Ребенок после инсульта у мужа

Ребенок после инсульта у мужа thumbnail

Инсульт у детей представляет собой внезапно развивающееся нарушение мозгового кровообращения в результате окклюзии или разрыва церебральных или прецеребральных артерий (сонных и/или позвоночных), при котором возникает повреждение вещества мозга и острое нарушение его функций.

Особенности инсульта у детей

На сегодняшний день специалисты отмечают увеличение заболеваемости острыми цереброваскулярными заболеваниями и ростом числа инсультов в детском возрасте.

Наиболее часто инсульты развиваются у малышей:

– во внутриутробном периоде – фетальный инсульт;

– перинатальный инсульт, который развивается у ребенка в период от тридцатой недели гестационного возраста до первых 28 дней жизни (у новорожденных).

По статистике эти виды инсультов встречаются – 1 случай на 4000 младенцев, рожденных живыми.

Это связано с учащением возникновения:

  • тяжелых внутриутробных инфекций с поражением церебральных сосудов плода;
  • различных патологий во время беременности;
  • выраженной фетоплацентарной недостаточностью с тяжелой внутриутробной гипоксией плода;
  • патологических родов;
  • врожденных аномалий сосудов и сердечнососудистой системы;
  • патологических состояний, которые сопровождаются внутрисосудистым тромбообразованием.

Значительно реже диагностируют острое нарушение кровообращения в церебральных сосудах у детей всех возрастных групп от месяца и до подросткового периода – ювенильный или детский инсульт, составляющий от 2 до 5 случаев на 100 000 детей.

Причины возникновения острого нарушения сосудов головного мозга у детей отличаются от этиологических факторов, вызывающих развитие инсультов у взрослых пациентов (атеросклероз и гипертоническая болезнь).

К ним относятся:

  • прогрессирующие сердечно-сосудистые заболевания: ревмокардиты, врожденные и приобретенные пороки сердца, бактериальные эндокардиты, тяжелые аритмии;
  • наследственные аномалии церебральных сосудов (аневризмы) и приобретенные васкулиты;
  • тяжелая эндокринная патология  и стойкие нарушения обмена веществ;
  • менингиты и менингоэнцефалиты;
  • необластические процессы (лейкозы, опухоли мозга);
  • первичная артериальная гипертензия (чаще у подростков);
  • травмы головы на фоне врожденных пороков сосудов;
  • выраженные и длительные спазмы артерий мозга (мигренозный статус, частые  приступы мигрени).

Ювенильные инсульты отличаются от острых нарушений мозгового кровообращения у взрослых:

1)   у детей чаще возникают геморрагические инсульты;

  • особенностями клинических проявлений ювенильных инсультов являются – локальные неврологические симптомы, которые значительно преобладают над общей мозговой симптоматикой;
  • сложностью диагностики:
  • у новорожденных и у детей до года в связи с отсутствием явных признаков или симптомов инсульта;
  • редким их развитием у детей старшего возраста;
  • частым формированием микроинсультов или лакунарных инфарктов мозга с минимальной очаговой симптоматикой;
  • особенностями лечения, прогнозом и последствиями – при своевременной диагностике и терапии инсульта регресс неврологических нарушений у детей происходит значительно быстрее в связи с хорошей нейропластичностью (способности к восстановлению структуры и функций) нейронов головного мозга.

Виды нарушения кровоснабжения

Морфологически и клинически выделяют следующие виды инсультов:

  • Ишемический инсульт у детей (серое размягчение мозга):
  • тромботический (тромбоэмболический) инфаркт мозга;
  • инсульт по типу гемореологической микроокклюзии;
  • глубинный мелкоочаговый (лакунарный) инфаркт мозга;
  • гемодинамический ишемический инсульт;
  • Геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг):

1)  кровоизлияние в вещество мозга (внутримозговое или паренхиматозное);

2)  излитие крови под оболочки мозга:

  • при субарахноидальном кровоизлиянии гематома расположена между паутинной и мягкой (глубокой) оболочкой головного мозга;
  • эпидуральное кровоизлияние локализовано между черепной коробкой и твердой оболочкой мозга;
  • субдуральное кровоизлияние – гематома расположена в пространстве между паутинной и твердой (поверхностной) оболочкой мозга;
  • внутрижелудочковое (вентрикулярное) кровоизлияние.
  • Смешанные инсульты (красное размягчение мозга) – патологическое состояние, при котором ишемический инсульт осложняется множественными кровоизлияниями: это заболевание встречается достаточно редко, но отличается сложностью диагностики и серьезным прогнозом для здоровья и жизни.

Причины развития

– внутриутробного (пренатального) и перинатального инсульта

Эти виды инсультов у малышей развиваются в 25 раз чаще, чем у детей всех остальных возрастных групп.

Перинатальные инсульты развиваются в связи с разрывом или окклюзией сосудов головного мозга или позвоночных артерий в результате:

  • тяжелых перинатальных черепно-мозговых травм;
  • родовых травм шейного отдела позвоночника со значительной компрессией    позвоночных артерий
  • тяжелых внутриутробных инфекций плода и новорожденного;
  • сложных врожденных пороков сердца;
  • аплазии, гипоплазии или окклюзии церебральных сосудов;
  • разрыва аневризм мозговых артерий или артериовенозных мальформаций;
  • нейроинфекций (перинатального менингита, менингоэнцефалита);
  • гиперкоагуляциями различного генеза.

Факторами риска развития перинатального или фетального инсульта являются:

  • тяжелые роды (стремительные или затяжные роды,  неправильные акушерские вмешательства, несоответствие размеров головки новорожденного и родовых путей матери);
  • патологическая беременность (недоношенная, переношенная, тяжелые гестозы, серьезные инфекционно-токсические заболевания, сепсис, фетоплацентарная недостаточность);
  • реализация внутриутробных инфекций (хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха, гепатит) с поражением церебральных сосудов или развитием нейроинфекции;
  • внутриутробная гипотрофия или гипоксия плода.

 – геморрагического инсульта

Геморрагический инсульт в детском возрасте происходит в связи с разрывом церебральных сосудов, возникновением кровоизлияний в вещество мозга (паренхиматозные геморрагические инсульты), в желудочки и/или под оболочки мозга.

В педиатрии это в большинстве случаев связано:

1)  с неправильным внутриутробным развитием артерий мозга:

  • наличием артериовенозных мальформаций (аномальным соединением артерий и вен головного мозга или прецеребральных артерий);
  • аневризмами (врожденными аномальными расширениями с нарушениями структуры стенки внутримозговых артерий с их истончением): многокамерные, мешотчатые или веретенообразные аневризмы, патологическая извитость сосудов;

2) с ослаблением или приобретенными нарушениями структуры сосудистой стенки:

  • воспаления и токсические поражения сосудов (ревматизм, гепатиты, хламидиоз, детские инфекции, туберкулез);
  • перенесенные инфекционно-токсические поражения мозга;
  • сахарный диабет, метаболические заболевания;
  • опухолями головного мозга.

3) травмами головы.

 – ишемического инсульта

Ишемические инсульты обычно развиваются в результате закупорки артерии тромбом или эмболом,

которые возникают на фоне тяжелых заболеваний:

  • болезней сердца (врожденные или приобретенные пороки сердца, ревматические кардиты, аритмии, миокардиодистрофии, миксомы предсердий, бактериальный эндокардит);
  • заболеваний крови, которые сопровождаются расстройствами свертываемости крови (протромботическими расстройствами) при геморрагических диатезах, серповидно-клеточной анемии, гемофилии, тромбоцитопенической пурпуры;
  • инфекционно-токсических и воспалительных заболеваний мозга (менингит, энцефалит);
  • васкулитов (вирусной, бактериальной или инфекционно-аллергической природы);
  • аутоиммунных заболеваний;
  • опухолей мозга, лейкозов;
  • эндокринных заболеваний и тяжелых метаболических патологий;
  • оперативных вмешательств на сердце и головном мозге;
  • длительных спазмов сосудов головного мозга (мигрень с аурой).

Симптомы и признаки

Все клинические проявления детских инсультов в большинстве случаев не отличаются от типичных признаков инфаркта мозга или геморрагического инсульта взрослых, но их диагностика затруднена, особенно у детей раннего возраста. Малыши не могут четко описать свои ощущения, а родители и родственники зачастую не обращают должного внимания на появление у ребенка неврологических симптомов. Кроме того, многие практикующие врачи – педиатры, семейные врачи и детские неврологи и на сегодняшний день не могут утвердительно ответить на вопрос: «бывает ли инсульт у детей?».

Поэтому детский инсульт диагностируется поздно или не устанавливается, а все клинические симптомы болезни объясняются другими причинами – от переутомления ребенка до нейроинфекций невыясненной этиологии.

Также отмечается больше случаев лакунарных или глубоких мелкоочаговых инсультов с поражением мелких пенетрирующих мозговых артерий, которые сопровождаются проявлением изолированных клинических синдромов – моторного и сенсорного инсульта без проявления общей мозговой симптоматики.

Клиническими проявлениями ювенильных инсультов являются:

  • внезапные временные затруднения или потеря речи (афатический вариант) при поражении речевого центра, многословная и/или бессвязная речь, отсутствие понимания малышом обращенной речи окружающих и своей;
  • слабость верхней или нижней конечности (гемипарез или гемиплегия) и/или бесчувственность и асимметрия лица, при этом ребенок старается не использовать одну руку, может отмечаться внезапная хромота, слабость в ноге, болевой синдром;
  • внезапные нарушения координации движений, головокружения, которые малыш может не замечать;
  • резкое ухудшение зрения, чаще на один глаз;
  • потеря слуха, шум в ушах;
  • внезапные изменения настроения, поведения, характера, памяти или умственных способностей ребенка;
  • острая беспричинная головная боль, длительная головная боль, повышение температуры тела до высоких цифр (при обширных инсультах или поражении центров терморегуляции);
  • судороги, тики;
  • нарушение контроля работы мочевого пузыря и/или кишечника – недержание мочи или кала (энурез, энкопрез).

Симптомы перинатальных инсультов появляются сразу после рождения или в первые три дня.

Для них характерна следующая симптоматика:

  • общее возбуждение, постоянный, часто монотонный крик, нарушение сна или наоборот вялость, апатия ребенка;
  • бурная реакция на любые раздражители, звуки;
  • срыгивания, нарушения сосания и глотания;
  • повышенная судорожная готовность, напряжения затылочных мышц;
  • снижение тонуса конечностей или стойкий гипертонус мышц;
  • внезапное возникновение и прогрессирование косоглазия.

Первая помощь

При появлении у ребенка любых внезапно возникающих клинических проявлений детского инсульта необходимо:

  • уложить ребенка на спину с приподнятым головным концом  на 20-30 сантиметров (высокие подушки), чтобы избежать развития и прогрессирования отека головного мозга;
  • открыть окно или форточку для притока свежего воздуха;
  • снять с ребенка всю стесняющую одежду, снять пояс, ремень и расстегнуть воротничок рубашки, блузки или платья;
  • при рвоте и судорогах повернуть голову на бок, очистить от слизи или рвотных масс ротовую полость;
  • незамедлительно вызвать врача или бригаду «скорой помощи»;
  • при остановке дыхания или кровообращения (при обширных инсультах) – начать проведения реанимационных мероприятий.

Для диагностики и назначения адекватного лечения ребенок должен быть госпитализирован в неврологическое отделение детской профильной больницы или в детское отделение непрофильной больницы, как можно скорее после появления первых симптомов развития инсульта для оказания специализированной помощи.

Диагностика

Диагностика ин­сультов у детей любого возраста крайне затруднена, особенно в острой стадии заболевания. Необходимо полное комплекс­ное обследование пациента:

  • клинический и биохимический анализ крови, коагулограмма;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографическое обследование);
  • МРТ и КТ головного мозга;
  • компьютерная реоэнцефалография;
  • ангио – и флебография церебральных и позвоночных сосудов;
  • спиральная компьютерная томография церебральных сосудов;
  • доплерография или рентгенография конкретных артерий;
  • нейросоннография (УЗИ головного мозга и его структур через открытый большой родничок у детей до года);
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография);
  • спинномозговая пункция (при необходимости).

Лечение инсульта у детей

При появлении первых признаков ювенильного инсульта необходимо незамедлительное назначение терапии (в первые три – шесть часов от начала острого нарушения кровообращения) в связи с быстрым поражением клеток мозга – при массивной их гибели  последствия часто необратимы.
На первом этапе стационарной помощи определяется вид и причина инсульта, проводится устранение жизненно опасных симптомов, способствующих прогрессированию заболевания (повышенное давление, отек мозга, нарушения сердечной деятельности и метаболических нарушений) – базисная терапия.

При выраженном болевом синдроме назначаются обезболивающие препараты (промедол или морфин), антиконвульсанты (седуксен, изобутират натрия) – при судорожном синдроме, антиоксиданты, ноотропы (нейропротекторы для восстановления нейронов).

Специфическое лечение зависит от вида инсульта – ишемический или геморрагический.
После стабилизации состояния назначаются физиопроцедуры, лечебный массаж, ЛФК, занятия с логопедом и психологом, проводится профилактика осложнений (пневмонии и пролежней).

Осложнения и последствия

Повреждение тканей мозга в результате инсульта в детском возрасте могут приобретать осложненное течение и/или приводят к тяжелым последствиям:

  • параличам или парезам, чаще с одной стороны тела, противоположной локализации очага инсульта;
  • стойким нарушениям речи;
  • психологическим трудностям (изменениям настроения, поведения, характера);
  • формированию умственной отсталости;
  • стойким нарушениям координации движений;
  • нарушениям функционирования тазовых органов (кишечника и/или мочевого пузыря);
  • развитию детского церебрального паралича;
  • потере зрения или слуха;
  • проблемам с коммуникацией.

Своевременная диагностика и лечение детских инсультов достаточно часто приводят к постепенному восстановлению нарушенных функций головного мозга и минимальным последствиям данного заболевания, что связано с продолжающейся дифференцировкой и способности к восстановлению структуры  и функции нейронов и нарушенных между ними связей.

Большое значение имеет настрой и психологическая поддержка родителей, полные курсы реабилитации, что часто требует больших психологических и финансовых затрат.

Прогноз

Прогноз для здоровья и жизни после перенесенного инсульта у детей зависит от вида, течения заболевания, размера и локализации очага, своевременности и адекватности назначенного лечения и объема реабилитационных мероприятий. Он более благоприятный при лакунарных или мелкоочаговых внутримозговых инсультах по сравнению с инсультами у пациентов зрелого и пожилого возраста, что связано с нейропластичностью неповрежденных нервных клеток – способностью выполнять функции погибших нейронов, созданием новых нервных путей.

При обширных, стволовых, мозжечковых инсультах, особенно у подростков или на фоне тяжелой фоновой патологии – прогноз неблагоприятный (летальный исход составляет от 5 до 16 %), в большинстве случаев формируется стойкая инвалидность, полное восстановление функций – в 5% случаев.

Реабилитация

Реабилитация после инсульта у детей должна начинаться как можно раньше. После оценки всех неврологических расстройств, тяжести заболевания рассматривается вероятность проведения ранних реабилитационных мероприятий. Они выполняются по индивидуальному плану в специальных реабилитационных отделениях (центрах) и/ или на дому. Родителей необходимо ставить в известность о длительности реабилитационного периода, индивидуальных особенностях его течения и необходимости психологической поддержки ребенка.

Источник

Ðàáîòà áûëà íàïèñàíà â 2019 ïîýòîìó, äàííûå ñòàòèñòèêè âêëþ÷àÿ 2018.
Ðàñïðåäåëåíèå óìåðøèõ â Ðîññèè ïî îñíîâíûì êëàññàì ïðè÷èí.
ÁÑÊ – áîëåçíè ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ,
ÍÎ – íîâîîáðàçîâàíèÿ,
ÂÏ – âíåøíèå ïðè÷èíû,
ÁÎÏ – áîëåçíè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ,
ÁÎÄ – áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ, ÈÏÇ – íåêîòîðûå èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè,
ÏÏ – ïðî÷èå.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âèäíî ÷òî áîëåçíè ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ çàíèìàþò 1 ìåñòî, áîëüøå âñåãî – èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà(ÈÁÑ).

ÈÁÑ ýòî õðîíè÷åñêîå èëè îñòðîå íàðóøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ ìèîêàðäà (ìûøå÷íîãî ñëîÿ ñåðäöà), âîçíèêàþùåå âñëåäñòâèå íåäîñòàòî÷íîãî ñíàáæåíèÿ ñåðäöà êèñëîðîäîì.
Èíûìè ñëîâàìè, ìèîêàðä íóæäàåòñÿ â áîëüøåì êîëè÷åñòâå êèñëîðîäà, ÷åì åãî ïîñòóïàåò ñ êðîâüþ. ÈÁÑ ìîæåò ïðîòåêàòü îñòðî (â âèäå èíôàðêòà ìèîêàðäà), à òàêæå õðîíè÷åñêè (ïåðèîäè÷åñêèå ïðèñòóïû).
Íàïðèìåð åñòü òàêàÿ ôîðìà ÈÁÑ:
Âíåçàïíàÿ ñåðäå÷íàÿ ñìåðòü – âíåçàïíîå ïðåêðàùåíèå ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðîå íàñòóïàåò âñëåäñòâèå ñåðäå÷íîé ïàòîëîãèè â òå÷åíèå 1 ÷àñà îò íà÷àëà ñèìïòîìîâ.  85-90% ñëó÷àåâ âíåçàïíàÿ ñåðäå÷íàÿ ñìåðòü – òÿæ¸ëûé, ìîëíèåíîñíî ïðîòåêàþùèé, âàðèàíò ÈÁÑ.
Ìíîãèõ íå óñïåâàþò ñïàñòè äàæå åñëè ïàöèåíò óæå â ìàøèíå ñêîðîé ïîìîùè.
Áîëåçíü ìîëîäååò, è íå ðåäêîñòü èíôàðêò â 40 è äàæå 30 ëåò.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Áîëåå 90% áîëüíûõ ÈÁÑ èìåþò àðòåðèè ïîðàæ¸ííûå àòåðîñêëåðîçîì.
Àòåðîñêëåðîç ïðîòåêàåò ñêðûòíî äëèòåëüíîå âðåìÿ, ïîêà íå ïðèâåä¸ò ê òàêèì îñëîæíåíèÿì, êàê èíôàðêò ìèîêàðäà, ìîçãîâîé èíñóëüò, âíåçàïíàÿ ñìåðòü, ëèáî ê ïîÿâëåíèþ ñòåíîêàðäèè, õðîíè÷åñêîé “ìîçãîâîé” íåäîñòàòî÷íîñòè, ê ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòå. Âíåçàïíîå è íåïðåäñêàçóåìîå âîçíèêíîâåíèå ýòèõ îñëîæíåíèé ñâÿçàíî ñ ðàçðûâîì èëè íàäðûâîì îáîëî÷êè àòåðîñêëåðîòè÷åñêîé áëÿøêè, âåäóùèì ê òðîìáîîáðàçîâàíèþ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àòåðîñêëåðîç êîðîíàðíûõ àðòåðèé õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèìïòîìàìè, êîòîðûå íå âñåãäà ïîáóæäàþò ÷åëîâåêà ñðàçó æå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Ýòè ïðèçíàêè ìîãóò ìàñêèðîâàòüñÿ ïîä äðóãèå çàáîëåâàíèÿ. Î÷åíü âàæíî, êàê ìîæíî ðàíüøå âûÿâèòü èõ è îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ.

Òåêñò â êàðòèíêå (ëåíü ïåðåïèñûâàòü).

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äèàãíîñòèêà àòåðîñêëåðîçà.

I. Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû:
Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè. Êîëè÷åñòâî îáùåãî õîëåñòåðèíà ñûâîðîòêè êðîâè, òðèãëèöåðèäîâ, õîëåñòåðèíà ëèïîïðîòåèíîâ íèçêîé è î÷åíü íèçêîé ïëîòíîñòè, êîýôôèöèåíòà àòåðîãåííîñòè è ñíèæåíèå õîëåñòåðèíà ëèïîïðîòåèíîâ âûñîêîé ïëîòíîñòè.

Ýëåêòðîôîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ëèïîïðîòåèíîâ ñûâîðîòêè êðîâè (îáû÷íî èñïîëüçóåòñÿ äèñê-ýëåêòðîôîðåç â ïîëèàêðèëàìèäíîì ãåëå) âûÿâëÿåò óâåëè÷åíèå óðîâíÿ ËÏÍÏ è ËÏÎÍÏ è ñíèæåíèå — ËÏÂÏ.

Îïðåäåëåíèå ano-B-ïðîòåèíà â ñûâîðîòêå êðîâè âûÿâëÿåò åãî óâåëè÷åíèå.  íîðìå ñîäåðæàíèå àïî-Â-ïðîòåèíà â êðîâè ñîñòàâëÿåò: ó ìóæ÷èí — 0.60—1.38 ã/ë; ó æåíùèí — 0.52—1.29 ã/ë.Ïîâûøåíèå ñîäåðæàíèÿ â êðîâè àïî-Â-ïðîòåèíà àññîöèèðóåòñÿ îáû÷íî ñ âûñîêèì óðîâíåì ËÏÍÏ è ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ìàðêåðîì ðèñêà àòåðîñêëåðîçà èëè ïðîÿâëåíèåì óæå ðàçâèâøåãîñÿ àòåðîñêëåðîçà.

Èññëåäîâàíèå êîàãóëîãðàììû — ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ íàêëîííîñòü ê ãèïåðêîàãóëÿöèè.

II . Èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû:
Ýõîêàðäèîãðàôèÿ -äàííûå ýòîãî èññëåäîâàíèÿ âûÿâÿò íàðóøåíèå ñîêðàòèìîñòè ìèîêàðäà.

Óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå ñåðäöà (ÓÇÈ) – â íîðìå òîëùèíà ñëîÿ èíòèìà-ìåäèà â ñîííûõ àðòåðèÿõ ñîñòàâëÿåò îò 0.6 äî 0.8 ìì, âåëè÷èíà áîëåå 1 ìì ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê óòîëùåíèå ýòîãî ñëîÿ, äëÿ èçó÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ êîðîíàðíûõ àðòåðèé ñåé÷àñ ïðèìåíÿåòñÿ âíóòðèêîðîíàðíîå óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå;

Íàãðóçî÷íûé òåñò (òðåäìèë-òåñò) äëÿ âûÿâëåíèÿ èøåìèè ìèîêàðäà (ïîêîå îíà íå ïðîÿâëÿåòñÿ) è äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê íàãðóçêå;

Ìóëüòèñïèðàëüíàÿ êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ êàëüöèíîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé;

Êîðîíàðîàíãèîãðàôèÿ — «çîëîòîé ñòàíäàðò» â äèàãíîñòèêå èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà — ýòî èññëåäîâàíèå àðòåðèé ñ ââåäåíèåì êîíòðàñòà äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ñóæåíèÿ ïðîñâåòà ñîñóäà è îáúåìà äàëüíåéøåãî âìåøàòåëüñòâà ïðèì íåîáõîäèìîñòè (àíãèîïëàñòèêà, ñòåíòèðîâàíèå êîðîíàðíûõ àðòåðèé, øóíòèðîâàíèå).

Ýëåêòðîêàðäèîãðàììà -äàííîå èññëåäîâàíèå âàæíî äëÿ âûÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, íàðóøåíèé ðèòìà, ïîñòèíôàðêòíûõ ðóáöîâ è óìåðåííîé ãèïåðòðîôèè.

Ýòî ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ îáñëåäîâàíèé äëÿ ïðèíÿòèÿ ìåð äëÿ âûÿâëåíèÿ è áîðüáû ñ òàêèì êîâàðíûì íåäóãîì êàê àòåðîñêëåðîç.

Ïîíèìàþ, ÷òî âû óñòàëè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äàëüøå áóäåò ïðîùå.

Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ÈÁÑ âêëþ÷àÿ àòåðîñêëåðîç: íåîáðàòèìûå (íåóïðàâëÿåìûå).

Âîçðàñò.
Çàáîëåâàåìîñòü ÈÁÑ âîçðàñòàåò ó ìóæ÷èí ïîñëå 40 -45 ëåò, ó æåíùèí ïîñëå 55 -60 ëåò, â ïîñëåäíèå ãîäû çàáîëåâàíèå ìîëîäååò.

Ïîë.
Äî äîñòèæåíèÿ ïðåêëîííîãî âîçðàñòà ìóæ÷èíû èìåþò çíà÷èòåëüíî áîëüøå øàíñîâ íà âîçíèêíîâåíèå èøåìèè, ÷åì æåíùèíû. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ âûñîêèì óðîâíåì ýñòðîãåíîâ â æåíñêîì îðãàíèçìå, êîòîðûå ïðîòèâîñòîÿò àòåðîñêëåðîòè÷åñêèì èçìåíåíèÿì. Ïîñëå íàñòóïëåíèÿ êëèìàêñà ðàçíèöà â ÷àñòîòå ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ çíà÷èòåëüíî óìåíüøàåòñÿ.

Îòÿãîùåííàÿ íàñëåäñòâåííîñòü.
Èçâåñòíî, ÷òî óâåëè÷åíèå õîëåñòåðèíà â êðîâè ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ ó áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ. ýòî áûâàåò ñâÿçàííî ñ îäèíàêîâûìè óñëîâèÿìè æèçíè, ïðèâû÷êàìè ïèòàíèÿ, èíîãäà ïðèîáðåòàåìûìè åù¸ â äåòñòâå. Íî â íåêîòîðûõ ñåìüÿõ ïîâûøåíèå óðîâíÿ õîëåñòåðèíà îáóñëàâëèâàåòñÿ èçìåíåíèÿìè îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ãåíîâ.
Ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ – õîëåñòåðèí áîëåå 6,2ììîëü/ë, òðèãëèöåðèäû áîëåå 2,9ììîëü/ë, îáóñëîâëåíà íàñëåäñòâåííûìè äåôåêòàìè.

Íàñëåäñòâî áûâàåò ðàçíûì.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîçà: ìîäèôèöèðóåìûå (îáðàòèìûå èëè ÷àñòè÷íî îáðàòèìûå)
Íà ýòî ìû ìîæåì ïîâëèÿòü, è âñå îíè âàæíûå è ìîãóò áûòü ñàìîñòîÿòåëüíîé ïðè÷èíîé èíôàðêòà èëè èíñóëüòà.

Îæèðåíèå, íåðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå.
Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ïîðàæåíèÿ ó áîëüíûõ ñ îæèðåíèåì âñòðå÷àþòñÿ â âèäå ñèñòåìíîãî àòåðîñêëåðîçà, íåäîñòàòî÷íîñòè âåíîçíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, âûñîêîãî äàâëåíèÿ.
Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò âûñîêîå ñòîÿíèå äèàôðàãìû, æèðîâûå îòëîæåíèÿ â ñðåäîñòåíèè, ÷àñòîå ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Íåäîñòàòî÷íîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ñîäåðæàùèõ ôîëèåâóþ êèñëîòó, Â12, Â6, ïîâûøàåò óðîâåíü îïàñíîãî áåëêà- ãîìîöèñòåèíà, ñ êîòîðûì ñâÿçàíà ñêëîííîñòü ê òðîìáîçàì è èíôàðêòàì. È òàêîé äåôèöèò – íå ðåäêîñòü ýòî ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèþ íà æåëóäêå, èìåþùèå íèçêóþ èëè íóëåâóþ êèñëîòíîñòü, âåãåòàðèàíöû è îñîáåííî âåãàíû.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.

Ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÿâëÿåòñÿ íàãðóçêîé íà ñåðäöå, íàðóøàåòñÿ åãî íîðìàëüíàÿ ðàáîòà. Ñåðäöó ïðèõîäèòñÿ äîïîëíèòåëüíî ðàáîòàòü è ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèïåðòðîôèè ìûøö ëåâûõ îòäåëîâ ñåðäöà, ðàçâèòèþ ìûøå÷íîé ñëàáîñòè ñåðäöà, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Êóðåíèå.

Íèêîòèí, ñîäåðæàùèéñÿ â ñèãàðåòàõ, âûçûâàåò ñïàçì ñîñóäîâ è ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ýëàñòè÷íîñòè èõ ñòåíîê. À óãàðíûé ãàç òàáà÷íîãî äûìà îáðàçóåò êðåïêóþ ñâÿçü ñ ãåìîãëîáèíîì, îò÷åãî òîò ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáíûì âûïîëíÿòü ñâîè ôóíêöèè. Âñëåäñòâèå ýòîãî êðîâü íàìíîãî õóæå ïåðåíîñèò êèñëîðîä, ÷òî óñóãóáëÿåò èøåìèþ ñåðäå÷íîé ìûøöû.

Ïîýòîìó áîëüíûì ÈÁÑ êóðèòü êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåíî.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëêîãîëü.

Îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå àëêîãîëÿ íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó ïðîõîäèò ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì:

Âîçäåéñòâóÿ íà ðàñïðåäåëåíèå ýëåêòðîëèòîâ, àëêîãîëü âûçûâàåò íàðóøåíèÿ ðàáîòû êîðîíàðíûõ ñîñóäîâ.

Ïîïàäàÿ â êðîâü, àëêîãîëü âûçûâàåò ãåìîëèç (ðàñïàä ýðèòðîöèòîâ, òåõ ñàìûõ, ÷òî íåñóò êèñëîðîä).

Àëêîãîëü íàðóøàåò ìåõàíèçìû ðåãóëÿöèè ñàõàðà êðîâè, ìåíÿÿ åãî óðîâåíü âïëîòü äî ñîñòîÿíèÿ ãèïîãëèêåìèè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñòðåññû è îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè.

Ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ôàêòîðû îêàçûâàþò âëèÿíèå íà «ïîâåäåíèå ðèñêà», ïîâûøåíèå ïèùåâîé ïîòðåáíîñòè (íåóìåðåííîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ), îæèðåíèå, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è êóðåíèåì.

Ïðè ñèëüíûõ ýìîöèÿõ ïðîèñõîäèò ðåçêèé ïîäú¸ì â êðîâè ñîäåðæàíèÿ îñîáûõ ãîðìîíàëüíûõ âåùåñòâ, òàê íàçûâàåìûõ êàòåõîëàìèíîâ, îáëàäàþùèõ âûðàæåííûì äåéñòâèåì íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó. Ïîä âëèÿíèåì ýòèõ âåùåñòâ ðåçêî ó÷àùàåòñÿ ñîêðàòèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñåðäöà, âîçíèêàþò ñïàçìû ñîñóäîâ, ïîâûøàåòñÿ êðîâÿíîå äàâëåíèå.

Îñíîâíîé ïîñðåäíèê ñòðåññà â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà – àäðåíàëèí îí îáëàäàåò î÷åíü îïàñíûì ñâîéñòâîì äëÿ îðãàíèçìà – ãåíåðèðóåò àêòèâíûå ôîðìû êèñëîðîäà, êîòîðûå îêèñëÿþò ëèïîïðîòåèí îí ñëèïàåòñÿ, îáðàçóÿ êðóïíûå ÷àñòèöû, êîòîðûå ìîãóò ïðèëèïàòü ê ñòåíêàì ñîñóäîâ è çàêóïîðèâàòü èõ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïåðóðèêåìèÿ (ìî÷åâàÿ êèñëîòà áîëåå 0,44ÌÊÌÎËÜ/Ë).

Ïîâûøåíèå ðàñïðîñòðàíåííîñòè ÃÓ ïðåèìóùåñòâåííî ñâÿçàíî ñ ôàêòîðàìè îáðàçà æèçíè, òàêèìè êàê îáèëüíûé ïðèåì áîãàòîé ïóðèíàìè ïèùè (ìÿñà, ãóñèíûõ ïîòðîõîâ, ìîðåïðîäóêòîâ), ôðóêòîçû, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, ïðèåì íåáîëüøèõ äîç àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû è ìî÷åãîííûõ òèàçèäîâîãî ðÿäà, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ïîäàãðó, êîòîðàÿ òåñíî ñâÿçàíà íå òîëüêî ñ Àà è çàáîëåâàíèÿìè ñîñóäîâ, íî è ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, îæèðåíèåì.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Èñêóññòâåííûå òðàíñæèðû – êîâàðíûå ïðîâîêàòîðû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé.

Ïèùåâàÿ ïðîìûøëåííîñòü ïðåâðàùàåò ðàñòèòåëüíûå ìàñëà â òâåðäûå æèðû ïóòåì èõ ãèäðîãåíèçàöèè – ýòî êîãäà ïðè âûñîêèõ òåìïåðàòóðàõ ÷åðåç ðàñòèòåëüíîå ìàñëî ïðîïóñêàåòñÿ âîäîðîä ÷òîáû ñäåëàòü íåíàñûùåííûå ñâÿçè æèðíûõ êèñëîò ìàñëà íàñûùåííûìè. Ãèäðîãåíèçèðîâàííûå èëè ÷àñòè÷íî ãèäðîãåíèçèðîâàííûå ìàñëà ïðèìåíÿþò â ïðîèçâîäñòâå ìàðãàðèíîâ, êóëèíàðíûõ æèðîâ.  ïðîöåññå ãèäðîãåíèçàöèè ó áîëüøîãî ÷èñëà ìîëåêóë ìåíÿåòñÿ ïðîñòðàíñòâåííàÿ ñòðóêòóðà, ïðîèñõîäèò ñìåíà öèñ-êîíôèãóðàöèþ íà òðàíñ-êîíôèãóðàöèþ, òî åñòü îáðàçîâûâàþòñÿ òðàíñèçîìåðû æèðíûõ êèñëîò, êîòîðûå âñòðàèâàþòñÿ â ñòåíêè (ìåìáðàíû) êëåòîê òêàíåé è îðãàíîâ îðãàíèçìà, âêëþ÷àÿ ñòåíêè êëåòêè ãîëîâíîãî ìîçãà, è íàðóøàþò íîðìàëüíîå òå÷åíèå ïðîöåññîâ îáìåíà âåùåñòâ. Ñâÿçü ïîòðåáëåíèÿ òðàíñæèðîâ ñ ðàçâèòèåì èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà äîñòîâåðíî óñòàíîâëåíà.  Êðîìå òîãî, òðàíæèðû ïîâûøàþò ðèñê äèàáåòà è ðàêà. 

 Äàíèè çà 20 ëåò êîëè÷åñòâî ñìåðòåé îò èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà ñîêðàòèëîñü íà 50%, áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî íàñåëåíèå Äàíèè åùå â ñåðåäèíå 80-õ ãîäîâ 20 âåêà ñíèçèëî óïîòðåáëåíèå òðàíñ-æèðîâ äî ìèíèìóìà (ñ 6 ãðàììîâ äî 1 ã â ñóòêè). 

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî áåçîïàñíîé íîðìû ïîòðåáëåíèÿ òðàíñæèðîâ íå ñóùåñòâóåò, è ÷òî ÂÎÇ ïðèçûâàåò îòêàçàòüñÿ îò ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà òðàíñæèðîâ ê 2023 ãîäó, òàê êàê èõ ïîòðåáëåíèå äàæå â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ ìîæåò ïîâûñèòü ðèñê ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñàõàðíûé äèàáåò (ãèïåðãëèêåìèÿ)

Ñàõàðíûé äèàáåò ñ÷èòàåòñÿ «óíèâåðñàëüíîé ìîäåëüþ ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîçà». Âåäü ó áîëüíûõ äèàáåòîì áåç êîìïåíñàöèè ñàõàðà â êðîâè ïðèçíàêè àòåðîñêëåðîçà ÷àñòî ïðîÿâëÿþòñÿ ñðàçó èíôàðêòîì èëè èíñóëüòîì, è, ê ñîæàëåíèþ, â ìîëîäîì âîçðàñòå. Äàæå äëÿ ýòîé êàòåãîðèè ëþäåé çàëîã ïîëíîöåííîé æèçíè áåç îñëîæíåíèé — ýòî êîíòðîëü ñàõàðà â êðîâè, â ýòîì ïîìîæåò èìåííî îãðàíè÷åíèå óãëåâîäû, íî íå íàòóðàëüíûõ æèðîâ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïîäèíàìèÿ (íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü)

Ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ñïîñîáñòâóåò íàðàñòàíèþ ôèçè÷åñêîé ìàññû è ðàçâèòèþ îæèðåíèÿ. Ðåãóëÿðíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ õîëåñòåðèíà â êðîâè íå òîëüêî çà ñ÷åò åãî ñæèãàíèÿ, íî è íà ïîñòðîåíèå êëåòî÷íîé ñòåíêè ìûøå÷íîé òêàíè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïîòèðåîç

 Íåäîñòàòî÷íàÿ âûðàáîòêà ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû. Êàê è â ñëó÷àå ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, ãèïîòèðåîç, ïîìèìî ñâîåãî íåãàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ñîñòîÿíèå êîðîíàðíûõ àðòåðèé, ñïîñîáñòâóåò îæèðåíèþ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, äîïîëíèòåëüíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ èøåìèè è ñâÿçàííûõ ñ íåé îñëîæíåíèé.

Âðåäíûé ðåæèì òðóäà

Ñóùåñòâóåò 2 ãðóïïû îïàñíûõ äëÿ ñåðäöà ïðîôåññèé.

Ïåðâàÿ ãðóïïà – ýòî ïðîôåññèè, â êîòîðûõ ñî÷åòàþòñÿ:

Íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.

Ñèòóàöèè, â êîòîðûõ íåîáõîäèìî áûñòðî îöåíèâàòü ïðîèñõîäÿùèå ñîáûòèÿ è ïðèíèìàòü îòâåòñòâåííûå ðåøåíèÿ.

Íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà áîëüøîå êîëè÷åñòâî ëþäåé.

Ñóòî÷íûé ãðàôèê ðàáîòû (ïî 24 ÷àñà â ñóòêè) è íî÷íûå äåæóðñòâà.

Ê ýòîé ãðóïïå ïðîôåññèé îòíîñÿòñÿ: âîäèòåëè, àäìèíèñòðàòîðû, ðóêîâîäèòåëè ñðåäíåãî è âûñøåãî çâåíà, ìíîãî÷èñëåííûå îôèñíûå ðàáîòíèêè è ò.ä.

Êî âòîðîé ãðóïïå – îòíîñÿòñÿ ïðîôåññèè, â êîòîðûõ ñî÷åòàþòñÿ:

Äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè (ñòîÿ íà íîãàõ)

Ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå è êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ.

Âûñîêàÿ ñòåïåíü ëè÷íîé îòâåòñòâåííîñòè ñîòðóäíèêà.

Ñþäà ìîæíî îòíåñòè ïðîäàâöîâ, îõðàííèêîâ, îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë è âîîáùå ëþáóþ ïðîôåññèþ, ñâÿçàííóþ ñ ïðåäîñòàâëåíèåì óñëóã.

Åñëè ñîîòíåñòè ôàêòîðû ðèñêà ñ “îïàñíûìè äëÿ ñåðäöà ïðîôåññèÿìè” è âîçðàñòîì ëþäåé, çàíÿòûõ â ýòèõ ïðîôåññèÿõ ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî â íèõ çàíÿòî ìíîãî ìîëîäûõ. Áèçíåñ â ïîñëåäíåå äåñÿòèëåòèå çíà÷èòåëüíî ïîìîëîäåë. Ñåðüåçíûå è îòâåòñòâåííûå ðåøåíèÿ ñåé÷àñ ïðèíèìàþò ìåíåäæåðû âûñøåãî çâåíà, åäâà äîñòèãøèå 35-ëåòíåãî âîçðàñòà.  îôèñàõ ñóòêàìè ïðîñèæèâàþò ìîëîäûå ëþäè â âîçðàñòå 18-40 ëåò. Ïðè÷åì íè î êàêîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è ïðàâèëüíîì ïèòàíèè, è ðå÷è íå èäåò.

Çíà÷èòåëüíî óìåíüøèëîñü ïðîèçâîäñòâî, ïîýòîìó òðåòü ìîëîäûõ ëþäåé ðàáîòàåò ïðîäàâöàìè, òðåòü îõðàííèêàìè è åùå òðåòü çàíÿòà â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ îáñëóæèâàíèÿ. Ïîýòîìó ýòî îäíà èç ïðè÷èí ïî÷åìó ÈÁÑ ìîëîäååò.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Î÷àãè õðîíè÷åñêèõ èíôåêöèé è èíôåêöèè (êàðèåñ, âîñïàëåíèå äåñåí, ïî÷åê, íîñîãëîòêå è äð. Âèðóñîì ãåðïåñà, öèòîìåãàëîâèðóñîì).

Âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â ïîëîñòè ðòà è òêàíÿõ ïåðèîäîíòà ÷àùå íîñÿò õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð è ìîãóò áåññèìïòîìíî ðàçâèâàòüñÿ â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò ïðè îòñóòñòâèè íàäëåæàùåãî ëå÷åíèÿ.  ñâîþ î÷åðåäü ìåñòíûé õðîíè÷åñêèé âîñïàë