Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс презентация

Слайд 1

Презентация к уроку ОБЖ Тема: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте» Учитель ГБОУ СОШ № 10: Руссу Павел Сергеевич

Слайд 2

Сердце – орган кровеносной системы, сокращения которого создают энергию для движения крови.

Слайд 3

Кровеносные сосуды – эластичные биологические трубки различного диаметра, образующие замкнутую систему, по которой осуществляется циркуляция крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно к сердцу.

Слайд 4

Сердечная недостаточность – патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца. Внезапное снижение сократительной функции сердца, которое приводит к нарушению внутрисердечной гемодинамики, кровообращения в малом и большом круге, что может привести к нарушению функции отдельных органов. Классификация: – левожелудочковая (левого типа), – правожелудочковая (правого типа), – тотальная. Развивается в течение нескольких недель, месяцев, лет. На ранних стадиях характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью. Острая Хроническая

Слайд 5

Причины сердечной недостаточности: Ревматические пороки; Инфаркты (омертвление (некроз) органа вследствие острого недостатка кровоснабжения); Миокардиты (воспаление миокарда); Длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к ее утомлению.

Слайд 6

Проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружения, потемнение в глазах, обморок). Происходит ослабление работы левого желудочка, повышение давления в малом круге кровообращения , пропотевание жидкости из расширенных капилляров в альвеолы – отек легких. Левожелудочковая недостаточность

Слайд 7

Симптомы: Наиболее ранним клиническим признаком является тахикардия (увеличение ЧСС от 90 уд/мин). Почти одновременно с тахикардией развивается одышка, уменьшающаяся при возвышенном положении верхней части тела. Приступообразная одышка является признаком сердечной астмы или отека легкого, при этом она может сопровождаться кашлем, усиливающимся при перемене положения тела, разнокалиберными влажными и сухими хрипами, пенистым отделяемым из трахеи, рвотой. Больные бледны, кожа покрывается холодным потом, цианоз слизистых оболочек. Аускультативными признаками являются приглушенные или глухие тоны сердца, ритм галопа, появление шумов или ослабление интенсивности ранее имевшее место, аритмии. Наблюдающиеся обмороки могут быть проявлением острой левожелудочковой недостаточности, могут быть обусловлены внезапно возникающей гипоксией мозга из-за низкого сердечного выброса. К другим признакам острой левожелудочковой недостаточности относятся беспокойство, возбуждение, тошнота, рвота, судорожный синдром.

Слайд 8

Причины: инфаркт миокарда, тромбоэмболия легочной артерии (закупорка лёгочной артерии или её ветвей тромбами, которые образуются чаще в крупных венах нижних конечностей или таза). Правожелудочная недостаточность

Слайд 9

Клиника: Боли за грудиной, в грудной клетки; Внезапно возникающая инспираторная одышка (затруднен вдох); Боли в правом подреберье; Отеки конечностей. При осмотре – цианоз, набухание шейных вен, отек ног, гепатомегалия (патологическое увеличение размеров печени). Пульс частый, аритмичный слабого наполнения. Тахикардия, систолический шум над мечевидным отростком, печень увеличена, болезненна при пальпации. Отеки кожи чаще ног.

Слайд 10

Уложить больного на спину, голову повернуть на бок; Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ воздуха; Мониторинг ЧДД, ЧСС; Вызвать «скорую помощь». Первая медицинская помощь

Слайд 11

Инсульт – острое нарушение кровообращения в головном мозгу, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг). Причины: Гипертоническая болезнь; Атеросклероз (снижение эластичности артерий и сужение просвета между ними); Заболевание крови.

Слайд 12

Что способствуют развитию инсульта? малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, курение, ожирение, обезвоживание организма.

Слайд 13

Кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга. Возникает в результате разрыва патологически измененного кровеносного сосуда головного мозга. Развивается внезапно, часто днем после психического или физического перенапряжения. Тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий. Возникает чаще всего при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свертывающих свойств крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом. Геморрагический Ишемический

Слайд 15

Симптомы (признаки) инсульта: внезапная слабость и онемение в руке или ноге; внезапное нарушение речи; внезапная потеря равновесия, головокружение; внезапная потеря сознания; острая головная боль; внезапное онемение губы или половины лица, часто с “перекосом” лица; недавнее изменение в характере или умственных способностях.

Слайд 16

Запомните! 3 приёма распознавания симптомов инсульта, « УЗП ». 1. У — Попросите пострадавшего УЛЫБНУТЬСЯ (улыбка кривая — одна из сторон лица плохо слушается человека, уголок губ не вверх, а вниз опущен). 2. З – Попросите его ЗАГОВОРИТЬ . Попросить выговорить простое предложение. Например: «За окном светит солнце», больной будет говорить запинаясь, как пьяный, или вообще не сможет говорить. 3. П — Попросите ПОДНЯТЬ обе руки (руки поднимаются не на один уровень, рука с пораженной части всегда ниже).

Слайд 17

Течение инсульта имеет три варианта: Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма; Перемежающееся, когда состояние больного периодически ухудшается; Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и смертельным исходом.

Слайд 18

Первая медицинская помощь при инсульте Уложить больного на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду, Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык, Очистить полость рта и дыхательные пути от слизи и рвотных масс, Положить к ногам грелку, Вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лежа и только медработником.

Слайд 19

Профилактика инсульта: активный образ жизни; отказ от вредных привычек; рациональное питание; использование в пищу свежих, качественных продуктов.

Слайд 20

Вопросы и задания: В каких случаях возникает острая сердечная недостаточность? Назовите причины инсульта. Какие осложнения в организме вызывает инсульт, и какие от него могут быть последствия? Назовите симптомы инсульта. В какой последовательности оказывается первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте?

Читайте также:  Клиническая картина острой сердечной недостаточности

Слайд 21

Домашнее задание § 2.1 стр. 29-34.

Слайд 22

Список использованных источников Краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / Под ред. В.И. Покровского. – М. : НПО «Медицинская энциклопедия» : «Крон-Пресс»,1994. Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. для учащихся 11 кл . общеобразоват . учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд., перераб . – М. : Просвещение, 2004. – 157 с. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, Ижевский П.В. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2004. https://sites.google.com/site/osnovabez/pmp-pri-serdecnoj-nedostatocnosti-i-insulte

Источник

Слайд 1

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. Урок 8 11 класс. Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ гимназии Муравлёв Иван Валерьевич

Слайд 2

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний. Цель урока: Формирование практических знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения в экстремальной ситуации связанной с оказанием первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.

Слайд 3

Задачи урока : Обучающие – познакомить учащихся с понятиями сердечная недостаточность, гипертонический криз, инсульт – причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи. Развивающие – познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации. Воспитывающие – сострадание к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь .

Слайд 4

Виды работ: баллы 1. Фронтальный опрос « Что такое сердце?» 0-5 2. Практическая работа «Пульс» 0-5 3. Найди пару «О чем может рассказать пульс» 0-5 4. Работа в группах 0-5 5. Заполнение технологической карты 0-5 6. Тест-опрос по сигнальным карточкам 0-5 Итоговая отметка за урок: 30-25 оценка «5» 24-20 оценка «4» 19-15 оценка «3» Критерии оценивания :

Слайд 6

Кровеносная система

Слайд 7

Места, наиболее доступные для определения пульса

Слайд 8

Как сосчитать пульс? Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца.

Слайд 9

1. Частота пульса измеряется… 5. Замедленный пульс указывает на … 2. Нормальный пульс у школьника … 3. Изменения частоты пульса вызывается… 4. Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на … Найди пару: 1. до 90 ударов в минуту. 5. количеством ударов в минуту 2. переохлаждение организма 3. различными заболеваниями и травмами. 4. на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев

Слайд 10

Причины: Стресс; Длительная перегрузка сердечной мышцы; Ф изическая или эмоциональная перегрузка.

Слайд 11

Признаки: Увеличение частоты сердечной деятельности; Боль в области сердца; Боль под лопаткой; Болевые ощущения в области сердца .

Слайд 12

Сердечная недостаточность патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца Острая сердечная недостаточность Хроническая сердечная недостаточность

Слайд 13

Инсульт – это внезапное прекращение деятельности мозга или отдельных его частей из-за острого нарушения кровообращения или кровоизлияния. www.minclinic.ru www.trezvost.ru Ишемический инсульт Геморрагический инсульт

Слайд 15

Симптомы: Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные; Головокружение, шум в голове и ушах; Тошнота, рвота; Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами; Может быть тяжесть, стеснение в груди.

Слайд 16

В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и вызвать врача. Придать пострадавшему удобное полусидящее положение и обеспечить приток свежего воздуха (открыть форточку, окно, дверь ), освободить грудную клетку. Срочно вызвать «скорую помощь- 03» Побрызгать пострадавшему на лицо и шею прохладной водой и дать понюхать нашатырный спирт Обложить пострадавшего грелками Дать пострадавшему валидол, или нитроглицерин (под язык), или корвалол (40 капель на 100 мл. воды) Оказание ПМП при острой сердечной недостаточности

Слайд 17

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось . Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой. ПРАВИЛО 2 . В любой ситуации всегда боритесь до конца . Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства. ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных , знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже. ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду . Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Слайд 18

Домашнее задание: 1 группа: создание и защита презентации «Причины приводящие к инсульту» 2 группа : создание буклета «Как избежать инсульт?» и его защита перед аудиторией 3 группа : ролевая игра (мини сценка) «Оказание первой медицинской помощи при инсульте»

Слайд 19

Продолжите фразу сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я приобрел(а)… я научился ( лась )… у меня получилось … я смог( ла )… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Читайте также:  Покраснение ног при сердечной недостаточности

Слайд 20

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А . Васнев; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 9-е изд. – М .: Просвещение , 2009. Михайлович В.А.Руководство для врачей скорой помощи Санкт-Петербург «Медицина» 2003. Янгсон Р.М Первая помощь Москва Астрель2002 ru.wikipedia.org/wiki/ http :// doctor . itop . net / ArticleItem . aspx ? ArticleId =27 cardiology . eurodoctor . ru / heart – disease / myocardial _ infarction / / bio .1 september . ru / urok / index . php ? SubjectID =120020 Используемая литература

Слайд 21

Глоссарий! Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. Тахикардия – учащение пульса Брадикардия – урежение пульса Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией Гипотония – понижение АД Гипертонический криз – это резкое повышение АД для данного человека Инсульт – кровоизлияние в мозг.

Источник

Урок ОБЖ в 11 классе

Тема:                 Первая медицинская помощь при остановке сердца

Цель:                Создать условия для формирования знаний о правилах экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека

Задачи:         а) образовательные: дать представление о терминальных состояниях организма; работе сердца, научить обучающихся правильному  выполнению непрямого и прямого массажа сердца; б) развивающие: развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях; применять полученные знания на практике; в) воспитывающие: воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью; стремление оказывать помощь кому-либо в трудную минут, чувства толерантности и эмпатии

Тип урока:                 усвоение новых знаний

Оборудование:         компьютеры, губка, тарелка с водой, воздушный шарик, раздаточный

материал.

Используемые педагогические технологии:

  • интерактивное обучение с использованием технологии КСО;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ технологии.

Межпредметные связи:        биология, информатика

Методы мотивации на уроке:

Эмоциональные:         создание ситуации успеха;

Познавательные:         опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание

проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений

Волевые:         формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей

деятельности

Социальные:         поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами

коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.

Активные методы обучения на уроке:

  • диалог;
  • мини-сценка. «Обморок»
  • презентации: – «Сердце, первая помощь приостановки сердца
  • смысловое чтение текста учебника

Ход урока:

  1. Организационный момент

        Постановка целей и задач урока.

Обыгрывание ситуации с обмороком (Подготовленный ученик имитирует потерю сознания)

Учитель: Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своем постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идет по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг… на него или рядом падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или. В лучшем случае. Стрессовое состояние выводят  человека из строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несет нам технический процесс, надо платить.

Как вы думаете, зачем мы имитировали потерю сознания? (Ответы обучающихся)

Постановка цели. Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца.

        В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.

  1. Усвоение новых знаний.

Для того чтобы научиться оказывать помощь при остановке сердца, прежде всего, необходимо: 1) знать терминальные состояния организма;  2) вспомнить курс биологии, а именно строение сердца; 3) изучить правила проведения реанимационных мероприятий при остановке сердца.

Учитель: организует работу с учебником (с. 277). Задание: охарактеризовать терминальные состояния человек. Обсуждают полученную информацию.

Ученик:  рассказывает о строении сердца, иллюстрируя текст презентаций.

Строение сердца СЛАЙД 1

        Сердце человека представляет собой полный мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Ее внутренняя поверхность выделяет жидкость, уменьшающую трение при его сокращениях. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.

Сердечные полулунные клапаны на выходе из желудочков обеспечивают односторонний ток крови из сердца в аорту и легочную артерию. Они состоят из 3-х створок, имеющих вид  кармашков, обращенных в просвет сосуда. Предсердия и желудочки соединены друг с другом отверстиями, оснащенными створчатыми клапанами. В левой части сердца  находится двустворчатый клапан, а в правой – трехстворчатый клапан. Клапаны прикреплены к стенкам сухожильными нитями с сосочковыми мышцами и обеспечивают ток крови из предсердий в желудочки, препятствуя обратному току при сокращении желудочков.

Работа сердца СЛАЙД 2

Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту.

Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков.

Сокращение предсердий длится – 0,1 сек, сокращение желудочков – 0,3. Кровь захлопывает под давлением створчатые клапаны и устремляется в аорту и легочную артерию, открывая  полулунные клапаны. Расслабление сердца длится 0,4 сек. Кровь свободно притекает из вен в предсердия и оттуда в желудочки. Полулунные клапаны в это время закрыты.

Давление крови в сосудах.

Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.

Читайте также:  Препараты первой помощи при сердечной недостаточности

СЛАЙД 3

У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме  максимальное около 120 мм. рт.ст., а минимальное 70-8- мм.рт.ст. Стойкое повышенное давление в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.

СЛАЙД 4.

         Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Скорость тока в артериях и капиллярах разная. В капиллярах кровь течет значительно медленнее, благодаря чему осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

Учитель:         Все вы слышали слово реанимация. Дайте ваше определение этому понятию (ответы обучающихся)

СЛАЙДЫ 5,6

        Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут  от 3 до 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью. Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.

        В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается, как уже было сказано, 3-5 минут. После чего восстановить нормальную деятельность центральной нервной системы невозможно.

        Признаками клинической смерти являются отсутствие сознания, дыхания и сердечной деятельности. Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15 сек. Нет отчетливых координационных дыхательных движений; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.

        При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.

        К частым причинам клинической смерти можно отнести: инфаркт миокарда; тяжелую механическую травму жизненно важных органов; действие электрического тока; острые отравления; удушье или утопление; общее замерзание; различные виды шока.

        При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция  легких ( искусственное дыхание)

СЛАЙД 7

        Познакомиться с данными видами оказания первой помощи вы должны были подготовиться самостоятельно дома по Интернету.

дз: введите в адресную строку Интернета адрес сайта «Первая помощь» https://www.pomogi-sebe.ru. Познакомьтесь со статьями «Первая помощь пострадавшим», «Первая помощь при остановке сердца», «Искусственное дыхание», «Определение пульса»

СЛАЙД 8

Вопросы к выступлениям обучающихся с сообщениями

  • Что такое первая помощь?
  • Как определить пульс пострадавшего?
  • Как выполняется непрямой массаж сердца?
  • Что происходит с сердцем во время массажа?
  • Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.
  1. Закрепление. Практическая  работа
  1. Что такое первая помощь? Ответ обучающегося. СЛАЙД 9
  1. Как определить пульс пострадавшего? СЛАЙД 10

Ответ обучающегося; демонстрация; выполнение обучающимися.

  1. Как выполняется непрямой массаж сердца? СЛАЙД 11

Ответ обучающегося; демонстрация с учеником; выполнение обучающимися.

  1. Что происходит во время массажа? СЛАЙД 12

Ответ обучающегося. ОПЫТ с губкой (с помощью губки имитируем работу  сердца)

  1. Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания. СЛАЙД 13                      Ответы обучающихся.  ОПЫТ с воздушным шариком (наполненные воздухом легкие – надутый шарик, момент выдоха – спущенный шарик )

                  Демонстрация с учеником; выполнение обучающихся.

Учитель: Подумайте, можно ли сочетать проведение непрямого массажа сердца и искусственную вентиляцию легких?  (Ответы обучающихся)  СЛАЙД 14

  1. Подведение итогов. Рефлексия

        Для того чтобы убедиться, что вы запомнили последовательность выполнения реанимационных действий, составим алгоритм оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.

  • Составление алгоритма СЛАЙД 15
  • Домашнее задание: Изучите § 24, стр. 114-119 учебника.

Учитель: И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.

ПРАВИЛО 1.Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: «Все равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться». И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советам опытных, знающих людей. Не надо считать, что все знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Источник