Работа логопеда с афазией после инсульта
Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.
Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.
Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта
Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:
- Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
- Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
- При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
- Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
- При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
- После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.
Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.
Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта
Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.
Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.
В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:
- Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
- Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
- В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
- Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
- Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
- В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
- В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
Работа родственников больного с логопедом-афазиологом
Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.
Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.
Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.
Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:
- Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
- Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
- Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
- Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
- Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.
Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!
Источник: https://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/
Источник
Логопед после инсульта помогает пациенту справиться с нарушениями речи, возникшими как последствие инсульта. Такое нарушение называется афазией, и она бывает нескольких видов: тотальная (человек совсем не может разговаривать), моторная (пациент издает только отдельные несвязные звуки), сенсорная (больной не понимает, что ему говорят) и прочие.
Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии
После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства. Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы). После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.
Афазия при инсульте бывает нескольких видов:
- Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
- Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
- Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
- Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
- Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.
Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.
Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.
Чистые и явные афазии встречаются редко, поэтому занятия по коррекции речи назначаются в индивидуальном порядке
Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта
Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.
Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:
- оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
- пораженного центра речи;
- вида афазии;
- обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).
Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.
Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.
Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.
Некоторые упражнения больной может выполнять с родными и близкими людьми. Например, они могут начать предложение «Сегодня очень хорошая по…», а пациенту необходимо продолжить «года». Таким же образом поется знакомая песня, больной присоединяется и подпевает. Таким образом тренируется память, возникают ассоциации.
Составление логопедической программы
Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.
В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.
Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.
Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.
Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.
Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом
Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе. Немаловажной является психологическая поддержка.
Рекомендации родным, которые чаще всего дают логопеды:
- стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
- не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
- следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
- заниматься следует не более получаса в день.
Если члены семьи будут следовать этим правилам, человек, перенесший инсульт, сможет быстрее выздороветь.
Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта
Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний. В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз. Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.
Очередность выполнения:
1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.
2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.
3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.
4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.
Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).
Суть логопедического массажа после инсульта
Целью логопедического массажа является увеличение подвижности органов артикуляции, уменьшение слюнотечения, стимулирование речевой зоны коры головного мозга, значительное увеличение амплитуды и объема движений языка, разработка мышц лица, нормализация тонуса мышц.
Разновидности массажей после инсульта:
- пальцевый;
- зондовый;
- с помощью зубной щетки.
Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.
Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.
Вывод
Чем быстрее будет начата реабилитация, тем скорее человек сможет нормально разговаривать со своими близкими и родными. Помимо упражнений и медикаментозного лечения специалисты с медицинским образованием могут прибегать к другим методам терапии (оперативному вмешательству, физиотерапии, иглорефлексотерапии, функциональному биоуправлению).
Видеоурок по афазии. Когда начинать занятия: Видео
[rBlock name=after_video return=1]
[rBlock name=after_sharing return=1]
[rBlock name=after_text return=1]
Источник
Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта
Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.
ПОЧЕМУ ПРИ ИНСУЛЬТЕ БОЛЬНОЙ УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ
Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.
Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:
- сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
- моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
- амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
- смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).
Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:
- бульбарная;
псевдобульбарная;
мозжечковая;
корковая;
подкорковая;
экстрапирамидная.
Диспраксия – утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.
Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:
- изменение эмоционального фона и личности;
ухудшение работы органов чувств;
физическая и психологическая усталость;
снижение памяти и концентрации внимания;
проблемы с глотанием.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЧАСТИЧНОГО И ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО И ГЕМОРРОИДАЛЬНОГО ИНСУЛЬТОВ
Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:
- прием медикаментозных препаратов;
скороговорки;
проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;
магнитотерапия;
занятия с логопедом;
сеансы психотерапии;
музыкотерапия;
занятия с логопедом;
дыхательная гимнастика;
иглотерапия;
массаж лица и языка;
рефлексотерапия;
миостимуляция мышц.
МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.
Группы препаратов
Назначение
антидепрессанты
борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты
успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы
сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты
препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы
улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления
НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:
шалфей;
алоэ;
чистотел;
арника;
полынь;
лофант;
подорожник;
боярышник;
зверобой;
пустырник;
земляника;
шиповник;
тысячелистник;
еловые шишки;
серый желтушник;
укропные семена;
скорлупа кедрового ореха;
календула;
василек;
зоря лекарственная;
чернокорень;
донник;
корень синюхи;
мята;
первоцвет;
чернобыльник.
ТИПЫ МАССАЖЕЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.
Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.
Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.
КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ
В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.
В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:
- Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
- Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
- Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
- Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
- Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
- Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
- Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
- Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
- Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
- Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.
СКОРОГОВОРКИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.
Список простых скороговорок:
- Петр Петру пек пироги.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Купила бабуся бусы Марусе.
Список скороговорок средней степени сложности:
- Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
- Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.
Список сложных скороговорок:
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Заключение
Нарушение речи является одним из признаков и последствий ишемического и геморроидального инсультов. Восстановление нормальной работы речевого аппарата всегда требует времени, однако не во всех случаях удается полностью вернуть утраченные навыки. Реабилитация включает прием лекарств, массажи, упражнения и другие методы. Также не стоит забывать, что восстановление лучше всего будет проходить, если больной регулярно будет слышать речь и постепенно становиться таким же участником разговора, как и все остальные.
Цитаты врачей
Ожегина Ольга Сергеевна:
«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе. В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи. Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»
Наталья Игоревна Кулакова:
«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»
Реабилитационные центры после инсульта
Источник