Психологическая помощь родственникам больных с инсультами
![Психологическая помощь родственникам больных с инсультами Психологическая помощь родственникам больных с инсультами thumbnail](https://psy.su/mod_files/news_6/img_img_news_6_4105.jpg)
Физкультура
8.1. Психологическая поддержка родственников больного
Родственники больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму, нередко находятся в состоянии постоянного психического перенапряжения. Такое перенапряжение может быть вызвано как физические перегрузками и недосыпанием, так и с переживаниями по поводу судьбы близкого человека, с новыми заботами и нарушениями прежних жизненных планов, с изменением привычного образа жизни, отдалением прежних друзей, финансовыми трудностями. Родственники часто боятся возможного ухудшения состояния близкого им человека или же его смерти, что приводит к их чрезмерной опеке над ним. Тяжелое влияние на окружающих нередко оказывают вызываемые болезнью изменения характера или настроения пациента, проявляющиеся в повышенной раздражительности или несдержанности, апатии или угнетенности, интеллектуальном снижении или поведенческой расторможенности. Дети могут переживать из-за перепадов настроения больного родителя, а супруг – из-за возникающих сексуальных проблем.
Иногда родные начинают винить себя в невольной причастности к случившемуся или в том, что были так мало внимательны к пострадавшему до болезни. Родственники могут испытывать угрызения совести и по поводу того, что они тяготятся вновь появившимися заботами и хотят вернуться к своей прежней жизни.
Психическое перенапряжение родственников отрицательно сказывается и на их собственном здоровье, и на судьбе самого больного.
Для предупреждения истощения и психического выгорания родственникам больного с тяжелыми последствиями инсульта или черепно-мозговой травмы могут пригодиться следующие советы.
Советы родственникам больного по поддержанию своего психического благополучия
- Определите, чем надо помочь больному, и чем вы можете ему помочь. Сделайте все, что можете сами, и обратитесь за помощью для того, чтобы выполнить остальное.
- Отдавайте больному столько времени и сил, чтобы радоваться облегчению его жизни и не жалеть о собственных жертвах.
- Цените помощь и не отвергайте поддержки. Постарайтесь привлечь других членов семьи для ухода за больным, обсудите с ними все проблемы и договоритесь о разделении обязанностей. Не тащите груз забот в одиночку.
- Поддерживайте связь с окружающими людьми. Не отгораживайтесь от них и не держите свои чувства в себе. Вы можете посоветоваться с врачами или рассказать о своих проблемах друзьям. Возможно, что и они переживали подобные эпизоды в жизни, и что Ваши эмоции вполне естественны для сложившейся ситуации.
- Оставляйте себе время для отдыха и не отказывайтесь от удовольствий. Помните о ценности своей жизни, которая нужна также и тому, за кем вы ухаживаете. Это дополнительная причина беречь себя. Если вам необходимо на какой-то срок покинуть пациента, найдите себе временную замену.
- Простите себя и других, если мысли о чьей-то вине не дают вам покоя. Лучше думать не о виновных, а о том, что можно сделать еще, чтобы решить имеющиеся проблемы.
- Не пугайте себя будущим. Изнуряющий страх отнимает силы и не дает жить настоящим.
- Уважайте интересы больного, его убеждения, намерения и независимость. Чрезмерная опека вредна больному, поскольку лишает его всякой надежды вернуться к самостоятельной жизни.
8.2. Психологическая помощь больному
Человек, имеющий тяжелые последствия болезни или травмы головного мозга (паралич руки или ноги, нарушения речи и др.), часто бывает подавлен, угнетен или испуган.
Особенно тяжело переносится им возвращение из больницы домой. В больнице были врачи, беседы с ними и с товарищами по несчастью, процедуры, занятия. Жизнь текла по определенному режиму, и после его нарушения больной может почувствовать себя даже в кругу семьи особенно одиноко и беспомощно.
Реакция разных людей на кризисную ситуацию неодинакова, но есть и общие ее проявления.
В первое время после несчастья человеку свойственно отказываться верить в жестокую действительность и испытывать надежду на скорое чудо. Такое отрицание случившегося затем нередко сменяется обидой на судьбу или окружающих. Почему именно я? – этот вопрос может не давать покоя больному долгое время. Часто раздражение его направлено на медперсонал, на общество в целом, на тех, кто мог бы оказаться на его месте, либо даже на самого себя.
Такая эмоциональная реакция вполне естественна для определенных стадий болезни, но если она затягивается, то начинает мешать восстановлению нарушенных функций и/или приспособлению к болезни. В таких случаях особенно важна поддержка родственников, а если ее недостаточно- то и помощь психолога или психотерапевта.
Больному важно помочь осознать и принять свое положение, предоставив ему объективную информацию о заболевании, его последствиях и перспективах восстановления нарушенных функций. Эти знания позволяют лучше решить вопрос, как приспособиться к болезни.
Не всегда надо рассказывать больному все негативные детали о его состоянии, чтобы защитить его от ненужных переживаний. Но все же больной имеет право знать настолько много о своем положении, насколько это возможно, и только достаточно полная объективная информация поможет ему принять рациональные решения, как жить дальше.
Одновременно важно помочь больному научиться жить, не подавляя и не скрывая своих переживаний, но и не выставляя их на показ. Если больному хочется плакать, посоветуйте ему плакать, не стыдясь своих слез. Это снимет часть его напряжения и даст возможность затем перейти к новому периоду его жизни, сосредоточиться на решении новых задач и начать работать над восстановлением нарушенных функций.
Важно напомнить больному, что он остается таким же единственным и неповторимым человеком, каким был до болезни или травмы, хотя некоторые части тела и перестали его слушаться его столь же хорошо, как и раньше. Но все то, что составляло его Я, он сохранил: свою личность, вкусы, симпатии и антипатии, свои надежды и тревоги, даже свое чувство юмора. Осознать новую ситуацию и принять себя в ней – это значит сделать первый шаг на пути к восстановлению своих возможностей.
Источник
Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому!Сергей Викентьевич Кузнецов
Советы родным и близким
Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому человеку преодолеть первый, самый сложный период психологического шока, пессимизм, неверие в успешность восстановления. Избегайте споров и конфликтов, так как пострадавший после инсульта обычно раздражен, озлоблен, его психика сильно повреждена. Старайтесь постоянно вслух замечать улучшения в его состоянии, хвалить его успехи.
Здесь допустим и обман. Помню, как в первые после инсульта дни мне очень хотелось пошевелить ногой или рукой, чтобы убедиться том, что я смогу восстановиться. И здесь мне помогли родные люди. Они заставляли меня надавливать ногой на их руки или сжимать их моей рукой. У меня ничего не получалось, но они убеждали меня, что чувствовали движения моей ноги или руки, а в последующие дни говорили мне, что мои движения стали сильнее, хотя все это было далеко от правды. Но это вселяло в меня огромную радость от моих «успехов», уверенность в моем восстановлении. Обманывали они меня и другим образом, называя быстрые сроки восстановления, якобы услышанные от врачей, и значительно приукрашивая реальную ситуацию. Такой обман идет только на пользу и в дальнейшем вполне возможно, что именно выдуманные сроки восстановления, а не пессимистические врачебные станут реальностью.
Огромнейшее значение имеют положительные замечания лечащего врача и лиц, окружающих пострадавшего от инсульта, относительно его успехов в занятиях лечебной физкультурой.
Большой проблемой в реабилитации после перенесенного инсульта является депрессия потерпевшего, которая развивается более чем у половины лиц, перенесших удар. Это состояние значительно осложняет уход за больным и его контакт с окружающими. При депрессии иногда даже могут появиться головные боли и другие неврологические нарушения, которые иногда ошибочно расцениваются как прогрессирование сосудистой патологии головного мозга у человека, перенесшего инсульт. Целесообразно провести беседу с пострадавшим о том, что многие люди, перенесшие инсульт, смогли восстановить утраченные способности, бытовые навыки и даже вернуться к прежней работе. Очень важен для эффективности психологической реабилитации и тот факт, что больной должен желать восстановить свое здоровье. Он должен обладать умственными способностями, достаточными для того, чтобы следовать хотя бы простым указаниям.
Наиболее интенсивно процесс реабилитации после острого нарушения мозгового кровообращения идет в течение первого года, затем он все более замедляется, и начинается процесс приспособления (адаптации) к имеющимся дефектам. И если у человека, перенесшего удар, еще плохо работает парализованная рука или нога, необходимо убедить его в продолжении тренировок, главное внимание уделяя развитию навыков самообслуживания. Продолжайте настаивать на том, что нельзя останавливаться на достигнутом, приспособившись к сохраняющимся недостаткам – последствиям инсульта. Нужно продолжать тренировки и упражнения до полного выздоровления.
Я тоже в какой-то момент решил, что уже неплохо хожу и двигаю правой рукой, что мое состояние намного лучше, чем у многих других людей, также прошедших горнило инсульта. И я стал довольно халатно относиться к лечебной физкультуре, больше лежал, смотрел телевизор или сидел у компьютера. Но потом понял, что я все еще не могу бегать, быстро писать и что есть еще много других проблем, которые надо решить. И я снова приступил к восстановлению своего здоровья, при этом постоянно повторяя себе, что это у меня такой специфический ежедневный труд, а свои новые трудовые обязанности всегда надо выполнять на «отлично».
Да, это нудный, однообразный, тяжелый не только морально, но иногда и физически, через боль труд, но это не геройство, а повседневная работа над собой, если желаешь в дальнейшем вернуться в общество и снова стать его полноценным членом. Если вас хвалят за ваши успехи, говорят, что вы герой, не гордитесь собой, это просто отметили ваш добросовестный труд, не более того. Героем можете себя считать, когда полностью оправитесь от последствий инсульта. Вот тогда можно называть себя и победителем соцсоревнования, и ударником пятилетки, и передовиком производства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКАМ (ИНЦЕСТ)
(Австрия. Уголовный кодекс, § 132; проект § 189. Германия. Уголовный кодекс, § 174)Охрана нравственной чистоты семейного очага является одним из приобретений культурного развития. Вот почему у нравственно нормального
Советы начинающим
Базовая программа – это основа, и заниматься по ней следует до тех пор, пока вы не почувствуете, что освоили ее. Она рассчитана на равномерное развитие всех мышц. После окончания начального периода станет видно, какие мышцы и части тела нуждаются в
Полезные советы.
Никогда не делайте этого.
— никогда не используйте жидкую подводку для глаз: она требует; времени и твердой руки;– не наклеивайте искусственные ресницы – это также требует времени;– не выщипывайте брови: чтобы исчезла краснота, требуется время;– не
СОВЕТЫ
Прежде чем принимать морскую ванну, запаситесь хотя бы тремя часами свободного времени. Не назначайте никаких дел и встреч сразу же после этой процедуры. Найдите возможность хотя бы немного отдохнуть и побыть в расслабленном, умиротворенном
Советы:
Попробуй обойти все «минусы» и использовать все «плюсы».И действительно осторожнее – в чатах много придурков-виртуалов, прикидывающихся девушками. Потом или смешно (когда понимаешь, перед КЕМ ты хвост распушил), или неприятно.Площадка для экспериментов, правда,
Памятка близким пациента
Пусть вы и не врачи, но не оставляйте близких вам людей без поддержки, когда им хоть что-нибудь угрожает!От вашей настойчивости, знаний, способности принимать решения может зависеть жизнь близкого человека!Вы должны стать помощником и врачу, и
Советы родным и близким
Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому
Советы психолога
Чаще хвалите ребенка, говорите, какой он умный, хороший и как вы его любите. Малыш должен чувствовать, что родители его любят просто так, за то, что он есть. Даже когда ругаете кроху, делайте это очень аккуратно, чтобы не подорвать веру в родительскую любовь:
Советы психолога
Было бы глубокой ошибкой считать, что маленький ребенок развивается без усилий, что все само приходит к нему в свое время. Малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами! Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть
Советы психолога
Что делать, если ребенок сосет пальцы? Уже и ругали, и наказывали, и пальцы зеленкой мазали – ничего не помогает. Важно понять, в какие моменты времени, на фоне каких событий, действий, слов ребенок кладет пальцы в рот. Внимательному родителю не составит
Советы психолога
Еще одним распространенным поводом для попадания пальцев в рот становится укладывание спать. Ребенок сосет пальцы, чтобы расслабиться и уснуть. Сосание здесь как бы становится важной частью ритуала для отхода ко сну . В этом случае необходимо
Советы психолога
Ребенок уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.То, что считаете «пока опасным», лучше убрать
Советы психолога
Что делать, если малыш плачет при расставании с мамой?? Зная, что ваш малыш трудно переживает разлуку с вами, попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания. Например, крепкое объятие, поглаживание по спинке, несколько
Советы психолога
Чем еще можно облегчить для малыша момент расставания с
Советы психолога
Разумеется, с появлением ребенка, хотим мы этого или нет, в нашей жизни появляется детский врач – педиатр. Он обязан следить за здоровьем, развитием наших деток.И конечно же, многие дети очень отрицательно относятся к посещению врачей. Бывает, что в
Источник
Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке. В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.
Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, становится актуальной медико-социальной проблемой [3,5,4].
О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных инсультом пишет Мустафина Л.В. [9] значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе [9]. Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ — психотерапевтическое воздействие [8].
У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства [10].
По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки [10].
Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного [1]. Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.
Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:
Психологическое сопровождение больных с ОНМК и инфарктом миокарда | ||
1 этап: Психодиагностика или нейролингвистическое тестирование. | 2 этап: Психологическое консультирование. Проведение тренингов, групп саморазвития. Профилактическое занятие. Релаксация. | 3 этап: Работа с родственниками: групповые занятия в школе «Жизнь после инсульта». Обмен опытом. |
Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом
На первом этапе
работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.
На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) [2]. Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.
Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация»., №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А., психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven – Moonlight Sonata, Grieg – Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky – Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart – Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).
Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996), «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» [2]., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле. Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.Сандомирскому, 2005) [2].
Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.
Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.
В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение» и многое другое.
Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их [6]. Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.А [7], что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.
Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.
психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».
Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:
- Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
- Наберитесь терпения. Инсульт – это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это – больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
- Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
- Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
- Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
- Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
- Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
- Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.
Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:
- Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
- Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
- Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
- Больным не следует менять климатическую зону проживания.
- Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
- Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
- Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.
Общие рекомендации:
- Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
- Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
- Выражайте заботу и понимание.
Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.
Список литературы:
- Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬— 2008.108 (12): С. 27— 31.
- Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. — Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009. — 205-230с.
- Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. — М.: Медицина, 2001. — 326 с.
- Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. — 2008. — Сер. 11. Вып. 3.
- Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. – М.: Миклош, 2003. –176С.
- Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ — Омск, 2011. — 76с.
- Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
- Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями// Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. — 2012. — №3. — С. 1.
- Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. — М., 2008. — 22 с.
- Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. — М:.Медицинская литература, 2008 — 128 с.
Тарасова Екатерина Владимировна – медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».
Источник