Первая медицинская помощь при инсульте урок обж

Первая медицинская помощь при инсульте урок обж thumbnail

Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Ответственный по комплексной безопасности

Алексей Александрович Евдокимов

Первая помощь при инсульте

Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором пораженные участки центральной нервной системы перестают получать кровь. В результате нейроны безвозвратно погибают. Инсульт является серьезным заболеванием, которое часто приводит к инвалидности. Предотвратить острое нарушение мозгового кровообращения гораздо легче, чем лечить его последствия.

hello_html_m454aafc3.jpg

hello_html_1f2242aa.jpg

Где бы не случился и каким бы не был инсульт – и сам больной (если позволяет состояние), и окружающие должны действовать согласно четкому алгоритму:

  • Не паникуйте!!!

  • Оцените общее состояние больного: сознание, дыхание, сердцебиение, давление.

  • Определите явные признаки инсульта: односторонний паралич руки и ноги, перекошенное лицо, нарушение речи, отсутствие сознания, судороги.

  • Оцените общее состояние

В первую очередь, обратите внимание на:

  • Сознание: его полное отсутствие или любая степень помрачения (заторможенность, сонливость) – признак тяжелого инсульта. Легкие формы не сопровождаются нарушением сознания.

  • Дыхание: оно может быть не нарушено, а может отсутствовать, быть прерывисты, шумным, частым или редким. Делать искусственное дыхание можно лишь при полном отсутствии дыхательных движений.

  • Пульс и сердцебиение: они могут хорошо прослушиваться, быть учащенными, аритмичными или ослабленными. 

  • Вызовите скорую помощь по телефону 103!, 112!

  • Выясните обстоятельства болезни (по возможности, кратко).

  • Окажите реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, сердечный массаж), но только в том случае, если в них есть необходимость (отсутствие дыхания, сердцебиения и широкие зрачки).

  • Правильно уложите больного – на спину или набок либо со слегка приподнятыми головой и туловищем, либо строго горизонтально.

  • Обеспечьте условия для хорошего доступа кислорода к легким и кровообращения во всем организме.

  • Следите за состоянием больного.

hello_html_64bbf2c1.jpg

Правильное положение больного

Независимо от того, нарушено или не нарушено сознание и общее состояние у больного инсультом, ему нужен покой. Любые движения, тем более самостоятельное передвижение, категорически запрещены. Положение может быть:

  • На спине с приподнятыми головой и грудной клеткой – при сохраненном сознании.

  • Горизонтально на боку с повернутой набок головой – при отсутствии сознания, рвоте, судорогах.

hello_html_m13661ebb.jpg

Если есть судороги

Судорожный синдром в виде сильного напряжения всего тела или периодического подергивания конечностей – признак тяжелого инсульта. Что делать с больным в таком случае:

  • Уложите набок, повернув голову, чтобы слюна и рвотные массы не попали в дыхательные пути.

  • Если сможете, поместите между челюстями любой предмет, обернутый тканью. Сделать это удается редко, поэтому не прилагайте больших усилий – от них будет больше вреда, чем пользы.

  • Не пытайтесь раздвинуть челюсти пальцами – это невозможно. Лучше ухватитесь за углы нижней челюсти, попытайтесь вывести ее вперед.

  • Не вставляйте свои пальцы в рот больному (угроза травмы и потери пальца).

  • Удерживайте больного в таком положении до окончания судорог. Будьте готовы к тому, что они могут повториться.

Какие медикаменты можно давать при инсульте

Если скорая помощь вызвана сразу после возникновения инсульта, самостоятельно давать больному любые медикаменты не рекомендуется. Если доставка в больницу задерживается, поддержать клетки мозга в домашних условиях помогают такие препараты (лучше в виде внутривенных уколов):

hello_html_m1539f2b9.jpg

Если инсульт геморрагический

Симптомы, говорящие в пользу геморрагического инсульта:

  • возник резко на высоте физической или психоэмоциональной нагрузки;

  • отсутствует сознание;

  • есть судороги;

  • напряжены затылочные мышцы, невозможно согнуть голову;

  • высокое артериальное давление.

Таким больным помимо стандартной помощи необходимо:

  • Положение строго с приподнятым головным концом (за исключением судорог или реанимации).

  • Прикладывание пузыря со льдом к голове (лучше к той половине, в которой предположительно кровоизлияние – противоположная обездвиженным напряженным конечностям).

Особенности оказания помощи на улице

Если инсульт случился на улице, оказание первой помощи имеет такие особенности:

  • Привлеките к оказанию помощи несколько человек.

  • Организуйте действия каждого из них, четко распределив обязанности (кто-то вызывает скорую, а кто-то оценивает общее состояния и т. д.).

  • Уложив в нужное положение больного, освободите шею и грудную клетку, чтобы ему было легче дышать (снимите галстук, расстегните пуговицы, послабьте ремень).

  • Укутайте конечности, накройте человека теплыми вещами (в холодное время), массируйте и растирайте их.

  • Если есть мобильный телефон или контакты с родственниками, сообщите им о случившемся.

Особенности оказания помощи дома или в любом закрытом помещении

Если инсульт случился в закрытом помещении (в домашних условиях, в офисе, в магазине и т.д.), то помимо стандартной первой помощи обратите внимание на:

  • Свободный доступ свежего воздуха к больному: откройте форточку, окно, дверь.

  • Освободите грудную клетку и шею.

hello_html_6bf6c1e3.jpg

Источник

Тема урока

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНСУЛЬТЕ

Автор: Паутов А. М.

Цель: познакомить учащихся с понятием «инсульт», с причинами его возникновения, правилами оказания первой медицинской помощи при инсульте.

Оборудование: схемы кровообращения, сердечно-сосудистой системы, сердца (схемы из учебника или на отдельных листах наглядного материала кабинета биологии).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Повторение материала.

1. Беседа:

Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система».

Вопросы к беседе:

– Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единственная система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами.)

– Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергия движения крови.)

– Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).

– Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – паталогическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет.)

Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», 2сердечная недостаточность» и «инсульт».

С помощью схем учащиеся показывают направление кроведвижения, деятельность сердечно-сосудистой системы и работу сердца.

2. Анализ конкретной ситуации (АКС).

Учитель. Ознакомившись с реальным случаем из судебной практики, проанализируйте его, ответив на вопросы, записанные на доске:

– Имеются ли в описанной ситуации признаки необходимой обороны, крайней необходимости задержания преступника?

– Каковы условия правомерности причинения вреда?

– Соблюдены ли условия правомерности причинения вреда в данном случае?

– Не были ли превышены пределы необходимой обороны?

– Если условия правомерности не соблюдены, то в чем это конкретно выражено? Перечислить нарушения, их условия, дать АКС.

– Какова ответственность лиц, не соблюдавших условия правомерности?

3. Проверочная работа «О чем может рассказать пульс?».

Задание: закончите предложения (выполняется письменно).

  • Частота пульса измеряется__________________________________________.
  • Нормальный пульс: у ребенка_______________________________________,

у мужчин____________________, у женщин__________________________.

  • Изменения частоты пульса вызывается_______________________________.
  • Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на _________________

_______________________________________________________________,

а у человека, находящегося в состоянии покоя, на______________________

_______________________________________________________________

  • Замедленный пульс указывает на____________________________________

________________________________________________________________.

Ответы: количеством ударов в минуту; до 90 ударов в минуту, от 60 до 80 ударов в минуту, от 78 до 82 ударов в минуту; различными заболеваниями и травмами; на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев, на нарушение сердечной деятельности; на переохлаждение организма. 

  1. Изучение новой темы.

1. Объяснение-рассказ учителя.

Учитель. Инсульт (апоплексия – удар мозговой) – острое нарушение кровообращения в головном мозгу, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг), вызывается психической или физической перегрузкой организма. (Учащиеся записывают определение в тетрадь.)

Способствуют развитию инсульта малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, курение, ожирение, обезвоживание организма. Инсульт сопровождается нарушением сознания длительностью от нескольких часов до нескольких дней.

Признаки: парезы, параличи. Нарушения чувствительности, головокружения, помрачения сознания, нарушение речи и зрения.

Оказание помощи:

  • Необходимо создать покой, осторожно раздеть больного.
  • Уложить больного (если находится в сознании) так, чтобы голова и плечи были немного приподняты.
  • Открыть форточку или окно.
  • Дать выпить чайную ложку кордиамина.
  • Повернуть голову больного набок и следить за тем, чтобы он не повредил себя, чтобы слюна могла свободно вытекать изо рта.
  • Для предупреждения прикуса языка вставить между коренными зубами черенок ложки, обернутый носовым платком или марлей. Следить за тем, чтобы язык не запал.
  • Очищать рот больного от слизи пальцем, обернутым носовым платком.
  • Вызвать скорую помощь.
  • Если прекратились дыхание и сердечная деятельность, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Вам не раз приходилось слышать о терминальном состоянии пострадавшего. Что включает в себя это понятие? (Это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.)

При терминальном состоянии речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Опытные специалисты проводят массаж сердца и искусственное дыхание.

2. Анализ алгоритма.

Учитель. Рассмотрите алгоритмы оказания помощи и прокомментируйте их.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

если у пострадавшего нет признаков жизни

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

пострадавшему в состоянии комы

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕКАРДИАЛЬНОГО УДАРА

и непрямого массажа сердца

ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА

  • Нельзя прекращать непрямой массаж сердца даже при переломе ребер.
  • Нельзя прерывать непрямой массаж сердца более чем на 15-20 секунд.
  • Нельзя прекращать реанимацию при таких признаках ее эффективности, как сужение зрачков и порозовение кожи, но при отсутствии  пульса на сонной артерии.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

после оживления

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАНИМАЦИИ И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ

ОТЕКА ГОЛОВНОГО МОЗГА

  • Приложить к голове холод.
  • Давить кулаками на брюшной отдел аорты на протяжении реанимации.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ

ЖИЗНИ СПАСЕННОГО

  • Обязательно вызвать бригаду «Скорой помощи».
  • Ни на секунду не прекращать наблюдения за состоянием пострадавшего.
  • Быть готовым в любой момент вновь приступить к реанимации.
  • В случае, если появились самостоятельное дыхание и пульс на сонной артерии, но пострадавший так и не пришел в сознание – обязательно повернуть его на живот и приложить к голове холод.

3. Практический тренинг.

Учащиеся отрабатывают в парах навыки выполнения искусственного дыхания под руководством учителя и следуя его рекомендациям и указаниям.

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Что следует понимать под «терминальным состоянием»? Каковы возможности оживления организма? Из каких компонентов складывается техника сердечно-легочной реанимации?

Домашнее задание: найти определение видов инсультов, выявить их отличия и формы заболевания, а также правила оказания первой медицинской помощи при инсульте.

Источник

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Урок 8

Цель урока:

  1. Обучающие – познакомить учащихся с понятиями острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт – причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи
  2. Развивающие – познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации
  3. Воспитывающие сострадание к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь

Оснащение:

  1. таблица: система кровообращения человека.
  2. видеофильм «Первая медицинская помощь»
  3. презентация
  4. компьютер, мультимедиа

Вопросы урока:

  1.  Строение сердечнососудистой системы.
  2. Острый инфаркт миокарда
  3. Гипертонический криз
  4. Инсульт
  5. Решение задач по теме урока.
  6. Домашнее задание : Подготовиться к зачётному занятию по теме  ПМП

ХОД УРОКА.

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг… на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.

Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии. В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.

Для того чтобы нам научиться оказывать  первую помощь, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.

Ученик рассказывает о функции сердца

Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.

Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков..

Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.

У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст.., а минимальное –23 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.

Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Тахикардия – учащение пульса

Брадикардия – урежение пульса.

Острый инфаркт миокарда характеризуется развитием ишемического очага некроза сердечной мышцы с возникновением определённых симптомов.

Причины:

  1. Атеросклероз коронарных сосудов
  2. Тромбоз коронарных артерий
  3. Способствуют стрессы, длительное нервное напряжение

Типичное течение:

Интенсивная боль в загрудинной области, иррадиирущая в левую руку, плечо, лопатку. Боли длительные до суток. Давящие, сжимающие, жгучие. Не снимаются нитроглицерином.

Может отмечаться резкая слабость , головокружение, головная боль, рвота, обморок, тошнота, рвота. В первые сутки – тахикардия, может быть нарушение ритма. У 20-40% -развивается шок, отёк лёгких. К концу 2-х суток –температура 37-38 градусов.

Атипичное течение:

  1. Астматическое – на первое место среди жалоб выходит приступ удушья, у больного вынужденное положение – сидит. Опираясь на сто или стул и «ловит» воздух.
  2. Гастралгическое – очень сильные боли в животе
  3. Аритмическое – проявляется нарушением сердечного ритма. Больной ощущает сердцебиение или неритмичное биение,  или не чувствует как бьётся сердце, а пульс найти не может
  4. Бессимптомное –  признаков заболевания нет, часто больной потом узнаёт, что перенёс инфаркт миокарда

ПМП:

  1. Вызов скорой помощи по телефону 03
  2. Успокоить, придать полусидячее положение, расстегнуть одежду
  3. Нитроглицерин под язык
  4. Кислород

Гипертонический криз:

Это резкое повышение АД для данного человека

Причины:

  1. Психоэмоциональный стресс
  2. Метеорологическое влияние
  3. Избыточное потребление соли и воды
  4. Преходящее ухудшение почечного кровотока
  5. Острая ишемия мозга

Симптомы:

  1. Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные
  2. Головокружение, шум в голове и ушах
  3. Тошнота, рвота
  4. Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами
  5. Может быть тяжесть, стеснение в груди

При нейровегетативной форме –больные возбуждены, беспокойны, испуганы. Отмечают дрожь, сухость во рту, гиперемию лица. Тахикардия, повышение температуры, учащённое мочеиспускание

При водно-солевой форме – больные скованы, подавлены, сонливы, дезориентированы во времени и обстановке. Лицо бледное, одутловатое

При судорожной форме – отмечается потеря сознания, тонические и клонические судороги, может быть отёк мозга, амнезия

Лечение:

Задача – предупредить развитие инсульта, инфаркта миокарда

  1. Абсолютный покой
  2. Полусидячее положение
  3. Андипал 1т, корвалол – при тахикардии -1капля на год жизни, можно настойку валерианы или пустырника в той же дозировке.
  4. Кислород
  5. Вызвать скорую помощь

Инсульт – кровоизлияние в мозг.

Причина :

  1. атеросклероз, тромбоз
  2. Резкое повышение АД
  3. Нервное напряжение

Симптомы:

  1. Внезапная потеря сознания, чаще днём после волнения или физического усилия
  2. На внешние раздражители не реагирует
  3. Лицо багрово-синюшное, ассиметричное
  4. Рот полуоткрыт, щека парусит при дыхании
  5. Глаза закрыты, зрачки сужены
  6. Пульс редкий, АД повышено
  7. Признаки паралича
  8. Непроизвольные естественные отправления

ПМП:

  1. Максимальный покой
  2. Вызов бригады скорой помощи
  3. Уход за больным

Практическая работа:

Работа в группах:

1 группа- разработать меры профилактики при гипертоническом кризе

2 группа – разработать вопросы профилактики при инфаркте миокарда

3 группа – разработать меры профилактики инсульта

Представление  проектов.

И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Дополнительная литература:

  1. Марков В.В., Латчук В.Н.Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс.
  2. Михайлович В.А.Руководство для врачей скорой помощи Санкт-Петербург «Медицина» 2003
  3. Янгсон Р.М Первая помощь Москва Астрель2002
  4. ru.wikipedia.org/wiki/
  5. https://doctor.itop.net/ArticleItem.aspx?ArticleId=27
  6.  https://cardiology.eurodoctor.ru/heart-disease/myocardial_infarction/ 
  7. https://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=120020

Источник