Постановка звуков при инсульте

Постановка звуков при инсульте thumbnail

Восстановление речи после инсульта |

Постановка  звуков после инсульта

Инсульт – это острое нарушение
мозгового кровообращения. Он может стать причиной смертности или инвалидности. Поэтому
в лечении инсульта играет большую роль качество и скорость этого лечения. 
Находясь дома, больной должен получать лечение с помощью необходимых медикаментов. 
Для лечения инсульта применяют медикаменты расширяющие сосуды, они усиливают кровоснабжение,
обеспечивают интенсивное внедрение глюкозы и кислорода. Также есть лекарства которые
восстанавливают обмен веществ. Во время лечении инсульта, в период восстановления
важно все. 

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта,
пациентам потребуется более шести лет.

Постановка звуков при инсульте

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого
больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной
скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно
он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения.
Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение.
Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Упражнения на тренировку речи после инсульта

Специальная артикуляционная гимнастика для пациентов, перенесших инсульт.

Постановка звуков при инсульте

Упражнение 1. Набрать воздух в рот, чтобы щёки надулись, при этом сильно сжать
губы. Зафиксировать это положение на несколько секунд, затем втянуть щёки.

Упражнение 2. Погонять воздух из одной щеки в другую, как будто во рту шарик.

Упражнение 3. Расслабить губы и подуть воздух «тпру-у-у».

Упражнение 4. Улыбнуться, сильно обнажив зубы.

Упражнение 5. Вытянуть губы в хоботок, беззвучно произнося звук «у». Это упражнение
нужно чередовать с №4 не менее 5-7 раз.

Упражнение 6. Положить язык на нижнюю губу, слегка высунув и полностью расслабив.
Верхней губой легонько касаться языка и произносить «пя-пя-пя».

Упражнение 7. Язык расслабить, двигать им назад и вперёд, слегка покусывать зубами.

Упражнение 8. «Парус». Язык поднять вверх и завести за верхние зубы.

Упражнение 9. «Горка». Язык завести за нижние зубы, упереться, выгнуть его дугой.
Чередовать «горку» с «парусом» 5-7 раз.

Упражнение 10. «Лошадка». Основанием языка присосаться к твёрдому нёбу и поцокать
не менее 15 раз.

Упражнение 11. Языком поочерёдно упираться в правую и левую стенки щёк. Выполнять
5-7 раз.

Упражнение 12. Язык напрячь, чтобы он стал узким. В таком состоянии касаться
им кончика носа, затем подбородка.

Упражнение 13. Напряженный острый язык передвигать то в правую, то в левую стороны
не касаясь губ.

Упражнение 14. Облизывать губы по кругу – сначала по часовой стрелке, затем в
обратную сторону. Повторять 5 раз.

Упражнение 15. Напрячь нижнюю челюсть как при произнесении звука «ы».

Каждое упражнение выполняйте по 5-7 раз, не спеша, глядя в зеркало, на несколько
секунд фиксируя положение языка, губ или щёк до 4 раз в день.

Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный
и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только
положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том,
что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе
и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Инсульт

  • Инсульт и восстановление
  • Речевые нарушения после инсульта
  • Борьба с осложнениями после инсульта
  • Речевая реабилитация после инсульта
  • Инсульт восстановление
  • Восстановление речи после инсульта
  • Инсульт реабилитация в домашних условиях
  • Логопед и инсульт
  • Постановка  звуков после инсульта
  • Координация движений после инсульта

Источник

Тема: Гласные буквы А, О, У и обозначаемые ими звуки.

Цели:

1.Подготовка губ к произношению гласных звуков.

2. Разделение понятий звук и буква.

3. Знакомство с гласными звуками А О У.

4. Отработка навыка написания вышеуказанных гласных букв.

5. Нахождение и выделение данных букв в тексте.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, цветные карандаши, пластилин, распечатка алфавита.

Ход урока:

I. Дыхательная гимнастика:

Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос;

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением давления воздуха в конце;

7) вдох через нос, выдох через сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками, т.е. кратковременно задерживая дыхание.

II.Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ

  • Улыбка.
    Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7.Накажем непослушный язычок: Покусываем язык по всей поверхности от кончика языка до корня с постепенным высовыванием и втягиванием, пошлёпывание губами: па-па-па, ба-ба-ба покусывание зубами: та-та-та, да-да-да.

8.Широкий язык: улыбнуться, приоткрыть рот, положить расслабленный широкий язык на нижнюю губу, удержать в таком положении под счёт до 5.

9.Спрячем язычок: широкий язык с нижней губы внести в рот за нижние зубы. Повторить 3-5 раз.

10.Качели: рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку.

11.Весёлый язычок: почесать кончик языка об верхние резцы, затем об нижние, потом оттянуть язык вглубь рта.

12.Широкий рот: широко раскрыть губы и расслабить их под счёт 5.

13.Переменные движения: улыбка – губы округлены – расслаблены под счёт 5.

14.Улыбка: губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5

15.Недовольный кот: закусить нижнюю губу, затем поднимать и опускать нижнюю губу под сёт 5.

16.Трубочка: Попеременно вытягивать губы в трубочку оскаливать зубы.

III.Изучение нового материала:

  • Знакомство с гласными.

Широко раскрываем рот и выдыхаем воздух. Тянем звук. « А». Теперь записываем А. Записываем карандашом на чистом листе печатными буквами. Объяснение к записи:

– Две палочки соединяются вместе вверху, между ними перекладина.

Внимание! Буква может быть написана в любом размере вплоть до того, что займёт целый лист.

Складываем эту букву из счётных палочек, из карандашей, лепим из пластилина. Находим букву А в тексте. Выделяем её красным карандашом.

Внимание! При нахождении буквы чтение и тем более понимание текста не обязательно, главное – найти нужную букву.

МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ НАША МАША МАЛА

Внимание! Если с первого раза графика букв не запоминается, то следует повторять действия на различных предметах: складывание их спичек, палочек, лепка из пластилина. Можно использовать другие предметы, вплоть до столовых приборов. Чем больше будет различных повторений, тем лучше.

2.Губы собираем в трубочку, вытягиваем вперёд и дуем. Тянем звук. Получаем звук У, Знакомимся с буквой. Переделываем А в У путём устранения одной палочки. Как можно сделать У из А? Выделяем эту букву в тексте синим карандашом:

У НАШЕГО УТЁНКА ДЛИННЫЙ НОС. УТКА – ПТИЦА, УТКОНОС – ЗВЕРЬ.

3.Округлить губы колечком, выдыхать воздух, тянуть звук О. рисовать на бумаге кружки и повторять О. Найти букву в вышеприведённых текстах, выделить зелёным цветом.

4. Закрепление навыка чтения:

  • Находим буквы А О У в распечатке алфавита.

2. Записываем под диктовку на листе бумаги печатными буквами:

О А У.

3. Находим на клавиатуре мобильного телефона У О А.

5. Знакомство с прописными буквами:

А – записать в тетради печатную букву, а далее прописные в увеличенном варианте обводятся по написанному.

То же самое с О и У.

Внимание!

Для этого упражнения можно купить и использовать «Прописи для малышей». Вполне применимы и другие пособия. Главное, чтобы буквы были напечатаны крупным шрифтом и пунктиром. Восстановление навыка письма начинается с обведения букв. Когда буквы будут получаться ровными, можно переходить к самостоятельному письму. Оно начинается с тетради для первоклассника в широкую и узкую линии. Сначала в тетради запись выполняет обучающий. Буквы можно написать любым цветом: красным: зелёным, чёрным, красным или простым карандашом. Обучающийся должен писать шариковой ручкой. Торопиться не надо. Неврологические больные быстро устают . Написание трёх строчек можно разделить на несколько приёмов. Сначала обводится буква, затем пишется рядом. Затем снова обводится и только потом пишется. Строчка в тетради выглядит примерно так:

_O_____O_____O______

То есть буквы, написанные обучающим, чередуются со свободным местом для письма обучаемым.

6. Грамматические знания:

Произносим – звук, пишем – букву.

VI. Итог:

– С какими буками познакомились? Ещё раз назвать все буквы.

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dc034a835ca3100af6d14f1/edit

Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

Источник

Тема: Согласный всегда твёрдый звук ц и буква ц. Закрепление.

Цели:

1.Закрепление знаний о букве ц.

2. Закрепление навыка произношения сложного звука ц.

3. Совершенствование навык устной и письменной речи.

Оборудование:

таблица слогов, цветные карандаши, тетрадь, ручка

Ход урока:

I.Дыхательная гимнастика: упражнения из урока 4 или из приложения.

II. Артикуляционная гимнастика:

1.«Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Футбол». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

3. «Чистим зубки 2». Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

4. «Ириска»:Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

6. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

8. «Лошадка». Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

III.Повторение и закрепление пройденного:

Произношение звука ц:

  • Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.

2. Губы растягиваем в улыбке.

3. Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

4. Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом; на тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха; голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц.

1.Чтение слогов с буквой ц по таблице.

2.Запись слогов под диктовку:

Ца цо це ци цы цап цып- цып.

3.Чтение слов с буквой ц:

Улица больница пицца птица яйца курица лицо синица столица сестрица пуговица половица граница двадцать тридцать корица луковица сахарница салфетница ученица пунцовый перцовый танцор француз птицы бойцы беглецы квитанция полиция оценка рецепт цветок боцман птенцы борцы танцы заяц месяц конец пловец жилец дворец удалец

4.Задание к тексту:

· красным карандашом обвести слова, которые обозначают числа;

· синим карандашом подчеркнуть слова, которые обозначают признаки предмета.

5.Запись слов под диктовку:

Принц рубец ранец жилец тунец борец палец певец танец месяц цветы нация спицы целый цифра цукат цокот цапля архив орехи.

6.Чтение текста:

Летом в лесу хорошо. Светит яркое солнце, поют звонкие птицы, радуются все звери. Вот рыжая белка. Она грызёт орешки. Вот косуля, она жуёт траву. А это зайка. Он спрятался под кустом. За ним следит лисица. Филин спит. А мишка косолапый наелся мёду и отдыхает.

7.Ответы на вопросы к тексту:

– Как летом в лесу? (Летом в лесу хорошо.)

– Что делает солнце? (светит яркое солнце.)

– Какие поют птицы? (Поют звонкие птицы.)

– Что делают звери? (Радуются все звери.)

– Какая белка? (Вот рыжая белка).

– Что она делает? (Она грызёт орешки.)

– Что делает косуля? (Косуля жуёт траву).

– Что делает зайка? (Зайка спрятался за кустом).

– Кто за ним следит? (За ним следит лиса.)

– Что делает косолапый мишка? (Косолапый мишка отдыхает.)

8. Беседа:

– Каких животных называют домашними? (тех, которые живут дома)

– Каких домашних животных ты знаешь?

Внимание! Вопросы направлены на стимулирование воспоминаний и развитие речи. Нужно добиваться чётких ответов. Можно использовать картинки.

– Где живут дикие животные? (в лесу, в поле, на лугу)

– Каких диких животных знаешь? (Отрабатывать так же, как и домашних.)

VI.Итог:

Повторить все изученные буквы: А О У И Ы Л М Н С З Б П В Ф Ж Ш Й Е Ё Я Ю Р Г К Х Д Т Ц

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dee153a2fda8600b03e0aa6/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5df0cee52beb4900b06fe383/edit

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

Источник

Тема: Автоматизация звука ц

Цели:

1.Познакомить с упражнениями для автоматизации звука ц

2. Закреплять навыки устной и письменной речи.

Оборудование:

Ход:

I. Гимнастика для мускулатуры лица. Упражнения повторяются не меньше 10 раз.

1.Сядьте ровно. Улыбнитесь уголка губ, создавая впечатление, что пытаетесь скрыть непроизвольный смех.

2. Прижмите руками область лица, около ушей, слегка стягивая её к губам. Улыбнитесь в таком положении, сильно напрягая губы.

3. Поставьте кулаки один на другой. Обопритесь на них подбородком. Поднимайте подбородок руками.

4. Надувайте и сдувайте щёки.

5. Закройте рот. Сжимайте и разжимайте зубы, не раскрывая рта.

II. Дыхательная гимнастика. Упражнения повторяются по 10 раз.

1.Набираем полную грудь воздуха ртом и медленно выдыхаем со звуком ТУ- ТУ -Ту, имитируя гудок паровоза.

2. Набираем воздух носом и выдыхаем толчками, имитируя сигнал машины Би-би-би.

3. Набираем воздух ртом. Выдыхаем в среднем темпе, имитируя поднимающееся тесто: пых – пых -пых.

4. Набираем воздух носом и пропеваем гласные звуки А-а-а, О-о-о, У-у-у.

III.Артикуляционная гимнастика:

1.«Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Футбол». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

3. «Чистим зубки 2». Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону

4. «Ириска»: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

6. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

8. «Лошадка». Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить,чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Внимание! Звук ц – это сложный комбинированный звук, который состоит из двух звуков, произносимых последовательно – т и с. Поэтому прежде, чем начать его постановку, стоит прочитать о том, как он произносится.

IV. Разминка:

1.Медленно произносим слияния согласного ц со всеми возможными гласными:

Ца, цо, цу, ци. Этим перечень ограничивается. Звук ц-всегда твёрдый. Произносить нужно медленно нараспев.

2. Отрабатывает произношение этих слияний: ца-ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо-цо, ци-ци-ци-ци-ци, цу-цу-цу-цу-цу-цу.

3. Произносим коротко: ац, оц, уц, иц, ец, яц, юц.

4. Тренируемся в произношении возможных сочетаний со звуком ц: вца, цве, цна, ерц, конц.

5. Произносим слова с буквой ц чётко и медленно: ниц, ТЭЦ, цап, цех, цеп, боец, лицо, овца, шпиц, шлица, цепи, отец, курица, сестрица, девица.

V. Работа с чистоговорками:

Ца-ца-ца — во дворе ов-ца.
Ца-ца-ца — сварим три яй-ца.
Ца-ца-ца — купим три коль-ца.
Ца-ца-ца — лужи у крыль-ца.
Цо-цо-цо — ветер дул в лицо.
Це-це-це — радость на лице.
Це-це-це — есть желток в яйце.
Цы-цы-цы — испечём хлебцы.

Ица-ица-ица — хитрая ли-си-ца.
Ицы-ицы-ицы — прилетели пти-цы.
Ицы-ицы-ицы — быстрые си-ни-цы.

VI. Работа со скороговорками:

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.

Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”

Гусеница цепко
Цепляется за ветку
От скворцов скрывается
Ей скворцы не нравятся

VII. Развитие письменной речи:

Изложение

Листопад.

Осенью падают жёлтые листья с деревьев.

Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски.

Вот и начинается листопад.

1.Ответьте устно на вопросы:

– Почему осенью падают листья?

– Засуха осенью.

– Почему дерево не может взять воду?

2. Постарайтесь мысленно разбить текст на две части. Озаглавьте каждую из их частей. Запишите план.

3. Запишите текст в составленному плану.

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e563cfa3921b63e2061748d/edit

Следующий урок:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

Источник