Речь и память после инсульта в домашних условиях

Речь и память после инсульта в домашних условиях thumbnail

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

Каждый человек время от времени испытывает незначительные расстройства памяти. В силу биологических процессов с возрастом воспоминания могут становиться размытее. У некоторых пожилых людей потеря памяти мешает нормальному функционированию, что называется слабоумием. Однако чаще всего разнообразные нарушения мнестической функции встречается у лиц, переживших острое нарушение мозгового кровообращения – инсульт.

По данным Национальной ассоциации по борьбе с инсультами, некоторая степень потери памяти затрагивает около трети людей, столкнувшихся с ОНМК. Однако есть действенные и проверенные методики, позволяющие вернуть или улучшить мнестическую функцию.

Дефицит памяти после инсульта может варьироваться. Степень мнестических расстройств зависит от возраста пациента, тяжести инсульта, зоны, где произошло ОНМК, и даже поддержка, которую человек получает от семьи и друзей.

К сожалению, никакие лекарства не способны устранить потерю памяти. Но там, где лекарства бессильны, можно предпринять простые шаги: с помощью занятий, терапии и реабилитации добиться восстановления памяти после инсульта.

неврологическая реабилитация

Что представляет собой потеря памяти после инсульта?

Больной может столкнуться со следующими типами нарушений мнестической функции в аспектах:

  • Вербальный – память на имена, услышанные истории и информацию, связанную с речевой деятельностью.
  • Визуальный – память о формах, лицах, маршрутах и ​​увиденных вещах
  • Информационный – память на усвоенную информацию, ранее имеющиеся навыки, проблемы в приобретении новых знаний.
  • Сосудистая деменция – распространенное постинсультное состояние, включающее ухудшению или потерю мыслительных способностей.

Симптомы потери памяти после инсульта могут включать:

  • путаница в интерпретации, анализе, систематизации полученных сигналов и их сравнении с ранее усвоенной информации;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • склонность бродить или возможность заблудиться в знакомых местах, дезориентация в пространстве;
  • сложность следовать пунктам полученной инструкции;
  • проблемы с совершением денежных транзакций.

Потеря памяти может быть прямым результатом инсульта, но также может быть вызвана или усугублена приемом лекарств, употреблением алкоголя, табака и наркотиков, недостатком сна, депрессией и стрессом, неполноценным питанием.

Память может улучшиться со временем, как спонтанно, так и в результате реабилитации.Однако иногда симптомы мнестических расстройств могут наблюдаться годами. При потере памяти могут быть полезны лекарства, используемые в терапии связанных проблем, таких как беспокойство, депрессия или нарушения сна.

мужчина на восстановлении памяти после инсульта

Как восстановить память после инсульта?

Разнообразные методы «перестройки» мозга предназначены для улучшения мышления и памяти после инсульта. Обучение может помочь повысить бдительность и внимание, но нет научных доказательств того, что такая терапия может улучшить способность выполнять повседневные задачи. Такое обучение может быть пройдено самостоятельно, под контролем специалиста, с помощью компьютерных программ и приложений. Чтобы стимулировать мозг, улучшить память и когнитивные способности, следует попробовать свои силы в новых хобби, которые затрагивают как разум, так и тело. Кроме того, необходимо регулярно выполнять упражнения: адекватная физическая тренировка идет на благо и физическому, и психическому здоровью.

Стимулируйте свой мозг

Игры, которые требуют активного использования ресурсов мозга, будь то простые шашки или сложные игры, как шахматы, могут помочь восстановить функцию памяти.Определите обязательные ежедневные процедуры, такие как чтение книги, разгадывание кроссвордов, составление пазлов. Установите, когда именно вы будете выполнять эти задания. Каждый день проводите их в определенной последовательности.

Работайте со специалистами по реабилитации

Логопедия способствует выздоровлению. Занятия с логопедом помогают стимулировать мозг к созданию нервных связей от неповрежденных частей мозга к зонам, пораженным инсультом.

Обретите решимость выздороветь

Уверенность в восстановлении всегда срабатывает в пользу человека. Подходите к занятиям целеустремленно, ответственно и с вдохновением.

Размещайте напоминания для себя

Оставьте заметки в ключевых областях, таких как знаки в ванной комнате, напоминающие о необходимости почистить зубы. Используйте будильник на смартфоне, чтобы напомнить себе о назначениях и о том, когда следует принимать лекарства. Как только вы сформируете последовательную и повторяющуюся рутину, привычка поможет восстановить память.

Записывайте ежедневные и специальные мероприятия в ежедневнике.Держите всегда под рукой блокнот с важной информацией.Организуйте информацию в разделах, таких как встречи, телефонные номера и лекарства.

Составьте письменные инструкции о том, как пользоваться обычными предметами домашнего обихода, такими как телефоны и микроволновые печи.Если писать сложно, можете использовать диктофонили приложение на смартфоне для записи заметок.Вы также можете попросить других людей записывать вещи для вас.

Используйте ассоциации

Мнемоника – это творческий способ запоминания вещей. Он часто принимает форму аббревиатуры. Например, запоминание слова «ВОЛОС», составленное из первых букв: возвышение, ограничение, лед, отдых, сжатие – быстрый способ вспомнить, как лечить растяжение связок. Вы можете придумать свою собственную аббревиатуру для шагов, чтобы приготовить знакомую еду.

Хорошо работают и рифмы, которые ассоциируют название объектов с их свойствами. Например: «У Анны волосы кучерявы».Используйте подсказки, которые помогут вспомнить определенные задачи или информацию. Чтобы создать сигнал для памяти, подключите задачу или фрагмент информации к чему-то значимому, например к изображению, знакомому имени или песне.

Будьте организованы

Облегчение поиска предметов, необходимых для повседневной деятельности, их расположение на видном месте, поможет вспомнить, что и когда нужно делать. Определите для всех вещей свое место. Например, повесьте ключи на крючок у двери. Уберите личные вещи на те полочки в шкафу, где они должны быть. Приготовьте одежду, которую нужно одеть утром, прежде чем ложиться вечером спать. Положите зубную щетку на раковину там, где вы обязательно ее увидите.Этикетки на шкафах и ящиках помогут вам знать, где лежат определенные предметы. Это не обязательно должны быть написанные ярлыки: вместо них можно использовать картинки.

Повторяйте и репетируйте

Когда получаете новую информацию, повторяйте ее несколько раз. Просматривайте материал столько раз, сколько нужно, чтобы он «загрузился» в память. Не бойтесь проговорить своими словами то, что вам сказали, чтобы убедиться, что вы правильно поняли сообщение собеседника.

Если вам нужно сделать презентацию или выступить с речью, разбейте материал на более мелкие сегменты. Так будет легче запомнить текст.Будьте проще. Старайтесь не заниматься слишком многими вещами одновременно.Разбейте задачи на простые шаги.

Оставайтесь активными

Встаньте с кровати и двигайся как можно больше. Каждый день устраивайте часовые прогулки на свежем воздухе. Посещайте кабинеты ЛФК. Даже аэробные упражнения, проводимые в домашних условиях, способствуют восстановлению функции мозга после инсульта. Физическая нагрузка помогает снять стресс, а преодоление стрессового состояния важно для здоровья мозга.

Накормите свой мозг «правильными» продуктами

По данным Американской ассоциации инсульта, здоровая для мозга диета включает много свежих фруктов и овощей, а также рыбу, богатую омега-3 жирными кислотами. Такое питание поможет добиться скорейшего восстановления когнитивного потенциала. Здоровая диета и маленькие порции помогут сбросить лишний вес и достигнуть лучшего физического самочувствия. В свою очередь, благополучие тела положительно отразиться на психическом состоянии и увеличит скорость умственного восстановления.

восстановление памяти инсульт

Заключение

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

неврологическая реабилитация

Источник