Петь песни после инсульта

Петь песни после инсульта thumbnail

Особенные свойства музыки известны человечеству уже несколько веков. Из-за влияния на ЦНС она помогает нам развиваться, искать себя в обществе, контролировать настроение, медитировать и даже лечиться от некоторых болезней.

Как именно это происходит, норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе сформулировали в книге «Музыка и мозг». В России ее опубликовала «Альпина Паблишер» — уже сейчас можно заказать полную версию. С разрешения издательства Enter приводит отрывок, в котором говорится о реабилитации после инсульта при помощи музыкальных практик.

Петь песни после инсульта

Нарушения речи после инсультов и черепно-мозговых травм бывают двух форм: афазия и дизартрия. При афазии страдает один или несколько аспектов речи или ее понимания. Пациент испытывает трудности или с пониманием, или с построением высказываний (в устной и/или письменной форме). Часто встречается сочетание обеих проблем. При дизартрии способность понимать и выстраивать высказывание сохраняется в норме, но пациент не может говорить. Причина — повреждения частей моторной коры мозга, управляющих мышцами гортани, неба или языка, или же локальные повреждения областей, отвечающих за голову и горло. Пациент с дизартрией без афазии может понимать письменный язык и вполне привычным образом выражать свои мысли письменно, но не устно. Пациент с афазией испытывает трудности как с письменной, так и с устной речью. Если говорить проще, факты выглядят следующим образом. При афазии страдает способность формулировать высказывания, а при дизартрии — способность речевого аппарата произносить слова. Из практических и теоретических соображений очень важно провести границу между данными нарушениями.

Афазия после инсультов встречается очень часто. По данным, полученным в Дании, это нарушение встречается почти у 40% перенесших инсульт. Французский невролог Поль Брока (1824–1880) первым системно описал пациентов с афазией и понял, что ее причиной являются повреждения в задней части лобной доли в левом полушарии — сейчас мы называем эту часть зоной Брока. Из-за них пациент испытывает различные трудности с построением высказываний. Зачастую он хорошо понимает речь, но сам частично или полностью теряет способность говорить. Это называется экспрессивной афазией: человек говорит медленно, короткими предложениями, запинается, иногда использует не те слова. Некоторые могут произнести лишь «да» и «нет» — или даже вовсе теряют способность выражать мысли словами. Вторая форма афазии называется импрессивной. В этом случае страдает понимание речи: иногда пациент говорит вполне бегло, но смысла его речь не имеет.

Этот невероятный, поражающий воображение феномен был известен больше сотни лет: отдельные пациенты, утратившие способность говорить, по-прежнему могут петь, имея текст песни перед глазами. Примеры есть в норвежском документальном фильме «Люди у фьорда» (Folk ved fjorden) Эйвинда Сандберга. Мы видим страдающую афазией пожилую женщину с парализованной правой стороной тела. Беседуя с дочерью, она произносит только «да» и «нет», но, когда женщина начинает петь псалмы, ее речь становится ясной и четкой. Для одного из авторов книги, Гейра Ульве, это явление указало путь в мир музыкальной терапии. С Гейром связалась логопед, специалист по музыкальной терапии и прекрасная певица Торун Эйнбу, которая попросила его помочь с магистерской диссертацией по логопедии. Они вместе решили рассмотреть случаи, подобные тому, который описан выше. Для начала они изучили, насколько часто встречается это явление. Оказалось, что примеры могут привести все, кто работает с пациентами с афазией. Во время написания диссертации Торун выяснила, что минимум двое из трех пациентов с инсультом произносят больше слов, когда поют, а не просто проговаривают текст. Эффект не у всех проявляется одинаково ярко, но тем не менее его можно обнаружить довольно часто. К счастью, качество пения (то, насколько корректны мелодия и ритм) и вокальные способности не играют никакой роли в увеличении количества произнесенных слов. Достаточно было попытаться пропеть слова — и речь пациента становилась лучше, чем во время обычной беседы. Большинство пациентов с афазией могут произнести больше слов, именно когда поют, а не говорят. В повседневном общении явление не приносит особенной пользы, но, как мы увидим далее, оно все-таки используется для восстановления речевых функций.

Петь песни после инсульта

Мелодическая интонационная терапия (МИТ) — это метод, использующий основанные на пении техники для стимуляции речи, а также ритм — для придания речи беглости. Отношение к методу неоднозначное, но за последнее время ряд исследований выявил, что пациенты с афазией, в работе с которыми применялась музыкальная и/ или песенная терапия, демонстрировали лучшие результаты, чем те, кто проходил лишь традиционную речевую терапию. В 2018 году группа под руководством Аро-Мартинес провела рандомизированное контролируемое исследование (рандомизированное означает, что участников отнесли к той или иной группе случайным образом), в котором участвовали 20 пациентов с афазией, и все они были испанцами. При сравнении с контрольной группой было обнаружено общее улучшение коммуникативных способностей, но при проверке конкретных языковых навыков с помощью тестов однозначного эффекта выявлено не было. Однако группы были маленькими, поэтому результаты необходимо подтвердить с помощью более масштабного исследования.

Проведенные МРТ-исследования выявили, что образование fasciculus arcuatus, связывающее задние и передние речевые центры, увеличилось в объеме (особенно с правой стороны мозга) после занятий по методу МИТ. Хотя исследование под руководством Шлауга (2009) проводилось без контрольной группы, но его результаты — а также результаты ряда других исследований — однозначно подтверждают наличие пластических изменений в речевой системе мозга испытуемых, перенесших инсульт, который и привел к афазии. Эти изменения имели место, если в работе с пациентами применялась МИТ.

Тем не менее многочисленные случаи афазии, когда пациенты сохранили способность пропевать слова, а также положительный эффект от МИТ демонстрируют тесную связь коммуникации с музыкой в нашем мозге. Об этом мы уже упоминали.

Последствия инсульта проявляются не только в речи и моторике. В принципе, в результате инсульта повреждения могут возникнуть в любой системе мозга. При этом все зависит от того, какие именно зоны пострадали от нехватки кислорода. От трети до половины пациентов, перенесших инсульт, в той или иной степени испытывают проблемы с такими когнитивными функциями, как память и внимание, а также чувствуют упадок сил, переживают депрессию и другие эмоциональные трудности. Как мы уже заметили, музыка тесно связана с системами мозга, отвечающими за когнитивные и эмоциональные функции, а потому, естественно, может применяться для решения подобных проблем.

Пионером в этой области является финская исследовательница Мари Терваниеми. Возглавляемая ею группа ученых в 2008 году опубликовала исследование в авторитетном журнале Brain. Пациенты, которые слушали любимую музыку (предварительно отобрав композиции вместе с музыкальным терапевтом) один час в день в течение первых двух месяцев после инсульта, демонстрировали более серьезное улучшение таких когнитивных навыков, как вербальная память и фокусировка внимания, — по сравнению с группой, где пациенты получали стандартное лечение, и еще одной группой тех, кто слушал аудиокниги. Пациентов протестировали еще раз через шесть месяцев и обнаружили, что эффект сохранился.

Значит, одно только прослушивание любимой музыки уже может помочь мозгу перестроиться и восстановиться во время периода реабилитации после инсульта. Чуть позже исследовательская группа Мари Терваниеми доказала, что прослушивание музыки после инсульта способствует увеличению коры головного мозга в лобных долях, в лимбической системе и в некоторых отделах базальных ганглиев. Изменения, которые хорошо видны на МРТ-снимках, коррелируют с улучшением вербальной памяти, внимания и языковых навыков (за которые отвечает фронтальная доля). В то же время изменения в лимбической системе (с работой которой связаны эмоции) коррелируют с уменьшением симптомов депрессии. Исходя из этого, можно утверждать, что музыка способствует нейропластическим изменениям, вызывающим у пациента улучшение когнитивных функций.

К сожалению, отсутствуют достаточно подробные клинические исследования, изучавшие воздействие музыки на когнитивные проблемы после инсульта. Системный обзор Cochrane (организация предоставляет обобщающие обзоры исследований из всех областей медицины) 2017 года выявил, что для проблем в когнитивной сфере эффект от применения музыки в терапии после инсульта не доказан. Лишь с помощью новых работ ученые, возможно, смогут ответить на вопрос, можно ли доказать этот эффект с помощью качественных исследований.

Изображения: Рената Фогель 

Источник

Image caption

Жертвам инсульта, потерявшим дар речи, не до славы – вернуть бы голос

Ученые рекомендуют брать уроки пения пациентам, которые лишились дара речи в результате перенесенного инсульта.

По мнению специалистов, пение позволяет задействовать неповрежденные участки мозга, которые затем берут на себя речевые функции.

Это было подтверждено в ходе клинических экспериментов, когда мозг пациентов заставляли реагировать на “мелодическую терапию”.

Данными своих исследований ученые поделились на ежегодном заседании Американской Ассоциации по продвижению науки в Сан Диего.

Терапевтическая сила искусства

Медикам давно уже был известен феномен, когда люди после перенесенного инсульта теряли способность говорить, но при этом могли петь музыкальные фразы.

Однако ученые давно хотели понять механизм такого замещения, и это, похоже, удалось автору исследования, профессору нейрологии медицинского центра “Бет ИзраэльДиконис” и медицинского факультета Гарвардского университета Готтфриду Шлаугу.

Image caption

Музыкальные фразы даются пациентам легче, чем простая речь

Профессор Шлауг совместил терапию со сканированием “чтобы разобраться, что же на самом деле происходит в мозгу”, когда пациент учится петь.

“По каким-то причинам право полушарие мозга не так активно, как левое, которое отвечает за речевые функции, – объясняет профессор, – если вы повредите левую часть, правому полушарию будет очень трудно перенять эти функции”.

Однако когда пациенты кладут свои слова на мелодию, они сильно облегчают работу правого полушарию, где начинают возникать необходимые связи.

Уже после первого урока люди, которые перенесли инсульт и были не в состоянии говорить членораздельно, начинают составлять элементарные фразы, в которых каждому слогу отводится определенная нота мелодии.

Пациентам также предлагается отбивать каждый слог ударом ладони. По словам профессора Шлауга, это “включает внутренний метроном”, который повышает эффективность музыкальной терапии.

Поющие мозги

По словам доктора Анирудха Пателя из Института неврологии в Сан Диего, новое исследование стало “настоящим прорывом в области изучения связи между музыкой и мозгом”.

“Люди часто задаются вопросом, какой отдел мозга отвечает за восприятие музыки, а ответ очень прост: это любое место выше шеи”, – заявляет доктор Патель.

Доктор Нина Краус из Северо-западного университета в Чикаго также изучала воздействие музыки на мозг и регистрировала реакцию с помощью электродов, вживленных в голову.

Доктор Краус смогла воспроизвести электрическую активность клеток мозга по мере того, как они принимали звуковые сигналы.

“Нейроны работают на электричестве, – объясняет она, – поэтому если записать электрическую активность мозга, ее можно потом воспроизвести через динамики и физически услышать, как поет мозг”.

По словам доктора Краус, музыкальное воздействие также улучшает другие функции мозга, такие как способность к чтению, что еще раз подтверждает важность занятий музыкой с раннего возраста.

Источник

Положительное влияние прослушивания музыкальных произведений отмечают многие респонденты, проходившие восстановление после инсульта. Вот и в этом письме отмечается благотворное влияние музыки на восстановление после болезненного состояния…

Здравствуйте! Мне в жизни довелось ухаживать аж за тремя родственниками, перенесшими инсульт. За бабушкой (которой в ту пору было 71 год), за отцом (которому тогда было 54 года) и за моим мужем, которому сейчас 58 лет. Когда я ухаживала за бабушкой, то она просила меня читать ей книги. И я ей читала самые разные книги — «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, «Сестру Керри», «Американскую трагедию», «Финансиста» — Драйзера. Бабушка слушала эти книги в моём исполнении с великой охотой и удовольствием. Но заметного улучшения самочувствия у моей бабушки не было. Хотя после инсульта она прожила ещё почти четыре года… Отец мой сам читал всё, что под руку попадалось — толстые журналы, книги, газеты. И долго не мог самостоятельно вставать. Прошло почти полтора года, прежде чем он стал обслуживать себя сам — то есть, самостоятельно ходить по квартире, самостоятельно ходить в туалет, сам кушать. Но умер отец от второго инсульта, который ударил по нему спустя шесть лет после первого.

А вот мой муж, когда его настиг инсульт, ничего не читал, никого не просил ему читать — он по совету своего одноклассника, который выучился на врача, попросил поставить рядом с ним кассетный магнитофон и в его комнате всегда звучала музыка. И не только классика, но и песни, которые были во время нашей молодости, типа «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…». Надо было видеть его, когда он слушал эти песни, музыку Чайковского… Он прикрывал глаза и начинал в такт музыке выстукивать кончиками пальцев правой руки (той которая могла двигаться после инсульта). И врач, который лечил мужа, был удивлён тем, что он так быстро смог встать и самостоятельно ходить после такого тяжёлого инсульта. Мало того, мой муж сумел полностью восстановить и память и двигательную активность. И чувство юмора у него нисколько не убавилось, а наоборот, по-моему, даже прибавилось. И я очень благодарна его однокласснику-врачу, который посоветовал мужу слушать музыку. При этом скажу, что до инсульта мой муж был совершенно равнодушен к любой музыке. Книги он любил всегда, особенно Вальтера Скотта — он им зачитывался. А вот музыку никогда не слушал. А тут его как прошибло — стал слушать. И вот такие результаты…

И когда я недавно была в поликлинике (надо было получить справку по работе), то увидела женщину, которую под руку вёл молодой мужчина (оказалось её зять). По всем признакам — эта её немощность была обусловлена перенесенным инсультом (тут уж мне трудно было обмануться, при моём-то опыте общения с такого рода больными людьми). Я не удержалась, подошла к ней и вкратце рассказала о моих родственниках и о роли музыки в восстановлении здоровья…. И с Вами спешу этим поделиться.

Здравствуйте, Лидия Феликсовна!

Огромное спасибо за Ваше письмо!

восстановление после инсульта

Восстановление после инсульта: как помогает музыка

Вы совершенно правы — музыка действительно таит в себе колоссальный восстановительный потенциал. Я имею в виду, конечно же, музыку добрую, музыку не агрессивную…

Пациентам, недавно перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), полезно слушать музыку. С её помощью можно не только улучшить настроение, но и ускорить восстановление памяти и внимания, нарушенных в результате болезненного состояния.

Учёные провели исследование с участием пациентов, недавно перенесших инсульт. Все они страдали от нарушений движения и расстройства когнитивных функций головного мозга, таких как память и концентрация внимания.

И вот что выяснилось… У людей, слушавших музыку, результаты восстановления памяти и концентрации внимания были очень хорошими, и их настроение стало более позитивным.

В частности, спустя три месяца после перенесенного инсульта вербальная их память (память, ориентированная на запоминание слов и речевых оборотов) значительно улучшилась. Это эффект не наблюдался у пациентов, прослушивавших аудиокниги.

Музыкотерапия может дополнить существующие в настоящее время способы реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения.

Эта методика вполне доступная, не требующая значительных финансовых затрат, и может быть рекомендована наряду с другими способами лечения. Право слово, это надо использовать по полной программе!

Давно известно, что прослушивание исцеляющей музыки В.А.Моцарта благотворно для взрослых и детей, для женщин в период беременности .

Целебна и музыка М.И.Глинки, — многие пациенты испытали на себе силу и благодать его животворных мелодий.

Лечите душу и тело чудодейственными звуками!

Получайте новые статьи прямо на почту!

Все письма в рубрике “Сердце и сосуды”

Внимание!
Все консультации в интернете нужно перепроверять у своего лечащего врача.

Источник

Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта

Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.

ПОЧЕМУ ПРИ ИНСУЛЬТЕ БОЛЬНОЙ УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
    псевдобульбарная;
    мозжечковая;
    корковая;
    подкорковая;
    экстрапирамидная.

Диспраксия – утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.
Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности;
    ухудшение работы органов чувств;
    физическая и психологическая усталость;
    снижение памяти и концентрации внимания;
    проблемы с глотанием.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЧАСТИЧНОГО И ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО И ГЕМОРРОИДАЛЬНОГО ИНСУЛЬТОВ

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов;
    скороговорки;
    проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;
    магнитотерапия;
    занятия с логопедом;
    сеансы психотерапии;
    музыкотерапия;
    занятия с логопедом;
    дыхательная гимнастика;
    иглотерапия;
    массаж лица и языка;
    рефлексотерапия;
    миостимуляция мышц.

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Группы препаратов

Назначение
антидепрессанты
борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты
успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы
сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты
препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы
улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:

шалфей;
алоэ;
чистотел;
арника;
полынь;
лофант;
подорожник;
боярышник;
зверобой;
пустырник;
земляника;
шиповник;
тысячелистник;
еловые шишки;
серый желтушник;
укропные семена;
скорлупа кедрового ореха;
календула;
василек;
зоря лекарственная;
чернокорень;
донник;
корень синюхи;
мята;
первоцвет;
чернобыльник.

ТИПЫ МАССАЖЕЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.
Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.
Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.
В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  • Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  • Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  • Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  • Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  • Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  • Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  • Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  • Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
  • Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  • Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

СКОРОГОВОРКИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.


Список простых скороговорок:

  • Петр Петру пек пироги.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Купила бабуся бусы Марусе.

Список скороговорок средней степени сложности:

  • Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.

Список сложных скороговорок:

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Заключение
Нарушение речи является одним из признаков и последствий ишемического и геморроидального инсультов. Восстановление нормальной работы речевого аппарата всегда требует времени, однако не во всех случаях удается полностью вернуть утраченные навыки. Реабилитация включает прием лекарств, массажи, упражнения и другие методы. Также не стоит забывать, что восстановление лучше всего будет проходить, если больной регулярно будет слышать речь и постепенно становиться таким же участником разговора, как и все остальные.

Цитаты врачей
Ожегина Ольга Сергеевна:
«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе. В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи. Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»

Наталья Игоревна Кулакова:
«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»

Реабилитационные центры после инсульта

Источник