Почему после инсульта не может разговаривать

Почему после инсульта не может разговаривать thumbnail

Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.

Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.

Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?

— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.

Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.

Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.

Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.

Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.

Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.

Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.

Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.

Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.

Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?

— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.

Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?

— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.

С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.

Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.

Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.

Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?

— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.

Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.

Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.

Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.

Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.

От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?

— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.

И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.

От чего зависит прогноз реабилитации?

— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.

Нейропсихолог занимается больным каждый день?

— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.

Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.

Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?

— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.

Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?

— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.

В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.

Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?

— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.

Читайте также:  Диагноз инсульт формулировка диагноза

Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.

Читайте также:

Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком

Источник

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Речевые центры головного мозга
Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Советы и приемы логопеда

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.

Занятие с логопедом после инсульта
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.

Занятия с логопедом
Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.
Читайте также:  Инсульт и препараты ацетилсалициловой кислоты

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Источник

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.

Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

  • В кабинете у врачалегкая степень, при которой нарушение может распознать только специалист;
  • степень, при которой существуют некоторые дефекты в произношении, но речь понятна окружающим;
  • степень, при которой речь неразборчива, непонятна окружающим;
  • тяжелая степень, которая характеризуется отсутствием речи.

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

  1. Парень в синей рубашкеЭкспрессивная афазия. Человек знает, что хочет сказать, но не может подобрать слова;
  2. Рецептивная афазия. Человек слышит, но не может понять смысл слов;
  3. Номинальная афазия. Наименее тяжелая форма, при которой пациенты с трудом используют правильные названия объектов, событий, мест;
  4. Глобальная афазия. Наиболее тяжелая форма, которая наносит ущерб на языковые зоны мозга. Человек не способен воспроизводить и понимать речь, читать и писать.

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:

  1. Боль в рукахСлабость в лице и конечностях. О данном симптоме может свидетельствовать асимметрия лица, неровная улыбка. Человек не в состоянии поднять руки. Происходит онемение одной из сторон тела.
  2. Трудности при ходьбе или потеря координации. При инсульте человек может потерять равновесие и устойчивость. Это возникает из-за того, что поток крови к мозгу блокируется или уменьшается.
  3. Спутанность речи. Этот признак трудно не заметить. Внезапное замешательство или невнятная речь – один из важных симптомов того, что человек страдает инсультом.
  4. Внезапная потеря зрения или нечеткость зрения. Как правило, при инсульте человек испытывает частичную потерю зрения. Другими словами, нарушается некоторое периферийное зрение на оба глаза.
  5. Головокружение. Если головокружение возникает и не исчезает, а также, если это сопровождается потерей координации, трудностями в общении и при ходьбе, это следует считать признаком инсульта.
  6. Сильная головная боль. Головная боль может появляться время от времени у каждого человека в результате стресса, тревоги, усталости. Насторожить должна внезапная сильная головная боль, которая появляется из ниоткуда. Такой симптом часто является спутником инсульта геморрагического типа. В этом случае боль может сопровождаться рвотой.
  7. Женщина в офисеУсталость. Усталость является постоянным симптомом людей, страдающих инсультом. Хотя каждый человек чувствует усталость в какой-то момент, например, после напряженного трудового дня или в результате плохого сна. Чувство истощения и переутомления, которые не проходят даже после полноценного отдыха, могут представлять собой признак инсульта.
  8. Потеря глотательного рефлекса. Снижение или потеря глотательного рефлекса является общим признаком инсульта. Данное расстройство имеет название дисфагия.
  9. Потеря чувствительности. Постепенная или полная потеря чувствительности на участках кожи вполне типична для человека при инсульте. Во время инсульта, мозг больше не может получать сигнал от различных частей тела. Это может восприниматься в разных участках тела, в зависимости от области мозга, который был затронут. Это также может влиять на слух, обоняние и вкус.
  10. Учащенное сердцебиение. Ощущение потери дыхания и сильной пульсации – это потенциальный признак инсульта. Женщины более подвержены этому признаку, нежели мужчины.

к оглавлению ↑

Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:

  1. Измерение давленияНеконтролируемое высокое кровяное давление.
  2. Стресс.
  3. Депрессия.
  4. Сердечные заболевания.
  5. Вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.)
  6. Высокий уровень холестерина.
  7. Злоупотребление жирной пищей, переедание.
  8. Малоподвижный образ жизни.
  9. Ожирение.

Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

к оглавлению ↑

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Читайте также:  Восстановить моторику после инсульта

Поражение части мозгаКогда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Мужчина в инвалидной каляскеИнсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

к оглавлению ↑

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:

  1. Мужчина в наушникахТерапия, которая позволяет людям, перенесшим инсульт, петь слова, которые они не могут говорить.
  2. Арт-терапия.
  3. Визуальное восприятие речи, сопоставление изображений со словами.
  4. Создание сценария, в котором вербальная коммуникация является единственным доступным вариантом, и другие виды, такие как визуальные подсказки, не используются.
  5. Групповая терапия. Важно проводить лечение в группе людей, переживших инсульт. Человек понимает, что он не одинок в своем горе и это дает стимул на выздоровление.
  6. Медикаментозное лечение.

Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:

  1. Лечение дефектов речиПоддерживать зрительный контакт.
  2. Говорить медленно, в нормальном тоне. Люди, имеющие проблемы с речью, не глухие.
  3. Дать достаточно времени для ответа.
  4. Слушать внимательно.
  5. Сосредоточиться на том, что говорит человек, а не как.
  6. Ограничивать общение один на один или в небольших группах.
  7. Попросить повторить фразу или уточнить, если она непонятна.
  8. Не поправлять и не дополнять предложение до тех пор, пока об этом не попросят.

к оглавлению ↑

Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:

  • Мумие200-500 мл вещества, растворенного в 2-х ст.л. воды принимать 3 раза в день на протяжении 10 дней. Затем сделать перерыв – 5 дней и повторить курс. Принимать трижды в день, независимо от приема пищи. Курс повторить 4 раза, затем сделать перерыв на 3 месяца;
  • рецепт предполагает чередования бальзама с 20% настойкой прополиса. 2 раза в день перед завтраком и ужином следует выпивать 200 мл мумие, растворенный в небольшом количестве воды на протяжении двух недель. Затем пропить прополис по 30 капель, растворенных в молоке три раза в день на протяжении двух недель. Курс чередования продолжать до полного выздоровления;
  • мумие в таблетках принимается внутрь 1 раз в сутки. Дозировка – 0,1 грамм. Курс лечения – 2 месяца без перерыва.

Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

к оглавлению ↑

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:

  1. Пожилой мужчина у врачаПациенты втягивают губы в трубочку и отпускают на протяжении 5 секунд.
  2. Пациент захватывает верхней челюстью нижнюю губу, нижней – верхнюю. Выполнять упражнение нужно с напряжением.
  3. Необходимо максимально выдвинуть язык и шею на протяжении 3 секунд.
  4. Пациент облизывает губы против часовой стрелки, начиная с верхней губы.
  5. Вытягивает язык трубочкой с выполнением и перерывом в 3 секунды.
  6. Дотягивается кончиком языка до неба.

Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Якутина Светлана

Якутина Светлана

Эксперт проекта OInsulte.ru

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Загрузка…

Adblock
detector

Источник