Психологическая диагностика больных после инсульта
Тесты и опросники в ходе реабилитации после инсульта
Для оценки состояния человека, перенесшего инсульт, могут использоваться различные, специально разработанные тесты и опросники.
Зачем нужны такие тесты?
Чтобы оценить состояние человека, перенесшего инсульт, врачи-неврологи и другие специалисты используют различные тесты, шкалы и опросники. Это инструменты диагностики, которые помогают врачам, пациентам и семьям пациентов контролировать процесс восстановления после инсульта. С помощью таких тестов можно понять, на что нужно обратить особое внимание в ходе реабилитации, как продвигается процесс восстановления, все ли важные факторы учтены.
Какие бывают тесты?
Перед перенесшим инсульт человеком стоит несколько основных задач. Во-первых, это вернуть себе мобильность, то есть возможность совершать движения. Во-вторых, это восстановить работу когнитивных функций, таких, как память, речь, восприятие, если она пострадала в результате инсульта. В-третьих, это вернуться к привычной жизни, то есть стать вновь самостоятельным в быту, встречаться с друзьями и близкими, работать. В-четвертых, это сохранять правильный эмоциональный настрой, который способствует быстрому восстановлению и дает силы противостоять возникающим сложностям.
Движение и перемещение
Для того, чтобы оценить способность к движению у человека, перенесшего инсульт, специалисты отдают предпочтение “Индексу мобильности Ривермид”. С помощью этого инструмента отслеживается возможность принимать различные положения, перемещаться в пространстве и ходить. Индекс позволяет оценить, какие из предварительных этапов восстановления подвижности уже пройдены. Он также учитывает степень восстановления навыка ходьбы. Также с помощью индекса можно понять, на какие моменты в процессе тренировки надо обратить внимание.
Мышление и когнитивные функции
Для оценки когнитивных нарушений может быть использована “Шкала быстрой оценки деменции”. В результате инсульта может ухудшиться работа памяти, речи, восприятия. В отличии от аналогичных нарушений при деменции, чаще всего, это обратимый процесс. В случае обоих заболеваний понять, есть ли нарушения в работе когнитивных функций, можно с помощью одно и того же инструмента. Кроме таких когнитивных функций, как память, речь, внимание, с помощью этой шкалы можно также оценить эмоциональное состояние, бытовую независимость и социальную активность.
Независимость и самостоятельность
Для оценки уровня независимости после инсульта используется “Шкала функциональной независимости”. Шкала содержит вопросы о социальных навыках, способности к повседневным бытовым действиям, контакту с другими людьми, контролю физиологических функций, а также возможности самостоятельного передвижения и перемещения. С помощью шкалы можно оценить актуальное состояние человека, перенесшего инсульт, его прогресс в ходе программы реабилитации, а также уровень бытовой зависимости, то есть необходимости в уходе со стороны других людей.
Эмоции и настроение
Основные эмоциональные “враги” быстрого восстановления – это депрессия и тревожность. Существует множество различных тестов, помогающих выявить депрессивные и тревожные состояния. Часто используется “Госпитальная шкала тревоги и депрессии”. Этот инструмент позволяет оценить наличие депрессии и тревоги, которые могут негативно влиять на темп и ход реабилитации. Близкие человека, который перенес инсульт, тоже испытывают депрессию и сильную тревожность, поэтому пройти этот тест рекомендуется не только самому человеку, но и его родственникам и друзьям.
Что еще можно делать с помощью тестов?
С помощью тестов и опросников можно самостоятельно “замерять” и “отслеживать” как продвигается решение каждой из основных задач реабилитации. Если проводить такие замеры время от времени и записывать результаты, можно наглядно видеть динамику восстановления. Если мы отмечаем свои улучшения, это нас мотивирует продолжать реабилитацию, если наши достижения видят те, кто нам дороги, это мотивирует нас вдвойне. Если же вдруг динамика начнет ухудшаться, это позволит нам принять меры и во время скорректировать программу реабилитации.
Источник
Шкала NIHSS при инсульте. Таблица 5-10 баллов, интерпретация результатов
Шкала NIHSS применяется для оценки степени тяжести инсульта головного мозга, произошедшего у пациентов всех возрастных групп. Впервые данные критерии диагностики были разработаны специалистами Национального института здоровья США. В настоящее время NIHSS активно используется ведущими врачами-кардиологами и реаниматологами во всех лечебных учреждениях мира.
Шкала инсульта национального института здоровья (NIHSS). Что это и как применяется?
Шкала NIHSS, которая используется для определения степени тяжести здоровья пациентов с признаками инсульта головного мозга, требует строгого выполнения всех правил оценки рефлекторных реакций организма больного. Необходимо следовать всем информационным данным, содержащимся в разделах данной шкалы.
Категорически запрещено возвращаться назад, либо же изменять количество баллов, выставленных по окончанию осмотра больного. После определения способности пациента выполнять то или иное действие, отвечать на задаваемые ему вопросы, выставляется соответствующая оценка, которая отображает степень тяжести последствий инсульта.
Диагностика состояния пациента проводится максимально быстро, чтобы у доктора и больного не оставалось времени на импровизацию, а также сомнений в объективности проводимой оценки.
Оценка состояния больного
Шкала NIHSS при инсульте позволяет получить максимальный объем информации о степени тяжести поражения организма пациента, у которого произошло кровоизлияние в ткани головного мозга. Качественной экспресс-диагностике подвергаются все типы психомоторных реакций, а также функциональное состояние центральной нервной системы. Больной отвечает на вопросы лечащего врача.
После получения каждого ответа доктор выставляет соответствующую оценку, которая отображает степень ясности сознания пациента или уровень сохранения функций отдельных центров головного мозга. По результатам диагностического тестирования формируется клиническая картина общего состояния больного и составляется прогноз на полное или частичное восстановление ЦНС.
Сознание: уровень бодрствования
Оценка уровня бодрствования проводится для определения ясности сознания пациента. Например, когда больной не проявляет выраженных психоэмоциональных реакций, у него имеются признаки поражения тканей оротрахеальной области или же языкового барьера.
Доктор, выполняющий обследование, делает объективную оценку уровня бодрствования пациента, а затем выставляет соответствующие баллы, руководствуясь следующими критериями:
- 0 — пациент находится в ясном сознании и быстро реагирует на внешние раздражители;
- 1 — больной в состоянии оглушения, но при этом врачу удается добиться минимального выполнения требуемых действий;
- 2 — пациент в состоянии глубокого сопора или оглушения;
- 3 — больной находится в вегетативном состоянии, а его уровень бодрствования заключается в рефлекторных реакциях нервной системы.
В данном случае 3 балла выставляется только в тех клинических ситуациях, когда больной находится в состоянии комы, нет реакции на болевой синдром, а уровень его рефлексов сводится к произвольному разгибанию конечностей.
Сознание: ответы на вопросы
Получение вразумительных ответов на вопросы является следующим уровнем оценки сознания пациента. Доктор спрашивает больного о его возрасте и текущем месяце. Полученный ответ должен быть максимально точным. Запрещено засчитывать приблизительную информацию, которая близка к точному ответу.
Если больной не в состоянии понять, что от него требуют, то подобное состояние считается афазией с выраженным снижением уровня сознания.
По результатам тестирования врач проводит следующую оценку состояния пациента:
- 0 — больной ответил верно на все поставленные вопросы;
- 1 — был получен только 1 правильный ответ;
- 2 — больной не смог справиться с поставленными вопросами.
Во время проведения данного тестирования засчитываются результаты только первой попытки дать ответ на поставленные вопросы. В противном случае результаты оценивания будут не объективными.
Выполнение команд
Шкала NIHSS при инсульте позволяет определить уровень способности пациента к правильному выполнению поставленных задач. Больного просят сначала закрыть, а потом открыть глаза. После этого ему сразу же дают команду сжать и разжать кулак той руки, которая не имеет признаков парализации.
По результатам того, как пациент выполняет поставленные задачи, проводится следующая оценка его состояния:
- 0 — произошло выполнение всех действий;
- 1 — больной смог выполнить только 1 команду;
- 2 — пациент не смог выполнить ни одной из поставленных задач.
В том случае, если больной реагирует на команды, но не в состоянии завершить начатое действие из-за физической слабости, то засчитывается положительный результат тестирования. Объективной оценке подлежит только первая попытка к выполнению поставленных задач.
Движения глазных яблок
В данном случае исследованию подлежит только способность к горизонтальному движению органа зрения. Интерпретируются лишь произвольные, а также рефлекторные движения.
По итогам экспресс-диагностики выставляется следующая оценка, соответствующая данному разделу шкалы NHSS:
- 0 — уровень подвижности глазных яблок находится в пределах нормы;
- 1 — произошло нарушение подвижности только 1 или сразу 2 глазных яблок, возможно развитие частичного пареза взора;
- 2 — у больного наблюдается полный паралич функций органа зрения.
Пациентам, у которых вследствие инсульта произошло нарушение функций зрительного нерва, выставляется оценка в 1 балл, так как диагностируется частичное снижение работоспособности глаз.
Поля зрения
Функциональное состояние полей зрения определяют подсчетом количества показываемых пальцев во время перемещения руки от периферии по направлению к центру. В этот период пациент должен самостоятельно подсчитать количество пальцев и с первого раза дать правильный ответ.
По итогам данного обследования выставляются следующие баллы:
- 0 — у больного не обнаружено каких-либо нарушений полей зрения;
- 1 — у пациента диагностирована частичная гемианопсия;
- 2 — по результатам тестирования установлена полная гемианопсия;
- 3 — у больного обнаружена дисфункция полей зрения с наличием полной слепоты (включая ее корковый тип).
Если во время оценки поля зрения устанавливается, что пациент не видит только одним глазом, то диагностике подлежит орган зрения, сохранивший свои функции.
Нарушение функции лицевого нерва, мускулатуры лица
Шкала NIHSS при инсульте дает возможность определить степень поражения лицевого нерва с нарушением функций мышечных тканей. Для проведения данного вида оценки с поверхности лица больного снимают все повязки. После этого доктор просит пациента одновременно закрыть глаза, максимально высоко поднять брови, а также показать десна.
По результатам выполнения данных действий выставляются следующие оценки:
- 0 — у больного сохраняются адекватные и симметричные движения мышечных тканей;
- 1 — обнаруживается легкий парез мускулатуры, отвечающей за мимические реакции (возможно появление асимметричной улыбки);
- 2 — диагностирован прозопарез умеренного типа с нарушением функций нижней части мимической мускулатуры;
- 3 — произошел паралич сразу обеих или только одной половины мышечных тканей лица (полностью отсутствует подвижность данной части лицевого диска).
Получение оценки 3 характерно для пациентов, которые находятся в тяжелом состоянии, а негативные последствия инсульта привели к существенной дисфункции периферических нервов.
Сила мышц левой ноги
Для проведения оценки функционального состояния нижней конечности пациент должен принять положение лежа. Больного просят поднять левую ногу под углом 30 градусов по отношению к горизонтальной поверхности, а затем удерживать ее в течение 5 с.
По итогам данного вида диагностики выставляются следующие оценки:
- 0 — по истечению 5 с больной в состоянии самостоятельно опустить ногу;
- 1 — нижняя конечность начинает опускаться произвольно раньше 5 с, но не касается поверхности кровати;
- 2 — пациент способен самостоятельно удерживать ногу, но прикосновение к поверхности кровати происходит раньше завершения 5 с;
- 3 — нижняя конечность имеет признаков подвижности, но сразу же падает вниз после попытки ее поднятия;
- 4 — подвижность левой ноги полностью отсутствует.
В случае обнаружения полной дисфункции нижней конечности в диагностическом заключении указывается более подробная причина невозможности больного поднять левую ногу. Это может быть паралич только данной части тела или всей стороны опорно-двигательного аппарата.
Сила мышц левой руки
Для определения функций верхней конечности больного просят разогнуть левую руку и удерживать ее под углом 90 градусов. При условии, что на момент обследования пациент сидит. Если же больной находится в лежачем состоянии, то верхнюю конечность необходимо удерживать под углом 45 градусов. Левая рука должна находиться в неподвижном состоянии в течение 10 с.
По итогам обследования пациент получает следующие оценки:
- 0 — левая рука не опускается на протяжении 10 с;
- 1 — конечность начинает падать раньше 10 с, но не касается поверхности кровати;
- 2 — больной способен удерживать руку в воздухе, но все же касается поверхности кровати раньше, чем пройдет 10 с;
- 3 — верхняя конечность пациента подвижная, но падает сразу же после малейшей попытки ее подъема вверх;
- 4 — функциональная подвижность левой руки отсутствует.
Аналогичное тестирование также необходимо выполнить для правой руки. Это позволит оценить состояние всех отделов ЦНС.
Атаксия в конечностях
С целью определения атаксии в конечностях выполняется пальце-носо-пальцевая или же коленно-пяточная проба, по результатам которой выставляется следующая оценка:
- 0 — атаксия отсутствует;
- 1 — обнаружены признаки атаксии только в одной конечности;
- 2 — диагностирована атаксия в обеих конечностях.
В случае невозможности проведения исследования в медицинском заключении указываются соответствующие причины.
Чувствительность
Степень чувствительности пациента к болевому синдрому определяется с помощью точечных уколов булавкой или иглой, которым подвергаются нижние конечности.
По итогам тестирования проводится следующая оценка:
- 0 — чувствительность в норме;
- 1 — обнаружена легкая гемигипестезия;
- 2 — пациент не ощущает уколов иглой.
Пациентам, которые находятся в состоянии комы, автоматически выставляют оценку в 2 балла, так как у них отсутствуют полноценные реакции вегетативной системы.
Более детальное исследование сохранения речевой активности пациента проводится путем налаживания диалога. Доктор показывает больному картину, а затем просит его описать события, изображенные на ней.
По итогам тестирования проводится следующая оценка:
- 0 — функция речи в норме;
- 1 — присутствует легкое искажение отдельных слов;
- 2 — пациент не в состоянии самостоятельно описать изображение на картине, так как его речь сильно нарушена;
- 3 — больной не способен понимать поставленного ему вопроса, не произносит никаких звуков и слов.
Оценка в 3 балла выставляется только в том случае, если у пациента обнаружены признаки полного мутизма с игнорированием поступающих команд.
Дизартрия
В данном случае выполняется оценка четкости речи пациентов, которые не утратили способности к словесному выражению своих мыслей.
После беседы с больным доктор выставляет следующие баллы:
- 0 — пациент в состоянии нормы;
- 1 — обнаружена легкая форма дизартрии;
- 2 — больной сильно искажает слова, большую часть из которых понять не удается.
Данный вид тестирования не проводится в отношении пациентов с тяжелой травмой лица, либо же находящихся на искусственной вентиляции легких.
Неглект
Неглект или сенсорное гемиигнорирование — это нарушение способностей головного мозга к функциональному восприятию определенной половины тела.
После наблюдения за пациентом врач выставляет следующие оценки:
- 0 — признаки гемиигнорирования у больного не обнаружены;
- 1 — у пациента выявлены симптомы гемиигнорирования только одного вида раздражителя;
- 2 — у больного обнаружено несколько признаков гемиигнорирования внешних раздражителей.
В последнем случае пациент может не узнавать свою руку, либо же не воспринимает половину окружающего пространства. Чаще всего патологическому воздействию подвергается левая сторона тела.
Подсчет баллов и интерпретация результатов
В таблице ниже представлен пример интерпретации результатов тестирования пациентов с инсультом головного мозга, в процессе которого использовались данные шкалы NHSS.
Количество баллов | Оценка состояния больного и прогноз на выздоровление |
4 балла и более низкие результаты | Пациент находится в удовлетворительном состоянии. Существует благоприятный прогноз на полное восстановление функций ЦНС. |
От 5 до 22 баллов | Больной находится в состоянии средней степени тяжести с частичным нарушением функций головного мозга. Пациент нуждается в медикаментозном лечении и реабилитации. |
Свыше 22 баллов | Исследуемый находится в тяжелом состоянии, возникновение которого связано с обширным инсультом головного мозга. Прогноз на восстановление утраченных функций ЦНС неблагоприятный. |
Шкала NHSS, которая используется при инсульте головного мозга, позволяет оценить функциональное состояние коры головного мозга больного, а также определить степень повреждения ЦНС.
Максимальная эффективность от использования данного метода диагностики реализуется только в том случае, если обследование пациента осуществляется в первые 48 ч после того, как произошло кровоизлияние в ткани головного мозга.
По результатам диагностики составляет медицинское заключение, в котором выполняется подсчет баллов с описанием общего состояния больного, а также отображением прогноза на восстановление функций ЦНС.
Видео о шкале NIHSS
Методическое пособие по оценке больного по шкале NIHSS:
Источник
Источник
Постинсультными когнитивными нарушениями называют снижение когнитивных функций, впервые диагностированное после ОНМК. Когнитивные расстройства той или иной степени выраженности отмечались у более 60 % пациентов в остром периоде ишемического инсульта. Недостаточность когнитивных функций проявляется нарушением памяти, речи, счета, пространственно-временной ориентации, снижением способности к абстрактному мышлению, признаками замедления мышления.
Реабилитация больных, перенесших инсульт проводится по индивидуально разработанной для каждого пациента программе. Ее составляют, опираясь на особенности заболевания, наличие разных клинических синдромов или осложнений, тяжесть других соматических болезней (если таковые имеются), возраст пациента.
Ключевые слова: инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), когнитивные нарушения, психологическая коррекция.
Актуальность. Инсульт головного мозга — это не только медицинская, но также и социальная проблема. Для людей, перенесших инсульт, характерны такие нарушения, как снижение интеллекта и памяти, концентрации и удержание внимания, трудности со счетом. Могут наблюдаться отсутствие желаний и апатия, истощаемость, нарушение в способности к самообслуживанию, из-за чего такие люди часто остаются беспомощными даже по прошествии длительного времени после инсульта [2,15,17.18]. Преодолеть социальную дезадаптацию таких людей очень непросто.
В связи с этим большое значение имеет психологическая помощь в реабилитации больных с последствиями инсульта, способствующая созданию активной направленности личности на преодоление дефекта, созданию оптимистической лечебной и жизненной перспективы, формированию позитивного отношения к лечению и к болезни. То есть, помимо медикаментозной коррекции должно производиться и функционально-восстановительное лечение, необходимой частью которого является коррекция интеллектуальных способностей. Таким образом, разработка и практическое применение психокоррекционных мероприятий в ранний восстановительный период является актуальной [16,19,21,24].
Цель исследования заключается в оценке эффективности разработанных и проводимых психокоррекционных мероприятий с пациентами, перенесшими ОНМК в ранний восстановительный период. Эффективность лечения оценивалась с использованием шкал MMSE, MOCA, теста рисования часов, таблиц Шульте, корректурных проб [7].
Теоретическое обоснование. Важным в профилактике возникновения когнитивного дефекта является наиболее раннее лечение последствий перенесенного инсульта. В остром периоде при лечении инсульта, как пишут М. М. Одинак, А. А. Скоромец, проводятся ранние реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику последствий перенесенного заболевания [11,20,25]. Наряду с лекарственной терапией и физическими методами реабилитации в раннем восстановительном реабилитационном периоде необходим также широкий спектр психосоциальных методов реабилитации: участие логопеда, психолога, психотерапевта в процессе реабилитации [8,12]. Эти мероприятия направлены на коррекцию астено-депрессивных, астено-ипохондрических реакций на болезнь, формирование позитивного комплайенса, а также коррекцию когнитивных нарушений. Особое значение имеет коррекция нарушенных когнитивных функций больных, способствующая повышению социальной адаптации, указывают в своих исследованиях [13].
Кратковременная память — самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел. Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).
Этапы реабилитации условно делятся на 4 периода:
Реабилитационные мероприятия в острый период (первый месяц после перенесенного ишемического приступа).
Восстановление на раннем этапе (до 6 месяца после инсульта).
Позднее восстановление (6–12 месяцев).
Реабилитация в период больше 12 месяцев после инсульта.
Материал и методы исследования.
Для оценки когнитивных функций используются нейропсихологические методы исследования, представляющие собой различные тесты и пробы на запоминание и воспроизведение слов и рисунков, узнавание образов, решение интеллектуальных задач, исследование движений и др. В отечественных исследованиях используются опросники и оценки, позволяющие лечащим врачам проводить экспресс-диагностику когнитивных расстройств. Для оценки когнитивных функций, как указывают А. Н. Белова, Л. В. Климов, M. F. Folstein, J. M. Starr, A. F. Jorm, G. C. Roman, применяются опросник MMSE (MiniMentalStateExamination), шкала деменции Матисса (ШДМ), батарея тестов для оценки лобных дисфункций (БТЛД) FrontalAssesmentBullory (FAB), шкала глобального клинического снижения (GlobalDeteriorationScale-GDS) [4, 6, 7, 14]. Также необходимо применять батарею тестов с использованием качественной и количественной оценки различных высших психических функций (памяти, внимания, мышления), а не ограничиваться экспресс-методами [8]. Следует отметить, что результаты экспресс-методик дают информацию о динамике и ответе больного на лекарственную терапию, но не позволяют психологу глубоко и всесторонне исследовать нарушенную функцию, оценить сохранные стороны функции, ее ресурсы, прогноз обучаемости и целенаправленное построение коррекционной программы. Нейропсихологическое исследование, описанное в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Л. И. Вассермана, в котором изучался гнозис: зрительный (предметный, лицевой, цветовой, глубины и целостности восприятия, оптико-пространственные функции); слуховой (восприятие речи и шумов, ритмов); стереогнозис; праксис (идеаторный, идеомоторный, динамический, конструктивный, оральный), речь, функциональная асимметрия, позволило уточнить локализацию нарушенных [1].
Результаты и обсуждение.
Разработка и практическое применение психокоррекционных мероприятий проводилось в неврологическом отделении Городской Клинической больницы № 16.
Проведено первичное психодиагностическое исследование 793 чел. пациентов, поступающих на лечение (данные по 2013 году). Возраст пациентов, перенесших инсульт составляет от37 до 82лет.Для оценки когнитивных способностей использовались методики:
опросник MMSE;
тест MOCA;
тест рисования часов (Мини-Ког);
батарея тестов на лобную дисфункцию;
нейропсихологический альбом (ред. Хомской, Лурия);
таблицы Шульте.
После прохождения курса восстановительного леченияи психокоррекционных мероприятий в неврологическом отделении больницы проводилось повторное исследование. При этом положительную динамику отражает количественные показатели, приведенные в таблице.
Таблица 1
Виды когнитивных нарушений | Первичное исследование | Повторное исследование | Динамика |
Нет когнитивных нарушений | 24 % (190 чел.) | 35 % (278 чел.) | Положительная динамика |
Легкое когнитивное нарушение | 26 % (207 чел.) | 23 % (182 чел.) | Положительная динамика |
Умеренное когнитивное нарушение | 41 % (325 чел.) | 37 % (293 чел.) | Положительная динамика |
Выраженное когнитивное нарушение | 9 % (71 чел.) | 4,7 % (37 чел.) | Положительная динамика |
Помимо улучшения когнитивной функции следует отметить снижение уровней тревоги и депрессии, изменение мотивационной составляющей, позволяющей пациенту чувствовать себя намного уверенней в быту.
Программа психологической коррекции.
Начальный этап: установление продуктивного контакта, сбор социально-психологического анамнеза на основе первичной беседы с пациентом и его родственниками, психологическая диагностика, мотивирование на работу.
Ход индивидуальной работы: индивидуальные занятия 3–4 раза в неделю, выдача заданий на самостоятельную работу и проверка выполнения задания.
Завершающий этап: повторное психодиагностическое исследование с целью оценки динамики приводимых мероприятий.
План индивидуальных занятий разрабатывается индивидуально с учетом физических, социокультурных, образовательных, возрастных особенностей пациента, его мотивации, уровня тревоги и депрессии. Материалы по Ратайчак М. [10].
- Концентрация внимания (тест Мюстенберга, таблицы Шульте).
Пример: «бсолнцесвтрпцоцэ». Необходимо обнаружить замаскированное слово «солнце».
- Ориентированность. Пациент должен правильно назвать имя, фамилию, свой день рождения, время года, месяц и пр. Как вариант дается циферблат без стрелок и пациент должен, например, показать время ужина, расположив стрелки в нужное время.
- Общие знания. Дается стимульный материал с изображениям предметов, пациента просят показать два предмета связанных друг с другом по какому-либо признаку.
Закончить следующие фразы: Сестра моей мамы — это моя…; Время года, которое наступает после осени — это… и др.
- Повседневная память. Пациенту предлагается прослушать или прочитать короткий рассказ, статью. Затем задаются вопросы по услышанному (прочитанному). Суть задания в оценке и тренировке кратковременной памяти.
- Тренировка рабочей кратковременной памяти. Читается пациенту список слов, с промежутком в две секунды между словами. Сразу после окончания чтения списка пациента просят повторить слова, которые он запомнил. Также можно читать вслух ряд цифр и просить потом их повторить как в прямом так и в обратном порядке.
- Рисуночные задания. Например, назвать животных, предметы, фрукты на картинке где они изображены контурно.
- Узнавание лиц и эмоций. Дается стимульный материал с изображением лиц людей выражающих разные эмоции (радости, печали, уныния, страха). Пациент должен не только назвать эмоцию, но и выделить два одинаковых.
- Действия в быту. Пациента просят показать, как чистить зубы, причесывать волосы, как забить гвоздь и т. д.
Данный комплекс упражнений может дополняться другими в зависимости где возникают затруднения. Пациент получает самостоятельное задание по одному из каждого раздела и на следующем занятии проводится детальный разбор выполненного. Важна роль родственников в реабилитации, необходимо совместно с ними выработать меры по дальнейшим занятиям в домашних условиях.
Психологические факторы, которые необходимо учитывать при работе с пациентами, перенесшими инсульт.
Необходимо отметить, что на эффективность работы влияет эмоциональное состояние пациента (уровень тревоги и депрессии), мотивированность, быстрая утомляемость, возрастной фактор. Так, если у человека депрессивное состояние, то продуктивность работы крайне низкая, мотивировка не сформирована и выполнение заданий может происходить формально, а самостоятельная работа игнорируется.
На раннем этапе реабилитации (до месяца после инсульта) с пациентом важно выстроить правильную стратегию взаимодействия, когда коррекционные мероприятия даются не сразу, а после установления хорошего коммуникативного контакта, когда пациент видит в специалисте человека, который может помочь ему справится с психологическими трудностями на этапе социальной реадаптации.
Выводы:
- Психодиагностическое исследование пациентов неврологического отделения, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения показало наличие когнитивных нарушений разной степени выраженности.
- Коррекционные мероприятия на основе разработанной программы и сравнение статистических данных, позволяет сделать вывод о положительной динамике в когнитивной сфере, эффективности проведенной работы.
- Улучшение когнитивной функции на фоне улучшения физического состояния пациентов способствуют изменению в копинг-стратегии, формирование позитивной мотивационной направленности.
Литература:
1. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. СПб., 1997;
2. Левин О. С. Диагностика и лечение деменции в клинической практике. М: МЕДпресс-информ 2010; 256
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
4. Климов Л. В., Парфенов В. А. Указ. соч.; Белова А. Н. Нейрореабилитация. М., 2000; Folstein M., Folstein S., McHugh P. R. Mini-mental state: A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician // J. Psychiat. Res. 1975. Vol. 12. P. 189–198; Correlates of informant-rated cognitive decline after stroke / J. M. Starr, C. Nicolson, K. Anderson et al. // Cerebrovasc. Dis. 2000. Vol. 10. P. 214–220; Jorm A. F. A short form of the Informant Questionnaire on Cognitiv Decline in the Eldery (IQCODE): Development and cross-validation // Psychol. Med. 1994. Vol. 24. P. 145–153; Roman G. C. Vascular dementia prevention: A risk factor analysis // Cerebrovasc Dis. 2005. Vol. 20. Suppl. 2. P. 91–100.
5. Ковальчук В. В.; «Инсульт. Причины и профилактика. Осложнения и восстановление». Москва, 2013–38с.
6. Клиническая психология: учебник/Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник; отв.ред. Г. И. Ефремова.-М.:ИздательствоЮрайт, 2011.-363 с.
7. Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. 121с.
8. Куташов В. А., А. А. Глухов, Н. А. Степанян, А. И. Рог и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.
9. Куташов В. А. Влияние церебро-органических факторов на аффективные расстройства при некоторых психосоматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Воронеж — 2005. — Т4, № 4. — С. 461–463
10. Куташов В. А., Львович Я. Е. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Москва, 2007.- Т. 6, № 1.- С. 100–102.
11. Куташов В. А., Черных О. Н., Чупеев А. Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности. // Вестник ВГТУ, 2007. — Т. 3, № 1. — С. 149–151.
12. Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. -200 с.
13. Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009.-30 с.
14. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
15. Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013.-224 с.
16. Куташов В. А., Самсонов А. С.,