Обучение инсульта в школе

Обучение инсульта в школе thumbnail

Профилактика инсультовВторичная профилактика инсульта складывается из различных аспектов, в том числе, повышения знаний пациентов о факторах риска, симптомах острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), а также действий, которые необходимо провести в случае подозрения на его возникновение.


Больше статей в журнале

«Главная медицинская сестра»

Активировать доступ

Введение

Стратегии вторичной профилактики инсульта и контроль факторов риска являются значимым аспектом современной системы здравоохранения [1]. Инсульт – многофакторное заболевание; к наиболее значимым модифицируемым факторам риска которого относят курение, неправильное питание, гиподинамию и злоупотребление алкоголем.

Эти факторы риска обусловливают до 80% всех случаев ишемической болезни сердца и поражения сосудов головного мозга [1].

Некоторые исследования демонстрируют, что пациенты с установленными факторами риска в большей степени осведомлены о риске повторного инсульта [2], в то время как другие исследователи указывают на низкую осведомленность о факторах риска инсульта в популяциях с высоким риском [3].

Несмотря на улучшения в терапии сердечно-сосудистых заболеваний на фоне достижений современной медицины и государственных стратегий, приверженность вторичной профилактике инсульта остается крайне низкой [4], по данным анализа более 2000 пациентов с ишемическим инсультом (ИИ), около 25% из них прекращали прием одного или более препаратов, назначенных для профилактики повторных инсультов, в течение 3 месяцев [5]. Через год после перенесенного инсульта 22% пациентов продолжали курить, 36% пациентов страдали ожирением и 4% злоупотребляли алкоголем [4].

Международные исследования демонстрируют низкую вероятность обращения за неотложной медицинской помощью при возникновении симптомов инсульта у пациента или члена семьи [3].

В случае впервые возникшего инсульта такая тенденция позволяет предполагать, что пациенты или их родственники не считают необходимым оказание неотложной медицинской помощи при инсульте или предполагают, что ничего не удастся изменить, даже если они быстро обратятся в больницу.

Среди пациентов, перенесших инсульт, лишь 42% были осведомлены о риске повторного инсульта, и лишь 27% вспомнили о том, что врач информировал их о таком риске [3]. Исследования также демонстрируют низкую осведомленность о риске инсульта в популяции пациентов высокого риска; лишь 41% понимали наличие высокого риска повторного инсульта [6].

Недооценка населением потенциальных тяжелых последствий инсульта может становиться одной из причин недостаточного соблюдения мер вторичной профилактики [7]. Низкий уровень осведомленности и знаний о данном заболевании приводит к субоптимальному соблюдению мер по модификации риска.

В то же время наличие необходимых знаний может позволить добиться улучшения соблюдения схемы приема лекарственных препаратов и изменений образа жизни, что подтверждается результатами обучающих кампаний по повышению осведомленности о симптомах и признаках инсульта, которые позволили повысить раннее распознавание заболевания и своевременность оказания неотложной медицинской помощи, включая современные методы лечения – тромболизис при остром ИИ [8].



Таким образом, в настоящее время перед системой здравоохранения стоит задача продолжения повышения осведомленности и обучения факторам риска и мерам по профилактике инсульта населения в целом и пациентов с инсультом в частности.

Дальнейшие исследования поведения пациентов, перенесших инсульт, позволит повысить в будущем эффективность проводимых информационных кампаний.

Цель исследования: оценить работу школ для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения и их родственников, проводимых в первичных сосудистых отделениях и региональном сосудистом центре Тюменской области.

Материалы и методы

В Тюменской области в 2011 г. в рамках национального проекта «Здоровье» с целью обеспечения своевременной и качественной медицинской помощи пациентам с ОНМК были открыты региональный сосудистый центр (РСЦ) на 90 коек в ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №2» (г. Тюмень) и первичные сосудистые отделения (ПСО) на 30 коек каждый на базе ГБУЗ ТО «Областная больница №3» (г. Тобольск), ГБУЗ ТО «Областная больница №4» (г. Ишим) и ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) (Приказ Департамента здравоохранения Тюменской области №58ос от 10 марта 2011 г).

За оцениваемый период ПСО и РСЦ было госпитализировано 23689 пациентов с ОНМК, из них 17382 (73,4%) с ИИ и 3619 (15,3%) с ГИ (табл. 1).

Школы для пациентов с инсультом и их родственников 

Помимо оказания диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для пациентов с ОНМК и их родственников во всех сосудистых отделениях и сосудистом центре с 2012 г. были организованы специальные школы, на которых подробно доступным языком рассказывается об основных факторах риска ОНМК, о мерах первичной и вторичной профилактики заболевания и основах ухода за пациентами с последствиями инсульта.

Целями создания данных образовательных мероприятий были: оптимизация, совершенствование, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи пациентам с ОНМК; повышение информированности пациентов с ОНМК о заболевании и факторах риска его развития; повышение ответственности за сохранение своего здоровья; формирование у пациентов рационального и активного отношения к заболеванию; формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнений рекомендаций врача.

Задачами школ явились повышения информированности пациентов о причинах и симптомах ОНМК, о влиянии поведенческих факторов риска на здоровье; обучение пациентов основам самоконтроля, средствам и навыкам доврачебной самопомощи при развитии ОНМК; обучение основам здорового образа жизни и принципам лечебного питания.

Каждая школа включает в себя 10 следующих тем: артериальная гипертония (АГ) и инсульт; ожирение как фактор риска инсульта. Здоровое питание; курение и здоровье; физическая активность и здоровье; стресс и здоровье; первичная профилактика сосудистых заболеваний; вторичная профилактика сосудистых заболеваний; позиционирование в реабилитации; место логопеда в обучении родственников, перенесших ОНМК; жизнь после инсульта.

Для оценки результатов работы школ для пациентов с ОНМК и их родственников была разработана специальная анкета, состоящая из 10 вопросов (открытые, закрытые и альтернативные), которую слушатели заполняли после прохождения обучения в школах. В данной анкете оценивалось не только качество обучения и преподнесения информации, но и полученные знания об ОНМК, его факторах риска и действий, которые необходимо предпринять при подозрении на его возникновение.

Критериями для формирования статистической совокупности исследования были пациенты, находившиеся на лечение в ПСО и РСЦ Тюменской области, а также их родственники. Было проанализировано 2221 анкета, 1617 из которых заполнили пациенты ПСО и РСУ и 604 родственники пациентов.

Анкетирование было проведено на выборочной совокупности, формирование которой происходило случайным методом.

При обработке анкет часть из них была выбракована из-за неполных и нечетких ответов на поставленные вопросы (n=21), таким образом всего в работе представлены результаты анализа 2220 анкет.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием Microsoft Excel и SPSS 15.0 и Statistica 8.0 for Windows (StatSoftlnc., USA). Эпидемиологические показатели рассчитывались как в абсолютных единицах измерения, простым суммированием числа заболевших больных, так и в относительных, в расчете на единицу численности населения. Различия считались статистически значимыми при уровне ошибки p<0,05.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
    В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Результаты

Всего за период 2012-2017 года обучение в школах прошли 8254 человека, из которых 5243 (63,5%) являлись пациентами сосудистых центров, перенесшими инсульт, и 3011 (36,5%) – их родственниками или лицами, осуществляющими уход (табл. 2).

Проанализирована частота посещаемости каждой из тем. АГ – наиболее частый модифицируемый фактор риска инсульта; распространенность которой в развитых странах составляет до 30% в большей степени среди пожилой популяции. Рекомендация о необходимости лечения и контроля повышенного артериального давления (АД) во избежание инсульта подразумевает необходимость поддержания систолического АД (САД) на уровне <149 мм рт.ст. и диастолического АД (ДАД) <80 мм рт.ст. в общей популяции, и САД <130 мм рт.ст. и ДАД <80 мм рт.ст. у пациентов с диабетом. Лекции о роли АГ в развитии ОНМК были наиболее часто посещаемыми: за оцениваемый период их прослушало 6749 (81,8%) человек.

Школы для пациентов с инсультом и их родственников 

Ожирение – доказанный фактор риска развития сосудистых заболеваний, включая инсульт. Мета-анализ, включавший данные более 2,2 миллионов участников, продемонстрировал значимую взаимосвязь избыточной массы тела, ожирения и увеличения риска ИИ. Увеличение индекса массы тела (ИМТ) на единицу увеличивает скорректированный относительный риск инсульта на 6%.

Изменения образа жизни включают коррекцию диеты с увеличением доли фруктов и овощей (мета-анализ 9 исследований продемонстрировал, что прием 3-5 порций овощей и фруктов снижает риск инсульта до 0,89) и ограничение соли 9.

Другие изменения образа жизни включают снижение массы тела, увеличение аэробной активности и ограничение потребления алкоголя. Практически 2/3 слушателей школы (5427; 65,7%) прослушали лекцию о роли ожирения в развитии инсульта и значимости здорового питания для вторичной профилактики.

Курение по данным исследований является независимым фактором риска ишемического и геморрагического инсульта как у мужчин, так и у женщин. У курильщиков риск возникновения инсульта в течение жизни в два раза выше, чем у не курящих людей. Лекции, просвещенные курению и стратегиям отказа от него прослушали 5158 (62,5%) человек.

Физическая активность также способствует профилактике повторного инсульта за счет улучшения контроля факторов риска инсульта (например, сахарного диабета, АГ и дислипидемии).

Помимо пользы для здоровья, физическая активность у пациентов, перенесших инсульт, способствует адаптации и достижению социальных целей. Несмотря на доказанные преимущества физической активности, результаты исследований демонстрируют низкий уровень активности у пациентов, перенесших инсульт, а также у пациентов с другими хроническими заболеваниями. Данная тема была интересна большинству слушателей, лекции посетили 5139 (62,3%) пациентов и их родственников.

Психосоциальный стресс является важным и часто недооцениваемым фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая инфаркт миокарда и инсульт.

Психосоциальный стресс, который подразумевает сочетание общих стрессовых факторов дома и на работе (периодические или постоянные стрессовые ситуации по сравнению с редкими или отсутствующими стрессовыми факторами), связан с повышением заболеваемости инсультом. Занятия о роли стресса в развитии ОНМК и способов борьбы с ним посетили 5766 (69,9%) человек.

Первичная профилактика инсульта основывается на выявлении индивидуальных факторов риска для оценки вероятности возникновения инсульта и последующей модификации имеющегося риска.

Данные лекции также были интересны большинству пациентов и их родственников (5350; 64,8%).

Повторные инсульты составляют более 30% всех случаев инсульта и связаны со значительным повышением заболеваемости и смертности.

Профилактика повторных инсультов также требует агрессивного воздействия на факторы риска [1]. Лекции о значимости вторичной профилактики были прослушаны 5564 (67,4%) людьми.

Пролежни – одно из наиболее распространенных осложнений инсульта после госпитализации, которое создает дополнительные сложности для пациента и членов семьи.

Лекции о роли позиционирования пациентов после инсульта посещали преимущественно родственники пациентов, перенесших инсульт, при этом всего данные лекции посетили 4923 (59,6%) человек.

Афазия остается одним из самых значимых последствий инсульта и возникает у 21-38% пациентов.

В связи с тем, что афазия нарушает коммуникативные навыки и затрудняет возвращение в социум, на рабочее место, коррекция афазии является одной из важнейших целей лечения и реабилитации как в остром, так и хроническом периоде инсульта. В связи со специфичностью данного осложнения инсульта, посещаемость данной лекции была самой низкой – 3672 (44,5%).

Сохранение способности «двигаться дальше», принять и адаптироваться к новому образу жизни после инсульта является залогом успеха, однако достичь этого не просто.

Это требует сложного видоизменения внутренних и внешних взаимоотношений и происходит с течением времени, постепенно, позволяя пациенту вернуться к «норме». Данная лекция была одной из наиболее популярных, ее прослушали 6571 (79,6%) человек.

Школы для пациентов с инсультом и их родственников 

 Школы для пациентов с инсультом и их родственников

По результатам анкетирования было выявлено, что большинство слушателей (n=2016; 91,6%) считали, что информации, предоставляемой на лекциях, было достаточно и они получили полноценные знания по основным аспектам ОНМК.

Более того, практически все респонденты (n=2140; 97,3%) сообщили о том, что информация была донесена до них в доступной форме, понятным языком. Одной из задач проводимых образовательных мероприятий было научить слушателей основам ухода за пациентом, перенесшим ОНМК, а также необходимости регулярного приема назначенных врачом лекарственных препаратов и контроля таких показателей как уровень АД, глюкозы крови и др. В ходе анкетирования большая часть слушателей (n=1994; n=90,6%) отметила, что после занятий владеет соответствующими практическими навыками. Учитывая высокую частоту как первичных, так и повторных инсультов, важным этапом обучения явился подробный инструктаж о действиях, которые необходимо предпринять в случае возникновения ОНМК, который проводился на нескольких занятиях с целью более эффективной усвояемости материала.

После завершения образовательных мероприятий 2174 (98,8%) слушателя сообщили, что знают каким образом необходимо оказывать помощь лицам с подозрением на развитие ОНМК. Для респондентов был разработан специальный раздаточный материал (буклеты, листовки, методические рекомендации), который выдавался после каждой темы школы.

Большинство слушателей (n=1923; 87,4%) ответили, что им было достаточно раздаваемого материала для получения ответов на имеющиеся у них вопросы. Кроме того, 2029 (92,2%) респондента были полностью удовлетворены качеством и эффективностью проводимых школ и сообщили о том, что считают необходимым дальнейшее их проведение в соответствующем формате (табл. 4).

Заключение

Высокая распространенность инсульта является мировой проблемой. Многие факторы риска связаны с образом жизни [4] и, соответственно, могут быть модифицированы. Высокая частота повторных сосудистых катастроф также указывает на важную роль вторичной профилактики инсульта в процессе реабилитации [1].

Международные рекомендации, основанные на принципах доказательной медицины, подразумевают мультимодальную стратегию профилактики инсульта для снижения риска повторного инсульта и других сосудистых катастроф.

Мультимодальное вмешательство подразумевает назначение адекватной лекарственной терапии (антигипертензивные препараты, статины и антиагреганты), обучение профилактике инсульта и изменение образа жизни, включая обучение, направленное на повышение приверженности терапии, а также стратегии, направленные на стимуляцию и поддержание положительных изменений образа жизни.

Результаты исследований указывают на низкий уровень осведомленности пациентов с высоким риском повторного инсульта и определяют факторы, влияющие на осведомленность о риске, а также препятствия к формированию правильного понимания заболевания.

Медицинские работники должны рассматривать обучение и повышение осведомленности о риске в качестве метода повышения приверженности лечению и изменению образа жизни при консультировании пациентов в группе высокого риска [10].

Обучение инсульта в школе

Выводы

Проведенное социологическое исследование продемонстрировало эффективность организованных в ПСО и РСЦ Тюменской области школ для пациентов с инсультом и их родственников. Рекомендовано продолжить проведение данных образовательных мероприятий и внедрить их в других регионах со сходными социально­экономическими и демографическими характеристиками.

Литература

  1. Imam Y.Z., D’Souza A., Malik R.A., Shuaib A. Secondary Stroke Prevention: Improving Diagnosis and Management with Newer Technologies. Transl Stroke Res. 2016;7(6):458-477. doi: 10.1007/s12975-016-0494-2
  2. Stroebele N., Muller-Riemenschneider F., Nolte C.H. et al. Knowledge of risk factors, and warning signs of stroke: a systematic review from a gender perspective. Int J Stroke. 2011; 6(1):60-6. doi: 10.1111/j.1747-4949.2010.00540.x.
  3. Samsa G., Cohen S., Goldstein L., et al. Knowledge of risk among patients at increased risk of stroke. Stroke 1997; 28: 916-921. doi.org/10.1161/01 .str.28.5.916.
  4. Redfern J., McKevitt C., Dundas R., et al. Behavioural risk factor prevalence and lifestyle change after stroke: a prospective study. Stroke 2000; 31: 1877-1881. doi.org/10.1161/01.str.31.8.1877.
  5. Bushnell C., Zimmer L., Schwamm L., et al. AVAIL registry. The adherence eValuation After Ischemic Stroke Longitudinal (AVAIL) registry: design, rational and baseline patient characteristics. Am Heart J 2009; 157: 428-435. doi.org/10.1016/j.ahj.2008.11.002.
  6. Slark J., Bentley P., Majeed A., et al. Awareness of stroke symptomatology and cardiovascular risk factors amongst stroke survivors. J Stroke Cerebrovasc Dis 2012; 21: 358-362. doi.org/10.1016/j.jstrokecerebrovasdis.2010.09.010.
  7. Баклушина Е.К., Бурсикова Д.В., Нуженкова М.В. и др. Медицинская информированность пациентов, перенесших инсульт, ее состояние и динамика в условиях второго этапа реабилитации. Курортная медицина 2016;2:98-101.
  8. Sobotkova P., Goldemund D., Reif M., Mikulik R. Predictors of noticing stroke educational campaign. J Stroke Cerebrovasc Dis.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Обучение инсульта в школе

Описание слайда:

Что такое «Школа инсульта» и кому она нужна?

Слайд 2
Обучение инсульта в школе

Описание слайда:

Основные цели занятий в школе для больных инсультом, и их родственников.

2.1.Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
2.2.Формирование мотивации к своевременному и посточнному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
2.3.Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
2.4.Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
2.5.Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных ,перенесших инсульт, и их родственников.

Слайд 3
Обучение инсульта в школе

Описание слайда:

Основные виды деятельности школы для больных, перенесших инсульт, и их родственников
3.1.Обучение больных, перенесших инсульт, и их родственников по типовым программам.
3.2.Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных,перенесших инсульт, и их родственников, обучающихся в Школе.
3.3.Анализ эффективности обучения больных, перенесших инсульт, и их родственников.
3.4.Взаимодействие со всеми структурными подразделениями лечебно-профилактического учреждения, на базе которого функционирует Школа.
3.5.Взаимодействие со школами для больных, перенесших инсульт, и их родственников в лечебно-профилактических учреждениях, на базе которых организованы региональный сосудистый центр и первичные сосудистые отделения, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
3.6.Участие в реализации деятельности общероссийского общественного объеденения родственников больных с инсультом.
3.7.Реализация социально ориентированных программ для больных, перенесших инсульт, и членов их семей.
3.8.Пропаганда здорового образа жизни и профилактики инсульта среди населения.

Слайд 4
Обучение инсульта в школе

Описание слайда:

План занятий
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью не менее 90 минуит каждое.
Всего в обязательный цикл входит 7 занятий.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов и их родственников. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Для медицинских работников, проводящих занятия, разработано информационно-методическое пособие «Школа здоровья. Жизнь после инсульта», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.
Программа обучения включает обязательные темы: психологические реакции на развившееся заболевание, что необходимо знать об инсульте, принципы, средства ухода за больным и подходы и средства реабилитации, постинсультные состояния, возвращение домой, юридические основы социальной помощи пациентам, лечебная физкультура у пациентов, перенесших инсульт.
При интересе пациентов и их родственников и возможности организации допускается включение дополнительных тем и практических занятий (головная боль, головокружение, сахарный диабет, остеохондроз позвоночника и пр.).

Слайд 5
Обучение инсульта в школе

Описание слайда:

План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
.
Цель:информированние слушателей о заболевании инсультом, его типах и факторах, приводящих к его развитию, а также возможностях первичной профилактики;
– обучение последовательности действий при подозрении на инсульт, обоснование ранней госпитализации;
– информирование больных и их родственников о необходимости и направлениях вторичной профилактики инсульта.
Содержание.
Определение инсульта, его виды и периоды заболевания. Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.
Активная часть (вопросы-ответы)- 5 мин.
Перерыв-5 мин.
Информационная часть -30 мин.
Клинические признаки инсульта. Что такое преходящие нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт и его виды. Вторичная профилактика инсульта. Последовательность действий при подозрении на инсульт.

Слайд 6
Обучение инсульта в школе

Описание слайда:

План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
Активная часть (вопросы- ответы)- 10 мин.
Подведение итогов- 5 мин.
По окончании занятия слушатели будут знать:
– определение инсульта;
– опасность и распространенность заболевания;
– типы и виды инсульта;
– основные симптомы инсульта;
– первую помощь при подозрении на инсульт, необходимость ранней госпитализации;
-факторы риска развития заболевания, основные направления первичной и вторичной профилактики.

Слайд 7
Обучение инсульта в школе

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник