Положение о школе инсульта

Положение о школе инсульта thumbnail

Учебный план занятий школы инсульта в районной поликлинике на 2018год.

ТЕМА

Срок/ дата проведения

Ответственный

1 цикл

2 цикл

3 цикл

4 цикл

5 цикл

6 цикл

Врач невролог Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

1. Что такое инсульт? Виды инсульта.

04.01.

01.03

26.04

21.06

16.08

11.10

Рогаткина Е.И./Ведель Т.С.

2. Причины развития инсульта. Как возникает инсульт? Что происходит с человеком у которого случился инсульт?

11.01

08.03

03.05

28.06

23.08

18.10

Рогаткина Е.И./Ведель Т.С.

3. Основные симптомы проявления инсульта, о которых должен знать каждый! Диагностика инсульта – перечень необходимых методов обследования.

18.01

15.03

10.05

05.07

30.08

25.10

Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

4. Первые дни после инсульта

25.01

22.03

17.05

12.07

06.09

01.11

Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

5.Восстановление нарушенных функций: общие рекомендации по лечению, планирование программы реабилитации

01.02

29.03

24.05

19.07

13.09

08.11

Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

6. Учимся жить заново!

08.02

05.04

31.05

26.07

20.09

15.11

Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

7. Тренировки повседневных навыков бытового самообслуживания

15.02

12.04

07.06

02.08

27.09

22.11

Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

8. Как предупредить инсульт?

22.02

19.04

14.06

09.08

04.10

29.11

Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С.

Положение о работе «Школы инсульта» в поликлиническом отделении

Общее положение:

  • Работа школы организована на базе районной поликлиники. Занятия проводятся в актовом зале;
  • Форма обучения очная – образовательной работой занимаются врачи поликлиники. Направления – работа с больными перенесенных ОНМК.

Цели:

  1. Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
  2. Формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
  3. Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
  4. Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
  5. Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных, перенесших инсульт, и их родственников.

Задачи:

  1. Создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью, профилактике сосудистых заболеваний.
  2. Повышение информативности пациентов и их родственников о заболевании, методах и средствах ухода.
  3. Формирование активного отношения пациентов к заболеванию, мотивации к выздоровлению и выполнению рекомендаций врача.
  4. Приобретение умений и навыков по самоконтролю общего состояния.
  5. Информирование и обучение навыкам преодоления стресса, повышения стрессоустойчивости, правильного питания, адекватной двигательной активности, отказу от вредных привычек – в целом, здоровому образу жизни.

Порядок работы:

  • Занятия проводятся согласно учебному плану занятий. Проводятся два вида занятий – теоретические и практические. Форма проведения занятий: очная (4 раза в месяц, длительностью 16 недель).

Оснащение: листовки, памятки, рефераты.

Программа

«Школы инсульта в поликлиническом отделении»

Цели:

  1. Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
  2. Формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
  3. Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
  4. Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
  5. Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных, перенесших инсульт, и их родственников.

Задачи:

  1. Создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью, профилактике сосудистых заболеваний.
  2. Повышение информативности пациентов и их родственников о заболевании, методах и средствах ухода.
  3. Формирование активного отношения пациентов к заболеванию, мотивации к выздоровлению и выполнению рекомендаций врача.
  4. Приобретение умений и навыков по самоконтролю общего состояния.
  5. Информирование и обучение навыкам преодоления стресса, повышения стрессоустойчивости, правильного питания, адекватной двигательной активности, отказу от вредных привычек – в целом, здоровому образу жизни.

Основное направление – работа с больными перенесенных ОНМК

 Занятия проводит: врач  невролог   Ведаль Т.С. в кабинете № 22, во время приема пациентов.

Источник

Положение о Школе здоровья по профилактике инсультов и инфарктов миокарда

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья по профилактике инсультов и инфарктов миокарда (далее -Школа) организуется на базе отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических подразделений учреждений здравоохранения для проведения обучающих программ среди населения с целью повышения эффективности системы первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
1.2. Занятия в Школе проводят врачи первичного звена (участковые терапевты, врачи общей (семейной) практики, участковые педиатры), кардиологи, неврологи; при необходимости могут привлекаться врачи других специальностей с учетом тематики занятий. К организации и проведению занятий в Школе здоровья активно привлекается средний медицинский персонал, в том числе работники фельдшерско-акушерских пунктов (медицинские сестры, фельдшера).
Занятия в Школе проводятся в соответствии с графиком, ежемесячно утверждаемым главным врачом учреждения здравоохранения. Типовые программы для занятий в Школе утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
Общую координацию мероприятий, проводимых учреждением здравоохранения в системе профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, осуществляет назначенное главным врачом ответственное лицо, координацию работы Школ здоровья – заведующий отделением (кабинетом) профилактики учреждения.

Читайте также:  Можно пить сухое красное вино после инсульта

1.3. Задачи и функции

Основными задачами и функциями Школы инсульта являются:
создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний;
индивидуальная консультативная и обучающая работа с лицами, имеющими факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, формирование мотивации и повышение знаний и умений по оздоровлению поведенческих привычек;
содействие в организации и проведении среди населения массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях сердечно-сосудистых заболеваний и факторов риска их развития (анкетирование, скрининг-обследование); обеспечение динамического наблюдения за категорией “здоровые” с целью

своевременного выявления факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
участие в проведении массовых образовательных и профилактических программ/акций среди населения; подготовка информационно-образовательных материалов для средств массовой информации по актуальным вопросам первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
проведение совместно с центром медицинской профилактики медико-социальных опросов прикрепленного населения по вопросам осведомленности населения о рисках, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, методах их профилактики; оценке потребности в профилактической помощи и степени ее удовлетворения;
ведение в установленном порядке учетной и отчетной документации.
1.4. Оснащение
Для обеспечения эффективной работы Школа здоровья обеспечивается медицинским и офисным оборудованием, методическими материалами.
1.5. Индикаторы результативности
Для оценки эффективности проводимых в Школе здоровья мероприятий используются индикаторы результативности, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Целевые значения по установленным индикаторам результативности ежегодно устанавливаются главным врачом учреждения здравоохранения при утверждении плана мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний на территории обслуживания. Профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.

2. Организационная структура

2.1. Школа инсульта организуется в соответствии с пунктом 6 статьи 87, пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2.2. Школа инсульта формируются в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП);
2.3. ответственным лицом за организацию Школы инсульта является первый руководитель ПМСП, непосредственным исполнителем – руководитель отделения профилактики и социально-психологической помощи;
2.4. Школа инсульта организуется приказом руководителя ПМСП в соответствии с настоящим Положением;
2.5. обучение участников (пациентов) в Школы инсульта проводится врачами участковой службы (средними медицинскими работниками) с участием врачей узкого профиля (невропатологи, кардиологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, пульмонологи и другие), а также специалистами психологами и инструкторами лечебной физической культуры (далее – ЛФК), прошедшими подготовку по вопросам профилактической медицинской помощи населению с поведенческими факторами риска развития заболеваний, на курсах Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (далее – НЦПФЗОЖ);
2.6. медицинские работники, привлеченные к проведению занятий в Школе инсульта, работу проводят в счет времени (2 рабочих часа в месяц), предусмотренных для проведения профилактической работы (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 778 «О мерах по дальнейшему совершенствованию службы формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения Республики Казахстан»;
2.7. часы работы медицинского персонала (врачи, средние медицинские работники) в Школе инсульта учитываются в качестве зачетных единиц в системе непрерывного профессионального развития;
2.8. теоретическую (информационно-образовательную) часть занятий проводят врачи, практические занятия проводят медицинские сестры;
2.9. в начале цикла занятий проводится тестирование с целью выяснения информированности пациентов о факторах риска заболеваний, значения здорового образа жизни, а по окончании – степень усвоения материала. После завершения цикла занятий пациентам выдаются памятки с практическими советами.

3. Основные понятия

3.1. обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

4. Функции

4.1.создание постоянно действующей информационно-образовательной системы обучения, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении своего здоровья;
4.2. повышение информированности пациентов о поведенческих факторах риска (далее – ФР) развития заболеваний, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
4.3. формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
4.4. формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников;
4.5.формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья;
4.6. формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Читайте также:  Медицина инсульт и его уход

5. Основные документы

5.1. Годовые планы
5.2. Протоколы проведенных школ инсульта
5.3. Журнал проведенных мероприятий
5.4. Отчетные данные о проведенных школах инсульта

6. Обучение участников и пациентов школы пожилых

6.1.обучение пациентов проводится по типовым программам, составленным специалистами НЦПФЗОЖ с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), международного, отечественного опыта (Программа ВОЗ СИНДИ Казахстан, 1999 года) и результатов научных исследований (I-IV Национальные исследования), проведенных в 1999-2007 гг.;
6.2. программа обучения в Школе инсульта состоит из 5 уроков (модулей). Продолжительность одного занятия 1 час (60 минут) . Численность пациентов в группе не более 8-10 человек, подобранных, по возможности, из числа однородного контингента;
6.3. в каждом занятии используются типовые информационные материалы и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у участников (пациентов). Методические рекомендации по проведению занятий разрабатываются НЦПФЗОЖ во взаимодействии с заинтересованными организациями;
6.4. медицинские работники, проводящие занятия должны быть обеспечены информационно-методическими материалами в достаточном количестве;
Занятия проводятся в отдельном светлом помещении, а там, где есть возможность, использовать также залы для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой. Помещение должно быть оборудовано демонстрационным материалом, как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для мобильной деятельности Клуба пожилых.

7. Темы занятий

Основные заболевания способствующие инсульту: артериальная гипертония, атеросклероз, заболевания сердца, сахарный диабет. Факторы риска инсульта.
• Правила рационального питания. Физическая активность.
• Формы клинического течения инсульта, принципы лечения. Основные принципы реабилитации
• Первая помощь при остром нарушении мозгового кровообращения. Суммарный сердечно-сосудистый риск, прогностическое значение и методика определения.
• Первичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска и их профилактика. Роль службы медицинской профилактики в предупреждении ССЗ;

8. Целевая группа пациентов Школы инсульта:

Отбор контингента для обучения в Школе инсульта, проводится участковыми врачами и врачами общей практики по результатам скрининговых осмотров из числа лиц, отнесенных к:
1. диспансерной группе IБ (далее – Д-IБ) – лица с выявленными факторами риска, «пограничными» состояниями, нуждающиеся в наблюдении и профилактическом вмешательстве (лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах артериального давления и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма);
2. Диспансерной группе II (далее – Д-II) практически здоровые – лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание без обострений в течение последних нескольких лет;
3. Диспансерной группе III (далее – Д-III) больные – лица, нуждающиеся в лечении;
4. На обучение в Школе инсульта пациенты направляются участковыми врачами, врачами общей практики, а также узкопрофильными специалистами.

9. Заключительные положения:
9.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Ссылка: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 марта 2012 года № 146 «Об утверждении Положения об организации и деятельности Школ здоровья по поведенческим факторам риска в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

Источник

Семинар «Школа инсульта»

Адрес: ул. Ленина, д. 38
Телефон: +7 (812) 703-02-01

Распознать инсульт, вовремя обратиться за помощью, а также научиться жить с этим диагнозом, если избежать его не удалось – вот основные задачи Школы Инсульта. Семинары «Школа Инсульта» проводят специалисты «Системы Забота» в больницах и поликлиниках. Врачи рассказывают о факторах риска развития инсульта и их коррекции, признаках инсульта, его последствиях, о методах самоконтроля, самопомощи при неотложных состояниях, оказания первой доврачебной помощи больному с инсультом. Пациенты и их родственники должны знать первые признаки инсульта, особенно если они появились повторно, ведь повторный инсульт, как правило, намного тяжелее первого.

Чем раньше Вы начали реабилитацию – тем она эффективнее

Начинаться реабилитация должна в реанимации или на экстренном отделении стационара, а заканчиваться только тогда, когда пациент удовлетворен результатом и достиг поставленных целей (с учетом его реабилитационного потенциала). И, конечно, необходимо поддерживать достигнутый результат регулярными повторными курсами.

Длительность восстановительного периода после повреждений мозга может быть различной, она зависит как от тяжести и вида инсульта, так и от оперативности начала реабилитационного процесса.

По данным ВОЗ, ежегодно во всем мире инсульт переносят около 15 миллионов человек. При этом около 5 миллионов умирают от инсульта, а еще 5 миллионов пациентов остаются инвалидами. Иными словами, в XXI веке в мирное время от инсульта погибает каждый третий человек из тех, кто его перенес!

Случился инсульт – как жить дальше?

Последствия инсульта навсегда меняют человека и четко делят жизнь на «до» и «после». Но все эти жестокие факты не повод унывать и перестать бороться. В силах практически каждого пациента значительно улучшить свое состояние и восстановить утраченные или нарушенные функции. Установка на победу, положительная мотивация и запрос на восстановление – вот обязательные составляющие успешной реабилитации.

«После инсульта я не просто учился заново ходить, говорить. Я учился делать это осознанно. Мы все привыкли к тому, что умеем что-то делать с самого рождения и даже не задумываемся, что бывает по-другому. Помню, как радовался, когда сам, без сопровождения дошел до автобусной остановки, поднялся по лестнице… Я счастлив, что живу вторую жизнь. Да, именно так». Денис Семенов

Как распознать инсульт? Признаки:
— человек не может улыбнуться всем ртом, уголок рта опущен
— нарушение речи (спутанная / бессвязная/ отсутствие)
— обе руки одновременно не поднять (онемение одной руки)

Читайте также:  Рекомендуемое питание после инсульта

Как уберечься от повторного инсульта?

— Выполняйте все назначения врачей
— Следите за своим давлением
— Контролируйте уровень сахара и холестерина
— Ограничьте употребление соли, алкоголя и табака
— Сбалансируйте питание
— Сразу после выписки из больницы начинайте восстанавливаться с помощью специалистов по реабилитации.

Школа инсульта

Профилактика повторного инсульта

Факторы риска: курение, алкоголь, соль, ожирение и гиподинамия (малоподвижный образ жизни)

Прискорбно, что вследствие стрессов и ненормированного рабочего дня все больше заболевших среди молодых. Необходимо исключить вредное воздействие соли, жира и холестерина (особенно на уже измененные сосуды). Жирный и пересоленный фаст-фуд и полуфабрикаты также лучше убрать из рациона.
После инсульта нужно наладить четырехразовое питание, в рационе должно быть большое содержание белка и клетчатки: нежирное мясо, рыба, творог, кисломолочные продукты, а также овощи и фрукты на столе должны быть каждый день; лучше снизить соль до минимума.

  • Правильное питание (сбалансированное, без излишеств)
  • Отказ от курения, алкоголя и других вредных привычек
  • Избавление от лишнего веса и занятия спортом
  • Постоянный контроль артериального давления
  • Лечение имеющихся сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и др.
  • Поддержание уровня холестерина на допустимом уровне.
  • Устранение стрессорных факторов из привычной жизни
  • Наладить сон

Шанс сохранить жизнь и здоровье – «терапевтическое окно»

Терапевтическое окно – это промежуток времени с момента первых предвестников до полномасштабной клинической картины инсульта или инфаркта.

Продолжительность терапевтического окна — 4-8 часов для инсульта и 6-12 часов для инфаркта. Поражения головного мозга и сердечной мышцы часто поправимы, если специализированная помощь оказана в рамках «терапевтического окна». В 90% случаев в «терапевтическое окно» попадают либо те, у кого есть «связи» в медучреждениях, либо те, кто изначально доверился специалистам. Например, специалистам «Системы Забота».

Сравните ход событий с нами и без нас

Самостоятельно«Система Забота»
Первые симптомы инсульта и инфаркта. Зачастую, они не воспринимаются пациентом, как что-то серьезно угрожающее здоровью.Подопечные «Системы Забота» проходят специальное анкетирование и получают всю необходимую информацию о симптомах и алгоритме последующих действий.

Записаться на семинар-тренинг «Школа Инсульта»

Часто «скорая помощь» приезжает, ничего не зная о состоянии больного.Врач-оператор «Системы Забота» детально информирует бригаду о состоянии подопечного.
В приемном покое больной может провести до нескольких часов, пока в порядке очереди не будут улажены все формальности.Подопечный «Системы Забота» проводит в приемном покое меньше времени, чем другие пациенты. Кроме того, оператор немедленно оповестит родственников подопечного о случившемся.
Если с момента первых симптомов прошло 8-10 часов, уже произошли необратимые изменения, с которыми врачи не в состоянии справиться.С начала первых симптомов прошло не больше 4-5 часов, следовательно, шансы на выздоровление высокие.
Летальный исход или месяц в больнице, длительная реабилитация + инвалидность.7 дней в стационаре; выписка и безотлагательное начало реабилитации на дому.

Школа инсульта – это семинар-тренинг для информирования пациентов и их родственников о проблеме ОНМК, о первичной и вторичной профилактике и о реабилитации после инсульта

Темы семинара Школа Инсульта в Клинике современной реабилитации (ул. Ленина, 38)

  • №1: Жизнь после инсульта – что такое инсульт, типы инсультов, причины и факторы риска, признаки инсульта, профилактика (первичная и вторичная)
  • №2: Уход за тяжелым пациентом, позиционирование больного, безопасность дома, патронаж и подбор сиделки.
  • №3: «Доступная среда», технические средства реабилитации, «тревожная кнопка» по госпрограмме.
  • №4: Реабилитация инсультных пациентов в домашних условиях.

Записаться на семинар «Школа инсульта»

Адрес: ул. Ленина, д. 38
Телефон: +7 (812) 703-02-01

Источник