Письменные упражнения после инсульта
Инсульт – это тяжелое заболевание головного мозга, характеризующееся нарушением кровообращения, очаговыми поражениями тканей мозга, гибелью нейронов. Инсульт может быть геморрагическим или ишемическим. Геморрагический инсульт встречается реже чем ишемический, характеризуется разрывом кровеносных сосудов и кровоизлиянием в ткани мозга. Ишемический инсульт чаще диагностируется у людей старшего возраста, характеризуется нарушением кровотока в церебральных артериях и гибелью нейронов в области кровоснабжения тканей мозга пораженной артерией. При развитии инсульта пациенту требуется неотложная помощь: чем раньше больной поступает в стационар, тем эффективнее будет оказанная врачами помощь.
Помимо медикаментозного лечения инсульта, большое значение придается восстановительной терапии, которую начинают проводить в остром периоде заболевания. В Юсуповской больнице для восстановления пациентов после инфаркта и инсульта применяют различные методы физиотерапии, ЛФК. С помощью комплексной восстановительной программы проводится реабилитация пациента – восстановление двигательной активности, координации движений, зрительной функции, чувствительности. Отделение нейрореабилитации больницы оснащено современными аппаратами, вертикализаторами и различными тренажерами, в том числе роботизированными.
Влияние ЛФК на нервную систему больного
Лечебная физкультура – это выполнение определенных физических упражнений, которые начинаются с самых простых движений пациента после того, как он приходит в сознание, затем физическая нагрузка постепенно увеличивается, упражнения усложняются. ЛФК помогает улучшить кровообращение в органах и тканях, ускоряет процесс восстановления различных функций организма, улучшает обмен веществ. Упражнения лечебной физкультуры для каждого пациента подбираются индивидуально в зависимости от тяжести состояния больного и сопутствующих заболеваний. Индивидуальную программу лечебной физкультуры в Юсуповской больнице составляет врач-реабилитолог.
Пассивная и активная реабилитация после инсульта
Первые занятия с больным проводит инструктор по лечебной физкультуре в палате. Больной выполняет простые движения руками и ногами с помощью инструктора – такая реабилитация называется пассивной. Пассивная реабилитация верхних и нижних конечностей начинается с разработки крупных суставов с последовательным переходом на мелкие суставы. Восстановительная терапия начинается с плечевого и тазобедренного суставов. После разработки тазобедренного сустава инструктор помогает пациенту сгибать и разгибать нижнюю конечность, разрабатывает коленный, затем голеностопный сустав, последними врач разрабатывает суставы стопы.
Специалист по реабилитации выполняет массаж от стопы к бедру. Во время реабилитации рук упражнения начинают с разработки плечевого сустава, затем проводятся сгибательно-разгибательные и вращательные движения рук в области локтя, суставов кисти. Массаж верхних конечностей выполняется от пальцев рук к плечу. Комплекс упражнений в сочетании с массажем стимулируют работу мозга. При частичном восстановлении двигательной функции упражнения ЛФК становятся более сложными, больной начинает выполнять упражнения самостоятельно. Увеличивается время проведения гимнастики с 10 минут до получаса, начинается активная реабилитация пациента.
В случае если поражение мозга значительное, пациент парализован, потеряна чувствительность, проводится реабилитация с помощью медикаментозного лечения, массажа, электромагнитной стимуляции нервных клеток, иглоукалывания, рефлексотерапии. После частичного восстановления двигательной функции врач-реабилитолог вводит в программу занятия лечебной гимнастикой.
Реабилитационные упражнения на тренажерах
В Юсуповской больнице используют два вида тренажеров для реабилитации пациентов после инсульта – механические и роботизированные. Механические тренажеры – это велотренажеры, беговые дорожки, тренажеры для восстановления баланса равновесия и походки. Роботизированные тренажеры оснащены электронными биодатчиками, которые стимулируют активность, воздействуя на пораженные конечности. Роботизированные тренажеры обладают широкой функциональностью, они программируется с учетом потребностей пациента, способствует передаче нервных импульсов от мозга к поврежденной конечности, стимулирует двигательную активность.
Реабилитационные упражнения после инсульта выполняются с помощью многофункциональных тренажеров, спортивных снарядов. Существуют различные виды тренажеров:
Для восстановления двигательной активности используют тренажер в режиме – сгибание и разгибание, тренажер для разработки суставов конечностей, тренажерные дорожки, велотренажеры.
Для лежачих больных применяют тренажеры в виде кровати или велосипеда.
Для восстановления равновесия и походки, двигательной активности применяют горизонтальный тренажер.
Для больных, которые еще не могут стоять, для развития и укрепления мышц спины создан сидячий тренажер.
Упражнения для рук для реабилитации инсульта
Упражнения для рук улучшают двигательную активность, помогают восстановлению утраченных функций. В тяжелых случаях и при отсутствии ранней реабилитации нередко функции руки не восстанавливаются или восстанавливаются частично. В некоторых случаях реабилитация не помогает, врачи проводят биполярную стимуляцию – воздействие на неподвижные суставы и мышцы тела с помощью искусственно созданных импульсов от мозга к телу. Это способствует восстановлению рефлексов и чувствительности, улучшению кровообращения в тканях. Дальше пациент проходит реабилитацию с помощью ЛФК и других методов.
Наиболее тяжело восстанавливается двигательная активность кистей рук, моторика пальцев. Часто можно видеть у больного после инсульта дрожание кистей, он не может держать в руке шариковую ручку, писать, плохо захватывает предметы. Специально для таких пациентов проводят занятия лепки из пластилина, с кубиком Рубика, учат писать заново, работать на силиконовом тренажере. Врачи применяют рефлексотерапию, если пациент перенес тяжелый инсульт. Это помогает восстановить мелкую моторику, улучшить хватательные движения, сгибание и разгибание пальцев, суставов кисти руки. В Юсуповской больнице пациенты проходят реабилитацию на компьютеризованных тренажерах с помощью комплексной программы восстановления, которая включает массаж, упражнения лечебной физкультуры.
Упражнения для рук не сложные, не требующие специальных тренажеров или приспособлений, больной может их выполнять в домашних условиях:
Лечь на кровать, руки отвести назад и взяться за спинку кровати. Напрячь мышцы рук и тела, имитируя подтягивание. Приподнять вверх ноги или вытянуть прямо.
Вращательными движениями согнутых рук разминать плечевой сустав.
Сесть ровно на кровати, завести руки за спину как можно ближе друг к другу, голову откинуть назад, затем вернуться в прежнее положение.
Для плечевого сустава
Восстановление предплечья и плечевого сустава проходит с помощью сгибательных и разгибательных упражнений, вращения, отжимания, напряжения и расслабления мышц, хлопков в ладоши, массажа. Для этого используют тренажеры, гантели, различные приспособления. Сначала руку разминают, затем проводится комплекс упражнений, лечебную гимнастику всегда совмещают с массажем конечностей. Комплекс упражнений для плечевого сустава:
Больной лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. Инструктор придерживает руку в области локтя, чтобы избежать сгибания, второй рукой берет ладонь пациента и выполняет движения рукой больного вверх и вниз.
Инструктор выполняет круговые движения зафиксированной в выпрямленном состоянии рукой больного.
Больной лежит на спине, рука слегка отведена в сторону. Инструктор переворачивает выпрямленную руку ладонью вниз, затем вверх.
Для нижних конечностей
Упражнения для нижних конечностей начинают выполнять, как только пациент приходит в себя. На начальном этапе инструктор помогает сгибать и разгибать нижние конечности, со временем больной сможет имитировать ходьбу в положении лежа, затем вставать с кровати, учиться держать равновесие, ходить без поддержки. Упражнения для пациентов в положении лежа:
Пациент находится в положении на спине, нога выпрямлена. Инструктор поворачивает ногу стопой внутрь, затем наружу.
Пациент в положении лежа на спине, нога согнута в колене. Придерживая одной рукой под коленом, инструктор выполняет круговые движения конечностью, придерживая и надавливая второй рукой в области тазобедренного сустава.
Больной находится в положении лежа на спине, пораженная нога согнута в колене. Инструктор фиксирует ногу под прямым углом, придерживая второй рукой под коленом, сгибает и разгибает нижнюю конечность.
Больной в таком же положении на спине, с фиксацией ноги под прямым углом. Инструктор, придерживая ногу пациента под коленом, отводит ее в сторону от туловища и возвращает назад.
Данные упражнения выполняются пациентом после того, как ему разрешат сидеть:
В положении полусидя, держась обеими руками за края кровати, как можно ровнее вытянуть вперед обе ноги, прогнуться, откинув голову назад. Во время вытягивания конечностей сделать глубокий вдох, принять прежнее положение и выдохнуть.
Прежнее положение тела, дыхание сохранять спокойное и глубокое, медленно приподнять вверх правую ногу и опустить назад, затем левую ногу.
В положении полусидя согнуть ногу, подтянуть как можно ближе к груди согнутую в колене ногу (можно помогать руками), голову во время упражнения наклонить вперед. Сгибая ногу, сделать вдох, разгибая конечность, сделать выдох, вернуться в прежнее положение.
ЛФК для восстановления зрительной функции после инсульта
В Юсуповской больнице пациенты с нарушением зрения смогут пройти обследование, лечение, реабилитацию, а также в случае необходимости хирургическое лечение в сети партнерских клиник. Реабилитация после инсульта включает упражнения, которые затем можно применять дома. В зависимости от вида нарушения зрения проводится восстановительная терапия:
При нарушении бокового зрения проводится интенсивное медикаментозное и восстановительное лечение, неповрежденные участки коры мозга берут на себя утраченную функцию, и зрение восстанавливается. В этом случае врач отмечает красной линией отрывок текста на странице книги, со стороны которой ослаблено боковое зрение. Прежде чем начать читать пациент должен отыскать взглядом красную линию – это будет начало текста.
При параличе глазодвигательного нерва пациент не может смотреть прямо, его глаза смотрят в разные стороны. Такое нарушение со временем может пройти при правильном и своевременном лечении и реабилитации. При парезе глазодвигательного нерва может нарушиться аккомодация. Со временем пациент привыкает пользоваться только центральным зрением. Для определения нарушения восприятия предметов на дальнем и близком расстоянии проводят следующий тест: врач берет в каждую руку по карандашу и подносит один из карандашей ближе к лицу пациента, затем отводит руку назад.
Если развивается атрофия глазодвигательного нерва, у больного нарушается функция мышцы верхнего века. Может наблюдаться нистагм или дрожание глазных яблок. Нередко такое состояние приводит к инвалидности по зрению.
Для восстановления зрения врач предлагает пациенту нарисовать вторую половину предмета на рисунке или принять участие в компьютерной игре определенного типа. Пациенту предлагают следить взглядом за карандашом в руке врача, который двигается перед лицом пациента вправо, затем влево, вверх или вниз. Пациент должен следить за карандашом, не поворачивая голову. Для улучшения кровообращения необходим и полезен массаж глаз. Глаза закрыты, мягкими движениями по кругу пациент массирует глазные яблоки, слегка надавливая на них. Выполнять упражнение следует в течение 10-20 секунд.
Для восстановления зрительной функции проводится ряд упражнений для глаз:
Вращение глаза вправо, затем влево – повторить несколько раз.
Смотреть вверх, затем вниз – движение повторить несколько раз.
Движение глазами по кругу – в правую сторону, затем в левую сторону.
Небольшой перерыв с закрытыми глазами, глаза открыть и несколько секунд часто моргать.
Зажмуриться с усилием и расслабиться – повторить несколько раз.
Зафиксировать глаз на предмете, затем поворачивать голову вправо и влево не отрывая взгляда от предмета – выполнить несколько раз.
Восстановление мелкой моторики после инсульта
Восстановление мелкой моторики проходит с помощью простых упражнений, позволяющих восстановить тонкие движения рук, гибкость пальцев. Наиболее эффективные занятия для восстановления мелкой моторики – это складывание паззлов, различных предметов из мелких частей конструктора, рисование, застегивание пуговиц на одежде, шнурование обуви. Для восстановления функции кисти и пальцев больному предлагают взять в руку два ореха и перекатывать их движением ладони и пальцев. Рекомендуют больным после инсульта для развития мелкой моторики:
Перебирать фасоль с горохом, отделяя горох от фасоли.
Использовать специальные силиконовые тренажеры для рук с шипами для массажа ладони и пальцев.
Закручивать и раскручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, включать и выключать освещение в комнате, писать тексты.
Восстановление речи после перенесенного инсульта
Речевая функция после инсульта восстанавливается гораздо хуже, чем двигательная. Её восстановление может идти длительное время, в течение нескольких лет. Врачи-логопеды Юсуповской больницы разрабатывают программу и занимаются с пациентом восстановлением речи весь период его нахождения в стационаре, после выписки из стационара реабилитацией больного занимаются его родственники. Для восстановления речи используют приемы:
Произношение неполного слова – больной должен закончить слово самостоятельно.
Если речевая функция полностью утрачена, реабилитация начинается с произношения отдельных звуков.
Когда больной научится произносить слова, его заставляют повторять небольшие стихотворения и поговорки.
Пение считается одним из лучших методов восстановления речи.
Чтобы больной смог научиться говорить быстрее, следует тренировать мимические мышцы лица и мышцы языка. Для этого больного учат сворачивать губы трубочкой, как можно дальше высовывать изо рта язык, облизывать языком губы сначала в одну сторону, затем в другую. Слегка прикусывать по очереди нижнюю, затем верхнюю губу, оскаливать зубы.
Реабилитация больного в домашних условиях
Перед выпиской пациента из стационара родственники получают рекомендации по уходу за больным после инсульта. Рекомендации по реабилитации предоставит лечащий врач. Программа реабилитационных упражнений выполняется каждый день без перерывов, 2-3 раза в день. Выполнение физических упражнений не должно утомлять больного, вызывать у него боль. Упражнения в положении сидя помогают подготовить больного к ходьбе.
При улучшении состояния выполняются упражнения в положении стоя, они помогают максимально устранять неврологические нарушения путем восстановления тонких движений. Больной выполняет упражнения с эспандером. С положения стоя наклоняется и поднимает спичечный коробок с пола. Выполняет дыхательную гимнастику с поднятием рук вверх на вдохе, встает на кончики пальцев, затем опускается на всю стопу, опускает руки, делает выдох, наклоняясь вперед. Комплексная программа восстановления направлена на снижение мышечного тонуса, улучшение кровообращения, профилактику контрактуры суставов, восстановление и сохранение мелкой моторики, речи, предотвращение образования пролежней и развития воспалительных процессов.
В Юсуповской больнице применяют современные методы реабилитации, используют различные виды тренажеров, упражнения лечебной физкультуры. Врачи-реабилитологи разрабатывают индивидуальную программу реабилитации для каждого больного.
Источник
Речевые упражнения – лучший способ восстановить речь после инсульта. Они наиболее эффективны, когда выполняется массированная практика, что означает последовательную тренировку с высокой частотой повторяемости в течении длительного времени.
Инсульт – это повреждение структур головного мозга, вызванное острым нарушением кровообращения. Головной мозг контролирует всю деятельность человека, в том числе все, как он понимает и интерпретирует информацию. Инсульт может вызвать проблемы с общением, если есть повреждение части мозга, отвечающей за речевую деятельность.
Эта функция контролируется левой стороной мозга у большинства людей. Поскольку одно полушарие мозга координирует работу противоположной стороны тела, много людей, которые имеют проблемы в общении после инсульта также страдают от слабости или паралича правой стороны тела. Инсульт также может доставить трудности в коммуникации, если поражены мышцы лица, языка или гортани.
Как может повлиять инсульта коммуникационную способность?
Диапазон проблем с общением будет зависеть от того, в какой части мозга случился инсульт, насколько большой была площадь повреждения. Острое нарушение кровообращения мозга может повлиять на то, как человек говорит,понимает речь, его навыки чтения или письма. Инсульт может оказать негативное влияние на способность общения в различных формах. Основные последствия в сфере коммуникаций, которые возникают после инсульта:
- афазия;
- дизартрия.
- диспраксия.
Афазия
Афазия – название наиболее распространенного речевого расстройства, вызванного инсультом. Афазия может влияет на то, как человек говорит, на его способность понять, что говорится, его навыки чтения или письма. Нарушения речи не влияют на интеллект, хотя иногда люди думают, что страдают от когнитивных расстройств.Афазия может протекать в очень легкой форме, влияя только на один аспект общения,например, чтение. Тем не менее, чаще это речевое расстройство затрагивает несколько аспектов общения, пострадавших одновременно после ОНМК.
Существуют разные виды афазии:
- Если проблемы в основном сосредоточены с пониманием того, что говорится, это называется рецептивной афазией (афазией Вернике).
- Если человек понимает высказывания других, но имеет трудности с выражением собственных мыслей, может иметь место выразительная афазия (эфферентная моторная афазия, афазия Брока).
- Сочетание тяжелых проблем, которые затрагивают большую часть коммуникационной сферы, носит название смешанная (глобальная) афазия.
Ниже приведены некоторые примеры различных видов афазий, возникающих после инсульта.
Люди с рецептивной афазией не понимают многого из того, что другие говорят и чувствуют, как будто их высказывания проводятся на неизвестном иностранном языке. Они не воспринимают длинные, сложные предложения и могут забыть начало услышанных фраз. Больные не понимают речь других, если есть фоновый шум или если одновременно разговаривает несколько человек в группе. Они в состоянии читать заголовки газетных публикаций, ноне понимают смысл остального текста. Они могут писать, но не способны прочитать то, что написали.
Люди с эфферентной моторной афазией могут быть не в состоянии говорить вообще. Они способны общаться, издавая звуки, но не умеют составлять слова, словосочетания, фразы. При этом они нередко замещают одни звуки другими. Им трудно изъясняться цельными законченными речевыми конструкциями. Некоторые больные могут произносить отдельные слова и составлять очень короткие предложения, в которых пропущены ключевые слова. Они могут произнести всего несколько одинаковых слов в ответ на любой вопрос. Это может быть нецензурная брань. Они застревают на одном слове или звуке ив конечном итоге многократно их повторяют.
При глобальной афазии определяются серьезные трудности с собственной речью, пониманием сообщений других, чтением и письмом. Они говорят с частыми паузами и неспособны найти слово, которое выражает их мысль. Они способны ответить «да» или «нет», однако их ответы не являются надежными. Когда больные думают о слове, которое они хотят сказать, они могут произнести вслух совсем другое слово, например,«молоко» вместо «вода». Они говорят с нормальной скоростью, но большая часть того, что они говорят, неузнаваемо и непонятно. Они могут не осознавать этого, а другие могут ошибочно думать, что столкнулись с интеллектуальным дефектом.
Дизартрия
Дизартрия возникает, когда инсульт вызывает слабость мышц речевого аппарата, которые человек использует, чтобы говорить. Произошедший криз может повлиять на мышцы, которые индивид использует для движения языком, губами или ртом. Иногда при дизартрии человек не может контролировать дыхание, необходимое для производства звуков.
Дизартрия не влияет на способности подбора слов, которые человек хочет сказать, и понимание речи других. При данном расстройстве голос человека может звучать по-другому, и у особы могут возникнуть трудности с четким произношением слов. Больной может обнаружить, что его звуки невнятные, напряженные, тихие или медленные.Другие люди могут трактовать речь пострадавшего от инсульта, как трудную для понимания. Если нарушен контроль дыхания, человек предпочитает говорить очень коротким набором слов, а не полными предложениями.
Диспраксия
Диспраксия – это патологическое состояние, затрагивающее движения и их координацию. При данном расстройстве человек не может выполнять движения мышцами в правильном порядке. Соответственно он не может сформировать верную последовательность звуков, что необходимо для четкой речи. При этом мышцы речевого аппарата могут функционировать хорошо, не страдая от слабости или паралича, однако человек не может их активировать в правильной последовательности.
При диспраксии больной не может произносить слова четко, особенно если кто-то просит его сказать именно их. Он может делать несколько попыток, но иногда он не в состоянии издавать звук вообще.Это очень пугающе и огорчительно, поскольку вызывает значительные трудности в общении после инсульта. Больному может быть трудно участвовать в разговорах, что крайне неприятно.
Какие последствия инсульта также влияют на коммуникационные способности?
Инсульт может вызвать другие проблемы, которые влияют на способность человека полноценно общаться в социуме. В их числе ниже перечисленные явления.
Изменения в эмоциональном содержании сообщения
Острое нарушение мозгового кровоснабжения может вызвать изменения в эмоциональных аспектах речи.Например, тон голоса больного может быть бесстрастным, и его выражение лица может не меняться, оставаясь статичным. У человека могут возникнуть трудности с пониманием юмора. Или его невербальные знаки могут не соответствовать вербальным сигналам.
Изменения в восприятии
Инсульт может привести к ухудшению зрения, а иногда и слуха. Это может сделать проблемы с чтением и письмом еще серьезнее. Необходимо убедиться в том, что при избрании стратегии лечения для восстановления речи после инсульта, были в полном объеме оценены и учтены такие дефекты.
Усталость
Многие люди чувствуют себя очень уставшими после инсульта, как физически, так и психически. Ведение разговора может отнимать значительно большие усилия, чем до кризиса. А собеседники могут не понимать этого. От этого значительно страдает качество общения.
Проблемы с памятью и концентрацией внимания
Инсульт может повлиять на кратковременную память и все аспекты мыслительных процессов,такие как способность сосредоточиться и удерживать внимание.Это может замедлить установление контактов и сделать общение неэффективным.
Физические проблемы
Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица и положения тела. Физические проблемы могут также сделать трудности с письмом больше, если затронута доминирующая рука. Физическая боль или дискомфорт могут стать помехой для полноценного общения. Проблемы с глотанием также часто встречаются после инсульта и нередко связаны с дизартрией.
Изменения в настроении или личности
Это может быть пугающим для человека, если инсульт повлиял на способность общаться. Изменения в мозге, вызванные ОНМК могут также повлиять на настроение,эмоции и личностные качества.
Методы лечения речевых проблем
Тот, у кого проблемы с речевой функций, должен получить полную их оценку и пройти дифференциальную диагностику логопедом и специалистом по реабилитации после ишемического инсульта. Сначала терапевт оценивает сильные стороны пациентов в речевой деятельности, их сохранившиеся навыки и умения. Специалист использует различные тесты, чтобы установить точный характер расстройств. После инсульта возможно развитие афазии,дизартрии или диспраксии или их комбинации.
Терапевт определит методику восстановления и объяснит природу проблем пациенту, его родственникам и остальным членам реабилитационной команды.Программа восстановления будет зависеть от характера речевых дефектов и общего состояния здоровья после инсульта.
Схема восстановления речи у больных после инсульта представлена различными комплексами упражнений, направленными на восстановление навыков общения. Если у пациента дизартрия,программа может включать физические упражнения для укрепления мышц речевого аппарата.
Врач установит личные потребности больных, приоритеты в их общении, желаемые цели занятий для восстановления речи. Прогресс будет постоянно контролироваться до тех пор, пока не будет достигнуть требуемых результатов. Станет неоценимой помощью, если другие люди, такие как медицинские работники, семья и друзья будут вовлечены в поддержку. Для удовлетворения коммуникационных потребностей родственникам будут предложены советы, как помочь любимому человеку эффективно общаться.
Реабилитационная терапия должна рассмотреть другие способы коммуникации помимо речи. Можно задействовать жесты, схематическое общение или, возможно, помощь электронных средств. Доступен широкий спектр вспомогательных средств для коммуникации. Они включают в себя простые коммуникационные карты и более специализированное оборудование, в том числе электронные пособия и программы. Терапевт оценит, возможно ли проведение терапии с помощью компьютеров в домашних условиях.
Специалисты центров восстановления речи оценят, какие именно практические упражнения полезны в краткосрочной или долгосрочной перспективе. При выборе логопедических упражнений будут учтены другие последствия инсульта,такие как трудности с чтением, письмом или проблемы со зрением.
Коммуникационные группы являются важным звеном в процессе восстановления. Они дают людям возможность практиковать и улучшать свои навыки общения в благоприятной среде. Сегодня действуют добровольные и благотворительные организации, группы поддержки людей с речевыми трудностями после ОНМК.
Сколько длится период восстановления?
Более 33% пациентов с инсультом имеют ту или иную речевую проблему, возникающую сразу после ОНМК. Многие выздоравливают в течение нескольких месяцев, но у 60% продолжают возникать проблемы с речью в течение 6 месяцев после инсульта.Невозможность преодолеть афазию, вероятно, связано с недостаточным объемом лечения.
Скорость и уровень восстановления отличается для всех пострадавших после инсульта. Это отчасти зависит от серьезности ущерба, нанесенного ОНМК, и частично от общего состояния здоровья человека. Некоторые люди, несмотря на значительные усилия, длительное время не достигают полного выздоровления. Больные с тяжелой афазией иногда начинают реагировать на реабилитационную терапию через несколько месяцев после удара. Однако последовательная регулярная работа с логопедом в большинстве случаев позволяет достичь значительного прогресса в речевой деятельности.
Существует два основных способа лечения речевых расстройств после инсульта:
- работа логопеда;
- выполнение логопедических упражнений самостоятельно дома.
Рекомендовано использовать оба варианта.
Какая помощь требуется больному после инсульта?
Неспособность выразить свои потребности ясно приводит к тому, что люди чувствуют себя изолированно от общества. Нередко больные афазией ощущают депрессию и разочарование, особенно если они больше не могут участвовать в деятельности, которой они привыкли наслаждаться. Коммуникация может быть очень утомительной,поскольку качественное общение требует много усилий, а такие ресурсы отсутствуют у человека, перенесшего тяжелый кризис.
Выжившему после инсульта часто требуется помощь в выражении своих чувств по поводу серьезных изменений в их жизни. Индивидуальные сеансы или семейное консультирование в содружестве реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского может помочь больному высказать негативные эмоции и обрести позитивный взгляд на жизнь.
Использование альтернативных средств самовыражения в свободное время может быть очень полезным для пострадавшего от ОНМК. Например, музыка, фотография, искусство, используемые в терапии, имеют огромный целительный потенциал. Отдел головного мозга, который запоминает текст песни и музыку, отличается от той части, который управляет разговорной речью. Поэтому пение может быть хорошим способом для выражения переживаний и вспоминания определенных слов и фраз. По этой причине музыка может быть использована как часть восстановительной терапии.
Важно, чтобы пострадавший человек ощущал поддержку и научился жить с любым оставшимся дефектом речи. Ему может понадобиться помощь в изучении социальной деятельности, выполнении добровольного труда, возвращении на прежнее место работы или изменении карьеры.
Советы по ведению разговора с человеком с афазией
- Высказывайтесь понятным и простым языком.
- Говорите нормальным тоном.
- Не торопите собеседника. Дайте человеку время понять, что вы говорите, и ответить.
- Придерживайтесь одной темы.
- Выражайте мысли короткими предложениями.
- Используйте все формы общения для подтверждения того, что вы говорите,такие как четкие жесты, рисунки.
- Не говорите с больным афазией, как с ребенком.
- Не перебивайте пострадавшего.
- Если это поможет больному запомнить вещи, сделайте возможным использование дневника, календаря или фотографий.
- Если собеседник не может выговорить слово, спросите, как оно пишется. Запишите первый слог слова в качестве подсказки.
- Чтобы облегчить задачу, задавайте осторожные вопросы, требующие однозначного ответа «да» или«нет».
- Смотрите на человека так же внимательно, как слушаете. Вы получите много информации от естественных жестов, мимики. Проверьте, соответствуют ли эти знаки их сообщению.
- Помните, что пострадавшие после инсульта могут иметь проблемы с концентрацией внимания. Поэтому целесообразно минимизировать отвлекающие факторы, такие как фоновый шум.
- В начале разговора проверьте, комфортно человеку или нет. Если он обычно носит очки,слуховой аппарат или протезы, убедитесь, что они доступны.
- Старайтесь, чтобы разговор был естественным, а тема значимая. Говорите о реальной жизни, хобби, знакомых людях.
- Посмотрите фотоальбом вместе и поговорите о посещенных местах.
- Предложите совместно разучить стихи и скороговорки.
Заключение
Речевые упражнения – лучший способ восстановить речь после инсульта. Они наиболее эффективны, когда выполняется массированная практика, что означает последовательную тренировку с высокой частотой повторяемости в течении длительного времени.
Когда регулярно и часто повторяются языковые упражнения, то улучшается нейропластичность мозга. Это помогает головному мозгу перестроить себя и улучшить речевую функцию после инсульта.Чем больше объем логопедических упражнений, тем быстрее вы улучшите время восстановления.
Источник