Психика мужчины после инсульта

Психика мужчины после инсульта thumbnail

Инсульт оставляет неблагоприятные последствия, проявляющиеся в виде психических нарушений. Тяжелым осложнением в сфере психического здоровья является выраженная агрессия после инсульта и сосудистый психоз.

Подобное состояние развивается не сразу, в первые месяцы больной ворчит, капризничает, высказывает необоснованные придирки. Через некоторое время человек склонен к выраженной агрессии, сопровождающейся драками и криком.

Причины агрессии

злость

Причин, влияющих на изменение поведения человека, перенесшего инсульт, достаточно много. Наиболее распространенными неврологи считают следующие факторы:

  • эмоциональная нестабильность;
  • резкое снижение зрения;
  • паралич.

Больные люди испытывают панику и психоз после инсульта из-за невозможности вести привычный образ жизни, зависимости от других людей.

С физиологической точки зрения, агрессивное поведение объясняется нарушением выработки гормонов, отвечающих за состояние радости. Такими гормональными веществами являются дофамин и серотонин.  Существуют и внутренние факторы, провоцирующие агрессию, — постоянные стрессы и усталость, острые инфекционные заболевания, различные виды химической зависимости.

Истинную причину агрессии способен установить только доктор после проведения осмотра и сбора всех необходимых анализов.

Признаки отклонений

Изменения в психике зависят от нарушений систем организма, которые вызвала цереброваскулярная болезнь. Из-за сильного эмоционального потрясения некоторые больные полностью отказываются от помощи, кричат и набрасываются на окружающих. Часто человек переживает апатию, отсутствие интереса ко всем занятиям. Такой больной готов все время проводить лежа на кровати.

Многим людям, перенесшим инсульт, свойственны некоторые общие признаки, проявляющиеся в следующих состояниях:

  • неадекватное поведение;
  • нарушение сна;
  • снижение массы тела;
  • угнетенное состояние;
  • желание проститься с жизнью.

Формирование состояния психоза может сопровождаться чрезмерной двигательной активностью, бредовыми идеями, галлюцинациями, плаксивостью. Агрессия носит приступообразный характер. Наиболее часто подобные вспышки регистрируются медицинскими специалистами в осенне-весенний период.

При каких типах инсульта возможна агрессия

Основываясь на причинах поражения головного мозга, доктора подразделяют инсульт на ишемический и геморрагический. Каждый тип патологического состояния характеризуется собственными последствиями. Так, при ишемическом типе происходит нарушение двигательной функции. Параличу подвергается одна сторона организма. Такой инсульт вызывает затруднения при дыхании, глотании, движении.

При ишемическом инсульте медики назначают постельный режим из-за высокой вероятности формирования нарушений слуха, зрения, речи. Утрата контроля над собственным телом ведет к изменениям в психическом и психологическом аспектах.

Одним из нарушений функционирования мозга является потеря памяти, проявляющаяся в форме затруднения восстановления событий собственной жизни, больным сложно вспомнить названия бытовых предметов и их предназначение. Подобные состояния могут сопровождаться нестабильностью психической сферы, проявляющейся перепадами и расстройствами настроения, агрессией, апатией.

Повреждение тканей мозга и разрыв сосудов вызывают геморрагический инсульт. В случаях несвоевременно оказанной помощи происходит гибель либо инвалидизация человека.

Данный тип патологии характеризуется длительным процессом восстановления и тяжелыми последствиями, появляющимися в утрате следующих функций:

  • слух;
  • зрение;
  • двигательная активность;
  • чувствительность нервных окончаний и рецепторов;
  • основные рефлексы.

В поведенческом плане отмечается большое количество изменений, среди которых замедленный темп деятельности, вспышки агрессии, депрессивное состояние. Расстройства в эмоциональной сфере могут проявляться при любом типе инсульта.

Особенности лечения

Если нарушения эмоционального состояния сохраняются на протяжении длительного периода, то необходимо прибегнуть к помощи психотерапевта либо медицинского психолога. Специалисты после уточнения клинических проявлений и индивидуальных особенностей пациентов назначают курс антидепрессантов, снотворных препаратов, методов психотерапии. От сроков обращения за квалифицированной помощью напрямую зависит период, необходимый для восстановления психического здоровья.

Как помочь больному, который стал агрессивным после инсульта

радость

Одним из наиболее эффективных способов коррекции агрессивного поведения является обеспечение больного положительными эмоциями. С целью реабилитации показано посещение специализированного санатория. Такое лечение объединяет в себе здоровое питание, индивидуально подобранные медикаменты, физиотерапию, круглосуточное медицинское наблюдение, оказываемое в рамках анонимной помощи.

В качестве физиотерапевтического воздействия больным, страдающим агрессией после перенесенного инсульта, показаны:

  • лечение с применением целебных трав;
  • кислородные коктейли;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • иглоукалывание;
  • соляная терапия;
  • лечение пиявками.

На протяжении многих лет существования санаторно-курортных учреждений доказано, что положительный настрой больного, доброжелательное окружение и квалифицированная помощь способны существенно ускорить процесс восстановления организма.

Какие препараты помогают в таких случаях

После сбора необходимых данных и уточнения особенностей заболевания доктор назначает терапию, не требующую в большинстве случаев госпитализации. Процесс восстановления основан на применении антидепрессантов и нейролептиков. Первая группа препаратов направлена на восстановление клеток мозга и подавление нарушений когнитивной сферы.

Нейролептики предназначены для коррекции эмоциональных расстройств. Такое терапевтическое воздействие предполагает подавление двигательной активности больного. Только квалифицированный доктор может решать вопрос о необходимости применения того или иного препарата.

Устранение депрессии

Перенесенный инсульт часто сопровождается депрессией, требующей обязательной коррекции. Одним из способов лечения данного состояния является медикаментозное воздействие. В качестве основного препарата выступают антидепрессанты, направленные на повышение уровня гормонов. В некоторых случаях назначаются психостимуляторы, предназначенные для выведения больного из состояния апатии.

В рамках немедикаментозной терапии используются психологические методы лечения, массаж, гимнастика, способы нетрадиционной медицины.

Советы окружающим

Родственникам больного, перенесшего инсульт, необходимо соблюдать некоторые правила поведения при возникновении приступа агрессии:

  • обеспечение безопасности больного и окружающих людей;
  • острый приступ требует оперативной медицинской помощи;
  • сохранение собственного спокойствия;
  • уменьшение влияния психотравмирующих факторов;
  • непрерывное наблюдение за больным.

После приезда бригады специалистов необходимо объяснить докторам, что вызвало данное состояние агрессии, и подробно описать поведение больного.

Источник

Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к стойкому очаговому поражению головного мозга. Может носить ишемический или геморрагический характер. Наиболее часто инсульт проявляется внезапной слабостью в конечностях по гемитипу, асимметрией лица, расстройством сознания, нарушением речи и зрения, головокружением, нарушение координации движений. Диагностировать инсульт можно по совокупности данных клинических, лабораторных, томографических и сосудистых исследований. Лечение состоит в поддержании жизнедеятельности организма, коррекции сердечных, дыхательных, метаболических и психических расстройств.

Важно! Существует временной период — первые 3-6 часов после инсульта, когда можно предупредить необратимые последствия ишемии, гибели клеток и все возможные осложнения, если оказать адекватную экстренную медицинскую помощь совместно со срочной госпитализацией в отделение стационара.

Психические расстройства у пациентов после инсульта

Рассмотрим возможные психические расстройства, которые могут наблюдаться у пациентов после инсульта:

  • Когнитивные нарушения сосудистого генеза и деменция.
  • Постинсультная депрессия.
  • Постинсультная мания.
  • Постинсультные тревожные расстройства.
  • Патологические смех и плач.

Когнитивные нарушения сосудистого генеза и деменция

Когнитивные нарушения – самое частое осложнение инсульта со стороны психической сферы. Инсульт в левом полушарии часто сопровождается развитием афазии. Инсульт в правом полушарии вызывает такие выраженные когнитивные нарушения, как снижение критичности, внимания, нарушение пространственного восприятия, пространственное игнорирование. В зависимости от локализации инсульта также могут страдать и другие функции, например мотивация, память, способность к суждениям и контроль над побуждениями (импульсивность).

Большой инсульт или серия малых инсультов с поражением обоих полушарий мозга могут приводить к глобальным когнитивным нарушениям с клинической картиной деменции. При серии инсультов нарушения когнитивной функции носят поэтапный характер. Развивающуюся таким образом сосудистую, или мультиинфарктную, деменцию бывает сложно отличить от болезни Альцгеймера).

Постинсультная депрессия

Симптомы депрессии у пациентов с инсультом развиваются часто и требуют специфического лечения. Большая депрессия возникает примерно у 25% лиц, госпитализированных по поводу острого инсульта.

Характерными симптомами в этом случае являются снижение энергетического потенциала, неуверенность в себе, плохая концентрация, анорексия, нарушение сна, пессимизм и ангедония. В отсутствие лечения большая депрессия после острого инсульта сохраняется примерно в течение 1 года. Малая депрессия более стойкая: при обследовании через 2 года симптомы были выявлены у 70% больных. То есть постинсультная депрессия – тяжелая патология, характеризующаяся длительным течением.

Через 2 года после инсульта, постинсультные депрессии в отсутствие лечения замедляют скорость освоения пациентами навыков повседневной жизни.

Постинсультная мания

Постинсультная мания – является редким осложнением инсульта. Клинические симптомы: эйфория, бред величия, прилив сил и усиленная активность, ничем не отличаются от соответствующих проявлений без повреждения головного мозга.

Постинсультные тревожные расстройства

Постинсультные тревожные расстройства – панические состояния как осложнения инсульта встречаются редко, однако примерно у 25% больных, перенесших острый инсульт, развиваются генерализованные тревожные расстройства т.е. наблюдается устойчивое ощущение тревоги и беспокойства, проявляющиеся в неусидчивости, слабости, снижении концентрации, нарушении сна, напряжении мышц и раздражительности.

Почти 50% пациентов с постинсультной тревожностью страдают от сопутствующей большой депрессии, а еще у 25% отмечается малая депрессия. У больных с сочетанием тревожного расстройства и большой депрессии отмечается увеличение продолжительности депрессии и меньший прогресс в освоении навыков повседневной жизни по сравнению с больными, имеющими после инсульта лишь изолированное депрессивное расстройство.

Патологические смех и плач

Патологические смех и плач – представляют собой нарушения проявления эмоций при различных неврологических заболеваниях, таких как инсульт, боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, опухоли головного мозга, эпилепсия смеха, а также инфекционные поражения центральной нервной системы. У пациентов с наиболее тяжелыми формами патологических смеха и плача сохраняются голосовые, дыхательные, секреторные и вазомоторные характеристики нормального смеха и плача. А сами приступы провоцируются неспецифическими или неадекватными по силе раздражителями либо возникают спонтанно и не сопровождаются конгруэнтными изменениями настроения. Смех или плач начинаются внезапно, ощущаются пациентом как неконтролируемые и непреодолимые, купируются медленно. Их выраженность и продолжительность стереотипны и не меняются вместе с раздражителем. Временами смех и плач могут сочетаться в рамках одного эпизода. Данное тяжелое нарушение контроля аффективных проявлений обозначаются такими определениями, как органическая эмоциональная лабильность, эмоциональное недержание, псевдобульбарный аффект. Патологические черты эмоций пациента определяется их неадекватной силой, стереотипным характером и невозможностью контроля. Возникновение подобных эпизодов в процессе приема пищи может приводить к попаданию инородных тел в дыхательные пути.

Лечение психических расстройств после инсульта

Лечение когнитивных нарушений

Когнитивный дефицит у некоторых пациентов после инсульта можно корригировать как с помощью логопедической, физической терапии, трудотерапии, терапии занятостью и когнитивной реабилитации, так и фармакотерапии.

Лечение постинсультной депрессии

Принципиально важным является эффективное лечение независимо от локализации поражения мозга. Два плацебо-контролируемых исследования доказали эффективность в лечении постинсультной депрессии препаратами из групп — трициклические антидепрессанты (ТЦА) нортриптилин и одно исследование селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) циталопрам. Лечение нортриптилином оправданно при неэффективности или непереносимости циталопрама и при отсутствии противопоказаний к назначению ТЦА (в их числе нарушения сердечного ритма и проводимости, ишемическая болезнь сердца, выраженная ортостатическая гипотензия, закрытоугольная глаукома, обструкция мочевыводящих путей). Специалисты отдают предпочтение нортриптилину, поскольку данный препарат в меньшей степени по сравнению с другими ТЦА вызывает ортостатическую гипотензию, седацию и антихолинергические эффекты. Диапазон эффективных уровней нортриптилина в плазме четко определен. Побочные эффекты минимизировались за счет медленного повышения доз препарата и путем контроля его уровней в плазме крови в процессе титрации доз. Пациенты с инсультом отвечают на терапию депрессии (независимо от выбора терапевтического средства) не быстрее больных без неврологических нарушений. Полное восстановление (при условии его достижимости) занимает 6-8 недель и более.

При отсутствии положительного ответа на проводимое лечение у пациентов с постинсультной депрессией возникает необходимость в консультации психиатра. Консультация должна быть проведена незамедлительно для максимально быстрого назначения адекватной терапии. Многие больные не сообщают о наличии у них суицидальных мыслей до тех пор, пока их не спрашивают об этом напрямую в ходе врачебного осмотра. Такие мысли могут возникнуть и по мере повышения энергетического потенциала раньше нормализации аффекта.

Лечение постинсультной мании

На основании отдельных клинических случаев и опыта можно предположить, что литий и вальпроевая кислота – являются наиболее эффективными при психических осложнениях инсульта. Прием вальпроевой кислоты может сопровождаться менее выраженными нарушениями походки и меньшей вероятностью делирия, однако переносимость каждого препарата отличается значительной вариабельностью. Пациентов с симптомами мании следует направлять к психиатру.

Лечение постинсультного тревожного расстройства

В общей популяции психиатрических пациентов в лечении генерализованных тревожных расстройств эффективны как трициклические антидепрессанты, так и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Учитывая частичное сочетание симптомов депрессии и тревожных расстройств, рекомендуется рассмотреть возможность применения препаратов обоих классов. Циталопром и нортриптилин могут назначаться по аналогии с алгоритмом их использования при постинсультной депрессии. На этапе терапии антидепрессантами у пациентов с генерализованными тревожными расстройствами может отмечаться некоторое увеличение выраженности симптомов. В таком случае рекомендуется уменьшить стартовые дозы препаратов с последующим, более плавным их увеличением. Пациенты в постинсультном периоде плохо переносят бензодиазепины, что объясняется неблагоприятным фоном (пожилой возраст, нарушения походки, легкость развития седации и делирия).

Лечение патологического смеха и плача

Активное лечение патологического смеха и плача осуществляется в обязательном порядке в тех случаях, когда необходимо избежать неблагоприятных последствий для больного.

При наличии у пациента сочетания большой депрессии и патологических смеха и плача дозировки любого антидепрессанта подбираются согласно требованиям терапии большой депрессии. При безуспешности терапии больного следует направить на осмотр к психиатру.

Помните, своевременно оказанная экстренная медицинская помощь при инсульте поможет избежать многих осложнений, в том числе все возможные психические расстройства и нарушения.

Внимание! Перед началом лечение необходима консультация врача.

Источник

Èíñóëüò ñ áîëüøîé áóêâû, ïîòîìó ÷òî ýòî íå áîëåçíü. Ýòî ÷åëîâåê. Ó íåãî ñâî¸ ëèöî, ñâî¸ òåëî, ñâîé õàðàêòåð.
                Ëèäèÿ Íåâñêàÿ

    Ìóæ è æåíà îñòîðîæíûìè øàæêàìè âûøëè èç ïîäúåçäà ìíîãîýòàæíîãî äîìà.
– Ïîéä¸ì â òó ñòîðîíó – ñêàçàë ìóæ, óêàçàâ ðóêîé íàëåâî.
– Ïîéä¸ì – áåçðîïîòíî ñîãëàñèëàñü æåíà è ñ ãðóñòüþ ïîñìîòðåëà â äðóãóþ ñòîðîíó. Òàì – ëåñîïàðê, õâîéíûå äåðåâüÿ, ñâåæèé âîçäóõ è å¸ ëþáèìàÿ ñêàìåéêà. Íî âîçðàæàòü ìóæó îíà íå ñòàëà. Îí ïîñëå èíñóëüòà áûñòðî ðàçäðàæàåòñÿ, çëèòñÿ, ñòàíîâèòñÿ àãðåññèâíûì. Áîëüíàÿ ðóêà äåðæèò åãî ÷óâñòâà â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè. Æåíùèíà ïîíèìàåò ýòî è ñòàðàåòñÿ åìó âî âñ¸ì óãîäèòü.
      Ñ ïåðâîãî äíÿ áîëåçíè ìóæà, îíà ëèøåíà ñâîåé âîëè. Âñ¸ ïîä÷èíåíî åãî æåëàíèÿì.
       Âðà÷ âîçëå ïàëàòû èíòåíñèâíîé òåðàïèè, ðåàíèìàöèè, ñðàçó ñêàçàë:
– Êàê ðàíüøå óæå íå áóäåò. Îí òåïåðü äðóãîé ÷åëîâåê. Ïðèâûêàéòå. È íå íàäî ìíå òóò ëèòü ñë¸çû. È åìó ñë¸ç íå ïîêàçûâàéòå. Îíè, ïåðåæèâøèå èíñóëüò, áûñòðî îò íàñ óõîäÿò, åñëè èì íàïîìèíàòü, ÷òî îíè â òÿãîñòü. Îíè ÷óâñòâóþò ñâîþ âèíó è áåñïîìîùíîñòü. Âíóøàéòå åìó óâåðåííîñòü, ïîêàæèòå åìó ëþáîâü è çàáîòó.
   Æåíùèíà ïîñìîòðåëà íà ìóæà, øàðêàþùåãî íîãàìè ïî ìîñòîâîé. Åù¸ íåäàâíî îí áåãàë ïî ýòîé äîðîãå. Ëåâàÿ ðóêà âèñèò, êàê ïëåòü. Ëàäîíü âûâåðíóòà âïåð¸ä, ïàëüöû ñëåãêà ñîãíóòû è íàïîìèíàþò êîâø ýêñêàâàòîðà.
    Ìóæ îáåðíóëñÿ, áóäòî ïî÷óâñòâîâàë íà ñåáå å¸ ïðèñòàëüíûé âçãëÿä. Ãëàçà åãî ïîõîæè íà ãëàçà ïîéìàííîé ðûáû, óäèâë¸ííûå è ñòåêëÿííûå.
   Äîëãî çàäåðæèâàòü âçãëÿä îí íå ìîæåò, è ïîýòîìó òóò æå îòâåðíóëñÿ. Çàòåì ðàñòåðÿííî çàâåðòåëñÿ íà ìåñòå. Æåíà ïîñïåøèëà ê íåìó, âçÿëà çà ðóêó è îíè âìåñòå ïîøëè äàëüøå. 
     Äâîå, îí è îíà, ïðîæèâøèå äîëãóþ ñîâìåñòíóþ æèçíü, âûðàñòèâøèå äåòåé è âíóêîâ, ïîçíàâøèå áîëü, ãîëîä, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàçðóõó, ïåðåñòðîéêó, íèùåòó è äîñòàòîê, äîæèâøèå äî âåëèêîé òî÷êè ëþáâè – èíñóëüòà. Áåç ëþáâè ïåðåæèòü ýòè ìóêè íåâîçìîæíî.
    Èíñóëüò – ýòî êîíåö ëþáâè ïðåæíåé, è çàðîæäåíèå ëþáâè íîâîé.
Ïåðâîå, ÷òî ñïðîñèë ìóæ ïîñëå êîìû:
– Òû êòî?
– Òâîÿ æåíà.
– Ïî÷åìó òû íå ñïèøü ñî ìíîé?
– Ïîòîìó ÷òî òû â áîëüíèöå. ß óõàæèâàþ çà òîáîé. Òû áîëüíîé. ×òî ó òåáÿ áîëèò?
– Ðóêà…äóøà.
– Âîò âèäèøü. Òåáå íàäî ëå÷èòüñÿ.
– Äàé òèòüêó! – âäðóã óñëûøàëà æåíùèíà.
– ×òî? – âûðâàëîñü ó íå¸ îò íåîæèäàííîñòè.
  Ìóæ ïîâòîðèë ñâîþ ïðîñüáó.
Æåíùèíà ñìóòèëàñü.  ïàëàòå îíè íå îäíè. Íà ñîñåäíåé êðîâàòè ëåæèò òàêîé æå áîëüíîé ïîñëå èíñóëüòà, è â íîãàõ ó íåãî, ñâåðíóâøèñü êàëà÷èêîì, ñïèò æåíà.
“Æåíà Èíñóëüòà!” –  ïîäóìàëà æåíùèíà.
  Â ýòîò ìîìåíò âîøëà ìåäñåñòðà ñî øïðèöåì â ðóêàõ.
– Íå ñìóùàéòåñü – îáðàòèëàñü îíà ê æåíå ïàöèåíòà – ó íèõ ýòî ÷àñòî áûâàåò. Åäèíñòâåííàÿ ôóíêöèÿ, êîòîðàÿ ñèëüíåå îñòàëüíûõ. À îí ó âàñ øóòíèê. Áîëüíîé, ïîâåðíèòåñü, ÿ âàì ñäåëàþ óêîëü÷èê – çàùåáåòàëà îíà.
 Ïîñëå óêîëà, îíà ñíîâà îáðàòèëàñü ê áàáóøêå:
– Ïîïðèäåðæèòå âàòêó.
  Äëÿ ìîëîäîé ìåäñåñòðû øåñòèäåñÿòèëåòíÿÿ æåíùèíà êàæåòñÿ ñòàðåíüêîé áàáóøêîé.
– Äà-äà – çàêèâàëà ãîëîâîé æåíùèíà è ïðèêíîïèëà âëàæíûé âàòíûé òàìïîí ê ïîïå ìóæà. À ìåäñåñòðà òåì âðåìåíåì ïðîäîëæàëà ðàññêàç î å¸ ìóæå.
– Êîãäà â ðåàíèìàöèè íÿíå÷êà ïîäìûâàëà åìó èíòèìíûå ìåñòà, îí ïîæóðèë å¸: “Âû êàê-òî íåëàñêîâî äåëàåòå ýòî!” À êîãäà åãî ïåðåâåëè â ýòó ïàëàòó, óëîæèëè, ïîïðàâèëè ïîäóøêè è ñïðîñèëè, ÷òî åìó åù¸ íàäî, îí ïîïðîñèë ðåçèíîâóþ áàáó.
   Îíà ïðèêðûëà ëàäîøêîé ðîò è çàõèõèêàëà. Òàê è óøëà ïîõèõèêèâàÿ.
  Æåíùèíà åù¸ áîëüøå ïîêðàñíåëà îò ýòèõ ïîäðîáíîñòåé ïîâåäåíèÿ å¸ ìóæà.
Îí äàæå â ìîëîäîñòè íå ïîçâîëÿë ñåáå òàêèå ôðèâîëüíîñòè.
  Èìåííî ñäåðæàííîñòüþ è ñêðîìíîñòüþ îí ïîêîðèë å¸ ñåðäöå.
Ïîòåíöèàëüíûå æåíèõè ïðè ïåðâîì æå ñâèäàíèè ðàñïóñêàëè ðóêè, à îí ïîë-ãîäà õîäèë, è òîëüêî ïîòîì îñìåëèëñÿ ïîöåëîâàòü.
   Íî ñåé÷àñ íà êðîâàòè ëåæèò äðóãîé ÷åëîâåê. ðàçâÿçíûé, áàáèé óãîäíèê.
“Ìîæåò áûòü èìåííî ýòîãî åìó íå õâàòàëî âñþ æèçíü? Ìîæåò áûòü èìåííî ýòîãî ìíå íå õâàòàëî âñþ æèçíü?” – ïîäóìàëà æåíà Èíñóëüòà, ñìóòèâøèñü îò ñîáñòâåííûõ ìûñëåé.
 Òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî âñ¸ åù¸ äåðæèò ñïèðòîâóþ âàòêó íà ÿãîäèöå ìóæà. Îíà ñæàëà êîìî÷åê. âûäàâèâ èç íåãî âåñü îñòàâøèéñÿ ñïèðò, âñòàëà, âûêèíóëà òàìïîí â óðíó. è ïîäîøëà ê ìóæó, ïîìîãëà åìó ïåðåâåðíóòüñÿ.
  Ìóæ÷èíà íà ïîñòåëè øèðîêî è ãëóïîâàòî óëûáíóëñÿ. Ãóáû åãî ñâåëî â ñòîðîíó.
 
  Æåíùèíà ìó÷èòåëüíî ïûòàëàñü âñïîìíèòü ïðåæíåå ëèöî å¸ ìóæà.
 Òåì óòðîì îíà ñïåøèëà íà ýëåêòðè÷êó, åäâà ïîïðîùàëàñü ñ íèì. Óæå, ñèäÿ â âàãîíå, ïîçâîíèëà åìó íà ñîòîâûé òåëåôîí, ÷òîáû ñêàçàòü, ÷òî îíà óñïåëà íà ïîåçä.
“×òî îí îòâåòèë? Îí ñêàçàë – Ñ÷àñòëèâî!”
  Âîò, ÷òî îíà óñïåëà çàïîìíèòü èç ïðåæíåé æèçíè.
 “Êàê ïðåæäå íå áóäåò!” – âñïîìíèëà îíà ôðàçó âðà÷à.

  Äâåðü â ïàëàòó øèðîêî ðàñïàõíóëàñü.  íå¸ âúåõàëà áîëüøàÿ áîëüíè÷íàÿ êàòàëêà-ëåæàíêà. Ïîòîì ïîÿâèëèñü äâå ñàíèòàðêè â ñèíèõ õàëàòàõ, òîëêàþùèå å¸ ñçàäè.
  Îíè ïîäõâàòèëè ìóæ÷èíó, è âìåñòå ñ ïðîñòûíêîé óëîæèëè åãî íà êàòàëêó.
– Êóäà âû åãî? – ñïðîñèëà æåíà.
– Íà òîìîãðàôèþ.
–  ìîðã – ïðîèçí¸ñ ìóæ è ñàì íàêðûë ñåáÿ áåëîé òêàíüþ âìåñòå ñ ëèöîì. 
– À îí ó âàñ øóòíèê! – çàñìåÿëèñü ñàíèòàðêè.
– Âû, æåíùèíà, èä¸ìòå ñ íàìè. Áóäåòå ïîìîãàòü íàì. Ïðèâûêàéòå òàñêàòü åãî. Èíñóëüò – ýòî âàì íå øóòêà.
  Æåíà Èíñóëüòà ïîêîðíî ïîøëà çà íèìè.
 Õîõî÷à è ïåðåêëèêàÿñü, ñàíèòàðêè ñ ãðîõîòîì ïîêàòèëè êàòàëêó ïî êîðèäîðó íåâðîëîãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ â ñîí-÷àñ.
 È òî÷íî òàêæå ñ ãðîõîòîì îíè âúåõàëè â ïàëàòó ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïðîöåäóðû ïðîñâå÷èâàíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, ðàçáóäèâ, íàêîíåö, ñîñåäà.
– Îòêóäà òåáÿ âåçóò? – ñïðîñèë îí, åäâà øåâåëÿ ãóáàìè.
– Èç ìîðãà!
– ×òî íå âçÿëè?
– Íå âçÿëè. Òàì îäíè áëàòíûå ëåæàò! 
– Íó, þìîðèñòû!- ãðîìêî õîõî÷à, ñàíèòàðêè âûêàòèëè ñâîé “òàíê” èç ïàëàòû.
– Âåðà, Íàäÿ, âû ãäå? – ïîñëûøàëîñü â êîðèäîðå.
– Ìû â øåñòíàäöàòîé!
– Ñòðàííî – ïîäóìàëà æåíà – ó íàñ êâàðòèðà òîæå íîìåð øåñòíàäöàòü. Îòíûíå ýòè äâå ïàëàòû åñòü íàøå æèëèùå.

  Äåíü çà äí¸ì øëè â ïàëàòå ïî ðàñïèñàíèþ: Óêîëû, êàïåëüíèöû, àíàëèçû, çàâòðàêè, îáåäû, óæèíû, êëèçìû è óòêè.
  “Êðîâîïèéöû”, êàê çâàë èõ ìóæ, áðàëè êðîâü, ñàíèòàðêè ñòàâèëè êëèçìû.
Ìóæ÷èíû ñïðàâëÿëè íóæäó â ïàëàòå â ðàêîâèíó è íèêîãî íå ñòåñíÿëèñü. Îíè ðåøèëè ðàç è íàâñåãäà, ÷òî ÷åëîâåêó, èçíàñèëîâàííîìó êëèçìîé, ñòåñíÿòüñÿ óæå íå÷åãî.
 Æåíà òîæå ïîñòåïåííî ñòàëà ïðèâûêàòü è, ïîäñòàâëÿÿ ñóäíî ìóæó, øóòèëà:
– Êàïèòàí, ñóäíî ãîòîâî ê ïëàâàíèþ!
 Äí¸ì-òî øóòèëè, à íî÷àìè îí êóñàëñÿ.  ÷åòûðå ÷àñà óòðà òðåáîâàë çàâòðàê.
Âðà÷è ðàçâîäèëè ðóêàìè:
– Èíñóëüò. Ìîçã ïîâðåæä¸í. Òåðïèòå!
 Âñêîðå îí ñòàë ïîäíèìàòüñÿ è õîäèòü. “Ëó÷øå áû ëåæàë”- âçäûõàëà æåíà. Îí íà÷àë áåñöåëüíî áðîäèòü ïî êîðèäîðó è äí¸ì è íî÷üþ.
  Âðà÷è ðàçâîäèëè ðóêàìè:
– Èíñóëüò. Âàø õîäèò, à ñêîëüêî ëåæàò íåïîäâèæíî.
  Æåíùèíà îñìîòðåëàñü âîêðóã è ïðèìåòèëà â êîðèäîðå ìîëîäóþ æåíùèíó,ñèäÿùóþ â èíâàëèäíîé êîëÿñêå. ßðêèé ñâåò áü¸ò åé â ãëàçà, à ïîä ãëàçàìè ñèíÿêè îò áåññîííûõ íî÷åé.
 Îíà ñèäèò, óðîíèâ ãîëîâó íà ïîäëîêîòíèê. Ïîëíî÷ü, íî îíà âñåãäà íàãîòîâå.  ïàëàòå ëåæèò å¸ ìóæ, è ïðè ïåðâîì æå âçäîõå îíà ïîäíèìàåòñÿ è áåæèò ê íåìó.
  Äâåðü â ýòó ïàëàòó ïîýòîìó âñåãäà îòêðûòà. Æåíùèíà èç ïàëàòû øåñòíàäöàòü ðåøèëàñü ïîäîéòè ê íåé.
– Èíñóëüò?
– Èíñóëüò!
– Ñêîëüêî åìó?
– Ñîðîê ïÿòü. À âàøåìó?
– Øåñòüäåñÿò! À âàì ñêîëüêî?
– Ñîðîê! À âàì?
– Øåñòüäåñÿò! Âû òàêèå ìîëîäûå.
  Çàâÿçàëñÿ ðàçãîâîð.
– Ðàáîòà ó íåãî òÿæ¸ëàÿ. Íà æåëåçíîé äîðîãå ðåëüñû òÿãàåò. Âîò è íàäîðâàëñÿ.
Ìíå è ïîìî÷ü íåêîìó. Ñûí çà áîëüíîé áàáóøêîé óõàæèâàåò.
– Îõ-îõ… – âçäîõíóëè îáå æåíùèíû.
– Ïîéäó, à òî ìîé êàæäûå äâàäöàòü ìèíóò âñêàêèâàåò è áåæèò êóäà-òî. Áåæèò è áåæèò.
– Îò ñåáÿ áåæèò. Âàø áåãàåò, à ìîé ïàðàëèçîâàííûé ëåæèò.
– Îõ-îõ… – âçäîõíóëè îáå æåíùèíû.

  Æåíà ïîñïåøèëà â ñâîþ ïàëàòó, âîøëà, à íà ôîíå îñâåù¸ííîãî îêíà ñèäèò ÷åëîâåê â ðóáàøêå è â áðþêàõ. Ñèäèò, êàê íà òðîíå, â ñâî¸ì âîîáðàæàåìîì êîðîëåâñòâå. Æåíà ñïîêîéíî ïîìîãëà åìó ðàçäåòüñÿ è óëîæèëà â ïîñòåëü.
– ×àñ íî÷è. Íàäî ñïàòü.
Ìóæ ïîêîðíî ë¸ã.
– Êàê ñêàæåøü.

  Óòðîì ïðèøëè ïîñåòèòåëè. Ïëåìÿííèöà ñ ìóæåì, ó êîòîðîãî ñëîìàíà íîãà è îí ïðèêîâûëÿë íà äâóõ êîñòûëÿõ:
– Êàê äåëà? – ñïðîñèë îí.
 Èíñóëüò ïîñìîòðåë íà íåãî, êðèâî óëûáíóëñÿ è îòâåòèë:
– Äà. óæ ëó÷øå, ÷åì òåáå!
 Ñëîâà ýòè óñëûøàë âðà÷, ïðîõîäÿùèé ìèìî ïî êîðèäîðó, çàãëÿíóë â ïàëàòó:
– Êîìó òóò ëó÷øå, òîò ñåãîäíÿ æå èä¸ò äîìîé.
 Âñå âåùè æåíà ñîáðàëà áûñòðî.
– Ìåíÿåì ïàëàòó íîìåð øåñòíàäöàòü íà êâàðòèðó íîìåð øåñòíàäöàòü! – øóòèëà îíà, æåëàÿ ñâîèì íîâûì çíàêîìûì âûçäîðîâëåíèÿ.

Âûõîäÿ èç ïàëàòû, æåíùèíà óñëûøàëà çëîáíûé êðèê ñîñåäà ïî ïàëàòå:
– Ìíå æ¸ñòêî ëåæàòü íà äâóõ ìàòðàñàõ. Ïðèíåñè ìíå åù¸ îäèí ìàòðàñ.
– Áîëüøå íàì íå äàþò â áîëüíèöå.
– Èäè è êóïè â ìàãàçèíå! – åù¸ ãðîì÷å çàêðè÷àë ìóæ.
– Õîðîøî, õîðîøî, óæå áåãó! Òû òîëüêî íå íåðâíè÷àé! – çàñóåòèëàñü æåíà Èíñóëüòà.

 Ïîñëå âûïèñêè æèçíü ïîøëà ñâîèì ÷åðåäîì, ïî ðàñïèñàíèþ: çàâòðàê, îáåä, óæèí, òàáëåòêè, ïðîãóëêè, à ÷òî åù¸ äåëàòü ñ ìóæåì Èíñóëüòîì?

  Ìóæ è æåíà âûøëè èç ïîäúåçäà ìíîãîýòàæíîãî äîìà è ïîøëè òóäà, êóäà ïîêàçàë ìóæ.

Источник