Почему нельзя летать на самолете после инсульта
Ишемический инсульт возникает вследствие недостаточного поступления кислорода с кровью к участкам мозга, а геморрагический появляется от чрезмерного поступления крови в головной мозг человека. Оба этих заболевания опасны для здоровья.
После перенесенного ишемического или геморрагического инсульта одним из осложнений является нарушение двигательной активности. Это накладывает ограничения на повседневную жизнь пациента.
Перелет на самолете после инсульта следует совершать только в крайней необходимости после консультации и разрешения врача.
От чего зависит разрешение на перелет после инсульта?
Если требуется совершить перелет, то необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Давление пациента соответствует норме и не превышает показатели 140/90, отсутствуют скачки.
- Осуществляется прием гипотензивных препаратов.
- Пациент прошел реабилитацию после острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК).
- Если была проведена операция, то после нее должно пройти полгода, минимум 2 месяца, осложнения при этом не диагностируются.
- Пациент не испытывает страх перед полетами.
При выполнении этих условий лечащий врач даст разрешение на перелет.
Дополнительно человек, перенесший инсульт, должен соблюдать рекомендации по подготовке к путешествию:
- Необходимо взять запас препаратов от давления, назначенных врачом.
- Понадобятся успокоительные средства и медикаменты, помогающие при укачивании.
- Для снижения нагрузки на сосуды и шейный отдел позвоночника надо взять на борт специальную подушку для путешествий.
- До перелета требуется принимать назначенные лекарства для укрепления сосудов.
- Непосредственно перед поездкой следует сделать ЭКГ и УЗИ сосудов головного мозга, чтобы убедиться в отсутствии угрожающей патологии.
Угрозы, возникающие во время полета
Путешествие самолетом оказывает негативное влияние и на здоровый организм, а на человека, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, оно возрастает. Болезни сердца (например, аритмия) являются факторами возникновения инсульта, так как нарушение ритма сердечных сокращений приводит к тромбообразованию.
В условиях полета нагрузка на сердечно-сосудистую систему усиливается из-за множества угроз вреда здоровью:
- разреженный сухой воздух;
- низкое давление в салоне;
- ограничение двигательной активности;
- вибрация;
- стресс из-за страха летать.
Поэтому необходимо свести к минимуму их воздействие.
Нехватка кислорода
В пораженной части мозга при инсульте происходит гибель нейронов. Окружающие клетки при этом страдают от необратимых изменений, приводящих к некрозу. Чтобы это предотвратить, необходим достаточный уровень кислорода.
На высоте в салоне самолета воздух разреженный, что увеличивает возможность гипоксии. Нейроны, находящиеся близко к патологическому очагу, могут погибнуть при нехватке кислорода во время перелета.
Пониженное АД
В полете в салоне самолета поддерживается давление, составляющее 75% от нормального атмосферного. Это приводит к снижению концентрации кислорода в крови; увеличивается риск гипоксии.
Происходит компенсирование данного воздействия на организм путем увеличения частоты ударов сердца и сужения сосудов, что приводит к повышению кровяного давления и, в свою очередь, повышается риск инсульта. На борту некоторых авиакомпаний есть специальные кислородные подушки или ингаляторы для своевременного оказания помощи при гипертонии.
Вестибулярные расстройства
При путешествии на самолете может возникнуть кинетоз — болезнь укачивания. Это реакция вестибулярного аппарата на колебательные движения воздушного судна. Проявляется головокружением, тошнотой, рвотой. В постинсультном состоянии это опасная дополнительная нагрузка на сосуды головного мозга, которая может привести к очередному апоплексическому удару.
Гиподинамия
Вынужденное продолжительное сидение в одной позе приводит к увеличению вязкости крови и увеличивает риск тромбоза вен нижних конечностей и закупорки сосудов головного мозга.
Сухой воздух
На борту самолета из-за прохождения через систему очистки воздух становится сухим. В результате слизистые верхних дыхательных путей работают в усиленном режиме, чтобы доставить кислород из воздуха к альвеолам легких, и через некоторое время пересыхают. По этой причине после долгого перелета содержание кислорода в крови падает. Также в условиях пониженной влажности наблюдается общая утомляемость организма.
Маневры и вибрация
При взлете, посадке, наборе высоты и снижении, попадании воздушного судна в зону турбулентности может оторваться тромб и с кровотоком попасть в сосуд головного мозга, что чревато развитием инфаркта мозга (ишемического инсульта).
Страх
Боязнь полетов, или аэрофобия, для человека, перенесшего инсульт, — фактор риска из-за стресса и волнений, связанных с необходимостью лететь. В этом случае появляется учащенное сердцебиение, одышка, повышение давления, что чревато развитием гипертонического криза и повторного инсульта.
Подготовка к перелету и рекомендации
Если появилась необходимость лететь, прошло время, необходимое для реабилитации пациента, и лечащий врач дал разрешение, то перед поездкой необходимо контролировать кровяное давление на протяжении нескольких дней, осуществляя это в разное время суток и в различных ситуациях. Непосредственно перед посадкой в самолет при повышенном АД требуется принять средство для его снижения.
Нужно собрать аптечку, куда положить:
- принимаемые гипотензивные препараты;
- средства от укачивания;
- успокоительное;
- термальную воду (норма провоза в ручной клади — 100 мл), чтобы облегчить самочувствие в сухом воздухе салона;
- аппарат для измерения давления.
Перед вылетом:
- Надеть подходящее компрессионное белье для повышения тонуса сосудов нижних конечностей в условиях гиподинамии.
- Если в анамнезе стоит ишемический инсульт, то по назначению врача можно принять средства, разжижающие кровь.
В полете:
- Исключить употребление кофе и алкоголя.
- Периодически покидать свое место и прогуливаться по салону.
- Если нет возможности встать, на месте выполнять круговые движения стопами для профилактики гиподинамии.
- При возникновении стрессовой ситуации своевременно принять успокоительное, а при повышении давления — гипотензивное средство.
- Употреблять достаточное количество воды.
При соблюдении рекомендаций врача и внимательном отношении к своему здоровью удастся свести риск повторного инсульта в полете или после него к минимуму.
Источник
Инсульт представляет собой острый сбой кровообращения в головном мозге. Для него характерно появление общих неврологических симптомов. После инсульта много чего не разрешается делать из-за риска возникновения последствий или повторного мозгового удара. В данной статье мы узнаем, можно ли после инсульта летать на самолете, и как это делать наиболее безопасно.
Специфика перелета
Когда человек перенес инсульт, его двигательная активность стремительно падает, поскольку затрагивается деятельность подкорковых центров, отвечающих в основном за координацию. В связи с этим для таких людей существуют определенные ограничения, в частности, запрещается лететь на самолете, поскольку данный воздушный транспорт может оказать довольно неоднозначное воздействие на организм человека.
Справка! Летать запрещается тем, кто совсем недавно перенес мозговой удар, и после возникли тяжелые последствия.
Важно понимать, что решение о разрешении или запрете перелетов должен принимать только врач, который хорошо знаком с особенностями протекания недуга у больного.
Что касается самого самолета, то там всегда скачет давление. Оно зависит от амплитуды воздушного судна, которое движется на той или иной высоте. Этот фактор нередко приводит к новому приступу, поскольку организм человека еще окончательно не восстановился после предыдущего случая.
Когда можно начинать?
Путешествия на авиалайнере будут считаться абсолютно безопасными для тех, у кого была одна из легких форм инсульта.
Через два месяца им вполне можно пользоваться услугами авиакомпаний, но только если отсутствуют осложнения и ряд сопутствующих недугов.
Окончательное решение здесь за врачом.
Подготовка и облегчение полета
Пациенту желательно самому подготовиться к будущему перелету. Для этого выполняются следующие мероприятия:
- Укрепляются сосуды головного мозга, принимаются назначенные медиками лекарства;
- Делается диагностический скрининг, чтобы выявить возможную аневризму;
- Необходимо в обязательном порядке взять назначенные лекарственные средства, обязательно понадобятся и препараты против давления и укачивания;
- На борт берется подушка, чтобы обеспечить комфортность расположения пассажира в кресле. Как следствие, снижается нагрузка преимущественно на шейный отдел позвоночника.
Сотрудники авиаперевозчика должны предоставить официальное разрешение на предоставление кислородной подушки. Также можно принять антидепрессанты, если свое одобрение даст доктор.
Нередко людям, перенесшим недуг, нужно разжижение крови. Для этого принимаются специальные медицинские препараты.
Внимание! Необходимо отказаться от употребления напитков с высоким содержанием кофеина и спиртного, лучше отдать предпочтение обычной воде без газа, ее рекомендуется пить очень много.
Перед полетом специалисты советуют предварительно надеть компрессионное белье для удобства тела. Иногда пассажир должен прогуливаться между рядами.
Пациенту необходимо стараться относиться к собственному здоровью с большой внимательностью и беречь его. Когда человек нормально себя чувствует, врач не может запретить полеты. Важно помнить, что если однажды удалось полностью восстановиться, то вряд ли это повторится второй раз.
Возможные угрозы
В ходе полета людей могут настигнуть некоторые сложности:
- Не совсем удобным, прежде всего, является положение, в котором пассажир пребывает в течение нескольких часов. Поскольку человек лишен возможности свободно двигаться, может развиться гиподинамия, а она чревата возникновением тромбов. В случае, если полет по времени занимает свыше пяти часов, у пассажира сильно немеют стопы.
- Из-за работы мощной системы кондиционирования на борту присутствует сухой воздух. Как следствие, организм теряет влагу, от обезвоживания происходит сгущение крови. Восполнить недостающие запасы влаги медики рекомендуют исключительно чистой водой.
- Расстояние между сидениями на борту является довольно маленьким. Для удобства рекомендуется взять собой свободные тапочки или удобную обувь для улучшения кровообращения в стопах.
Среди возможных угроз выделяют следующие:
- нехватка кислорода: когда человек пережил инсульт, все нейроны гибнут в очаге поражения. Сами же клетки подвержены некробиозу. Если в ходе полета пассажир будет нуждаться в дополнительном кислороде, они погибают;
- сниженное АД: длительный перелет – стресс для сосудов и нервной системы. В частности, растет нагрузка на давление. Организм то и дело пытается привыкнуть к меньшему количеству кислорода. В итоге заметно увеличивается частота биения сердца;
- гиподинамия: Недвижимое положение грозит гиподинамией, как следствие фиксируется образование тромбов. Даже одного сгустка крови в нижних конечностях хватит для того чтобы произошел рецидив;
- страх: страх или как его еще называют аэрофобия, особенно опасен для пациента, некоторое время назад перенесшего инсульт. Сам факт длительного перелета очень пугает человека, это может послужить причиной повторного наступления болезни;
- маневры и вибрация: это приводит к тому, что нарушается сердечный ритм. К тому же, если самолет оказывается в зоне турбулентности, то усиливаются боли в голове.
Справка! На большой высоте воздух обычно разрежается. Это нередко становится основной причиной гипоксии.
У пережившего инсульт больного возможно повышенное внутричерепное давление. Не исключается и появление отека в головном мозге. Соответствующие факторы являются провокаторами тошноты и рвотных позывов.
Когда активными становятся гормоны стресса, сужаются сосуды. Если их стенки поражаются холестериновыми бляшками, то существует угроза состоянию здоровья. Густая кровь приводит к свертываемости, как результат возрастает риск ишемического удара.
На фоне негативных эмоций повышается и гормон адреналин. Он заставляет сосуды сужаться, а давление – расти. Когда АД высокое, может произойти геморрагический инсульт.
Предлагаем Вам ознакомиться с интересным видео по теме:
Выводы
Перелеты после инсульта являются очень опасными. Врач их может разрешить только после стабилизации состояния здоровья. Чтобы облегчить свое состояние, следует придерживаться рекомендаций, изложенных выше.
Источник
Каждый перелет связан с повышенной нагрузкой на сердечно-сосудистую систему. Часто люди оказываются перед выбором оптимального варианта передвижения. Можно ли летать на самолете после инсульта? Что необходимо для минимизации рисков? Кому противопоказан воздушный транспорт?
При сравнении вариантов необходимо объективно оценивать возможные риски. Чаще всего люди считают, что легко выдержат все нагрузки.
Ошибочное мнение формируется, потому что они помнят, как легко переносили перелеты, когда были здоровы. Как говорится в таких случаях, не надо жить воспоминаниями. Лучше попросить квалифицированного врача составить прогноз с учетом анамнеза и сопутствующих заболеваний. Неблагоприятное воздействие на организм оказывают:
- перегрузки при взлете и посадке;
- разреженный воздух;
- неподвижное положение;
- турбулентность.
При взлете и посадке за несколько минут значительно меняются атмосферное давление, сила притяжения. Такие скачки оказывают неблагоприятное воздействие на организм. Иногда последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время – через 1-2 часа после начала полета или посадки.
Системы кондиционирования подают в салон сухой воздух с пониженным содержанием кислорода. Сухость вызывает обезвоживание организма. Чтобы избежать потерь влаги, сосуды рефлективно сужаются. Это может привести к аневризмам или спазмам.
Неподвижное положение в течение длительного времени является стрессовым фактором. Любые негативные переживания отрицательно влияют на состояние клеток головного мозга. Кроме того, отсутствие движения может привести к отечности, нарушениям кровообращения.
Невозможно предсказать время и место появления турбулентности. Вибрации корпуса самолета влияют на сердечные ритмы. Если пульс замедлится, сердце и мозг будут испытывать кислородное голодание. Резкие толчки при направлении самолета вниз или вверх, кроме ушибов, падения предметов, могут привести к отрыву тромба. Поэтому, если причиной вашей болезни была закупорка сосудов и обследование показало наличие тромбов, лучше не рисковать.
Резкие толчки при направлении самолета вниз или вверх, кроме ушибов, падения предметов, могут привести к отрыву тромба. Поэтому, если причиной вашей болезни была закупорка сосудов и обследование показало наличие тромбов, лучше не рисковать.
Вы должны знать о симптомах ухудшения состояния и средствах, необходимых для предотвращения проблем. При себе желательно иметь
- антиагреганты;
- нитроглицерин;
- седативные препараты (валидол, валерьянка, корвалол);
- антигипертензивные средства;
- антиаритмические лекарства (например, амиодарон).
Перед полетом желательно пройти курс терапии для укрепления сосудов. Следует пить много чистой воды. Это является профилактикой обезвоживания и сгущения крови. Не все препараты разрешены для провоза в ручной клади. Лучше заранее узнать, что можно взять с собой в салон самолета.
В некоторых случаях перелеты категорически запрещены. Кому нельзя летать после инсульта? К противопоказаниям относятся
- не закончившийся реабилитационный период;
- артериальная гипертензия;
- стенокардия покоя;
- осложнения после болезни – нарушения сердечного ритма;
- хроническая сердечно-сосудистая недостаточность;
- нестабильная стенокардия напряжения.
В таких случаях можно рассмотреть альтернативные способы и средства передвижения, например, путешествие поездом, трансфер. Лучше составлять маршрут с частыми остановками, возможностью комфортабельного отдыха на стоянках.
На этот вопрос может точно ответить только лечащий врач. Если период реабилитации завершен, наблюдается положительная динамика, отсутствуют осложнения, вы получите разрешение на перелет.
Продолжительность восстановления после болезни зависит от тяжести перенесенного инсульта, количества пораженных зон, причин заболевания, перенесенных операций. В любом случае минимальный срок ограничений – 2 месяца.
При появлении одышки, учащении сердцебиения, повышении давления, тошноте, головных болях, судорогах необходимо немедленно сообщить о проблемах персоналу. Лучше не летать в одиночку. Если нет сопровождения, имейте при себе распечатку с анамнезом.
При планировании поездки следует получить разрешение от врача. Если реабилитационный период завершился, вы здоровы, после приступа прошло 2-6 месяцев, основными критериями для допуска являются
- стабильное артериальное давление;
- отсутствие аэрофобии;
- хорошие результаты УЗИ сосудов головного мозга.
Максимальное допустимое значение АД – 140/90. Не должно быть скачков, осложнений в форме гипертензии. Боязнь полетов считается одним из основных факторов риска, потому что человек негативными мыслями программирует свое будущее. УЗИ назначается для проверки наличия аневризм.
Не следует употреблять спиртные напитки. Лучше пить чистую воду вместо чая или кофе. Оденьте в салон самолета удобную одежду и обувь. Для профилактики застоев крови периодически меняйте положение тела, массируйте руки, стопы. Периодически вставайте с места, чтобы размять мышцы. При длительных перелетах используйте специальную подушку. Такая опора предотвратит смещения позвонков, напряженность шейного отдела.
Если вы переживаете за исход путешествия, примите успокаивающие средства. Займите место в ряду у окна, чтобы не беспокоить окружающих. Если у вас билет на другое место, попросите поменяться. Не беспокойтесь по пустякам. Не обращайте внимания на поведение окружающих. Заранее сообщите стюрдессам или стюардам, что вам может потребоваться срочная медицинская помощь.
После благополучного прилета помните о постэффекте, который может появиться через 1-2 часа после перелета. Не стремитесь к морю бегом. Постепенно меняйте ритм, подстраивайтесь под обстановку. Полеты не запрещены, а смена обстановки, пребывание на курорте оказывают благотворное влияние на организм.
Максимальное допустимое значение АД – 140/90. Не должно быть скачков, осложнений в форме гипертензии. Боязнь полетов считается одним из основных факторов риска, потому что человек негативными мыслями программирует свое будущее. УЗИ назначается для проверки наличия аневризм.
Основное условие для благополучного завершения путешествия – полное или частичное восстановление после болезни. Чем больше прошло времени после реабилитационного периода, тем больше шансов на успешный перелет. Главное условие – обязательная консультация у врача. Кроме того, необходимо обеспечить максимально комфортные условия во время полета. Тогда вопрос, можно ли летать на самолете после инсульта, окажется риторическим.
Смотрите фотографии сделанные в наших пансионатах. Фотографий много и смотреть их интересно!
Живые видеоролики из наших пансионатов. Большая коллекция для просмотра!
Источник