Обучение самоуходу пациента с инсультом
Конечная цель реабилитационного лечения состоит в том, чтобы научить пациента выполнять максимальный объем бытовых навыков в пределах неизбежных остаточных физических ограничений.
Для достижения этой цели нельзя медлить с началом тренировок навыков самообслуживания.
В план реабилитационного лечения, с самых ранних и на всех последующих его этапах, может и должна быть включена тренировка.
Практический опыт свидетельствует о том, что такие действия, как повороты в постели с боку на бок, прогибание «мостиком», поднятие обеих рук, повороты и дотягивание до прикроватного столика, повороты с последующим усаживанием, переходы из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот являются необходимыми ступенями в программе реабилитации.
Они являются шагами, приближающими к самообслуживанию. Пациенты, перенесшие инсульт, должны также научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу и следить за личной гигиеной. Тренируя перечисленные действия, надо осваивать нормальные стереотипы движений. Эти движения помогут восстановлению нормальной чувствительности.
Первоначально все движения по самообслуживанию должны выполняться с помощью ассистента, а затем, по мере улучшения двигательных функций пациента, становиться все более самостоятельными и произвольными. Еще раз напоминаем о том, что очень важно не допускать появления разочарования от неудач. Для этого реабилитационная программа должна строиться в пределах реальных возможностей пациента.
Как помочь восстановлению повседневных бытовых навыков:
- поощрять пациента к выполнению ежедневных бытовых действий и к использованию нормальных двигательных стереотипов, которые одновременно будут стимулировать восстановление его чувствительности;
- совместно с пациентом искать решение возникающих проблем (далее приводятся советы по выполнению различных повседневных процедур);
- добиваться осознанного выполнения пациентом всех действий;
- вы можете помогать пациенту в обращении с различными предметами. Для управления его рукой положите свою руку сверху;
- вы можете контролировать движения тела пациента, находясь со стороны поражения.
Раздевание (рис. 96):
- пациент сидит на стуле, поставив обе ступни на пол;
- парализованная рука свободно висит между коленей;
- здоровой рукой он стягивает через голову верхнюю часть одежды (например, пуловер);
- первой из рукава извлекается здоровая
- рука;
- затем с ее помощью рукав снимается и с парализованной руки.
Рис. 96. Раздевание
Вы можете контролировать сохранение равновесия сидящего пациента, удерживая плечо парализованной руки вытянутым вперед, а локоть выпрямленным.
Умывание
Если пациент, за которым вы ухаживаете, не способен умываться стоя, он может делать это сидя на пластиковом стуле или табурете.
Как вымыть лицо, туловище и парализованную руку с помощью здоровой руки (рис. 97, 97.1):
- специальную рукавицу для мытья можно сделать из полотенца, разрезанного пополам и сшитого по размеру руки;
- когда пациент надевает рукавицу на здоровую руку, вы можете помочь ему держать рукавицу в парализованной руке (рис. 97);
- надев рукавицу, пациент может умыться сам (или с вашей помощью, если нужно). Парализованная рука находится в раковине с водой или в любой другой емкости небольших размеров, поставленной на стол (рис. 97.1).
Рис. 97-97.1. Умывание
Как вымыть здоровую руку с помощью парализованной руки
Показано на рис. 97.2:
- пациент надевает рукавицу для умывания на парализованную руку, которая свисает между его коленей;
- здоровой рукой пациент поднимает вверх больную руку с надетой на нее рукавицей;
- здоровая рука вытянута вперед и лежит на емкости для умывания;
- вы помогаете движениям парализованной руки, поддерживая ее за локоть и выдвигая плечо вперед.
Рис. 97.2. Как вымыть здоровую руку с помощью парализованной руки
Для вытирания следует использовать такую же рукавицу, только сухую.
Как мыть ноги (рис. 98, 98.1, 98.2).
Рис. 98-99. Как мыть ноги
С помощью обеих рук пациент кладет парализованную ногу на здоровую ногу. Вы можете помочь пациенту мыть ногу, поддерживая парализованное плечо. Обеими руками пациент моет парализованную ногу.
Личная гигиена:
- пациент сидит перед раковиной, положив на нее парализованную руку (см. рис. 97.1);
- он моется здоровой рукой с надетой на нее рукавицей для умывания;
- контроль, за положением пациента, заключается в поддержании равномерного распределения веса тела на обе ноги.
Такое же положение может использоваться при расчесывании волос, чистке зубов, нанесении косметических средств и т. д.
А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова
Опубликовал Константин Моканов
Источник
Физкультура
Перед человеком, перенесшим тяжелое заболевание или травму головного мозга, встает вопрос, как вернуться домой, появиться на улице, приняться за работу, возвратиться ко всему, что он раньше так любил.
Однако восстановление возможностей больного начинается с самых простых навыков – таких, как одевание и раздевание, прием пищи, осуществление гигиенических процедур.
Помощь членов семьи может существенно ускорить восстановление навыков самообслуживания больного.
При оказании такой помощи члены семьи должны консультироваться со специалистами. Существуют также принципы восстановительного обучения больного, о которых членам семьи важно помнить.
Советы родственникам больного, помогающим ему в восстановлении навыков самообслуживания:
1. Все проблемы обсуждаются вместе с самим больным.
3. Помощник берет в свою руку пальцы больного и оказывает на них равномерное давление, но рука помощника не контактирует с предметом.
5. Помощник направляет движения всего тела больного.
6. Перед тем, как переместить одну половину тела, помощник стабилизирует другую половину.
Ниже приведены описания приемов оказания помощи больному при осуществлении им навыков повседневной активности (по: J.Vantieghem, 1991).
7.1. Открывание крана
- Больной сидит на стуле или табуретке, отворачивает (а затем заворачивает) кран, контролируя температуру воды здоровой рукой.
- Помощник контролирует обе руки пациента.
Внимание! Раковина умывальника, которым пользуется больной с параличом руки и ноги после инсульта, должна располагаться ниже, чем обычно, либо же больной должен использовать стул с высоким сидением.
7.2. Чистка зубов, причесывание, бритье, макияж
- Больной: убеждается в своей устойчивости; по возможности выполняет соответствующие процедуры обеими руками.
- Помощник контролирует сохранение больным равновесия, при необходимости направляет парализованную руку больного. Важно делать короткие паузы для восстановления больным равновесия.
7.3. Умывание при помощи здоровой рука
- Больной: поддерживает равновесие в положении сидя (оптимальной позой для сохранения равновесия в положении сидя является такая, при которой туловище слегка наклонено вперед, а парализованное плечо вытянуто); помещает парализованную руку на раковину; моет руку, лицо.
- Помощник контролирует сохранение больным равновесия. За счет изменения высоты стула возможно предупредить сокращение мышц руки в случае повышения мышечного тонуса либо подвывих плеча за счет перерастяжения капсулы плечевого сустава в случае сниженного тонуса мышц.
7.4. Мытье здоровой руки с помощью парализованной руки
- Больной: берет в парализованную руку губку, опираясь здоровой рукой о раковину или стол.
- Помощник направляет движения парализованной руки во время мытья; поддерживает парализованную руку за локоть; выводит плечо парализованной руки вперед. Полотенце для вытирания перекидывается через парализованную руку самим больным или помощником.
Рис. 7.4.
7.5. Мытье ног, первый вариант
- Больной ставит здоровую ногу по средней линии, затем обхватывает двумя руками парализованную ногу в области колена; закидывает парализованную ногу на здоровую ногу и затем моет парализованную ногу.
- Помощник контролирует приведение здоровой ноги и следит за размещением парализованной ноги. В тот период, когда больной закидывает ногу на ногу и осуществляет мытье, следит за тем, чтобы центр тяжести проецировался на пятку парализованной ноги.
7.6. Мытье ног, второй вариант
- Больной моет парализованную ногу двумя руками, обеспечивая сохранение равновесия за счет опоры на обе стопы, стоящие на полу
- Помощник контролирует движения парализованной руки
Рис. 7.6
7.7. Раздевание
- Больной следит за сохранением своего равновесия. Парализованную руку размещает между коленями таким образом, чтобы подавить в ней нежелательные содружественные движения (патологические синкинезии). С помощью здоровой руки снимает воротник рубашки через голову; вытягивает здоровую руку из рукава, зажимая его рукой, которая находится на коленях, а затем здоровой рукой снимает одежду с парализованной руки.
- Помощник: контролирует равновесие пациента; удерживает парализованную руку в вытянутом положении; помогает подавлять нежелательные содружественные движения (патологические синкинезии) в парализованной руке.
7.8. Одевание брюк
- Больной сидит в позе нога на ногу и одевает брюки на парализованную ногу при помощи здоровой руки. Затем переставляет парализованную ногу на пол так, чтобы пятка находилась на одной вертикали с коленом; здоровую ногу протягивает в брючину. Перед завершением натягивания брюк больной должен убедиться в том, что хорошо удерживает равновесие в положении стоя. Для повышения устойчивости он может опереться о стол.
- Помощник направляет руку больного во время первой фазы одевания, контролирует перенос тела пациента на парализованную ногу, помогает фиксировать колено парализованной ноги во время второй фазы одевания.
7.9. Одевание майки
- Больной: помещает майку на бедро здоровой ноги глубоким вырезом ворота вниз, а парализованную руку зажимает между коленями для подавления нежелательных содружественных движений (патологических синкинезий). При помощи здоровой руки одевает майку на парализованную руку до уровня ее локтя; затем просовывает здоровую руку в соответствующее рукавное отверстие и при помощи здоровой руки одевает майку через голову. При одевании майки через голову туловище остается в положении легкого сгибания, затем больной разгибается и выпрявляет майку.
- Помощник направляет парализованную руку пациента в рукав и помогает при одевании майки через голову.
Рис. 7.9.
7.10. Одевание рубашки
- Больной садится так же, как и при одевании майки; размещает рубашку на колене парализованной ноги глубоким вырезом ворота вниз и зажимает парализованную руку между коленями для подавления патологических синкинезий. Затем помещает рукав для парализованной руки между коленями, здоровой рукой натягивает рукав рубашки на парализованную руку до уровня плеча, после чего подхватывает спинку рубашки и протаскивает здоровую руку через другой рукав.
- Помощник направляет парализованную руку больного в рукав.
Рис. 7.10
7.11. Одевание носка на парализованную ногу
- Больной сидит в позе нога на ногу и раскрывает носок большим, указательным и средним пальцами, затем надевает его на парализованную ногу здоровой рукой
- Помощник контролирует состояние равновесия больного
Рис. 7.11.
7.12. Одевание ботинка
- Больной сидит на стуле, опираясь на обе стопы, стоящие на полу. Надевает ботинок на пальцы парализованной ноги, затем ставит стопу с ботинком на пол; вставляет пятку в ботинок, надавливая коленом парализованной ноги вниз.
- Помощник при необходимости корректирует положение ботинка на первом этапе и оказывает давление на парализованное колено на втором этапе.
Рис. 7.12.
7.13. Прием пищи
- Больной сидит в удобной позе за столом, парализованная рука вытянута вперед и лежит на столе
- Помощник направляет движения больного.
- Больному нужен простой и хорошо сконструированный стол; покрытие его не должно быть скользким
Если больной не может пользоваться парализованными пальцами, чтобы удерживать ложку, прикрепите к его кисти повязку шириной в половину длины пальца. На повязке сделайте кармашек, в который поместите рукоятку ложки, а затем учите человека брать ложкой пищу и подносить ее ко рту.
Если больной не может поднять руку и поднести ее ко рту, научите его опираться локтем о стол или колено, либо научите его, как подносить руку ко рту, помогая приподнять руку с ложкой второй рукой.
Научите больного держать чашку и подносить ее ко рту одной или двумя руками. Чашка может быть с одной или с двумя ручками, чтобы ее было легче держать.
Если больной не может держать чашку или подносить ее ко рту, но он может сосать и достаточно плотно смыкать губы, научите его пить через соломинку. Поместите один конец соломинки в чашку, а другой — в рот человека. Однако помните о том, что и соломинка может представлять, так как через нее жидкость может забрасываться в полость рта слишком далеко, что увеличивает риск аспирации.
Наряду с оказанием помощи больному в восстановлении навыков самообслуживания важно также адаптировать домашнюю среду к потребностям пациента. Необходимые изменения могут быть как самыми незначительными (перестановка мебели, прикрепление поручней к стенам комнат, перенос выключателей на удобное для больного место, размещение сиденья в ванне), так и очень серьезными (перепланировка помещений, расширение дверных проемов, установка приспособлений для въезда инвалидной коляски).
Источник
Цель обучения самоуходу – научить пациентов жить полноценной жизнью
Задачи обучения самоуходу –
- Дать общие знания по данному заболеванию
- Научить способам доступной самодиагностики, самоконтроля своего психического и физического состояния, самопомощи и самолечения
- Выработать практические навыки по самоуходу
- Активизировать внутреннюю мотивацию пациентов на выполнение врачебных и сестринских рекомендаций
- Оказывать персональную психологическую и медицинскую помощь
Методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
Формы обучения
- Лекционно-семинарские и практические занятия
- Работа малыми группами
- Деловые группы
- Индивидуальное обучение с использованием учебно-методических пособий, электронных учебников и т.д.)
- Решение тестовых задач
- Проведение конкурсов с элементами обучения, викторин
Программы обучения
- Для пациентов
- Для МС
- Для врачей
Алгоритм обучения самоуходу
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ[5].
- Представиться пациентам, сформулировать мотивы к обучению пациентов
- Объяснить пациентам цель и задачи обучения, ознакомить с планом и программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала
- Определить потребности пациентов в обучении самоуходу
- Оценить образ жизни каждого обучающегося, его социальное и культурное окружение, влияние последнего на процесс обучения
- Выявить исходный уровень знаний пациентов по данному заболеванию путем компьютерного или ручного тестирования (претест)
- Провести психологическое обследование пациентов с помощью опросников (Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) для определения характериологических особенностей личности, личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) для определения типа отношения пациентов к своему заболеванию
ОСНОВНОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ
Теоретический курс изложить в следующей последовательности
1. Определение болезни, ее этиология, факторы риска возникновения болезни
2. Клиническая симптоматика, особенности течения данного заболевания
3. Основные осложнения
4. Лечение и профилактика
На занятиях используются учебно-наглядные материалы, учебно-методические пособия и рекомендации, составленные в свете принципов доказательной медицины
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
- Выработка практических умений по самоуходу при данном заболевании
- Корректировка образа жизни, изменение привычек
- Самоконтроль своего физического и психического состояния
- Обучение методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопомощи
Примечание – обучение может быть групповое и индивидуальное. При проведении групповых занятий состав группы должен формироваться с учетом нозологических форм патологии
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
1. Осуществить контроль знаний и умений пациентов путем компьютерного или ручного тестирования (посттест). Чем выше разница результатов полученного и исходного уровня знаний (посттеста и претеста), тем выше эффективность простой медицинской услуги обучения самоуходу
2. Провести анонимное анкетирование для оценки качества простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу
3. Провести анонимное анкетирование для оценки простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу
алгоритм обучения близких уходу за тяжелобольными[5].
Категория больных –
пожилого или старческого возраста
Пациенты с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних конечностей
Пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения и др. пациенты с ограниченными возможностями самообслуживания или ипользуется в работе школ здоровья (сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность, бронхиальная астма, находящиеся на гемодиализе)
I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.
· Определить степень подвижности или активности пациента
· Психоэмоциональный статус пациента
· Способ удовлетворения основных потребностей пациента
· Социальное и культурное окружение пациента
· Возможности и предпочтения пациента при уходе за ним
· Психическое развитие (умственное, социальное, волевое)
· Отношение к обучению пациента и его близких
· Потребность близких в обучении
1. Наладить терапевтические отношения с пациентом и его близкими
2. Сформулировать мотивы к обучению близких пациента
3. Объяснить близким пациента цели и задачи обучения, ознакомить с учебной программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала
II. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
1.Объяснить близким пациента в доступной форме строение органов и систем органов, функции которых нарушены у пациента, патофизиологию его заболевания, факторы риска, методы профилактики
2.Предоставить близким пациента адекватную информацию о лечении и уходе (это важно для уменьшения беспокойства, поддержания уверенности и обеспечения комфорта).
3.Содействовать близким пациента в получении информации, необходимой для организации и выполнения ухода за пациентом
4.Объяснить близким пациента значение соблюдения пациентом диеты и питьевого режима
5.Объяснить близким пациента опасность изоляции и одиночества пациента, способы ее преодоления
6.Объяснить близким пациента важность правильного приема назначенных пациенту врачом лекарственных средств
7.Помочь близким пациента выбрать необходимые средства по уходу за пациентом в соответствии с его личными предпочтениями и финансовыми возможностями семьи
8.Научить близких пациента способам ухода за пациентом
9.Научить близких пациента правильно использовать специальные приспособления и вспомогательные средства при уходе за пациентом
10. Убедить близких пациента в необходимости вести дневник контроля
оценка интенсивности боли[5].
Оснащение – визуально-аналоговая шкала оценки боли, вопросник Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.
. Подготовка к процедуре.
1. Убедиться, что пациент находится в сознании.
1.1. при диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.
2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.
2.1. При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
II. Выполнение процедуры.
4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:
4.1. Спросить у пациента о наличии боли.
При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:
4.1.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.
4.1.2. Выяснить локализацию боли
4.1.3. Выяснить иррадиацию боли
4.1.4. Выяснить продолжительность боли
4.1.5. Выяснить характер боли
4.1.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.
4.2. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.
5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки
5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.
5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.
5.4. Полученные результаты документировать.
6. При проведении первичной оценки уровня боли, а также при изменении характера болевого синдрома провести оценку уровня боли на описательном уровне:
6.1. Инструктировать пациента о правилах заполнения вопросника Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.
6.2. Предоставить пациенту бланк вопросника Мак-Гилла и авторучку.
6.3. По окончании заполнения, рассчитать ранговые индексы по 4 основным группам (сенсорные ощущения, эмоциональные ощущения, оценка интенсивности, параметры, отражающие общие характеристики боли); на основании полученных показателей рассчитать ранговый индекс боли (РИБ).
6.4. Заполнить расчетные поля бланка вопросника.
6.5. На основании данных, полученных в п. 3.2.1, заполнить поле «настоящее ощущение интенсивности боли» (НИБ)
III. Окончание процедуры.
7. Ознакомить пациента с полученными результатами.
8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
9. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)
При проведении оценки уровня боли по шкале Мак-Гилл (McGill) необходимо попросить пациента отметить одно слово, которое наиболее точно отражает его болевые ощущения в любых (не обязательно во всех) классах оценочной шкалы.
В педиатрической, геронтологической, психиатрической практике, а также в случаях, когда проведение оценки уровня боли затруднено языковым барьером, может быть использована пиктографическая шкала, схематично изображающая выражения лица человека.
К невербальным признакам боли (маркерам боли) относятся:
– Влажная кожа.
– Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.
– Слезы, влажные глаза.
– Расширение зрачков.
– Вынужденная поза.
– Характерная мимика – сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).
– Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.
– Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).
– Изменение речи (темпа, связности, стиля).
– Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).
– Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.
– Нарушения сна.
– Потеря аппетита.
– Стремление к одиночеству.
– Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.
Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Терминальное состояние – конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смерти, состоит из предагонии, агонии и клинической смерти[1].
Источник