Практические занятия по инсультам

Практические занятия по инсультам thumbnail

Ежегодно 6 млн человек во всем мире переносят инсульт. 4,5 млн случаев, к сожалению, завершаются летальным исходом. В нашей же стране фиксируется более 400 тысяч инсультов каждый год, и это число постоянно растет[1]. Основные факторы риска — артериальная гипертония, нарушения сердечного ритма, возраст старше 50. Последствия инсульта — двигательные, речевые и когнитивные нарушения, которые отчасти и в разной степени могут быть обратимы при активной реабилитации. Именно поэтому современные врачи считают, что начинать заниматься восстановлением пациента нужно, едва минует острый период.

Есть ли жизнь после инсульта?

Инсульт — это нарушение мозгового кровообращения, возникшее остро и продолжающееся более 24 часов. Именно продолжительностью он отличается от транзиторной ишемии, симптомы которой исчезают в течение суток. Независимо от механизма — резкой недостаточности кровотока или, напротив, кровоизлияния — гибнет часть клеток мозга, в том числе и клетки нервных центров, регулирующих движения, речь, познавательную активность. Это проявляется различными неврологическими нарушениями.

По механизму возникновения инсульт может быть:

  1. Ишемическим — «инфаркт мозга», возникающий из-за закупорки кровеносного сосуда (до 80% всех инсультов — ишемические)[2];
  2. Геморрагическим — вызванным кровоизлиянием в глубокие отделы мозга — паренхиматозным, или под его сосудистую (паутинную) оболочку — субарахноидальным кровоизлиянием. Возможны и смешанные формы, когда кровь изливается и в поверхностные, и в глубокие структуры головного мозга.

Любой инсульт — это финал сложного комплекса длительно развивающихся патологических процессов, возникающих при:

  • артериальной гипертензии;
  • атеросклеротическом сужении артерий головы и шеи;
  • нарушении сердечного ритма, способствующем тромбообразованию;
  • внутрисосудистом тромбообразовании.

Обычно все эти процессы так или иначе взаимосвязаны: гипертония нарушает структуру сосудистой стенки, делая ее более восприимчивой к атеросклеротическому поражению, атеросклероз коронарных артерий часто провоцирует нарушения сердечного ритма, возникающие из-за недостаточного питания сердечной мышцы, и так далее. Непосредственной же причиной инсульта становится гемодинамический криз — острое изменение кровотока.

Причиной гемодинамического криза может быть:

  • резкое изменение тонуса сосудов из-за перепадов АД;
  • декомпенсация деятельности сердца;
  • повышение вязкости крови;
  • формирование тромба в желудочке при аритмии и его миграция в сосуды мозга;
  • распад атеросклеротической бляшки и возникновение тромба на ее месте.

И при ишемическом, и при геморрагическом инсульте симптомы примерно одинаковы. Заподозрить начало инсульта можно при появлении:

  • слабости в отдельных группах мышц;
  • нарушения чувствительности отдельных участков тела;
  • внезапного головокружения;
  • нарушений координации движений, походки;
  • внезапного нарушения речи;
  • внезапной потери зрения, двоения в глазах, выпадения полей зрения;
  • нарушений глотания.

В тяжелых случаях, если поражен обширный участок мозга, возникает потеря сознания вплоть до комы. Кроме этого, в остром периоде болезни может измениться температура тела, нарушиться гемодинамика (резко повыситься или, наоборот, упасть давление).

Ишемический инсульт чаще происходит во сне, под утро, геморрагический — во время активной деятельности, физической и эмоциональной нагрузки.

Последствия инсульта делятся на 3 большие группы:

  • нарушения моторики: парезы, параличи, контрактуры;
  • нарушения речи — при поражении участков мозга, ответственных за понимание, распознавание речи, сопоставление понятий и слов, им соответствующих;
  • когнитивные и эмоционально-волевые расстройства: нарушения памяти, внимания, познавательной и интеллектуальной деятельности, депрессия.

В нашей стране 48% переживших инсульт теряют способность двигаться, 18% — говорить, и только 20% восстанавливаются настолько, что не получают группу инвалидности[3]. Основной причиной такой статистики является пренебрежение ранней реабилитацией родственниками пострадавшего и отсутствие достаточного количества и качества государственных реабилитационных отделений в российских клиниках.

В связи с этим подчеркнем, что благоприятными прогностическими факторами, дающими обоснованную надежду, считаются:

  • сохранность интеллекта больного;
  • раннее начало реабилитации;
  • адекватная программа восстановления;
  • активное участие самого пациента в восстановительных мероприятиях.

Поэтому реабилитацию после инсульта нужно начинать как можно раньше, чтобы шанс вернуть человека к нормальной жизни был максимально высок.

Этапы и сроки реабилитации: когда дорога каждая минута

Время после инсульта, с точки зрения восстановительных мероприятий, можно разделить на 4 периода:

  1. Острый: первые 3–4 недели. Реабилитация начинается в неврологическом (или ангиохирургическом) отделении.
  2. Ранний восстановительный: первые 6 месяцев. Для восстановления двигательных навыков особенно (!) важны первые 3 месяца. Реабилитация может проводиться в реабилитационном отделении больницы (если таковое имеется), реабилитационном центре, санатории (при условии значительного самостоятельного восстановления функций), если все эти возможности недоступны — амбулаторно.
  3. Поздний восстановительный: 6 месяцев–1 год. Амбулаторно-клиническая реабилитация. Если пациент не может посещать реабилитационное отделение (кабинет), проводится на дому.
  4. Отдаленный: после 1 года. Может проводиться и на дому, и в медучреждении.

Человеческий организм, чтобы там не говорили, имеет невероятную способность к регенерации. По мере восстановления функции погибших клеток мозга берут на себя соседние, перестраиваются соотношения между мозговыми структурами, активируются до того неактивные нейроны. Но для успешной реабилитации и профилактики осложнений важно начинать восстановление буквально в первые же дни, и обязательно прилагая все внутренние усилия больного.

Основная причина инвалидизации после инсульта — двигательные нарушения. При этом контрактуры, т.е. состояния при которых невозможно полностью согнуть или разогнуть конечность, трофические поражения суставов развиваются во время острого периода, и противостоять им эффективней всего сразу же. Уже в остром периоде, как только становится ясно, что угроза жизни пациента миновала, можно начинать делать пассивную гимнастику, массаж, если сознание сохранено — то подключать дыхательные упражнения и занятия по восстановлению речи. Кстати, самая простая и эффективная дыхательная гимнастика — надувание шариков или детских игрушек.

Методы постинсультной реабилитации: программы и средства

Как после ишемического, так и после геморрагического инсульта методы и принципы восстановления одинаковы:

  • раннее начало реабилитации — по возможности активизация пациента еще в отделении реанимации;
  • преемственность на всех этапах проведения — мультидисциплинарный организованный подход: так как проблемы касаются нескольких сфер, контролировать восстановление должна слаженно действующая команда специалистов;
  • непрерывность;
  • последовательность;
  • интенсивность ежедневной терапии.

Двигательные нарушения — самая частая проблема пациентов после инсульта. К центральным дисфункциям (вызванным поражением мозга) присоединяются патологии суставов из-за нарушения иннервации, контрактуры мышц, а также болевые синдромы, препятствующие правильному движению. Поскольку совокупность всех этих факторов у каждого конкретного пациента индивидуальна, общие рекомендации далеко не так эффективны, как персональная работа. Какие-то проблемы поддаются медикаментозной коррекции (например, при болях, ограничивающих подвижность, назначают анальгетики, при спазмах мышц — миорелаксанты, в том числе и ботулотоксин). Другие требуют долгой и упорной работы. Кинезитерапия в числе прочего использует лечение положением (пораженная конечность фиксируется в специальном лангете на определенное время), пассивную и активную гимнастику, выполняемую преимущественно индивидуально. Стандартная лечебная физкультура может проводиться как индивидуально, так и в группах: упражнения должны помочь расширить диапазон движений, а параллельно — укрепить дыхательную и сердечно-сосудистую систему, активировать активность мозга. Отдельное направление — так называемые функционально ориентированные техники: упражнения, приближенные к нормальным повседневным движениям.

Постоянно разрабатываются и совершенствуются нейрофизиологические техники — «переобучающие» программы. Например, методика PNF (проприоцептивного мышечного облегчения) помогает наладить двигательную активность ослабленных мышц за счет связанных с ними здоровых. А вот бобат-терапия направлена на то, чтобы создать новые двигательные стереотипы, более комфортные и выполнимые для пациента после инсульта.

Обязательно используются и физиотерапевтические методики: массаж, иглорефлексотерапия, электромиостимуляция, магнитная и лазерная стимуляции…

Разумеется, такой сложный комплекс мероприятий требует грамотной и слаженной работы группы специалистов: физического терапевта, эрготерапевта (помогающего восстановить повседневные навыки), массажиста, врача-реабилитолога.

Восстановление речи после инсульта

Более чем у трети пациентов к концу острого периода сохраняются те или иные речевые нарушения[4]. Афазия (потеря способности говорить) часто сопровождается и аграфией (потерей способности к письму): ведь прежде, чем написать слово, его нужно мысленно произнести. Логопед-афазиолог рекомендует специальные упражнения, по сути, его задача — заново научить пациента говорить. Упражнения на артикуляцию и фонацию повторяются много-много раз, пока у пациента не сформируются нужные связочные двигательные навыки. Активней всего речь восстанавливается в первые 3–6 месяцев после инсульта, но целиком процесс может занять и 2–3 года.

Восстановление когнитивных функций

Это память, внимание, способность усваивать новую информацию и использовать ее на практике. Для восстановления когнитивных функций проводятся занятия, цель которых — активизировать психическую деятельность пациента. Чтение, письмо, упражнения для тренировки памяти, ассоциативное мышление — и даже посильные для пациента компьютерные игры — существенно помогают восстановить интеллектуальные способности.

Восстановление глазодвигательных и зрительных функций

После инсульта могут «потеряться» поля зрения, нарушиться движения глазных яблок. Для коррекции этих нарушения применяют специальные упражнения, направленные на тренировку зрительного поиска и слежения за движущимися объектами.

Работа с психоэмоциональной сферой

Согласно медицинской статистике, у 32% перенесших инсульт развивается тяжелая депрессия[5]. В реальности эта цифра, скорее всего, намного больше. Депрессия не просто портит жизнь пациенту, она значительно ухудшает результаты реабилитации — ведь для успеха восстановления нужно активное участие больного, его позитивный настрой на долгую, трудную, но нужную работу. Поэтому обязательно необходима работа с психологом, а если потребуется медикаментозная коррекция, то консультация психиатра (психолог без медицинского образования не имеет права выписывать антидепрессанты).

Все указанные мероприятия проводятся на фоне лекарственной терапии, призванной улучшить кровоток и питание головного мозга.

Вероятность повторения: как снизить риск

Печальный факт: от 25 до 32% всех инсультов — повторные[6]. Говорить о точной статистике повторных инсультов и их исходах довольно трудно: по данным отечественного регистра инсультов, их реальная частота в 5–6 раз выше фиксируемой[7] — банальное отсутствие КТ создает минимум 10% диагностических ошибок даже при очевидной клинической картине[8].

Как бы то ни было, поскольку главная причина инсультов — гемодинамические нарушения, профилактика повторного инсульта направлена прежде всего на их коррекцию:

  1. Контроль АД. Желательно достичь значений артериального давления ниже 140/90. При этом снижение давления ни в коем случае не должно быть резким. Кроме лекарств, нужно обратить внимание на диету: по данным ВОЗ, употребление более 5 граммов соли в день повышает риск развития гипертонии и сердечно-сосудистых катастроф[9]. У здоровых людей потребление больших объемов соли не вызывает негативных последствий, поскольку организм сам приводит электролитный состав биологических жидкостей в баланс, но это не относится к людям, страдающим сердечно-сосудистыми и/или почечными заболеваниями. При этом нужно помнить: бόльшая часть соли поступает в рацион из консервов, полуфабрикатов, копченостей и подобных им продуктов.
  2. Нормализация холестерина и липидного состава крови. Помимо лекарств (назначенных врачом) можно добавить в рацион овсяные[10] и рисовые[11] отруби — содержащиеся в них растворимые пищевые волокна помогают снизить холестерин и липиды крови.
  3. Антитромботическая терапия. Чаще всего для профилактики тромбозов назначают ацетилсалициловую кислоту в дозировке до 325 мг/сут. Но пациентам, причиной инсульта которых стал тромб, сформировавшийся в полости сердца на фоне аритмии, назначают более сильные (но и более опасные в плане передозировки) препараты, такие как «Варфарин». Эти средства требуют постоянного контроля состояния свертывающей системы крови.

Восстановление после инсульта — задача, требующая комплексного подхода, участия как врачей многих специальностей, так и самого пациента и его родственников. Но последовательная и настойчивая реабилитация способна если не вернуть пациента к прежнему образу жизни полностью, то позволить ему сохранить самостоятельность и предупредить развитие тяжелых осложнений и повторных рецидивов.

Источник

План сестринского процесса при инсульте в условиях стационара

Цель сестринского процесса при инсульте: создание для больного условий, необходимых для выздоровления, предупреждения осложнений, облегчение страданий, а также оказание помощи в осуществлении потребностей, которые в момент болезни он сам осуществить не может.

  • · Провести субъективное и объективное обследования больного.
  • · Выявить нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы пациента.

Медицинская сестра осуществляет:

ь Первичную оценку состояния больного и факторов риска развития осложнений;

ь Обучение пациента и родственников к уходу и самоуходу;

ь отбор пациентов и формирование их по группам (например, по давности инсульта, по неврологическому дефекту и т. д.);

ь проводит практические занятия по лечебной физкультуре, обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, имеющихся других заболеваниях, привычном уровне АД, контактных телефонах;

ь читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию;

ь при необходимости направляет больных на консультацию к психотерапевту, психологу, физиотерапевту;

ь вызывает пациентов на плановые осмотры к неврологу

ь ведет медицинскую документацию;

Синдром сестринского диагноза:

ь Синдром нарушения движения(паралич, парез, нарушение координации).

ь Синдром нарушения чувствительности(онемение лица, руки,ноги).

ь Синдром нарушения речи(затруднение произношения слов, нарушение собственной речи и понимания окружающих).

ь Астения(повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, нарушение сна).

План сестринских вмешательств:

  • Ш Контролировать АД, пульс
  • Ш Проводить контроль ЭКГ.
  • Ш Проверять дневник наблюдения пациента за своим состоянием.
  • Ш Помочь пациенту разобраться с режимом приема лекарственных препаратов
  • Ш Составить памятку пациенту, записывать препараты, которые больной принимает без назначения врача;
  • Ш следить за своевременной сдачей анализов, при необходимости выписывать направление на анализы или самостоятельно проводить забор анализов,
  • Ш проводить оценку способности к самообслуживанию в динамике
  • Ш Проводить контроль передаваемых продуктов родственниками или другими близкими людьми у стационарных пациентов
  • Ш Обучить пациента приемам релаксации для снятия напряжения и тревоги
  • Ш Провести беседу с пациентом/семьей.

Наблюдение из практики:

Больной 75 лет находиться в стационаре в неврологическом отделении с диагнозом: Инфаркт головного мозга в бассейне правой средней мозговой артерии. Левосторонний гемипарез. Больной в сознании, отмечается слабость в левых конечностях.Самостоятельно малоактивен, нуждается в посторонней помощи и уходе.

Пациенту проведены следующие обследования

Лабораторные:

  • · Общий анализ крови
  • · Коагулограмма
  • · Анализ крови на RW

Инструментальные:

  • · ЭКГ
  • · МРТ головного мозга
  • · Рентгенография грудной клетки
  • · Узи сосудов шеи
  • · ЭХОКГ

Консультации специалистов:

  • · Терапевт
  • · Окулист

Больной находиться на постельном режиме. Медсестра помогает в удовлетворении физиологических потребностей (при необходимости проводит катетеризацию мочевого пузыря) и проведение гигиенических мероприятий. Осуществляет профилактику пролежней, развития пневмонии, транспортировку больного на обследования.

Назначена щадящая диета с исключением животного жира, углеводов и поваренной соли. Медсестра помогает больному в приеме пищи.

При необходимости осуществляет зондовое питание

Медикаментозная терапия:

Проводится инфузионная терапия внутривенно капельно (кавинтон 4,0 NaCl 200.0)

Внутримышечно инъекции ( этамзилат 2,0 ;пирацетам 5,0; комбилипен)

Таблетированные препараты (энап 10мг х2раза ; тромбо АСС 50 мг)

Роль медсестры при этом заключается в проведении постановки капельной системы и внутримышечных инъекции. Помощь при приеме таблеток. Следит за состоянием больного после приема лекарственных препаратов, своевременно сообщает врачу о нежелательных реакциях больного на препарат.

Алгоритмы манипуляций выполняемых медсестрой

Алгоритм действий при постановке системы для внутривенных капельных вливаний

  • 1. Надеть перчатки
  • 2. Обработать область локтевого сгиба размером 10*10 см стерильным шариком со спиртом
  • 3. Обработать вторым шариком со спиртом область пунктируемой вены
  • 4. Снять сухим шариком избыток спирта
  • 5. Наложить жгут и попросить пациента поработать кулаком
  • 6. Пропунктировать стерильной иглой от системы в вену, при появлении крови, подложить под иглу стерильную салфетку
  • 7. Снять жгут и попросить пациента разжать кулак
  • 8. Подсоединить систему к канюле иглы и открыть зажим на системе
  • 9. Зафиксировать лейкопластырем муфту иглы к коже
  • 10. Отрегулировать скорость поступления капель (по назначению врача)
  • 11. Прикрыть стерильной салфеткой место венопункции
  • 12. Наложить зажим на систему или закрыть кран на системе по окончании инфузионной терапии
  • 13. Приложить стерильный шарик к месту пункции и извлечь иглу из вены
  • 14. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе на 3-5 мин
  • 15. Использованные шприц, иглу, шарики, перчатки выбросить в коробку безопасной утилизации (КБУ)

Техника выполнения внутримышечной инъекции:

Оснащение:

  • 1. мыло, индивидуальное полотенце
  • 2. перчатки
  • 3. ампула с лекарственным препаратом
  • 4. пилочка для вскрытия ампулы
  • 5. стерильный лоток
  • 6. лоток для отработанного материала
  • 7. одноразовый шприц объемом 5 — 10 мл
  • 8. ватные шарики в 70 % спирте
  • 9. кожный антисептик (Лизанин, АХД-200 Специаль)
  • 10. накрытый стерильный салфеткой стерильный латок со стерильным пинцетом
  • 11. маска
  • 12. аптечка « Анти – ВИЧ»
  • 13. емкости с дез. растворами (3 % р-ром хлорамина, 5 % р-ром хлорамина)
  • 14. ветошь

Подготовка к манипуляции:

  • 1. Объясните пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получите согласие пациента на выполнение манипуляции.
  • 2. Обработайте руки на гигиеническом уровне.
  • 3. Помогите пациенту занять нужное положение.

Техника внутримышечной инъекции:

  • 1. Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и положите его в стерильный латок.
  • 2. Проверьте срок годности, название, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листом назначения.
  • 3. Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом, обработайте и вскройте ампулу.
  • 4. Наберите в шприц нужное количество препарата, выпустите воздух и положите шприц в стерильный латок.
  • 5. Наденьте перчатки и обработайте шариком в 70% спирте, шарики сбросить в лоток для отработанного материала.
  • 6. Выложить стерильным пинцетом 3 ватных шарика.
  • 7. Обработайте центробежно (или по направлению снизу – вверх) первым шариком в спирте большую зону кожных покровов, вторым шариком обработайте непосредственно место пункции, дождитесь пока кожа высохнет от спирта.

Практические занятия по инсультам

  • 8. Шарики сбросьте в лоток для отработанного материала.
  • 9. Ввести иглу в мышцу под углом 90 градусов, оставив 2-3 мм иглы над кожей.
  • 10. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное вещество.
  • 11. К месту инъекции прижать стерильный шарик и быстро вывести иглу.
  • 12. Уточните у пациента самочувствие.
  • 13. Заберите у пациента 3 шарик и проводите пациента.

Больные с двигательными нарушениями

При обслуживании больных стоит помнить о грамотном и четком выполнении проводимых манипуляций.

В зависимости от выраженности пареза, пациенту понадобиться частичная поддержка или полное осуществление движения за него.

Медсестра должна предотвратить возможную травматизацию больного:

  • · Обеспечить беспрепятственное передвижение.
  • · Обучить больного правельному пользованию вспомогательных средств для передвижения
  • · Тренировать навыки поддержания равновесия и ходьбы
  • · Для предотвращения падений пациента с кровати, она должна быть оборудована боковыми спинками.

Важно помнить

  • · Нельзя держать больного за шею – это может привести к травме
  • · Нельзя тянуть за больную руку – это может привести к вывиху плечевого сустава
  • · Нельзя поднимать больного за подмышки – это травмирует плечо больной руки и вызывает боль

Наблюдение из практики:

В неврологическое отделение поступил больной в возрасте 60 лет. С диагнозом -инсульт.

Анамнез жизни:

В течение 10 лет страдает сах. диабетом

Объективно:

При осмотре больной в сознании. Жалобы на головокружение, тошноту. С трудом пытается проговаривать слова, обращенную речь понимает. Нарушено движение в правой руке и в правой ноге. Больной с трудом вспоминает текущие события. Отмечается нарушение зрения на оба глаза. Ад 180/140, пульс 80,t37,1С.

Проблемы пациента:

  • · головокружение
  • · Тошнота, рвота
  • · Нарушено движение рук и ног
  • · Трудно воспринимает текущие события
  • · Нарушение зрения

Приоритетная проблема: головокружение, тошнота, рвота, нарушено движение рук и ног

Цель: Облегчить состояние пациента, обеспечить правильное отхождение рвотных масс, восстановить движение конечностей, восприятие событий и зрительную функцию

План сестринского ухода:

План сестринских действий

Мотивация

Обеспечить надлежащее положение пациента в постели

Профилактика травматизма

Обеспечить правильное отхождение рвотных масс

Обеспечение проходимости воздушных путей.

Вернуть прежнюю двигательно-моторную функцию

С целью осуществления самоухода, проводит практические занятия по лечебной физкультуре

Провести беседу на тему инсульта

С целью понимания и восприятия болезни. обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, имеющихся других заболеваниях, привычном уровне АД, контактных телефонах. читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию

Восстановить зрительную функцию

С целью вернуть уровень зрения

Источник