Психологический аспект при инфаркте миокарда

Психологический аспект при инфаркте миокарда thumbnail

Сегодня мы потихоньку начинаем задумываться о своём здоровье раньше, чем хирурги заставят нас сделать это. Но все же когда операция уже произошла, мы понимаем, что вдруг нам трудно дышать от резко навалившихся ограничений врачей и родственников, мы понемногу привыкаем еле дышать, еле есть, еле спать, еле работать, только, чтобы все не повторилось вновь! Страх и тревога начинают доминировать в нашем фоновом настроении. Когда операция на столь важном органе как сердце, страх и тревога увеличиваются в несколько раз. И вроде хирурги уверяют, что все хорошо, и диета вроде соблюдается и упражнения вроде делаются, но что-то не то…

После инфаркта меняется вся картина жизни человека и более того, образ его среди родных и близких. Человека, как правило, стараются оградить от всех нагрузок, предполагая, что так будет лучше…

С другой стороны, это хороший этап для переоценки ценностей и всей жизни человека и возможность выстроить её совсем по-новому!

Комплексная корректная психологическая реабилитация после инфаркта миокарда позволяет человеку:

  1. Избавиться от излишней тревоги и страхов;
  2. Справиться с бессонницей или быстрой утомляемостью;
  3. Постепенно наладить сексуальную жизнь;
  4. Спокойно принять своё заболевание и последовательно выполнять указания врачей;
  5. Научиться техникам расслабления и способам эмоциональной борьбы со стрессовыми ситуациями, чтобы не перегружать сердечнососудистую систему;
  6. Обрести поддержку в социальной реабилитации;
  7. Обрести уверенность и радость жизни;
  8. Обсудить экзистенциальные вопросы, такие как, вопросы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и ненависти, смысла жизни и жизненных ориентиров и т.д.
  9. Понять причины своего заболевания и изменить стереотипы поведения, чтобы избежать рецидива (повторения);

Психологические методы работы:

  • Особенность работы при психологической реабилитации заключается в избегании столкновения человека с конфликтом, во избежание ухудшения состояния, первоначально психологическая работа направлена на снятие тревоги и работа со страхами клиента. На этом этапе действуют мягкие разговорные методы, когда позволяется клиенту подробно поделиться всеми своими переживаниями. Иногда включается арт-терапевтическая работа, которая позволяет не только установить контакт с собой, с терапевтом, но и с помощью возрастной регрессии оказывает на человека исцеляющий эффект, а так же снимает психоэмоциональное напряжение. Как известно, реакции на заболевания бывают разные, мы можем наблюдать как отрицание своей болезни, так и наоборот, крайне сильную зацикленность на заболевании, сюда же можно отнести варианты ипохондрической реакции, соматоформной (когда резко начинает болеть все) и др.
  • На первом этапе психологической коррекции очень важно выстроить адекватную реакцию человека на своё заболевание, со всеми ограничениями и возможностями для того, чтобы человек мог спокойно и последовательно выполнять все указания лечащего врача и при этом жить полноценной жизнью.
  • Дальнейший этап психологической реабилитации направлен на обучение человека техникам расслабления, сюда можно отнести спокойные практики телесно-ориентированной психотерапии, обучения методам расслабления по Шульцу, так же успешно применяется йога-терапия (с психологической поддержкой), различные виды аутотренинга.
  • Четвёртый этап — это обучение человека новым реакциям на эмоционально-стрессовые ситуации. Здесь хорошо работают ресурсные техники символдрамы, техники НЛП. Параллельно на четвёртом этапе можно приступать к методам телесной визуализации, которые отлично зарекомендовали себя именно в работе с тяжёлой психосоматикой и послеоперационными клиентами.
  • Пятый этап работы проходит далеко не всегда, и исключительно после 2–3 лет стойкой ремиссии — это работа непосредственно с конфликтом. Работа с конфликтом позволяет выяснить все причины своих заболеваний и предотвратить их в дальнейшем. На данном этапе может применяться огромный арсенал различных техник, от психоаналитических до телесно-ориентированных практик.

Источник

Ишемическая болезнь сердца

(современные аспекты клиники, диагностики, лечения,

профилактики, медицинской реабилитации, экспертизы)

Болезнь является стрессогенным фактором, она сопровождается целой гаммой эмоций, меняет жизненные планы, перспективу на будущее, изменяет мотивацию и имеет помимо медицинских, также психологические и социальные аспекты. Личностная реакция на заболевание зависит от длительности заболевания, его тяжести и интеллектуальных возможностей человека.

По данным литературы известно, что распространенность депрессии у больных ИМ колеблется от 14% до 45% и более (Смулевич А.Б., 2003; Mayou R.A. et al., 2000; Aben I. et al., 2003). Наибольшее влияние на развитие депрессии у больных ИМ оказывает снижение качества жизни и функциональных возможностей. Далее следуют возраст больных и заболевания, которые обычно связывают с возрастной патологией: атеросклероз сосудов головного мозга и артериальная гипертония. Значительное влияние на формирование депрессии оказывает тревога. Четвертая группа причин развития депрессии у больных ИМ обусловлена выраженностью сердечной патологии (размером инфаркта миокарда, аритмиями и нарушениями проводимости, развитием отека легких и др. осложнений). В состав пятого фактора, оказывающего влияние на формирования депрессии у больных ИМ вошли: выраженность поражений внутренних органов при повторном инфаркте миокарда, инвалидность пациентов, наличие хрнической аневризмы сердца, сахарного диабета.

В проведенном Н.Н. Крюковым и М.А. Качковским в 2005 году исследовании были получены аналогичные результаты. Из 416 обследованных больных ИМ (253 мужчины и 163 женщины) в возрасте от 35 до 89 лет депрессивные реакции были диагностированы у 113 больных ИМ (27%).

Депрессия, тревога и страх коморбидны. Известно, что у больных ИМ резко меняется привычный жизненный стереотип, ухудшается материальное состояние. На фоне отсутствия достоверной информации создается неадекватная внутренняя картина болезни. Страх перед заболеванием, за свое будущее трансформируется в защитные психологические реакции, которые не способствуют выздоровлению больного.

Аффективные расстройства подавляют мотивацию к лечению и снижают его дисциплину, а, как известно, для эффективного лечения больного человека требуется высокая дисциплина, наличие мотивации к выздоровлению. Следовательно, все пациенты с ИМ нуждаются в целенаправленной психологической коррекции, повышении адаптации. Для точного выполнения врачебных назначений необходимо изменить отношение к болезни, создать мотивацию к дисциплинированному лечению.

Для психологической коррекции больных ИМ нужна специальная комплексная программа, которая может воздействовать на эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный компоненты отношения к болезни. Эмоциональный компонент отношения к заболеванию представляет изменения в эмоциональной сфере личности больного. С болезнью, как значимым событием в жизни человека, связан широкий спектр чувств. В формировании эмоционального компонента отношения к болезни значительную роль могут играть эмоциональные переживания физического и психического дискомфорта, связанного с болезнью. Эмоции, отражаемые эмоциональным компонентом отношения к болезни, тесно связаны с физиологическим состоянием больного человека.

Мотивационно-поведенческий компонент отношения к болезни представляет изменения в мотивационно-поведенческой сфере личности больного человека. Заболевание приносит физические и душевные страдания, содержит угрозу благополучию человека и даже угрозу его существованию. В связи с этим возникают новые мотивы деятельности. Болезнь препятствует достижению многих целей, существовавших ранее и определявших поведение личности, в связи с этим происходит отказ от старых целей или формирование новых целей.

Заболеваниие, как экзистенциально значимое событие в жизни человека, может привести к изменению системы ценностей личности. Когнитивный компонент отношения к болезни отражает изменения в когнитивной сфере личности больного. Болезнь понимается пациентом как объективное событие. Больной человек также понимает возможное влияние болезни и ее последствий на все стороны его существования. Заболеваниие содержит угрозу смерти, инвалидизации, утраты трудоспособности, изменения личностного и социального статуса. Болезнь меняет оценку настоящего и перспективу на будущее. Смысловая структура болезни для человека является весьма существенной.

В этой связи больным ИМ необходимо предоставить максимум достоверной, реальной информации по заболеванию, по факторам риска его развития, возможным причинам обострений, медикаментозным препаратам, обучить самоконтролю за течением болезни. Страх перед болевым приступом можно уменьшить путем обучения пациента методике самоконтроля, правильного и совевременного купирования приступов стенокардии. Больных ИМ необходимо обучить приемам самопомощи, а врача – контролировать правильность и полноту выполнения лечебной программы.

У пациентов с ИМ должны быть мобилизованы внутренние резервы, и этому их следует обучить. Необходима коррекция питания. При работе с каждым пациентом следует помнить о том, что больной человек должен восприниматься врачом не как пассивный объект, а как активный субъект реципрокных отношений «врач – больной». Поэтому особенности личности больного человека, его позиция по отношению к своему заболеванию и лечению становятся важными факторами успешности терапии. Врачу необходимо избавиться от установки, что больной не способен справиться со своими проблемами.

Внутренняя концепция болезни у пациентов с ИМ неадекватна, что обусловлено включением искажающих материалов как на уровне ощущения, (страх смерти, ощущение остановки сердца), так и на уровне концепции из-за отсутствия достоверной информации. Врачу следует помнить о том, что информирование пациента влияет на мотивацию к лечению. При проведении образовательных программ врачу необходимо быть психологически гибким, уметь отслеживать невербальные реакции на информацию. Он должен реально оценивать свои профессиональные возможности и уровень квалификации, принимать ограничения своих возможностей. Так, при обучении больных лечебной физической культуре к занятию привлекается специалист.

В болезни нарушаются значимые отношения личности, система внутригрупповых связей, привычные межличностные отношения. Восстановление значимых отношений (реадаптация и реабилитация) способствуют изменению неадекватной реакции на болезнь. Из-за отсутствия информации, наличия искаженной информации ожидания пациентов нереалистичны. Важным представляется провести переориентацию в нужном для пациента направлении. Ориентированная на мобилизацию к сотрудничеству информация – необходимое условие позитивного настроя на лечение.

Важен контроль за информационным процессом с помощью обратной связи, которую можно получить, используя следующие приемы: суммирование, постановку открытого вопроса, приглашающего к диалогу, выход на перспективу. У всех больных ИМ личностная позиция пассивна, то есть имеется тенденция к передаче ответственности за лечение и течение заболевания врачу.

Поэтоиу целесообразно установить систему контрактных взаимоотношений, предполагающих взаимную ответственность за лечение. Врачу нельзя играть роль «спасителя», она предполагает принятие от больного роли «жертвы», препятствует собственной активности пациента, лишает его социальной самостоятельности. Болезнь является актуальной проблемой. При работе врачу надопо возможности помочь пациенту отстраниться от ситуации, рассмотреть ее со стороны. Для этого больной ИМ должен иметь достоверную и полную информацию по заболеванию и способам лечения. Важно обсудить, какое влияние оказал ИМ на самого пациента, его профессию, семью, межличностные отношения. Врач должен активно слушать, умело ставить вопросы, рефлексировать переживания больного.

Прием лекарства – это не просто введение препарата в организм, а сложное взаимодействие врача и пациента. Врачу не следует забывать и о наличии отрицательного эффекта на лекарственные препараты. Негативное отношение к фармакотерапии может исказить истинное действие препарата и затрудняет работу врача. Поэтому необходимо позитивное информирование о препаратах, предупреждение о его побочных эффектах и мерах их профилактики.

Болезнь вызывает страх перед неизвестностью. Нередко еечение ИМ и его исходы трудно прогнозировать. Часто, испытывая негативные чувства, больной человек не высказывает их в беседе с врачом, боясь получить подтверждение собственных опасений. Важно создать атмосферу доверия. Информацию по заболеванию надо давать с надлежащей долей оптимизма, избегая профессиональной медицинской терминологии. Для повышения мотивации к сотрудничеству и лечению необходимо информирование о полученном эффекте проводимой терапии. Необходимо также уважать достоинства пациента. При выполнении врачебных назначений важно ситуативное одобрение.

Каждому пациенту с ИМ целесообразно создать «лечебную перспективу». Он должен представить позитивный эффект терапии и в сфере этого – новые рубежи, к которым он идет. Необходимо найти новые, привлекательные для больного ИМ жизненные цели.

Пациенты с ИМ должны чувствовать эмоциональную поддержку лечащего врача. Эмоциональная поддержка – это умение показать больному, что его полностью принимают как личность, разделяют его трудности и понимают его переживания. Эмоциональная поддержка не означает сверхидентификации с пациентом. Важно уметь вовремя проводить критический анализ. Это укрепляет активную позицию больного, повышает его самооценку. Важным качеством врача-кардиологоа является эмпатия – способность почувствовать и понять переживания другого. Следует избегать проекции своих чувств и представлений на пациента. Особое значение в работе кардиолога имеет умение видеть не только поведение и сигналы пациента, но и способность наблюдать свои реакции, видеть себя со стороны глазами больного человека, контролируя свои высказывания, интонации, мимику, взгляд. Врач понимает, что его реакция влияет на пациента, осознает это влияния и выделяет его во взаимодействии с больным человеком, фиксируя свои чувства, желания, возможности.

Целенаправленная психологическая патогенетическая коррекция больных ИМ заключается в том, чтобы помочь больным рассмотреть проблему своей болезни «со стороны», составить более полное представление о проблеме заболевания. «Увидев» проблему заболевания в целом, надо совместно с врачом обсудить, какое влияние оказала болезнь на самого больного, его профессию, семью, межличностные отношения. Следует переоценить ситуацию, роль самоо пациента в лечении инфаркта миокарда. Исход ИМ во многом зависит от пациента, его дисциплины лечения, точности выполнения врачебных назначений.

На это их и следует ориентировать. Важно ситуативное одобрение, пациентов необходимо хвалить за малейшие успехи в лечении. Следует также расширить жизненные цели. Психологический эффект возрастает в условиях групповой работы с кругом аналогичных пациентов, когда начинает действовать психологический закон разделения опасности “я не одинок”.

В малой группе (10-12 человек) может быть наиболее адекватно изучена личность, выявлены закономерности процессов больших обществ, вскрыты механизмы социальной регуляции поведения личности. При этом больной, сосредоточенный на своем заболевании и связанных с этим проблемах, не видит альтернативных возможностей их разрешения. Расширить горизонт самоосознавания, помочь увидеть альтернативу деструктивному самои гетероразрушающему поведению помогают методы групповой работы с больными ИМ, которые включает три уровня: личностный, личностно-групповой, личностносоциальный.

Необходимо, чтобы психика больного ИМ, как динамическая функциональная система, перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается подачей полной информации о заболевании, что позволяет интенсифицировать все усилия для мобилизации резервных возможностей. Важно установление подлинных партнерских отношений с лечащим врачом-кардиологом. Это позволяет переоценить всю ситуацию в целом и использовать новые средства для достижения новой цели.

Необхожимо отметить, что групповая динамика имеет большое позитивное влияние при ИМ. Переоценка цели включает и переоценку своей социальной роли и своей формы социального поведения. Группа формирует и воспитывает новые гуманные цели, учит альтруизму, заботе о других членах группы, приводит к правильному социальному пониманию ответственности, выступает важным элементом социального развития, включенного в общую систему взаимодействия личности и общества.

Психологический аспект при инфаркте миокардаОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I

АТЕРОСКЛЕРОЗ

Крюков Н.Н., Николаевский Е.Н., Павлова Т.В., Пичко Г.А.

1.2 Патогенез

Глава II

АТЕРОСКЛЕРОЗ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

Шустов С.Б.

Глава III

ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА

Крюков Н.Н., Николаевский Е.Н.

Глава IV

ВНЕЗАПНАЯ СЕРДЕЧНАЯ СМЕРТЬ

Николаевский Е.Н., Поляков В.П.

Глава V

СТАБИЛЬНАЯ СТЕНОКАРДИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Крюков Н.Н.,  Николаевский Е.Н., Поляков В.П., Павлова Т.В., Пичко Г.А.

Глава VI

ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Николаевский Е.Н, Крюков Н.Н.

Глава VII

НЕСТАБИЛЬНАЯ СТЕНОКАРДИЯ

Крюков Н.Н., Николаевский Е.Н.,  Поляков В.П., Пичко Г.А.

Глава VIII

ИНФАРКТ МИОКАРДА

Крюков Н.Н., Николаевский Е.Н.,  Поляков В.П., Качковский М.А., Пичко Г.А.

Глава IX

ОСТРЫЙ КОРОНАРНЫЙ СИНДРОМ

Свистов А.С., Рыжман Н.Н., Поляков В.П.

Глава X

СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Крюков Н.Н., Николаевский Е.Н.

Глава XI

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОБРАТИМОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ ДИСФУНКЦИИ

Свистов А.С., Никифоров В.С., Сухов В.Ю.

Глава XII

НАРУШЕНИЯ РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ

Крюков Н.Н., Николаевский Е.Н.,  Поляков В.П., Пичко Г.А.

Глава XIII

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАРДИОХИРУРГИИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Хубулава Г.Г., Пайвин А.А., Юрченко Д.Л.

Глава XIV

ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

Додонов А.Г., Николаевский Е.Н.

Глава XV

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Удальцов Б.Б., Николаевский Е.Н., Додонов А.Г.

Глава XVI

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА

Сухова Е.В.

  • 16.1 Психологические аспекты инфаркта миокарда

Источник

Автор: Любовь Шалюга, врач

В настоящее время инфаркт является причиной 39% от общего количества смертей в нашей стране и, по разным данным, до 48% в Европе. При этом количество больных, перенесших инфаркт миокарда, составляет 2,5 миллиона, то есть почти 2% от всего населения страны. Наиболее уязвимыми по отношению к инфаркту миокарда являются мужчины в возрасте от 35 до 50 лет. Профилактика инфарктов в России, в том числе и повторных, признается недостаточно эффективной.

Патофизиология

Рассмотрим, что лежит в основе патофизиологии процессов, приводящих к инфаркту. Инфаркт миокарда является тяжелейшим проявлением ишемической болезни сердца. Ее суть заключается в несоответствии кровоснабжения миокарда (основного функционального слоя — компонента сердца — мышечного) той нагрузке, которая на него возложена. Дисбаланс между этими двумя процессами возможен в двух случаях:

  1. при чрезмерной физической нагрузке, к которой исходно не приспособлены сосуды данного конкретного человека;
  2. при уменьшении кровоснабжения мышцы сердца на фоне привычной повседневной нагрузки.

Стоит отметить, что ситуации развития инфаркта при чрезмерной нагрузке составляют ничтожно малую долю в сравнении с ситуациями, когда это происходит при стабильной повседневной физической нагрузке. Это и понятно, ведь чрезмерные физические нагрузки в нашей жизни становятся редкостью, и способ профилактики здесь очевиден: не допускать нагрузок, к которым не адаптировано сердце, постепенно наращивать их объем и интенсивность, например, при занятиях спортом.

Несмотря на развитие медицины, появление более совершенных методов исследования сердца, успехи фармацевтической отрасли и возможности инвазивного лечения ишемической болезни сердца (ИБС), проблема остается актуальной. А это значит, что поиск путей решения проблемы предотвращения инфаркта миокарда продолжается!

Психосоматика. Взаимосвязь здоровья и психологических факторов

Попробуем рассмотреть проблему развития инфарктов с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана на клиническом примере.

На приеме мужчина 60 лет, в недавнем прошлом перенесший инфаркт миокарда. Основные жалобы: утомляемость, слабость, плохая переносимость физических нагрузок, в том числе и повседневных.

Анамнез жизни в кратком изложении выглядит так: наш пациент работает исследователем-аналитиком в одном из НИИ, куда пришел после института. Коллектив слаженный, обстановка привычная. Работа хоть и связана с командировками, но, поскольку исследования его отдел проводит в одной и той же местности вот уже больше 20 лет, то места поездок давно стали вторым домом, разве что дорога вызывает некоторый дискомфорт. В последнее время на работе многое изменилось: если раньше начальство интересовало качество работы, выводы и результаты работы, то сейчас главное — отчеты о материальных средствах, выделенных на исследования. Главное — чтобы все цифры в отчетах сходились.

Времена менялись, но он продолжал работать, несмотря на периодически проходящие реорганизации, увеличение отчетности и снижение зарплаты. Просто потому, что он любил свою работу и считал себя ответственным за этот фронт работ.

Со студенческих лет у него был друг. В их тандеме он был заводилой, деятельный, активный. Умел организовать досуг так, что не оставалось повода для сожаления о том, что время потрачено зря: лыжи, ролики, коньки, шашлыки и так далее — всего и не перечислишь!

Внезапное известие о смерти друга пришло, когда мой пациент был в дороге. Мир рухнул в одночасье. Вместе с сердцем. Инфаркт. Больница в чужом городе. Экстренная операция. Семье сообщать не стал, чтобы не расстраивать. После операции какое-то время физически чувствовал себя, как раньше, как будто и не было инфаркта. Но вот эмоционально…

Вдруг появилось так много свободного времени, потому что не было того, с кем он привык его проводить: и покатался бы на лыжах — да не с кем, и подискутировал бы на разные темы — да оппонента нет. И оставалось только с грустью вспоминать о том, как же хорошо было раньше. А главное – появилось осознание того, что будущее не поддается прогнозам, и оно неизбежно. А значит, смерть может настичь в любое время.

Все вышеупомянутые факты биографии нашего пациента на первый взгляд кажутся никак не связанными между собой и выглядят лирическим отступлением, не имеющим никакого отношения к жалобам. Тем не менее, если взглянуть на описанную ситуацию с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, все становится на свои места, как пазлы одной картины.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает понять психологическую составляющую причин, ведущих к инфарктам. СВП показывает, что все люди при рождении обладают не только уникальным набором генов, но и совокупностью психических свойств, различающихся между собой приоритетными желаниями, ценностями, стереотипными сценариями поведения в различных жизненных ситуациях. В терминологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана эту совокупность свойств принято называть вектором. Всего различают восемь векторов, каждый из них получил свое название в соответствии с рецепторной зоной (органом), наиболее восприимчивой к стимулам как из внешнего мира, так и со стороны психического восприятия — факторов стресса.

Понятие о том, что такое стресс, в каждом векторе различается приоритетами и ценностями, свойственными данному вектору.

Кто предрасположен к инфаркту?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что инфаркт бывает только у людей, в психическом которых присутствует анальный вектор. Наш пациент является ярким тому примером.

Консервативность — одно из основных качеств анального вектора. При необходимости выбора между прошлым, настоящим и будущим он всегда отдаст предпочтение прошлому. Такие люди не любят перемен. Только они могут проработать на одном месте все 40 лет от института до пенсии. Ведь согласиться на что-то новое для такого человека — стресс.

Терпение, кропотливость и внимание к деталям наряду с феноменальной памятью и аналитическим складом ума делают незаменимыми сотрудниками в научно-исследовательских лабораториях людей, наделенных от рождения анальным вектором. Профессионализм и качество работы — вот их ценности. Любой другой подход к работе вызывает у них неприятие.

Настоящая дружба, как она должна быть, — черта, свойственная только обладателям анального вектора. Верность, преданность, надежность. Такому другу можно позвонить в любое время дня и ночи, и он тут же откликнется, придет на помощь. Своего друга человек с анальным вектором считает членом семьи, а семья для обладателя анального вектора — это сверхценность. Только такой человек воспринимает проблемы своих близких так же болезненно, как свои собственные, а беда и утрата близкого друга являются для него тем сверхстрессом, перенести который они не всегда в силах.

Почему именно инфаркт?

Наиболее восприимчивыми к воздействию психогенных факторов у обладателей анального вектора являются гладкомышечные сфинктеры, которыми обильно укомплектован не только желудочно-кишечный тракт, но и сердечно-сосудистая система. Так под действием ситуации сверхстресса, которым как раз и является для обладателя анального вектора смерть близкого человека, развивается стойкий спазм гладкомышечных волокон коронарных сосудов.

Фактор внезапности всегда усугубляет ситуацию в случае с обладателем анального вектора, потому что от природы такому человеку очень трудно адаптироваться к изменениям любого рода из-за ригидности психики и устремленности в прошлое.

Негативно сказывается на самочувствии и работоспособности человека с анальным вектором и все то, что сбивает его с привычного неторопливого ритма. От природы такие люди обладают замедленным метаболизмом, медленный ритм жизни является наиболее комфортным для них. Если ситуация вынуждает спешить, если начальник требует поторопиться и устанавливает недостаточные для вдумчивого выполнения работы сроки, если рядом есть человек, который постоянно перебивает и торопит, это выбрасывает обладателя анального вектора из зоны комфорта, сбивает с привычного ритма и вводит человека в состояние сверхстресса, что отражается и на здоровье и на способности нормально выполнять свою работу, потому что он впадает в ступор. Возникают аритмии, обостряется ИБС.

Именно такая ситуация и привела нашего пациента к инфаркту. Неожиданное известие о смерти близкого друга, для которой не было никаких предпосылок, настигло в дороге, которая сама по себе является ситуацией дискомфорта для обладателя анального вектора. Фоновыми событиями, которые значительно ослабили адаптационные способности организма, стали ухудшение условий работы в виде смены приоритетов с профессиональности и качества работы на умение правильно составить отчет, обесценивание значимости выполняемой работы в последние годы.

Что дает нам знание системно-векторной психологии Юрия Бурлана?

Любое знание имеет смысл только в том случае, если его практическое применение способно повлиять на ситуацию. Как может применение знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана способствовать предотвращению развития инфаркта миокарда?

Системный алгоритм действия выглядит так:

  • Определите, присутствует ли в вашем психическом или психическом близкого вам человека анальный вектор.
  • Не создавайте ситуаций, которые сбивают с ритма обладателя анального вектора: не торопите его и не перебивайте. Ощущение дома для человека с анальным вектором имеет большое значение, поэтому позвольте ему чувствовать себя там комфортно: не меняйте привычный ему порядок вещей, не переставляйте мебель, не подготовив его предварительно.
  • Не создавайте ситуаций, являющихся стрессовыми в восприятии человека с анальным вектором: к любой значимой перемене или новости такого человека надо подготовить, к его системе ценностей — семья и дети, дом и друзья — надо относиться уважительно.
  • Большой психологической поддержкой для такого человека является уважение близких людей и коллег, признание его вклада. Благодарите его чаще, и вы значительно повысите его жизненный тонус.
  • Если вы сами являетесь обладателем анального вектора, то знание особенностей свойств других векторов, которыми наделены люди из вашего окружения, позволит вам лучше понять, чем они руководствуются в своих действиях, что является для них важным, а что второстепенным. Это позволит значительно снизить уровень напряжения в отношениях между вами, что, несомненно, пойдет вам на пользу.

Конечно, в жизни есть ситуации, которых не избежать, как, например, смерть близкого друга, постигшая нашего пациента. Но если бы не было фоновой ситуации стресса, а известие о смерти не прозвучало бы «как гром среди ясного неба», кто знает, настолько ли серьезными были бы последствия.

Ближе познакомиться с описанным психотипом, глубже понять, как устроены и проявляют себя в жизни вышеописанные механизмы, можно уже на вступительных бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые регулярно проходят онлайн. Регистрация по ссылке: https://www.yburlan.ru/besplatnye-treningi.

Автор: Любовь Шалюга, врач

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

 
Раздел: Медицина

9 Дек, 2015

Комментариев:

7

Просмотров:

3690

Теги: Психосоматика медицина

Источник