Нейропсихологическая реабилитация при инсульте
Библиографическое описание:
Брагина, Е. Л. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / Е. Л. Брагина, В. А. Куташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22303/ (дата обращения: 08.08.2020).
Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его распространенности среди людей трудоспособного возраста. До 80 % лиц, перенесших ОНМК, остаются инвалидами, нуждающимися в социально-психологической поддержке. Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких пациентов ввиду распространенности постинсультных когнитивных и аффективных расстройств. Так, когнитивные постинсультные нарушения различной степени выраженности выявляются у 40–70 % больных [5]. При этом наличие когнитивных и эмоционально-волевых нарушений, может значительно замедлять реабилитацию двигательного неврологического дефицита, негативно влиять на повседневную активность и качество жизни больных, затруднять социальную и профессиональную адаптацию.
Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.
В зависимости от типа острого нарушения мозгового кровообращения нейропсихологические реабилитационные мероприятия в среднем рекомендуется начинать на 7–10 сутки при ишемическом и на 10–14 сутки при геморрагическом инсульте [2].
Нейропсихологическое исследование начинается со знакомства с историей болезни пациента (анамнез, жалобы, данные объективного осмотра, инструментального обследования). Это необходимо для того, чтобы составить предварительный план исследования, подобрать необходимые методики. На втором этапе нейропсихолог начинает знакомство с пациентом для установления контакта, для улучшения адаптации к ситуации исследования, для получения дополнительной информации. На третьем этапе начинается непосредственно нейропсихологическое исследование, которое является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. В ходе беседы оценивается уровень психической активности, ориентировка, критичность, эмоциональное состояние, отношение к болезни, к лечебным мероприятиям, при необходимости проводится углубленное исследование эмоционально-личностной сферы. В зависимости от выявленных нарушений проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная внутренняя картина болезни, повышается мотивационная направленность на реабилитационные мероприятия, ведется поиск новых жизненных целей, на которые можно опереться в ситуации, связанной с болезнью. Далее проводится оценка латеральной организации функций, исследуется уровень произвольного внимания, оценивается зрительный, слуховой, зрительно-пространственный и сомато-сенсорный гнозис. Исследуется речь, чтение, письмо, память, счет, оцениваются интеллектуальные процессы.
В результате проведенного нейропсихологического исследования складывается представление и формируется объективная картина о наличии у пациента нарушений психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На основании полученных данных составляется нейропсихологическая коррекционная программа.
Нейропсихологическая реабилитационная программа выстраивается с учетом теории о структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Р. Лурия, характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
1) первый энергетический блок мозга или блок регуляции уровня активности, который включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок на различных уровнях участвует в осуществлении любой психической деятельности и, особенно, в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознании в целом.
2) второй блок мозга — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации. Он включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Этот блок обеспечивает сложную интегративную переработку экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций.
3) третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической деятельностью. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются сложностью строения и большим количеством двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Этот блок играет ведущую роль в программировании и контроле над динамикой психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле над результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.
С учетом представлений о структурно-функциональных блоках мозга и выявленных нейропсихологических нарушениях у пациента в реабилитационной программе используются различные приемы для нейропсихологической коррекции.
При работе над первым блоком мозга для преодоления повышенной утомляемости и истощаемости, формирования достаточной психической активности, повышения уровня внимания и работоспособности применяются различные дыхательные упражнения, массаж пальцев рук и ушных раковин, глазодвигательные упражнения, упражнения по преодолению синкинезий, телесные упражнения. Данные приемы можно активно совмещать с приемами лечебной физкультуры в рамках ранней нейрореабилитации.
Для улучшения работы второго блока мозга используются приемы нейропсихологической коррекции зрительных, тактильных, зрительно-пространственных, двигательных процессов. Так, для коррекции нарушенных соматогностических, тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие упражнения: «повторение позы», «угадывание части тела» (с закрытыми глазами), «телесные фигуры, цифры, буквы» (изобразить пальцами рук), «рисунки и буквы на спине и ладонях», «распознавание предметов, фигур, букв, цифр на ощупь».
Для коррекции нарушенных кинетических процессов применяются упражнения: «игра на рояле, на гитаре, на барабане и т. д.», «одна рука раскрыта, вторая сжата в кулак», «одна рука похлопывает по животу, другая совершает круговые движения над головой», «кулак-ребро-ладонь», «шнурочки», «написание букв, цифр, фигур в воздухе».
При работе над вторым блоком мозга можно активно тренировать процессы памяти в зависимости от разных модальностей. Например, для тренировки памяти применяется «межмодальный перевод» (из тактильной в зрительную, из зрительной в тактильную, из тактильной в слухоречевую, из зрительной в слухо-речевую, из слуховой в зрительную, из слуховой в тактильную).
При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для тренировки психических познавательных процессов. Для тренировки внимания можно применять следующие приемы: корректурная проба, разноцветные таблицы Шульте, счет по Крепелину, из 200,100 вычитать 3,7 и т. д. Для коррекции пространственных нарушений используется «графический диктант» (рисование по клеточкам на слух и копирование), кубики Коса и т. п. Для коррекции нарушений произвольной регуляции, программирования и контроля проводятся следующие методики: «сделай как скажу, а не покажу», «запретное слово» (вместо запретного слова или цифры хлопнуть в ладоши), рисовать на бумаге или в воздухе одной рукой круг, а другой треугольник и т. п. При коррекции нарушений звукобуквенного анализа и синтеза, чтения используется игра из слов «Матрешки», вставка букв в слова, составление слов из букв, шифровки (определить звуки в слове и указать их место) и т. п. Для коррекции нарушений слогового чтения можно придумывать слова с заданным слогом, составлять слова из заданных слогов и т. п. При коррекции нарушений фонематических процессов, письма составляются предложения по сюжетным картинкам, проводится работа с деформированными предложениями, списывается текст, называются слова на определенную букву, составляется цепочка из слов (последняя буква в слове является первой буквой следующего слова). Можно преобразовать слова, изменяя один звук, составлять слово по картинкам (из первых звуков в названии картинок) и т. п.
При составлении реабилитационной программы и выборе методик учитываются степень выраженности когнитивных и аффективных расстройств, социальный статус и личностные особенности пациента.
В комплексной нейропсихологической реабилитации особое значение приобретает работа с родственниками и близкими больного человека для уточнения преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента. С родными и близкими пациента проводится информационно-разъяснительная работа и активное включение их ресурсов в процесс реабилитации.
Выводы: еще раз необходимо подчеркнуть значимость нейропсихологического подхода к реабилитации пациентов, перенесших ОНМК. Коррекция когнитивных и эмоционально-волевых нарушений позволяет повысить качество реабилитационных мероприятий в целом и обеспечивает индивидуальный подход к личности пациента. Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в трех направлениях: преодоление когнитивного дефицита, коррекция эмоционально-личностной сферы, работа с родственниками пациента.
Литература:
- Батышева Т. Т. Реабилитация больных с заболеваниями нервной системы в условияхспециализированной поликлиники восстановительного лечения. // Медицинская помощь, 2003, № 6, с. 22–24.
- Белова А. Н. Нейрореабилитация. Руководство для врачей. // М.:Антидор, 2002.
- Варако Н. А., Куликова И. С., Даминов В. Д. Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных. // ФГУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова Росздрава», www.pirogov-center.ru/infoclinic/2/13.
- Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения. // ConsiliumMedicum, том 13, 2011, № 2.
- Левин О. С., Дударова М. А., Усольцева Н. И. Диагностика и лечение постинсультных когнитивных нарушений. // Неврология. Info, 2013, № 2, с. 5–7.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. / М., 2000.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. // Издательство Московского Университета, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): блок мозга, коррекция нарушений, психическая деятельность, слово, мозговое кровообращение, острое нарушение, нейропсихологическая коррекция, реабилитационная программа, эмоционально-волевая сфера, эмоционально-личностная сфера.
Источник
Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных
Варако Н.А., Куликова И.С., Даминов В.Д. ФГУ «НМХЦ им.НИ Пирогова Росздрава», Москва, Россия
Введение: Опыт последних десятилетий в мировой науке и практике нейрореабилитации показывает, что наилучший реабилитационный эффект достигается благодаря комплексному психологическому подходу к пациенту. Комплексный подход включает в себя как работу, направленную на преодоление и приспособление к имеющемуся когнитивному дефициту, так и работу с неизбежно возникающими эмоционально-личностными проблемами. Также следует указать на обязательную работу с родственниками и близкими больного человека, роль которых в нейрореабилитации является одной из основных.
Цель: исследовать эффективность комплексной нейропсихологической реабилитации.
Материалы и методы: в течение 2006 — 2007 гг. проведена комплексная психологическая работа с 30 пациентами (в возрасте от 40 до 76 лет), перенесшими ишемический инсульт, на базе отделения восстановительного лечения ФГУ «НМХЦ им. Пирогова Росздрава». В исследовании принимали участие пациенты с когнитивными нарушениями различной степени тяжести (от легкой до грубой) и трудностями в эмоционально- личностной сфере. Из исследования исключались пациенты с грубой сенсо-моторной афазией, с грубыми интеллектуально-мнестическими нарушениями, грубой аспонтанностью.
Методы диагностики: Для оценки когнитивных функций применялось стандартизированное нейропсихологическое обследование по системе А.Р.Лурия. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались метод клинической беседы, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), РНЖ (рисунок несуществующего животного) а также модифицированный вариант методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Нейропсихологическая реабилитация больных велась по трем направлениям: первое — преодоление когнитивного дефицита; второе — работа с эмоционально-личностной сферой, третье — работа с родственниками и/или близкими пациентов. Преодоление когнитивного дефицита, в свою очередь, также велось по двум направлениям — это восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывалось невозможным. В зависимости от дефекта и запроса пациента «мишенью» реабилитации были такие функции, как память, речь, зрительный и зрительно-пространственный гнозис, праксис, функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности (планирование действий, постановка целей и задач, контроль за их реализацией). Выработка адекватной стратегии компенсации происходила как с учетом характера нарушений, имеющихся у пациента, так и с учетом возрастных особенностей, учитывающих смену стратегий в возрасте инволюции. Работа с эмоционально-личностной сферой имела своей целью эмоциональную адаптацию пациента к ситуации болезни. Это предполагало, в первую очередь, создание адекватной внутренней картины болезни (ВКБ). Для достижения этой задачи необходимо было разъяснить пациенту особенности его нового состояния (состояния физического, когнитивного ограничения) и помочь в его принятии, сформировать новый образ «Я». Важной составляющей работы был поиск новых жизненных целей и смыслов, на которые можно было бы опереться в настоящей ситуации. При необходимости, велась специальная работа с психологической травмой, причиненной болезнью. Работа с родственниками предполагала проведение структурированного интервью, целью которого было дополнение данных анамнеза, установление преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента, выяснение сферы увлечений, интересов пациента, установление характера взаимоотношений и роли пациента в семье и в профессиональной жизни, и т.д., а также — уточнение степени изменения его когнитивного и эмоционального статуса в результате болезни. Одновременно с родными и близкими проводилась разъяснительная работа (информирование о болезни, о принципах психического функционирования, о целях и задачах реабилитационной работы в целом и ее отдельных этапов) и затем осуществлялось активное включение их как помощников-участников в процесс реабилитации.
Результаты: Реабилитационная работа по указанной схеме показала себя как эффективная. Были достигнуты следующие результаты:
- Улучшились когнитивные показатели пациентов (в различной степени, в зависимости от особенностей болезни и тяжести дефекта); были выработаны определенные стратегии компенсации дефектов, которые не удается преодолеть.
- Отмечались изменения в эмоционально-личностной сфере пациентов: формировалась более или менее отчетливая и адекватная внутренняя картина болезни, происходило, в различной степени, принятие болезни, появлялась возможность находить новые личностные смыслы в изменившейся ситуации. Это способствовало улучшению общего эмоционального фона. Важно еще раз подчеркнуть, что мотивация к преодолению нарушений во многом зависит от правильного осознания особенностей нарушений и эмоционального фона пациента. Поэтому, работа с эмоционально-личностной сферой обязательно велась параллельно, а нередко и предшествовала действиям, направленным непосредственно на преодоление когнитивных нарушений.
- Достигалось большее понимание близкими пациентов особенностей болезни и когнитивных и эмоциональных трудностей; облегчался процесс их взаимодействия, члены семьи пациентов более активно вовлекались в процесс восстановления, чем немало способствовали его эффективности.
Заключение: Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в нескольких направлениях: когнитивные функции, эмоционально-личностная сфера, работа с родственниками и близкими пациентов. Удельная доля и конкретное содержание каждого из описанных направлений может различаться и зависит от особенностей заболевания, когнитивного дефицита, личностных особенностей пациента, специфики его социальной ситуации и т.д. Однако каждый вид работы является необходимым звеном процесса нейропсихологической реабилитации.
Источник
Библиографическое описание:
Никитаева, Е. В. Нейропсихологическая восстановительная работа по преодолению синдрома неглекта у пациентов в остром периоде после ишемического инсульта / Е. В. Никитаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72065/ (дата обращения: 08.08.2020).
В статье рассматривается схема нейропсихологической восстановительной работы с пациентами с синдромом неглекта, находящимися в остром периоде восстановления после ишемического инсульта.
Ключевые слова: ишемический инсульт, синдром неглекта, нейропсихологическая реабилитация, восстановительное обучение.
Нейропсихологическая работа по преодолению синдрома может быть достаточно разнообразна. В литературе описывается опыт применения тренингов визуального сканирования, чтения, принудительного использования пораженного поля зрения, вестибулярной стимуляции и пр. Однако однозначных данных о предпочтительности того или иного конкретного метода на сегодняшний день не имеется.
Еще в 1917 г. С. Францем описаны эксперименты по восстановлению двигательной активности в пораженных конечностях у обезьян путем вынужденного использования поврежденных структур. Идея принудительного использования пораженных участков мозга сегодня применяется для реабилитации зрительно-пространственного игнорирования в виде системы ограничения зрительной стимуляции с сохранной стороны [1].
В Клинических рекомендациях по неврологии Европейской федерации неврологических сообществ приводится обзор методов и приемов, применяемых в работе по коррекции синдрома неглекта.
Так, к относительно эффективным приемам и методам в данных рекомендациях относят: комплексную тренировку визуального сканирования, чтение, копирование и описание фигур; использование пространственно-двигательных и визуальных подсказок с кинетическим стимулированием; обратную видеосвязь; тренировку устойчивого внимания, повышение сосредоточенности и подсказки, направляющие пространственное внимание; изменение ориентации тела; использование призматических очков, отклоняющих изображение на 10° вправо; вынужденное использование левой части зрительного поля глаза; компьютерное обучение [2].
Двумя общепринятыми международно-стандартизированными техниками, применяемыми в коррекции левостороннего игнорирования, являются:
- Техника визуального сканирования, состоящая из трех различных процедур: зрительно-пространственное сканирование (поиск цифр в большом поле зрения); чтение и копирование; копирование рисунков и их описание.
- Техника активации конечностей (упражнение по перечеркиванию линий пополам) [3].
Вестибулярная калорическая стимуляцияпутем вливания холодной воды в левый наружный слуховой проход оказывает значительное влияние на различные аспекты одностороннего игнорирования. В Клинических рекомендациях по неврологии Европейской федерации неврологических сообществ отмечается, что вестибулярная калорическая стимуляция значительно улучшает симптомы при одностороннем игнорировании [2]. В отечественной литературе публикаций, посвященных вестибуларной калорической стимуляции, на сегодняшний день крайне мало [4].
Таким образом, сегодняшний день в литературе описаны различные способы восстановительной нейропсихологической работы с пациентами, страдающими синдромом неглекта. Большинство этих приемов направлены на восстановление сенсорных и двигательных компонентов.
Однако данный синдром, как известно, не сводится к простому зрительному и/или тактильному невниманию в одной стороне пространства. Это сложный комплекс взаимосвязанных нарушений, включающий сенсорный, двигательный, когнитивный, поведенческий и эмоционально-личностный компоненты. Такая структура нарушения сказывается на сложности проведения нейрореабилитационных мероприятий и предполагает многоплановость коррекционно-восстановительной работы.
Психологическая работа с пациентами, перенёсшими ишемический инсульт, должна начинаться с момента поступления в медицинское отделение. При этом очевидно, что многие пациенты, находящиеся в острейшем и остром периоде после инсульта, не могут активно участвовать в каких-либо реабилитационных мероприятиях в силу общего состояния. Усугубляет ситуацию часто встречающаяся при синдроме неглекта анозогнозия, такой пациент даже при относительно удовлетворительном общем состоянии может отказываться от занятий, так как не осознает наличия у него нарушений в двигательной и/или когнитивной сферах, дефектов восприятия и особенностей поведения [5].
В связи с этим целесообразно применение в работе с такими пациентами пассивных реабилитационных мероприятий. В этом случае от пациента не требуется какой-либо целенаправленной активности; реабилитационный эффект оказывает само нахождение больного в специально организованных условиях.
В случае с пациентами, страдающими синдромом неглекта, данное направление работы предполагает преобразование предметной среды, а также взаимодействия пациента с окружением. Основным условием в этом случае является вовлечение пораженной половины тела в активную деятельность. Для этого необходимо расположить пациента пораженной стороной в проход, желательно в сторону двери; поставить прикроватную тумбочку с пораженной стороны (в случае отсутствия выраженных двигательных нарушений) и пр. Также можно использовать специальные очки, «выключающие» здоровое и заставляющие работать пораженное поле зрения. Родственники пациента и персонал медицинского учреждения должны быть проконсультированы на предмет того, как необходимо общаться с больным (стоя с поражённой стороны).
По мере улучшения общего состояния пациента и увеличения его работоспособности возможно введение в работу все более активных методов восстановительного обучения. Обсуждаемая система восстановительной работы рассчитана на реализацию с пациентами, находящимися в остром периоде ишемического инсульта. В связи с этим основной задачей нейропсихологической работы будет растормаживание мозговых структур (и соответствующих им ВПФ), способствование снятию состояния диашиза. Поэтому в программу включены и методы восстановительного обучения, разработанные в рамках школы системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия, и тренинговые методики, характерные для зарубежных нейропсихологических школ.
Блок активной нейропсихологической реабилитации начинается с момента проведения диагностического обследования пациента и завершается повторным обследованием. Перед началом реализации данного блока психологом на основании данных диагностического исследования составляется примерный план нейропсихологической реабилитационной работы. Занятия проводятся вплоть до выписки пациента из стационара; продолжительность и частота занятий определяется общим состоянием пациента. Занятия с нейропсихологом рекомендуется проводить каждый день в утреннее или дневное время, в период наибольшей работоспособности. Продолжительность занятия: от 5 минут до 30 минут, в зависимости от состояния пациента (уровень бодрствования, истощаемость, общее соматическое состояние).
К упражнениям, рекомендуемым на данном этапе нейропсихологической реабилитации пациентов с синдромом неглекта, относятся:глазодвигательная гимнастика, деление линии пополам, зрительное сканирование, чтение текстов, спонтанное рисование, корректурные пробы, копирование фигур, перерисовка, работа с зеркалом, работа с внешними бытовыми раздражителями, графические диктанты, отыскивание чисел (таблицы Шульте), выкладывание из спичек.
Помимо перечисленных упражнений, можно также выделить специальные приемы, облегчающие процесс нейропсихологических занятий:привязывание здоровой руки пациента на время выполнения заданий на мануальный праксис; привязывание к левой руке заметных опознавательных знаков (ленточек, браслетов, резинок и пр.); деление бланков, на которых работает пациент, линией пополам; при чтении и письме могут использоваться разные по степени интенсивности приемы привлечения внимания пациента к левой половине пространства; ориентация при чтении и зрительном сканировании на смысл читаемого/видимого.
В целом, описанная схема нейропсихологической восстановительной работы при синдроме неглекта, применяемая в комплексе с своевременным диагностическим нейропсихологичесим обследованием пациентов [6, 7], а также консультативной работой в отношении участников мультидисциплинарной бригады и родственников пациентов, на наш взгляд, заслуживает внимания. Эффективность применения описанной схемы работы в отношении пациентов с синдромом неглекта в острой стадии после ишемического инсульта требует дальнейшего изучения.
Литература:
- Варако Н. А. История нейропсихологической реабилитации // Журнал им. Н. В. Склифосовского Неотложная медицинская помощь. 2014. № 3. С. 44–49.
- Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации / Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. М.: Союз реабилитологов России, 2014. 50 с.
- Бучацкий К. В. Нейровизуальная диагностика и нейрореабилитация больных гемиспациальным неглектом с помощью инновационных компьютерных технологий // Избранные вопросы нейрореабилитации: материалы VII международного конгресса «Нейрореабилитация — 2015» / редкол.: Г. Е. Иванова [и др.]. М., 2015. С. 47–58.
- Акберов Б. И. Использование метода калорической вестибулярной стимуляции в терапии психических расстройств // ПМ. 2019. № 3.
- Григорьева В. Н., Сорокина Т. А. Анозогнозия у больных острым полушарным ишемическим инсультом. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2016; 8(2):31–35.
- Никитаева Е. В. Опыт организации психологического сопровождения пациентов с синдромом неглекта в остром периоде ишемического инсульта // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2020. Том 10. № 4 С. 130–132
- Никитаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика синдрома неглекта в рамках психологического сопровождения пациентов в остром периоде ишемического инсульта // Психология человека и общества. 2020. № 3 (20). С.47–53.
Основные термины (генерируются автоматически): ишемический инсульт, пациент, визуальное сканирование, восстановительное обучение, пораженная сторона, синдром, Европейская федерация, вестибулярная калорическая стимуляция, зрительное сканирование, нейропсихологическая восстановительная работа.
Источник