Программа сопровождение для инсульта

Программа сопровождение для инсульта thumbnail

Проблема психологического сопровождения  личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке. В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого  трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду,  становится актуальной медико-социальной проблемой  [3,5,4].

О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных  инсультом  пишет Мустафина Л.В. [9] значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе [9]. Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ  — психотерапевтическое воздействие [8].

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства [10].

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки [10].

Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного [1]. Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения  интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы  психологической реабилитации.

Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:

Психологическое сопровождение больных с ОНМК и инфарктом миокарда

1 этап:

Психодиагностика или нейролингвистическое тестирование.

2 этап:

Психологическое консультирование. Проведение тренингов, групп саморазвития. Профилактическое занятие.

Релаксация.

3 этап:

Работа с родственниками: групповые занятия в школе «Жизнь после инсульта».

Обмен опытом.

Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом

На первом этапе

работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту  выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна.  Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный  уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации,  используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) [2]. Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация»., №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А., психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ  для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven – Moonlight Sonata, Grieg – Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky – Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart – Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996),  «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» [2]., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле. Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.Сандомирскому, 2005) [2].

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность,  острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения,  посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются  темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение»  и многое другое.  

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их [6]. Проводится тренинг по развитию познавательных процессов  у пожилых  по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.А [7], что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Читайте также:  Геморрагический инсульт у молодых статьи

Тренинговые, релаксационные  и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап

психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт – это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это – больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит  заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли  разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности  обратитесь  за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к  лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником  или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.

Общие рекомендации:

  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия  пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬—  2008.108 (12): С. 27— 31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. — Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009.  — 205-230с.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга.  — М.: Медицина, 2001. —  326 с.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. —  2008.  — Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. – М.: Миклош, 2003. –176С.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ — Омск, 2011.  — 76с.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц  пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями//  Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика.  — 2012.  —  №3. —  С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной  бригадой: Автореф. дисс.  на соискание ученой степени к.м.н. — М., 2008. — 22 с.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. —  М:.Медицинская литература, 2008 — 128 с.

Тарасова Екатерина Владимировна – медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».

Источник

Ивану Бакаидову из Санкт-Петербурга в год поставили диагноз ДЦП. А сегодня, в свои девятнадцать, он пишет программы для людей, которые почти не могут говорить и частично или совсем не могут двигаться. В России он был первым, кто придумал такие программы.

Читайте также:  Парез ноги при инсульте

С компьютером он познакомился в два года, в четвертом классе занимался по учебнику информатики для девятиклассников, самостоятельно освоил программирование. Многие люди с особенностями не представляют своей жизни без программ, придуманных Иваном. Они разработаны для людей с ДЦП, нарушениями речи после инсульта, аутизмом.

400 тыс. человек ежегодно в России настигает инсульт. 80% из них испытывают проблемы с речью. Начинать восстанавливать речь нужно как можно раньше

Кстати, все они распространяются совершенно бесплатно. Но если кто-то захочет помочь Ивану, на его официальной страничке в Интернете всегда есть возможность сделать пожертвование. Большая часть денег уходит на то, чтобы выложить программу в магазин для скачивания приложений, а для этого, как рассказал “РГ” Иван, нужно заплатить его владельцам как минимум 100 долларов.

Напиши

Программа “LINKa: напиши” создана для людей, которые могут печатать на клавиатуре или на экране планшета, но не могут говорить. Они набирают текст на клавиатуре и нажимают “Сказать”. Программа переводит напечатанный текст в речь и сохраняет часто используемые пользователем фразы, обороты.

Кстати, программа позволяет выбрать, мужским или женским голосом будут озвучены необходимые фразы. Как говорит сам Иван, сначала он сам пользовался такой программой (его речь понимают не все, только самые близкие люди), но она говорила женским голосом. Его подруге это очень не нравилось: тогда Ивану пришлось разработать программу с мужским голосом.

Программа доступна на всех устройствах с Android и iOS, а также компьютерах с Windows и Mac OS X.

Покажи

Программа “LINKa: покажи” предназначена для тех людей, которые не имеют навыков устной и письменной речи. В ней используются пиктограммы – картинки, с помощью которых можно выразить все, что необходимо. На экране планшета выстраивается таблица из картинок, и при нажатии на картинку программа говорит ее название.

Нажми

Программу “LINKa: нажми” используют люди, которые могут нажимать только одну кнопку. Она предлагает сделать выбор путем перебора вариантов в таблице. Нажав одну кнопку, в таблице появляются разные возможные варианты слов, начинающихся на эту букву (что-то вроде словаря для набора эсэмэсок в обычном телефоне). Нажимать кнопку можно любой частью тела.

Эта программа была первой, которую написал Иван. Все началось с того, что подросток захотел помочь девочке Лине, которую увидел в школе. Лина не могла ни разговаривать, ни кивнуть, ни сделать жест рукой. К сожалению, Лина умерла в прошлом году, а ее именем назвали все придуманные Иваном программы.

Кстати

Скачать программы, созданные Иваном Бакаидовым, бесплатно можно в магазинах для устройств на базе операционных систем Android и iOS, а также непосредственно на сайте проекта linka.su. А проект baba-deda.ru собирает отзывы пользователей, насколько удобно пользоваться программами.

Досье

Путешествует, мечтает, живет

По городу Иван передвигается на специальном велосипеде. Может проехать по родному Петербургу 55 километров за четыре часа, юноша любит ездить в новые районы. А еще Иван – серебряный чемпион России по бочча (аналог керлинга). Он выступал на сессии ООН, рассказывал о таких людях, как он. А в следующем году Иван планирует поступить в университет. Ему хочется строить свою жизнь, а в будущем завести семью и написать книгу, а может, даже не одну.

Летом 2017 года он самостоятельно совершил поездку из Петербурга в Сочи. “В поездке мне требовалось коммуницировать, – рассказывает Иван. – Я заготовил несколько фраз вроде желаемого напитка на борту или же деталей для службы сопровождения, но наткнулся на неприятный факт: в аэропорту шумно и синтезатор речи не слышно”. Тогда Иван решил сделать экран, который крупно показывает нужный текст. И коммуницировать стало намного легче.

Источник

Инсульт – это острое нарушение кровообращения участка мозга вследствие ишемии (блокировки сосуда тромбом) или кровоизлияния (разрыв сосуда), приводящих к разрушению нервных клеток головного мозга.

В зависимости от локализации очага мозгового инсульта у пациента могут развиваться различные двигательные и психические дисфункции.

Чаще всего у пациентов, перенесших инсульт, возникают расстройства речи (афазия, дизартрия), письма (аграфия), чтения (алексия), счета (акалькулия), мышления, нарушения двигательной сферы (парез, апраксия), восприятия (агнозия), а также нарушения памяти, внимания и эмоциональной сферы (депрессия, апатия). Происходит это в результате гибели нервных клеток головного мозга.

Лечение пациентов с инсультом включает три этапа: догоспитальный, стационарный и восстановительный.

На догоспитальном этапе проводят диагностику инсульта и экстренную доставку пациента в стационар. На этапе стационарного лечения проводятся неотложные мероприятия, направленные на поддержание жизненно важных функций организма (сердечной и дыхательной деятельности) и на профилактику возможных осложнений. Самый долгий и трудоемкий этап – восстановительный.

Центр речевой неврологии «ДоктрНейро» разработал комплексную Программу по восстановлению утраченных или нарушенных психических и двигательных функций пациентов после инсульта.

Программа состоит из двух этапов:

  1. Разработка программы реабилитации.
  2. Курс амбулаторной реабилитации.

Весь процесс вашей реабилитации будет курировать опытный врач-невролог.

«Благодаря такому свойству мозга, как нейропластичность (формирование новых нейронных связей) утраченные функции поддаются восстановлению путем регулярной тренировки и восстановительного обучения»

Кривцова Юлианна Павловна, врач-невролог, нейрофизиолог, врач первой категории

I этап: Разработка программы реабилитации

Невролог

Реабилитация после инсульта начинается с приема врача-невролога. Врач изучает уже имеющуюся медицинскую документацию, проводит осмотр и делает первоначальное заключение, на базе которого проводится дальнейшая диагностика и обследования.

Читайте также:  Как лечить амнезию после инсульта

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма позволяет оценить функциональное состояние биоэлектрической активности головного мозга на предмет выявления патологий функционирования в отдельных его участках.

УЗДГ

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы, шеи назначается для обследования сосудов, обеспечивающих кровоток к головному мозгу. Это обследование позволяет выявить патологические изменения сосудов (изменения формы, извитость, скрученность, сужение, наличие атеросклеротических бляшек и т.д.).

Такая диагностика крайне важна, так как позволяет выявить недостаточность кровообращения и спрогнозировать риск возникновения повторных ишемий.

Лабораторное обследование

К лабораторным методам обследований относятся клинический анализ крови, липидограмма (оценивает статус жирового обмена, который может провоцировать развитие атеросклероза и, как следствие, риск инсульта), сахар крови (оценивается для исключения и/или контроля сахарного диабета, оказывающего негативное влияние на стенки сосудов), общий анализ мочи.

Логопед-дефектолог

Оценивает состояние речи пациента в случае, если она повреждена. По результатам обследования специалист назначает лечение.

Психиатр

Исследует психоэмоциональный фон пациента, так как перенесенный инсульт может спровоцировать агрессию, неадекватные реакции или, наоборот, апатичное поведение – снижение мотивации к активному образу жизни. Психиатр оценивает необходимость подключения к общему курсу реабилитации дополнительных препаратов.

Заключительный прием невролога

Невролог оценивает проведенное обследование и с учетом рекомендаций специалистов разрабатывает реабилитационный курс, включающий в себя как медикаментозную, так и функциональную терапию.

Стоимость I этапа: 14 680 рублей.

II этап: Курс амбулаторной реабилитации

В реабилитации после инсульта необходим междисциплинарный подход – одновременная работа с пациентом различных специалистов. В восстановлении нарушенных функций мозга важно регулярное выполнение индивидуально подобранных мероприятий.

Невролог

На основании проведенного комплексного обследования и установлении степени и глубины повреждений врачом-неврологом назначается индивидуальная программа реабилитации: как необходимая медикаментозная терапия, так и восстановительные курсы массажа и лечебной физкультуры (ЛФК), а также, при необходимости, подключение психоневролога и занятий с логопедом-дефектологом.

Подбор терапии – всегда индивидуальный процесс. Врач-невролог всегда взвешивает эффективность применяемой терапии и возможный побочный вред. Именно поэтому в обязательном порядке процесс реабилитации требует промежуточных наблюдений невролога, врач должен отслеживать динамику реабилитационных процессов.

ЛФК (лечебная физкультура)

Все пациенты, перенесшие инсульт, в той или иной мере нуждаются в восстановлении двигательной активности, так как самыми распространенными последствиями сосудистой катастрофы, независимо от вида (ишемия головного мозга или кровоизлияние), являются парезы и параличи конечностей.

Комплекс восстановительных физических упражнений подбирается индивидуально, а его длительность зависит от диагноза и промежуточных результатов занятий. Комплекс может состоять из активных, а также из пассивных движений конечностями и дыхательных упражнений. Курс разрабатывается как для занятий со специалистом в центре, так и для самостоятельных занятий дома.

Массаж 

Массаж дает хороший эффект при восстановлении подвижности конечностей. Он улучшает крово– и лимфообращение, способствует восстановлению утраченных функций.

*Логопед-дефектолог

Нарушение речи является вторым по частоте последствием инсульта.

Основным видом лечения речевых нарушений после сосудистой катастрофы являются занятия с врачом-логопедом. Специалист разрабатывает реабилитационный курс занятий в зависимости от типа инсульта и индивидуальных особенностей каждого пациента.

В основе восстановления речевой функции лежат регулярные логопедические занятия в центре, а также обязательное выполнение заданий специалиста на дому. Для каждого пациента подбирается разная логопедическая нагрузка.

*Психоневролог

Психоневролог проводит коррекцию психоэмоционального фона пациента.

ТМС

В качестве эффективного инновационного метода лечения невролог может назначить метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений.

Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на пораженные нервные клетки коры головного мозга, что на порядок ускоряет восстановление функции участков головного мозга, утраченных в результате инсульта.

Стоимость II этапа программы индивидуальна и рассчитывается в зависимости от тяжести неврологических выпадений и необходимых специалистов.

Виды инсульта:

У инсульта есть синонимы: острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), апоплексия, удар (апоплексический удар). Различают два основных вида инсульта: ишемический и геморрагический.

Ишемический инсульт возникает вследствие прекращения кровоснабжения участка мозга. Чаще всего причиной этого вида инсульта является атеросклероз сосудов: при нем в стенке сосуда вырастает бляшка, которая увеличивается с течением времени, пока не перекроет просвет сосуда. Иногда часть бляшки отрывается и закупоривает сосуд в виде тромба. Тромбы образуются и при фибрилляции предсердий (мерцательная аритмия; несогласованные возбуждения и сокращения волокон миокарда предсердий с частотой от 350 до 600 в минуту), особенно при хронической ее форме. Другими более редкими причинами ишемического инсульта являются болезни крови (тромбоцитоз, эритремия, лейкемия и др.), васкулиты, некоторые иммунологические нарушения, прием оральных контрацептивов, заместительная гормональная терапия.

Геморрагический инсульт возникает при разрыве сосуда, в результате которого кровь поступает в ткань мозга. В большинстве случаев этот вид инсульта представляет собой осложнение гипертонической болезни на фоне атеросклероза сосудов. Разрываются видоизмененные сосуды (с бляшками на стенках). Еще одна причина геморрагического инсульта – разрыв артериовенозной мальформации (мешотчатой аневризмы), которая является особенностью строения сосудов мозга. Другие причины: заболевания крови, алкоголизм, прием наркотиков. Геморрагический инсульт протекает тяжелее и прогноз при нем более серьезен.

Симптомы инсульта:

  • Нарушение чувствительности или слабость, особенно в одной стороне тела.
  • Нарушение речи или понимания обращенных слов.
  • Нарушения зрения (в одном или обоих глазах), появление ощущения двоения в глазах.
  • Головокружение.
  • Резкая и сильная головная боль без какой-либо видимой причины.
  • Потеря координации, особенно при сочетании с другими симптомами – такими как нарушенная речь, двоение в глазах, онемение или слабость.
  • Потеря сознания.

Источник