Пособие для занятий после инсульта

Пособие для занятий после инсульта thumbnail

Пособие для занятий после инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игры

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол»«Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– разучивать стишки,

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

  • Танграм,
  • Многоразовые карточки «Головоломки»,
  • Магнитная игра «Деловые жуки»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) приводят к стойкой потере функций организма и инвалидизации. Первичная реабилитация в медицинских центрах проходит с целью возможной компенсации работы нарушенных участков нервной системы. Последующее восстановление после инсульта в домашних условиях требуется для возвращения человека к нормальной социально-бытовой жизни.

Реабилитация после инсульта в домашних условиях

Без продолжения лечения инсульта в домашних условиях у человека развиваются необратимые анатомические и функциональные изменения.

Только в ранний восстановительный период до 6 месяцев от момента болезни, возможно максимально вернуть активность. Для активизации двигательных навыков важны первые 3 месяца.

Реабилитационная программа для дома разрабатывается врачами с учетом тяжести заболевания, степени независимости человека в быту и его возраста. Это индивидуально разработанные методы воздействия, которые дополняют назначенные лекарственные препараты.

Продолжение восстановления в постинсультном периоде помогает:

  • предупредить развитие осложнений;
  • остановить прогрессирование нарушенных функций;
  • не допустить появления рецидива;
  • частично или полностью восстановить утраченные способности.

Диета после инсульта

Диетотерапия считается основополагающим фактором при составлении программы питания в домашних условиях. Для группы сердечно-сосудистых заболеваний разработан Стол №10. Это сбалансированная еда, задача которой нормализовать давление и кровообращение, снизить нагрузку на сердце и сосуды.

В домашних условиях рацион диеты рассчитан чтобы:

  • снизить калорийность блюд;
  • ограничить употребление соли;
  • уменьшить холестерин;
  • повысить прием продуктов с калием и магнием.

Чтобы привыкнуть к новому меню и не ощущать чувство голода, дневной рацион разбивают на 4—5 приемов. В список продуктов, содержащих необходимые организму вещества, включены:

  • рыба;
  • нежирные сорта мяса;
  • орехи, сухофрукты;
  • крупы;
  • фрукты, овощи;
  • растительные масла.

Предупредить развитие атеросклеротических бляшек позволит отказ от:

  • свинины, сала, колбасы, копченостей;
  • консервации;
  • алкоголя;
  • жирных сливок, сметаны;
  • сладостей.

Гиполипидемическая диета в домашних условиях после перенесенного инсульта не может быть кратковременной. Такое питание должно стать образом жизни пациента.

Разрешенные физические нагрузки в домашних условиях

Более чем у половины постинсультных больных навсегда остаются двигательные нарушения. Часто это гемипарезы (поражена половина тела) и монопарезы (парез одной конечности). Максимально приложить усилия для восстановления утраченных функций требуется в течение 2—3 месяцев.

Упражнения для лица после перенесенного инсульта

Но останавливаться на достигнутом уровне нельзя. Гимнастические тренировки следует ввести в постоянный образ жизни. Упражнения после инсульта развивают уровень самообслуживания, способствуют восстановлению работы паретичной руки, ноги.

Комплекс занятий для гимнастики в домашних условиях разрабатывает врач ЛФК. Каждое упражнение тренирует движение в паретичной конечности и останавливает патологическое стягивание мышц, связок, сухожилий (контрактуры).

При выраженной спастичности в сгибателях сжимание эспандера и мяча запрещено, так как это больше провоцирует появление мышечного тонуса.

Лечебная гимнастика подбирается индивидуально с учетом состояния пациента. При параличе родственники или инструктор помогают проводить пассивную гимнастику. Регулярные упражнения активируют нейроны головного мозга, что частично или полностью компенсирует неврологический дефицит.

Успешность и результат тренировок зависит от упорства человека.

Восстановление речи и памяти

Когнитивные последствия ОНМК проявляются разной степенью тяжести. Часто это афазия (нет речи) и дизартрия (нарушение произношения). После инсульта занятия в домашних условиях рекомендовано проводить с логопедом, нейропсихологом. В тяжелых случаях требуется помощь афазиолога. Специалисты дают много заданий на восстановление и коррекцию речи.

Регулярная умственная гимнастика позволяет быстрее адаптироваться к жизни в постинсультном периоде и избежать слабоумия в будущем.

При нарушенном запоминании отмечается психологическая дезадаптация. Такие случаи требуют выполнения заданий на тренировку памяти. Для этого рекомендуется:

  • работать с ассоциациями;
  • играть в логические игры;
  • развивать визуализацию;
  • заучивать стихи, песни;
  • разгадывать кроссворды.

Коррекция давления

Большое внимание уделяется пациентам, перенесшим геморрагический инсульт, при гипертензии в анамнезе. Для предотвращения очередного разрыва сосудов обязательно следят за артериальным давлением, так как гипертонические кровоизлияния появляются у 70% гипертоников.

Кроме антигипертензивной терапии, реабилитацию в домашних условиях направляют на ведение здорового образа жизни, а именно:

  • соблюдение антисклеротической диеты;
  • отказ от курения и алкоголя;
  • физическую активность с учетом состояния.

Борьба с осложнениями

С первых дней после перенесенной мозговой катастрофы важным этапом реабилитационного периода является профилактика повторных инсультов и борьба с осложнениями. В группу неблагоприятных для жизни пациента состояний включены:

  1. Пневмония.
    Появляется из-за аспирации (проникновения) в дыхательные пути остатков еды у больных с нарушенным глотанием, расстройством сознания, парализованных. У таких пациентов для питания устанавливают назогастральный зонд, приподнимают головной конец кровати на 45°. Тяжелобольным без кашлевого рефлекса отсасывают образовавшийся секрет.
  2. Тромбоз глубоких вен.
    Тромбы провоцируют тромбоэмболию легочной артерии. Кроме антикоагулянтов и других препаратов требуется гимнастика, массаж, бинтование ног эластичными бинтами при варикозе.
  3. Пролежни.
    Развиваются при отсутствии ухода. Поврежденная целостность кожи вызывает выраженный болевой синдром, некроз. Смертельную опасность при некротизированных тканях представляет сепсис.
  4. Инфекции мочевыводящих путей.
    Возникают в результате длительной катетеризации мочевого пузыря и нарушения мочеиспускания. Из-за этого рекомендуется ограничивать применение катетера.

Развитие осложнений негативно влияет на исход болезни, поэтому все лечебные и восстановительные мероприятия направляют на их предупреждение.

Уход за лежачим больным после инсульта

Уход за лежачим больным после инсульта в домашних условиях отличается от стационарного. При утраченной двигательной активности за человеком ухаживают близкие. Реабилитация вне стен больницы — это самый длительный и далеко не простой период. Распределение обязанностей между родственниками по оказанию помощи парализованному облегчает жизнь всей семьи.

Парализованного человека постепенно обучают упражнениям для уменьшения паралича и простейшим навыкам самообслуживания (питание, личная гигиена).

В домашних условиях лечение пациента после инсульта должно проходить по разработанной врачом схеме. Участие всей семьи в реабилитационном процессе активизирует и ускоряет физическое восстановление человека, его психологическую и социальную адаптацию к новой жизни.

Позиционирование

При очаговом поражении мозга лечение положением требуется для:

  • оптимального расположения туловища и конечностей;
  • поддержки нормального дыхания;
  • устранения болевого синдрома;
  • предупреждения развития позы Вернике-Манна.

Парализованные пациенты должны как можно реже находиться в положении на спине.

Чтобы правильно переворачивать больного, к кровати обеспечивают подход с двух сторон. Желательно дома устанавливать многофункциональную кровать. Для позиционирования нужно купить достаточное количество подушек, валиков с разной толщиной, мягкостью и размером. Технику безопасного перемещения лежачего требуется освоить всем родственникам, ухаживающим за ним.

Положение тела меняют по мере необходимости (не более трех часов на одном месте). Признаками для смены позы являются покраснение кожи в точках опоры. Пациента периодически поворачивают на больную сторону, здоровый бок, на живот.

Кормление

После выписки тяжелобольным, перенесших инсульт, разрешено питаться в кровати в полусидячем положении. Для самостоятельного питания приподнимают подголовник кровати или подкладывают позади спины несколько подушек. Способные к самообслуживанию кушают за прикроватным столиком. При уходе в домашних условиях за неадаптированным больным после инсульта требуется кормление ложкой и поильником.

Контроль за стулом

Из-за отсутствия двигательной активности у тяжелобольных страдает перистальтика кишечника. Продолжительный постельный режим провоцирует колит, запоры.

Чтобы не допустить нарушения кишечной моторики нужно:

  • Следить за соблюдением диеты богатой клетчаткой круп, овощей и фруктов.
  • Организовать потребление до двух литров негазированной воды.
  • Регулярно проводить гимнастику.
  • Пользоваться слабительными по назначению врача.

Смена постельного белья

Постельное белье меняется не реже 1 раза в неделю и по мере загрязнения. Лежачим пациентам простыню расстилают двумя способами:

  • Поперечным.
    Больного укладывают на бок. Грязную простыню скатывают по длине к середине кровати и расстилают чистую. Человека переворачивают, убирают грязную простыню и чистую распределяют по кровати.
  • Продольным.
    Простыню скатывают к середине с двух сторон как бинт и убирают, приподнимая парализованного. Скатанную валиком чистую простыню подкладывают под крестец и раскатывают вверх и вниз.

Мытье

Кожа лежачего пациента загрязняется выделениями потовых, сальных желез, физиологическими отправлениями, бактериями. Поэтому для безопасности и эмоционального комфорта кожные покровы тяжелобольного содержатся в чистоте. В первое время человек нуждается в помощи при стандартных гигиенических процедурах (умывании, чистке зубов, подмывании). Парализованных моют полностью в кровати на клеенке, используя щадящие гигиенические средства.

Профилактика пролежней

Предотвратить развитие язвенно-некротических повреждений кожи является важной задачей при уходе за лежачими больными. Пролежни возникают из-за нарушения кровоснабжения в местах сдавления (затылок, крестец, локти, пяточные кости). Причиной появления могут стать влажное белье и складки на нем.

Осложнение легче предотвратить, чем лечить.

Для предупреждения пролежней тяжелобольных ежедневно протирают камфорным спиртом, уделяя внимание естественным складкам.

В дополнительный комплекс противопролежневых мер включены:

  • изменение положения больного каждые 2—3 часа;
  • тщательная проверка уязвимых частей тела (костные выступы);
  • соблюдение личной гигиены;
  • выполнение гимнастики и массажа;
  • использование кругов, валиков, кремов.

Рекомендации для нележачих больных

Диагностированный инсульт меняет жизнь человека. Своевременно оказанная помощь минимизирует последствия болезни. Период восстановления зависит от тяжести мозговой катастрофы. Правильно разработанная программа реабилитации и активной участие человека в ней позволит запустить компенсаторные механизмы.

Сохранившиеся нервные клетки частично или полностью начнут выполнять функции утраченных, поэтому человек возвращается к обычному жизненному укладу. Ежедневная зарядка после инсульта в домашних условиях необходима, так как физическая активность повышает настрой на выздоровление.

Высокие риски развития повторных ишемий и кровоизлияний призывают больного следовать следующим рекомендациям:

  • утром и вечером контролировать АД;
  • снижать массу тела при ожирении;
  • соблюдать гипохолестериновую диету;
  • принимать назначенные препараты;
  • отказаться от вредных привычек.

Реабилитационные мероприятия значительно улучшают состояние больных в постинсультный период. Занятия, проводимые с первых дней болезни, способны вернуть человека к нормальной жизни. Позитивные изменения происходят во всех задействованных сферах.

Источник