Роль медсестры в уходе за больным с инсультом
Сестринский процесс в реабилитации больных, перенесших инсульты
Сестринский процесс (СП) предполагает системный подход в организации работы палатной медицинской сестры, который позволяет пациенту получить полноценный уход, а медицинской сестре удовлетворение от своей работы.
Сестринский процесс – научный метод профессионального решения проблем пациента. Он направлен на укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека. Цель СП – так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья могли реализовать себя, повысить качество жизни.
1 ЭТАП – ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Цель 1 этапа – определение потребности пациента в уходе. При оценке источниками информации являются: сам пациент, его семья, медицинский персонал, медицинская документация.
2 ЭТАП – СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ
Цель 2 этапа – выявление проблем пациента и их идентификация (настоящая или потенциальная проблема).
Определение по приоритету:
первостепенная проблема;
промежуточная проблема;
вторичная проблема.
3 ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЯ
Цель 3 этапа – составление плана ухода совместно с пациентом для решения его проблем. План ухода состоит из целей, которые должны быть индивидуальным, реалистическим, измеряемым, с конкретными сроками достижениями.
4 ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ
Цель 4 этапа – провести сестринское вмешательство, предназначенное для достижения цели.
Виды сестринских вмешательств:
a) независимые
b) зависимые
c) взаимозависимые
При работе МДБ достижение цели осуществляется совместно с другими специалистами.
5 ЭТАП – ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
Оценивает сама медсестра, учитывая мнение пациента. Цель может быть достигнута полностью, достигнута частично или не достигнута. Важно указать причину, по которой не достигла цели.
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 1 ЭТАПЕ:
- 1. уход за кожей;
- 2. профилактика пролежней;
- 3. риск развития пневмонии и аспирации;
- 4. питание;
- 5. гидратация;
- 6. нарушение функции тазовых органов.
В остром периоде инсульта ранняя реабилитация решает следующие предупреждение и организация лечения осложнений, связанных с иммобилизацией, сопутствующих заболеваний определение функционального дефицита и сохранных возможностей пациента улучшение общего физического состояния пациента выявление и лечение психоэмоциональных расстройств предупреждение повторного инсульта.
Неподвижность больного в остром периоде инсульта служит причиной развития многих осложнений – пролежней, тромбоза глубоких вен, пневмонии, депресии. Правильный уход и ранняя активизация больного во многом способствуют предупреждению этих явлений.
Роль медицинской сестры:
- 1. выполнение врачебных назначений.
- 2. динамическое наблюдение за состоянием пациента.
- 3. контроль сознания.
- 4. функциональная оценка состояния пациента.
- 5. удовлетворение потребностей пациента в питании и жидкости.
- 6. адекватное питание.
- 7. адекватное потребление жидкости.
- 8. сведение к минимуму физического дистресса.
- 9. коррекция нарушений дыхания.
- 10. контроль терморегуляции.
- 11. поддержание гемодинамики.
- 12. сведение к минимуму эмоционального дистресса.
- 13. коррекция нарушений психики.
- 14. снижение риска вторичных осложнений.
- 15. тромбоз глубоких вен нижних конечностей.
- 16. пролежни.
- 17. боль и отек в парализованных конечностях.
Коррекция нарушений дыхания. Обеспечение проходимости дыхательных путей путем предупреждения обструкции является приоритетной задачей у больных с ОНМК:
a. находящихся в коме
b. при рвоте.
Основные причины обструкции дыхательных путей:
a. западание корня языка
b. аспирация рвотных масс
c. участие кашлевого рефлекса и накопление мокроты в трахеобронхиальном дереве.
Профилактика обструкции дыхательных путей:
a. удаление съемных зубных протезов
b. регулярная санация ротоглотки
c. контроль положения пациента
d. изменение положение тела
e. пассивная дыхательная гимнастика
Адекватное питание пациента . Питание пациента должно осуществляться с учетом следующих требований:
a. общая калорийность 2000-3000 Ккал в сутки
b. бесшлаковое, гомогенное
c. с повышенным содержанием белка
d. с повышенным содержанием витамининов
e. с учетом диетических рекомендаций по основному и сопутствующим заболеваниям.
Метод кормления зависит от степени угнетения сознания и сохранения глотательного рефлекса. Расширение рациона питания производится за счет молочно-растительной пищи с содержанием клетчатки. Пациент принимает пищу сначала в кровати (высокое положение Фаулера и специальный столик), по мере расширения двигательного режима сидя за столом. Максимальное количество действий должен выполнять сам больной для раннего восстановления бытовых навыков [12.c.12].
Контроль терморегуляции. Для поддержания функции терморегуляции необходимо соблюдать следующие требования ухода:
a. температура воздуха в помещении должна придерживаться в пределах 18°-20°С
b. необходимо проводить проветривание палаты
c. недопустимо использование перин и толстых одеял на постели больного.
Коррекция нарушений психики. Любые психические нарушения сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью, утратой контроля над психической деятельностью. Психоэмоциональные расстройства могут существенно нарушать мотивации и адекватность поведения больного, значительно затрудняя тем самым процесс реабилитации [6.c.24].
Медицинская сестра должна:
a. объяснить природу нарушений родственникам
b. по согласованию с врачом ограничить общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости
c. при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента
d. подключить к лечению и реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции
e. не торопить пациента
f. при нарушении познавательных функций напоминать пациенту о времени, месте, значимых лицах
g. мотивировать пациента к выздоровлению.
Боль и отек в парализованных конечностях . Боль и отек в парализованных конечностях лечатся:
a. полным исключением свисания конечностей
b. применение пневматической компрессии или бинтованием специальными бинтами
c. поддержанием достаточного объема пассивных движений
d. периодическим приданием, парализованным конечностям приподнятого положения.
Профилактика тромбоза глубоких вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и связанная с ним тромбоэмболия легочной артерии представляют серьезную проблему ухода при ОНМК. Больные с ОНМК относятся чаще всего к группе высокого риска, что делает профилактику тромбоза обязательной. У лежачих больных замедляется скорость кровотока по сосудам, что способствует повышению свертываемости крови и развитию тромбоза вен ног. Чаще такое происходит в парализованной конечности.
Медицинская сестра должна:
a. забинтовать больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен
b. проводить ручной массаж (поглаживание и разминание) от стопы к бедру
c. придать вынужденное положение в постели (лежа на спине, приподнять ноги на 30°-40° с помощью подушек и валиков).
Профилактика пролежней . Пролежни относятся к наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются при восстановительном лечении больных неврологического профиля. Возникновение пролежней сопровождается обычно такими осложнениями, как боль, депресии, инфекции. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: длительном сдавливании мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента.
Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели, сидит в кресле-каталке), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово- и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее – некротическим изменениям кожи, подкожно – жировой клетчатки и даже мышц.
Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками.
Избежать образования пролежней у пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.
Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, необходимы: функциональная кровать, противопролежневый матрац, специальные приспособления. К специальным приспособлениям относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.
Существующие положения пациента в постели:
a. положение Фаулера
b. положение “на спине”
c. положение “на животе”
d. положение “на боку”
e. положение Симса
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 2 ЭТАПЕ.
- 1. недостаточность самоухода;
- 2. риск травматизма;
- 3. дезориентация;
- 4. боль в плечевом суставе;
- 5. профилактика повторного инсульта
Роль медицинской сестры по восстановлению двигательных навыков:
- – занятия с больными по указаниям методиста лечебной физкультуры в вечернее время и выходные дни
- – лечение положением
- – биомеханика шага
- – дозированная ходьба
Роль медицинской сестры по восстановлению речи, навыков чтения и письма
- – занятия с больными по указанию логопеда
- – чтение
- – произношение звуков и слогов
- – речевая гимнастика
Роль медицинской сестры в восстановлении навыков самообслуживания
a. оценить уровень функциональной зависимости
b. обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания
c. обеспечить больного приспособлениями, облегчающими самообслуживания
d. заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности
e. организовать комплекс трудотерапии с ежедневными занятиями пациента (стенд бытовой реабилитации, детские игрушки разного уровня)
f. контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления
g. проводить индивидуальные беседы с больным
Роль медицинской сестры по снижению риска травматизма:
- 1. организовать окружающую среду
- 2. обеспечить дополнительную поддержку
- 3. обеспечить вспомогательными средствами передвижения
- 4. Роль медицинской сестры по проблеме дезориентации
- 5. информирование пациента
- 6. напоминание о недавних событиях
- 7. сопровождение пациента к местам приема процедур, пищи.
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 3 ЭТАПЕ.
- 1. риск травматизации;
- 2. проблемы семьи;
- 3. психологическая и социальная адаптаци.
Именно эта группа больных до последнего времени, т.е. до открытия реабилитационных отделений, была изгоями и системы здравоохранения и системы социальной защиты населения.
Для учреждений системы здравоохранения такие больные представляют непреодолимые трудности т.к. приход участкового врача на дом к таким больным или визиты участковых медицинских сестер не могут существенно изменить качество жизни таких больных.
Необходимо использовать такие формы амбулаторной реабилитации, как “дневной стационар”, а для тяжелых, плохо ходящих больных – реабилитацию на дому.
В настоящее время для определения эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий используется такой показатель, как “качество жизни”, связанное со здоровьем, с заболеванием; характеризующий исход лечения при многих заболеваниях, особенно хронических .
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути нейрореабилитации и определения направленности реабилитационных воздействий.
В последние годы в реабилитологию введено также понятие “качество жизни”, связанное со здоровьем, при этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных, перенесших нарушения мозгового кровообращения.
Понятие “качество жизни”, связанное со здоровьем отражает группы критериев, характеризующих здоровье: физические, психологические и социальные, причем каждая из этих групп включает набор показателей, которые можно оценить как объективно, так и на уровне субъективного восприятия.
Во многих исследованиях, посвященных поиску оптимальных стратегий лечения и ухода, качество жизни широко применяется как надежный индикатор при оценке результатов и с таким подходом необходимо согласиться.
Показатель качества жизни имеет интегральный характер, отражая физическое, психическое состояние пациента, а так же уровень его жизнедеятельности и социальной активности. Повышенное внимание специалистов сестринского дела к оценке качества жизни связано с тем, что при таком подходе в наибольшей степени учитываются интересы больного. Вместе с тем имеются убедительные данные о том, что более совершенные стратегии сестринского ведения и реабилитации больных, перенесших инсульт, могут способствовать сохранению качества жизни пациентов, перенесших нарушения мозгового кровообращения.
Поскольку, медсестра несет ответственность за адекватность и безопасность ухода, оценку и наблюдение за физическим и психологическим состоянием пациента, принятие необходимых мер и своевременное информирование других специалистов бригады, предоставление постоянной физической психологической поддержки пациенту и ухаживающим за ним лицам, следует, что медицинская сестра способна координировать реабилитационный процесс с момента поступления больного до его выписки. Это очень важная, уникальная роль.
В течение последних трех лет активно создавались стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями, в том числе и с острыми сосудистыми поражениями головного мозга, но в них не выделены действия СП, не определен спектр простых медицинских услуг (ПМУ), которые входят в компетенцию СП.
Источник
Äèàãíîñòèêà è ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ èíñóëüòîì. Èíñóëüò: îïðåäåëåíèå, ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ, êëèíèêà òå÷åíèÿ, îñëîæíåíèÿ, ðàçëè÷íûå âèäû. Ðîëü ïàëàòíîé ìåäñåñòðû ïî óõîäó çà áîëüíûìè ñ èíñóëüòîì. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ â ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüòû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
1. ïîâûøåíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî è ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ìåäèöèíñêîé ñåñòðû;
2. ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè îðãàíèçàöèîííûõ ôîðì è òåõíîëîãèé ñåñòðèíñêîé ïîìîùè çà ñ÷åò: ôîðìèðîâàíèÿ èíôîðìàöèîííîãî áëîêà äëÿ ÷ëåíîâ ïðîôåññèîíàëüíîé áðèãàäû;
3. ñòàíäàðòèçàöèè ñåñòðèíñêèõ ìàíèïóëÿöèé;
4. ÷åòêîãî ïëàíèðîâàíèÿ è îðãàíèçàöèè ðàáî÷åãî âðåìåíè;
5. äîêóìåíòàëüíîãî ïîäòâåðæäåíèÿ óõîäà çà áîëüíûìè, ïîçâîëÿþùåãî óñòàíîâèòü âêëàä êàæäîãî ó÷àñòíèêà ëå÷åáíîãî ïðîöåññà â ðåàáèëèòàöèþ êîíêðåòíîãî ïàöèåíòà. Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà èãðàåò âàæíóþ ðîëü â îáó÷åíèè êàê ïàöèåíòîâ, òàê è èõ ðîäñòâåííèêîâ. Íàó÷èòü ïàöèåíòà íåêîòîðûì íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, ó÷èòûâàÿ îáùåå ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî. Íàó÷èòü ðîäñòâåííèêîâ íàâûêàì óõîäà çà òÿæåëîáîëüíûì ïàöèåíòîì. Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà äîëæíà ïðèâëå÷ü ðîäñòâåííèêîâ, êîòîðûå òàê æå ñìîãóò îñóùåñòâëÿòü óõîä çà ïàöèåíòîì, ñíà÷àëà â ñòåíàõ ñòàöèîíàðà, çàòåì â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Òàê êàê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ðîäñòâåííèêè ñàìè ïîíèìàþò çíà÷èìîñòü ïîëó÷åíèÿ íàâûêîâ ïî óõîäó, è ñàìè ñòðåìÿòñÿ ê ó÷åáå. Ðàöèîíàëüíîé ðåàáèëèòàöèè ñïîñîáñòâóåò âûñîêèé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ â äàííîé îáëàñòè. Îäíàêî íåîáõîäèìî óäåëÿòü áîëüøåå âíèìàíèå èíôîðìèðîâàííîñòè íàñåëåíèÿ î ñèìïòîìàõ íàðóøåíèÿõ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ è îáÿçàòåëüíîãî îáðàùåíèÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ â íåâðîëîãè÷åñêèå îòäåëåíèÿ è öåíòðû, âî èçáåæàíèå òÿæåëûõ ïîñëåäñòâèé è ïîòåðè âðåìåíè («çîëîòîãî ÷àñà èëè òåðàïåâòè÷åñêîãî îêíà»).
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1.Â.Â. Ìèõååâ “Íåðâíûå áîëåçíè” – Ìîñêâà “Ìåäèöèíà” 2014 ã.
2.À.Í. Áåëîâà “Íåéðîðåàáèëèòàöèÿ: ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé” – Ì.: Àíòèäîð, 2010 ã – ñ.568
3.À.Ñ. Êàäûêîâ “Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå èíñóëüòà” – Ì. “Ìèêëîø” 2013 ã. – ñ.176
5.Î.À. Áàëóíîâ, Þ.Â. Êîöèáèíñêàÿ “Ðîëü íåêîòîðûõ ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ â ôîðìèðîâàíèè àäàïòàöèè ó áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò” // Íåâðîëîãè÷åñêèé æóðíàë ò.6, ¹ 6 – 2014 ñ.28-30
6.Å.È. Ãóñåâ, À.Í. Êîíîâàëîâ, À.Á. Ãåõò “Ðåàáèëèòàöèÿ â íåâðîëîãèè” // Êðåìëåâñêàÿ ìåäèöèíà – 2011 ã. ¹ 5 ñ.29-32
7.À.Ñ. Êàäûêîâ “Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå èíñóëüòà” // Ðîññèéñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë – 2012 ã. ¹ 1 ñ.21-24
8.À.Ñ. Êàäûêîâ, Í.Â. Øàõíàðîíîâà, Ë.À. ×åðíèêîâà “Ïðîäîëæèòåëüíîñòü äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé ðåàáèëèòàöèè ïîñëå èíñóëüòà” // Âîññòàíîâèòåëüíàÿ íåâðîëîãèÿ – 2 – ì, 2012 ã. ñ.76-77
9.Î.À. Áàëóíîâ “Áàíê äàííûõ ïîñòèíñóëüòíûõ áîëüíûõ: ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ýôôåêòèâíîñòü ðåàáèëèòàöèîííîãî ïðîöåññà” // Æóðíàë íåâðîïàòîëîãèè è ïñèõèàòðèè èì.Ñ. Ñ. Êîðñàêîâà – 2014 ã. – ¹ 3 ñ.60-65
10.Í.Ê. Áàþíåïîâ, Ã.Ñ. Áóðä, Ì.Ê. Äóáðîâñêàÿ “Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ïðè îñòðûõ íàðóøåíèÿõ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ: Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè – Ì., 2015 ã.
11.Á.Ñ. Âèëåíñêèé “Èíñóëüò” – Ñàíêò-Ïåòåðáóðã: Ìåä. èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî, 2015 ã.
12.À.Ñ. Êàäûêîâ “Âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé è ñîöèàëüíàÿ ðåàäàïòàöèÿ áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò (îñíîâíûå ôàêòîðû ðåàáèëèòàöèè): Àâòîðåô. äèñ. ä-ðà ìåä. íàóê – Ì., 2011 ã.
13.À.Ñ. Êàäûêîâ “Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå èíñóëüòà” // Ðîññèéñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë – 2014 ã. ¹ 1 ñ.21-24
14.Ñåñòðèíñêîå äåëî (Îáçîð ëèòåðàòóðû) Âñåðîññèéñêèé ó÷åáíî-íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêèé Öåíòð ïî íåïðåðûâíîìó ìåäèöèíñêîìó è ôàðìàöåâòè÷åñêîìó îáðàçîâàíèþ – Ìîñêâà, 2008 ã.
15. Âåñòíèê ìåäñåñòðèíñêèõ àññîöèàöèé // Ñåñòðèíñêîå äåëî – ¹ 1-2004 ã. ñ. 19-32
16.È.Ã. Ëàâðîâà, Ê.Â. Ìàéñòðàõ “Ñîöèàëüíàÿ ãèãèåíà è îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ” – Ìîñêâà “Ìåäèöèíà”, 1987 ã.
17.”Èíñóëüò – áîëåçíü íàøåãî âðåìåíè,” // Æóðíàë “Ñåñòðèíñêîå äåëî – 2014 ¹ 3 ñ.6-10
18.Êà÷åñòâî ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Óïðàâëåíèå êà÷åñòâîì ñåñòðèíñêîé ïîìîùè // Æóðíàë “Ñåñòðèíñêîå äåëî”, 2014 ¹ 3 – ñ.11-13
19.Òåõíîëîãèÿ “Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ” íà ïðàêòèêå // Æóðíàë “Ñåñòðèíñêîå äåëî” – 2011 ã. ¹ 6 – ñ.21-22,27
20.Ïî îöåíêå êà÷åñòâà ðàáîòû ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèé è óäîâëåòâîðåííîñòè ïàöèåíòîâ // Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû – Ìîñêâà – 2013 ã. – ñ.95
21.Îöåíêà êà÷åñòâà è ýôôåêòèâíîñòè ìåäèöèíñêîé ïîìîùè // Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû – Ìîñêâà – 2014 ñ.73
22. È.Ñ. Áàõòèíà, À.Ã. Áîéêî, ÝÌ. Îâñÿííèêîâ “Ñåñòðèíñêîå äåëî ìåíåäæìåíò è ëèäåðñòâî” // Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð – Ñàíêò-Ïåòåðáóðã-2012 – ñ. 196
23.Ñ.À. Ìóõèíà, È.È. Òàðíîâñêàÿ “Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà” Ì. èñòîã 2016 ñ.180
24.Ã.Ì. Òðîôèìîâà “Ìåíåäæìåíò â ñåñòðèíñêîì äåëå” // Æóðíàë Ñåñòðèíñêîå äåëî 2016-¹2-1ñ.5-8
25.Ïðîãðàììà ïîäãîòîâêè ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà 1 ýòàï. Çäîðîâüå è ëþäè. èì çàíèìàþùèåñÿ. Ðàçðàáîòàíî è ïåðåñìîòðåíî Áåâåðëè Áèøîï, Ê – ¹ 8-2015.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник