Психологические особенности пациентов с инфарктом миокарда

Психологические особенности пациентов с инфарктом миокарда thumbnail
Психологические особенности пациентов с инфарктом миокарда

ТОП 10:

Медведенко И.В (2 курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздрава России

Кафедра социальной работы психологии и педагогики

Научный руководитель – к.м.н., доц. Атаманов А.А.

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы в последние десятилетия находится в центре внимания многих специалистов.

Основная проблема на сегодняшний день – это предупреждение инфаркта миокарда. Важное значение в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний имеют психологические особенности больных.

Цель исследования:изучить психологические особенности больных, перенесших инфаркт миокарда, и разработать предложения по психопрофилактике наиболее значимых из них.

Материалы и методы: Обследовано 40 пациентов(23 мужчин и 17 женщин), перенесших инфаркт миокарда (ИМ), в возрасте от 45 до 83 лет. Контрольную группу составили 40 человек, соответствующего пола и возраста, не имеющие патологии сердечно-сосудистой системы..

Клинические методы исследования: диагноз ИМ ставился на основании критериев ВОЗ, изменений ЭКГ и повышения активности ферментов АСТ, АЛТ более чем на 50%. Психический статус оценивали по критериям МКБ-10 раздела F.

Психологические методы исследования: профиль функциональной сенсо-моторной асимметрииизучали с помощью совокупных проб. У каждого больного определяли ведущую руку, ногу, глаз и ухо.Особенности личности изучали при помощи теста цветовых выборов Люшерапутёмрасположения карточеквосьми цветов по степени их субъективной приятности. Уровень агрессивности изучали опросникомБасса-Дарки.Уровень депрессии определяли опросником CES-D .

Результаты исследования: Крупноочаговый ИМ перенесли 54% пациентов, 46 % – мелкоочаговый. Первый инфаркт перенесли 60 % больных, повторный – 30 % , три и более – 10 % больных. У 43% обследованных пациентов были выявлены проявления основных невротических синдромов: тревожного, кардиофобического, астенического и других. Профили сенсо-моторной ассиметрии и личностные особенности были крайне вариабельными, однако объединяли всех обследованных более высокие, чем в контроле, проявления агрессивности. Таким образом, «мишенью» психопрофилактических мероприятий были выбраны проявления речевой и физической агрессии. Больным были предложены упражнения по аутогенной тренировке, которые были опробованы в рамках индивидуального коммуникативного тренинга.

Выводы:

1) В острой стадии ИМ ведущими синдромами являлись тревожный и кардиофобический, в постинфарктном – астенический, ипохондрический и депрессивный.

2) Среди психологических особенностей больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы преобладали характеристики, указывающие на высокий уровень агрессивности.

3) Больные с угрозой развития инфаркта миокарда нуждались в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня агрессивности. Методом выбора являлся индивидуальный коммуникативный тренинг.

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНУТРИВЕННОГО ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КАТЕТЕРА ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ СПОСОБАМИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ У БОЛЬНЫХ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ.

Медведенко И.В. (2курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздрава России

Кафедра «Топографической анатомии и оперативной хирургии»,

Кафедра «Сестринского дела, ухода за больными, менеджмента»

Научный руководитель – Асс., к.м.н. Широбокова М.В.

Сахарный диабет (СД) является глобальной проблемой здравоохранения. В соответствии с официальной статистикой, по данным Международной Федерации Диабета, к 2025 году в мире будет насчитываться около 400 млн. больных сахарным диабетом. Кроме того, прогнозируется, что к 2025 году СД будет страдать 7% населения мира, из которых на долю сахарного диабета 2 типа придется 92-97%. Катетеризация вен таких больных является наиболее важным, но опасным составляющим лечебного процесса. Необходимо помнить, что диаметр игла ПВК в данной ситуации играет главную роль. Связано это с тем, что у больных СД, вязкая кровь и из-за большого диаметра иглы могут развиться серьезные, жизнеугрожающие осложнения.

Подобно протезам, катетеры, введенные в вены, способствуют инфицированию, создавая канал связи между окружающей средой и стерильной внутренней средой организма. Вероятность инфицирования места катетеризации определяет степень обеспечения асептики и длительность пребывания катетера. Риск инфекции может быть уменьшен (но не исключен) при использовании хирургически имплантированного силиконового катетера для длительной венозной катетеризации с тщательным соблюдением стерильности процедуры. Место установки не должно быть склонно к бактериальному загрязнению (например, не стоит устанавливать катетер в области паха).

Цель исследования: Выявить наиболее удобный и безопасный внутривенный периферический катетер.

Материалы и методы исследования:

В исследовании приняло 15 человек (9 м и 6 ж), в возрасте от 45-60 лет. Диагноз сахарный диабет ставился по данным лабораторного исследования. Были также пациенты, которым СД был поставлен впервые. У исследуемой группы исследовался диаметр иглы катетера и размер, а также препараты, которые вводились через катетеры.

Результаты исследования: Исследование показало что большинство лекарственных веществ больным, страдающим сахарным диабетом целесообразно вводить через катетеры малого диаметра и размера, дабы не вызвать сгущение и застой крови. Характеристики катетера 22G и 20 G- в основном использовались и даже благоприятны в 80 % случаев, 24 G – 15%, 26 G и 18 G 2%.Что соответственно необходимо учитывать при постановки ПВК больным сахарным диабетом.

Выводы: Для пациентов, страдающих сахарным диабетом и нуждающихся во внутривенном введении препаратов в течение короткого или не слишком продолжительного времени, место установки катетера на руках следует менять каждые 48-72 часа. Необходимо поддерживать полную асептику при установленном сосудистом катетере (частая смена одежды и аппликация мазей, содержащих антибиотики, на место введения). Несмотря на высокий риск инфекции при использовании катетеров, показаний к профилактическому назначению антибиотиков до или во время катетеризации нет. Так как катетеры малых размеров и малых диаметров не приведут к возникновению серьезных осложнений.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ВЫЯВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

Медведенко И.В. (2 курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздрава России

Общественного здоровья и здравоохранения

Научный руководитель – к.м.н., доц. Тарасова И.С., к.м.н. асс. Цытович А.Л.

Актуальность. История медицины – это наука, изучающая возникновение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, перспективы развития медицинских знаний [Сорокина Т.С., 2004]. Изучение истории медицины приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения.

Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы её развития [Лисицын Ю.П., 2004]. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма [Сорокина Т.С., 2004; Иванов Н.Г., 1985]. Дисциплина также учит уяснять закономерности развития медицины и взаимосвязь с общим историческим процессом, достижениями в естествознании и культуре. Что необходимо для выявления перспективы развития медицины в целом.

Поэтому возникла необходимость выявить исходный уровень знаний у студентов, пришедших на курс изучения, и восполнить пробелы в знаниях для представления полной картины развития медицинской науки с древнейших времен до наших дней [Троянский Г.Н. и др., 2000].

Цель исследования. Определить исходный уровень знания истории медицины у студентов лечебного факультета, пришедших на курс обучения. Провести тестирование студентов для определения исходного уровня знаний студентов. Выявить минимальное и максимальное количество правильных ответов в блоке вопросов. Определить пробелы в знаниях и восполнить их в курсе истории медицины.

Материалы и методы. В исследуемой выборке участвовало 353 студента лечебного факультета, исследуемые были протестированы по основным темам истории медицины. Тест состоял из 50 вопросов с 5 вариантами ответов, один из которых правильный, включал в себя 5 основных блоков «Медицина древнего времени», «Развитие медицины в 20 веке», «Вклад Ломоносова в медицину и медицинское образование», «Развитие медицины в средние века», «История военной медицины».

Результаты и их обсуждение. В 1, 12, 13, 17, 24, 26, 28, 29, 31, 33, 34, 38 вопросах, исследуемая группа допустила меньше всего ошибок, что составляет 23% неправильных ответов. Больше всего ошибок допускали в вопросах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 22, 27, 30, 35, 36, 37, 39, 40, 44, 45, 50, что составляет 35% неправильных ответов. В остальных вопросах уровень правильных ответов в пределах нормы. В блоках вопросов правильные ответы составили: «История военной медицины» 40 % правильных ответов, «Вклад Ломоносова в медицину и медицинское образование» 57% правильных ответов. В блоке «Медицина древнего времени », 91% правильных ответов, «Развитие медицины в средние века», «Развитие медицины в 20 веке», студенты показали уровень правильных ответов так же 91 %.

Выводы. Таким образом, проведя анализ результатов тестирования, исследуемая группа показала наименьший уровень знаний в блоке «История военной медицины» 60 % неправильных ответов, «Вклад Ломоносова в медицину и медицинское образование» 43% неправильных ответов. В блоке «Медицина древнего времени», «Развитие медицины в средние века», «Развитие медицины в 20 веке», студенты показали хороший уровень правильных ответов, что составило 91%, соответственно 9% неправильных ответов.

Исходный уровень знаний истории медицины студентов 1 курса стоматологического и медико – профилактического факультетов, выявленный на основе тестирования

Медведенко И.В.(2 курс, леч.ф-т)

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздрава России

Общественного здоровья и здравоохранения

Научный руководитель – к.м.н., доц. Тарасова И.С., к.м.н. асс. Цытович А.Л

Актуальность. История медицины издавна привлекала врачей. Еще в V веке до нашей эры появилась книга «О древней медицине». Гиппократ писал: «Врач должен знать, что было известно до него, если он не желает обманывать себя и других». Выдающийся клиницист средних веков Аль-Рази в начале Х века подчеркивал в своем труде «Китаб ал-мансур»: «Тысяча врачей быть может уже тысячу лет трудились над усовершенствованием медицины. Поэтому тот, кто читает их произведения прилежно и стараясь вникнуть в их смысл, открывает в течение короткой жизни гораздо больше, чем, если бы он тысячу лет бегал по больным».

Принцип исторического подхода, исторического изучения является важным принципом в любой отрасли знаний и деятельности. При ознакомлении с историей любой науки, в том числе с историей медицины перед исследователем стоят две задачи: во-первых, познание фактов и, во-вторых, уяснение закономерностей, связывающих эти факты.

Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы её развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма.

Дисциплина также учит уяснять закономерности развития медицины и взаимосвязь с общим историческим процессом, достижениями в естествознании и культуре. Что необходимо для выявления перспективы развития медицины в целом.

Поэтому возникла необходимость выявить исходный уровень знаний у студентов, пришедших на курс изучения, и восполнить пробелы в знаниях для представления полной картины развития медицинской науки с древнейших времен до наших дней.

Цель исследования. Определить исходный уровень знания истории медицины у студентов, пришедших на курс обучения. Провести тестирование студентов для определения исходного уровня знаний студентов. Выявить минимальное и максимальное количество правильных ответов в блоке вопросов. Определить пробелы в знаниях и восполнить их в курсе истории медицины.

Материалы и методы. В исследуемой выборке участвовало 55 студентов стоматологического и 28 студентов медико-профилактического факультета, исследуемые были протестированы по основным темам истории медицины. Тест состоял из 50 вопросов с 5 вариантами ответов, один из которых правильный, включал в себя 5 основных блоков «Медицина древнего времени», «Развитие медицины в 20 веке», «Вклад Ломоносова в медицину и медицинское образование», «Развитие медицины в средние века», «История военной медицины».

Результаты и их обсуждение. В 12, 13, 14, 17, 25, 26, 33, 41, 43, 47 вопросах, исследуемая группа допустила меньше всего ошибок, что составляет 18% неправильных ответов. Больше всего ошибок допускали в вопросах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 16, 35, 36, 44, 45, 46, что составляет 42 % неправильных ответов. В остальных вопросах уровень правильных ответов в пределах нормы, что составляет более 70%.

Заключение: Таким образом, «История военной медицины» 18 % неправильных ответов «Вклад Ломоносова в медицину и медицинское образование» 24% неправильных ответов. В блоке «Медицина древнего времени», 60% неправильных ответов «Развитие медицины в средние века» 32%, «Развитие медицины в 20 веке», студенты показали уровень отвечаемости 24 % неправильных ответов.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХРОНИЧЕСКОГО ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА КАК ФАКТОРА ПРОДВИНУТОГО ФИБРОЗА ПЕЧЕНИ
Мелихова Ю.И. (5 курс, леч. ф-т), Чипчиков Э.Ю. (5 курс, леч. ф-т)
ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздрава России

Кафедра инфекционных болезней

Научный руководитель – к.м.н., асс. Шип С.А.

Актуальность. Хронические вирусные гепатиты (В, С, D) на стадии продвинутого фиброза печени наносят значительный социально-экономический ущерб и значительно повышают риск специфических и неспецифических осложнений [Ивашкин В.Т. и др., 2006 , Краснова Л.И., 2010, Павлов Ч.С., 2008].

Цель исследования. Изучить эпидемиологические характеристики больных хроническими вирусными гепатитами (В, С, Д) на стадии продвинутого фиброза печени.

Материалы и методы. Было обследовано 113 больных, состоящих на учете в Гепатитном Центре Челябинской области. Основной критерий включения больных – наличие по результатам непрямой эластометрии печени фиброза в стадии F3-F4 согласно шкале Metavir.

Результаты и их обсуждение. Среди пациентов: 51,33% (58) – мужчины; 48,67% (55) – женщины. 61,06% (69) пациентов проживают в областном центре – городе Челябинск, 38,94% (44) являются жителями области. Возраст пациентов на момент постановки им диагноза хронический вирусный гепатит варьировал от 17 до 74 лет. При этом пациенты в возрасте 17-20 лет составили 1,77% (2); 20-29 лет – 13,27% (15); 30-39 лет – 23,01% (26); 40-49 лет – 26,55% (30); 50-59 лет – 23,89% (27); 60-69 лет – 8,85% (10); 70-74 лет – 2,65% (3). Распределение больных в зависимости от профессиональной деятельности: лица физического труда – 22,12% (25), умственного труда – 15,93% (18), не дифференцируемый характер трудовой деятельности установлен у 13,27% (15). Таким образом, работающие составили 51,33% (58), не работающие или пенсионеры – 48,67% (55). Распределение больных в зависимости от этиологии хронического вирусного гепатита: HCV – 78,76% (89); HBV – 12,39% (14); HBV+HСV – 4,42% (5); HBV+HDV – 3,54% (4); HBV+HCV+HDV – 0,88% (1). Таким образом, больные с микст-гепатитами (HBV+HСV, HBV+HDV, HBV+HCV+HDV) составили 8,85% (10) от общего числа пациентов. Распределение больных по степени активности инфекционного процесса: минимальная – 58,41% (66); умеренная – 29,20% (33). Диагноз «цирроз печени вирусной этиологии» фигурирует только у 23,01% (26) больных, в то же время у 76,99% (87 больных) – диагноз «цирроз печени» – не выставлен. Временной интервал между моментом постановки диагноза «хронический вирусный гепатит» и установлением фиброза F3-F4 методом непрямой эластометрии: менее 2 лет – 51,79% (58), от 2 до 5 лет – 24,11% (27), 6 лет и более – 24,11% (27).

Выводы. Установлены эпидемиологические и инструментальные изменения у больных хроническими вирусными гепатитами (В, С, Д) на стадии продвинутого фиброза печени.



Источник

Болезнь является стрессогенным фактором, она сопровождается целой гаммой эмоций, меняет жизненные планы, перспективу на будущее, изменяет мотивацию и имеет помимо медицинских, также психологические и социальные аспекты. Личностная реакция на заболевание зависит от длительности заболевания, его тяжести и интеллектуальных возможностей человека.

По данным литературы известно, что распространенность депрессии у больных ИМ колеблется от 14% до 45% и более (Смулевич Л.Б., 2003; Мауоu R.A. еt а1., 2000; Aben I.

еt аl., 2003). Наибольшее влияние на развитие депрессии у больных ИМ оказывает снижение качества жизни и функциональных возможностей. Далее следуют возраст больных и заболевания, которые обычно связывают с возрастной патологией: атеросклероз сосудов головного мозга н артериальная гипертония. Значительное влияние на формирование депрессии оказывает тревога. Четвертая группа причин развития депрессии у больных ИМ обусловлена выраженностью сердечной патологии (размером инфаркта миокарда, аритмиями и нарушениями проводимости, развитием отека легких и др. осложнений). В состав пятого фактора, оказывающего влияние на формирования депрессии у больных ИМ вошли: выраженность поражений внутренних органов при повторном инфаркте миокарда, инвалидность пациентов, наличие хронической аневризмы сердца, сахарного диабета.

В проведенном И.И. Крюковым и М.А. Качковским в 2005 году исследовании были получены аналогичные результаты. Из 416 обследованных больных ИМ (253 мужчины и 163 женщины) в возрасте от 35 до 89 лет депрессивные реакции были диагностированы у 113 больных ИМ (27%).

Депрессия, тревога и страх коморбидны. Известно, что у больных ИМ резко меняется привычный жизненный стереотип, ухудшается материальное состояние. На фоне отсутствия достоверной информации создается неадекватная внутренняя картина болезни. Страх перед заболеванием, за свое будущее трансформируется в защитные психологические реакции, которые не способствуют выздоровлению больного.

Аффективные расстройства подавляют мотивацию к лечению и снижают его дисциплину, а, как известно, для эффективного лечения больного человека требуется высокая дисциплина, наличие мотивации к выздоровлению. Следовательно, все пациенты с ИМ нуждаются в целенаправленной психологической коррекции, повышении адаптации. Для точного выполнения врачебных назначений необходимо изменить отношение к болезни, создать мотивацию к дисциплинированному лечению.

Для психологической коррекции больных ИМ нужна специальная комплексная программа, которая может воздействовать на эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный компоненты отношения к болезни. Эмоциональный компонент отношения к заболеванию представляет изменения в эмоциональной сфере личности больного. С болезнью, как значимым событием в жизни человека, связан широкий спектр чувств. В формировании эмоционального компонента отношения к болезни значительную роль могут играть эмоциональные переживания физического и психического дискомфорта, связанного с болезнью. Эмоции, отражаемые эмоциональным компонентом отношения к болезни, тесно связаны с физиологическим состоянием больного человека.

Мотивационно-поведенческий компонент отношения к болезни представляет изменения в мотивационно-поведенческой сфере личности больного человека. Заболевание приносит физические и душевные страдания, содержит угрозу благополучию человека н даже угрозу его существованию.

В связи с этим возникают новые мотивы деятельности. Болезнь препятствует достижению многих целей, существовавших ранее н определявших поведение личности, в связи с этим происходит отказ от старых целей или формирование новых целей.

Заболевание, как экзистенциально значимое событие в жизни человека, может привести к изменению системы ценностей личности. Когнитивный компонент отношения к болезни отражает изменения в когнитивной сфере личности больного. Болезнь понимается пациентом как объективное событие. Больной человек также понимает возможное влияние болезни и ее последствий на все стороны его существования. Заболевание содержит угрозу смерти, инвалидизации, утраты трудоспособности, изменения личностного и социального статуса. Болезнь меняет оценку настоящего и перспективу на будущее. Смысловая структура болезни для человека является весьма существенной.

В этой связи больным ИМ необходимо предоставить максимум достоверной, реальной информации по заболеванию, по факторам риска его развития, возможным причинам обострений, медикаментозным препаратам, обучить самоконтролю за течением болезни. Страх перед болевым приступом можно уменьшить путем обучения пациента методике самоконтроля, правильного и своевременного купирования приступов стенокардии. Больных ИМ необходимо обучить приемам самопомощи, а врача – контролировать правильность и полноту выполнения лечебной программы.

У пациентов с ИМ должны быть мобилизованы внутренние резервы, н этому их следует обучить. Необходима коррекция питания. При работе с каждым пациентом следует помнить о том, что больной человек должен восприниматься врачом не как пассивный объект, а как активный субъект реципрокных отношений «врач – больной». Поэтому особенности личности больного человека, его позиция по отношению к своему заболеванию и лечению становятся важными факторами успешности терапии. Врачу необходимо избавиться от установки, что больной не способен справиться со своими проблемами.

Внутренняя концепция болезни у пациентов с ИМ неадекватна, что обусловлено включением искажающих материалов как на уровне ощущения,

(страх смерти, ощущение остановки сердца), так и на уровне концепции из-за отсутствия достоверной информации. Врачу следует помнить о том, что информирование пациента влияет на мотивацию к лечению. При проведении образовательных программ врачу необходимо быть психологически гибким, уметь отслеживать невербальные реакции на информацию. Он должен реально оценивать свои профессиональные возможности н уровень квалификации, принимать ограничения своих возможностей. Так, при обучении больных лечебной физической культуре к занятию привлекается специалист.

В болезни нарушаются значимые отношения личности, система внутригрупповых связей, привычные межличностные отношения. Восстановление значимых отношений (реадаптация и реабилитация) способствуют изменению неадекватной реакции на болезнь. Из-за отсутствия информации, наличия искаженной информации ожидания пациентов нереалистичны. Важным представляется провести переориентацию в нужном для пациента направлении. Ориентированная на мобилизацию к сотрудничеству информация – необходимое условие позитивного настроя на лечение.

Важен контроль за информационным процессом с помощью обратной связи, которую можно получить, используя следующие приемы: суммирование, постановку открытого вопроса, приглашающего к диалогу, выход на перспективу. У всех больных ИМ личностная позиция пассивна, то есть имеется тенденция к передаче ответственности за лечение и течение заболевания врачу.

Поэтому целесообразно установить систему контрактных взаимоотношений, предполагающих взаимную ответственность за лечение.

Врачу нельзя играть роль «спасителя», она предполагает принятие от больного роли «жертвы», препятствует собственной активности пациента, лишает его социальной самостоятельности. Болезнь является актуальной проблемой. При работе врачу надо по возможности помочь пациенту отстраниться от ситуации, рассмотреть ее со стороны. Для этого больной ИМ должен иметь достоверную и полную информацию по заболеванию и способам лечения. Важно обсудить, какое влияние оказал ИМ на самого пациента, его профессию, семью, межличностные отношения. Врач должен активно слушать, умело ставить вопросы, рефлексировать переживания больного.

Прием лекарства – это не просто введение препарата в организм, а сложное взаимодействие врача и пациента. Врачу не следует забывать н о наличии отрицательного эффекта на лекарственные препараты. Негативное отношение к фармакотерапии может исказить истинное действие препарата н затрудняет работу врача. Поэтому необходимо позитивное информирование о препаратах, предупреждение о его побочных эффектах и мерах их профилактики.

Болезнь вызывает страх перед неизвестностью. Нередко лечение ИМ и его исходы трудно прогнозировать. Часто, испытывая негативные чувства, больной человек не высказывает их в беседе с врачом, боясь получить подтверждение собственных опасений. Важно создать атмосферу доверия. Информацию по заболеванию надо давать с надлежащей долей оптимизма, избегая профессиональной медицинской терминологии. Для повышения мотивации к сотрудничеству и лечению необходимо информирование о полученном эффекте проводимой терапии. Необходимо также уважать достоинства пациента. При выполнении врачебных назначений важно ситуативное одобрение.

Каждому пациенту с ИМ целесообразно создать «лечебную перспективу». Он должен представить позитивный эффект терапии и в сфере этого – новые рубежи, к которым он идет. Необходимо найти новые, привлекательные для больного ИМ жизненные цели.

Пациенты с ИМ должны чувствовать эмоциональную поддержку лечащего врача. Эмоциональная поддержка – это умение показать больному, что его полностью принимают как личность, разделяют его трудности и понимают его переживания. Эмоциональная поддержка не означает сверхидентификации с пациентом. Важно уметь вовремя проводить критический анализ. Это укрепляет активную позицию больного, повышает его самооценку. Важным качеством врача-кардиолога является эмпатия – способность почувствовать и понять переживания другого. Следует избегать проекции своих чувств и представлений на пациента. Особое значение в работе кардиолога имеет умение видеть не только поведение и сигналы пациента, но н способность наблюдать свои реакции, видеть себя со стороны глазами больного человека, контролируя свои высказывания, интонации, мимику, взгляд. Врач понимает, что его реакция влияет на пациента, осознает это влияния и выделяет его во взаимодействии с больным человеком, фиксируя свои чувства, желания, возможности.

Целенаправленная психологическая патогенетическая коррекция больных ИМ заключается в том, чтобы помочь больным рассмотреть проблему своей болезни «со стороны», составить более полное представление о проблеме заболевания. «Увидев» проблему заболевания в целом, надо совместно с врачом обсудить, какое влияние оказала болезнь на самого больного, его профессию, семью, межличностные отношения. Следует переоценить ситуацию, роль самого пациента в лечении инфаркта миокарда. Исход ИМ во многом зависит от пациента, его дисциплины лечения, точности выполнения врачебных назначений. На это их и следует ориентировать. Важно ситуативное одобрение, пациентов необходимо хвалить за малейшие успехи в лечении. Следует также расширить жизненные цели. Психологический эффект возрастает в условиях групповой работы с кругом аналогичных пациентов, когда начинает действовать психологический закон разделения опасности “я не одинок”.

В малой группе (10-12 человек) может быть наиболее адекватно изучена личность, выявлены закономерности процессов больших обществ, вскрыты механизмы социальной регуляции поведения личности. При этом больной, сосредоточенный на своем заболевании и связанных с этим проблемах, не видит альтернативных возможностей их разрешения. Расширить горизонт самоосознавания, помочь увидеть альтернативу деструктивному само- и гетероразрушающему поведению помогают методы групповой работы с больными ИМ, которые включает три уровня: личностный, личностно-групповой, личностно- социальный.

Необходимо, чтобы психика больного ИМ, как динамическая функциональная система, перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается подачей полной информации о заболевании, что позволяет интенсифицировать все усилия для мобилизации резервных возможностей. Важно установление подлинных партнерских отношений с лечащим врачом-кардиологом. Это позволяет переоценить всю ситуацию в целом и использовать новые средства для достижения новой цели.

Необходимо отметить, что групповая динамика имеет большое позитивное влияние при ИМ. Переоценка цели включает н переоценку своей социальной роли и своей формы социального поведения. Группа формирует и воспитывает новые гуманные цели, учит альтруизму, заботе о других членах группы, приводит к правильному социальному пониманию ответственности, выступает важным элементом социального развития, включенного в общую систему взаимодействия личности и общества.

Еще по теме Психологические аспекты инфаркта миокарда:

  1. Программа медико-психологической реабилитации больных инфарктом миокарда
  2. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА
  3. 27. ЭКГ-ДИАГНОСТИКА ИШЕМИИ МИОКАРДА, ИШЕМИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ, ИНФАРКТА МИОКАРДА. ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ.
  4. Реферат. Инфаркт миокарда, 2010
  5. ЭКГ при инфаркте миокарда
  6. Разновидности инфарктов миокарда
  7. Инфаркт миокарда
  8. Острый инфаркт миокарда
  9. Интрамуральный инфаркт миокарда
  10. Инфаркт миокарда

Источник