Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс

Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс thumbnail

Учебник для 11 класса

ОБЖ

   
   

В соответствии с мнением специалистов в области первой помощи целесообразными являются следующие действия:

  • прежде чем приступить к оказанию первой помощи, обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверьте у него наличие дыхания и пульса;
  • вызовите «скорую помощь» для получения квалифицированной медицинской помощи;
  • до прибытия «скорой помощи» не прекращайте оказания первой помощи пострадавшему, если он находится в критическом состоянии;
  • если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешения на оказание первой помощи. При состоянии, угрожающем жизни пострадавшего, оказывать помощь необходимо в любом случае, невзирая на отказ от помощи и даже на сопротивление потерпевшего: он может пребывать в состоянии шока и не отдавать отчёта в своих действиях.

В большинстве случаев первая помощь начинается со снятия одежды и обуви с пострадавшего полностью или частично. При этом во избежание возможных осложнений и нанесения пострадавшему дополнительной травмы необходимо соблюдать следующие правила:

  • начинать снимать одежду с пострадавшего следует с нетравмирован-ной стороны. Например, если травмирована левая рука, то рубашку раньше снимают с правой руки. Если одежда пристала к ране, то ткани одежды не следует отрывать, а нужно обрезать их вокруг раны;
  • при сильном кровотечении одежду нужно быстро разрезать и освободить место ранения;
  • при травмах голени или стопы обувь надо разрезать по шву задника, а потом снимать, освобождая в первую очередь пятку;
  • раздевать пострадавшего полностью нежелательно. В подобных ситуациях освобождают только ту часть тела, где необходимо выполнить определённые манипуляции.

Внимание!

Передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность.

Для этого достаточно в одежде прорезать «окно» так, чтобы после наложения повязки и остановки кровотечения можно было закрыть оголённую часть тела.

Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс

Рис. Старшеклассники на уроке ОБЖ приобретают практические навыки по наложению повязки

Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс

Рис. Для наложения повязки нужно освободить от одежды ту часть тела, которая пострадала

Выводы

  1. Существует определённая последовательность действий при оказании помощи.
  2. Снимать одежду с пострадавшего начинают с нетравмированной стороны.
  3. Для оказания помощи пострадавшему в его одежде прорезается «окно».

Вопросы

  1. Какая последовательность оказания первой помощи считается более целесообразной?
  2. Какая последовательность рекомендуется для снятия с пострадавшего одежды?
  3. Как рекомендуется освобождать ногу от обуви при травмах голени или стопы?
  4. Как при оказании первой помощи пострадавшему рекомендуется поступить с его одеждой, чтобы не раздевать его полностью?

Задания

  1. Используя медицинскую литературу, подготовьте сообщение на тему «Общая последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему».
  2. Продумайте и обоснуйте целесообразность последовательности при оказании первой помощи.

Дополнительные материалы к § 18

Травматический шок у пострадавшего (после аварии, травмы)

Немедленно вызовите «скорую помощь».

Постарайтесь устранить факторы, вызвавшие шок (кровотечение, нарушение дыхания, острая боль).

Признаки шока: серость лица, вялость, заторможенность, низкое артериальное давление, частый и слабый пульс, липкий, холодный пот.

Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс

Рис. Спасатели извлекли из здания, разрушенного в результате землетрясения, пострадавшего в состоянии шока

Уложите пострадавшего так, чтобы голова была ниже туловища, согрейте его укутыванием или обложите грелками, бутылками с горячей водой, нагретыми камнями.

При отсутствии повреждений брюшной полости дайте горячие напитки: кофе, чай или соляно-щелочное питьё (половина чайной ложки соли и чайная ложка питьевой соды на 1 литр воды).

Не позволяйте двигаться до прибытия врача даже при кажущемся улучшении состояния – вывести из шока может только врач.

При ранах, ожогах, переломах дайте обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).

Перенося пострадавшего, приподнимайте его ноги выше головы.

(Из рекомендаций специалиста в области ОБЖ Г. Е. Цвилюка)

Источник

Острая сердечная недостаточность

Острая сердечная недостаточность в большинстве случаев возникает при ослаблении деятельности сердечной мышцы (миокарда), реже — при нарушениях сердечного ритма.

Причинами возникновения острой сердечной недостаточности могут быть ревматические поражения сердечной мышцы, пороки сердца (врожденные или приобретенные), инфаркт миокарда, нарушения ритма сердечной деятельности при вливаниях большого количества жидкости. Сердечная недостаточность может наступить и у здорового человека при физическом перенапряжении, при нарушениях обмена веществ и авитаминозах.

Острая сердечная недостаточность обычно развивается в течение 5—10 мин. Все патологические явления нарастают быстро, и если больному не оказана срочная помощь, это может закончиться летальным исходом. Острая сердечная недостаточность обычно развивается неожиданно, чаще среди ночи. Больной внезапно просыпается от кошмарного сновидения, чувства удушья и нехватки воздуха. Когда больной садится, ему становится легче дышать. Иногда это не помогает, и тогда нарастает одышка, появляется кашель с выделением вязкой мокроты с примесью крови, дыхание становится клокочущим. Если больному в этот момент не оказать срочную медицинскую помощь (схема 23), он может погибнуть.

image

Инсульт

Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут.

Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте. Чаще наблюдаются у мужчин, чем у женщин.

Причинами возникновения инсульта могут быть блокирование кровеносного сосуда сгустком крови или мозговое кровотечение.

Сгусток крови, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым этим сосудом.

Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертония, чаще встречаются у пожилых людей. Неправильное питание, курение также повышают предрасположенность к инсульту.

Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. В результате часть мозга перестает получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это еще сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет еще больший ущерб клеткам мозга. Инсульт от мозгового кровотечения может случиться неожиданно в любом возрасте.

image

Симптомы инсульта: сильная головная боль, тошнота, головокружение, потеря чувствительности одной стороны тела, опущение уголка рта с одной стороны, спутанность речи, затуманенность зрения, асимметрия зрачков, потеря сознания.

При инсульте не давайте пострадавшему есть или пить: он может оказаться неспособным глотать.

Вопросы и задания

1. В каких случаях возникает острая сердечная недостаточность?

2. Назовите причины инсульта.

3. Какие осложнения в организме вызывает инсульт и какие от него могут быть последствия?

4. Назовите симптомы инсульта.

5. В какой последовательности надо оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте?

Задание 39

Для оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности нужно:

а) обложить пострадавшего грелками;

б) дать пострадавшему валидол, нитроглицерин или корвалол;

в) вызвать «скорую помощь»;

г) побрызгать на лицо и шею пострадавшего прохладной водой и дать ему понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом;

д) придать пострадавшему удобное полусидячее положение в постели и обеспечить приток свежего воздуха.

Разместите указанные действия в необходимой логической последовательности.

Задание 40

У одного из ваших знакомых появились сильная головная боль, тошнота, головокружение, одна сторона тела стала менее чувствительной, наблюдается асимметрия зрачков. Определите:

а) что произошло с вашим знакомым;

б) как правильно оказать ему первую медицинскую помощь.

Первая помощь при сердечной недостаточности обж 11 класс

Источник

             МБОУ Фоминская СОШ

                 План-конспект

       Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.

Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи: а) Образовательная :

-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

           б) Воспитательная:

-способствовать воспитанию ответственности за будущее;

-уделить внимание социальному воспитанию.

           в) Развития:

-навыков принятия ответственных решений;

-планирование здорового будущего;

-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная,  индивидуальная.

Оборудование:

  • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
  • таблица «Анатомия сердца и мозга»;
  • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Методы урока: 

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока: 

1. Подготовка к эффектному восприятию.

Учитель ОБЖ:

– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.

2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

5. Правила ухода за больным.

  Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

– Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

  Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

   То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:

– малоподвижный образ жизни;

– курение, употребление алкоголя;

– стрессы;

– нерациональное питание.

Учитель ОБЖ:

– В этот список можно добавить и такие факторы риска:

– избыточная масса тела;

– нарушение углеводно – солевого обмена;

– генетический фактор.

  Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель ОБЖ:

– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

  После выполнения – разбор задания.

  Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)

   Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

  1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .

  2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.

  3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

  4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

  Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

Учащийся:

– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

– Побрызгайте на лицо и грудь водой.

– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ:

– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?

Учащийся:

– Десяти – и одиннадцатиклассники  сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

   1. Регулярно посещать врачей.

   2. Соблюдать режим дня.

   3. Принимать витамины.

   4. Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

   1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

   2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

  3. Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

  Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

– устройство удобной постели и ее чистота;

– оказание помощи во время приема пищи, туалета;

– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

– организация досуга больного;

– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

  Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

 1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

 2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

 3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

 4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

  Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

  Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

  Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

  Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

  Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

  Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.

  Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

  Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

  Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                        Поведение итогов урока;

                                                  Домашнее задание.

Источник