Развитие мышления после инсульта

Развитие мышления после инсульта thumbnail

Если человек выжил после инсульта, это уже большая победа. После необходимого лечения наступает долгий период реабилитации всех пострадавших функций организма. В том числе, страдает и память, её тоже необходимо тренировать и восстанавливать. Этот процесс не быстрый и достаточно трудный. Всё зависит от выносливости организма и от того, насколько сильным был приступ.

Описание болезни и ее последствия

Фото 1Инсульт – это иными словами инфаркт мозга. Он возникает по нескольким причинам и имеет две разновидности. Различают ишемический и геморрагический.

В 80% случаев человека поражает первый. Он возникает в результате нарушения мозгового кровообращения. Причинами могут служить тромбы и холестериновые бляшки, которые закупоривают сосуд и не дают на некоторое время крови попасть к мозгу.

При втором виде происходит кровоизлияние в результате лопнувшего сосуда. Обычно он возникает у людей с изношенными артериями, чаще всего заканчивается летальным исходом.

Спровоцировать приступ могут и некоторые заболевания: гипертония, сахарный диабет, остеохондроз, а также наследственность, вредные привычки.

В результате происходит кислородное голодание нейронов мозга. Они отмирают. В зависимости от времени, на которое произошел сбой в снабжении кислородом и от того, какой участок был поражен и насколько велик масштаб поражения, выражаются последствия перенесенного инсульта, ведь каждый отдел в голове выполняет свою функцию.

Справка: В большинстве случаев после «удара» у больных возникает частичный или полный паралич конечностей, либо всей половины тела, правой или левой. Также распространены случаи нарушения речи или полной её потери. Кроме того, нарушение или потеря слуха. Более подробно рассмотрим потерю памяти после инсульта и ответим на вопрос, можно ли ее восстановить.

Причины потери памяти

Различные отделы головного мозга отвечают за запоминание различной информации. То есть, за логику и слова отвечает лобная часть, генетику обеспечивает так называемый таламогипоталамический комплекс, за навыки – лимбическая система. От того, где расположен очаг разрушения нейронов мозга, зависит, какая разновидность памяти пострадала. При запоминании нейроны обмениваются сигналами между собой. После инсульта образуются участки отмерших нейронов, поэтому полноценный обмен между ними невозможен.

Фото 2Также, учеными доказано, что левое полушарие отвечает за логику, причинно-следственные связи, запоминает правильную последовательность явлений и действий.

А правое полушарие отвечает за эмоции, воображение, информацию, которую вы видим глазами.

Поэтому, какой именно отдел памяти пострадал, зависит от того, какое полушарие мозга пострадало от нехватки кислорода.

Случается, что больной не узнает своих родственников и не помнит кто он. Но более серьезная проблема, когда теряется долгосрочная память.

Человек не может запомнить события, которые происходили несколько минут назад.

По «сроку хранения» в нашей голове, различают оперативную память, которая необходима определенное количество времени. Например, вам необходимо съездить по определённому адресу. Вы посетили данное место, всё, информация больше не актуальна, вы её забываете.

Кратковременная — забывается, если не повторять её. Например, незначительное для вас сообщение в программе новостей по телевизору.

Долгосрочная – это хранение информации неопределенное количество времени. Например, день рождения мамы.

После приступа могут страдать как все виды памяти, так и один из них. Часто возникает ситуация, когда больной не помнит, что с ним было до инфаркта мозга, как он жил.

Также распространены ситуации, когда человек не может запомнить простые вещи. Например, имя медсестры, которая его лечит, какой сейчас месяц и тому подобное.

Еще по типу потери принято делить на вербальную, визуальную и сосудистую деменцию. Первый тип связан с забыванием слов, цифр. Второй – с не запоминанием лиц и окружающей обстановки, третий – и то и другое.

Процесс восстановления

Не запоминание новой информации связано с тем, что нарушен правильный процесс её запоминания, который был до болезни. Необходимо использовать дополнительные методы.

Важно! Чем раньше вы начнете работать над восстановлением, тем больше у вас шансов на успех.

Процесс возврата способности запоминать достаточно трудный. Полная реабилитация больного отмечена в 70% случаев. Успех зависит от нескольких аспектов:

  1. Квалифицированная помощь;
  2. Возраст;
  3. Пол;
  4. Насколько велик очаг поражения нейронов.

Первые успехи наступают в течение первых 2-3недель после проведения интенсивных медицинских мероприятий. Далее до полного возвращения к нормальной жизни придется ждать месяцы и даже годы. Главное – постоянно работать над собой, интенсивно тренироваться.

Упражнения

Больной восстанавливается только с помощью упражнений. Без них не помогут никакие лекарства.

Необходимо начинать с самых простых упражнений. День за днем накапливается всё больше информации.

В течение дня несколько раз повторяйте простые вопросы: как зовут того или иного человека, животного, как называется предмет, какой сейчас год, месяц, день, время года.

Важно! Наберитесь терпения. Подбадривайте больного. Не злитесь, если что-то не получается.

Визуальные упражнения хорошо развивают воображение. Для этого показывайте яркие несложные картинки, рисунки, фотографии. Пусть больной внимательно их изучит в течение 10-15 минут. Затем попросите рассказать, что было изображено.

Ассоциации. Показывайте различные предметы и спросите, с чем они ассоциируются. В первые несколько раз можно подсказать, затем больной должен попытаться вспомнить что-то своё. Например, это будет личная вещь, ранее очень любимая. Допустим, кружка, часы, ручка, брелок и тому подобное.

Совместное чтение. Читайте больному его любимые книги, попросите потом пересказать, что было прочитано. Не стоит выбирать для прочтения новостные ленты, криминальную хронику. Можно взять научно-популярную статью, заметки о природе, животных, путешествиях.

Игра в города очень хорошо тренирует, у некоторых в голове возникают образы тех мест, которые когда-либо посещали лично, или интересовались. У кого-то всплывают воспоминания из уроков в школе или даже географические карты.

Заучивание. Это необходимое упражнение. Оно подготовит к дальнейшей самостоятельной жизни. Напишите список фамилий, имен ближайших родственников и друзей, номера их телефонов. Эти данные хорошо учить по настроению, так лучше запоминается. Между делом хорошо учить небольшие стихи, пытаться проговаривать скороговорки.

Разгадывание кроссвордов и ребусов. Это отлично развивает логику. Можно начать с детских маленьких сканвордов, постепенно переходя к более сложным, в зависимости от успехов. Важно, чтобы был виден результат для самого больного. Психологически положительно влияют все заполненные отгаданные поля.

Записывать. Если у больного нет проблем с конечностями, нет паралича, то заведите блокнот, в котором записывайте всю информацию, которую он считает нужным запомнить.

Предлагаем Вам посмотреть интересное видео по теме:

Как должны вести себя родственники и близкие?

Для родственников конечно болезнь дорогого человека тоже сильное потрясение, но надо запастись терпением и посильно помогать восстановить утраченное в результате инсульта. Рекомендации по поведению:

  • Если у больного сразу не получается сделать что-то или вспомнить, не ругайте его, это сильно занизит самооценку и приведет к тому, что у больного не будет желания работать над собой;
  • Люди, перенесшие «удар», часто капризные. Нужно их подбадривать, настраивать на то, что всё у них получится, нужно лишь время и упорство;
  • Посидите в любимой домашней обстановке, расскажите любимые истории. Важно как можно больше положительных эмоций;
  • Посмотрите семейный альбом с фотографиями. Расскажите, кто на них изображен, постарайтесь вместе подумать, где и когда они было сделано фото;
  • Полезны совместные прогулки или даже выезды на природу, на дачу, на рыбалку, за грибами или ягодами. Всё то, что любил больной до инсульта;
  • Обеспечьте здоровое и правильное питание;
  • Чаще бывайте на свежем воздухе и проветривайте помещение;
  • Благоприятное воздействие после болезни оказывает общение с животными. Если нет кота, заведите. Хорошо себя зарекомендовали и лошади, так называемая, иппотерапия;
  • Можно поручать выполнять несложные домашние дела, чтобы ваш близкий не чувствовал себя беспомощным и обузой.

Восстановление после приступа – это ежедневный труд. В нём не должно быть перерывов. Не пускайте ситуацию на самотек. Помимо упражнений, направленных на восстановление памяти, нужно принимать прописанные ему лекарства строго по предписанию врача. Обычно это не менее двух месяцев медикаментозной терапии. Также каждый день тренируйте мышцы. Только в комплексе возможна победа над недугом.

Источник

Развитие мышления после инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игры

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол»«Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– разучивать стишки,

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

  • Танграм,
  • Многоразовые карточки «Головоломки»,
  • Магнитная игра «Деловые жуки»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

В лечении постинсультных когниций в острую и подострую фазу ОНМК целесообразно использовать нейрометаболические средства. На фоне терапии данными препаратами в большинстве случаев отмечается положительная динамика когнитивных расстройств.

Типичными осложнениями острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК)выступают дефекты высших психических функций (когнитивные, речевые расстройства).Вследствие инсульта даже с незначительным и преходящим неврологическим дефицитом ухудшается способность больного в сферах восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

неврологическая реабилитация

Постинсультные когнитивные расстройства: дефиниции

Постинсультные когнитивные расстройства (ПИКР) – дефицит высшей психической деятельности, который возникает и прогрессирует в пределах одного календарного года после эпизода ОНМК. Нарушения, возникшие в период первых трех месяцев (в острую фазу) именуются ранние ПИКР. Для диагностики постинсультных когнитивных расстройств требуется, чтобы дефицит наблюдался не менее шести месяцев, и он не был связан с иными заболеваниями метаболического, эндокринного генеза и депрессивными состояниями.

По степени тяжести выделяют три вида ПИКР:

  • легкий;
  • умеренный;
  • тяжелый (деменция).

Деменция (слабоумие) – наиболее тяжелая форма когнитивных нарушений. Распространенность новых случаев деменций после первого ОНМК составляет около 10%, после повторного инсульта нарушения высших психических функций в тяжелой форме определяются у 30% больных. Частота деменций у пациентов, переживших острое нарушение мозгового кровообращения, с возрастом имеет тенденцию к увеличению. У лиц в возрастной категории старше 60 лет риск развития тяжелых когнитивных расстройств в девять раз выше, чем у людей более младшего возраста.

В соответствии со степенью ухудшения потенциала высшей нервной деятельности ПИКР классифицируют на группы:

  • Фокальные (монофункциональные), подразумевающие очаговое поражение головного мозга с вовлечением в патологический процесс одной из функций познания или речи. У пострадавших может диагностироваться афазия (речевое расстройство), амнезия (частичная или полная дисфункция памяти), апраксия (неспособность осуществлять целенаправленные движения), агнозия (невозможность идентификации объекта органами чувств).
  • Множественные (не достигающие уровня деменции) – когниции, проявляющиеся нарушением двух и более когнитивных функций.
  • Постинсультная деменция – множественные нарушения высших психических функций, вызывающие нарушение социальной адаптации и препятствующие полноценному выполнению профессиональных и бытовых функций.

Когнитивные нарушения в острый период инсульта

В острую фазу частота нарушений высших психических функций достигает планки в 70%. К основным предрасполагающим факторам относят локализацию (месторасположение поврежденной зоны) и размеры инсульта. На вероятность развития ПИКР также влияет адекватность и полнота церебральной перфузии. Гипоперфузия (прогрессирующая недостаточность кровоснабжения головного мозга) и острый инфаркт мозга (ишемический инсульт) провоцируют или фокальные когнитивные нарушения (афазия, апраксия) или глобальный когнитивный дефект (ухудшение мнестической функции, снижение внимания, нарушения мышления).

Большинство нарушений высших психических функций разрешается или уменьшается на протяжение трех месяцев после инсульта вследствие реканализации (процесса восстановления проходимости сосуда) и благодаря церебральной пластичности (возникновению новых нейронных связей после повреждения). Современные терапевтические интервенции (вмешательства), например, тромболизис (растворение элементов тромба) существенно улучшают исход ОНМК, снижают уровень дезадаптации больного, восстанавливают его когнитивный статус. Следует подчеркнуть, что некоторые фармакологические средства, например, транквилизаторы и седатики, оказывают крайне отрицательное влияние на умственный потенциал человека.

инсульт, реабилитация

Когнитивные нарушения в «хронический» период инсульта

Согласно данным статистики приблизительно у 8% лиц с легкими расстройствами памяти, мышления, восприятия в острую фазу инсульта в пределах 12 месяцев развивается тяжелая форма – деменция. Высокий риск развития тяжелого клинического дефицита имеют лица с повторными и множественными инфарктами. Постинсультная деменция, как правило, является последствием «стратегических инфарктов» (в зонах, стратегически значимых для когнитивных функций).

Причины и факторы риска когнитивных расстройств

К немодифицируемым (неизменным) факторам, предрасполагающим к развитию расстройств высшей нервной деятельности, относят:

  • возраст пациента;
  • пол;
  • этническую группу;
  • неблагоприятную наследственность (генетическую предрасположенность).

Модифицируемыми (подлежащими коррекции) факторами являются:

  • гипертензия (повышенное артериальное давление);
  • атеросклероз;
  • заболевания периферических кровеносных сосудов;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • фибрилляция предсердий;
  • сахарный диабет;
  • гиперлипидемия.

Огромную роль в развитии ПИКР играют негативные факторы образа жизни:

  • физическая инактивность (недостаток физических нагрузок);
  • ожирение;
  • курение;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • прием психотропных веществ.

Лечение и реабилитация когнитивных расстройств

Из-за широкого распространения сбоев в сложно организованных психофизиологических процессах целесообразной мерой будет ранний скрининг когнитивных нарушений у субъектов, пострадавших от инсульта. Современная точка зрения на эту проблему предполагает проведение диагностических мероприятий в первую неделю после ОНМК с последующими повторными замерами. Выявления ПИКР проводится с помощью простых и доступных для выполнения нейропсихологических тестов.

В лечении постинсультных когниций в острую и подострую фазу ОНМК целесообразно использовать нейрометаболические средства. На фоне терапии данными препаратами в большинстве случаев отмечается положительная динамика когнитивных расстройств.

Когда состояние пациента стабилизировано, необходимо активное вмешательство психолога, психотерапевта, реабилитолога и логопеда. Необходимо помнить, что исход восстановительного этапа находится в прямой зависимости от полноты и своевременности осуществляемых реабилитационных мероприятий.

Однако очень часто когнитивные нарушения в тяжелой форме, в структуре которых присутствуют речевые расстройства, вызывают сложности в коммуникации с больным. Нарушения речевой функции становятся серьезным препятствием для проведения коррекционной психологической работы.

Еще одна преграда, с которой зачастую сталкиваются специалисты – отсутствие у пациента мотивации на выздоровление. Довольно часто лица, пострадавшие от инсульта, записывают себя в категорию неизлечимых больных, не верят в вероятность восстановления когнитивного потенциала. Поэтому часто первые шаги психолога направлены на формирование у клиента стимула для проведения терапевтической работы. Задача психолога – устранить у больного безразличие к собственному состоянию, донести до него правдивую информацию о вероятности восстановления, мотивировать на выздоровление.

Эмоционально-поведенческие особенности пациентов (снижение мотивации, безразличие, нежелание сотрудничать с врачом) могут быть объяснены аффективными расстройствами, например, клинической депрессией. Поэтому крайне важно выявить или опровергнуть наличие психоэмоциональных расстройств и избрать верную стратегию лечения и реабилитации пациента.

Также важно создать комфортные условия для восстановления и развития личности, несмотря на существование ограничений, внесенных ОНМК. Цель психолога – донести до клиента идею, что реабилитационные мероприятия – это активный, последовательный процесс, предполагающий взаимное сотрудничество специалиста и клиента, в котором пациент не выступает «потребителем услуг», а является полноценным партнером и активным участником.

К психологическим реабилитационным и коррекционным мероприятиям необходимо приступить как можно раньше. При этом ориентирами психологов должны стать не только воздействия на уже сформированные патологические признаки, но и превентивные меры, направленные на предотвращение вероятных дефектов.

расстроенное мышление

Расстройства мышления

Мышление – основной познавательный процесс, подразумевающий установление семантических связей, которые характеризуют структуру и свойства объектов реального мира, их взаимоотношения. Мышление основывается на анализе причинно-следственных отношений, проверке его результатов имеющимся опытом,

Расстройства мышления очень часто несвоевременно обнаруживаются и неправильно диагностируются. Это становится причиной дезадаптации пациентов, перенесших инсульт, и приводит к невозможности проведения в полном объеме бытовой, социальной и профессиональной деятельности.

Скрининг состояния функции мышления проводится с использованием нейропсихологических тестов, которые позволяют выявить нарушенные и сохраненные звенья. Нейропсихометрические шкалы дают возможность выполнить качественную и количественную оценку функции мышления, установить тяжесть нарушений, проследить за динамикой в ходе коррекционной работы. Современные методы клинико-психологической и нейропсихологической диагностики позволяют оценить компенсаторные возможности мозга путем выявления сохраненных структур, принимающих участие в познавательной деятельности.

Расстройства мышления разделяют на несколько групп в зависимости от формы нарушений ассоциативного процесса. Выделяют нарушения темпа, подвижности, стройности, целенаправленности мышления.

Цели психологической реабилитации больных: поддержать на существующем уровне мыслительные способности, восстановить исходный уровень когнитивных способностей, минимизировать степень выраженности дефектов, обучить новым навыкам и способам выполнения задач, тренировать навыки обобщения, сравнения, категоризации, содействовать формированию логичных объективных суждений.

Для улучшения функции мышления психолог составляет индивидуальный план тренировок, подразумевающий выполнение больным серии специальных упражнений. Тренировки следует проводить ежедневно, постепенно увеличивая время занятий и усложняя трудность заданий. Следует помнить, что восстановление мыслительной функции – трудоемкий и длительный процесс. Нередко требуется годы, чтобы возвратить больному исходный когнитивный потенциал.

Нарушения памяти

Память – способность человека к запечатлению, фиксации (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) сведений, полученных от органов чувств и переработанных посредством мышления.Лица, пострадавшие от инсульта, часто сталкиваются с проблемами с памятью, которые существенно осложняют их повседневную жизнь.

Вид нарушений памяти и их проявление многообразно. Сбой в мнестической функции зависит от ряда факторов, среди которых: место и размер патологического очага, степень тяжести ОНМК, возраст пациента, предыдущее состояние здоровья, наличие и отсутствие проблем в памяти до инсульта.

В зависимости от локализации патологического очага больной может столкнуться с расстройствами ниже перечисленных видов памяти:

  • образный спектр: вербальный (словесный), визуальный (зрительный), вкусовой, обонятельный, осязательный;
  • двигательный (моторный) спектр;
  • идеаторный (словесно-логический) спектр.

Симптомы расстройств памяти после инсульта включают:

  • проблемы с кратковременной и оперативной памятью – ухудшение способности фиксировать и удерживать в актуальном поле сознания текущие события;
  • нарушения долговременной памяти.

Больной указывает на забывчивость. Он может заблудиться в знакомых местах. Ему сложно следовать полученным инструкциям. Пациент после инсульта путается в финансовых операциях, не может совершать денежные транзакции. Больному трудно вспомнить порядок действий для выполнения стандартных бытовых действий. Распространенное последствие инсульта – выпадение из памяти словесной информации: человек узнает и помнит своих родственников и приятелей, но не может вспомнить их имена. Или же он знает предназначение вещей и предметов, но не способен дать им словесные названия. Нередко наблюдается и противоположное явление, когда пациент не узнает близких и окружающие предметы. Нарушения в кратковременной памяти характеризуются невозможностью запомнить новую информацию.

Расстройства памяти могут быть прямым последствием инсульта. Однако чаще нарушения мнестической функции присутствуют до ОНМК и обостряются после болезненного эпизода.

Часто виновниками прогрессирующих патологий памяти выступают:

  • бесконтрольный прием некоторых лекарственных препаратов;
  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • наркотическая зависимость;
  • регулярное недосыпание;
  • соблюдение диет;
  • депрессивный статус.

Восстановление функций памяти – комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий, направленные на решение имеющихся у больного проблем. Для устранения забывчивости после инсульта важно проявлять терпение и ежедневно выполнять специальные упражнения. Невзирая на возможности современной медицины, не всегда удается восстановить функции памяти в полном объеме. Однако при усердной и продолжительной тренировке возможно добиться значительных улучшений.

нарушение памяти после инсульта

Нарушения внимания

Проблемы со вниманием очень распространены после инсульта, особенно в острую фазу – в первые несколько недель. У больного больший риск возникновения трудностей с концентрацией внимания, если инсульт затронул отделы правой стороны головного мозга.

Способность сосредоточить и удерживать внимание является ключевой частью для выполнения многих других задачи, выполняемых мозгом. Например, пациенту нужно уметь концентрироваться на словах врача, для того чтобы запомнить инструкции. Следовательно, если человеку трудно сосредоточиться, у него, вероятно, возникнут проблемы с памятью. Точно так же, больному может быть трудно решить, на что именно следует обратить внимание, а какие аспекты необходимо игнорировать. Это означает, что субъект будет часто отвлекается на несущественные стимулы.

После инсульта у больного может ухудшиться способность выполнения многокомпонентных задач. Такие дела, как покупка продуктов питания, которые многие из нас принимают как легкую задачу, на самом деле связаны с одновременным выполнением многих психических актов (например, ходьба по магазину, чтение ценников, принятие решения, проведение оплаты).Сложность с концентрацией внимания влияет на повседневную деятельность, такую ​​как гигиенические процедуры и одевание, профессиональные обязанности и хобби.

Другие последствия инсульта также отягощают нарушения внимания. Например, если человек испытывает мучительный болевой синдром, он чувствует себя истощенным и отвлеченным. Если он ощущает усталость, беспокойство, охвачен депрессией, ему трудно сосредоточиться на выполняемом деле.

Благодаря пластичности структур мозга грамотно выполненные реабилитационные мероприятия способны улучшить способность человека к концентрации и удержанию внимания.

Нарушения восприятия

Восприятие означает осмысление явлений окружающего мира. Головной мозг получает информацию от каждого из пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чтобы человек смог воспринять получаемые сигналы, мозг должен организовать процесс сбора, сортировки и переработки информации.

Инсульт может повлиять на любую часть этого процесса – от сбора сигналов, в первую очередь, до интерпретации этой информации или доступа к воспоминаниям об этом явлении. Например, если у больного пострадало зрение, он может не увидеть свой дом, а если пострадало восприятие, то он не признает, что это его жилище. Нарушение различных видов восприятия именуется агнозия. Обычно агнозия затрагивает только одно из чувств. Например, если пациенту показали чашку, он может не знать, что это за предмет. Тем не менее, когда чашка будет находиться в его руке, он сразу опознает этот предмет. Такой феномен носит название визуальная агнозия.

После инсульта больной также может иметь проблемы с распознаванием определенных типов вещей и явлений. Например, он может отрицать, что у него слабость в одной ноге. Это называется анозогнозия.

Головной мозг также может иметь проблемы с обработкой информации, поступающей от тела.Если инсульт вызвал потерю движения в одной руке или ноге, пациенту может показаться, что эти конечности не являются частью его тела. Пренебрежение частей собственного тела приводит к искажению реакций на сигналы окружающей среды. Например, если больной «отказывается» от левой стороны, он может при ходьбе натолкнуться на предметы, расположенные слева.

Заключение

Когнитивные расстройства – частое последствие инсульта. Для восстановления высших психических функций требуется длительная последовательная реабилитационная работа. Получить консультацию опытных специалистов и пройти реабилитацию по индивидуальной программе можно в содружестве реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского.

неврологическая реабилитация

Источник