Развитие речи и памяти после инсульта

Развитие речи и памяти после инсульта thumbnail

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Читайте также:  Как снять спастичность после инсульта

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Читайте также:  Тип инсульта по характеру поражения

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Последствиями инсульта являются не только частичный или полный паралич мышц тела, но и расстройства органов чувств, а также потеря памяти. В последнем случае человек чувствует себя потерянным и чужим. Провести восстановление памяти после инсульта в домашних условиях вполне возможно. Тем более что процесс почти не требует физических усилий со стороны пациента или помогающего ему человека. Как все сделать правильно, разбираем ниже.

Потеря памяти после инсульта, как это происходит?

Потеря памяти при инсульте — это результат внезапно нарушенного мозгового кровообращения в одной из долей и полушарий мозга. Формируется патология в результате тромбоза/стеноза артерии (ишемический инсульт) или ее разрыва (геморрагический инсульт). В итоге какая-то часть мозга перестает получать достаточное питание. Нейроны (клетки мозга) активно умирают. То есть погибает какой-либо отдел мозга, который может отвечать за различные функции в работе всего организма. Это может быть двигательная активность, органы чувств, речь и даже память.

Еще из уроков биологии мы знаем, что человеческий мозг имеет два полушария — левое и правое. Левое полностью контролирует работу правой стороны тела и несет ответственность за процессы логического мышления, установление всех причинно-следственных связей, проведение последовательностей и усвоение любой информации. Правое полушарие мозга полностью контролирует деятельность левой стороны тела и несет ответственность за обработку полученной визуальной информации, за эмоциональный фон и воображение, за любые данные, которые постоянно поступают в это полушарие.

В норме оба полушария мозга в процессе своей работы питаются одинаково и функционируют в тандеме. То есть постоянно дополняют друг друга. Если же происходит сбой в процессах кровоснабжения хотя бы малого участка мозга, то страдает и его деятельность. На чем именно это отразится, предугадать невозможно. Перенесший инсульт человек может забыть события до приступа, но будет помнить свое детство. Или забудет, как работает рука при письме, но будет помнить все названия пересмотренных фильмов и т. д.

Важно: восстановить утраченные способности памяти на 100 % невозможно. Но добиться значительных улучшений вполне реально. Редко случаются спонтанные улучшения в состоянии работы памяти пациента. Но это скорее исключение, чем норма.

Причины утери памяти

Памятью называют психологический процесс, который позволяет получать, фиксировать и воспроизводить неограниченное число раз полученную извне информацию. К памяти принято относить и процесс забывания, который позволяет охранять мозг от ненужного информационного шлака.

Развитие речи и памяти после инсульта

В целом за работу памяти отвечают нейронные связи. При новом их образовании происходит запоминание, при их активации происходит воспроизведение информации, а при разрушении этих связей происходит забывание. К тому же память не локализуется в какой-то определенной зоне головного мозга человека. Процесс протекает в обоих полушариях и в любой их части. К примеру, долгосрочную память обеспечивает гиппокамп, обеспечением навыков социально-произвольной деятельности занимается кора головного мозга, а словесно-логическая память обеспечивается активной работой лобных долей мозга.

Микроинсульты являются одной из самых частых причин амнезии у человека. Процессы таких поражений мозга могут протекать почти незаметно для самого пациента. При этом ситуация будет усугубляться все больше и больше по мере частоты таких приступов. Дело в том, что в процессе микроинсульта происходят малейшие нарушения в работе сосудистой системы мозга. Как результат, передача нейронных связей нарушается.

Виды памяти и нарушений

Прежде чем начать процесс восстановления памяти после инсульта, важно понять, что существуют разные ее виды. Так, по длительности хранения информации память бывает:

  • Кратковременная. Обеспечивает восприятие первичной информации (имена, названия мест, картинки и пр.). При отсутствии повторения полученных данных кратковременная память стирает информацию. Если же полученные данные повторять, кратковременная память перебрасывает их в долгосрочную. Таким образом, этот вид памяти является своеобразным исходным плацдармом для долгосрочной памяти. Если при апоплексическом ударе страдает память краткосрочная, то пациент не сможет воспринимать информацию и в дальнейшем запоминать ее, но при этом будет помнить все, что случилось до приступа. Поэтому восстановление короткой памяти человека после инсульта считается более сложным. Здесь нужно учить человека в буквальном смысле мыслить с нуля.
  • Долгосрочная. Обеспечивает длительное хранение данных и их воспроизведение неограниченное число раз при необходимости. Если у пациента страдает этот вид памяти, то он будет готов воспринимать новую информацию, но не будет помнить всего, что происходило с ним до приступа апоплексии. Восстановить этот вид памяти проще через ассоциации, прогулки по знакомым местам и пр.
  • Оперативная. Этот вид памяти обеспечивает хранение информации, которая нужна для выполнения какой-либо операции. Как только действие выполнено, мозг забывает последовательность действий. Оперативная память может работать в интервале несколько минут–несколько дней.

Развитие речи и памяти после инсульта

Помимо этого выделяют и несколько видов потери памяти в зависимости от типа забытой информации:

  • Визуальное расстройство. Больной не помнит лиц своих родных и друзей, не помнит знакомых мест и другой зрительной информации.
  • Вербальное расстройство. В этом случае забываются имена и различные названия.
  • Нарушение процесса мыслительной деятельности.

Лечение

Процесс реабилитации памяти у пациента, перенесшего инсульт, должен быть комплексным. Поэтому специалисты назначают не только специальный комплекс упражнений, но и медикаментозную терапию. Помимо этого с согласия доктора можно применять и нетрадиционные методики лечения — ароматерапию и траволечение, которые стимулируют процессы мозговой деятельности.

Читайте также:  Лекарство от инсульта церебролизин

Медикаментозная терапия

В качестве лекарственной терапии пациенту с потерей памяти после инсульта назначают следующие препараты:

  1. «Глицин». Он же аминоуксусная кислота. Препарат ускоряет процессы мозговой деятельности, нормализует память и повышает концентрацию внимания. Насыщает поврежденные нейроны важной аминокислотой. Ко всему прочему «Глицин» нормализует сон и снижает выраженность депрессии после приступа.
  2. «Фенотропил». Препарат активизирует работу нейронов и при этом обеспечивает активное взаимодействие обоих полушарий мозга. За счет такого действия повышается скорость усвоения информации и ее запоминания. Благодаря «Фенотропилу» концентрация внимания повышается в разы.
  3. «Пирацетам». Лекарство, которое значительно ускоряет метаболизм в мозге и стабилизирует кровообращение. Дополнительно препарат защищает живые нейроны и повышает концентрацию внимания.
  4. «Аминалон». Этот препарат не только улучшает обменные процессы в мозге, но и активно улучшает работу памяти, мыслительные процессы и запоминание.

Аминалон

Тренировки запоминания

Для качественной работы с памятью пациента рекомендуется выполнять специальные упражнения для восстановления памяти после инсульта. Самыми действенными являются такие:

  1. Работа с ассоциациями. В этом случае желательно выяснить, что именно помнит больной из своей прошлой жизни. Затем, чтобы пробудить долгосрочную память, нужно проводить ассоциативные цепочки от одних событий к другим. Подобная тренировка позволяет разбудить долгосрочные воспоминания.
  2. Развитие визуальной памяти. Рекомендуется выложить перед пациентом 5–6 картинок с изображениями животных. Через 1–2 минуты можно перевернуть изображение картинками вниз и попросить пациента перечислить все, что он запомнил. Такое упражнение хорошо тренирует краткосрочную память, но при условии, что у больного не пострадала долгосрочная.
  3. «Выбери нужный наряд». Пациенту предлагают изображение с четырьмя детьми, у каждого из которых имеется отличительный предмет одежды. Дети должны иметь имена. К примеру, у Маши на голове синий бант, а у Пети желтые шорты. Пациенту предлагают запомнить имена детей и их отличительные предметы гардероба. Затем картинку убирают и задают проверочные вопросы. Например: «У кого из детей синий бант?». Или: «В каких шортах Петя?».
  4. Игра в города. Если у пациента не пострадала долгосрочная память, то можно играть в привычную игру. Во-первых, больной вспомнит все буквы алфавита, а во-вторых, активизирует мыслительные процессы.
    История. Предложите пациенту карточки с названием исторических событий и их датами. В течение одной минуты человеку предлагают запомнить информацию. Затем карточку убирают и просят воспроизвести то, что отложилось в памяти.

Важно: при определенных успехах в запоминании картинки для умственной гимнастики нужно менять на другие. К примеру, это могут быть просто числа для запоминания, изображения растений и пр.

Дополнительно с памятью можно работать с помощью таких методов:

  • игры в шашки и шахматы;
  • разгадывание кроссвордов и головоломок;
  • заучивание стихов и пение песен;
  • решение логических и математических задач.

Народные рецепты

В восстановлении памяти можно активно использовать и народные рецепты. В частности, на работу мозга хорошо влияют разные травы.

Развитие речи и памяти после инсульта

Траволечение

Растения доступны каждому из нас. Стоимость их невысока, а эффективность доказана веками. При необходимости стимуляции мозговой деятельности лучше использовать такие травы:

  1. Чабрец. Необходимо сделать слабый отвар и пить его в течение дня по несколько маленьких глотков.
  2. Шалфей. Готовят слабый настой из травы и кипятка и потом пьют также маленькими глотками понемногу.
  3. Одуванчик. Используют свежий сок, который пьют по 25 мл до каждого приема пищи.
  4. Рябина. Используют кору. Ее необходимо проварить 10 минут и потом настоять еще 6 часов. Процеженное средство пьют по одной столовой ложке три раза в день.
  5. Лимон с сахаром также улучшает работу мозга.

Ароматерапия

Некоторые ароматические масла также благотворно воздействуют на микроциркуляцию крови в мозге и на его работу. Особенно хорошо в этом плане зарекомендовали себя такие эфирные масла:

  • лаванда;
  • имбирь;
  • розмарин;
  • мята;
  • женьшень;
  • лимон;
  • шалфей.

Важно: при соединении масел розмарина и лаванды происходит значительная активация кровообращения в мозгу. Также активизируется мыслительная деятельность.

Все перечисленные масла можно добавлять в масло — основу для проведения массажей пациенту, перенесшему приступ апоплексического удара. Также масло можно использовать в аромалампах или несколько капель, добавлять в ванну. Соединять эфирные масла между собой нужно очень осторожно.

Спорт и двигательная активность

Двигательная активность играет немаловажную роль в процессах восстановления памяти пациента. Поэтому, если у больного работают обе части тела после инсульта, необходимо обеспечивать ему активную подвижность по мере его сил.

В частности, можно нагружать пациента дома посильной нетравмоопасной работой. Работающие мышцы тела будут посылать импульсы в мозг, который в этом случае будет дополнительно активизировать нейронные связи. Благодаря этому будет происходить возбуждение максимального количества рецепторов. В результате неработающие отделы центральной нервной системы будут постепенно активизироваться. Как правило, на фоне таких поставленных задач память со временем возвращается.

Развитие речи и памяти после инсульта

Как только пациент сможет полноценно передвигаться по улице, в процесс восстановления можно включать пешие прогулки по знакомым местам. С согласия доктора человек может заниматься легкими видами спорта при условии нормального тонуса мышц.

Важно помнить, что процесс восстановления памяти у пациента, пережившего апоплексию, достаточно длителен. Поэтому и сам пациент, и лицо, помогающее ему, должны быть терпеливыми и настроенными оптимистично. Положительные эмоции дополнительно играют в пользу восстановления памяти.

Источник