Роль медсестры в реабилитации инсульта

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Реферат

В данной статье рассматривается влияние лиц, осуществляющих уход за больным, перенесшим инсульт на его адаптацию, качество жизни и особенности организации реабилитационного процесса. Освещаются аспекты работы медицинской сестры с пациентами, столкнувшимися с данным недугом.

Инсульт является наиболее распространённым заболеванием и одной из основных причин инвалидности в России. При инсульте нарушается мозговое кровообращение и разрушается участок головного мозга. Кроме того, что этот недуг способен привести к внезапной смерти, он еще может сделать инвалидом человека, который до этого был практически здоров. В зависимости от того, какой конкретно участок мозга поврежден, у пациента утрачиваются определенные мозговые функции и перестают функционировать различные органы.

Как следствие, основным бременем инсульта является длительное остаточное нарушение или физическая инвалидность, которые присутствуют более чем у 75% выживших после инсульта. Всё большую значимость приобретает проблема повторного инсульта, поскольку последний увеличивает вероятность летального исхода.

Долгосрочная инвалидность, вызванная инсультом, является общей проблемой во всех странах. Заболеваемость заметно возрастает с возрастом.

К пациентам со значительной инвалидностью через 3 месяца после инсульта относятся пожилые люди, женщины, имеющие в анамнезе сахарный диабет, лица с тяжелыми инсультами и неспособные передвигаться при выписке из больницы.

Воздействие инсульта на качество жизни, связанное со здоровьем, может иметь катастрофические последствия. Около 80% пациентов, перенесших инсульт, возвращаются домой после острой госпитализации и по крайней мере, половине из них требуется постоянная или временная помощь в домашних условиях от других людей. Обычно это близкие родственники и другие члены семьи, которые живут с пациентом и оказывают необходимый уход, начиная от физической помощи и заканчивая психосоциальной поддержкой.

Уход за пациентами, перенесшими инсульт, является обременительным и может влиять на некоторые объективные и субъективные аспекты жизни лица, осуществляющего уход, такие как физическое и эмоциональное здоровье, моральное состояние, трудовая жизнь, финансы, социальная мобильность, межличностные отношения и сексуальная жизнь.

В результате лица, осуществляющие уход испытывают высокий уровень нагрузки. Это бремя может привести к ухудшению состояния их здоровья, социальной активности и снижению благосостояния.

Нагрузка на членов семьи увеличивается, когда они не обладают достаточными знаниями или навыками для домашнего ухода за перенесшим инсульт человеком. В результате чего и пациент, и члены его семьи чувствуют себя угнетенными и беспомощным, что соответственно влияет на качество жизни пациента.

В этой связи роль медицинской сестры является важным фактором, формирующим восстановительное поведение пациента и качество жизни после инсульта.

В профессиональном внимании и сестринской помощи нуждаются не только люди, перенесшие инсульт, но и те, кто за ними ухаживает. Медицинские сестры составляют основу восстановительного лечения, реабилитации и амбулаторного медицинского ухода.

Медицинская сестра выполняет роль спутника пациента, проводит адаптационные тренинги после инсульта, включая изучение мер по снижению постинсультных состояний, выбору оптимальных путей преодоления последствий для пациента и улучшению адаптационных реакций и действий для поддержания стабильно психологического состояния.

Постоянное непосредственное взаимодействие медицинской сестры с пациентом, перенесшим инсульт и членами его семьи, оказывающими уход, эффективно улучшает функциональные возможности человека после инсульта.

Когда медицинский работник предоставляет пациентам и их семьям обширную программу физической реабилитации в форме базовой технической подготовки и функциональной реабилитации, неврологическая функция после инсульта может быть улучшена.

Эта программа разделена на три этапа, такие как предварительное обучение, коррекция процедур адаптации и мониторинг / оценка.

На этапе обучения медицинская сестра использует психологический подход, чтобы построить доверительные отношения с пациентом и его опекунами.

На этапе коррекции проводятся следующие шесть мероприятий во время встреч с пациентами и с лицами, обеспечивающими уход:

1. В первую неделю после прибытия пациента из лечебного заведения домой медицинская сестра обучает опекуна (если этого не было сделано ранее в лечебном заведении), дает полную информацию об инсульте, о профилактике повторного инсульта и о проблемах лиц, переживших инсульт.

2. Повторные встречи призваны улучшить взаимодействие пациента с членами семьи, оказывающими уход за больным. Проводятся уроки семейного воспитания и тренинг по адаптивным стратегиям выживания после инсульта, направленные на психологическое восстановление для достижения оптимального физического состояния после инсульта. Психологическая тренировка помогает пациенту сконцентрировать усилия, принять их текущее состояние, улучшить позитивное мышление и эмоциональный контроль. Патронаж включает регулярное физическое обследование, лечение, физические упражнения и диету для инсульта.

3. Третья встреча медицинских работников в первую неделю направлена на обучение первостепенным, несложным упражнениям после инсульта, в том числе передвижение по кровати, сидение на кровати, вставание и перемещение с кровати на инвалидную коляску и наоборот.

4. Четвертая встреча на второй неделе – обучение последующим упражнениям на адаптацию после инсульта: ходьбе и совместным движениям. Все эти мероприятия возможны только если нет противопоказаний.

5. Пятое посещение на второй неделе – обучение пациента и сиделок из членов его семьи основным ежедневным действиям, таким как в том числе: купание, использование упражнений для туалета, одевание и кормление.

6. И во время шестого визита на третьей неделе медицинская сестра проводит обучение стратегиям моральной и психологической поддержки пациента и поддержания адекватного само психологического состояния во время ухода за пациентом.

На этапе мониторинга и оценки состояния больного мед. сестра призывает лиц, осуществляющих уход, направлять пациентов на регулярное выполнение адаптационных упражнений. Отслеживает записи, сделанные лицом, осуществляющим уход, включая тип и время выполнения упражнений, а также способность пациента адаптироваться. И поддерживает тех, кто ухаживает за семьей, когда они испытывают трудности при уходе за пациентом.

Выводы

Существующие исследования показывают, что высокий уровень нагрузки наблюдается у 25% близких родственников через 1 месяц после инсульта, у 28% через 2 месяца, у 28% – 39% через 3 месяца, у 31% – 40% через 4-6 месяцев и у 51% через 1 год после инсульта.

Бремя и напряжение являются доминирующей парадигмой в оценке воздействия инсульта на жизнь лиц, осуществляющих уход. Как правило, они подвергаются риску выгорания. Современные данные свидетельствуют о том, что лица, осуществляющие уход за родственником, перенесшим инсульт, имеют повышенные уровни депрессии как в фазе острого инсульта, так и в фазе хронического инсульта. Помощь медицинской сестры просто необходима в этот период.

Благодаря проведенным тренингам, обучению и контролю со стороны медицинской сестры, пациенты часто добиваются успехов в реабилитации. Что, в свою очередь, вызывает такие положительные эмоции, как радость, гордость, удовлетворение и чувство близости со своей семьей.

В результате такого поэтапного амбулаторного медицинского обслуживания и помощи медицинской сестры люди, пережившие инсульт, успешнее справляются с физическими, психологическими, социальными и функциональными последствиями болезни.

Таким образом, роль медицинской сестры в ходе реабилитации пациента после инсульта велика и многогранна.

Список используемых источников.

1. Ярач К., Козубский В. Качество жизни у больных с инсультом. Acta Neurol Scand. 2013; 107 (5): 324–329.

2. Ферранс В.Е. Оценка результатов при раке. Меры, методы и приложения. Кембридж: издательство Кембриджского университета; 2015. Определения и концептуальные модели качества жизни; С. 14–29

3. EuroQol Group EuroQol – новое средство для измерения качества жизни, связанного со здоровьем. Политика здравоохранения. 1990; 16 (3): 199–208.

4. Чамберс Л.В., Сакетт Д.Л., Голдсмит К.Х., Макферсон А.С. Разработка и применение индекса социальной функции. Health Serv Res. 1976; 11 (4): 430–441

5. Хант С.М., МакКенна С.П., Макьюен Дж., Уильямс Дж. Профиль здоровья в Ноттингеме: субъективное состояние здоровья и медицинские консультации. Soc Sci Med. 1981; 15А (3) (12): 221–229

6. Харвуд Р.Х., Джитапункул С., Дикинсон Е., Эбрахим С. Измерение гандикапа: новый критерий оценки хронического заболевания. Качественное здравоохранение. 1994; 3 (1): 11–16

7. Вуд – Дофини С.Л., Уильямс Дж. Оценка глобальной функции. Реинтеграция в нормальный жизненный индекс. Arch Phys Med Rehabil. 1988; 69 (8): 583–590.

8. Холбрук М., Скиллбек К.Е. Индекс активности для пациентов с инсультом. Старение 1983; 12 (2): 166–170.

9. Ware JE, Sherbourne CD. MOS 36– пункт краткого обследования здоровья (SF – 36); концептуальные основы и выбор товара. Мед Уход. 1992; 30 (6): 473–482.

10. Ван Стратен А., де Хаан Р.Дж., Лимбург М., Шулинг Дж. Адаптированная версия из 30 пунктов профиля воздействия на болезнь для оценки качества жизни (SA – SIP 30). Инсульт. 1997; 28 (11): 2155–2161. [ PubMed ] [ Google Scholar ]

11. Ван Стратен А., де Хаан Р.Дж., Лимбург М., В ан ден Бос Г.А. Клиническое значение профиля удара, адаптированного к инсульту, – 30 и профиля воздействия на болезнь – 136. Инсульт. 2015; 31 (11): 2610–2615.

12. Скевингтон С., Лофти М., О’Коннелл К.А. Оценка качества жизни WHOQOL – BREF Всемирной организации здравоохранения: психометрические свойства и результаты международного полевого испытания. Qual Life Res. 2004; 13 (2): 299–310.

13. Ферранс С. Пауэрс М. Индекс качества жизни: развитие и психометрические свойства. Adv Nurs Sci. 1985; 8 (1): 15–24.

14. Дункан П.У., Уоллес Д., Лай С.М., Джонсон Д., Эмбретсон С. Масштаб удара. Версия 4.0. Оценка надежности, достоверности и чувствительности к изменениям. Инсульт. 2019; 30 (10): 2131–2140

15. Уильямс Л.С., Вайнбергер М., Харрис Л.Э., Кларк Д.О. Разработка инсульт-специфической шкалы качества жизни. Инсульт. 1999; 30 (7): 1362–1369

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется 100-300 случаев мозгового инсульта (МИ) на каждые 100 тыс. населения. В России этот показатель составляет 250-300 случаев на 100 тыс. населения [Скворцова В.И., 2002].

Высокая распространенность МИ и значительное снижение качества жизни данной категории больных определяют актуальность оптимизации реабилитационных программ [Allen D, Rixson L., 2008].

Соблюдение принципов непрерывности и комплексности представляет важное направление эффективной медицинской помощи в условиях специализированного реабилитационного отделения, особенно на этапе раннего восстановительного периода, когда правильно организованные лечебные мероприятия могут принести наибольший результат [Allen D, Rixson L., 2008.]. В обеспечении результативности реабилитационных протоколов большую роль играет организация сестринского ухода за больным [Bogousslavsky J., 2005].

Вопросы оптимизации сестринского ухода за постинсультными больными представляются актуальными, так как в «Программе развития сестринского дела в РФ на 2010-2020 гг.» [4] определены условия для оказания медицинской помощи и увеличения роли среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях, которые включают эффективную организацию работы медицинских сестер, повышение их квалификации, обеспечение необходимым оборудованием и инструментарием, обеспечивающими проведение лечебных процедур.

Каковы особенности ухода за постинсультными пациентами на основе сестринского процесса?

Сестринский процесс – научный метод профессионального решения проблем пациента. Он направлен на укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека.

Цель сестринского процесса так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья могли реализовать себя, повысить качество жизни.

1 ЭТАП – ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА. Цель 1 этапа – определение потребности пациента в уходе. При оценке источниками информации являются: сам пациент, его семья, медицинский персонал, медицинская документация.

2 ЭТАП – СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ. Цель 2 этапа – выявление проблем пациента и их идентификация (настоящая или потенциальная проблема).

3 ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЕ. Цель 3 этапа – составление плана ухода совместно с пациентом для решения его проблем. План ухода состоит из целей, которые должны быть индивидуальными, реалистическими, измеряемыми, с конкретными сроками достижения.

4 ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ. Цель 4 этапа – провести сестринское вмешательство, предназначенное для достижения цели. К видам сестринских вмешательств относится: независимые, зависимые и взаимозависимые. При работе в отделении достижение цели осуществляется совместно с другими специалистами.

5 ЭТАП – ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА. Оценивает сама медицинская сестра, учитывая мнение пациента. Цель может быть достигнута полностью, достигнута частично или не достигнута. Важно указать причину, по которой не достигла цели.

Процесс восстановления после инсульта включает три этапа:

Первый этап – это начальная активизация и адаптация больного в условиях реанимационного и неврологических отделений в первые дни болезни.

Второй этап – восстановление речи, физических функций организма и психологическая реабилитация в условиях специализированного отделения.

Третий – амбулаторный этап, где после выписки больные продолжают заниматься лечебной физкультурой и получают физиотерапевтическое лечение по месту жительства.

Деятельность медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса включает в себя:

1. выполнение врачебных назначений;

2. функциональная оценка и динамическое наблюдение за состоянием пациента;

3. удовлетворение потребностей пациента в адекватном питании и потреблении жидкости;

4. ведение к минимуму физического и эмоционального дистресса;

5. снижение риска вторичных осложнений;

6. коррекция нарушений дыхания контроль терморегуляции;

7. поддержание гемодинамики;

8. коррекция нарушений психики;

9. снижение риска вторичных осложнений.

Проблемы, с которыми сталкивается медицинская сестра при ведении пациента с инсультом на 1 этапе реабилитации:

1. уход за кожей;

2. профилактика пролежней;

3. риск развития пневмонии и аспирации;

4. питание;

5. гидратация;

6. нарушение функции тазовых органов.

Рассмотрим часть сестринских вмешательств, проводимых на данном этапе:

1. Профилактика обструкции дыхательных путей. Включает в себя: удаление съемных зубных протезов, регулярную санацию ротоглотки, контроль положения пациента, изменение положение тела, пассивную дыхательную гимнастику.

2. Профилактика тромбоза глубоких вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и связанная с ним тромбоэмболия легочной артерии представляют серьезную проблему ухода при остром нарушении мозгового кровообращения. Медицинская сестра должна: забинтовать больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен; проводить ручной массаж (поглаживание и разминание) от стопы к бедру; придать вынужденное положение в постели (лежа на спине, приподнять ноги на 30-40 с помощью подушек и валиков).

3. Профилактика пролежней. Пролежни относятся к наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются при восстановительном лечении больных неврологического профиля. Избежать образования пролежней у пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.

Проблемы, с которыми сталкивается медицинская сестра при ведении пациента с инсультом на 2 этапе реабилитации:

1. недостаточность самоухода;

2. риск травматизма;

3. дезориентация;

4. боль в суставах.

Деятельность медицинской сестры в восстановлении навыков самообслуживания является одной из самых важных. Для начала нужно оценить уровень функциональной зависимости пациента, его способность к самообслуживанию. Затем, совместно с врачом, следует определить объем двигательной активности пациента, на основании которого медицинская сестра должна организовать комплекс трудотерапии с ежедневными занятиями пациента (стенд бытовой реабилитации, детские игрушки разного уровня). К действиям медицинской сестры так же относится обеспечение больного приспособлениями, облегчающими самообслуживание. Необходимо контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления; проводить индивидуальные беседы с больным.

Деятельность медицинской сестры по снижению риска травматизма включает в себя организацию окружающей среды, обеспечение дополнительной поддержки и вспомогательными средствами передвижения.

Деятельность медицинской сестры по проблеме дезориентации: информирование пациента; напоминание о недавних событиях; сопровождение пациента к местам приема процедур, пищи.

Деятельность медицинской сестры по проблеме болей в суставах подразумевает обучение родственников пациента щадящим техникам перемещения и правилам обращения с паретичной рукой, ногой; использование позиционирования.

Проблемы, с которыми сталкивается медицинская сестра при ведении пациента с инсультом на 3 этапе реабилитации:

1. лечение осложнений и сопутствующих заболеваний;

2. профилактика повторного инсульта;

3. коррекция психоэмоциональных расстройств;

4. проблемы семьи.

Цель реабилитации на данном этапе — максимальная адаптация пациента к неврологическому дефициту путем использования сохранившихся функций, повышение способности к самообслуживанию, решение социальных проблем пациента и его семьи. Основную роль в решении этих задач выполняет семейная медицинская сестра.

В ее задачи входят:

1. активный патронаж постинсультных пациентов на дому;

2. прием больных в амбулаторных условиях;

3. ведение специализированных школ постинсультных больных.

Особое внимание на амбулаторном этапе уделяют профилактике повторных инсультов, включающей: полноценное питание и физическую активность; борьбу с факторами риска; регулярное посещение врача; ежедневный прием антиагрегантов (аспирин, курантил) и курсовой прием средств, улучшающих мозговое кровообращение (инстенон, актовегин, фезам).

Таким образом, нынешний подход к ведению пациентов с ОНМК, подразумевающий правильную и своевременную диагностику, современные методы лечения, раннюю реабилитацию, организацию помощи на дому, позволяет уменьшить число осложнений, понизить степень бытовой зависимости от окружающих, максимально адаптировать пациента к своему состоянию, избежать глубокой инвалидизации и повысить качество жизни больных.

Список литературы

Верещагин, Н.В. Инсульт. Принципы диагностики, лечения и профилактики / Н.В. Верещагин, М.А. Пирадов, З.А. Суслина (ред.). – М.: Интермедика, 2002. – 208 с.

Веселова, М.О. Инсульт. Современный взгляд на лечение и профилактику / М.О. Веселова. – М.: ИГ “Весь”, 2015. – 750 c.

Кадыков, А.С. Восстановление нарушенных функций и социальная реадаптация больных, перенесших инсульт: автореф. дисс. докт. мед. наук: 14.00.13 неврология / А.С. Кадыков. – М., 1991.- 22 с.

Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 – 2020 годы. Режим доступа // https://pandia.ru/text/80/220/44828.php (дата обращения 26.12.19).

Скворцова, В.И. Принципы ранней реабилитации больных с инсультом / В. И. Скворцова [и др.]. // Журнал неврологии и психиатрии. — 2002. — № 7. — С. 28-33.

Allen D, Gillen E, Rixson L. Systematic review of the effectiveness of integrated care pathways: what works, for whom, in which circumstances? Int J Evid Based Healthc. 2009 Jun; 7(2): 61-74.

Bogousslavsky, J. Recovery After Stroke / J. Bogousslavsky, M. R. Barnes, B. Dobkin // Medical. – 2005. – 668 р.

Источник