Роль медицинской сестры в реабилитации больных с инсультом
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Реферат
В данной статье рассматривается влияние лиц, осуществляющих уход за больным, перенесшим инсульт на его адаптацию, качество жизни и особенности организации реабилитационного процесса. Освещаются аспекты работы медицинской сестры с пациентами, столкнувшимися с данным недугом.
Инсульт является наиболее распространённым заболеванием и одной из основных причин инвалидности в России. При инсульте нарушается мозговое кровообращение и разрушается участок головного мозга. Кроме того, что этот недуг способен привести к внезапной смерти, он еще может сделать инвалидом человека, который до этого был практически здоров. В зависимости от того, какой конкретно участок мозга поврежден, у пациента утрачиваются определенные мозговые функции и перестают функционировать различные органы.
Как следствие, основным бременем инсульта является длительное остаточное нарушение или физическая инвалидность, которые присутствуют более чем у 75% выживших после инсульта. Всё большую значимость приобретает проблема повторного инсульта, поскольку последний увеличивает вероятность летального исхода.
Долгосрочная инвалидность, вызванная инсультом, является общей проблемой во всех странах. Заболеваемость заметно возрастает с возрастом.
К пациентам со значительной инвалидностью через 3 месяца после инсульта относятся пожилые люди, женщины, имеющие в анамнезе сахарный диабет, лица с тяжелыми инсультами и неспособные передвигаться при выписке из больницы.
Воздействие инсульта на качество жизни, связанное со здоровьем, может иметь катастрофические последствия. Около 80% пациентов, перенесших инсульт, возвращаются домой после острой госпитализации и по крайней мере, половине из них требуется постоянная или временная помощь в домашних условиях от других людей. Обычно это близкие родственники и другие члены семьи, которые живут с пациентом и оказывают необходимый уход, начиная от физической помощи и заканчивая психосоциальной поддержкой.
Уход за пациентами, перенесшими инсульт, является обременительным и может влиять на некоторые объективные и субъективные аспекты жизни лица, осуществляющего уход, такие как физическое и эмоциональное здоровье, моральное состояние, трудовая жизнь, финансы, социальная мобильность, межличностные отношения и сексуальная жизнь.
В результате лица, осуществляющие уход испытывают высокий уровень нагрузки. Это бремя может привести к ухудшению состояния их здоровья, социальной активности и снижению благосостояния.
Нагрузка на членов семьи увеличивается, когда они не обладают достаточными знаниями или навыками для домашнего ухода за перенесшим инсульт человеком. В результате чего и пациент, и члены его семьи чувствуют себя угнетенными и беспомощным, что соответственно влияет на качество жизни пациента.
В этой связи роль медицинской сестры является важным фактором, формирующим восстановительное поведение пациента и качество жизни после инсульта.
В профессиональном внимании и сестринской помощи нуждаются не только люди, перенесшие инсульт, но и те, кто за ними ухаживает. Медицинские сестры составляют основу восстановительного лечения, реабилитации и амбулаторного медицинского ухода.
Медицинская сестра выполняет роль спутника пациента, проводит адаптационные тренинги после инсульта, включая изучение мер по снижению постинсультных состояний, выбору оптимальных путей преодоления последствий для пациента и улучшению адаптационных реакций и действий для поддержания стабильно психологического состояния.
Постоянное непосредственное взаимодействие медицинской сестры с пациентом, перенесшим инсульт и членами его семьи, оказывающими уход, эффективно улучшает функциональные возможности человека после инсульта.
Когда медицинский работник предоставляет пациентам и их семьям обширную программу физической реабилитации в форме базовой технической подготовки и функциональной реабилитации, неврологическая функция после инсульта может быть улучшена.
Эта программа разделена на три этапа, такие как предварительное обучение, коррекция процедур адаптации и мониторинг / оценка.
На этапе обучения медицинская сестра использует психологический подход, чтобы построить доверительные отношения с пациентом и его опекунами.
На этапе коррекции проводятся следующие шесть мероприятий во время встреч с пациентами и с лицами, обеспечивающими уход:
1. В первую неделю после прибытия пациента из лечебного заведения домой медицинская сестра обучает опекуна (если этого не было сделано ранее в лечебном заведении), дает полную информацию об инсульте, о профилактике повторного инсульта и о проблемах лиц, переживших инсульт.
2. Повторные встречи призваны улучшить взаимодействие пациента с членами семьи, оказывающими уход за больным. Проводятся уроки семейного воспитания и тренинг по адаптивным стратегиям выживания после инсульта, направленные на психологическое восстановление для достижения оптимального физического состояния после инсульта. Психологическая тренировка помогает пациенту сконцентрировать усилия, принять их текущее состояние, улучшить позитивное мышление и эмоциональный контроль. Патронаж включает регулярное физическое обследование, лечение, физические упражнения и диету для инсульта.
3. Третья встреча медицинских работников в первую неделю направлена на обучение первостепенным, несложным упражнениям после инсульта, в том числе передвижение по кровати, сидение на кровати, вставание и перемещение с кровати на инвалидную коляску и наоборот.
4. Четвертая встреча на второй неделе – обучение последующим упражнениям на адаптацию после инсульта: ходьбе и совместным движениям. Все эти мероприятия возможны только если нет противопоказаний.
5. Пятое посещение на второй неделе – обучение пациента и сиделок из членов его семьи основным ежедневным действиям, таким как в том числе: купание, использование упражнений для туалета, одевание и кормление.
6. И во время шестого визита на третьей неделе медицинская сестра проводит обучение стратегиям моральной и психологической поддержки пациента и поддержания адекватного само психологического состояния во время ухода за пациентом.
На этапе мониторинга и оценки состояния больного мед. сестра призывает лиц, осуществляющих уход, направлять пациентов на регулярное выполнение адаптационных упражнений. Отслеживает записи, сделанные лицом, осуществляющим уход, включая тип и время выполнения упражнений, а также способность пациента адаптироваться. И поддерживает тех, кто ухаживает за семьей, когда они испытывают трудности при уходе за пациентом.
Выводы
Существующие исследования показывают, что высокий уровень нагрузки наблюдается у 25% близких родственников через 1 месяц после инсульта, у 28% через 2 месяца, у 28% – 39% через 3 месяца, у 31% – 40% через 4-6 месяцев и у 51% через 1 год после инсульта.
Бремя и напряжение являются доминирующей парадигмой в оценке воздействия инсульта на жизнь лиц, осуществляющих уход. Как правило, они подвергаются риску выгорания. Современные данные свидетельствуют о том, что лица, осуществляющие уход за родственником, перенесшим инсульт, имеют повышенные уровни депрессии как в фазе острого инсульта, так и в фазе хронического инсульта. Помощь медицинской сестры просто необходима в этот период.
Благодаря проведенным тренингам, обучению и контролю со стороны медицинской сестры, пациенты часто добиваются успехов в реабилитации. Что, в свою очередь, вызывает такие положительные эмоции, как радость, гордость, удовлетворение и чувство близости со своей семьей.
В результате такого поэтапного амбулаторного медицинского обслуживания и помощи медицинской сестры люди, пережившие инсульт, успешнее справляются с физическими, психологическими, социальными и функциональными последствиями болезни.
Таким образом, роль медицинской сестры в ходе реабилитации пациента после инсульта велика и многогранна.
Список используемых источников.
1. Ярач К., Козубский В. Качество жизни у больных с инсультом. Acta Neurol Scand. 2013; 107 (5): 324–329.
2. Ферранс В.Е. Оценка результатов при раке. Меры, методы и приложения. Кембридж: издательство Кембриджского университета; 2015. Определения и концептуальные модели качества жизни; С. 14–29
3. EuroQol Group EuroQol – новое средство для измерения качества жизни, связанного со здоровьем. Политика здравоохранения. 1990; 16 (3): 199–208.
4. Чамберс Л.В., Сакетт Д.Л., Голдсмит К.Х., Макферсон А.С. Разработка и применение индекса социальной функции. Health Serv Res. 1976; 11 (4): 430–441
5. Хант С.М., МакКенна С.П., Макьюен Дж., Уильямс Дж. Профиль здоровья в Ноттингеме: субъективное состояние здоровья и медицинские консультации. Soc Sci Med. 1981; 15А (3) (12): 221–229
6. Харвуд Р.Х., Джитапункул С., Дикинсон Е., Эбрахим С. Измерение гандикапа: новый критерий оценки хронического заболевания. Качественное здравоохранение. 1994; 3 (1): 11–16
7. Вуд – Дофини С.Л., Уильямс Дж. Оценка глобальной функции. Реинтеграция в нормальный жизненный индекс. Arch Phys Med Rehabil. 1988; 69 (8): 583–590.
8. Холбрук М., Скиллбек К.Е. Индекс активности для пациентов с инсультом. Старение 1983; 12 (2): 166–170.
9. Ware JE, Sherbourne CD. MOS 36– пункт краткого обследования здоровья (SF – 36); концептуальные основы и выбор товара. Мед Уход. 1992; 30 (6): 473–482.
10. Ван Стратен А., де Хаан Р.Дж., Лимбург М., Шулинг Дж. Адаптированная версия из 30 пунктов профиля воздействия на болезнь для оценки качества жизни (SA – SIP 30). Инсульт. 1997; 28 (11): 2155–2161. [ PubMed ] [ Google Scholar ]
11. Ван Стратен А., де Хаан Р.Дж., Лимбург М., В ан ден Бос Г.А. Клиническое значение профиля удара, адаптированного к инсульту, – 30 и профиля воздействия на болезнь – 136. Инсульт. 2015; 31 (11): 2610–2615.
12. Скевингтон С., Лофти М., О’Коннелл К.А. Оценка качества жизни WHOQOL – BREF Всемирной организации здравоохранения: психометрические свойства и результаты международного полевого испытания. Qual Life Res. 2004; 13 (2): 299–310.
13. Ферранс С. Пауэрс М. Индекс качества жизни: развитие и психометрические свойства. Adv Nurs Sci. 1985; 8 (1): 15–24.
14. Дункан П.У., Уоллес Д., Лай С.М., Джонсон Д., Эмбретсон С. Масштаб удара. Версия 4.0. Оценка надежности, достоверности и чувствительности к изменениям. Инсульт. 2019; 30 (10): 2131–2140
15. Уильямс Л.С., Вайнбергер М., Харрис Л.Э., Кларк Д.О. Разработка инсульт-специфической шкалы качества жизни. Инсульт. 1999; 30 (7): 1362–1369
Источник
1. Курсовая работа на тему : Роль медицинской сестры в реабилитации после инсульта
Образовательное бюджетное оброзовательного учреждения
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский коллеж №1»
Специальность :сестринское дело
Форма обучения : очная
Студент Слободчиков Юрий Алексеевич
Курс III Группа С31
Руководитель :Кареевская Юлия
Анатольевна
Москва
2018
2. Содержание
1. Введение
а) инсульт
б) Виды инсульта
1) Ишемический инсульт
2) Геморрагический инсульт
2. Первые признаки инсульта у взрослого человека
3. воздействием неблагоприятных факторов
4. Как распознать инсульт
5. Первая помощь
6. Роль медицинской сестры в
реабилитационных мероприятиях
слайд 3
слайд 3
слайд 4
слайд 5
слайд 6
слайд 7
слайд 8
слайд 9
слайд 11
слайд 13
3. Введение
Инсульт — это острое нарушение мозгового
кровообращения, приводящее к стойкому очаговому
поражению головного мозга. Может носить
ишемический или геморрагический характер.
Патология сопровождается острым нарушением
мозгового кровообращения, поражением сосудов и
ЦНС. При нарушении нормального кровотока
ухудшается питание нервных клеток головного
мозга, а это весьма опасно, поскольку орган
работает за счет постоянного поступления к нему
кислорода и глюкозы
4. вида инсульта
Существует 2 основных вида инсульта:
ишемический и геморрагический. Они имеют
принципиально разный механизм развития и
нуждаются в кардинально отличающихся подходах к
лечению. Ишемический и геморрагический инсульт
занимают соответственно 80% и 20% от общей
совокупности.
5. Ишемический инсульт
Ишемическое поражение головного мозга встречается
в 8 случаях из 10. Преимущественно им страдают
люди преклонного возраста, после 60 лет, чаще –
мужчины. Основная причина – это закупорка сосудов
или их длительный спазм, что влечет за собой
прекращение кровоснабжения и кислородное
голодание. Это ведет к отмиранию клеток мозга.
6. Геморрагический инсульт
Что это? Геморрагический инсульт – результат
кровоизлияния в вещество головного мозга после
повреждения стенок сосуда. Нарушение
функциональной активности и гибель нейроцитов
при этом в основном происходит вследствие их
сдавливания гематомой.
7. Первые признаки инсульта у взрослого человека
Признаки инсульта следует знать всем людям, независимо от
наличия медицинского образования. Эти симптомы, в первую
очередь, связаны с нарушением иннервации мышц головы и тела,
поэтому при подозрении на инсульт попросите человека
выполнить три простых действия: улыбнуться, поднять руки,
сказать любое слово или предложение.
У человека, внезапно почувствовавшего «дурноту», можно
предположить сосудистые проблемы по следующим признакам,
которые можно принять за первые признаки инсульта:
Онемение участков тела (лицо, конечности);
Головная боль;
Потеря контроля над окружающей обстановкой;
Двоение в глазах и другие нарушения зрения;
Тошнота, рвота, головокружение;
Двигательные и чувствительные расстройства.
8. Патология развивается, как осложнение основного заболевания сердца и сосудов, а также под воздействием неблагоприятных
атеросклероз сосудов головного мозга;
тромбоэмболия;
гипертония (артериальная гипертензия);
ревматические поражения сердца;
инфаркт миокарда;
операции на сердце;
постоянный стресс;
сосудистые опухоли;
прием некоторых видов наркотических средств;
алкоголизм;
курение;
аневризма мозговой артерии.
9. Как распознать инсульт
10.
11. Первая помощь
При инсульте кровоизлияние в мозг требует
незамедлительной реакции на его возникновения,
поэтому после наступления первых же симптомов,
нужно выполнить следующие действия:
1.Уложите больного таким образом, чтобы его голова была
2.приподнята примерно на 30°.
3.Если больной потерял сознание и оказался на полу, переместите
его в более удобное положение.
4.Если у больного есть предпосылки к рвоте, поверните его голову
на бок, чтобы рвотные массы не попали в органы дыхания.
12.
5.Необходимо понимать то, как меняется у
больного человека пульс и артериального
давления. При возможности нужно проверить
эти показатели и запомнить их.
6Когда приедет бригада скорой помощи, врачам
необходимо указать, как начались проблемы,
насколько стал хуже себя чувствовать и выглядеть
больной, а также какие таблетки он принимал.
13. Роль медицинской сестры в Реабилитационных мероприятиях:
проводятся с самого начала инсульта и
продолжаются при сохранении
неврологического дефицита на протяжении всей
жизни при участии больного, команды
медработников и родственников;
правильный уход за телом больного,
использование специальных приспособлений;
14.
дыхательная гимнастика (для профилактики
пневмоний);
как можно более ранняя активизация
двигательного режима больного, начиная от
непродолжительных присаживаний в кровати до
полноценной лечебной физкультуры;
применение различных физиотерапевтических и
других методов: электропроцедуры, массаж,
акупунктура, занятия с логопедом.
15. Спасибо за внимание
16. Интернет источник
https://simptomy-i-lechenie.net/insult/
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/za
bolevanija_neurology/insult
Источник
Сестринский процесс (СП) предполагает системный подход в организации работы палатной медицинской сестры, который позволяет пациенту получить полноценный уход, а медицинской сестре удовлетворение от своей работы.
Сестринский процесс – научный метод профессионального решения проблем пациента. Он направлен на укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека. Цель СП – так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья могли реализовать себя, повысить качество жизни.
1 ЭТАП – ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Цель 1 этапа – определение потребности пациента в уходе. При оценке источниками информации являются: сам пациент, его семья, медицинский персонал, медицинская документация.
2 ЭТАП – СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ
Цель 2 этапа – выявление проблем пациента и их идентификация (настоящая или потенциальная проблема).
Определение по приоритету:
первостепенная проблема;
промежуточная проблема;
вторичная проблема.
3 ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЯ
Цель 3 этапа – составление плана ухода совместно с пациентом для решения его проблем. План ухода состоит из целей, которые должны быть индивидуальным, реалистическим, измеряемым, с конкретными сроками достижениями.
4 ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ
Цель 4 этапа – провести сестринское вмешательство, предназначенное для достижения цели.
Виды сестринских вмешательств:
- · независимые
- · зависимые
- · взаимозависимые
При работе МДБ достижение цели осуществляется совместно с другими специалистами.
5 ЭТАП – ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
Оценивает сама медсестра, учитывая мнение пациента. Цель может быть достигнута полностью, достигнута частично или не достигнута. Важно указать причину, по которой не достигла цели.
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 1 ЭТАПЕ:
уход за кожей;
профилактика пролежней;
риск развития пневмонии и аспирации;
питание;
гидратация;
нарушение функции тазовых органов;
В остром периоде инсульта ранняя реабилитация решает следующие предупреждение и организация лечения осложнений, связанных с иммобилизацией, сопутствующих заболеваний определение функционального дефицита и сохранных возможностей пациента улучшение общего физического состояния пациента выявление и лечение психоэмоциональных расстройств предупреждение повторного инсульта
Неподвижность больного в остром периоде инсульта служит причиной развития многих осложнений – пролежней, тромбоза глубоких вен, пневмонии, депресии. Правильный уход и ранняя активизация больного во многом способствуют предупреждению этих явлений [21,15].
Роль медицинской сестры:
выполнение врачебных назначений
динамическое наблюдение за состоянием пациента:
контроль сознания
функциональная оценка состояния пациента
удовлетворение потребностей пациента в питании и жидкости:
адекватное питание
адекватное потребление жидкости
сведение к минимуму физического дистресса:
коррекция нарушений дыхания
контроль терморегуляции
поддержание гемодинамики
сведение к минимуму эмоционального дистресса
коррекция нарушений психики
снижение риска вторичных осложнений
тромбоз глубоких вен нижних конечностей
пролежни
боль и отек в парализованных конечностях.
Коррекция нарушений дыхания. Обеспечение проходимости дыхательных путей путем предупреждения обструкции является приоритетной задачей у больных с ОНМК:
находящихся в коме при рвоте.
Основные причины обструкции дыхательных путей:
западание корня языка
аспирация рвотных масс
участие кашлевого рефлекса и накопление мокроты в трахеобронхиальном дереве.
Профилактика обструкции дыхательных путей:
удаление съемных зубных протезов
регулярная санация ротоглотки
контроль положения пациента
изменение положение тела
пассивная дыхательная гимнастика
Адекватное питание пациента. Питание пациента должно осуществляться с учетом следующих требований:
общая калорийность 2000-3000 Ккал в сутки
бесшлаковое, гомогенное
с повышенным содержанием белка
с повышенным содержанием витамининов
с учетом диетических рекомендаций по основному и сопутствующим заболеваниям.
Метод кормления зависит от степени угнетения сознания и сохранения глотательного рефлекса. Расширение рациона питания производится за счет молочно-растительной пищи с содержанием клетчатки. Пациент принимает пищу сначала в кровати (высокое положение Фаулера и специальный столик), по мере расширения двигательного режима сидя за столом. Максимальное количество действий должен выполнять сам больной для раннего восстановления бытовых навыков.
Контроль терморегуляции. Для поддержания функции терморегуляции необходимо соблюдать следующие требования ухода:
температура воздуха в помещении должна придерживаться в пределах 18°-20°С
необходимо проводить проветривание палаты
недопустимо использование перин и толстых одеял на постели больного.
Коррекция нарушений психики. Любые психические нарушения сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью, утратой контроля над психической деятельностью. Психоэмоциональные расстройства могут существенно нарушать мотивации и адекватность поведения больного, значительно затрудняя тем самым процесс реабилитации. Медицинская сестра должна:
объяснить природу нарушений родственникам
по согласованию с врачом ограничить общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости
при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента
подключить к лечению и реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции
не торопить пациента
при нарушении познавательных функций напоминать пациенту о времени, месте, значимых лицах
мотивировать пациента к выздоровлению.
Боль и отек в парализованных конечностях. Боль и отек в парализованных конечностях лечатся:
полным исключением свисания конечностей
применение пневматической компрессии или бинтованием специальными бинтами
поддержанием достаточного объема пассивных движений
периодическим приданием, парализованным конечностям приподнятого положения.
Профилактика тромбоза глубоких вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и связанная с ним тромбоэмболия легочной артерии представляют серьезную проблему ухода при ОНМК. Больные с ОНМК относятся чаще всего к группе высокого риска, что делает профилактику тромбоза обязательной. У лежачих больных замедляется скорость кровотока по сосудам, что способствует повышению свертываемости крови и развитию тромбоза вен ног. Чаще такое происходит в парализованной конечности [8,9].
Медицинская сестра должна:
забинтовать больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен
проводить ручной массаж (поглаживание и разминание) от стопы к бедру
придать вынужденное положение в постели (лежа на спине, приподнять ноги на 30°-40° с помощью подушек и валиков).
Профилактика пролежней. Пролежни относятся к наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются при восстановительном лечении больных неврологического профиля. Возникновение пролежней сопровождается обычно такими осложнениями, как боль, депресии, инфекции. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: длительном сдавливании мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента [21].
Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели, сидит в кресле-каталке), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово- и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее – некротическим изменениям кожи, подкожно – жировой клетчатки и даже мышц.
Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками.
Избежать образования пролежней у пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.
Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, необходимы: функциональная кровать, противопролежневый матрац, специальные приспособления. К специальным приспособлениям относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.
Существующие положения пациента в постели:
- · положение Фаулера
- · положение “на спине”
- · положение “на животе”
- · положение “на боку”
- · положение Симса
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 2 ЭТАПЕ.
недостаточность самоухода;
риск травматизма;
дезориентация;
боль в плечевом суставе;
профилактика повторного инсульта
Роль медицинской сестры по восстановлению двигательных навыков:
- · занятия с больными по указаниям методиста лечебной физкультуры в вечернее время и выходные дни
- O лечение положением
- O биомеханика шага
- O дозированная ходьба
Роль медицинской сестры по восстановлению речи, навыков чтения и письма
- · занятия с больными по указанию логопеда
- O чтение
- O произношение звуков и слогов
- O речевая гимнастика
Роль медицинской сестры в восстановлении навыков самообслуживания
оценить уровень функциональной зависимости
обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания
обеспечить больного приспособлениями, облегчающими самообслуживания
заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности
организовать комплекс трудотерапии с ежедневными занятиями пациента (стенд бытовой реабилитации, детские игрушки разного уровня)
контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления
проводить индивидуальные беседы с больным
Роль медицинской сестры по снижению риска травматизма
организовать окружающую среду
обеспечить дополнительную поддержку
обеспечить вспомогательными средствами передвижения
Роль медицинской сестры по проблеме дезориентации
информирование пациента
напоминание о недавних событиях
сопровождение пациента к местам приема процедур, пищи.
Роль медицинской сестры по проблеме боли в плечевом суставе
обучение родственников пациента щадящим техникам перемещения и правилам обращения с паретичной рукой
использование позиционирования
Роль медицинской сестры по профилактике повторного инсульта
использование в работе с пациентом протокола по артериальной гипертензии
вовлечение пациента в Школу гипертонии
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 3 ЭТАПЕ.
риск травматизации;
проблемы семьи;
психологическая и социальная адаптация
Именно эта группа больных до последнего времени, т.е. до открытия реабилитационных отделений, была изгоями и системы здравоохранения и системы социальной защиты населения.
Для учреждений системы здравоохранения такие больные представляют непреодолимые трудности т.к. приход участкового врача на дом к таким больным или визиты участковых медицинских сестер не могут существенно изменить качество жизни таких больных.
Необходимо использовать такие формы амбулаторной реабилитации, как “дневной стационар”, а для тяжелых, плохо ходящих больных – реабилитацию на дому.
В настоящее время для определения эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий используется такой показатель, как “качество жизни”, связанное со здоровьем, с заболеванием; характеризующий исход лечения при многих заболеваниях, особенно хронических [2,3,14].
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути нейрореабилитации и определения направленности реабилитационных воздействий.
В последние годы в реабилитологию введено также понятие “качество жизни”, связанное со здоровьем, при этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных, перенесших нарушения мозгового кровообращения [2,3,15].
Понятие “качество жизни”, связанное со здоровьем отражает группы критериев, характеризующих здоровье: физические, психологические и социальные, причем каждая из этих групп включает набор показателей, которые можно оценить как объективно, так и на уровне субъективного восприятия (рис.2)
Рис.2 Критерии и показатели здоровья, учитывающиеся при оценке качества жизни, связанного со здоровьем
Во многих исследованиях, посвященных поиску оптимальных стратегий лечения и ухода, качество жизни широко применяется как надежный индикатор при оценке результатов и с таким подходом необходимо согласиться.
Показатель качества жизни имеет интегральный характер, отражая физическое, психическое состояние пациента, а так же уровень его жизнедеятельности и социальной активности. Повышенное внимание специалистов сестринского дела к оценке качества жизни связано с тем, что при таком подходе в наибольшей степени учитываются интересы больного. Вместе с тем имеются убедительные данные о том, что более совершенные стратегии сестринского ведения и реабилитации больных, перенесших инсульт, могут способствовать сохранению качества жизни пациентов, перенесших нарушения мозгового кровообращения.
Поскольку, медсестра несет ответственность за адекватность и безопасность ухода, оценку и наблюдение за физическим и психологическим состоянием пациента, принятие необходимых мер и своевременное информирование других специалистов бригады, предоставление постоянной физической психологической поддержки пациенту и ухаживающим за ним лицам, следует, что медицинская сестра способна координировать реабилитационный процесс с момента поступления больного до его выписки. Это очень важная, уникальная роль [Сорокоумов В.А., 2002].
В течение последних трех лет активно создавались стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями, в том числе и с острыми сосудистыми поражениями головного мозга [25,26, 19], но в них не выделены действия СП, не определен спектр простых медицинских услуг (ПМУ), которые входят в компетенцию СП.
Источник