Путанная речь после инсульта

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.
В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.
Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.
Расположение центров речи в головном мозге
Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.
Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.
В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.
Центр Брока и Вернике в головном мозге
Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.
Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.
Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.
У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.
Дизартрия
Встречается при поражении подкорковых структур головного мозга.
Это нарушение произношения слов, обусловленное дисфункцией артикуляции, фонематического строя, речевого дыхания, интонации.
Вследствие чего речь человека становится неразборчивой.
Наблюдается повышенное слюноотделение, замедленность произношения, ослабление артикуляции. Мышцы лица становятся менее подвижными, в результате происходит искажение произносимых звуков. При этом больной понимает речь, способен писать и читать.
Выделяют четыре типа дизартрии:
- легкая степень заболевания, при которой признаки дизартрии выявляются только специалистом;
- речь понятна окружающим, но имеются дефекты в произношении;
- речь неразборчива, понятна только узкому кругу людей;
- тяжелая степень дизартрии, характеризуется отсутствием разговорной речи.
Людям с дизартрией назначается комплекс упражнений для восстановления упругости мышц органов говорения.
Афазия
Заболевание характеризуется полным или частичным нарушением речевой деятельности при сохранении слуха и артикуляции. Головной мозг получает недостаточный нервный импульс, чтобы выразить мысль с помощью органов речи. В зависимости от локализации очага поражения и выявленных дисфункций, афазию подразделяют на несколько типов:
Моторная афазия
Наблюдается при повреждении верхних частей главной артерии головного мозга.
Основные органы речи сохраняют свою функциональность, но больному сложно ими управлять.
При легкой форме моторной афазии сохраняется способность произносить слова и предложения.
В речи наблюдается изменения последовательности изложения, нарушение порядка слов и их форм. Человеку сложно произносить некоторые согласные звуки, простые слова произносит по слогам. При этом смысл сказанного понятен.
Для более тяжелых форм моторной афазии характерно полное нарушение речи после инсульта. Больной не способен к построению слов, может произносить только гласные звуки. Речь других людей понимает.
Лечение следует начинать спустя неделю после инсульта. Для этого достаточно пытаться выговаривать несложные слова, петь песни.
Сенсорная афазия
Заболевание возникает вследствие поражения зоны Вернике. Характеризуется полной или частичной утратой понимания речи. Слуховая функция сохраняется.
Больной способен воспроизводить обрывки слов, отдельные звуки, которые не имеют между собой смысловой связи. Возникают проблемы с чтением, письмом и счетом.
Пациент входит в состояние возбуждения, активно жестикулирует руками. Может выполнять указания (открыть рот, повернуть голову, сесть). Способен повторять простые слова, но смысла в них не находит. В речи, обращенной к нему, слышит бессвязные звуки. Утрачивается способность к чтению и письму.
При повреждении теменной области левого полушария наблюдается дезориентировка в пространстве.
Сенсорная афазия может проявляться в легкой форме, тогда человек узнает бытовые слова и фразы.Сложность лечения заключается в отсутствии понимания речи.
При регулярных занятиях сенсорная афазия частично излечима.
Динамическая афазия
Возникает вследствие поражения задних лобных участков доминантного полушария.
Характеризуется отсутствием формулировки текста.
Больной не может мысленно построить предложение и воспроизвести его в устной форме. Искажен мыслительный процесс.
Человек путает формы слов, использует простые предложения, шаблонные фразы, меняет звуки местами.
Динамическая афазия характеризуется спонтанными высказываниями. Структура текста и смысловая целостность нарушены, произносятся только обрывки фраз. Больной забывает слова, пытается подобрать синоним, или объяснить желаемое другими способами.
При легкой форме заболевания человек способен понимать медленно произносимую речь. Но при ускорении темпа разговора, больной теряет смысл высказывания. При ответе на вопрос использует те же слова, которые произнес собеседник.
Более сложная форма динамической афазии приводит пациента в инертное состояние. Наблюдается затруднения в понимании длинных предложений. Речь может совсем отсутствовать. Больной не проявляет интереса к происходящему вокруг него.
Для восстановления последовательности мышления, врач-логопед предлагает описать связанные между собой картинки и образы. Вместе с больным составляются различные рассказы, диалоги, вследствие чего, способность к планированию речи возвращается.
Акустико-мнестическая афазия
Связана с нарушением работы средних и задних отделов височной части головного мозга.
Характеризуется снижением слухоречевой памяти. Утрачивается способность удержать и переработать нужный объем информации.
У больного искажается понимание переносного значения слов, теряется смысл текста. Характерны многократные повторения одного слова.
При общении, больной может забывать звуковое оформление слов, способен объяснить при помощи синонимов. В речи доминируют вербальные парафазии. Например, вместо слова «стол» человек говорит «стул» или «диван».
Чтение и письмо частично сохранены. Пересказ текста затруднителен из-за неспособности удержать информацию в памяти. Сложности счета возникают при выполнении арифметических заданий в устной форме.
Амнестическая афазия
Отклонение возникает при поражении нижнего отдела височной области.
Считается самым «щадящим» видом афазии. Характеризуется осознанностью, адекватностью речи.
У больного сохраняется интеллектуальная, мыслительная, слуховая функции.
Главная особенность Амнестической афазии заключается в сложности подбора слов при общении. Больной забывает имена и названия предметов, но способен их описать с помощью прилагательных и глаголов.
После обследования пораженных очагов головного мозга, пациенту назначается индивидуальное медикаментозное и логопедическое лечение.
Тотальная афазия
Наблюдается при обширном поражении речевых и сенсорных зон доминантного полушария.
Проявляется сразу после ишемического инсульта.
Больной теряет способность воспроизводить и понимать речь, при этом слуховая функция не изменяется.
Снижается чувствительность. Человек перестает узнавать письменную и устную речь, жесты, артикуляцию, звуки. Сохраняется способность произносить отдельные звуки, кашлять, мычать.
При более серьезных очаговых поражениях у пациента парализуется правая рука. Общее поведение – пассивное.
Тотальная афазия может переходить в более сложные формы, поэтому лечение начинают сразу после выявления отклонений.
Повреждение любой части головного мозга может отрицательно сказаться на работе ЦНС.
Человеку, перенесшему инсульт, необходимо внимание и забота близких людей. Постарайтесь проявить терпение к больному. Окружите его положительными эмоциями, и процесс лечения заметно ускорится.
Видео на тему
Источник
Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.
Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.
Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?
— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.
Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.
Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.
Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.
Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.
Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.
Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.
Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.
Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.
Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?
— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.
Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?
— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.
С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.
Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.
Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.
Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?
— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.
Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.
Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.
Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.
Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.
От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?
— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.
И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.
От чего зависит прогноз реабилитации?
— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.
Нейропсихолог занимается больным каждый день?
— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.
Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.
Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?
— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.
Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?
— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.
В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.
Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?
— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.
Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.
Читайте также:
Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком
Источник
От автора: В статье даны пояснения и рекомендации для близких, чтобы помочь родственнику с нарушениями речи после инсульта или черепно-мозговой травмы.
Почему пишу об этом? Проработав 3 года в НМХЦ им. Пирогова, в отделении нейрореабилитации с пациентами, перенесшими инсульт и тяжелые черепно-мозговые травмы, и столкнулась с тем, как мало люди и их близкие знают об инсульте, его последствиях и о том, что теперь делать.
К сожалению, после инсульта могут возникать самые разные нарушения: двигательные, координационно-пространственные, речевые, мнестические и т.д. Здесь напишу только про речевые, т.к. работала в основном именно с ними.
Сразу уточню: этот текст для “обычных людей” – для родственников пациентов, перенесших инсульт, не для специалистов, поэтому здесь не будет классификации нарушений речи (афазий), локализации нарушений и подробных описаний реабилитационного процесса.
Почему нарушается речь?
Афази́я — это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает после инсульта, черепно-мозговой травмы или других органических повреждений головного мозга.
У большинства людей (правшей) речевые центры находятся в левом полушарии мозга (у левшей, соответственно, в правом) – т.е. повреждение именно этих отделов мозга будет давать разнообразные речевые нарушения (помимо двигательных, координационных и др.).
В зависимости от тяжести повреждения (площади повреждённого участка мозга), нарушения речи можно поделить на лёгкие, средние и тяжёлые. Стоит добавить, что у одного пациента вполне может встречаться сразу несколько афазий – если инсульт был множественным (или повторным), или если повреждение затронуло сразу несколько соседних участков.
Как это может выглядеть?
Например, так: пациент активно пытается что-то сказать, но его речь абсолютно не понятна – она похожа на какой-то причудливый иностранный язык (в афазиологии такая речь описывается словами “словесная окрошка”). Также выяснится, что и нашу речь он не понимает: такой пациент не сможет выполнить простейшую просьбу закрыть глаза или пошевелить левой рукой.
Здесь мы имеем дело с одной из самых тяжелых афазий (сенсо-моторная афазия), когда нарушается одновременно и понимание обращенной речи, и собственное произнесение слов. Представьте, что вы оказались в Китае – вы вполне слышите речь жителей, но совершенно не понимаете, что именно означают эти странные сочетания звуков. Больной человек находится сейчас в том же положении – у него нарушена функция фонематического слуха, когда мозг анализирует слышимые звуки, складывая их в знакомые слова. Слышать он слышит, но не может анализировать и распознавать.
В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий, речь человека может становиться нечёткой, он может заикаться или “застревать” на отдельных звуках, менять их местами, забывать слова или использовать их не по назначению, может испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями (например, будет сложно понять отличия между сочетаниями “брат отца” и “отец брата”) и т.д.
Нарушается ли мышление при нарушении речи?
И да, и нет.
Да, в том смысле, что у нас речь и мышление неразрывно связаны: мы думаем словами, и продукция нашего мышления тоже, в большинстве своём, вербальна. Поэтому при нарушении речи нарушается и память (словесно-логическая), и мышление.
Тем не менее (за исключением случаев тяжелой сенсо-моторной афазии), человек с нарушением речи чаще всего понимает всё, что ему говорят, узнаёт близких и запоминает новых людей. Кроме того, он сохраняет весь набор бытовых навыков и знаний о мире, т.е. он не положит кошку в холодильник и не начнёт жевать одеяло.
У нас есть знакомый детский логопед. Может ли он помочь?
Только если у него есть специальные знания по афазиологии. Если нет, то иногда работа с детским логопедом может не принести пользы, а то и ухудшить ситуацию. Дело в том, что цели и методы работы отличаются у детского логопеда и логопеда-афазиолога (это же относится к нейропсихологу, работающему с детьми и нейропсихологу в отделении нейрореабилитации – это разные специалисты). Вы же не пойдёте к стоматологу, если болит ухо – вот и здесь лучше идти к узкому специалисту именно в этой области.
Как долго нужно будет заниматься?
Это зависит от тяжести афазии. Иногда (в лёгких случаях) улучшение наступает довольно быстро, буквально за пару недель (пишу из личного опыта, когда работала с пациентами 5 дней в неделю, плюс была высокая активность самого пациента и его близких).
В тяжелых случаях это вопрос многих месяцев, а то и лет постоянной работы со специалистами (логопед, нейропсихолог). И даже после этого речь может не восстановиться полностью, т.к. повреждение части мозга, к сожалению, необратимо.
Когда можно начинать работать с пациентом?
Чем раньше, тем лучше. В нашем отделении работа с пациентами начиналась уже в реанимации. Поэтому, запомните пожалуйста: если у вашего близкого есть речевые нарушения, а также нарушения глотания (он давится или попёрхивается слюной/едой/водой) – обязательно просите, чтобы с ним работал логопед и/или нейропсихолог.
Самые общие рекомендации по помощи пациентам с речевыми нарушениями будут в следующей статье.
Любые вопросы приветствуются.
Продолжение можно прочитать здесь и вот тут.
И еще здесь.
Источник