Постановка звуков после инсульта
Восстановление речи после инсульта |
Постановка звуков после инсульта
Инсульт – это острое нарушение
мозгового кровообращения. Он может стать причиной смертности или инвалидности. Поэтому
в лечении инсульта играет большую роль качество и скорость этого лечения.
Находясь дома, больной должен получать лечение с помощью необходимых медикаментов.
Для лечения инсульта применяют медикаменты расширяющие сосуды, они усиливают кровоснабжение,
обеспечивают интенсивное внедрение глюкозы и кислорода. Также есть лекарства которые
восстанавливают обмен веществ. Во время лечении инсульта, в период восстановления
важно все.
Как вернуть нормальную речь после инсульта
Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта,
пациентам потребуется более шести лет.
Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого
больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной
скоростью.
За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно
он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения.
Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение.
Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.
Упражнения на тренировку речи после инсульта
Специальная артикуляционная гимнастика для пациентов, перенесших инсульт.
Упражнение 1. Набрать воздух в рот, чтобы щёки надулись, при этом сильно сжать
губы. Зафиксировать это положение на несколько секунд, затем втянуть щёки.
Упражнение 2. Погонять воздух из одной щеки в другую, как будто во рту шарик.
Упражнение 3. Расслабить губы и подуть воздух «тпру-у-у».
Упражнение 4. Улыбнуться, сильно обнажив зубы.
Упражнение 5. Вытянуть губы в хоботок, беззвучно произнося звук «у». Это упражнение
нужно чередовать с №4 не менее 5-7 раз.
Упражнение 6. Положить язык на нижнюю губу, слегка высунув и полностью расслабив.
Верхней губой легонько касаться языка и произносить «пя-пя-пя».
Упражнение 7. Язык расслабить, двигать им назад и вперёд, слегка покусывать зубами.
Упражнение 8. «Парус». Язык поднять вверх и завести за верхние зубы.
Упражнение 9. «Горка». Язык завести за нижние зубы, упереться, выгнуть его дугой.
Чередовать «горку» с «парусом» 5-7 раз.
Упражнение 10. «Лошадка». Основанием языка присосаться к твёрдому нёбу и поцокать
не менее 15 раз.
Упражнение 11. Языком поочерёдно упираться в правую и левую стенки щёк. Выполнять
5-7 раз.
Упражнение 12. Язык напрячь, чтобы он стал узким. В таком состоянии касаться
им кончика носа, затем подбородка.
Упражнение 13. Напряженный острый язык передвигать то в правую, то в левую стороны
не касаясь губ.
Упражнение 14. Облизывать губы по кругу – сначала по часовой стрелке, затем в
обратную сторону. Повторять 5 раз.
Упражнение 15. Напрячь нижнюю челюсть как при произнесении звука «ы».
Каждое упражнение выполняйте по 5-7 раз, не спеша, глядя в зеркало, на несколько
секунд фиксируя положение языка, губ или щёк до 4 раз в день.
Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный
и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только
положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том,
что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе
и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.
Инсульт
- Инсульт и восстановление
- Речевые нарушения после инсульта
- Борьба с осложнениями после инсульта
- Речевая реабилитация после инсульта
- Инсульт восстановление
- Восстановление речи после инсульта
- Инсульт реабилитация в домашних условиях
- Логопед и инсульт
- Постановка звуков после инсульта
- Координация движений после инсульта
Источник
Тема: Гласные буквы А, О, У и обозначаемые ими звуки.
Цели:
1.Подготовка губ к произношению гласных звуков.
2. Разделение понятий звук и буква.
3. Знакомство с гласными звуками А О У.
4. Отработка навыка написания вышеуказанных гласных букв.
5. Нахождение и выделение данных букв в тексте.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, цветные карандаши, пластилин, распечатка алфавита.
Ход урока:
I. Дыхательная гимнастика:
Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:
1) вдох и выдох через нос;
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
6) вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением давления воздуха в конце;
7) вдох через нос, выдох через сжатые губы;
8) вдох через нос, выдох через нос толчками, т.е. кратковременно задерживая дыхание.
II.Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ
- Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7.Накажем непослушный язычок: Покусываем язык по всей поверхности от кончика языка до корня с постепенным высовыванием и втягиванием, пошлёпывание губами: па-па-па, ба-ба-ба покусывание зубами: та-та-та, да-да-да.
8.Широкий язык: улыбнуться, приоткрыть рот, положить расслабленный широкий язык на нижнюю губу, удержать в таком положении под счёт до 5.
9.Спрячем язычок: широкий язык с нижней губы внести в рот за нижние зубы. Повторить 3-5 раз.
10.Качели: рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку.
11.Весёлый язычок: почесать кончик языка об верхние резцы, затем об нижние, потом оттянуть язык вглубь рта.
12.Широкий рот: широко раскрыть губы и расслабить их под счёт 5.
13.Переменные движения: улыбка – губы округлены – расслаблены под счёт 5.
14.Улыбка: губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5
15.Недовольный кот: закусить нижнюю губу, затем поднимать и опускать нижнюю губу под сёт 5.
16.Трубочка: Попеременно вытягивать губы в трубочку оскаливать зубы.
III.Изучение нового материала:
- Знакомство с гласными.
Широко раскрываем рот и выдыхаем воздух. Тянем звук. « А». Теперь записываем А. Записываем карандашом на чистом листе печатными буквами. Объяснение к записи:
– Две палочки соединяются вместе вверху, между ними перекладина.
Внимание! Буква может быть написана в любом размере вплоть до того, что займёт целый лист.
Складываем эту букву из счётных палочек, из карандашей, лепим из пластилина. Находим букву А в тексте. Выделяем её красным карандашом.
Внимание! При нахождении буквы чтение и тем более понимание текста не обязательно, главное – найти нужную букву.
МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ НАША МАША МАЛА
Внимание! Если с первого раза графика букв не запоминается, то следует повторять действия на различных предметах: складывание их спичек, палочек, лепка из пластилина. Можно использовать другие предметы, вплоть до столовых приборов. Чем больше будет различных повторений, тем лучше.
2.Губы собираем в трубочку, вытягиваем вперёд и дуем. Тянем звук. Получаем звук У, Знакомимся с буквой. Переделываем А в У путём устранения одной палочки. Как можно сделать У из А? Выделяем эту букву в тексте синим карандашом:
У НАШЕГО УТЁНКА ДЛИННЫЙ НОС. УТКА – ПТИЦА, УТКОНОС – ЗВЕРЬ.
3.Округлить губы колечком, выдыхать воздух, тянуть звук О. рисовать на бумаге кружки и повторять О. Найти букву в вышеприведённых текстах, выделить зелёным цветом.
4. Закрепление навыка чтения:
- Находим буквы А О У в распечатке алфавита.
2. Записываем под диктовку на листе бумаги печатными буквами:
О А У.
3. Находим на клавиатуре мобильного телефона У О А.
5. Знакомство с прописными буквами:
А – записать в тетради печатную букву, а далее прописные в увеличенном варианте обводятся по написанному.
То же самое с О и У.
Внимание!
Для этого упражнения можно купить и использовать «Прописи для малышей». Вполне применимы и другие пособия. Главное, чтобы буквы были напечатаны крупным шрифтом и пунктиром. Восстановление навыка письма начинается с обведения букв. Когда буквы будут получаться ровными, можно переходить к самостоятельному письму. Оно начинается с тетради для первоклассника в широкую и узкую линии. Сначала в тетради запись выполняет обучающий. Буквы можно написать любым цветом: красным: зелёным, чёрным, красным или простым карандашом. Обучающийся должен писать шариковой ручкой. Торопиться не надо. Неврологические больные быстро устают . Написание трёх строчек можно разделить на несколько приёмов. Сначала обводится буква, затем пишется рядом. Затем снова обводится и только потом пишется. Строчка в тетради выглядит примерно так:
_O_____O_____O______
То есть буквы, написанные обучающим, чередуются со свободным местом для письма обучаемым.
6. Грамматические знания:
Произносим – звук, пишем – букву.
VI. Итог:
– С какими буками познакомились? Ещё раз назвать все буквы.
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dc034a835ca3100af6d14f1/edit
Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.
Источник
Инсульт не редкость и не болезнь стариков. В мире, где повсеместно распространены стрессы, переутомления и отказ людей жить в здоровом ритме, заботясь о себе, это уже давно трагическая случайность, нависающая почти над каждым.
Восстановление речи после инсульта находится в числе первоочерёдных задач для пациента, который его перенёс, это необходимо для возвращения к нормальной жизни.
Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?
Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.
Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.
Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь – головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года – здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.
Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?
Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта – настолько человек теряет свои прежние навыки.
Основные методы лечения:
- медикаментозный;
- физиотерапевтический;
- психологический.
Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы – это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.
Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?
После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.
Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.
Виды речевых расстройств
Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными – их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.
Афазия
Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах – моторной, сенсорной и семантической.
При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.
Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии – необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.
При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.
При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс – больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.
Дизартрия
При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.
Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, голосовые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.
Диспраксия
По симптомам нарушение схоже с дизартрией – его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы – трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.
В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.
Общие правила и мероприятия
Заверениями о том, что лечение инсульта – профессиональное и интенсивное, важно начать как можно раньше, никого не удивить, это очевидно для всех. Тем не менее, родственники пациентов из халатности или неведения упускают бесценное время на раннюю реабилитацию, которое повышает шанс больного не только выжить, но и полностью восстановиться после инсульта, в среднем в два раза.
Что важно понимать родственникам и самому больному, если тот в ясном сознании:
- участие пациента в процессе лечения строго обязательно – даже самые дорогие методы и специалисты не помогут, если сам больной не будет напрягаться, пытаясь вернуть утраченные функции;
- чёткая и грамотная диагностика – едва ли не половина успеха;
- начинать восстановление нужно сразу же после окончания острой фазы;
- не стоит тратить время на «народные» методы лечения – отвары и заговоры не помогут при устранении последствий кровоизлияния в мозг;
- программа восстановления очень важна – прежде чем согласиться на помощь специалистов, внимательно ознакомьтесь с их комплексом мероприятий.
Больному понадобятся комфортные условия для как можно лёгкого и быстрого возвращения в норму: обязателен логопед-профессионал после инсульта на дом, правильная питательная диета, необходимый санитарно-гигиенический уход и регулярные проверки любых подвижек в состоянии – как в лучшую, так и в худшую сторону. Соблюдение этих условий требует немалого количества времени и денег от близких, но с большой долей вероятности может вытащить человека из бессознательного состояния.
Как происходит восстановление?
Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится. Сразу после острой фазы инсульта – это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.
Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:
- Первые три месяца – повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
- Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.
- Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
- Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.
Нет «приемлемого» результата – важно добиваться наилучшего для пациента, как можно более близкого к прединсультному состояния. Сдаваться и останавливаться на полпути – обречь человека на инвалидность. Даже при отсутствии средств в нужном количестве, можно оказывать посильную помощь в домашних условиях.
Помощь логопеда
Логопед – первый специалист, необходимый больному. Не менее важен логопед и родственникам – врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг. Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.
Логопедические упражнения в домашних условиях
Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью – также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.
Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений – уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.
Артикуляционно-дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы – например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.
При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.
Артикуляционная гимнастика-разминка
Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.
Логопедический массаж
Попытки самостоятельных упражнений – это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.
Дополнительные методы
Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много – используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.
Самые популярные дополнительные методы лечения:
- музыкотерапия (аудиотерапия) – музыкальные сеансы для пациента, оказывающие благотворное воздействие на большинство отделов мозга;
- лицевая рефлексотерапия – разновидность массажа лица восточного происхождения, при котором массажистом задеваются важные нервные пучки и мышечные точки на лице, что способствует улучшению артикуляции;
- лечение стволовыми клетками – крайне дорогой метод, подразумевающий вживление клеток на место уничтоженных кровоизлиянием;
- массажи – любой лицевой массаж (иногда в сочетании со стандартным для восстановления уже двигательной функции) будет полезен больному, но только от профессионала или под его руководством;
- иглорефлексотерапия – метод, который может подойти не всем, но в целом доказано, что иглоукалывание улучшает кровообращение, что поможет больному быстрее восстановит контроль над мышцами лица.
Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта – родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.
Прогноз
К сожалению, полного восстановления после инсульта добиваются немногие – всего 20% от пострадавших.
Остальные приобретают инвалидность разной степени тяжести, но в целом прогноз скорее утешительный – современная медицина и физиотерапия повысили шанс больного на максимально полноценную жизнь до максимума.
Если начать лечение как можно раньше, удастся достигнуть невероятных результатов – человеческий мозг даже в таком состоянии способен на регенерацию.
Применение народных средств
Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» – только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.
Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле – можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом – важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.
Источник