Нейропсихологическая коррекция при инсульте

Нейропсихологическая коррекция при инсульте thumbnail

Библиографическое описание:


Брагина, Е. Л. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / Е. Л. Брагина, В. А. Куташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22303/ (дата обращения: 03.12.2020).

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его распространенности среди людей трудоспособного возраста. До 80 % лиц, перенесших ОНМК, остаются инвалидами, нуждающимися в социально-психологической поддержке. Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких пациентов ввиду распространенности постинсультных когнитивных и аффективных расстройств. Так, когнитивные постинсультные нарушения различной степени выраженности выявляются у 40–70 % больных [5]. При этом наличие когнитивных и эмоционально-волевых нарушений, может значительно замедлять реабилитацию двигательного неврологического дефицита, негативно влиять на повседневную активность и качество жизни больных, затруднять социальную и профессиональную адаптацию.

Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.

В зависимости от типа острого нарушения мозгового кровообращения нейропсихологические реабилитационные мероприятия в среднем рекомендуется начинать на 7–10 сутки при ишемическом и на 10–14 сутки при геморрагическом инсульте [2].

Нейропсихологическое исследование начинается со знакомства с историей болезни пациента (анамнез, жалобы, данные объективного осмотра, инструментального обследования). Это необходимо для того, чтобы составить предварительный план исследования, подобрать необходимые методики. На втором этапе нейропсихолог начинает знакомство с пациентом для установления контакта, для улучшения адаптации к ситуации исследования, для получения дополнительной информации. На третьем этапе начинается непосредственно нейропсихологическое исследование, которое является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. В ходе беседы оценивается уровень психической активности, ориентировка, критичность, эмоциональное состояние, отношение к болезни, к лечебным мероприятиям, при необходимости проводится углубленное исследование эмоционально-личностной сферы. В зависимости от выявленных нарушений проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная внутренняя картина болезни, повышается мотивационная направленность на реабилитационные мероприятия, ведется поиск новых жизненных целей, на которые можно опереться в ситуации, связанной с болезнью. Далее проводится оценка латеральной организации функций, исследуется уровень произвольного внимания, оценивается зрительный, слуховой, зрительно-пространственный и сомато-сенсорный гнозис. Исследуется речь, чтение, письмо, память, счет, оцениваются интеллектуальные процессы.

В результате проведенного нейропсихологического исследования складывается представление и формируется объективная картина о наличии у пациента нарушений психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На основании полученных данных составляется нейропсихологическая коррекционная программа.

Нейропсихологическая реабилитационная программа выстраивается с учетом теории о структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Р. Лурия, характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

1)                 первый энергетический блок мозга или блок регуляции уровня активности, который включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок на различных уровнях участвует в осуществлении любой психической деятельности и, особенно, в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознании в целом.

2)                 второй блок мозга блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации. Он включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Этот блок обеспечивает сложную интегративную переработку экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций.

3)                 третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической деятельностью. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются сложностью строения и большим количеством двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Этот блок играет ведущую роль в программировании и контроле над динамикой психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле над результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

С учетом представлений о структурно-функциональных блоках мозга и выявленных нейропсихологических нарушениях у пациента в реабилитационной программе используются различные приемы для нейропсихологической коррекции.

При работе над первым блоком мозга для преодоления повышенной утомляемости и истощаемости, формирования достаточной психической активности, повышения уровня внимания и работоспособности применяются различные дыхательные упражнения, массаж пальцев рук и ушных раковин, глазодвигательные упражнения, упражнения по преодолению синкинезий, телесные упражнения. Данные приемы можно активно совмещать с приемами лечебной физкультуры в рамках ранней нейрореабилитации.

Для улучшения работы второго блока мозга используются приемы нейропсихологической коррекции зрительных, тактильных, зрительно-пространственных, двигательных процессов. Так, для коррекции нарушенных соматогностических, тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие упражнения: «повторение позы», «угадывание части тела» (с закрытыми глазами), «телесные фигуры, цифры, буквы» (изобразить пальцами рук), «рисунки и буквы на спине и ладонях», «распознавание предметов, фигур, букв, цифр на ощупь».

Для коррекции нарушенных кинетических процессов применяются упражнения: «игра на рояле, на гитаре, на барабане и т. д.», «одна рука раскрыта, вторая сжата в кулак», «одна рука похлопывает по животу, другая совершает круговые движения над головой», «кулак-ребро-ладонь», «шнурочки», «написание букв, цифр, фигур в воздухе».

При работе над вторым блоком мозга можно активно тренировать процессы памяти в зависимости от разных модальностей. Например, для тренировки памяти применяется «межмодальный перевод» (из тактильной в зрительную, из зрительной в тактильную, из тактильной в слухоречевую, из зрительной в слухо-речевую, из слуховой в зрительную, из слуховой в тактильную).

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для тренировки психических познавательных процессов. Для тренировки внимания можно применять следующие приемы: корректурная проба, разноцветные таблицы Шульте, счет по Крепелину, из 200,100 вычитать 3,7 и т. д. Для коррекции пространственных нарушений используется «графический диктант» (рисование по клеточкам на слух и копирование), кубики Коса и т. п. Для коррекции нарушений произвольной регуляции, программирования и контроля проводятся следующие методики: «сделай как скажу, а не покажу», «запретное слово» (вместо запретного слова или цифры хлопнуть в ладоши), рисовать на бумаге или в воздухе одной рукой круг, а другой треугольник и т. п. При коррекции нарушений звукобуквенного анализа и синтеза, чтения используется игра из слов «Матрешки», вставка букв в слова, составление слов из букв, шифровки (определить звуки в слове и указать их место) и т. п. Для коррекции нарушений слогового чтения можно придумывать слова с заданным слогом, составлять слова из заданных слогов и т. п. При коррекции нарушений фонематических процессов, письма составляются предложения по сюжетным картинкам, проводится работа с деформированными предложениями, списывается текст, называются слова на определенную букву, составляется цепочка из слов (последняя буква в слове является первой буквой следующего слова). Можно преобразовать слова, изменяя один звук, составлять слово по картинкам (из первых звуков в названии картинок) и т. п.

При составлении реабилитационной программы и выборе методик учитываются степень выраженности когнитивных и аффективных расстройств, социальный статус и личностные особенности пациента.

В комплексной нейропсихологической реабилитации особое значение приобретает работа с родственниками и близкими больного человека для уточнения преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента. С родными и близкими пациента проводится информационно-разъяснительная работа и активное включение их ресурсов в процесс реабилитации.

Выводы: еще раз необходимо подчеркнуть значимость нейропсихологического подхода к реабилитации пациентов, перенесших ОНМК. Коррекция когнитивных и эмоционально-волевых нарушений позволяет повысить качество реабилитационных мероприятий в целом и обеспечивает индивидуальный подход к личности пациента. Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в трех направлениях: преодоление когнитивного дефицита, коррекция эмоционально-личностной сферы, работа с родственниками пациента.

Литература:

  1.      Батышева Т. Т. Реабилитация больных с заболеваниями нервной системы в условияхспециализированной поликлиники восстановительного лечения. // Медицинская помощь, 2003, № 6, с. 22–24.
  2.      Белова А. Н. Нейрореабилитация. Руководство для врачей. // М.:Антидор, 2002.
  3.      Варако Н. А., Куликова И. С., Даминов В. Д. Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных. // ФГУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова Росздрава», www.pirogov-center.ru/infoclinic/2/13.
  4.      Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения. // ConsiliumMedicum, том 13, 2011, № 2.
  5.      Левин О. С., Дударова М. А., Усольцева Н. И. Диагностика и лечение постинсультных когнитивных нарушений. // Неврология. Info, 2013, № 2, с. 5–7.
  6.      Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. / М., 2000.
  7.      Хомская Е. Д. Нейропсихология. // Издательство Московского Университета, 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): блок мозга, коррекция нарушений, психическая деятельность, слово, мозговое кровообращение, острое нарушение, нейропсихологическая коррекция, реабилитационная программа, эмоционально-волевая сфера, эмоционально-личностная сфера.

Источник

Нейропсихологическая коррекция при инсульте

     Ни для кого не секрет, что инсульты и микроинсульты являются одним из самых распространенных заболеваний как во всем мире, так и в России и занимают по распространенности одно из ведущих  мест после онкологических заболеваний. В России, где качество медицинского оставляет желать лучшего, проблема восстановления высших психических функций человека и возврата его к нормальной жизни, стоит особенно остро. 

При реабилитации больных, кроме медикаментозного лечения когда врач-невролог выписывает целый ворох различных препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, кроме работы физиотерапевта, массажиста, стимулирующего крово- и лимфообращение в парализованных конечностях, необходима работа и нейропсихолога (или клинического психолога) для восстановления крупной моторики, мелкой моторики и речи. И дело заключается в следующем.

    При возникновении инсульта как геморрагического, тик и ишемического, погибает некоторая часть нервной ткани. При этом последствия всегда самые разные, в зависимости от места локализации инсульта, от самого бассейна поврежденной артерии (сонной или вертебро-базиллярной), от степени повреждения артерии, от наличия анастомозов и т.д. Если инсульт обширный – прогнозы, как правило, менее утешительные, если локальный – наоборот. Если есть риск тромбообразования, либо существуют аневризмы – тоже прогноз будет неутешительным. В любом случае, большинство инсультов сопровождаются парезами, либо гемипарезами.  Возьмем инсульты средней и малой тяжести: локальные, без аневризм и прочих осложнений, с парезом конечностей. То есть эта та ситуация, когда человека вытащить можно, но нужно знать как. 

      И вот здесь кроме необходимых лекарственных препаратов, необходимо вмешательство такой науки, как нейропсихология. Часть погибших клеток, отвечающие за те или иные органы и системы (вспомним поля по Бродману и известный всем гомункулус Пенфилда) уже восстановить невозможно и они со временем замещаются глиальной тканью или нейроглией. Это эпендимоциты, астроциты и олигодендроциты. Каждые из этих клеток выполняют свою функцию. Но! Функцию поврежденных клеток могут взять на себя другие нервные клетки за счет увеличения числа межсинаптических связей между нейронами. Согласно закону динамической локализации высших психических функций человека А.Р.Лурия, это могут быть как клетки, находящиеся рядом с поврежденными (проксимально расположенные нейроны), так и расположенными довольно далеко от места повреждения (дистально расположенные нейроны). 

    Возникает вопрос: как научить другие клетки выполнять работу поврежденных? Как заставить нервную ткань увеличить количество межсинаптических связей?  И ответ мы находим довольно простой – за счет работы зеркальных нейронов. Только включая зеркальные нейроны мы можем принудительно ускорить работу построения межсинаптических связей в центральной нервной системе. Подобные работы проводятся в научных центрах Колумбийского Университета и Университета Торонто, о чем  указывает в своих работах доктор  Норман Дойдж.  Однако комплексы упражнений на развитие работы зеркальных нейронов особенно не разглашаются. Что в общем-то не имеет для России большого значения, поскольку наша отечественная нейропсихология в некоторых направлениях во многом превосходит зарубежную, в том числе и по проблемам восстановления высших психических функций. И разработка комплексов подобных упражнений не представит особого труда для наших клинических психологов и нейропсихологов. 

Поэтому, представляется необходимым для реабилитации постинсультных больных включать в работу реабилитационных центров и клинических психологов, что у нас, к сожалению, в большинстве случаев не проводится.

Источник

Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных

Варако Н.А., Куликова И.С., Даминов В.Д. ФГУ «НМХЦ им.НИ Пирогова Росздрава», Москва, Россия

Введение: Опыт последних десятилетий в мировой науке и практике нейрореабилитации показывает, что наилучший реабилитационный эффект достигается благодаря комплексному психологическому подходу к пациенту. Комплексный подход включает в себя как работу, направленную на преодоление и приспособление к имеющемуся когнитивному дефициту, так и работу с неизбежно возникающими эмоционально-личностными проблемами. Также следует указать на обязательную работу с родственниками и близкими больного человека, роль которых в нейрореабилитации является одной из основных.

Цель: исследовать эффективность комплексной нейропсихологической реабилитации.

Материалы и методы: в течение 2006 — 2007 гг. проведена комплексная психологическая работа с 30 пациентами (в возрасте от 40 до 76 лет), перенесшими ишемический инсульт, на базе отделения восстановительного лечения ФГУ «НМХЦ им. Пирогова Росздрава». В исследовании принимали участие пациенты с когнитивными нарушениями различной степени тяжести (от легкой до грубой) и трудностями в эмоционально- личностной сфере. Из исследования исключались пациенты с грубой сенсо-моторной афазией, с грубыми интеллектуально-мнестическими нарушениями, грубой аспонтанностью.

Методы диагностики: Для оценки когнитивных функций применялось стандартизированное нейропсихологическое обследование по системе А.Р.Лурия. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались метод клинической беседы, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), РНЖ (рисунок несуществующего животного) а также модифицированный вариант методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Нейропсихологическая реабилитация больных велась по трем направлениям: первое — преодоление когнитивного дефицита; второе — работа с эмоционально-личностной сферой, третье — работа с родственниками и/или близкими пациентов. Преодоление когнитивного дефицита, в свою очередь, также велось по двум направлениям — это восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывалось невозможным. В зависимости от дефекта и запроса пациента «мишенью» реабилитации были такие функции, как память, речь, зрительный и зрительно-пространственный гнозис, праксис, функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности (планирование действий, постановка целей и задач, контроль за их реализацией). Выработка адекватной стратегии компенсации происходила как с учетом характера нарушений, имеющихся у пациента, так и с учетом возрастных особенностей, учитывающих смену стратегий в возрасте инволюции. Работа с эмоционально-личностной сферой имела своей целью эмоциональную адаптацию пациента к ситуации болезни. Это предполагало, в первую очередь, создание адекватной внутренней картины болезни (ВКБ). Для достижения этой задачи необходимо было разъяснить пациенту особенности его нового состояния (состояния физического, когнитивного ограничения) и помочь в его принятии, сформировать новый образ «Я». Важной составляющей работы был поиск новых жизненных целей и смыслов, на которые можно было бы опереться в настоящей ситуации. При необходимости, велась специальная работа с психологической травмой, причиненной болезнью. Работа с родственниками предполагала проведение структурированного интервью, целью которого было дополнение данных анамнеза, установление преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента, выяснение сферы увлечений, интересов пациента, установление характера взаимоотношений и роли пациента в семье и в профессиональной жизни, и т.д., а также — уточнение степени изменения его когнитивного и эмоционального статуса в результате болезни. Одновременно с родными и близкими проводилась разъяснительная работа (информирование о болезни, о принципах психического функционирования, о целях и задачах реабилитационной работы в целом и ее отдельных этапов) и затем осуществлялось активное включение их как помощников-участников в процесс реабилитации.

Результаты: Реабилитационная работа по указанной схеме показала себя как эффективная. Были достигнуты следующие результаты:

  1. Улучшились когнитивные показатели пациентов (в различной степени, в зависимости от особенностей болезни и тяжести дефекта); были выработаны определенные стратегии компенсации дефектов, которые не удается преодолеть.
  2. Отмечались изменения в эмоционально-личностной сфере пациентов: формировалась более или менее отчетливая и адекватная внутренняя картина болезни, происходило, в различной степени, принятие болезни, появлялась возможность находить новые личностные смыслы в изменившейся ситуации. Это способствовало улучшению общего эмоционального фона. Важно еще раз подчеркнуть, что мотивация к преодолению нарушений во многом зависит от правильного осознания особенностей нарушений и эмоционального фона пациента. Поэтому, работа с эмоционально-личностной сферой обязательно велась параллельно, а нередко и предшествовала действиям, направленным непосредственно на преодоление когнитивных нарушений.
  3. Достигалось большее понимание близкими пациентов особенностей болезни и когнитивных и эмоциональных трудностей; облегчался процесс их взаимодействия, члены семьи пациентов более активно вовлекались в процесс восстановления, чем немало способствовали его эффективности.

Заключение: Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в нескольких направлениях: когнитивные функции, эмоционально-личностная сфера, работа с родственниками и близкими пациентов. Удельная доля и конкретное содержание каждого из описанных направлений может различаться и зависит от особенностей заболевания, когнитивного дефицита, личностных особенностей пациента, специфики его социальной ситуации и т.д. Однако каждый вид работы является необходимым звеном процесса нейропсихологической реабилитации.

Источник