Повреждение речевого центра при инсульте

Повреждение речевого центра при инсульте thumbnail

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Ссылка на информационное видео

Виды афазий:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Источник: www.1proinsult.ru

Источник

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.

Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

  • В кабинете у врачалегкая степень, при которой нарушение может распознать только специалист;
  • степень, при которой существуют некоторые дефекты в произношении, но речь понятна окружающим;
  • степень, при которой речь неразборчива, непонятна окружающим;
  • тяжелая степень, которая характеризуется отсутствием речи.

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

  1. Парень в синей рубашкеЭкспрессивная афазия. Человек знает, что хочет сказать, но не может подобрать слова;
  2. Рецептивная афазия. Человек слышит, но не может понять смысл слов;
  3. Номинальная афазия. Наименее тяжелая форма, при которой пациенты с трудом используют правильные названия объектов, событий, мест;
  4. Глобальная афазия. Наиболее тяжелая форма, которая наносит ущерб на языковые зоны мозга. Человек не способен воспроизводить и понимать речь, читать и писать.

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:

  1. Боль в рукахСлабость в лице и конечностях. О данном симптоме может свидетельствовать асимметрия лица, неровная улыбка. Человек не в состоянии поднять руки. Происходит онемение одной из сторон тела.
  2. Трудности при ходьбе или потеря координации. При инсульте человек может потерять равновесие и устойчивость. Это возникает из-за того, что поток крови к мозгу блокируется или уменьшается.
  3. Спутанность речи. Этот признак трудно не заметить. Внезапное замешательство или невнятная речь – один из важных симптомов того, что человек страдает инсультом.
  4. Внезапная потеря зрения или нечеткость зрения. Как правило, при инсульте человек испытывает частичную потерю зрения. Другими словами, нарушается некоторое периферийное зрение на оба глаза.
  5. Головокружение. Если головокружение возникает и не исчезает, а также, если это сопровождается потерей координации, трудностями в общении и при ходьбе, это следует считать признаком инсульта.
  6. Сильная головная боль. Головная боль может появляться время от времени у каждого человека в результате стресса, тревоги, усталости. Насторожить должна внезапная сильная головная боль, которая появляется из ниоткуда. Такой симптом часто является спутником инсульта геморрагического типа. В этом случае боль может сопровождаться рвотой.
  7. Женщина в офисеУсталость. Усталость является постоянным симптомом людей, страдающих инсультом. Хотя каждый человек чувствует усталость в какой-то момент, например, после напряженного трудового дня или в результате плохого сна. Чувство истощения и переутомления, которые не проходят даже после полноценного отдыха, могут представлять собой признак инсульта.
  8. Потеря глотательного рефлекса. Снижение или потеря глотательного рефлекса является общим признаком инсульта. Данное расстройство имеет название дисфагия.
  9. Потеря чувствительности. Постепенная или полная потеря чувствительности на участках кожи вполне типична для человека при инсульте. Во время инсульта, мозг больше не может получать сигнал от различных частей тела. Это может восприниматься в разных участках тела, в зависимости от области мозга, который был затронут. Это также может влиять на слух, обоняние и вкус.
  10. Учащенное сердцебиение. Ощущение потери дыхания и сильной пульсации – это потенциальный признак инсульта. Женщины более подвержены этому признаку, нежели мужчины.
Читайте также:  Что может спровоцировать инсульт головного

к оглавлению ↑

Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:

  1. Измерение давленияНеконтролируемое высокое кровяное давление.
  2. Стресс.
  3. Депрессия.
  4. Сердечные заболевания.
  5. Вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.)
  6. Высокий уровень холестерина.
  7. Злоупотребление жирной пищей, переедание.
  8. Малоподвижный образ жизни.
  9. Ожирение.

Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

к оглавлению ↑

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Поражение части мозгаКогда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Мужчина в инвалидной каляскеИнсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

к оглавлению ↑

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:

  1. Мужчина в наушникахТерапия, которая позволяет людям, перенесшим инсульт, петь слова, которые они не могут говорить.
  2. Арт-терапия.
  3. Визуальное восприятие речи, сопоставление изображений со словами.
  4. Создание сценария, в котором вербальная коммуникация является единственным доступным вариантом, и другие виды, такие как визуальные подсказки, не используются.
  5. Групповая терапия. Важно проводить лечение в группе людей, переживших инсульт. Человек понимает, что он не одинок в своем горе и это дает стимул на выздоровление.
  6. Медикаментозное лечение.

Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:

  1. Лечение дефектов речиПоддерживать зрительный контакт.
  2. Говорить медленно, в нормальном тоне. Люди, имеющие проблемы с речью, не глухие.
  3. Дать достаточно времени для ответа.
  4. Слушать внимательно.
  5. Сосредоточиться на том, что говорит человек, а не как.
  6. Ограничивать общение один на один или в небольших группах.
  7. Попросить повторить фразу или уточнить, если она непонятна.
  8. Не поправлять и не дополнять предложение до тех пор, пока об этом не попросят.

к оглавлению ↑

Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:

  • Мумие200-500 мл вещества, растворенного в 2-х ст.л. воды принимать 3 раза в день на протяжении 10 дней. Затем сделать перерыв – 5 дней и повторить курс. Принимать трижды в день, независимо от приема пищи. Курс повторить 4 раза, затем сделать перерыв на 3 месяца;
  • рецепт предполагает чередования бальзама с 20% настойкой прополиса. 2 раза в день перед завтраком и ужином следует выпивать 200 мл мумие, растворенный в небольшом количестве воды на протяжении двух недель. Затем пропить прополис по 30 капель, растворенных в молоке три раза в день на протяжении двух недель. Курс чередования продолжать до полного выздоровления;
  • мумие в таблетках принимается внутрь 1 раз в сутки. Дозировка – 0,1 грамм. Курс лечения – 2 месяца без перерыва.

Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

к оглавлению ↑

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Читайте также:  Реабилитационные центры после чмт и инсульта

Выполняется следующий комплекс тренировок:

  1. Пожилой мужчина у врачаПациенты втягивают губы в трубочку и отпускают на протяжении 5 секунд.
  2. Пациент захватывает верхней челюстью нижнюю губу, нижней – верхнюю. Выполнять упражнение нужно с напряжением.
  3. Необходимо максимально выдвинуть язык и шею на протяжении 3 секунд.
  4. Пациент облизывает губы против часовой стрелки, начиная с верхней губы.
  5. Вытягивает язык трубочкой с выполнением и перерывом в 3 секунды.
  6. Дотягивается кончиком языка до неба.

Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Якутина Светлана

Якутина Светлана

Эксперт проекта OInsulte.ru

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Загрузка…

Adblock
detector

Источник

Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.

Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.

Виды нарушений

Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.

После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.

Афазия

Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.

По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:

  • Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
  • Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
  • Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
  • Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.

Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.

Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.

Дизартрия

Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.

Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.

Диспраксия

Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.

Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.

Причины речевых нарушений

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Особенности восстановительного процесса

Для достижения положительного результата в реабилитации к терапии приступают сразу после того, как произошел инсульт. Сначала занятия могут длиться всего несколько минут, через месяц длительность каждого может доходить до 2 часов каждый день.

В острый период инсульта занятия должны быть естественными и физиологическими. Это просто обращение к пациенту, разговор с ним, предоставление возможности слушать музыку. Никакие манипуляции не проводятся.

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Взаимодействие с пострадавшим

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

Читайте также:  Медикаментозные программы после инсульта

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.
Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.

Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Занятия с логопедом

До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

Фонетические связаны с коррекцией звукопроизношения. Упражнения направлены на улучшение работы мышц губ, языка, нижней части лица. Произносятся отдельные звуки, скороговорки.

Семантические требуют способности найти смысл, продолжив предложение или дополнив ассоциацию.

Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

Принципы организации домашних занятий

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.

Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Врачебные назначения

Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Народные средства

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Скорость восстановления речи

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

Прогноз

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.