Проблемы пациента при инсульте сестринский процесс
Так как инсульт представляет собой поражение коры головного мозга путем кровоизлияния или ишемического некроза, в зависимости от локализации процесса человек теряет способность к осуществлению некоторых функций. Они могут заключаться в потере социальной и профессиональной способности, но также затрагивают витальные (необходимые для жизни) функции.
Во время лечения заболевания и периода реабилитации помогает обеспечить выполнение потерянных функций медицинская сестра. Рассмотрим подробнее сестринский процесс при инсульте.
Виды сестринской помощи
Медицинская сестра чаще является лишь выполняющим обязанности персоналом. Обычно дает назначения, прописывает необходимые процедуры лечащий врач или консилиум. Но помимо поручений доктора, средний медицинский персонал имеет свои поручения и обязанности, независимо от предписаний.
Сестринский процесс делится на:
- зависимые вмешательства — выполнение назначений врача;
- независимые вмешательства — выполнение обязанностей, которые не требуют одобрения доктора;
- взаимозависимые вмешательства — назначение рекомендаций доктором и выполнение последних медсестрой после проведения некоторых манипуляций средним персоналом.
Этапность процесса
Медицинская сестра в инсультном отделении всегда имеет четко очерченный план действий, и всегда следует установленным канонам. Тактика сестринского процесса в лечении инсульта имеет 5 этапов.
- Первичный осмотр пациента и оценка его состояния. На этой стадии медицинская сестра определяет степень поражения, и в каком уходе нуждается больной. Для полной картины поможет тщательно собранный анамнез: жалобы или неврологическое состояние самого пациента, описание выпадения функций родственниками, предыдущий осмотр врачом и анамнез заболеваний в истории болезни, медицинские работники.
- Предварительный сестринский диагноз. После собранной информации сестра определяет степень угнетения жизненно необходимых функций организма, степень пареза конечностей. И на фоне собранной картины разграничивает потенциальные и настоящие проблемы, в борьбе с которыми нужна помощь со стороны.
- Этап планирования. После установления степени поражения, медицинская сестра разрабатывает план по борьбе с выявленными симптомами для обеспечения жизнедеятельности пациента и скорейшего выздоровления. Поставленные цели и задачи должны быть выполнимыми, четко очерченными с конкретными заданиями и сроками выполнения.
- Этап выполнения. На данной ступени медицинская сестра, взаимодействуя с другими сотрудниками и специалистами, производит выполнение намеченного плана. Подробнее о возможных действиях ниже. Эта ступень, по сути, и выполняется на протяжении всех периодов лечения (от острого периода до реабилитации).
- Оценка эффективности проделанной работы. Заключительный этап производится практически на протяжении всего периода терапии по достижению поставленной цели. Выполненную работу должна оценивать сама медицинская сестра, но важно учитывать мнение пациента.
Последний этап может быть оценен тремя градациями:
- цель выполнена;
- цель выполнена частично;
- цель не выполнена.
В случае неполного или недостижения поставленных задач, средний медицинский персонал должен указать причину, которая помешала полностью осуществить план.
Общие правила сестринского ухода на этапе выполнения
В разные периоды терапии медицинская сестра сталкивается с различными проблемами, связанными со здоровьем пациента, которые необходимо устранить.
На протяжении всего периода лечения средний медицинский персонал выполняет назначения врача, которые заключаются в постановке капельниц с лекарством, внутримышечных и внутривенных инъекций. Важно контролировать прием и таблетированных препаратов, так как многие пациенты с инсультом находятся в стационаре с парезом конечностей той или иной степени. То есть самостоятельно принять препарат они не смогут. Также не исключена легкая заторможенность и степень сознания «оглушение». Физических причин невозможности принять лекарство нет, но есть ментальные расстройства. Также атеросклеротическая деменция (на фоне физиологических признаков старения) может сыграть злую шутку на кратковременной памяти.
Помимо контроля лекарственной терапии, медсестра отвечает за динамические данные. Ежедневно контролируются физиологические отправления (стул, диурез), 2 раза в сутки измеряется температура тела и артериальное давление. При нестабильном состоянии пациента артериальное давление измеряется на обеих руках каждые 3 часа, так как о возможном повторном инсульте или возможном постинсультном инфаркте в первую очередь может сообщить повышенное нестабильное давление крови. Контролируются пульс на магистральных артериях, его расхождение с частотой сердечных сокращений, частота дыхательных движений.
До стабилизации состояния медицинская сестра контролирует уровень сознания. Все данные записываются в листе назначений, что потом переносится врачом в историю болезни.
Функции медсестры в раннем периоде
Острый период — самый тяжелый для пациента. Как раз в эти несколько суток решается судьба пациента, снижение риска летальности и степень восстановления утраченных функций.
Этот период требует от медсестры наибольшей отдачи и ухода за пациентом. Прежде всего, для среднего медицинского персонала на первом месте должны стоять следующие вопросы:
- обеспечение дыхательной функции и профилактика апноэ;
- обеспечение нутритивного и гидратационного баланса;
- профилактика вторичных осложнений и повторного инсульта;
- снижение риска тромбоза вен и артерий нижних конечностей;
- контроль гемодинамики;
- контроль и снятие боли и отеков в парализованных конечностях;
- контроль и коррекция психического состояния пациента;
- профилактика пролежней и увлажнение кожных покровов;
- обеспечение функциональной способности тазовых органов;
- сведение к минимуму эмоционального и физического стресса для организма.
Обеспечение витальных функций
Первым делом стоит профилактика апноэ или аспирации. Для этого, сразу после помещения в стационар, медицинская сестра должна проверить ротовую полость на наличие зубных протезов, рвотных масс, западения корня языка. Причиной отсутствия дыхания может стать нарушение кашлевого рефлекса с дальнейшим накоплением бронхиального секрета в бронхах.
Для решения подобных вопросов, необходимо соблюдать некоторые правила:
- санация ротовой полости или трахеостомы с удалением секрета из трахеи и бронхов;
- принятие специального положения (Тренделенбурга) с опущенным головным концом и поворотом головы влево;
- периодическое выполнение дыхательной гимнастики пассивной.
При нарушении двигательных функций, питанием тоже занимается медсестра. Если имеется стволовая симптоматика, и произошло нарушение сознания, рефлекса глотания, то пациенту необходимо поставить назогастральный зонд. Каждые 4 часа медсестра кормит пациента жидкой гомогенной пищей с помощью шприца через зонд. Если у больного парез конечностей, то медсестра просто помогает больному есть обычную пищу.
Гидратация заключается в осуществлении парентеральных и энтеральных инфузий. С помощью них поддерживается водный баланс с учетом физиологических потерь.
Профилактика осложнений
В первую очередь, для избежания повторного инсульта, необходимо круглосуточно находиться рядом с пациентом, четко следовать указаниям врача и обеспечивать максимальный эмоциональный и физический покой. В случае повышения артериального давления, появления жалоб со стороны пациента — срочно связываться с врачом и оказывать неотложную помощь.
Чтобы избежать развития или появления тромбоза сосудов нижних конечностей, нужно туго забинтовывать ноги эластичным бинтом. Отсутствие движений и невозможность ранней активизации из-за высокого риска повторного нарушения мозгового кровообращения требуют тугого бинтования. Не помешает придать конечности подвышенное положение. С помощью подушек или валиков поднять конечность под углом 30°. Также это уменьшит отеки и улучшит циркуляцию.
Профилактика пролежней занимает в работе медсестры особое место. Этому нужно уделять должное внимание и не пренебрегать. Целесообразно придерживаться следующего:
- соблюдать правило ежедневной смены нательного белья;
- смена постельного белья по мере загрязнения;
- соблюдать правила гигиены по отношению к пациенту и протирать места соприкосновения камфорным спиртом;
- каждые 2 часа при отсутствии самостоятельного движения менять положения пациента (часто используемые позы: лежа на спине, на животе, на боку, поза «лягушки», поза Фаулера и Симса);
- подкладывать специальные валики под крестец, пятки и лопатки.
Устранение боли и отеков в парализованной конечности в основном достигается вышеперечисленными методами профилактики тромбоза конечностей. Помимо этого, медицинская сестра каждый день осуществляет парализованными конечностями некоторый объем пассивных движений, что поможет улучшить циркуляцию, отток лимфы и провести профилактику артропатий.
Нормализация физиологических отправлений
Инсульт может нарушить функции тазовых органов. Это может проявиться слабостью сфинктеров вследствие центрального пареза и недержанием мочи и кала или рефлекторной задержкой и невозможностью опорожниться.
Для нормализации диуреза устанавливают катетер. Женщинам процедуру выполняют медсестры. Если пациент — мужчина, то дело предоставляется урологу из-за сложности строения (поворотов и стриктур) мужской уретры.
Что касается стула, то чаще всего у больных развивается парез кишечника с дальнейшим запором. Для решения проблемы сразу медсестры делают клизмы. А после нормализации состояния (излишнее натуживание может спровоцировать повторный случай геморрагического инсульта) помочь можно щадящими слабительными (Дюфалак).
Работа медсестры во время реабилитации
После восстановления функциональности организма и установления стабильного состояния, начинается реабилитационный период. На этом этапе больше восстанавливают двигательную активность, речевые отклонения, психическую сферу. Максимально восстанавливают социальную, бытовую и при необходимости профессиональную трудоспособность.
Медсестра на этом этапе принимает также активное участие, и выполнение поставленных задач даже больше зависят от организованности работы среднего медицинского персонала.
Для восстановления двигательной активности медсестра выполняет лечебную физкультуру вечером и в выходные, следит за индивидуальной работой пациента над собой, помогает больному передвигаться.
При восстановлении психических и сенсоневральных нарушений медсестра выступает в качестве учителя, следуя указаниям логопеда. Она заново учит больного читать, писать, произносить звуки и в дальнейшем предложения.
Восстанавить бытовую трудоспособность, то есть возобновить навыки самообслуживания помогут организация режима труда и отдыха. Медсестра должна тактично распределять активную и пассивную нагрузку, быть опорой для пациента. Поможет быстрому восстановлению поддержка больного с моральной и физической стороны.
Перед выпиской медсестра проводит беседу с родственниками по поводу дальнейшего ухода, занятий и соблюдения специальной диеты.
Источник
План сестринского процесса при инсульте в условиях стационара
Цель сестринского процесса при инсульте: создание для больного условий, необходимых для выздоровления, предупреждения осложнений, облегчение страданий, а также оказание помощи в осуществлении потребностей, которые в момент болезни он сам осуществить не может.
- · Провести субъективное и объективное обследования больного.
- · Выявить нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Медицинская сестра осуществляет:
ь Первичную оценку состояния больного и факторов риска развития осложнений;
ь Обучение пациента и родственников к уходу и самоуходу;
ь отбор пациентов и формирование их по группам (например, по давности инсульта, по неврологическому дефекту и т. д.);
ь проводит практические занятия по лечебной физкультуре, обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, имеющихся других заболеваниях, привычном уровне АД, контактных телефонах;
ь читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию;
ь при необходимости направляет больных на консультацию к психотерапевту, психологу, физиотерапевту;
ь вызывает пациентов на плановые осмотры к неврологу
ь ведет медицинскую документацию;
Синдром сестринского диагноза:
ь Синдром нарушения движения(паралич, парез, нарушение координации).
ь Синдром нарушения чувствительности(онемение лица, руки,ноги).
ь Синдром нарушения речи(затруднение произношения слов, нарушение собственной речи и понимания окружающих).
ь Астения(повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, нарушение сна).
План сестринских вмешательств:
- Ш Контролировать АД, пульс
- Ш Проводить контроль ЭКГ.
- Ш Проверять дневник наблюдения пациента за своим состоянием.
- Ш Помочь пациенту разобраться с режимом приема лекарственных препаратов
- Ш Составить памятку пациенту, записывать препараты, которые больной принимает без назначения врача;
- Ш следить за своевременной сдачей анализов, при необходимости выписывать направление на анализы или самостоятельно проводить забор анализов,
- Ш проводить оценку способности к самообслуживанию в динамике
- Ш Проводить контроль передаваемых продуктов родственниками или другими близкими людьми у стационарных пациентов
- Ш Обучить пациента приемам релаксации для снятия напряжения и тревоги
- Ш Провести беседу с пациентом/семьей.
Наблюдение из практики:
Больной 75 лет находиться в стационаре в неврологическом отделении с диагнозом: Инфаркт головного мозга в бассейне правой средней мозговой артерии. Левосторонний гемипарез. Больной в сознании, отмечается слабость в левых конечностях.Самостоятельно малоактивен, нуждается в посторонней помощи и уходе.
Пациенту проведены следующие обследования
Лабораторные:
- · Общий анализ крови
- · Коагулограмма
- · Анализ крови на RW
Инструментальные:
- · ЭКГ
- · МРТ головного мозга
- · Рентгенография грудной клетки
- · Узи сосудов шеи
- · ЭХОКГ
Консультации специалистов:
- · Терапевт
- · Окулист
Больной находиться на постельном режиме. Медсестра помогает в удовлетворении физиологических потребностей (при необходимости проводит катетеризацию мочевого пузыря) и проведение гигиенических мероприятий. Осуществляет профилактику пролежней, развития пневмонии, транспортировку больного на обследования.
Назначена щадящая диета с исключением животного жира, углеводов и поваренной соли. Медсестра помогает больному в приеме пищи.
При необходимости осуществляет зондовое питание
Медикаментозная терапия:
Проводится инфузионная терапия внутривенно капельно (кавинтон 4,0 NaCl 200.0)
Внутримышечно инъекции ( этамзилат 2,0 ;пирацетам 5,0; комбилипен)
Таблетированные препараты (энап 10мг х2раза ; тромбо АСС 50 мг)
Роль медсестры при этом заключается в проведении постановки капельной системы и внутримышечных инъекции. Помощь при приеме таблеток. Следит за состоянием больного после приема лекарственных препаратов, своевременно сообщает врачу о нежелательных реакциях больного на препарат.
Алгоритмы манипуляций выполняемых медсестрой
Алгоритм действий при постановке системы для внутривенных капельных вливаний
- 1. Надеть перчатки
- 2. Обработать область локтевого сгиба размером 10*10 см стерильным шариком со спиртом
- 3. Обработать вторым шариком со спиртом область пунктируемой вены
- 4. Снять сухим шариком избыток спирта
- 5. Наложить жгут и попросить пациента поработать кулаком
- 6. Пропунктировать стерильной иглой от системы в вену, при появлении крови, подложить под иглу стерильную салфетку
- 7. Снять жгут и попросить пациента разжать кулак
- 8. Подсоединить систему к канюле иглы и открыть зажим на системе
- 9. Зафиксировать лейкопластырем муфту иглы к коже
- 10. Отрегулировать скорость поступления капель (по назначению врача)
- 11. Прикрыть стерильной салфеткой место венопункции
- 12. Наложить зажим на систему или закрыть кран на системе по окончании инфузионной терапии
- 13. Приложить стерильный шарик к месту пункции и извлечь иглу из вены
- 14. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе на 3-5 мин
- 15. Использованные шприц, иглу, шарики, перчатки выбросить в коробку безопасной утилизации (КБУ)
Техника выполнения внутримышечной инъекции:
Оснащение:
- 1. мыло, индивидуальное полотенце
- 2. перчатки
- 3. ампула с лекарственным препаратом
- 4. пилочка для вскрытия ампулы
- 5. стерильный лоток
- 6. лоток для отработанного материала
- 7. одноразовый шприц объемом 5 — 10 мл
- 8. ватные шарики в 70 % спирте
- 9. кожный антисептик (Лизанин, АХД-200 Специаль)
- 10. накрытый стерильный салфеткой стерильный латок со стерильным пинцетом
- 11. маска
- 12. аптечка « Анти – ВИЧ»
- 13. емкости с дез. растворами (3 % р-ром хлорамина, 5 % р-ром хлорамина)
- 14. ветошь
Подготовка к манипуляции:
- 1. Объясните пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получите согласие пациента на выполнение манипуляции.
- 2. Обработайте руки на гигиеническом уровне.
- 3. Помогите пациенту занять нужное положение.
Техника внутримышечной инъекции:
- 1. Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и положите его в стерильный латок.
- 2. Проверьте срок годности, название, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листом назначения.
- 3. Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом, обработайте и вскройте ампулу.
- 4. Наберите в шприц нужное количество препарата, выпустите воздух и положите шприц в стерильный латок.
- 5. Наденьте перчатки и обработайте шариком в 70% спирте, шарики сбросить в лоток для отработанного материала.
- 6. Выложить стерильным пинцетом 3 ватных шарика.
- 7. Обработайте центробежно (или по направлению снизу – вверх) первым шариком в спирте большую зону кожных покровов, вторым шариком обработайте непосредственно место пункции, дождитесь пока кожа высохнет от спирта.
- 8. Шарики сбросьте в лоток для отработанного материала.
- 9. Ввести иглу в мышцу под углом 90 градусов, оставив 2-3 мм иглы над кожей.
- 10. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное вещество.
- 11. К месту инъекции прижать стерильный шарик и быстро вывести иглу.
- 12. Уточните у пациента самочувствие.
- 13. Заберите у пациента 3 шарик и проводите пациента.
Больные с двигательными нарушениями
При обслуживании больных стоит помнить о грамотном и четком выполнении проводимых манипуляций.
В зависимости от выраженности пареза, пациенту понадобиться частичная поддержка или полное осуществление движения за него.
Медсестра должна предотвратить возможную травматизацию больного:
- · Обеспечить беспрепятственное передвижение.
- · Обучить больного правельному пользованию вспомогательных средств для передвижения
- · Тренировать навыки поддержания равновесия и ходьбы
- · Для предотвращения падений пациента с кровати, она должна быть оборудована боковыми спинками.
Важно помнить
- · Нельзя держать больного за шею – это может привести к травме
- · Нельзя тянуть за больную руку – это может привести к вывиху плечевого сустава
- · Нельзя поднимать больного за подмышки – это травмирует плечо больной руки и вызывает боль
Наблюдение из практики:
В неврологическое отделение поступил больной в возрасте 60 лет. С диагнозом -инсульт.
Анамнез жизни:
В течение 10 лет страдает сах. диабетом
Объективно:
При осмотре больной в сознании. Жалобы на головокружение, тошноту. С трудом пытается проговаривать слова, обращенную речь понимает. Нарушено движение в правой руке и в правой ноге. Больной с трудом вспоминает текущие события. Отмечается нарушение зрения на оба глаза. Ад 180/140, пульс 80,t37,1С.
Проблемы пациента:
- · головокружение
- · Тошнота, рвота
- · Нарушено движение рук и ног
- · Трудно воспринимает текущие события
- · Нарушение зрения
Приоритетная проблема: головокружение, тошнота, рвота, нарушено движение рук и ног
Цель: Облегчить состояние пациента, обеспечить правильное отхождение рвотных масс, восстановить движение конечностей, восприятие событий и зрительную функцию
План сестринского ухода:
План сестринских действий | Мотивация |
Обеспечить надлежащее положение пациента в постели | Профилактика травматизма |
Обеспечить правильное отхождение рвотных масс | Обеспечение проходимости воздушных путей. |
Вернуть прежнюю двигательно-моторную функцию | С целью осуществления самоухода, проводит практические занятия по лечебной физкультуре |
Провести беседу на тему инсульта | С целью понимания и восприятия болезни. обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, имеющихся других заболеваниях, привычном уровне АД, контактных телефонах. читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию |
Восстановить зрительную функцию | С целью вернуть уровень зрения |
Источник