Сердечная недостаточность и самолет

Сердечная недостаточность и самолет thumbnail

Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, распространяемыми Aeroporti di Roma (организацией, контролирующий аэропорты Рима), составленными под руководством доктора Карло Ракани.

Условия  повышенной нагрузки на сердце у больных с хронической сердечной недостаточностью могут вызвать ухудшение его функционирования и появление симптомов. 

Авиаперелет может повлиять на течение сердечной недостаточности в связи со следующими неблагоприятными  факторами:

  • снижение давления воздуха на большой высоте и связанное с этим снижение парциального давления кислорода в крови,
  • пониженная влажность в салоне самолета, влекущая риск дегидратации,
  • ухудшение течения других заболеваний, вызывающих недостаток поступления кислорода (болезни легких, анемия),
  • психологический и физический стресс, связанный с путешествием (очереди на регистрацию и к пунктам досмотра, переноска багажа, беспокойство о безопасности полета)

Несмотря на это, полет не противопоказан лицам с хронической сердечной недостаточностью, но требует соблюдения некоторых предосторожностей. 

Сердечная недостаточность и полет

Рекомендации для воздушных путешественников

Изменения, происходящие на большой высоте хорошо переносимы в случае стабильной сердечной недостаточности, но в группу риска входят те у кого имеются признаки нестабильности кровообращения. 

Пациенты, которые способны перенести полет от относятся к 1 и 2 классу по классификации NYHA, они могут совершать перелеты без предварительной подготовки, но выполняя следующие рекомендации: 

1. Иметь в ручной клади

  • Достаточное на время полета количество обычно принимаемых лекарств,
  • Препараты для неотложной помощи, такие, как мочегонные и нитраты,
  • Документ с кратким изложением своего медицинского состояния
  • Недавнюю электрокардиограмму
  • Контакты лечащего врача

2. Иметь в багаже

  • Достаточное на время путешествия
  • количество обычно принимаемых лекарств,

3. При необходимости ингаляции кислорода в полете, предупредите авиакомпанию по меньшей мере за неделю до вылета,

4. Вставайте и прохаживайтесь достаточно часто во время полета

5. Избегайте приема «тяжелой» пищи, кофеинсодержащих напитков и алкоголя 

6. Не курите

 Пациенты с сердечной недостаточностью отмечающие одышку, сердцебиение и утомление при небольшой физической нагрузке (т.е. относящиеся к классу 3 по NYHA) перед путешествием должны пройти обследование у кардиолога. 

Авиаперелет противопоказан пассажирам, имеющим симптомы сердечной недостаточности в покое (класс 4 по NYHA). 

 

Специальные рекомендации

Специальным рекомендациям должны следовать пассажиры с имплантированными водителями ритма (кардиостимуляторами) и дефибрилляторами

  • Корректность работы устройства должна быть проверена не позднее, чем в последние 6 месяцев перед перелетом
  • Всегда имейте с собой необходимую медицинскую документацию
  • Не проходите через ворота безопасности

Наш комментарий

Рекомендация не проходить через ворота безопасности при наличии кардиостимулятора устарела для современных моделей устройств. Без вреда для устройства можно миновать ворота в течение 10-15 секунд.  Если требуется более длительное время, следует предупредить работников поста о наличии кардиостимулятора. Подробнее в нашей статье “После установки кардиостимулятора: работа кардиостимулятора и электромагнитные излучения”. 

Недостаточно прав для комментирования

Источник

«Мифы и заблуждения о сердце и сосудах» — книга известного российского кардиолога Евгения Шляхто, в которой он рассказывает о том, как сохранить и укрепить здоровье сердечно-сосудистой системы. Мы публикуем из нее отрывок.

Вреден ли самолет для сердечников?

Самолет помогает нам быстро попасть из одного места в другое и является безопасным транспортом. По статистике, на миллион рейсов приходится всего от 8 до 25 смертей, большинство из которых вызваны сердечно-сосудистыми катастрофами. Путешествия на самолете не могут стать причиной смерти, особенно молодых людей. Но сердечно-сосудистые катастрофы может спровоцировать стресс, сопровождающий перелеты, особенно если полету предшествовал сильный эмоциональный стресс или прием алкоголя. Проблемы с сердцем, сосудами и артериальным давлением в самолете могут быть обусловлены следующими факторами:

• Сниженным давлением в салоне самолета (во время полета давление в салоне самолета приблизительно равно давлению на высоте 2500 м над уровнем моря) и уменьшенным количеством кислорода.

• Вынужденной неподвижностью тела («синдром эконом-класса»), которая может привести к образованию тромбов в сосудах, особенно в венах. Если такой тромб оторвется, то с током крови он может попасть в легочную артерию и закупорить ее, остановив приток крови в легкие.

Мифы и заблуждения о сердце и сосудах Мифы и заблуждения о сердце и сосудах Евгений Шляхто Твердый переплет446 ₽В корзину

• Сухим воздухом в самолете, который может спровоцировать проблемы с дыханием, особенно у людей с бронхолегочной патологией (бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких, дыхательной недостаточностью и т. д.).

Без крайней необходимости не рекомендуется летать пациентам в течение первых двух недель после инфаркта и в течение первых трех недель после операции на сердце. Нельзя летать, если у вас нестабильная стенокардия, декомпенсированная сердечная недостаточность, неконтролируемые нарушения сердечного ритма.

Чтобы полет прошел приятно и спокойно, необходимо придерживаться простых рекомендаций:

• Не забывайте принять свои плановые лекарства, рекомендованные врачом.
• Избегайте соленой пищи, которую предлагают во время полета: соленых орешков, чипсов.
• Не пейте алкоголь.
• Пейте больше воды.
• Надевайте на время полета специальный компрессионный трикотаж (чулки, гольфы) — такие профилактические изделия не повредят и здоровым людям.
• Имейте при себе копию последней ЭКГ.
• Если у вас есть аллергия, имейте при себе список лекарств, которые ее вызывают.
• Если у вас установлен стимулятор, возьмите с собой подтверждающий документ.
• В полете постарайтесь не сидеть постоянно: сделайте несложные упражнения, сидя в кресле, встаньте, походите по салону.
• В большинстве авиакомпаний на борту есть журналы, в которых предложены простые упражнения на время полета — сделайте их.
• Если у вас установлен искусственный водитель ритма (стимулятор), возьмите с собой паспорт устройства или его копию и копию последней ЭКГ и не находитесь долго вблизи металлодетекторов. При досмотре не проходите через сканер сразу — предупредите сотрудников аэропорта о наличии у вас стимулятора и поинтересуйтесь, безопасно ли будет для вас установленное у них оборудование. При необходимости покажите сотрудникам аэропорта копию паспорта вашего устройства.

Получите книгу в подарок!

Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор

Мы уже подарили 39874  книги

Источник

Влияние перелетов

При полете давление в самолете соответствует давлению на высоте 2500 метров. С уменьшением атмосферного давления сокращается и объем кислорода на борту самолета. Это является фактором, который может спровоцировать увеличение давление, гипертонический криз и даже сердечный приступ.

На сердце
  • Изменения давления чувствуют все пассажиры, однако для сердечника авиаперелет может закончиться «сердечнососудистой катастрофой». Резкое снижение атмосферного давления, а также сокращение объема кислорода происходит на высоте 3000 метров. Если перелет продолжительный, самолет может достигнуть высоты 11000 метров. В результате этого резко уменьшается поступление в кровь кислорода, что крайне опасно для организма!
  • Даже здоровому человеку может потребоваться дополнительная ингаляция воздуха, не говоря уже о тех, кто страдает ишемической болезнью, стенокардией, атеросклерозом сосудов, гипертонией или кто перенес инфаркт миокарда.
  • Следует учитывать, что не все самолеты оснащены кислородными подушками, так как некоторые авиакомпании установили запрет на провоз кислорода на борту. Такая мера объясняется тем, что дополнительный кислород взрывоопасен, особенно это важно при длительных авиаперелетах.
На сосуды
  • Любой авиаперелет предполагает ограничение мобильности. Чем дольше человек находится без движения, тем большую нагрузку испытывают сосуды нижних конечностей.
  • Кровообращение в ногах при этом ухудшается, вязкость крови увеличивается, сосуды суживаются. Ноги начинают отекать и «ныть».
  • Все это происходит из-за перепадов давления на борту самолета. В данном случае повышается вероятность перекрытия сосуда тромбом.
Читайте также:  Симптомы при сердечной недостаточности симптомы диагностика

Рекомендации для воздушных путешественников

Изменения, происходящие на большой высоте хорошо переносимы в случае стабильной сердечной недостаточности, но в группу риска входят те у кого имеются признаки нестабильности кровообращения. 

1. Иметь в ручной клади

  • Достаточное на время полета количество обычно принимаемых лекарств,
  • Препараты для неотложной помощи, такие, как мочегонные и нитраты,
  • Документ с кратким изложением своего медицинского состояния
  • Недавнюю электрокардиограмму
  • Контакты лечащего врача

2. Иметь в багаже

  • Достаточное на время путешествия
  • количество обычно принимаемых лекарств,

3. При необходимости ингаляции кислорода в полете, предупредите авиакомпанию по меньшей мере за неделю до вылета,

4. Вставайте и прохаживайтесь достаточно часто во время полета

5. Избегайте приема «тяжелой» пищи, кофеинсодержащих напитков и алкоголя 

6. Не курите

 Пациенты с сердечной недостаточностью отмечающие одышку, сердцебиение и утомление при небольшой физической нагрузке (т.е. относящиеся к классу 3 по NYHA) перед путешествием должны пройти обследование у кардиолога. 

Авиаперелет противопоказан пассажирам, имеющим симптомы сердечной недостаточности в покое (класс 4 по NYHA). 

Специальным рекомендациям должны следовать пассажиры с имплантированными водителями ритма (кардиостимуляторами) и дефибрилляторами

  • Корректность работы устройства должна быть проверена не позднее, чем в последние 6 месяцев перед перелетом
  • Всегда имейте с собой необходимую медицинскую документацию
  • Не проходите через ворота безопасности

Что делать при гипертонии перед и во время путешествия на самолете

Можно ли летать на самолете с гипертонией? Дать конкретный ответ на данный вопрос сложно, поскольку все зависит от состояния пациента. При тяжелых формах нарушения авиаперелеты могут быть противопоказаны. Если же состояние благоприятное, лететь можно, однако нужно следовать особым рекомендациям.

Для минимизации негативных воздействий на сердце, а также облегчения состояния во время путешествия можно сделать следующее:
  • Перед бронированием билета нужно выяснить, имеются ли в самолете ингаляторы кислорода.
  • При заказе путевки через турфирму следует уточнить у туроператора, предусмотрена ли данная услуга при перелете и как ее заказать.
  • Еще один вариант: за несколько дней до путешествия заказать кислородную подушку. Это может сделать врач, который выпишет справку о том, что пациент нуждается в дополнительном кислороде во время полета.
  • Перед посадкой на самолет рекомендуется принять таблетку валидола. Средство нужно все время держать при себе на случай, если возникнет чувство беспокойства и страха.
  • Лицам, страдающим стенокардией, следует принять 70 мг аспирина и одну таблетку нитроглицерина. Это поможет избежать сердечного приступа.
  • Лицам с инфарктом в анамнезе авиаперелеты запрещены в течение полугода после приступа. Это важное условие, позволяющее избежать вторичного инфаркта.
  • Перед посадкой можно принять валериану в каплях (по инструкции) либо корвалол. Средства устраняют тревогу и страх, уменьшают учащенное сердцебиение и расслабляют в целом.
  • Во время перелета следует абстрагироваться от внешней среды. Помогут в этом общение, чтение, просмотр фильма, разгадывание кроссворда и т. д.
Как снизить негативное воздействие на сосуды:
  • Нельзя класть ногу на ногу. Сосуды сжимаются и испытывают дополнительную нагрузку.
  • Нельзя держать ноги согнутыми более одного часа. Не следует подминать их под себя, так как нарушается кровообращение, что опять же плохо для сосудов.
  • Ноги нужно держать ровно – чем дольше, тем лучше (ускоряется кровоток).
  • При перелете полезна даже малая физическая активность (шевеление ногами и т. д.). Каждые полчаса рекомендуется вставать и немного гулять по салону.
  • При заказе билета можно попросить выделить место не у окна, а рядом с проходом. Это позволит чаще двигаться и вставать, не беспокоя соседей.

Перечисленные рекомендации позволяют сделать перелет более комфортным, снижая нагрузку на сердечнососудистую систему.

Нередко после продолжительного авиаперелета люди, попадая в жаркий климат, незамедлительно отдаются искушениям. Организм сталкивается с новыми испытаниями, в несколько раз превышающими ежедневные нагрузки. В новой обстановке сбиваются биоритмы, не остаются незамеченными и сердце с сосудами.

Давление поднимается, и человек испытывает все сопутствующие симптомы: головокружение, чувство нехватки воздуха, головные боли и т. д. Поэтому отдельное внимание следует уделить вопросу, как вести себя гипертоникам при смене климатической обстановки.

Климат и АД

Артериальным называется давление внутри сосудов. За счет него кровь продвигается по сосудам, и осуществляются обменные процессы.

Давление обусловливается следующими показателями:

  • частота сокращений сердца;
  • специфика крови (вязкость, объем);
  • давление в грудной клетке и брюшной полости;
  • сопротивляемость стенок сосудов.

При сокращении левого желудочка кровь проталкивается от сердца к аорте. Давление при этом может увеличиться до 140 мм. Когда кровь попадает в мелкие артерии, давление опускается до 80 мм. Пульс определяется разницей между этими двумя значениями.

Организм здорового человека умеет приспосабливаться к изменяющейся внешней обстановке. Так, например, при интенсивных физических нагрузках давление повышается.

При нормализации нагрузки запускается саморегулирующий механизм, и давление принимает нормальное значение.

При сбоях в саморегуляции давление все время бывает повышенным или пониженными. Эти два состояния называются «гипертония» и «гипотония».

Первая стадияДавление составляет 160-180 мм на 95-105 мм. Появляется шум в ушах, болит голова. Состояние нормализуется после отдыха.
Вторая стадияДавление составляет 180-200 мм на 105-115 мм. Человек испытывает головокружение и головную боль. Повышается риск гипертонического криза, инсульта.
Третья стадияДавление составляет до 2300 мм на 130 мм. Происходят необратимые изменения в работе внутренних органов (аритмия, стенокардия, сердечная недостаточность, инфаркт).

Атмосферное давление воздействует на кровяное следующим образом:

  • изменение давление в грудной и брюшной полости;
  • изменение свойств крови (насыщаемость кислородом, вязкость).

Вообще, гипертоникам (особенно тем, у кого случаются частые кризы) врачи не рекомендуют менять климат. Таким людям полезен отдых на природе, лучше всего в лесу.

Гипертоникам, проживающим в средней полосе РФ, подойдет отдых в местных санаториях и на европейских курортах (Германия, Швейцария, Скандинавия, Прибалтика). Людям с повышенным давлением также благоприятен степной климат: повышается концентрация эритроцитов в крови, улучшается терморегуляция, понижается давление.

Следует помнить о том, что неправильно выбранная для проживания климатическая зона способна сократить жизнь на несколько лет и может являться причиной различных заболеваний.

Разобраться в том, какой климат подходит, а какой – нет, можно только экспериментальным путем. Т. е. наилучший способ – это путешествия. Чтобы понять, подходят климатические условия или нет, нужно провести в конкретной местности как минимум две недели.

Если же климат не подходит, первым об этом оповестит ЖКТ (начнутся расстройства пищеварения). Также может отмечаться боль в суставах и постоянная усталость. Значит, нужно готовиться к новому путешествию.

Читайте также:  Волнистый попугай сердечная недостаточность

Источник

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки?
Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен?
Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения обезвоживания?

Сердечная недостаточность и самолет
Рисунок 1. Ненужное ограничение передвижения усугубляет снижение качества жизни у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет каких-либо особых причин, делающих дальние поездки невозможными.

Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»). Научно-исследовательских работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.

  • Подготовка к путешествию

При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.

Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.

  • Проблемы на отдыхе

Обезвоживание. При желудочно-кишечных расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.

При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.

Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.

Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.

Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за последующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.

Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации ренин-ангиотензиновой системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.

Сердечная недостаточность и самолет
Рисунок 2. Дегидратация за счет повышенного потоотделения, наблюдаемого в жару, как правило, умеренная

Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.

Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.

Алкоголь. При сердечном заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.

Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.

Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это по каким-то причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.

  • Особые советы пациентам с распространенными кардиологическими проблемами

Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять бета-блокатор (25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.

Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению бета-блокаторов. Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).

Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).

Верапамил и бета-блокаторы (но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.

Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.

Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия. Бета-блокатор может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе бета-блокатор и верапамил.

Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.

Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием бета-блокатора, так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.

При приемы ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.

Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.

Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.

Читайте также:  Аллапинин и сердечная недостаточность

Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.

Полезные адреса

British Heart Foundation, 14 Fitzharding St, London, WIH 4DH, tel 0171 935 0185, fax 0171 486 1273.
The Medical Officer, British Airways PLC, PO Box 10, Healthrow Airport, London TW6 2JA.

Литература

1. Green P. L., Mooney S. E. Carrige of individual passengers by civil airlines. Aviation Medicine. London: Butterworth, 1998.
2. Cleland J. G. F., Cowburn P. J., McMurray J. Managment of Heart Failure: A systematic aproach to clinical practice. London: Science Press, 1997, P. 1 — 112.
3. Cleland J. G. F., McMurray J., Ray S. Prevention Strategies After Myocardial Infarction: Evidence Based Medicine. London: Science Press, 1994, P. 1 — 92.
4. Cleland J. G. F., Findlay I., Lowe G. D., McMurray J., Wood D. Asymptomatic Coronary Artery Disease and Angine. London: Science Press, 1996, P. 1 — 122.

Обратите внимание!

  • С помощью врача пациент должен проверить, насколько состояние его
    здоровья соответствует требованиям данного транспортного средства,
    и проинформировать соответствующий персонал о своем заболевании
  • Бета-блокаторы могут применяться для предупреждения стенокардии или аритмий, провоцируемых волнением или перевозбуждением
  • Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ или диуретики, должны регулярно взвешиваться на одних и тех же весах, чтобы вовремя обнаружить обезвоживание или задержку жидкости
  • Больным, применяющим антикоагулянты, необходимо провести оценку
    свертываемости крови перед и во время поездки (в случае если она
    продолжается более двух — трех недель)
  • Пациенты, прошедшие курс лечения амиодароном, обладают повышенной чувствительностью к солнечному свету, поэтому им следует избегать длительного пребывания на солнце или применять крем, блокирующий проникновение излучения всего видимого спектра
  • По крайней мере в течение двух недель после инфаркта миокарда
    или хирургических вмешательств на сердце (оптимальное время — 
    шесть недель) путешествия противопоказаны

Опасности и преимущества различных видов транспорта

  • Путешествие на автомобиле

Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.

Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.

Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.

Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.

  • Путешествие по железной дороге и на автобусе

Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.

Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.

Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.

Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.

  • Морское путешествие

Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).

Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.

Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние сердечно-сосудистой системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)

Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.

  • Путешествие на самолете

Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.

Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.

Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание (носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять бета-блокатор (при отсутствии противопоказаний).

С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.

Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.

Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.

Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.

Источник