Нейропсихологическое заключение после инсульта

Нейропсихологическое заключение после инсульта thumbnail

Схема нейропсихологического заключения

(Хомская Е.Д. Нейропсихология изд. МГУ 1987г.)

  1. Характеристика личности больного
  2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов)
  3. Данные экспериментально-психологического исследования:

· Характеристики внимания

· Состояние гностических процессов

· Состояние праксиса (пальцевого праксиса позы (кинестетического), пространственного, динамического, орального)

· Характеристика речевых процессов (устная, письменная речь, чтение)

· Характеристика счета

· Характеристика памяти

· Характеристика интеллектуальной деятельности

· Характеристика эмоциональных реакций

  1. Оценка полученных данных Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения.

Развернутая схема нейропсихологического заключения

(по материалам лекций на кафедре клинической психологии МПСИ)

Часть 1

Число, возраст. Ф.И.О. пациента.

Общая характеристика больного: указывается степень ориентированности в месте, времени, собственной личности (в соотнесении с биографическими данными). Описывается поведение пациента в процессе обследования, личностные проявления. В заключении психолог отмечает характер мотивированности обследуемого, заинтересованности в обследовании, отношение, как к самому обследованию, так и к его результатам, чувство дистанции, контактность, адекватность поведения в ситуации обследования, По материалам беседы следует добавить отношение больного к своей болезни и критичность к своему состоянию. Подробно описать жалобы больного на нарушения психических функций: память, внимание, речь, слух, зрение, на нарушение эмоций и т.д., или отметить их отсутствие. Необходимо описать характер понимания и удерживания инструкций.

Характеристики деятельности пациента: устойчивость, темп, качество (импульсивность, инертность, ригидность и т.д.) Критичность к результатам выполнения проб. Качество произвольной регуляции деятельности.

Характеристики работоспособности: колебания, проявления усталости, изменение темповых характеристик деятельности.

Данные обследования профиля латеральной организации (ПЛО). Левшество явное, скрытое, парциальное, амбидекстрия.

Часть 2

Описываются все виды исследованных функций (по 1-2 предложения, отразить характер ошибок, степень выраженности нарушения). В случае сохранности функций отмечается факт того, что нарушение не выявлено.

зрительный гнозис,

зрительно-пространственный,

слуховой гнозис (речевой, неречевой),

тактильный гнозис

соматосенсорный гнозис

восприятие эмоций

динамический праксис,

реципрокная координация

кинестетический праксис (праксис позы)

оральный праксис

пространственный праксис позы

слухо-моторные координации

Описываются особенности познавательных процессов:

мнестических (модально-неспецифической, зрительной, слухоречевой памяти, память на эмоциональные лица),

внимания,

интеллектуальных процессов,

Особенности экспрессивной и импрессивной речи, письма, чтения, счета.

Часть 3

Оценка полученных данных и выявленных факторов, определяющих структуру нарушений. Описывается выявленный синдром нарушений ВПФ. Проводится количественный и качественный анализ результатов.

Часть 4

Заключение о локализации патологического процесса. Постановка нейропсихологического диагноза, отражающего и локальность (диффузность) повреждений, степень выраженности (дефицитарность, снижение функций, выраженная дисфункция, грубые нарушения со стороны выявленных структур мозга). Отмечаются заинтересованные в патологическом процессе и относительно интактные (сохранные) структуры мозга. Возможно указание на дефицитарность функций одного из полушарий.

При составлении заключений обычно развернуто представлена 1 часть.

2 и 3 части иногда описывают в виде нейропсихологического синдрома по выявленным дефицитарным факторам, блокам мозга.

4 часть может содержать рекомендации для пациента

Иногда, для более глубокого понимания структуры дефекта и особенностей психической деятельности бывает необходимо провести дополнительное целенаправленное обследование. В таких случаях возможен вариант обследования со специальным подбором методик, в зависимости от поставленной задачи и цели. Методики подбираются с учетом результатов ранее проведенных обследований. В заключении по результатам дополнительного обследования указывается цель обследования, использованные пробы и отражается характер выявленных нарушений в соответствии с поставленной задачей.

Образец 1

Заключение по результатам нейропсихологического обследования

А.Г. от 11.01.05

В процессе обследования А.Г. охотно вступает в контакт. Поведение адекватно ситуации обследования. Пациент проявляет заинтересованность в результатах диагностического эксперимента. Критичен к результатам своей деятельности. О своем состоянии и склонности к приему алкоголя рассказывает с сожалением. Говорит о необходимости самостоятельно справляться с ситуацией. Жалоб на внимание, память, речь не высказывает, хотя в процессе обследования свои трудности замечает, расстраивается при неудачах. Инструкции понимает сразу, при необходимости сосредотачивается, проявляет старательность. Работоспособность высокая в процессе всего обследования. Темп деятельности замедлен, истощаемости, колебаний внимания и тонуса психической деятельности не выявляется.

В процессе обследования выявляется дефицитарность практически всех корковых функций в различной степени выраженности.

При выполнении практически всех проб отмечается тенденция к упрощению инструкции, импульсивность при выполнении заданий, искажение инструкции (не точное выполнение, игнорировании части инструкции).

Характерной особенностью при выполнении проб являются трудности формирования и удержания программы (алгоритма) действия, инертность мышления. Так, при отсчете от 100 по 7 дважды останавливает себя фразой: «Ой, я уже по 9 отнимаю (после числа 79), я уже по 14 начал отнимать (после числа 34)». Ошибки замечает и исправляет самостоятельно.

При выполнении проб, требующих усвоения последовательности движений отмечаются трудности в начале выполнения пробы. Сосредоточение и замедление темпа (усиление функций контроля и регуляции деятельности), способствует компенсации трудностей.

Указанные нарушения характерны для дефицитарности функций лобных долей мозга.

Дефицитарность зрительного гнозиса проявляется при выполнении максимально сенсибилизированных проб, в более простых пробах проявлений нарушений не наблюдается. Данный факт свидетельствует о слабо выраженной функциональной недостаточности затылочных зон мозга.

Отмечается выраженная недостаточность оптико-пространственных функций, наиболее выраженных в конструктивном праксисе, недостаточность соматопространственных функций и понимания сложных лингвистических конструкций. Данные нарушения свидетельствуют о недостаточности функций теменно-височно-затылочных отделов Г.М.

Отмечаются не значительно выраженная дефицитарность фонематического восприятия и снижение объема слухо-речевой памяти, слабость удержания речевых следов в памяти. Выявленные нарушения характерны для дефицитарности височных отделов Л.П.

Читайте также:  Потеря речи при инсульте как называется

Отмечаются слабовыраженное снижение функций тактильного гнозиса, нарушения графостезических функций, более выраженных справа.

Описанные нарушения свидетельствуют о диффузном снижении корковых функций, при этом, выраженность нарушений несколько снизилась по сравнению с обследованием, проведенным в 2004 г.,

Высшие корковые функции Кол-во сырых баллов, набранных при выполнении проб
26.02.04 11.01.05
Контроль, регуляция и программирование (лобные доли)
Пространственные функции (ТРО)
Конструктивный праксис (ТРО)
Зрительно-пространственный гнозис (ТРО)
Слухо-речевые функции (височные доли Л.П.)
Зрительный гнозис

Улучшения отмечаются в первую очередь за счет улучшения функций третичных зон мозга: функций контроля над протеканием психической деятельности, функций зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Важно отметить, что пациент имеет техническое образование, и долгое время занимал руководящие посты.

Схема нейропсихологического заключения на ребенка

(составлена по следующим источникам:

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Сборник рабочих материалов М 1999;

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога М 2000;

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. 2002)

1. Внешний вид;

2. Поведение в процессе обследования;

3. Особенности вступления в контакт;

4. Темп работы, работоспособность

5. Характер деятельности (темп, устойчивость, динамические характеристики, особенности регуляторных функций и т.д.).

6. Характеристика произвольной (речевой регуляции деятельности)

7. Особенности речи (речевые функции)

8. Особенности внимания

9. Особенности эмоционально-волевой сферы

10.ПЛО

Гностические функции

Зрительный гнозис

Слуховой гнозис Л.П.

Слуховой гнозис П.П.

Тактильный гнозис

ОБРАЗЕЦ 1

Заключение

На фоне возрастного нормального состояния многих психических процессов – воспитание всех модальностей, общей и зрительно предметной памяти, вербальной и не вербальной интеллектуальной деятельности, внимания адекватности поведения и др. – обнаруживается следующая группа симптомов нарушения:

1) В двигательной сфере – реципрокная координация, единичные ошибки в праксисе позы зеркального типа;

2) В пространственном гнозисе только один изолированный симптом – непонимание времени на часах;

3) В мнестических процессах – нарушение только слухоречевой памяти на уровне слов (на уровне предложений и текстов – не нарушено);

4) Отстает развитие речи – находится на низшей границе возрастного этапа;

5) Снижение эмоционально-волевой сферы – эмоции уплощены, снижены активность и произвольные формы деятельности.

Все это может свидетельствовать о заинтересованности (дисфункции) стволовых структур мозга, а так же лобно-височных корковых зон мозга. Мальчик обучаем. Принимает помощь

Диагноз ЗПР под большим вопросом. Можно говорить либо о слабой ее форме, которая преодолевается обучением только в общеобразовательной школе, либо о ее отсутствии. Настораживает лишь уплощение эмоций и снижение активности, которые преодолеваются в процессе занятий.

Мальчик должен обучаться в общеобразовательной школе. Однако он нуждается в особом к себе внимании учителя (сидеть на 1-2 парте, организация деятельности без прессинга).

Доктор психологических наук, профессор Цветкова Л..С.

ОБРАЗЕЦ 2

Заключение по данным нейропсихологического обследования

Память и внимание

Объем слухо-речевой памяти снижен. Выявлена повышенная чувствительность следов памяти к действию гомогенной интерференции, а так же нарушения избирательности, конфабуляторные и контаминационные замены слов. Отмечается нарушений не только воспроизведения, но и процесса узнавания запоминаемых элементов. Повышение семантической организации материала несколько улучшает воспроизведение. Зрительная память так же отчетливо снижена (уже при непосредственном воспроизведении было потеряно 2/3 элементов).

Внимание не устойчивое, наблюдаются существенные колебания внимания, трудности сосредоточения и распределения внимания.

Моторная сфера

Мелкая моторика развита не достаточно. Выявлены первичные кинестетические нарушения (диффузный перебор пальцев, поиск при пробах на праксис позы), артикуляторные трудности. Наблюдаются сильные синкенезии, гипертонус, недостаточность зрительно-моторной координации. Выявлены признаки несформированности межполушарного взаимодействия, в т.ч. – трудности реципрокной координации (При выполнении пробы Озерецкого – инертное воспроизведение позы левой рукой, выдвигающие движения, сбои на одноименные движения). Отмечается недостаточность динамической организации двигательного акта, тенденция к упрощению программы, инертность. В целом, произвольный контроль за протеканием психической деятельности снижен; отмечаются трудности усвоения правил.

Речевая сфера. Интеллект.

Выявлена существенная недостаточность фонематического слуха. Вследствие дефицитарности звуковой дифференцировки при повторе слов и при письме под диктовку наблюдаются литеральные парафазии, а в сенсибилизированных пробах – искажение слоговой структуры слова, “размытость” границ слова, в ряде случаев с утерей смысла слова. Отмечаются в трудности номинации, случаи неправильной постановки ударений. Продуктивность экспрессивной речи несколько снижена, выражены трудности построения самостоятельного развернутого высказывания.

Понимание смысла, как сюжетной картинки, так и прочитанного текста затруднено. Составление рассказа по картинке практически не доступно. Выявлены ошибки при выполнении заданий, связанных с процессом выделения существенных признаков объекта, анализа и синтеза материала. В целом отмечается некоторая задержка вербально-логического интеллекта.

Профиль латеральной организации: ППЛ (парциальное левшество: ведущий левый глаз при доминировании правых рук и уха).

Выявленные симптомы свидетельствуют о дефицитарности подкорково-стволовых структур мозга (первичный дефект), задержке функционального развития лобных, теменных и височных зон мозга, а так же становления межполушарного взаимодействия. В целом отмечаются дисфункции, в основном правого полушария мозга; на первый план выходит симптоматика функциональной недостаточности лобных отделов мозга.

Ст. науч. сотр. ИКП РАО к. псх. н. Султанова А.С.

Читайте также:  Левосторонний ишемический инсульт восстановление речи

ОБРАЗЕЦ 3

Санников Денис 7 лет. Посещает общеобразовательную школу. Живет с мамой и папой. Отец пьет. На консультацию пришел с мамой по направлению невропатолога.

Основные жалобы: трудности в обучении, медлительность. Мама отмечает частые аффективные вспышки раздражительности и злости при малейших неудачах, обидчивость. На фоне стресса и нервного напряжения ребенок заикается. До настоящего времени сохраняется практически ежедневный ночной энурез.

Анамнез развития: Беременность протекала на фоне хронического нервно-психического стресса. У матери отмечалось устойчивое повышение АД. Дважды была госпитализация в связи с отслойкой плаценты и угрозой выкидыша. В анамнезе развития ПЭП, обвитие пуповиной, родовая травма (смещение позвонков шейного отдела, нарушение мозгового кровообращения), выявленная в 6-летнем возрасте. На ЭЭГ: легкие диффузные изменения D>S. Очаговой и пароксизмальной активности не выявлено. Допплерография указывает на нарушение кровообращения в правом полушарии.

Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню. У невропатолога и психоневролога не наблюдались.

Заключение по результатам нейропсихологического обследования

Схема нейропсихологического заключения

(Хомская Е.Д. Нейропсихология изд. МГУ 1987г.)

  1. Характеристика личности больного
  2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов)
  3. Данные экспериментально-психологического исследования:

· Характеристики внимания

· Состояние гностических процессов

· Состояние праксиса (пальцевого праксиса позы (кинестетического), пространственного, динамического, орального)

· Характеристика речевых процессов (устная, письменная речь, чтение)

· Характеристика счета

· Характеристика памяти

· Характеристика интеллектуальной деятельности

· Характеристика эмоциональных реакций

  1. Оценка полученных данных Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения.



Источник

Библиографическое описание:


Мамадалиев, А. А. Особенности проявления нейропсихологических расстройств пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте / А. А. Мамадалиев, З. Р. Ибодуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 277-281. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22223/ (дата обращения: 25.08.2020).

В статье анализируются нейропсихологические синдромы пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте с учетом межполушарного взаимодействия. Сделана попытка изучить механизма викариата в восстановлении расстройств высших мозговых функций при лево- и правополушарном инсультах.

Ключевые слова:инсульт, высшие мозговые функции, нейропсихологические синдромы, межполушарное взаимодействия, механизм викариата.

The article analyzes the neuropsychological syndromes of defeat and the intact hemisphere of the brain in cerebral stroke in view of hemispheric interaction. An attempt was made to study the mechanism of the Vicariate in restoring disorders of higher brain functions when left- and right-brain stroke.

Keywords.Stroke, higher brain function, neuropsychological syndromes hemispheric interaction, the mechanism of the Vicariate.

Острые нарушения мозгового кровообращения представляют собой одно из наиболее распространенных патологических состояний в неврологической практике и клинической медицине в целом. По данным Всемирной федерации неврологических обществ, ежегодно в мире регистрируется более 16 млн. инсульта. В Узбекистане инсульт ежегодно случается у 60 000 человек [1].

Полушарные инсульты являются основной причиной не только тяжелых неврологических, но и нейропсихологических расстройств. Нейропсихологические расстройства во многоим определяют прогноз восстановления после полушарного инсульта.

Много публикаций, посвященных клинической структуре и динамике нейропсихологических расстройств при полушарных инсультах в зависимости от латерализации очага поражения и профиля межполушарной асимметрии мозга [1, 9, 10]. Ранее нами был изучен нейропсихологические синдромы полушарных инсультов в зависимости от латерализации очага поражения у амбдекстров с учетом межполушарной функциональной асимметри [2]. Однако структура и динамика нейропсихологических расстройств интактного полушария с учетом механизма викариата остаются недостаточно изученным.

Целью данной работы явилось сравнительный анализ структуры и динамики нейропсихологических расстройств пораженного и интактного полушария головного мозга при церебральном инсульте

Материал и метода исследования

Обследовано 86 больных (в т. ч. 46 муж, 40 женщин) с церебральным инсультом полушарной локализации в бассейне средней мозговой артерии. Из них ЛПИ — 44, ППИ — у 42 пациентов. Средний возраст 51±3,4 лет. Обследование проведено в 2 этапа: первое на 5–7-е сутки начала заболевания, второе на 30–35-е сутки. В когорту включены больные в ясном сознании. Все обследованные больные с правым профилем асимметрии. Нейропсихологическое исследование проводилось по методу А. Р. Лурия (1973). Были изучены структура и динамика речемыслительных операции и оптико-пространственного гнозиса при ЛПИ и ППИ. Степень выраженности нейропсихологических расстройств оценены по шкале Л. И. Вассермана (1987). Статистическая обработка данных выполнялась с применением двухфакторного дисперсионного анализа Фишера.

Результаты исследования. Сравнительный анализ структуры нейропсихологических расстройств при правополушарном и левополушарном инсультах, показал что страдают не только функции, свойственные для пораженного, но и интактного полушария (Рис 1).

Нейропсихологическое заключение после инсульта

Рис 1. Динамика речевых расстройств и памяти при правополушарном инсульте (балл)

При ППИ у большинства больных (65 %) были отмечены нарушение “левополушарных” функций. Это свидетельствует о более тесном участии правого полушария головного мозга в реализации речемыслительных операции. Как видно, из этих данных наиболее часто страдали слухо-речевая память и сенсорная речь. Причём, эти расстройства с высокой достоверностью различий (p<0,001, во всех случаях) регрессировали концу лечения. Основное место в восстановлении нарушенных функции занимает активация контралатерального полушария и усиление межполушарного взаимодействия.

При ЛПИ мы выявляли нарушение таких “правополушарных” функций, как оптико-пространственный гнозис у 56 % больных (Рис 2).

Нейропсихологическое заключение после инсульта

Рис. 2. Динамика оптико-пространственных расстройств при левополушарном инсульте (балл) 1 — апраксия; 2 — синдром игнорирования; 3 — нарушение сомато-сенсорного гнозиса

В первые недели инсульта “правополушарные” симптомы проявлялись нарушением разных форм праксиса (1,6±0,5), синдромом игнорирования (1,0±0,09) и нарушением соматосенсорного гнозиса (1,8±0,07). Через месяц после инсульта эти расстройства, кроме праксиса (р>0,05) регрессировали с высокой достоверностью значений (p<0,001).

Читайте также:  Красный перец при инсультах

Известно, что в реализации целенаправленных действии человека, как и других ВМФ ответственный оба полушария головного мозга. Но клинические прояления и динамика этих расстройств во многом зависит от пластичности нервных структур, индивидуального профиля асимметрии, межполушарного взаимодейтсвия и активности интактного полушария голвоного мозга.

Отмечены также нарушение ВМФ и прилежаших ассоциативных зон мозга. У больных в разной степени страдали те или иные ВМФ, была связана как с латерализацией очага поражения, так и дисфункцией интактного полушария мозга. Видимо, нарушение кровоснабжения большой латеральной поверхности мозга приводит к нарушению межполушарного взаимодействия, что является одной из причин дисфункций контралатерального полушария головного мозга.

В первые недели инсульта частота и степень нарушения ВМФ у больных с ЛПИ и ППИ были неравнозначны (Рис 3).

Нейропсихологическое заключение после инсульта

Рис. 3. Структура нейропсихологических расстройств при лево- и правополушарном ишемическом инсульте (1-е обследование) 1 — слухо-речевая память; 2 — модально-неспецифическая память; 3 — зрительная память; 4 — динамический праксис; 5 — зрительный гнозис; 6 — пространственный гнозис; 7 — соматосенсорный гнозис

При левополушарной локализации очага наиболее выраженно страдали слухо-речевая память, модально-неспецифическая память, динамический праксис и соматосенсорный гнозис. При правополушарной локализации очага наиболее выраженно страдали динамический праксис, пространственный и соматосенсорный гнозисы, меньше всего страдали зрительная память и зрительный гнозис. Следовательно, оптико-гностические функции и зрительная память страдали меньше и быстрее восстановливались независимо от латерализации очага поражения. Нарушение оптико-пространственного гнозиса чаще сопровождалась синдромом игнорирования левой половины тела.

К концу месяца были отмечены регресс большинства нейропсихологических синдромов левого и правого полушария головного мозга. Регресс слухо-речевой памяти при ЛПИ и ППИ (р<0,01), модально-неспецифической памяти при ЛПИ (р<0,01), при ППИ (p>0,05), соматосенсорный гнозис при ЛПИ (р<0,01), при ППИ (р<0,05). Регресс остальных нейропсихологических синдромов было статистически недостоверным, независимо от латерализации очага поражения. Видимо, в востановлении речемыслительных операции большую роль играет механизм викариата и пластичность ассоциативных зон речи и активация третьего функционального блока мозга.

Нейропсихологическое заключение после инсульта

Рис. 4. Структура нейропсихологических расстройств при лево- и правополушарном ишемическом инсульте (2-е обследование) 1 — слухо-речевая память; 2 — модально-неспецифическая память; 3 — зрительная память; 4 — динамический праксис; 5 — зрительный гнозис; 6 — пространственный гнозис; 7 — соматосенсорный гнозис

Итог проведенных нами исследований показывают, что регресс нейропсихологических синдромов противоположного полушария обусловлен не только восстановлением нейродинамических процессов в самом интактном полушарии, но и восстановлением ВМФ пораженного полушария. Нейропсихологические синдромы интактных полушарий регрессировали быстрее независимо от латерализации очага поражения. В то время регресс нейропсихологических синдромов пораженного полушария завиисил от латерализаций очага поражения, чаще и быстрее наблюдалось при ЛПИ. Это связано большими компенсаторными возможностями левого полушария, усилением межполушарного взаимодействия и хорошо развитой системой викариата при полушарных очагах.

Более медленное восстановление высщих мозговых функции при ППИ, видимо ёще связано с наличием анозогнозии, аутотопогнозии, снижением самокритики, что подавляет функциональную активность третьего функционального блока мозга [3–6, 8, 9].

В заключении следует сказать, что возникновение и восстановление нейропсихологических синдромов при полушарных инсультах зависит не только от латерализации очага поражения, но и от состояния интактного полушария, межполушарного взаимодействия и работы механизма викариата, что согласуется с данными литературы [5, 7, 10].

Выводы

1.                  При церебральных инсультах полушарной локализации следует изучить структуры и динамику нейропсихологических расстройств не только пораженного, но и интактного полушария головного мозга.

2.                  Следует обратить внимание на латеральные особенности нейропсихологических синдромов пораженного и интактного полушария, чтобы определить слабое звено восстановительного процесса.

3.                  Следует изучить нейро- и психофизиологические аспекты механизма викариата в восстановлении нарушенных высших мозговых функций при острых сосудистых поражениях мозга.

Литература:

1.                  Гафуров Б. Г. Клинико-патогенетическая характеристика повторных инсультов. Мат. V съезда неврологов Узбекистана. 22–23 мая 2014 г. Ж. Неврология. № 2, 2014 г. Стр- 56–57.

2.                  Ибадуллаев З. Р. Межполушарная функциональная асимметрия и нейропсихологические синдромы при церебральных инсультах, пути их коррекции. Авт. дисс. доктора мед наук, Т. 2005. Стр. 92–108.

3.                  Фокин В. Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний // Журнал Асимметрия. — 2007.- Т. 1, № 1. Стр-23–24.

4.                  Хомская Е. Д., Бианки Е. А. Динамика межполушарного взаимодействия в разных анализаторных системах и латеральная организация функций // А. Р. Лурия и психология 21 века: тезисы докл. междун. конф. — М., 2002. — С. 146.

5.                  Bakheit A. M., Shaw S., Barrett et L. al. A prospective, randomized, parallel group, controlled study of the effect of intensity of speech and language therapy on early recovery from poststroke aphasia // Clin.Rehabil.-2007.-Vol. 21.-P.885–894.

6.                  Banegas I. et al. Аngiotensinase activity in asymmetrically distributed in the amygdale, hippocampus and prefrontal cortex of the rat //Behavioral Brain Research. 2005.V.156.№ 2. P.302- 326.

7.                  Buzsaki G., Kaila K., Raichle M. Inhibition and brain work // Neuron. — 2007. — V. 56, No.5. — P. 771–783.

8.                  Calautti C., Baron J. Functional Neuroimaging Studies of Motor Recovery After Stroke in Adults. //Stroke.-2003.-Vol. 34.-P. 1553–1556.

9.                  Geyer J. D., Gomez C. R. Stroke. A practical approach. Lippicott Williams&Wilkins. 2009. 361 P.

10.              Harwood R., Huwez F., Good D. Stroke care. A practical manual. Oxford medical publications. 2005. 273 P.

Основные термины (генерируются автоматически): очаг поражения, головной мозг, расстройство, слухо-речевая память, зрительная память, инсульт, модально-неспецифическая память, полушарие, механизм викариата, церебральный инсульт.

Источник