причинах и симптомах мышечной гипертонии мы расскажем далее.
Влияние перелетов
Из статьи Л.В. БОГУН, к.м.н., доцент, Харьковская медицинская академия последипломного образования
— Медикаменты в количестве, достаточном для всего времени перелета, необходимо брать в салон самолета в ручной клади.
— Иметь при себе перечень препаратов, вызывающих у данного больного аллергические реакции.
— При необходимости пользования кислородной маской при перелете, проинформировать об этом авиакомпанию не позже чем за 48 часов до вылета.
— У больных с инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей вследствие нарушения проходимости евстахиевой трубы во время взлета и посадки самолета может возникать разница между давлением в евстахиевой трубе или придаточных пазухах носа и давлением в салоне, что сопровождается болью в ушах, придаточных пазухах носа и нарушением слуха; данное состояние легко купируется закапыванием в нос сосудосуживающих капель.
— Лицам, подверженным укачиванию, показана медикаментозная профилактика.
Особые рекомендации для авиаперелета при серьезных заболеваниях: больные хроническим обструктивным заболеванием легких; сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сахарный диабет. ВИЧ-инфицированные.
Рекомендации по профилактике венозных тромбэмболий: если бывают отеки голеней без эпизодов тромбоэмболий; если ранее были тромбозы вен и/или тромбофлебиты — рекомендации для длительных перелетов (свыше 5 тыс. км или свыше 8 часов); если была недавно операция/травма нижних конечностей.
Давление в салоне реактивного самолета ниже давления на уровне моря, что имитирует условия высокогорья . Атмосферное давление в салоне самолета на высоте 8000–12 000 м аналогично давлению на высоте 900—2400 м выше уровня моря, т.е. при полете на высоте 10 500 м давление в салоне самолета снижено до 600 мм рт.ст.
, вследствие чего происходит снижение парциального напряжения кислорода в артериальной крови (PaO 2 ) у здоровых лиц до 68 мм рт.ст, у больных с хроническим обструктивным заболеванием легких этот показатель может снижаться еще больше. Однако поскольку в подавляющем большинстве случаев симптомы гипоксии не развиваются, крайне затруднительно выработать четкие показания к использованию кислородных масок. Наиболее часто кислородные маски требуются больным с легочно-сердечной недостаточностью при полете на высоте выше 7000 м.
Влияние перелетов
- снижение давления воздуха на большой высоте и связанное с этим снижение парциального давления кислорода в крови,
- пониженная влажность в салоне самолета, влекущая риск дегидратации,
- ухудшение течения других заболеваний, вызывающих недостаток поступления кислорода (болезни легких, анемия),
- психологический и физический стресс, связанный с путешествием (очереди на регистрацию и к пунктам досмотра, переноска багажа, беспокойство о безопасности полета)
Клиническая картина
Можно ли летать на самолете с аритмией сердца?
Перенесенный инфаркт миокарда благодаря своевременному и квалифицированному лечению, а также эффективным восстановительным мероприятиям во многих случаях уже не является причиной инвалидности больных. Эти люди могут возвращаться к работе по профессии, ездить на отдых, заниматься любимым делом. Авиаперелеты им также не запрещены, однако не всем и только при соблюдении определенных условий, о которых и пойдет речь.
Прежде чем, давать ответ на вопрос о том, можно ли летать на самолете после инфаркта, стоит разобраться, а что же происходит с сердцем и сосудами человека при полетах на большой высоте. С каждым километром, на который поднимается самолет, атмосферное давление в его салоне падает. Также понижается и концентрация кислорода в воздухе.
На эти изменения организм реагирует различными компенсаторными механизмами, в том числе учащенным сердцебиением и повышением артериального давления. Здоровый человек переносит это нормально, если же есть проблемы с сердцем, может возникнуть приступ стенокардии, гипертонический криз и другие патологические состояния, опасные для жизни.
Кроме того, важным фактором, влияющим на сердце, является эмоциональное состояние пассажира самолета. Здесь на первый план выступает боязнь попасть в авиакатастрофу. Эти переживания могут появиться еще задолго до полета, а во время него значительно усилиться и вызвать паническое состояние, сопровождающиеся тахикардией, рефлекторным спазмом сосудов, кардиальными болями. Для человека с больным сердцем такие сильные переживания создают серьезную опасность.
Аритмия — широко распространенное нарушение ритма, которое часто встречается не только у больных сердечно-сосудистыми болезнями, но и у вполне здоровых личностей и даже спортсменов. В некоторых случаях человек даже не знает, что у него аритмия и спокойно занимается своими делами. Но иногда поставлен конкретный диагноз, на который крайне сложно не обращать внимание, особенно если требуется лететь на самолете.
У больных аритмией чаще всего диагностируется такая форма нарушения ритма, как мерцание предсердий. Также могут определяться экстрасистолы, тахикардия и замедление ритма, обозначаемое как брадикардия.
Определить точную форму нарушения ритма позволяет обследование у врача-кардиолога и прохождение некоторых инструментальных методов исследования: электрокардиографии, суточный мониторинг ЭКГ, УЗИ сердца. Особенно важно повторить обследование перед необходимостью лететь с аритмией сердца на самолете. Существуют и другие рекомендации больным, планирующим авиапутешествия.
Источник
Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, распространяемыми Aeroporti di Roma (организацией, контролирующий аэропорты Рима), составленными под руководством доктора Карло Ракани.
Условия повышенной нагрузки на сердце у больных с хронической сердечной недостаточностью могут вызвать ухудшение его функционирования и появление симптомов.
Авиаперелет может повлиять на течение сердечной недостаточности в связи со следующими неблагоприятными факторами:
- снижение давления воздуха на большой высоте и связанное с этим снижение парциального давления кислорода в крови,
- пониженная влажность в салоне самолета, влекущая риск дегидратации,
- ухудшение течения других заболеваний, вызывающих недостаток поступления кислорода (болезни легких, анемия),
- психологический и физический стресс, связанный с путешествием (очереди на регистрацию и к пунктам досмотра, переноска багажа, беспокойство о безопасности полета)
Несмотря на это, полет не противопоказан лицам с хронической сердечной недостаточностью, но требует соблюдения некоторых предосторожностей.
Рекомендации для воздушных путешественников
Изменения, происходящие на большой высоте хорошо переносимы в случае стабильной сердечной недостаточности, но в группу риска входят те у кого имеются признаки нестабильности кровообращения.
Пациенты, которые способны перенести полет от относятся к 1 и 2 классу по классификации NYHA, они могут совершать перелеты без предварительной подготовки, но выполняя следующие рекомендации:
1. Иметь в ручной клади
- Достаточное на время полета количество обычно принимаемых лекарств,
- Препараты для неотложной помощи, такие, как мочегонные и нитраты,
- Документ с кратким изложением своего медицинского состояния
- Недавнюю электрокардиограмму
- Контакты лечащего врача
2. Иметь в багаже
- Достаточное на время путешествия
- количество обычно принимаемых лекарств,
3. При необходимости ингаляции кислорода в полете, предупредите авиакомпанию по меньшей мере за неделю до вылета,
4. Вставайте и прохаживайтесь достаточно часто во время полета
5. Избегайте приема «тяжелой» пищи, кофеинсодержащих напитков и алкоголя
6. Не курите
Пациенты с сердечной недостаточностью отмечающие одышку, сердцебиение и утомление при небольшой физической нагрузке (т.е. относящиеся к классу 3 по NYHA) перед путешествием должны пройти обследование у кардиолога.
Авиаперелет противопоказан пассажирам, имеющим симптомы сердечной недостаточности в покое (класс 4 по NYHA).
Специальные рекомендации
Специальным рекомендациям должны следовать пассажиры с имплантированными водителями ритма (кардиостимуляторами) и дефибрилляторами
- Корректность работы устройства должна быть проверена не позднее, чем в последние 6 месяцев перед перелетом
- Всегда имейте с собой необходимую медицинскую документацию
- Не проходите через ворота безопасности
Наш комментарий
Рекомендация не проходить через ворота безопасности при наличии кардиостимулятора устарела для современных моделей устройств. Без вреда для устройства можно миновать ворота в течение 10-15 секунд. Если требуется более длительное время, следует предупредить работников поста о наличии кардиостимулятора. Подробнее в нашей статье “После установки кардиостимулятора: работа кардиостимулятора и электромагнитные излучения”.
Добавить комментарий или задать вопрос
Источник
«Мифы и заблуждения о сердце и сосудах» — книга известного российского кардиолога Евгения Шляхто, в которой он рассказывает о том, как сохранить и укрепить здоровье сердечно-сосудистой системы. Мы публикуем из нее отрывок.
Вреден ли самолет для сердечников?
Самолет помогает нам быстро попасть из одного места в другое и является безопасным транспортом. По статистике, на миллион рейсов приходится всего от 8 до 25 смертей, большинство из которых вызваны сердечно-сосудистыми катастрофами. Путешествия на самолете не могут стать причиной смерти, особенно молодых людей. Но сердечно-сосудистые катастрофы может спровоцировать стресс, сопровождающий перелеты, особенно если полету предшествовал сильный эмоциональный стресс или прием алкоголя. Проблемы с сердцем, сосудами и артериальным давлением в самолете могут быть обусловлены следующими факторами:
• Сниженным давлением в салоне самолета (во время полета давление в салоне самолета приблизительно равно давлению на высоте 2500 м над уровнем моря) и уменьшенным количеством кислорода.
• Вынужденной неподвижностью тела («синдром эконом-класса»), которая может привести к образованию тромбов в сосудах, особенно в венах. Если такой тромб оторвется, то с током крови он может попасть в легочную артерию и закупорить ее, остановив приток крови в легкие.
Мифы и заблуждения о сердце и сосудах Евгений Шляхто Твердый переплет446 ₽В корзину
• Сухим воздухом в самолете, который может спровоцировать проблемы с дыханием, особенно у людей с бронхолегочной патологией (бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких, дыхательной недостаточностью и т. д.).
Без крайней необходимости не рекомендуется летать пациентам в течение первых двух недель после инфаркта и в течение первых трех недель после операции на сердце. Нельзя летать, если у вас нестабильная стенокардия, декомпенсированная сердечная недостаточность, неконтролируемые нарушения сердечного ритма.
Чтобы полет прошел приятно и спокойно, необходимо придерживаться простых рекомендаций:
• Не забывайте принять свои плановые лекарства, рекомендованные врачом.
• Избегайте соленой пищи, которую предлагают во время полета: соленых орешков, чипсов.
• Не пейте алкоголь.
• Пейте больше воды.
• Надевайте на время полета специальный компрессионный трикотаж (чулки, гольфы) — такие профилактические изделия не повредят и здоровым людям.
• Имейте при себе копию последней ЭКГ.
• Если у вас есть аллергия, имейте при себе список лекарств, которые ее вызывают.
• Если у вас установлен стимулятор, возьмите с собой подтверждающий документ.
• В полете постарайтесь не сидеть постоянно: сделайте несложные упражнения, сидя в кресле, встаньте, походите по салону.
• В большинстве авиакомпаний на борту есть журналы, в которых предложены простые упражнения на время полета — сделайте их.
• Если у вас установлен искусственный водитель ритма (стимулятор), возьмите с собой паспорт устройства или его копию и копию последней ЭКГ и не находитесь долго вблизи металлодетекторов. При досмотре не проходите через сканер сразу — предупредите сотрудников аэропорта о наличии у вас стимулятора и поинтересуйтесь, безопасно ли будет для вас установленное у них оборудование. При необходимости покажите сотрудникам аэропорта копию паспорта вашего устройства.
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 38833 книги
Источник