Не сдался после инсульта

Не сдался после инсульта thumbnail

Проходящие восстановление после инсульта огорчаются – они много занимаются, сильно устают, но сдвигов нет! Не получается восстановиться? Знаю что делать! 

Когда только началась моя реабилитация после инсульта, у меня было то же самое. Мои занятия были не долгими, от 20 секунд до нескольких минут. На большее меня не хватало. Но я выкладывался по полной. Такой бесполезный «микро подвиг» несколько раз в день. Именно бесполезный!

Единственным результатом была усталость и только! 

Почему так? Интересно? 

До инсульта у меня было полно сил. Мог часами ходить, бегать, а потом еще делать тяжеленую зарядку или работу. Теперь же хватало 20 секунд сгибания пальцев на руке чтобы израсходовать все силы без остатка. 

Ну ни как не получалось привыкнуть к своему новому состоянию. Только всё больше и больше осознавал, каким уродцем я стал. Это угнетало и убивало желание заниматься. Было очевидно, что тренировками по 20-30 секунд буду восстанавливаться лет триста.

Начал погружаться в депрессивное болото. Утонуть в нём мне не дали Лена и Никита. Они объяснили, что полно людей после инсульта, которые и пяти  секунд заниматься не могут. И ведь это правда!!!! 

И ГЛАВНОЕ, что они мне втолковали- есть только два варианта моей дальнейшей жизни.

ПЕРВЫЙ – прекратить занятия = восстановление и остаться в состоянии немощного полуфабриката.

ВТОРОЙ – принять новое состояние, заниматься иначе и увеличить шанс восстановиться.

Конечно я выбрал вариант восстанавливаться. Но нужно было разобраться, «заниматься ИНАЧЕ» это как?

Пришлось подробно оценить мою систему занятий. Они были похожи на спортивные тренировки. Бери больше – кидай дальше. Два-три занятия 2-3 в день. Одни и те же упражнения, которые я делал, как истукан с большим количеством повторений, 50-100 раз. 

Это была глупость потому, что повторяя одни и те же движения я не учился новым. Зачем я их повторял если я и так делал их хорошо.??!! 

Многократное повторение одного и того же упражнения/движения бесполезная трата времени и сил. 

ВАЖНО!!! Делаешь одно и тоже – получаешь одно и тоже. Да же если повторишь это 1000 раз до изнеможения, толку НОЛЬ!

Пришлось кардинально изменить подход к занятиям. Я стал делать все упражнения в едином режиме 10-12 повторений по 3 подхода. Когда становилось легко, то усложнял или прибавлял нагрузку. Но при этом количество повторений, 10-12 и подходов по 3, сохранял.

Например упражнения с эспандером: еженедельно увеличивал его натяжение и периодически (раз в 6-8 месяцев) заменял на более тугой.

Так же поступал с гантелями. Каждые три месяца увеличивал их вес на 0,5 – 1 кг. 

Регулярная смена упражнений (раз в 2-3 месяца) восстанавливала РАЗНЫЕ движения. ЛФК после инсульта наконец дало результат!

Постепенное прибавление нагрузки, увеличивало силу в мышцах. Да и выносливость росла. Перемены стали заметны и очевидны во всём от ходьбы и движений рук до внешнего вида.

Этот режим занятий соблюдаю до сих пор:

-упражнения 10-12 повторений по 3 подхода.

-смена упражнений каждые 3 месяца

-увеличение нагрузки раз в неделю (постепенное!!!)

Чего и как менять или прибавлять каждый выбирает сам. В зависимости от своего текущего состояния. Главное разнообразить движения и медленно прибавлять нагрузку. У нас был инфаркт мозга. теперь надо все делать ооочень аккуратно!

Я знаю что делать. И вы теперь тоже.

Друзья, занимайтесь без фанатизма, но с умом)))

⚠️⚠️ ⚠️ подпишитесь на Инсульт Блог. Будем вместе восстанавливаться, станем здоровыми и счастливыми)))

ПОДПИСАТЬСЯ 

Восстановление после инсульта реабилитация после инсульта Речь

Please reload

Приглашаем к сотрудничеству клиники, реабилитационные центры, врачей и специалистов по восстановлению

Источник

Âñåì çäðàâñòâóéòå )

ìîÿ ïåðâàÿ ïîïûòêà ÷òî-ëèáî íàïèñàòü..ïîýòîìó íå ñóäèòå ñòðîãî )

Äîñèæèâàÿ ñâîé î÷åðåäíîé áîëüíè÷íûé â ýòîì áåñêîíå÷íîì ãîäó, ðåøèëà ïîäåëèòüñÿ ñâîåé èñòîðèåé. Ó÷èòûâàÿ òî, ÷òî ìíå (âñåãî) 38 ëåò, ìîæåò áûòü, êîãî-òî îíà íàïóãàåò, êîãî-òî –  ïðåäóïðåäèò, à êîìó-òî – ïîìîæåò..

 ñåðåäèíå àïðåëÿ ýòîãî ãîäà ÿ ïîåõàëà ïî ðàáî÷èì äåëàì â ñîñåäíèé ðàéîí ãîðîäà. Áûëà íå íà ìàøèíå â òîò äåíü. Ïîîáùàëàñü, îáìåíÿëèñü äîêóìåíòàìè, ñìîòðþ ïî êàðòå, êàê äîéòè äî áëèæàéøåé ñòàíöèè ìåòðî è – ïîíèìàþ, ÷òî ñîðâàëñÿ ñåðäå÷íûé ðèòì.. Ó ìåíÿ ïðèñòóïû àðèòìèè íåñêîëüêî ëåò êàê, áûëà ïîïûòêà îïåðàöèè – íåóäà÷íàÿ, ïîòîì ïðèñòóïû ñòàëè ïîðåæå, è òàáëåòêè ïîñòîÿííî íå ïèëà, äóìàëè – ìîæåò, âîîáùå âñ¸ ïðîéäåò ñàìî ñîáîé (òàê æå, êàê è íà÷àëîñü â îäèí íå î÷åíü ïðåêðàñíûé äåíü). Ñåðäöå ïðîâàëèëîñü è çàïðûãàëî, ñòàëî ïåðåõâàòûâàòü äûõàíèå, îùóùåíèÿ – êàê ïîñëå ñòîìåòðîâêè íà âðåìÿ. Ïðèñåëà íà ñêàìåå÷êó âî äâîðå, äîñòàëà òàáëåòêè, ðàçæåâàëà, ïîä ÿçûê. Ïóëüñ ñîñ÷èòàòü íå ñìîãëà – ñëèøêîì ÷àñòûé è ñ ïðîâàëàìè. Ïîêà òàáëåòêè äåéñòâóþò, ïûòàþñü ñîîáðàçèòü, ÷òî äåëàòü. Ïîíèìàþ, ÷òî ãäå-òî ñîâñåì ðÿäîì çäåñü 33ÿ áîëüíèöà – íó âîò ïðÿìî íà ñîñåäíåé óëèöå. 10 ìèíóò..15..20.. íåò, ëó÷øå íå ñòàíîâèòñÿ, òîëüêî áóõàåò ÷óòü ïîðåæå. À ñîëíöå-òî êàêîå âûêàòèëîñü àïðåëüñêîå…îõ, ãóëÿòü áû ñåé÷àñ ñ ñûíîì ïîñëå øêîëû, à íå ïîìèðàòü â ýòîì áåçëþäíîì äâîðèêå. Ïîíèìàþ, ÷òî íàäî âñòàòü è èäòè. Âñòàëà. Ïîøëà. Ãîëîâà êðóæèòñÿ, íîãè äâèãàþòñÿ ñ òðóäîì, êàê áóäòî ïî ïîÿñ â âîäå èäó. Íó âîò æå áîëüíè÷êà íàêîíåö, óðà.. ñèëû êîí÷èëèñü ó øëàãáàóìà. Ñåëà íà çàáîð, ãëàçà çàêðûëà, äûøàòü ñîâñåì íåâìîãîòó. «..âóøêà, âû â ïîðÿäêå?» Ïàðåíü, òðîãàåò ìåíÿ çà ðóêó. Ãîâîðþ, äà, íåìíîæêî ïëîõî, ïîìîãèòå äîéòè äî ïðèåìíîãî. Ïîøëè, îí ìåíÿ äåðæèò. Ñåáå âíóòðè êàê ìàíòðó: äåðæèñü, äåðæèñü, íå ñðóáàéñÿ, íàäî îáÿçàòåëüíî ñêàçàòü äèàãíîç è âñ¸ ïðî ìîè ëåêàðñòâà âðà÷àì. Ñèëû îïÿòü çàêîí÷èëèñü óæå íà ïàíäóñå. Ïðîâàë. È ñíîâà èäåì, âîò äâåðè ïðèåìíèêà. Ñàíèòàð âûêàòûâàåò êðåñëî-êàòàëêó íàâñòðå÷ó. Áëàãîäàðþ ïàðíÿ è æåíùèíó êàêóþ-òî, êîòîðàÿ òîæå ïîìîãàëà ìíå äîéòè. Âðà÷è îêðóæàþò: «÷òî ñëó÷èëîñü?» ïûòàÿñü ïðîäûøàòüñÿ, ãîâîðþ, ÷òî ïàðîêñèçì àðèòìèè, ñèíäðîì âïâ, ïðèíÿëà 3 ïðîïàíîðìà ïîä ÿçûê ìèíóò 40 êàê, ýôôåêòà íåò. Ñ÷èòàþò ïóëüñ…- ìíîãî. «Ìîæåò, â ðåàíèìàöèþ?…» íåååò, ìíå áû ïðîñòî êàïåëüíèöó, ðèòì âîññòàíîâèòñÿ, è ÿ äîìîé… äàâëåíèå ïîíèæå ïðèâû÷íîãî, íî ïîêà äåðæó, è ýòî õîðîøî. «Ñìîæåøü êóðòêó ñíÿòü è íà êóøåòêó, ñíèìåì ÝÊÃ?» êîíå÷íî, ñìîãó, ÿ æå ñèëüíàÿ äåâî÷êà.. ðàññòåãèâàþñü…ïðîâààààë…ÿ íà êðåñëå ïåðåä çàêðûòîé äâåðüþ, ñâåðõó ãðîçíàÿ íàäïèñü ÐÅÀÍÈÌÀÖÈß, ïèêïèê – äâåðü îòêðûëàñü, áåãîì ïî÷åìó-òî âíóòðü. Âðà÷-äåâóøêà, êîòîðàÿ ìåíÿ âåçåò, áûñòðî è ãðîìêî ãîâîðèò: «ÔÏ, áûñòðàÿ, ìîæåò âñòàòü». Çàâîçÿò â áëîê, ðàçäåâàþò, ó ìåíÿ åñòü ñèëû áîðîòüñÿ çà òðóñû, ÷òîá èõ îñòàâèëè ) è äàæå ñåðäöå óæå êàê-òî íå áåñïîêîèò ñèëüíî, à âîò äûøàòü ñîâñåì òÿæêî. Ïðèñîñêè ìîíèòîðà íà ãðóäü, êèñëîðîä ÷åðåç òðóáî÷êè â íîñ..êàòåòåð â âåíó – íå ÷óâñòâóþ âîîáùå, òåëî êàê ðåçèíîâîå. Ïðèøåë âðà÷ èç ïðèåìíîãî, ãîâîðèò, áûëà ó íàñ, ïîìíþ…ó íåå êëèíè÷åñêàÿ ñìåðü â àíàìíåçå (áûëî òàêîå..). Îïÿòü ïðîâàëèëàñü íåìíîæêî… Ïîäõîäÿò-óõîäÿò âðà÷è, äåâî÷êè-ìåäñåñòðû. Äåëàþò âñ¸ î÷åíü áûñòðî, íèêàêèõ ëèøíèõ ñëîâ. ×òî-òî ââåëè â âåíó, ñìîòðÿò ðèòì íà ìîíèòîðå, âåøàþò êàïåëüíèöó. Äåâóøêå-äîêòîðó íå íðàâèòñÿ, êàê ÿ äûøó. Âêëþ÷àåò ñáîêó àïïàðàò ÈÂË, ïðîñèò ìåäñåñòðó ïðèãîòîâèòü òðóáêó. Êðè÷ó (íó, èëè ìíå òàê êàæåòñÿ) – íå íàäî òðóáêó, ïîæàëóéñòà, ÿ èõ áîþñü, ÿ ñàìà áóäó äûøàòü!.. âìåñòî èâë íàäåëè ìíå ìàñêó âî âñå ëèöî, êîòîðàÿ äîäûõèâàåò çà òåáÿ, åñëè ñâîåãî äûõàíèÿ íå õâàòàåò, è ïèùèò áàñîâèòî, åñëè çàáûâàåøü äûøàòü.  íåé òÿæåëî, êàê â ìàñêå ïîä âîäîé, çàòî íàäåæíî. Ëåæó, äûøó. Ïîëó÷øå âðîäå. Ïðîøó – ïîçâîíèòå ìóæó, òåëåôîí â ñóìêå, îí íå çíàåò, ãäå ÿ… à òåëåôîí áûë íà áëîêèðîâêå, ñàìà ïîñòàâèëà..â îáùåì, ïîçâîíèòü íå ñìîãëè. Ìóæ íàøåë ìåíÿ ïîçæå ñàì, îáçâîíèâ ïî 2 ðàçà âñå áîëüíèöû è óñïåâ íàïèñàòü çàÿâëåíèå â ïîëèöèþ î ìîåé ïðîïàæå… Âå÷åð. Ðèòì âîññòàíîâèëñÿ, ìàñêó óáðàëè. ß ðâóñü äîìîé. Î÷åíü íå ëþáëþ áîëüíèöû, íå ìîãó â íèõ ñïàòü âîîáùå, èçìàòûâàþñü. Ãîâîðþ, îòïóñòèòå, ó ìåíÿ æå òàêîå íå ïåðâûé ðàç, äîìà ïîåì, ïîñïëþ, è çàâòðà êàê îãóðåö áóäó. Âðà÷ – «íåò óæ, ëåæè! Íàñìîòðåëàñü ÿ íà òåáÿ..» êàê ÷óâñòâîâàëà îíà..à ìîãëà áû è îòïóñòèòü, ìåñòî â ðåàíèìàöèè â ñóòêè ñòîèò áîëüøå 10òð, è êàíäèäàòîâ òàì ïîëåæàòü â áîëüøîé áîëüíèöå âñåãäà íàâàëîì.. ìåíÿ íàøåë ìóæ è åãî ïóñòèëè êî ìíå íåíàäîëãî, ñ÷àñòüå êàêîå!.. Ãëàçà øàëüíûå, çàïàâøèå..äåðæèìñÿ çà ðóêè, åãî ðóêà ïîäðàãèâàåò..ïðîñòè ìåíÿ, ìîé õîðîøèé, íå óñïåëà ïîçâîíèòü-ïðåäóïðåäèòü, äóìàëà – ñàìà âûêàðàáêàþñü.. îñòàþñü íî÷åâàòü â ðåàíèìàöèè.. ïîâåðíóëàñü íàáîê ïîóäîáíåå, ñìîãëà äàæå çàñíóòü. Ñêâîçü ñîí ÷óâñòâóþ – îõ, êàê áîëèò ãîëîâààà…îòõîäíÿê ÷òî-ëè ïîñëå ñòðåññà èëè ëåêàðñòâ? Áîëèò î÷åíü ñèëüíî è ïî÷åìó-òî òîëüêî ñïðàâà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ íà äðóãîé áîê è..÷òî çà ôèãíÿ? Ïî÷åìó-òî íå ìîãó ïîøåâåëèòü ëåâîé ðóêîé è ëåâîé íîãîé. Ïðîñòî íå ÷óâñòâóþ èõ, õîòÿ âîò æå îíè, æèâûå è òåïëûå. Ñòðàõà íåò, âñå ýìîöèè êàê-òî ïðèòóïèëèñü. Çîâó Àíþ (ìåäñåñòðó). Îíà çîâåò âðà÷à. Òà âûñëóøèâàåò ìîè æàëîáû è çîâåò äðóãîãî âðà÷à, âìåñòå îñìàòðèâàþò ìåíÿ. «ïîäíèìè ðóêè…ïîäíèìè íîãè..ñîâñåì íå ìîæåøü? Ãîëîâà êàê áîëèò? Óëûáíèñü..ïîêàæè ÿçûê..êîëåì èãîëêîé âîò òàê – ÷óâñòâóåøü?…» óáåæàëè. Àíÿ íàïðÿãëàñü, ïîãðóñòíåëà.. ãîâîðèò «..à äàâàé-êà ïîñòàâèì òåáå âñå æå êàòåòåð ìî÷åâîé». Ïðîøëî ñêîëüêî-òî âðåìåíè, íà ÷àñàõ áûëî îêîëî ïîëóíî÷è. Âðà÷ ïîäõîäèëà êî ìíå, çâîíÿ êóäà-òî, ñïðàøèâàëà, íå õóæå ëè, íå òÿæåëåå ëè äûøàòü (ÿ ïîòîì óæå óçíàëà, ÷òî íå õîòåëè äàâàòü ìàøèíó ñðåäè íî÷è, ÷òîá îòâåçòè ìåíÿ â 13óþ..è â 13îé ÿ íå î÷åíü áûëà íóæíà…ìîÿ âðà÷ çâîíèëà-ðóãàëàñü, îáúÿñíÿëà, ÷òî ïàöèåíòêà ìîëîäàÿ, òÿæåëàÿ, ñ÷åò èäåò íà ìèíóòû…). Áàõ! Âêëþ÷èëè ÿðêî ñâåò, çàøëè âðà÷è, è äâîå ñî ñêîðîé â ñèíåì, êàòàëêà. Ó Àíè òèõîíüêî ñïðàøèâàþ – «êóäà ìåíÿ? ×òî ïðîèñõîäèò?» Ãîâîðèò, íå âîëíóéñÿ, ñåé÷àñ ñâîçèì òåáÿ â 13óþ áîëüíèöó íà Àâòîçàâîä íà êîíñóëüòàöèþ. Ìåíÿ ïåðåêëàäûâàþò íà êàòàëêó, çàáîòëèâî óêóòûâàþò îäåÿëîì, âåçóò, ãðóçÿò â ðåàíèìîáèëü. Õìóðûå è íåðàçãîâîð÷èâûå ñêîðÿêè óñòðàèâàþòñÿ â ñàëîíå ðÿäîì ñî ìíîé, êàê áîëüøèå ñèíèå óñòàëûå âîðîáüè. Åäåì, ìîë÷èì. Ìíå ïî-ïðåæíåìó íå ñòðàøíî..è äàæå íå î÷åíü èíòåðåñíî, ÷òî áóäåò äàëüøå. Âèäèìî, ÷òî-òî òèïà øîêà, à ìîæåò, ïðîñòî ïîâðåæäåííûé ìîçã òàê òîðìîçèë.. Åäåì áûñòðî. Êîãäà âûâîçÿò èç ìàøèíû, ñ òåìíîãî íî÷íîãî íåáà ìíå íà ëèöî ïàäàåò íåñêîëüêî êàïåëü òåïëîãî âåñåííåãî äîæäÿ. «Îé», ãîâîðþ, «äîæäèê!..» «Äîæäèꅻ – ïåðåãëÿíóëèñü ñêîðÿêè.  ïðèåìíîì 13îé òåìíî è ïóñòî. Ïîñðåäè íî÷è íàì íèêòî íå ðàä. Íåñêîëüêî ðàç çâó÷èò «ïî äîãîâîðåííîñò腻. Ïðèõîäèò î÷åíü íåäîâîëüíàÿ ïîæèëàÿ âðà÷-íåâðîëîã, îñìàòðèâàåò ìåíÿ åùå ðàç, ïîäðîáíî. Âåçóò íà ÊÒ (òàì âñå ñïÿò, ïîòîì ðàçîãðåâàþò àïïàðàò), ïîòîì íà ðåíòãåí (èñòîðèÿ ïîâòîðÿåòñÿ). Ïðèâîçÿò îáðàòíî â ïðèåìíèê. Íà ÊÒ âñå ÷èñòî, íî òàêîå ìîæåò áûòü â ñàìîì íà÷àëå, à êëèíèêà î÷åíü äàæå õàðàêòåðíàÿ. Ñêîðÿêè ñïðàøèâàþò – «âåçåì îáðàòíî?» «Íó óæ íåò», îòâå÷àåò íåâðîëîã, «ÿ ïîòîì ñèäåòü íå õî÷ó…». Ìåíÿ äîëãî-äîëãî âåçóò ïåðåõîäàìè, êîðèäîðàìè, ëèôòàìè ïî ýòîé áåñêîíå÷íîé áîëüíèöå, ïðèâîçÿò â äëèííîå òåìíîå ïîìåùåíèå ñ ïðèãëóøåííûì ñâåòîì. Íåéðîðåàíèìàöèÿ. 12 êîåê â ðÿä, 1 çàïàñíàÿ ñáîêó, áóäåò ìîÿ… Ïîïèñêèâàþò ïðèáîðû, îãîíå÷êè â òåìíîòå. Ëþäè íà ãðàíè…Êòî ñïèò ñàì, êîìó ïîìîãàþò â ýòîì ëåêàðñòâà è àïïàðàòû. Ìåäáðàò áóäèò âðà÷à, òîò òîëüêî ïðèëåã, ÷óâñòâóåòñÿ…óñòàëûé, âçúåðîøåííûé.. Ñìîòðÿò ìîè áóìàãè, íåäîâåð÷èâî ïîäõîäÿò – «ðàññêàçûâàé, êàê äåëî áûëî». Ðàññêàçûâàþ. Ýìîöèé ïî-ïðåæíåìó íåò. Êà÷àåò ãîëîâîé. «ó ìåíÿ íå ñêëàäûâàåòñÿ â ãîëîâå! – âàø âîçðàñò è âñå âàøè..çàáîëåâàíèÿ…» ãîâîðþ – «ÿ íè÷åãî íå ïðèäóìûâàþ…» Âðà÷ ñîñðåäîòî÷åííî î ÷åì-òî äóìàåò, åùå ðàç ñìîòðèò ìîè áóìàãè. Êàê áû ïðî ñåáÿ «à ðå÷ü-òî âñå-òàêè íàðóøåíà…» Ïîäõîäèò åùå êòî-òî èç ïåðñîíàëà, ïåðåãîâàðèâàþòñÿ, íå ñëûøó, î ÷åì. Ïîòîì âðà÷ ãîâîðèò «ïî ïðîòîêîëó – ïðÿìûå ïîêàçàíèÿ, íî áóäåò î÷åíü îáèäíî ïîòîì óâèäåòü â ãîëîâå êðîâü..» (çäåñü ðåøàëñÿ âîïðîñ î òðîìáîëèçèñå – ïðîöåäóðå ðàñòâîðåíèÿ òðîìáà ñ ïîìîùüþ ââåäåíèÿ ñïåöèàëüíîãî ëåêàðñòâà ÷åðåç âåíó. Äîëæíî âûïîëíÿòüñÿ î÷åíü ìíîãî óñëîâèé îäíîâðåìåííî, ÷òîáû ýòó ïðîöåäóðó ìîæíî áûëî âûïîëíèòü, íî, ò.ê. õàðàêòåð èíñóëüòà áûë íà òîò ìîìåíò äî êîíöà íåïîíÿòåí, òî áûë ðèñê, ÷òî åñëè èíñóëüò ãåìîððàãè÷åñêèé, ò.å. ñâÿçàí ñ êðîâîèçëèÿíèåì â ìîçã, òî òðîìáîëèçèñ ìîã óñóãóáèòü ïîâðåæäåíèÿ, ò.ê. óñèëèâàåò êðîâîòå÷åíèå. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè èíñóëüò èøåìè÷åñêèé, ò.å. âûçâàí çàêóïîðêîé ñîñóäà â ãîëîâå èç-çà ïðèëåòåâøåãî òóäà òðîìáà, òî òðîìáîëèçèñ ïîçâîëèë áû áûñòðî ðàñòâîðèòü ýòîò òðîìá, è ïîÿâëÿëàñü íàäåæäà íà ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå. Ìåíÿ âåëè êàê èøåìè÷åñêèé èíñóëüò, íî ðèñê áûë, è âðà÷ äîëæåí áûë ïðèíÿòü íåïðîñòîå ðåøåíèå..) Ìíå ïîñòàâèëè êàïåëüíèöó ñ ïðåïàðàòîì..ïåðåíåñëà åå íå î÷åíü õîðîøî, îïÿòü ñòàëî òÿæåëåå äûøàòü..ìåäáðàò ñèäåë ðÿäîì ñî ìíîé, äåðæàë çà ðóêó, óñïîêàèâàë..÷åãî-òî åùå êîëîëè..â ïîëóìðàêå ðåàíèìàöèè êòî-òî ñòîíàë, êòî-òî êðÿõòåë, êòî-òî ïîíåìíîæêó ñèäåë íà êðîâàòè (ñ÷àñòëèâ÷èêè..), êòî-òî ëåæàë íåäâèæíî, ïðèêîâàííûé ê êðîâàòè ñâîèì ñîñòîÿíèåì è òðóáêîé èâë.. íåñëûøíî, ñëîâíî òåíè, õîäèëè ìåäñåñòðû, ïèêàëè è ïîïèñêèâàëè ïðèáîðû. Ìåíÿ ïîòèõîíüêó ñòàëî íàêðûâàòü íàêîíåö-òî, ïîÿâèëèñü ýìîöèè..ñïðîñèëà ó ìåäáðàòà «÷òî ñî ìíîé?» «ó òåáÿ èíñóëüò. Âèäèìî, èç-çà ïðèñòóïà àðèòìèè òðîìá óëåòåë â ìîçã è çàêóïîðèë òàì ñîñóä. Íå âîëíóéñÿ..òåáÿ âîâðåìÿ ïðèâåçëè, ìû òåáÿ ïîëå÷èì è ïîïðàâèøüñÿ!» ïîòîì íàñòóïèëî ñåðîå óòðî, íåéðîðåàíèìàöèÿ îæèëà, ïîÿâèëàñü íîâàÿ ñìåíà ïåðñîíàëà, âñå ïîêàòèëîñü, êàê îáû÷íî – óòðåííÿÿ óáîðêà, òóàëåò, àíàëèçû, îñìîòðû, ïðîöåäóðû… Êîãî-òî – ñòàáèëüíîãî – ïåðåâîäèëè â îòäåëåíèå, êîãî-òî óâîçèëè â ìîðã.. è íå âñåãäà èñõîä çàâèñåë îò óñèëèé âðà÷åé. Ó ìåíÿ ê îáåäó ïîÿâèëñÿ ïðîãðåññ – ñìîãëà íåìíîæêî øåâåëèòü áîëüøèì ïàëüöåì íà ëåâîé íîãå. ß îáðàäîâàëàñü ýòîìó íåèìîâåðíî, ïîñòîÿííî ñìîòðåëà íà ïàëåö, øåâåëèëà èì, è êàæäîìó ïðîõîäÿùåìó ðàäîñòíî ïîâòîðÿëà –«øåâåëèòñÿ, ñìîòðèòå!…» ëþäè óëûáàëèñü…  îòäåëåíèå äëÿ áîëüíûõ ÎÍÌÊ ìåíÿ ïåðåâåëè íà ñëåäóþùåå óòðî. ß áûëà ñòàáèëüíàÿ, õîòÿ è íå áåç ïðèêëþ÷åíèé çà âðåìÿ íàõîæäåíèÿ â ðåàíèìàöèè, è ó ìåíÿ áûë ïðîãðåññ – ìîãëà øåâåëèòü ïîíåìíîãó âñåìè ïàëüöàìè íà íîãå, íåìíîãî ïîäíèìàòü íîãó. Ïîÿâèëàñü ÷óâñòâèòåëüíîñòü è â ðóêå, õîòÿ è íå òàê âûðàæåííî. Äàëüøå 2 íåäåëè â ïåðâîì íåâðîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè, ãäå ëåæàëè òîëüêî ïîñëå èíñóëüòà. Ëþäè ðàçíûõ âîçðàñòîâ, õîòÿ, êîíå÷íî, â îñíîâíîì ïîæèëûå. Ìîåãî âîçðàñòà +/- íå áûëî ïðàêòè÷åñêè íèêîãî. Ðàçíîé òÿæåñòè èíñóëüòû, è âñå ëþäè ïî-ðàçíîìó âîññòàíàâëèâàëèñü. Êòî-òî ñêàòûâàëñÿ â äåïðåññèþ, êòî-òî íàñòðàèâàëñÿ áîðîòüñÿ çà ñåáÿ. Î÷åíü áûëî âèäíî, åñëè ÷åëîâåêà äåðæàò è ïîääåðæèâàþò â ýòîé æèçíè ðîäíûå èëè êàêàÿ-òî öåëü – òàêèå áûñòðåå âñòàâàëè, îõîòíåå çàíèìàëèñü ãèìíàñòèêîé, ÷àùå óëûáàëèñü è ðàäîâàëèñü ïðîñòûì æèòåéñêèì ìîìåíòàì. Çà 2 íåäåëè ÿ ïðàêòè÷åñêè âåðíóëàñü â ïðåæíåå ñîñòîÿíèå – âðà÷è ýòî íàçâàëè «ïîëíîñòüþ îáðàòèìûé íåâðîëîãè÷åñêèé äåôèöèò ïîñëå óñïåøíî ïðîâåäåííîãî òðîìáîëèçèñà». Íåìíîãî îñòàëèñü ïðîáëåìû â ðóêå, íî ýòî ìåëî÷è…Ñêàçàëè, ÷òî ÿ ñ÷àñòëèâ÷èê. Ìíîãî ðàç ñ÷àñòëèâ÷èê. ×òî äîøëà äî áîëüíèöû, à íå óïàëà ãäå-íèáóäü ïîä çàáîðîì. ×òî íå óøëà äîìîé ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ ðèòìà è îñòàëàñü â áîëüíèöå. ×òî âîâðåìÿ ñìîãëà ñêàçàòü îá óõóäøåíèè, à âðà÷è âîâðåìÿ îòðåàãèðîâàëè è ïðèëîæèëè âñå óñèëèÿ, ÷òîáû êàê ìîæíî áûñòðåå äîñòàâèòü ìåíÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîå îòäåëåíèå è íà÷àòü ëå÷åíèå. ×òî ïîïàëà èìåííî â 13óþ áîëüíèöó, â ðåãèîíàëüíûé ñîñóäèñòûé öåíòð, ñïåöèàëèçèðóþùèéñÿ íà èíôàðêòàõ è èíñóëüòàõ…

Читайте также:  Обучение после инсульта речи

Çà÷åì ÿ âñå ýòî íàïèñàëà? ß õîòåëà, âî-ïåðâûõ, ïîáëàãîäàðèòü âñåõ âðà÷åé. È â 33åé, è â 13îé áîëüíèöå, è âî âñåõ îñòàëüíûõ áîëüíèöàõ, è ðàáîòàþùèõ íà ñêîðîé. Ýòî àäñêèé òðóä, ïîâåðüòå. Àáñîëþòíî èçìàòûâàþùèé, è ìîðàëüíî, è ôèçè÷åñêè. Òðàâìèðóþùèé ïñèõèêó, óáèâàþùèé çäîðîâüå â íîëü. Ðàáîòàòü â öåéòíîòå, ïîñòîÿííî ïðèíèìàÿ ðåøåíèÿ, îò êîòîðûõ çàâèñèò æèçíü è çäîðîâüå äðóãèõ ëþäåé. Äà, â íàøèõ ðîññèéñêèõ ðåàëèÿõ ÷àñòî áûâàåò òàê, ÷òî ôàêò âûçäîðîâëåíèÿ èëè îñëîæíåíèé è äàæå ñìåðòè ïàöèåíòà çàâèñèò ìíîãî îò ÷åãî, è ïîõîæ íà ëîòåðåþ..óâû..íî áåç âðà÷åé âñ¸ ýòî ïðèîáðåëî áû õàðàêòåð õàîñà…

È âòîðîå. Áîðèòåñü çà ñåáÿ è ñâîèõ ðîäíûõ. È ñëåäèòå çà ñâîèì çäîðîâüåì! Âñå áîëÿ÷êè ñåé÷àñ êàòàñòðîôè÷åñêè ìîëîäåþò. Ñî ìíîé â ïàëàòå ëåæàëà äåâî÷êà 32õ ëåò. Ïîñëå òÿæåëåííîãî ãåìîððàãè÷åñêîãî èíñóëüòà. Êðîâü â ãîëîâå, ãåìàòîìà 6ñì. Íå ïüåò, íå êóðèò, áëàãîïîëó÷íàÿ ñåìüÿ, ëþáÿùèé ìóæ, ñûí-ïåðâîêëàøêà. Ñêîðàÿ, êîãäà ïðèåõàëà ê íèì íà ñóäîðîãè è ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, ñíà÷àëà ïðåäïîëîæèëà, ÷òî íàêóðèëèñü èëè øèðíóëàñü ÷åì-òî. Ïîòîì ïîíÿëè, ÷òî äåëî ïëîõî…äîì÷àëè..äîëãî-äîëãî âûõàæèâàëè, íàäåæäû íå áûëî…ñïàñëè..äåâî÷êà ñåé÷àñ ïîòèõîíüêó âîçâðàùàåòñÿ ê æèçíè, ïðîáóåò õîäèòü..íåñêîëüêî êóðñîâ ðåàáèëèòàöèè..ýòî âñ¸ òÿæåëî, íî âîçìîæíî…è ìîãëî áûòü ãîðàçäî õóæå.

Ìîæåò áûòü, ìîÿ èñòîðèÿ äàæå íåìíîãî ðîæäåñòâåíñêàÿ )

Äîáðà âñåì.

È ÇÄÎÐÎÂÜß!

Источник

Сосудистая катастрофа в головном мозге у всех называется одинаково – «инсульт», хотя и само нарушение мозгового кровообращения и тяжесть его последствий – разные. Но даже когда человек полностью обездвижен, нельзя отчаиваться, считает Ольга Ганенко, заведующая отделением реабилитации лечебно-реабилитационного комплекса СЗФМИЦ им. Алмазова.

– Ольга Сергеевна, почему не существует универсального метода восстановления после инсульта?

– Потому что инсульт возникает в результате критического снижения или отсутствия кровоснабжения участка мозга, или в случае разрыва сосуда, осуществляющего кровоснабжение головного мозга, с образованием кровоизлияния. В зависимости от этого будет различная клиническая картина, а в последствии и скорость восстановления пациента. Когда в результате инсульта развивается парез (паралич), он может проявляться по-разному: как монопарез ( обездвижена или снижена сила одной конечности), гемипарез (пострадала одна половина тела — рука и нога), парапарез (пострадали или руки, или ноги)… Причем двигательный дефицит может быть как с полным отсутствием силы мышц рук или ног, так и с ограничением возможности движения — степень выраженности пареза оценивается в баллах — от легкой до глубокой, или до полного обездвиживания – так называемой плегии. То есть человек может быть лишен возможности двигать пораженными рукой/ногой совсем или движения ими могут быть ограниченными.

Читайте также:  Рубцы на мозге после инсульта

Задумайтесь, мы в жизни все делаем как-бы «автоматически», не думая о самом движении — протягиваем руку за чашкой чая, сгибаем ногу, поднимаясь по лестнице, и т.д. А сосудистая катастрофа приводит к тому, что сделать это никак не получается — вдруг не можешь взять вилку и удержать ее в руке, лежа в постели, не можешь повернуться на бок или присесть. Иногда даже сильные люди, в такой ситуации впадают в депрессию. Вот тогда, как мне кажется, все зависит от помощи родственников и эффективной работы медиков: очень важно, чтобы человек, с которым случилась такая беда, понял, что несмотря на случившееся, восстановление возможно, результат есть или будет, даже если сначала он малозаметный. Тогда пациент будет понимать, что не все потеряно, поверит, что рано или поздно он встанет на ноги. И мой профессиональный опыт говорит о том, что если с пациентом заниматься, всегда есть прогресс и улучшение. Ни в какой ситуации нельзя сдаваться и отчаиваться.

– Когда человек должен начинать работать над собой, если на больничной койке он обездвижен?

– Мероприятия по физической реабилитации таких пациентов – от классической лечебной гимнастики до элементов эрготерапии начинаются уже в стационаре. В зависимости от глубины пареза, нарушения сознания и от активности пациента в процессе восстановления (сам он делает упражнения или с ним занимаются реабилитологи, родственники) нарабатываются определенные навыки и важно их усвоить, чтобы вместе с родственниками продолжать эти занятия дома.

На больничной койке для обездвиженного пациента частью реабилитационного процесса является его правильная укладка и лечения положением, вертикализация (приподнимание — сначала в полусидячее положение, со временем — в сидячее), пассивные движения паретичными ногами и руками параллельно и в сочетании с движениями здоровых рук и ног — об их тренировке тоже нельзя забывать, потому что в результате заболевания им предстоит выдерживать возросшую нагрузку. Это базовые действия, к которым уже позднее добавляют аппаратные методики, робототехнику, механотерапию.

Читайте также: Пациенты Александровской больницы облачатся в экзоскелет

При этом даже на начальном этапе реабилитации нельзя забывать, что у человека к моменту возникновения инсульта уже могут быть и другие проблемы со здоровьем, например, болезни сердца, гипертония, выраженные в той или иной степени заболевания суставов и позвоночника… Учитывая всё в комплексе, нагрузки надо вводить посильные, с учетом сопутствующей патологии.

Читайте также:  Как правильно вести себя после инсульта

Когда пациент самостоятельно справляется с поворотами в постели, надо его научить присаживаться, сидеть, а затем вставать… Простые, казалось бы, действия для обычного человека, но для перенесшего инсульт и долгое время лишенного движения неправильный подъем может вызвать головокружение, снижение артериального давления. Поэтому, сначала вертикализация выполняется с помощью специалиста по реабилитации, затем этому обучают родственников, а после, уже самостоятельно, пациент выполняет весь алгоритм: повернулся – сел – встал – сделал первый шаг. И все это — не резко, через определенные паузы.

Хотелось бы, чтобы овладевание этими методическими приемами произошло еще в клинике, с помощью инструкторов по лечебной физкультуре. Но если поражения головного мозга очень глубокие, то велика вероятность того, что сесть и встать самостоятельно пациент сможет позднее, уже дома.

– Пациент оказывается в домашней обстановке и не понимает – что дальше?

– На самом деле и пациент, и его близкие за период пребывания в больнице уже адаптированы к той ситуации, в которой оказались, и в основном, понимают необходимость действий, что они выполняли со специалистами по ЛФК. Однако по возвращении домой — из стационара или отделения восстановительного лечения, следует обратиться к врачу своей поликлиники. Во многих поликлиниках существуют отделения восстановительного лечения, организованы мультидисциплинарные бригады, которые в своем составе имеют неврологов, врачей ЛФК, инструкторов по ЛФК, логопедов. Они посещают пациента на дому: врач оценивает состояние, возможности восстановления и составляет реабилитационную программу, выполнять мероприятия по физической реабилитации которой будет инструктор ЛФК. Врач ЛФК контролирует эту работу и дает рекомендации пациенту или родственникам – по самостоятельной работе для достижения поставленных задач. Каждый конкретный случай диктует подход и сроки применения тех или иных занятий ЛФК, определяет перспективу — результат, которого мы можем и должны достичь.

– Если, в лучшем случае, у сотрудников поликлиник есть возможность посещать пациента раз в неделю, какой прок от таких занятий?

– Занятия с периодичностью один раз в неделю для восстановления утраченных функций малоэффективны. И даже однократные ежедневные занятия лечебной гимнастикой с инструктором не дадут результата, если пациент продолжит лежать в одной позе в течение всего дня.

Если уж случилась такая беда, пациент и особенно его родственники должны быть в постоянной готовности к выполнению рекомендаций специалистов многократно, в течение дня. Это и укладки пациента («лечение положением»), и повороты, а так же надлежащий уход и обработка определенных участков тела, чтобы не допустить образования пролежней, и все предписанные мероприятия по активизации и восстановлению двигательных функций.

Да, это тяжелый постоянный труд, но если от него отказаться, ситуация усугубится —при нарушенном кровообращении велика вероятность застойных явлений, тромбообразования, дальнейшего ослабевания мышц и развития тугоподвижности в суставах.

– Пациент начал вставать, но двигаться не может…

– Как только пациент смог сесть и сидеть, удерживая позу, тренируем дальше – возвращаем ощущение утраченного баланса с опорой на ноги, готовим к вставанию и ходьбе. То есть мы пытаемся адаптировать человека к тому, что сохранилось, и научить заново ходить. Когда нам это удается — это уже большая победа, в быту человек сможет быть более самостоятельным.

– Человек научился ходить самостоятельно. Но делает это по-прежнему с трудом, а кисти спастичны до такой степени, что рука превращается в «крюк». За рубежом и настолько пострадавшим от сосудистой катастрофы удобно жить дома. Потому что вместе со специалистами по восстановительной медицине с ними работают эрготерапевты.

– Эрготерапия в Европе – отдельное направление парамедицины, эрготерапевты работают параллельно с реабилитологами, в том числе на дому. Эрготерапевт, по сути, помогает адаптировать под конкретного пациента окружающую обстановку и быт, чтобы не снижалось его качество жизни. У нас пока такие специалисты — редкость, и родственники, зачастую, по своему разумению приспосабливают квартиру под нужды пострадавшего человека. А ведь это тоже очень важно: с какой стороны кровати следует смонтировать перила, чтобы было удобнее вставать, или где установить поручни, чтобы передвигаться по квартире с минимальным риском травмы и падений на пути от комнаты до санузла и т.д. Или например, если функция рук, нарушена настолько, что пациент не может ими самостоятельно захватить что-либо и удержать — в интернете можно найти адаптированные для таких состояний предметы быта: от ложки-вилки со специальными ручками для удобного захвата до приспособлений для надевания носков, застегивания пуговиц, накладок на дверные ручки и ключи и т. д..

– Если создадим условия, при которых ему все удобно, продолжится ли восстановление? И как человек заметит, что уже может справляться, не используя вспомогательные приспособления?

– Пациент должен продолжать заниматься, выполнять ежедневно все необходимые упражнения. И обязательно поймет, в какой момент сумеет обойтись без вилки со специальной ручкой или без приспособления для чтения книги. Не сомневайтесь, он сам их отложит с большим удовольствием.

– Неврологи говорят, что восстановление после инсульта в той или иной степени длится около двух лет. А если за это время восстановиться на 100% пациент так и не смог?

– Главное — не сдаваться ни на каком этапе и использовать все: домашние тренировки, занятия в центре восстановительного лечения и медицинской реабилитации по месту жительства, санаторий. Это должно быть постоянное систематизированное распланированное действие. И рассчитывать его надо надолго. Кто-то восстанавливается быстрее, кто-то медленнее, кто-то не восстановится никогда, но ему надо жить дальше . Как? Это зависит от всех участников процесса.

Читайте также: Чтобы восстановиться после инсульта, главное — не терять время зря

И через два года человек не может просто так выпасть из внимания, кого-то надо периодически госпитализировать, чтобы под контролем специалистов он смог улучшить свое самочувствие и это тоже должно подтолкнуть его к дальнейшему восстановлению. Да, с экономической точки зрения курс лечения в стационаре для пациента, реабилитационные возможности которого исчерпаны, кажется нерациональным, потому что видимых улучшений уже может и не быть, и человек уже начал адаптироваться к тому двигательному дефициту, с которым ему предстоит жить. Но мы все равно должны пытаться развить все, что ещё возможно или поддержать то, что сохранилось. Сроки восстановления и качество жизни так же зависят от хорошего ухода, внимания и поддержки. 

© Доктор Питер

Источник