Обучение самоуходу после инсульта
Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) являются важнейшей медико-социальной проблемой. Заболеваемость инсультом составляет 2,5–3 случая на 1 тыс. населения в год. Примерно в одной трети случаев инсульт приводит к летальному исходу. Приблизительно половина тех, кто выжил, стойко утрачивает трудоспособность. Лишь 20% лиц, перенесших инсульт, возвращаются к труду, при этом одна треть всех заболевших – люди работоспособного возраста.
↯
Больше статей в журнале
«Главная медицинская сестра»
Активировать доступ
Необходимость обучения пациентов с ОНМК и их родственников
Во время стационарного лечения пациента, перенесшего инсульт, его реабилитация только начинается: функциональные и психологические улучшения у больных с ОНМК могут наступить в течение нескольких месяцев после выписки. Прекращение оказания специализированной помощи часто приводит к ухудшению физических возможностей и психологического состояния пациента и его семьи. Идеальное решение проблемы – перевод больного из стационара в нейрореабилитационное отделение. Однако таких отделений в нашей стране недостаточно, и, как правило, после получения необходимого лечения больные отправляются домой. Близкие пациентов, перенесших инсульт, зачастую имеют низкий уровень знаний об уходе за тяжелобольными, поэтому их обучение медицинскими работниками в специальных школах здоровья является крайне целесообразным.
В настоящее время в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н “Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг”, представлены следующие школы:
- для беременных;
- для пациентов с сахарным диабетом;
- для пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией);
- для больных с артериальной гипертензией;
- для больных с сердечной недостаточностью;
- для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе;
- для больных с бронхиальной астмой;
- для больных с заболеваниями суставов и позвоночника;
- для пациентов с трансплантированным органом;
- для эндокринологических пациентов с нарушениями роста;
- школа психологической профилактики для пациентов и родственников.
Таким образом, в названном документе нет отдельной школы для перенесших инсульт пациентов и их родственников. Вместе с тем, в ней указана такая медицинская услуга, как “Обучение близких уходу за тяжелобольным пациентом” (A13.30.004).
Результаты опроса родственников пациентов с ОНМК
С целью выявления готовности к обеспечению ухода за тяжелобольным и определения потребности в обучении этому в первом квартале 2011 года в неврологическом отделении для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска было проанкетировано 50 родственников и близких пациентов, требующих по состоянию здоровья постоянного или временного ухода.
Выяснилось, что в основном за пациентами ухаживают женщины – 38 чел. (76% респондентов) в возрасте от 18 до 77 лет (средний показатель составляет 43,5 года). Социальный состав опрошенных представлен рабочими 18 чел. (36%), служащими – 11 чел. (22%), пенсионерами – 9 чел. (18%), домохозяйками 6 чел. (12%), инвалидами – 2 чел. (4%) и безработными – 2 чел (4%). Свой социальный статус отказались указать 2 чел. (4%).
Уход своему супругу обеспечивали 22 респондента (44%), родителям – 12 чел. (24%), взрослым детям – 7 чел. (14%), другим родственникам – 8 чел (16%), близкому другу – 1 чел. (2%).
На момент проведения исследования почти половина (40%) пациентов, близкие которых принимали участие в опросе, передвигались самостоятельно, 17 чел. (34%) могли перемещаться с помощью предметов и помощника, подвижность 9 чел. (18%) была ограничена кроватью и 4 чел. (8%) были полностью неподвижны.
При этом семеро больных (14%) обслуживали себя полностью, 33 чел. (66%) были способны к частичному самоуходу и 10 чел. (20%) нуждались в полном постороннем уходе. У 11 пациентов (22%) имелись нарушения целостности кожных покровов, 12 чел. (24%) не могли контролировать функции тазовых органов, 10 чел. (20%) не могли самостоятельно питаться.
При ответе на вопрос, как они оценивают свои знания по уходу, лишь 8 (16%) респондентов дали оценку “хорошо”, 14 (28%) – “удовлетворительно”. Основная же масса опрошенных 28 (56%) сочли свои знания об уходе за тяжелобольными неудовлетворительными. При этом 18 (36%) опрошенных не пожелали улучшить свои навыки по уходу на специальных курсах и от обучения отказались, 32 чел. (64%) согласились посещать занятия по уходу за тяжелобольными.
Организация обучения родственников
На основании проведенного исследования был сделан вывод о назревшей необходимости организовать обучение родственников уходу за тяжелобольными пациентами на базе неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска. С этой целью в мае 2011 г. была разработана и внедрена в практическую деятельность программа (приложение 1), призванная помочь ухаживающим грамотно осуществлять уход. Ее автор и разработчик – Н.Н. Твердикова, старшая медицинская сестра неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска; научный руководитель проекта – М.Ю. Отмахова, заведующая кафедрой клинических дисциплин ГБОУ ВПО ОмГМА Минздравсоцразвития России; рецензенты – И.Н. Степанов, канд. мед. наук, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ОмГМА и Т.В. Ларькова, главная медицинская сестра БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска.
Программой предусмотрены консультации на тему, когда, как и с помощью каких средств необходимо осуществлять ежедневные гигиенические процедуры, а также подбор индивидуальных эффективных методов профилактики образования пролежней, даются разъяснения о том, как избежать многих, на первый взгляд, невидимых ошибок в уходе.
На занятиях обучают принципам общего ухода, правилам применения специальных средств для этих целей, методам профилактики осложнений у больных с ОНМК, дезинфекции и контроля над изменением состояния здоровья пациента. Разработана карта наблюдения за пациентом в домашних условиях (приложение 2), которую ведут ухаживающие самостоятельно для своевременной оценки динамики изменения его состояния, что позволяет на ранних этапах предотвращать развитие осложнений основного заболевания.
Приобретенные в результате обучения знания и навыки по уходу за тяжелобольными пациентами способствуют:
- повышению качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;
- социально-бытовой адаптации тяжелобольных;
- созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек;
- высвобождению времени родственников за счет оптимизации процесса ухода;
- снижению потребности тяжелобольных в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
Учебный кабинет, в котором проходят занятия с родственниками, оснащен предметами ухода, демонстрационной техникой, дисками с видеофильмами, методическими пособиями и памятками.
Для удобства посещения занятий обучающиеся выбрали вариант повторяющихся циклов занятий с фиксированным расписанием тематики уроков без привязки к конкретной группе. Каждый новый член группы может начать обучение с любого урока, который идет по расписанию. Это возможно благодаря тому, что на каждом уроке рассматривается самостоятельная тема.
В конце каждого занятия для определения качества обучения проверяется усвоение полученных знаний в форме устного опроса в соответствии с программой обучения. Далее проводится обсуждение результатов. Качество программного обучения оценивается путем анкетирования. По итогам уже проведенного анкетирования был выявлен высокий уровень полученных знаний более чем у 80% прошедших обучение.
Занятия в рамках гигиенического обучения и воспитания населения по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья проводят три опытные медицинские сестры неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска. Это высококвалифицированные специалисты с хорошей теоретической и практической подготовкой, стажем работы в учреждениях здравоохранения не менее десяти лет, имеющие сертификаты по специальности “сестринское дело”, диплом о повышенном уровне образования, владеющие необходимыми навыками общения, знаниями нозологии заболеваний, принципов ухода за пациентами и педагогики.
Организует и контролирует работу медицинских сестер в школе старшая медицинская сестра отделения. Своевременность проведения занятий, выполнение учебных программ и методик обучения также проверяют заведующий отделением, главная медицинская сестра и заместитель главного врача по лечебной части. Они же проводят личные беседы с обучаемыми и наблюдают за работой персонала.
Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья и больных, и здоровых людей. Их самостоятельность и активность в этой области способствуют повышению престижа профессии медицинской сестры и приводят к тому, что значительный профессиональный потенциал сестринского персонала используется в должной мере.
Приложение 1
Программа обучения родственников уходу за тяжелобольными пациентами в условиях неврологического отделения МУЗ “ГКБСМП № 2”
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Понятие об инсульте. Обучение принципам помощи в экстренных ситуациях
Форма организации занятий – лекция (1 ч).
Теоретические знания:
- сущность понятия “инсульт”, классификация инсульта;
- основные причины развития заболевания;
- осложнения;
- неотложные состояния, их клинические проявления;
- оказание помощи при развившемся неотложном состоянии.
Практические навыки:
- определение неотложных состояний у пациента;
- оказание первой доврачебной помощи при неотложном состоянии;
- ведение карты наблюдения за пациентом.
Содержание учебного материала: анатомо-физиологические особенности мозгового кровообращения, строение головного мозга. Понятие “острое нарушение мозгового кровообращения”, классификация инсульта. Факторы риска развития заболевания. Последствия. Клинические проявления неотложных состояний при инсульте и порядок оказания неотложной помощи. Форма ведения дневника показателей, используемых в оценке состояния пациента.
Тема 2. Организация ухода в домашних условиях. Безопасная среда
Форма организации занятий – лекция (1 ч).
Теоретические знания:
- понятие инфекционной безопасности;
- создание условий в доме для пациента, перенесшего инсульт;
- оптимизация обслуживания и самообслуживания больного в домашних условиях.
Практические навыки:
- мытье и антисептика рук ухаживающих;
- использование средств по уходу за тяжелобольными.
Содержание учебного материала: понятие “инфекционная безопасность” при уходе за тяжелобольным, правила антисептики. Правила дезинфекции предметов ухода. Какие условия должны быть созданы дома для пациента, перенесшего инсульт? Требование к оснащению комнаты, в которой он находится. Использование предметов ухода.
Тема 3. Уход за полостью рта, кормление пациента
Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).
Теоретические знания:
- правила кормления пациента;
- режим питания пациентов, перенесших инсульт;
- особенности ухода за полостью рта.
Практические навыки:
- техника кормления пациента;
- обработка полости рта.
Содержание учебного материала: режим питания пациентов, перенесших инсульт. Особенности кормления тяжелобольного при нарушении функции глотания. Уход за зубами и полостью рта.
Тема 4. Общегигиенический уход, профилактика пролежней
Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).
Теоретические знания:
- понятие “личная гигиена”;
- уход за кожей, гигиенические и вспомогательные средства для ухода за кожей;
- понятие “пролежни”, места их локализации и стадии развития;
- внутренние и внешние факторы риска развития пролежней;
- оценка риска возникновения пролежней: шкала Ватерлоу.
Практические навыки:
- общее мытье больного;
- профилактика пролежней. Перемещение пациента в постели. Положение Симса, Фаулера;
- уход за пролежневой язвой.
Содержание учебного материала: Личная гигиена тяжелобольного (мытье тела, уход за волосами и ногтями). Применение современных средств ухода за кожей. Смена нательного и постельного белья. Методы перемещения пациента в постели, использование поперечной простыни. Понятие “пролежни”. Места локализации. Стадии пролежней. Схема осмотра кожных покровов. Внутренние и внешние факторы риска развития пролежней. Оценка риска возникновения пролежней по шкале Ватерлоу. Основные принципы профилактики пролежней. Лечение пролежней.
Тема 5. Профилактика застойных явлений в легких. Чем опасна обездвиженность
Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).
Теоретические знания:
- виды лечебно-охранительного режима;
- профилактика пневмонии;
- профилактика контрактур.
Практические навыки:
- постуральный массаж грудной клетки;
- дыхательная гимнастика при нарушении нормального дыхания и вентиляции легких;
- применение пассивной гимнастики парализованных конечностей.
Содержание учебного материала: лечебно-охранительный режим. Профилактика пневмонии у тяжелых лежачих пациентов с нарушением нормального дыхания и вентиляции легких. Массаж грудной клетки, включающий переворачивание больного на живот и легкое постукивание снизу вверх по всей поверхности спины. Применение дыхательной гимнастики (надувание воздушных шариков). Применение пассивной гимнастики парализованных конечностей.
Тема 6. Уход за больными с нарушением мочеиспускания и дефекации
Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).
Теоретические знания:
- анатомия и физиология мочевыделительной системы;
- виды недержания мочи, причины и механизмы недержания мочи;
- современные средства по уходу за людьми, страдающими недержанием мочи;
- понятие “запор”.
Практические навыки
- туалет промежности;
- техника смены подгузников. Содержание учебного материала: анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы. Понятие “недержания мочи”. Виды, причины и механизмы недержания. Современные средства по уходу за людьми, страдающими недержанием мочи. Алгоритм смены подгузников при недержании у тяжелобольного пациента. Уход за промежностью. Понятие “запор”.
Оснащение занятий
Учебно-методическая документация:
- тематический план занятий;
- методическое пособие для проведения занятий с презентациями;
- алгоритмы оказания неотложной доврачебной помощи;
- методическое пособие по уходу для родственников тяжелобольных пациентов;
- памятки по уходу.
Аппаратура – буклеты о средствах по уходу.
Учебно-наглядные пособия:
- видеофильмы по уходу:
- замена подгузников для взрослых;
- мытье больного в постели;
- кормление больного в постели;
- смена положения тела в постели;
- помощь больному при вставании с постели;
- презентации:
- смена постельного белья тяжелобольному;
- профилактика пролежней;
- средства по уходу;
- технические средства для передвижения.
Приложение 2
Карта наблюдения за состоянием тяжелобольного пациента
Дата | |||||||||||||
Время | У | Д | В | У | Д | В | У | Д | В | У | Д | В | |
1. Сознание | Ясное | ||||||||||||
Нарушенное | |||||||||||||
2. Поведение | Адекватное | ||||||||||||
Неадекватное | |||||||||||||
3. Наблюдение за динамическими показателями | АД | ||||||||||||
Термометрия | |||||||||||||
Пульс | |||||||||||||
ЧДД | |||||||||||||
4. Кожные покровы | Чистые | ||||||||||||
Опрелости | |||||||||||||
5. Мочеиспускание | Недержание мочи | ||||||||||||
Задержка мочи | |||||||||||||
Использование подгузников | |||||||||||||
6. Контроль функции кишечника | Самостоятельно | ||||||||||||
Непроизвольно | |||||||||||||
Задержка стула | |||||||||||||
Клизма | |||||||||||||
7. Гигиенический уход | Мытье всего тела | ||||||||||||
Принятие ванны | |||||||||||||
Гигиена полости рта | |||||||||||||
Протирание кожи | |||||||||||||
8. Смена белья | Нательного | ||||||||||||
Постельного | |||||||||||||
9. Аппетит | Хороший | ||||||||||||
Плохой | |||||||||||||
10. Сон | Нарушен | ||||||||||||
Не нарушен | |||||||||||||
11. Двигательная активность | Активное | ||||||||||||
Пассивное | |||||||||||||
Вынужденное | |||||||||||||
12. Дополнительная информация |
Примечание. У – утро; Д – день; В – вечер.
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Источник
Здравствуйте уважаемые читатели!
Меня зовут Елена и я продолжаю рассказывать свою историю о том как у меня случился инсульт и о моей жизни после инсульта.
Жизнь после инсульта продолжение.
Полное равнодушие с моей стороны сейчас спустя много времени я объясняю тем что : скорее всего при кровоизлиянии были поражены наряду с другими и клетки мозга, которые отвечают у нас за эмоции или это воздействие каких-то препаратов. Но склонна думать , что это первый вариант. Потому что и после выписки из клиники уже дома я не испытывала никаких эмоций.
Итак , после подтверждения диагноза (была сделана магнитно-резонансная томография головного мозга) меня поместили в палату интенсивной терапии. Там я находилась десять дней. Не буду писать какое лечение было назначено и как оно проводилось. Это в каждом отдельном случае индивидуально. Расскажу только как я начала понимать что такое инсульт, как мне самой силой своего желания необходимо помогать докторам восстанавливать утраченные функции. В этом понимании хочу отметить трех специалистов это: логопед-афазиолог , специалист ЛФК и массажист. Помню, что они на первой процедуре задавая мне общие вопросы такие как меня зовут, дата моего рождения, какой сейчас год, месяц и т.д. определяли ( как я теперь думаю)степень моей адекватности и ориентированности в месте, времени, ситуации и собственной личности. На последующих процедурах, например, массажист стал порционно каждый день рассказывать в доступной для моего понимания форме как устроен головной мозг, за какие жизненно важные функции отвечают левое и правое полушарие, как науке еще до конца не известны возможности всего головного мозга и на что способны свободные его части . При #инсульте поражается ( я для себя называю «умирает») та или иная область мозга с различными объемами. «Умерший» мозг восстановлению не подлежит. НЕОХОДИМО «ЗАСТАВИТЬ» другие части не поврежденного мозга выполнять функции «умершего». Это возможно только если сам пострадавший это поймет . Однажды до меня это в конце концов дошло. Я поняла для чего массажист (молодой человек ,специалист, по возрасту приблизительно как мой сын) рассказывал мне эти «сказочки» про мозг. Ту же цель преследовала и физиотерапевт ЛФК. Она обращалась , к моему мужу, чтобы и после выписки домой мы продолжали процедуры , не прекращали работать над восстановлением утраченных функций. Ведь обездвиженность ноги и особенно руки без посторонней помощи я не могла сама осуществить. Правая рука от плеча до кончиков пальцев у меня «болталась как шланг ». Правая нога ослаблена. Я могла пошевелить только пальчиками. Нужно было учится заново ходить и восстанавливать функции правой руки ноги, но сначала надо было восстановить (оживить )и ногу и руку. #Доктор повторяла ежедневно снова и снова, что нужно думать и силой мысли повторять все те движения , которые я осуществляла с ее помощью. Когда до меня дошло в конце концов что я тоже должна помочь доктору я стала сосредоточенно думать о движениях и действиях что мы делали . #Пассивность это плохо. Конечно я стала чувствовать усталость, но слова доктора «молодец», вдохновили меня на еще большие старания. Я ничего конечно не чувствовала, но доктор держась за мою руку, постоянно находясь в контакте сказала что почувствовала еле уловимый импульс. Не зная ранее что такое инсульт, очень важно осознать, понять и начать как можно раньше заставлять свой здоровый мозг заметить «умерший».
Логопед очень помогла прежде всего адаптироваться к новой доселе неведомой мне обстановке. А также помогла в восстановлении речевых навыков. Так как правая рука у меня перестала работать мы пробовали заменить ее левой .
Вот первая проба, так сказать пера. (фото из архива автора)
Даже оценку «5» мне поставили ! (фото из архива автора)
А это домик, вверху нарисованный доктором. Я должна была нарисовать его в зеркальном отражении левой рукой.
Это задание , надо выполнять 3-4 раза в день (фото из архива автора)
Это задание , надо выполнять 3-4 раза в день (фото из архива автора)
Это задание , надо выполнять 3-4 раза в день (фото из архива автора)
К подобным упражнениям надо отнестись серьезно. Ведь настанет день, когда придет время покинуть стены клиники , мы вступаем в новую жизнь . Она, жизнь, станет ох как иной , отличной от той что была у нас до инсульта. Придется общаться с родными, друзьями, докторами и т.д. Очень важно чтобы понимали нашу речь ,а не слышали только «мычание» или спутанную не членораздельную речь. Я лично столкнулась в первые дни с тем что подруга переспрашивала у меня то что я сказала. Надо сказать что мой муж и сын никогда не показывали вид , что что-то не понимают. Было ли это на самом деле так или они оберегали меня и не показывали вид ? Продолжение следует…
Жизнь после инсульта
Жизнь после инсульта. Часть 2
Надеюсь Вам было интересно и полезно! Ставьте “палец вверх” и подписывайтесь на канал. Комментируйте и делитесь статьей в социальных сетях. С уважением Елена.
Источник