Нейропсихологические упражнения после инсульта
При инсульте перекрывается просвет или разрывается стенка какого-либо сосуда головного мозга, в результате чего нарушается кровообращение и начинается гибель клеток головного мозга. При этом сам процесс может развиваться очень быстро, и чем дольше пострадавшему не оказывается помощь, тем тяжелее могут быть последствия. В этой статье специально дляCogniFit (“КогниФит”) психологи Михаил Позняк и Светлана Храмова вам о том, каковы когнитивные последствия инсульта. Вы узнаете, какие упражнения помогут максимально восстановить пострадавшие когнитивные функции и повысить качество жизни перенёсшего инсульт человека.
Что такое инсульт?
Что такое инсульт?
Заболевания сосудов мозга занимают 2-ое место по смертности среди заболеваний системы кровообращения после ишемической болезни сердца.
Инсульт — это нарушение кровоснабжения головного мозга (острое нарушение мозгового кровообращения, ОНМК). Во время инсульта возникает очаговая общемозговая неврологическая симптоматика (потеря сознания, паралич и т.п.), которая сохраняется в течение суток или приводит к смерти больного в более короткий промежуток времени. К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие клинические различия. Узнайте ещё больше об инсульте здесь.
Насколько разнообразна клиническая картина инсульта, настолько разнообразны его последствия. И, конечно же, чем раньше и квалифицированнее оказать помощь пострадавшему, тем больше шансов на сохранение его жизни и на то, чтоб последствия этого страшного заболевания будут наименее трагичными.
Я более двух лет работаю старшим психологом и организатором досуговой деятельности в сети пансионатов для престарелых и людей с ограниченными возможностями, и позволю себе опираться, помимо общих знаний об обозначенной проблеме, на собственный практический опыт, приобретённый совместно с моей коллегой, проходившей стажировку в одном из наших пансионатов.
Основная работа по лечению инсульта связана с восстановлением повреждённых участков нервной ткани и работой по профилактике нераспространения очагов поражения на здоровые нервные клетки. Такое лечение проводят врачи с помощью нейрорепарантов и нейропротекторов – специальных препаратов для восстановления и защиты нервных клеток.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit
Кроме фармакологической составляющей, в лечении обязательно присутствует работа массажиста и психолога. Задача первого – восстановление двигательной активности за счёт работы с конечностями и прочими участками тела, задача второго — работа с эмоциональной и когнитивной сферой для создания внутренней активности мозга, направленной на восстановление поврежденных функций.
Последствия инсульта
Пострадавшие от инсульта часто имеют разные нарушения в работе мозга, которые формируют различные картины отклонений и в двигательной активности, и в поведении, и в состоянии человека в целом. В том числе имеют место быть разнообразные когнитивные последствия инсульта Это проявляется как в степени тяжести состояния, так и в типе поражения — в зависимости от того, какая когнитивная функция наиболее пострадала.
Типичные состояния перенёсших инсульт связаны, в первую очередь, с соматическими проявлениями (нарушением двигательной активности вследствие отказа или повреждения структур мозга, отвечающих за те или иные двигательные функции) и подавленным эмоциональным состоянием.
Постинсультные когнитивные нарушения
Каковы когнитивные последствия инсульта? Что касается постинсультных когнитивных нарушений, то, как правило, это:
а) нарушения речи, вербальных и невербальных коммуникаций в целом;
б) замедление восприятия и обработки любой информации, а также реакции на нее;
в) снижение уровня внимания, общая рассеянность;
г) сбои в работе кратковременной, оперативной (рабочей) и долговременной памяти от частичного до полного отсутствия;
д) ухудшение аналитического, логического (порой и в целом) мышления), от частичного до тотального;
е) снижение уровня общей когнитивной сложности и общего интеллекта и воображения.
Чаще всего постинсультное состояние выглядит как общее снижение качества работы всех (когнитивных в том числе) элементов психики. Такое состояние можно характеризовать как деменцию той или иной степени — от лёгкой до тяжёлой, в связи с чем, помимо прочего, пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и адекватностью восприятия себя и окружающего пространства.
Пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и самовоспрятием
Диагностика каждого постинсультного подопечного проводится в процессе знакомства и дальнейшего общения с человеком, и чаще всего не требует проведения специальных методик на выявление когнитивных нарушений, таких как полное нейропсихическое тестирование. Это связано с тем, что большинство пострадавших от инсульта в нашем пансионате — это люди, как правило, пожилые и несамостоятельные, и картина их состояния достаточно очевидна. После короткого скрининга уже выявляются базовые нарушения, и далее вырисовывается полная картина состояния его когнитивной сферы.
Однако, во всех остальных случаях, особенно если состояние человека после инсульта достаточно приемлемое для быстрого восстановления и ведения привычного образа жизни, необходимо проводить тщательную диагностику в более детальной проработке и точечном выявлении конкретных нарушений с помощью нейропсихологических тестов и тестов на поведенческую оценку.
Случается, что у человека после инсульта нарушается определённая функция (например, наблюдаются проблемы с речью), а остальные когнитивные качества страдают практически незаметно.
Как восстановить когнитивные функции после инсульта?
В любом случае работа со всеми пострадавшими ведётся по принципу «делаем всё от нас зависящее», и зачастую необходимо применять индивидуальный подход. Работа по восстановлению когнитивных функций, как мы уже отмечали выше, начинается с назначения специальных препаратов врачами и продолжается восстановительными упражнениями, связанными с полезной нейропсихической нагрузкой для коррекции тех или иных когнитивных функций.
Упражнения для восстановления когнитивных функций
Как победить когнитивные последствия инсульта? Среди разнообразного множества упражнений для восстановления когнитивных качеств, мы бы выделили следующие.
- Работа с мелкой моторикой, разнообразные действия с пальцами рук (фигуры из пальцев, счёт на пальцах, двигательные упражнения для пальцев и т.д.). Итальянский педагог и врач Мария Монтессори говорила об интеллекте детей на кончиках пальцев. В восстановлении когнитивных функций у взрослых мелкая моторика продолжает играть важную роль.
- Упражнения на мышление. Разнообразные загадки, разбор
нестандартных ситуаций, игры наподобие «Лишнее слово», задачи на рассуждение, логические задачи, проработка разнообразных кейсов из житейских ситуаций, а также работа с арифметическим счётом. Кстати, последние исследования показывают, что наивысшая активность в префронтальной коре достигается путем арифметического счёта, чтения вслух и письма, и если человек после инсульта в состоянии безболезненно всё это выполнять, то его обязательно надо загружать такой деятельностью. - Упражнения на кратковременную память (например, запоминание блока слов или цифр с повторением через определённое время), упражнения на оперативную память (выполнение «многослойных» задач) и долговременную память (работа с воспоминаниями, стимуляция приятных образов из прошлого, восстановление конкретной долгосрочной информации и т.п.). Эти и многие другие упражнения включает когнитивная тренировка CogniFit («КогниФит») при инсульте.
- Упражнения на воображение: сочинение фраз, предложений и рассказов, моделирование стандартных и нестандартных ситуаций, сочинение условий к простым арифметическим задачам, описание придуманного образа (одежда, природа, ситуация и прочее) и т.п.
- Упражнения на восстановление речи: работа с картинками, трудные слова, скороговорки (задача сказать не быстро, а правильно), проработка звуков, имитация звуков живой и неживой природы, пение песен и т.д.
- Работа с вниманием и внимательностью (например, найти в комнате или на улице что-то определённого цвета, формы, на ту или иную букву и т.д.).
- Творческие задания (рисование, лепка, аппликация и т.п).
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная когнитивная тренировка CogniFit (“КогниФит”)
Важной частью работы является зарядка для тела, естественно, проходящая с учётом возможностей тех или иных подопечных и индивидуальных противопоказаний. Двигательная активность помогает восстанавливать когнитивные нарушения, при грамотном проведении специалистом — мотивирует подопечных, создаёт общий позитивный настрой.
Также стоить отметить полезность досуговой деятельности. Различные викторины, игры и прочие мероприятия, помимо полезной нагрузки на когнитивную сферу, формируют позитивный эмоциональный фон. Многие из упражнений для восстановления когнитивных функций и реабилитации мультифункциональны и затрагивают работу нескольких высших психических функций одновременно.
Принцип, которому я следую вместе с моими коллегами: главная цель любого упражнения — это сам процесс упражнения. Наша задача — нагрузить полезной работой мозг, активизировать работу нейронов. И если даже подопечный с поставленной в конкретном упражнении задачей не справился (например, дал неправильный ответ), его мозг работал, он был активен, эмоционально включён, а значит постепенно при прочих благоприятных обстоятельствах придёт и правильное решение.
Огромную роль в восстановлении играет эмоциональное состояние человека, его мотивация и настрой на работу, которая может оказаться не только непривычно трудной, но и, в каком-то смысле, унизительной для личности, которая ещё недавно вела обычный образ жизни и решала разнообразные трудные задачи, а сегодня оказалась в сложнейшем положении. И здесь важнейшим помощником является окружение.
Как помочь близкому справиться с последствиями инсульта? Полезные советы
Профессиональный психолог-аниматор или родственник, друзья, коллеги или просто неравнодушные люди, оказавшиеся рядом, и пришедшие на помощь — неважно кто конкретно, любая поддержка со стороны, вера и надежда, исходящая от окружения — всё это является необходимой частью мотивационного процесса, без которого часто человеку не справиться в одиночку со своей проблемой и не победить когнитивные последствия инсульта.
Создание позитивного поля вокруг фактически начинающего жить заново человека – важнейшая часть восстановительной работы. Также важнейшим фактором в восстановлении когнитивных качеств является социализация. Общение как таковое – уже мощнейший ресурс, терапевтическое значение позитивного общения и просто нахождения человека среди людей трудно переоценить.
Отдельной частью нашей работы можно считать работу с персоналом и родственниками постояльцев.ак победить когнитивные последствия инсульта?
В работе с родственниками возникают следующие проблемы. Многие из них не готовы принять ситуацию, они часто умом понимают, что их близкий любимый человек оказался практически беспомощным, но поведенчески и эмоционально либо чрезмерно подавленны, либо психологически защищают себя, продолжая удерживать образ близкого человека из прошлого, как бы не замечая изменений. Это приносит и самим больным, и их родственникам большие страдания.
Принятие ситуации и настрой на борьбу, на поддержку и мотивацию своего родственника гораздо эффективнее и не несёт с собой долговременные сильные страдания, которые, в свою очередь, провоцируют тревожность и депрессивное состояние перенёсшего инсульт, который видит, как больно родственнику наблюдать его таким, каким он стал. Это разрушает всю мотивационно-терапевтическую конструкцию внутри восстановительного процесса.
Конечно, принять ситуацию и действовать рационально — непросто. Это своего рода эмоциональный труд для любого человека. Но труд этот благородный и благодарный.
Бывает и наоборот, родственник отворачивается от пострадавшего от инсульта, как бы смирившись с тем, что человека уже не вернуть. Здесь также приходится работать, доказывая необходимость положительных эмоций, получаемых от общения с близкими людьми, которые верят, надеются, и главное, продолжают любить, во что бы то ни стало.
Работа с восстановлением когнитивных функций после инсульта сложная, но интересная и благодарная. Да, не всегда получается добиться положительного результата. Бывает так, что вещи, на которые человек не в силах повлиять, берут верх. Но самое главное — работать по принципу «мы делаем всё от нас зависящее». Очень важно, если что-то не получается восстановить, хотя бы постараться держать человека в максимально возможном для этой ситуации положительном эмоциональном поле.
Источник
Библиографическое описание:
Брагина, Е. Л. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / Е. Л. Брагина, В. А. Куташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22303/ (дата обращения: 22.09.2020).
Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его распространенности среди людей трудоспособного возраста. До 80 % лиц, перенесших ОНМК, остаются инвалидами, нуждающимися в социально-психологической поддержке. Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких пациентов ввиду распространенности постинсультных когнитивных и аффективных расстройств. Так, когнитивные постинсультные нарушения различной степени выраженности выявляются у 40–70 % больных [5]. При этом наличие когнитивных и эмоционально-волевых нарушений, может значительно замедлять реабилитацию двигательного неврологического дефицита, негативно влиять на повседневную активность и качество жизни больных, затруднять социальную и профессиональную адаптацию.
Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.
В зависимости от типа острого нарушения мозгового кровообращения нейропсихологические реабилитационные мероприятия в среднем рекомендуется начинать на 7–10 сутки при ишемическом и на 10–14 сутки при геморрагическом инсульте [2].
Нейропсихологическое исследование начинается со знакомства с историей болезни пациента (анамнез, жалобы, данные объективного осмотра, инструментального обследования). Это необходимо для того, чтобы составить предварительный план исследования, подобрать необходимые методики. На втором этапе нейропсихолог начинает знакомство с пациентом для установления контакта, для улучшения адаптации к ситуации исследования, для получения дополнительной информации. На третьем этапе начинается непосредственно нейропсихологическое исследование, которое является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. В ходе беседы оценивается уровень психической активности, ориентировка, критичность, эмоциональное состояние, отношение к болезни, к лечебным мероприятиям, при необходимости проводится углубленное исследование эмоционально-личностной сферы. В зависимости от выявленных нарушений проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная внутренняя картина болезни, повышается мотивационная направленность на реабилитационные мероприятия, ведется поиск новых жизненных целей, на которые можно опереться в ситуации, связанной с болезнью. Далее проводится оценка латеральной организации функций, исследуется уровень произвольного внимания, оценивается зрительный, слуховой, зрительно-пространственный и сомато-сенсорный гнозис. Исследуется речь, чтение, письмо, память, счет, оцениваются интеллектуальные процессы.
В результате проведенного нейропсихологического исследования складывается представление и формируется объективная картина о наличии у пациента нарушений психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На основании полученных данных составляется нейропсихологическая коррекционная программа.
Нейропсихологическая реабилитационная программа выстраивается с учетом теории о структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Р. Лурия, характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
1) первый энергетический блок мозга или блок регуляции уровня активности, который включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок на различных уровнях участвует в осуществлении любой психической деятельности и, особенно, в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознании в целом.
2) второй блок мозга — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации. Он включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Этот блок обеспечивает сложную интегративную переработку экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций.
3) третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической деятельностью. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются сложностью строения и большим количеством двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Этот блок играет ведущую роль в программировании и контроле над динамикой психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле над результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.
С учетом представлений о структурно-функциональных блоках мозга и выявленных нейропсихологических нарушениях у пациента в реабилитационной программе используются различные приемы для нейропсихологической коррекции.
При работе над первым блоком мозга для преодоления повышенной утомляемости и истощаемости, формирования достаточной психической активности, повышения уровня внимания и работоспособности применяются различные дыхательные упражнения, массаж пальцев рук и ушных раковин, глазодвигательные упражнения, упражнения по преодолению синкинезий, телесные упражнения. Данные приемы можно активно совмещать с приемами лечебной физкультуры в рамках ранней нейрореабилитации.
Для улучшения работы второго блока мозга используются приемы нейропсихологической коррекции зрительных, тактильных, зрительно-пространственных, двигательных процессов. Так, для коррекции нарушенных соматогностических, тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие упражнения: «повторение позы», «угадывание части тела» (с закрытыми глазами), «телесные фигуры, цифры, буквы» (изобразить пальцами рук), «рисунки и буквы на спине и ладонях», «распознавание предметов, фигур, букв, цифр на ощупь».
Для коррекции нарушенных кинетических процессов применяются упражнения: «игра на рояле, на гитаре, на барабане и т. д.», «одна рука раскрыта, вторая сжата в кулак», «одна рука похлопывает по животу, другая совершает круговые движения над головой», «кулак-ребро-ладонь», «шнурочки», «написание букв, цифр, фигур в воздухе».
При работе над вторым блоком мозга можно активно тренировать процессы памяти в зависимости от разных модальностей. Например, для тренировки памяти применяется «межмодальный перевод» (из тактильной в зрительную, из зрительной в тактильную, из тактильной в слухоречевую, из зрительной в слухо-речевую, из слуховой в зрительную, из слуховой в тактильную).
При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для тренировки психических познавательных процессов. Для тренировки внимания можно применять следующие приемы: корректурная проба, разноцветные таблицы Шульте, счет по Крепелину, из 200,100 вычитать 3,7 и т. д. Для коррекции пространственных нарушений используется «графический диктант» (рисование по клеточкам на слух и копирование), кубики Коса и т. п. Для коррекции нарушений произвольной регуляции, программирования и контроля проводятся следующие методики: «сделай как скажу, а не покажу», «запретное слово» (вместо запретного слова или цифры хлопнуть в ладоши), рисовать на бумаге или в воздухе одной рукой круг, а другой треугольник и т. п. При коррекции нарушений звукобуквенного анализа и синтеза, чтения используется игра из слов «Матрешки», вставка букв в слова, составление слов из букв, шифровки (определить звуки в слове и указать их место) и т. п. Для коррекции нарушений слогового чтения можно придумывать слова с заданным слогом, составлять слова из заданных слогов и т. п. При коррекции нарушений фонематических процессов, письма составляются предложения по сюжетным картинкам, проводится работа с деформированными предложениями, списывается текст, называются слова на определенную букву, составляется цепочка из слов (последняя буква в слове является первой буквой следующего слова). Можно преобразовать слова, изменяя один звук, составлять слово по картинкам (из первых звуков в названии картинок) и т. п.
При составлении реабилитационной программы и выборе методик учитываются степень выраженности когнитивных и аффективных расстройств, социальный статус и личностные особенности пациента.
В комплексной нейропсихологической реабилитации особое значение приобретает работа с родственниками и близкими больного человека для уточнения преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента. С родными и близкими пациента проводится информационно-разъяснительная работа и активное включение их ресурсов в процесс реабилитации.
Выводы: еще раз необходимо подчеркнуть значимость нейропсихологического подхода к реабилитации пациентов, перенесших ОНМК. Коррекция когнитивных и эмоционально-волевых нарушений позволяет повысить качество реабилитационных мероприятий в целом и обеспечивает индивидуальный подход к личности пациента. Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в трех направлениях: преодоление когнитивного дефицита, коррекция эмоционально-личностной сферы, работа с родственниками пациента.
Литература:
- Батышева Т. Т. Реабилитация больных с заболеваниями нервной системы в условияхспециализированной поликлиники восстановительного лечения. // Медицинская помощь, 2003, № 6, с. 22–24.
- Белова А. Н. Нейрореабилитация. Руководство для врачей. // М.:Антидор, 2002.
- Варако Н. А., Куликова И. С., Даминов В. Д. Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных. // ФГУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова Росздрава», www.pirogov-center.ru/infoclinic/2/13.
- Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения. // ConsiliumMedicum, том 13, 2011, № 2.
- Левин О. С., Дударова М. А., Усольцева Н. И. Диагностика и лечение постинсультных когнитивных нарушений. // Неврология. Info, 2013, № 2, с. 5–7.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. / М., 2000.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. // Издательство Московского Университета, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): блок мозга, коррекция нарушений, психическая деятельность, слово, мозговое кровообращение, острое нарушение, нейропсихологическая коррекция, реабилитационная программа, эмоционально-волевая сфера, эмоционально-личностная сфера.
Источник