После инсульта изменилась речь

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Ссылка на информационное видео

Виды афазий:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Источник: www.1proinsult.ru

Источник

Анонимный вопрос

7 декабря 2018  · 33,3 K

Шеф-редактор — MedicoWay | Сайт о современной медицине  · medicoway.ru

Восстановление речи после инсульта зависит от тяжести и объёма поражения. Обычно речь возвращается в течении года после регулярных и упорных занятиях. (подробности прочитайте здесь)

Главное, начать лечение как можно раньше. После выписки из больницы нужно продолжать реабилитационную программу до победного конца, пока цель не будет достигнута.

Не редкость, когда родственники теряют надежду и бросают все на полпути. Иногда речь восстанавливается даже через несколько лет, поэтому нельзя опускать руки.

Ответ подготовила Рано Ишматова, автор MedicoWay

У меня в сентябре 2017г. после операции аневризма, потом кома и инсульт, глубокий парез, сенсорно моторная афазия…. Читать дальше

Чтобы восстановить утраченные после инсульта функции и навыки, необходимо как можно раньше начать реабилитацию: упражнения с логопедом, разработка языка, мимики, гортани, арт-терапия, очень полезным в данном случае является пение.
Это непростой и долгий процесс, но вполне возможный. Конечно, восстановление зависит от глубины повреждения речевых… Читать далее

Мы стремимся сократить количество инсультов в России, а также уменьшить тяжесть их…  · orbifond.ru

Инсульт примерно в 60% вызывает нарушения речи. Они разнообразны, и чрезвычайно мучительны для пациента и его близких, так как мешают и общению, и самостоятельности пациента. Восставнолением речи занимается логопед. Необходимо понимать, что это длительная работа, которая занимает недели, а иногда и месяцы. Восстановление речи и коммуникации возможно… Читать далее

Статистика показывает, что у 48% людей после инсульта утрачивается или ухудшается способность к передвижению… Читать дальше

Начинать занятия с людьми, потерявшими речь (вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга, кислородного голодания и др.), но сохранившими ее понимание, нужно с растормаживания. Предлагаю Вашему вниманию логопедические упражнения на растормаживание речи данной категории больных. Будьте здоровы! Практические видео-уроки для… Читать далее

В пожилом возрасте, особенно после перенесенного инсульта, речь человека может сильно измениться.
Частично или полностью восстановить нормальные речевые функции и вернуть уверенность в себе позволяют занятия с психологами-аниматорами. На занятиях подопечные заново учатся произносить звуки, слоги и писать буквы, они раскладывают карточки и принимают… Читать далее

Добрый день! Всё зависит от степени поражения центра регуляции речи, от длительности протекания процесса нарушения мозгового обращения (своевременности обращения за медицинской помощью), от получаемой лекарственной терапии. Период восстановительного лечения после ОНМК в каждом отдельном случае протекает индивидуально. Главное – соблюдать все… Читать далее

У меня в сентябре 2017г. после операции аневризма, потом кома и инсульт, глубокий парез, сенсорно моторная афазия.

Училась читать по букварю Жуковой, помогла детский логопед.

Сейчас люди меня понимают.

Но, конечно, говорю нет как ка было до болезни.

Моя история на моем сайте https://apoplectic.ru/bukvar-zhukova/

Люди, пережившие клиническую смерть, что вы чувствовали?

В начале августа 2000 года получил клиническую смерть, когда вылез из автомобиля и попытался вмешаться в драку. Помню, как выходил, как подходил к дерущимся, помню, как один из них пошел на меня.
Дальше – ЧЕРНОТА. Выключили свет. Перестал существовать.
Следующее воспоминание: белый потолок с рисунком мелких трещин. Неудобно в горле: там трубка искусственной вентилляции лёгких. Руками не могу пошевелить, только пальцами: руки привязаны.
Солнечный день, конец октября того же года.
Как понял из рассказов потом: меня ударил в челюсть один из нападавших, сломал ее, отправил меня в нокаут. При падении на землю ударился затылочной частью головы об угол бардюрного камня. Ушиб головного мозга, кома. Сперва в больничке приняли за покойника, отправили в морг. В коридорчике в морг меня близкие и нашли, ближе к полуночи.
Перевели в реанимацию, жисть то ещё теплилась, но слабо. 70 дней пролетели как один миг. Может и есть жизнь после смерти, но, с отключением мозга просто перестаешь существовать. Наша личность – результат взаимодействия сложных аминокислот в черепной коробке. И когда на коробку оказывается критическое воздействие…
Она просто НЕ РАБОТАЕТ.
ТЫ ПЕРЕСТАЕШЬ СУЩЕСТВОВАТЬ.
А все эти рассказы про коридоры: галлюцинации, связанные с некорректной работой мозга.
Мы – биохимические устройства, результат тысячелетней эволюции.
Душа в нас ЕСТЬ, но только пока идут химические процессы в мозгу

Прочитать ещё 19 ответов

Какие признаки прединсультного состояния?

Многопрофильная клиника “Медицинский центр “XXI век”  · mc21.ru

На Ваш вопрос отвечает врач-терапевт Медицинского центра “XXI век” Княжевская Евгения Анатольевна:

Здравствуйте! Каких-либо точных признаков и симптомов, говорящих о приближении сосудистой катастрофы- инсульта, не существует, иногда все возникает внезапно, без четких симптомов. Часто инсульту предшествует транзиторная ишемическая атака – временное обратимое нарушение кровообращения в каком-либо участке головного мозга. Её симптомами являются: резкое повышение АД, сопровождающееся онемением части лица, выраженным головокружением, временная потеря чувствительности тела и конечностей, парестезии тела (“бегают мурашки”), предобморочное состояние, нарушения речи ( ощущения онемения языка, затруднение его подвижности).

Прочитать ещё 3 ответа

Какую нужно соблюдать диету при инсульте?

Мы стремимся сократить количество инсультов в России, а также уменьшить тяжесть их…  · orbifond.ru

Какой-либо особой диеты после инсульта нет. Но стоит пересмотреть свое питание, изменив два момента:

  • убрать продукты с высоким содержанием холестерина. Ведь атеросклероз, вероятнее всего, был однй из причин произошедшего инсульта.

  • уменьшить калорийность. Особенно это важно, учитывая, что после инсульта человек стал двигаться меньше и стал физически менее активен.

Прочитать ещё 2 ответа

Почему кого-то спасают от инсульта, а другой умирает, хотя скорая помощь приехала быстро?

Врач терапевт с 1980 г. Около 9 лет врач скорой помощи. С 2012 г по настоящее…

Все зависит от вида инсульта, уровня и объема поражения, особенности и сопротивляемости организма человека. Все люди разные. Инсульта два вида: геморрагический и ишемический. Первый кровоизлияние в результате разрыва дефекта сосуда мозга. Второй – это тромбоз сосуда. У них разная скорость, уровень и объем первичного поражения. Течение инсульта усугубляют сопутствующие заболевания такие как сахарный диабет, тяжелый метаболический синдром (ожирение), онкология, ишемическая болезнь сердца и т.д.

Прочитать ещё 2 ответа

Что такое геморрагический инсульт?

Люблю халву, варенье, сыр. Увлекаюсь компьютерами и всякими новыми и инновационн…

Это когда сосуд какой-то “лопается” и кровь заполняет окружающие ткани, сдавливая их и другие сосуды в том числе. Питание этого участка нарушается и наступает омертвение тканей.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.

Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.

  • Человек испытывает трудности при назывании распространённых предметов;
  • Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения;
  • Путает правильный порядок слов;
  • Теряет способность грамматически верно выражать свои мысли. (Например, хочет сказать: «Птица села на ветку», а вместо этого получается: «Ветка птица села»);
  • Путает сходные по артикуляции звуки;
  • Не понимает речь других людей и не может повторить фразу;
  • Использует нецензурную лексику.

Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.

У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.

Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления. И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.

Нарушениями речи после поражения мозга занимаются нейропсихологи и логопеды. Специалисты проводят комплексное тестирование и дают задания на все аспекты использования языка. Как правило, тестирование включает повторение услышанной речи, описание серии визуальных изображений, а также беседу со специалистом. В разных странах нейропсихологи и нейролингвисты разрабатывают диагностические тесты с учетом культуры и ментальных особенностей жителей.

Афазия возникает из-за поражения речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей. Проявляться она может по-разному. Все зависит от того, какие именно участки мозга пострадали во время инсульта.

Моторная афазия – нарушение речи после инсульта, при котором человек с трудом произносит слова, но справляется с произнесением отдельных звуков и понимает речь других. Тяжёлая моторная афазия характеризуется полным отсутствием речи.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) характеризуется нарушением понимания речи при сохранении слуха и способности говорить. Иногда в разговоре пациенты путаются в словах, забывают названия предметов и явлений, заменяют одни звуки другими.

Акустико-мнестическая афазия — невозможность удерживать в памяти воспринятую на слух информацию. Пациент не может повторить услышанную фразу.

Оптико-мнестическая афазия — нарушение номинативной функции речи (называния предметов) и представления предметов по названному слову. Пациенты не могут описать зрительные образы и поэтому говорят о функциональном назначении предмета: «То, чем дверь открывают», «То, чем рисуют».

Реабилитация после инсульта: лечение афазии

После проведения диагностических тестов специалист устанавливает, какие именно аспекты речи у человека нарушены, а дальше их тренирует.
Специалист ставит цели для пациента и помогает достичь их с помощью упражнений. Логопед может читать короткие тексты вместе с пациентом, предложить пациенту записывать слова по буквам, показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи, записывать имена близких людей и названия городов.

Примеры целей:

  • Восстановление простейших речевых конструкций;
  • Понимание ситуативной речи;
  • Увеличение словарного запаса;
  • Объяснение функциональных значений предметов;
  • Понимание и выполнение речевых инструкций (например, взять стакан, поднять руку, отодвинуть тетрадь);
  • Восстановление базовых навыков письменной речи (пациент должен заполнить короткую анкету о себе);
  • Расширение объема слухоречевой памяти (пациент должен запоминать адреса и номера телефонов, пересказывать рассказы).

Для пациентов с тяжёлой афазией специалист может подобрать систему альтернативной коммуникации при помощи карточек, специальных приставок, таблиц или алфавита. Это важно, чтобы человек мог принимать решения в бытовых ситуациях и говорить о них близким.

Уход за пациентами с афазией

Неспособность выражать свои мысли и понимать других – большой стресс для любого человека. Проблемы с речью могут расстраивать человека и быть причиной депрессивных состояний.

  • Если афазия коснулась вашего близкого, постарайтесь относиться к ситуации с пониманием и соблюдать несколько правил во время общения с ним:
  • Избегайте сложных слов и длинных предложений;
  • Говорите чётко и медленно;
  • Постарайтесь говорить так, чтобы человек видел ваше лицо и губы;
  • Используйте карточки с изображением предметов, чтобы человеку было легче вас понять;
  • Не торопите человека с ответом: после инсульта реакция может быть замедленной в несколько раз.
  • Если вас не поняли с первого раза, попытайтесь сказать это снова. Не требуйте реакции и не раздражайтесь, если человек не может ответить на ваш вопрос.

Источник

Многие люди страдают от проблем с общением после инсульта. Примерно треть пациентов, перенёсших инсульт, имеет трудности с речью или пониманием того, что говорят другие. Это пугает и расстраивает как пациентов, так и их близких. Существует несколько методов восстановления речи.

Причины

Инсульт – это повреждение головного мозга. Мозг контролирует все, что делает человек, включая то, как мы понимаем и интерпретируем речь.

Нарушения речи могут возникнуть вследствие повреждения тех частей головного мозга, которые отвечают за неё. Чаще причиной расстройства речи являются нарушения в левой половине мозга, поскольку в 96–99% правшей и в 60% левшей именно в ней находятся центры, отвечающие за речь. 20% левшей имеют смешанную между двумя полушариями иннервацию, ещё у 20% из них центры речи находятся в правой половине мозга. Поэтому у левшей расстройства речи могут развиваться после поражения любого полушария, но симптомы у них от нарушений в левой половине мозга могут быть мягче или более избирательны, чем симптомы, наблюдаемые у правшей.

При нарушении в зоне Вернике возникает сенсорная афазия, в зоне Брока — моторная афазия

Большинство случаев нарушений речи связано именно с инсультами, реже они встречаются при травмах головы, опухолях мозга или дегенеративных заболеваниях. В восприятии речи, её понимании и воспроизведении принимают участие следующие центры: восприятие в слуховой зоне, декодирование в верхней височной доле, анализ в теменной, экспрессия в лобной доле, нисходящие пути через кортикобульбарный тракт к внутренней капсуле и стволу мозга, модулирующее влияние базальных ганглиев и мозжечка.

Инсульт – самая частая причина нарушений речи. Согласно статистическим данным, примерно у трети пациентов с нарушением мозгового кровообращения развивается нарушения речи разной степени тяжести. Нарушения доставки крови к мозгу приводит к гибели или повреждению нейронов в областях центральной нервной системы, которые контролируют речь.

Степень проблем с коммуникацией зависит от того, в какой области мозга случился инсульт и насколько великая его часть пострадала.

Инсульт может повлиять на то, как пациент говорит, понимает речь, читает или пишет.

Виды речевых расстройств

Нарушение мозгового кровообращения может повлиять на общение разными способами. Основными состояниями, которые могут развиться после него, являются:

  • афазия;
  • дизартрия;
  • диспраксия.

Пациенты могут иметь комбинацию всех трёх этих нарушений.

Афазия

Афазия – это название наиболее распространённого нарушения речи, вызываемого инсультом. Афазия может повлиять на то, как пациент говорит, его способность понимать сказанное, навыки чтения и письма. Она не влияет на интеллект, хотя иногда люди думают иначе.

Афазия может быть нетяжелой, а иногда влияет только на одну форму общения, например – чтение. Тем не менее, она чаще поражает несколько аспектов коммуникации в одно и то же время.

Видео: формы афазии — часть 1

Видео: формы афазии — часть 2

Существует несколько типов афазии, из которых основными являются:

  • Если проблемы в основном с пониманием сказанного – это называется сенсорной афазией (рецептивной, акустико-гностической, афазией Вернике).
  • Если пациент в основном понимает других, но имеет трудности с выражением того, что он хочет сказать – это называется моторной афазией (афазия Брока, экспрессивная афазия).
  • Комбинация проблем, которые полностью или частично нарушает коммуникацию, может называться смешанной или глобальной (при тяжёлых нарушениях) афазией.

Люди с сенсорной афазией могут:

  • не понимать большую часть из того, что говорят другие и ощущать, как будто люди говорят на неизвестном иностранном языке;
  • не понимать долгих и сложных предложений и могут забыть начало того, что сказали;
  • не понимать других на фоне стороннего шума, или когда различные люди говорят группой;
  • быть способными читать газетные заголовки, но не понимать остальной текст;
  • быть способными писать, но не могут прочитать то, что написали.

Люди с моторной афазией могут:

  • Быть неспособными говорить вообще. Они могут общаться при помощи звуков, но не способны формировать слова.
  • Иметь сложности с построением обычных предложений. Они могут выговаривать одинокие слова или очень короткие предложения, пропуская ключевые слова. Они пишут подобным образом.
  • Говорить с частыми паузами и неспособны найти то слово, которое они хотят сказать
  • Отвечать «да» или «нет», но иметь в виду противоположное. Поэтому их ответы не являются надёжными.
  • Выговаривать не те слова, что задумали – например, «молоко» вместо «вода».
  • Говорить в нормальном темпе, но многое из сказанного ими нельзя распознать и оно имеет ограниченный смысл. Они могут не понимать этого, а другие могут ошибочно полагать, что эти люди имеют спутанное сознание.
  • Описывать предметы и места, но не способны назвать их.
  • Выговаривать только набор нескольких слов в ответ на любой вопрос. Это могут быть эмоциональные слова – например, ругательства.
  • Застрять на одном слове или звуке и повторять его.

Люди с глобальной афазией могут:

  • испытывать большие трудности в понимании слов и предложений;
  • иметь трудности в формировании слов и предложений;
  • понимать некоторые слова;
  • пропускать несколько слов сразу;
  • иметь серьёзные трудности, которые мешают эффективному общению.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда инсульт приводит к развитию слабости мышц, которые человек использует для речи. Инсульт может повлиять на мышцы, которые человек использует для движения языка, губ или рта, управления дыханием во время речи или воспроизводства голоса.

Дизартрия не влияет на способность поиска слов, которые пациент хочет сказать, или на понимание других людей. Если у человека дизартрию, его голос может звучать иначе и у него могут быть проблемы с чётким произношением. Звуки голоса могут быть невнятными, искажёнными, тихими или замедленными. Другие люди могут не понимать пациента. Если нарушается контроль дыхания, больному может понадобиться говорить краткими отрывками, а не сложными предложениями.

Диспраксия

Диспраксия – это состояние, которое нарушает движения и координацию. Диспраксия речи возникает, когда пациент не может двигать мышцами в правильном порядке и последовательности, чтобы воспроизводить звуки, необходимые для ясной речи. У больного нет паралича или слабости отдельных мышц, но он не может использовать их в правильном порядке, чтобы ясно выговаривать слова. Пациент с диспраксией не способен чётко произносить слова, особенно когда кто-то просит их сказать. Он может повторять слова несколько раз и пытаться исправить произношение. Иногда больной вообще не может выговорить какой-то звук.

Трудности с коммуникацией после инсульта очень пугают и тревожат пациентов и окружающих людей.

Как другие последствия инсульта влияют на общение?

Инсульт может привести к другим проблемам, которые влияют на способность нормального общения.

Изменения эмоционального содержания общения

Инсульт иногда может вызвать незначительные изменения эмоциональных аспектов речи. Например, тон голоса может звучать «плоско», или выражение лица может не изменяться. Пациент может не понимать юмор, не знать, когда вступить в разговор. Эти проблемы связаны с изменениями в правой половине головного мозга и могут быть ошибочно истолкованы в качестве депрессии.

Изменения восприятия

Инсульт может нарушать зрение, а иногда – и слух. Это может ухудшить чтение и письмо.

Усталость

Многие люди испытывают сильную физическую и психическую усталость после инсульта. Поддержание разговора требует больше усилий, чем раньше, поэтому пациенты могут быть неразговорчивыми.

Проблемы с памятью и концентрацией

Инсульт может повлиять на кратковременную память, мыслительные процессы, способность сосредоточиться и сконцентрироваться. Это может замедлить и осложнить общение.

Физические проблемы

Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица. После инсульта часто наблюдаются проблемы с глотанием, которые обычно связаны с дизартрией.

Изменения настроения или личности

Изменения в головном мозге, вызванные инсультом, могут также повлиять на настроение, эмоции и личность. Это нарушает способность к общению.

Методы лечения

Лечение нарушений речи – чрезвычайно важный аспект жизни после инсульта, который влияет на способность человека говорить.

Очень важную роль в возвращении человеку способности общаться играют близкие ему люди — родственники и друзья. Их терпение, понимание и участие в процессе реабилитации увеличивают шансы на полное восстановление пострадавшего.

Иногда речь улучшается самостоятельно, без лечения, но пациентам обычно рекомендуют прохождение реабилитации под руководством невролога и логопеда.

У пациентов с нарушениями речи реабилитация направлена на:

  • помощь в общении;
  • максимально возможное восстановление речи;
  • поиск альтернативных способов общения.

Доказано, что логопедическое лечение наиболее эффективно, если оно начиналось как можно быстрее. У многих пациентов наиболее очевидное улучшение происходит в первые 6 месяцев после инсульта. Однако постепенное восстановление может продолжаться несколько лет.

Методика проведения лечения зависит от индивидуального состояния пациента, тяжести заболевания. Некоторым из них рекомендуют интенсивный курс реабилитации за короткий период. Для других такой курс очень утомителен, и им проводят более короткие и менее интенсивные занятия.

Лечение может быть индивидуальным, групповым, или с использованием технологий, таких как компьютерные программы или приложения.

Применение компьютера для лечения афазии позволяет активизировать лечение, проводя его в домашних условиях

Медикаментозное лечение афазии

При ишемическом инсульте проведённый вовремя тромболизис может остановить повреждение головного мозга и предупредить развитие афазии.

Проведено много исследований, в которых оценена эффективность лекарственных средств в восстановлении речи после инсульта. Были изучены следующие препараты:

  • Пирацетам в комбинации с речевой реабилитацией улучшает восстановление при афазии.
  • Бромокриптин не улучшает восстановление речи после перенесённого инсульта.
  • Леводопа — доказательства эффективности применения этого препарата противоречивы.
  • Декстроамфетамин, кажется, улучшает восстановление при афазии в комбинации с речевой реабилитацией.
  • Холинэргические препараты — эффективность в восстановлении речи недостаточно изучена.
  • Дестран 40 — приводит к ухудшению результатов лечения.
  • Моклобемид (ингибитор МАО) не способствует восстановлению речи.
  • Донепезил — может иметь позитивное влияние на глобальную речевую функцию.
  • Мемантин — в комбинации с речевой терапией, индуцированной ограничением, улучшает восстановление речи.

Речевая реабилитация

Какая именно методика используется для лечения афазии – зависит от индивидуальной ситуации каждого пациента.

Если у больного трудности с пониманием слов (сенсорная афазия), логопед может попросить его выполнять задания, такие как определение соответствия слова картинке, сортирование слов по их смыслу. Целью таких заданий является улучшение способности пациента запоминать значения слов и связывать их с выговариваемыми и написанными формами слов.

В случае если у пациента трудности с произношением слов (моторная афазия), логопед может попросить его называть картинки, судить о наличии рифмы или повторять слова, сказанные врачом. Логопед может подсказывать больному, назвав или написав первую букву нужного слова. Когда больной может выполнять задачи с отдельными словами, логопед переходит на способность строить предложения. Врач также может показывать пациенту предметы, которые можно потрогать и увидеть, в то же время выговаривая их названия.

Если у пациента отмечается слабость мышц, принимающих участие в формировании речи (дизартрия), сначала нужны упражнения, чтобы усилить их. Логопед также даёт советы относительно того, как должны двигаться язык, губы и челюсть, чтобы образовать определённые звуки.

Некоторые методики могут включать работу с компьютером. Другие методы могут включать групповую терапию с другими людьми с афазией или с совместное лечение с членами семьи. Это позволяет пациенту улучшать разговорные навыки или репетировать частые ситуации, такие как телефонный звонок.

Сейчас есть много компьютерных программ и приложений, направленных на то, чтобы помочь людям с афазией их речевые способности.

Речевая терапия в острой стадии инсульта (до 3 недель)

Эта фаза восстановления характеризуется спонтанным возобновлением функций повреждённого головного мозга при помощи физиологических механизмов. В этом периоде проведение интенсивных реабилитационных методик не рекомендуется, поскольку это может негативно сказаться на восстановлении речи в более позднем периоде.

Подострая стадия (3 недели – 12 месяцев)

В этой фазе восстановление происходит за счёт функциональной реорганизации головного мозга. Именно в этом периоде логопедическая реабилитация является эффективным лечением афазии, поэтому в подострой фазе следует проводить самые интенсивные занятия.

Хроническоая стадия (больше 12 месяцев)

Традиционно считается, что возможность восстановления в значительной степени заканчивается с достижением хронической фазы. Однако новые исследования показали, что это не так и что интенсивная логопедическая реабилитация достаточно эффективна и в этом периоде.

Речевая терапия, индуцированная ограничением

Этот метод лечения основан на ограничении применения альтернативных способов общения (жестов, письма и рисования) для того, чтобы направить пациента на использования нарушенной речи. Это почти противоположная стратегия, отличающая от традиционного подхода, при котором человеку рекомендуется использовать неповрежденные способности для общения. Логопед может применять комбинацию из обеих методик.

Альтернативные методы общения

Важная часть речевой реабилитации после инсульта – поиск различных способов общения с пациентом. Врачи могут помочь обнаружить альтернативу речи, например – жесты, письмо, рисунки или карточки для общения.

Карта общения помогает

Карты для общения – это большие рисунки, содержащие буквы, слова или рисунки. Они позволяют пациенту с афазией общаться с окружающими, показывая слова или буквы, чтобы объяснить, что они хотят сказать.

Видео: мобильное приложение «Пойми меня»

Для некоторых людей полезными могут быть специально разработанные электронные устройства, которые используют генерированный компьютером голос, чтобы проигрывать вслух сообщения. Это может помочь, если пациент способен набирать или писать текст. Кроме того, также существуют приложения для смартфонов или планшетов, которые могут делать то же самое.

Общение с человеком с афазией

Если вы живете или заботитесь о человеке с афазией, вам необходим надёжный способ общения с ним. Следующие советы могут быть поле?