Не может самостоятельно сидеть после инсульта

Не может самостоятельно сидеть после инсульта thumbnail

Учусь сидеть.

Первые три недели после инсульта, я в основном лежал. Каждый день, пытался сидеть. Постепенно увеличивали время и количество раз. Ежедневно прибавляли по одному разу, не много сокращая промежутки на отдых и увеличивали время сидения на 1 мин. Четко все считали и засекали по часам. Если, что-то становилось не под силу, переставали прибавлять, а иногда и убавляли. Я понимал, что тело стало совсем слабым. Любой перегиб с нагрузкой, мог всё испортить. В начале я пытался сидеть обложенный и подпёртый со всех сторон подушками. Даже сидя, падал вбок, в основном на левую сторону. Тянуло туда, как магнитом. Завалюсь на бок, меня мои опять усаживают, обкладывают подушками. Снова заваливаюсь. Есть кукла «Неваляшка». Я был куклой «Валяшкой»

Постепенно научился сидеть на кровати, упираясь в нее руками и облокотившись спиной на спинку. Дней 5-7 это закрепляли. Как только стало получаться уверенно, перешли к следующему этапу. Меня подтаскивали к краю кровати, спускали на пол ноги. В таком положении, тоже учился сидеть. Что бы не упасть вперед Лена или Никита меня страховали. Но назад и вбок, я навалялся от души. Там мягко, матрас. Упаду, опять усаживаемся и так пока не просижу установленное время. Начали с двух минут, они мне показались, как 2 часа. После первых попыток сидеть, на краю кровати, валился в постель без сил, иногда просто засыпал. Поняли, сколько надо времени на восстановление сил. Выбрали промежуток три часа. Если трёх часов не хватало, что бы набраться сил, увеличивали интервал. Пока силы не появлялись. Если силы появлялись раньше, начинали учиться сидеть раньше. Важно не лениться и не давать себе халявить. Постепенно старался самостоятельно доползать до края кровати и усаживаться. Хорошая нагрузка на все тело и особенно на руки. Вначале, не получалось даже просто упереться руками, они подгибались, как тряпочные.

Иногда меня пересаживали в кресло-качалку. В нём было, замечательно, как в люльке. Со всех сторон подпор. Вперед упасть нельзя, так как сидишь откинувшись назад. По бокам подлокотники, сзади спинка. В кресле меня подтаскивали к окну или к столу. Хватало сил посидеть несколько минут. Потом силы заканчивались. Казалось, что тело весит тонну, меня прямо сдавливало, не работали мышцы поддерживающие спину и я перебирался в кровать, отдыхать.

В какой-то момент, стал пытаться пересаживаться в кресло сам. Тот ещё атракцион))). Идея идиотская. Потом допёр. Пересадку из кровати в кресло разделил на четыре части: 1. Научился стоять, около кровати. 2. Научился стоя возле кровати, поворачиваться к ней боком. 3. Научился руками находить подлокотники, стоя спиной к креслу. 4. Научился ухватившись за подлокотники, придерживать кресло и плавно опускать «корму» в кресло. Сначала плавно садиться в кресло не получалось. Обрушивался в него со всей дури. Позже научился удерживаться за подлокотники рукам и спокойно усаживаться. Хотя часто руки промахивались мимо подлокотников и я с треском падал в плетеное кресло. То есть, простую процедуру, перемещения из кровати в стоящее около нее кресло, надо разбивать на четыре этапа. Ни одному специалисту по восстановлению после инсульта, это в страшном сне не присниться. Только испытав это на себе, можно понять и осознать, как делать.

Я понял, что все «простые» действия и движения, надо разбивать, на еще более простые. Учится делать более простые и потом их объединять.

Нормально пересесть в кресло-качалку из кровати у меня получилось только после того, как я научился уверенно стоять и поворачиваться стоя. Важно, что бы всегда была страховка, так как падаешь и теряешь равновесие все время. Добавить к  последствиям инсульта, еще и разбитую башку, это значит откинуть себя назад в восстановлении, пока «боевые» раны не затянуться.

Сделал себе жесткую установку: ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ БЕЗ ТРАВМ !!!

Продолжение: Ст.4. Учусь вставать.

Восстановление после инсульта реабилитация после инсульта Речь

Please reload

Приглашаем к сотрудничеству клиники, реабилитационные центры, врачей и специалистов по восстановлению

Источник

К счастью, в большинстве случаев развившиеся в результате инсульта симптомы — параличи и парезы, афазии, агнозии — со временем становятся менее выраженными или проходят вовсе. [mor] Постепенно появляются движения в парализованных конечностях, а  с авосстанавливающиеся  с афазией начинают понимать речь окружающих, говорить отдельные слова.

Принципы восстановления

   От чего зависят степень и темп восстановления нарушенных функций? Почему у одних все проходит бесследно, а у других остается выраженный дефект?
Возможности спонтанного (самопроизвольного) восстановления зависят от многих факторов, среди которых главную роль играют размеры очага поражения и его локализация по отношению к той или иной функциональной области мозга.

 

Даже небольшая зона поражения в области двигательного анализатора в коре больших полушарий в первые дни после инсульта может привести к развитию грубых двигательных нарушений. Однако сохранившиеся нервные клетки постепенно перестраивают свою работу так, чтобы заменить выбывшие из строя, и в результате нарушенная двигательная функция восстанавливается. Если же поражены все или почти все нервные элементы двигательного анализатора либо грубо повреждены пути, проводящие нервные импульсы к двигательным клеткам спинного мозга, восстановление двигательных функций идет значительно хуже.
 

При закупорке кровеносного сосуда, снабжающего определенную область мозга, большое значение для восстановления функции имеет развитие коллатерального (окольного) пути кровоснабжения. Сущность этого явления состоит в следующем. Наряду с ответвлениями основного кровеносного сосуда, снабжающего ту или иную область мозга, к ней приходят и коллатерали других сосудов. При нормальном кровотоке по основному сосуду такие запасные пути кровоснабжения обычно как бы закрыты, а усиленно функционировать они начинают лишь при недостаточном кровоснабжении такого участка.
 

Читайте также:  Логопед инсульт программы восстановления речи

Самый мощный коллектор перераспределения кровотока (Виллизиев круг) расположен в основании головного мозга. В нем соединяются все основные стволы крупных мозговых сосудов, и такой коллектор обеспечивает выравнивание кровотока при закупорке одного из них. И восстановление нарушенных функций во многом зависит от того, как быстро начинает функционировать система коллатерального кровоснабжения, насколько полно ей удается компенсировать нарушенный кровоток.

В значительной части случаев инсульта спонтанное (самопроизвольное) восстановление оказывается недостаточным. Вот почему такую большую роль в восстановлении функций играет специальное восстановительное лечение и обучение (переобучение) восстанавливающихся

  .          .. …    Так, при двигательных нарушениях основным методом восстановительного лечения является лечебная гимнастика, а при речевых нарушениях — занятия с логопедом-афазиологом.
С одной стороны, методы восстановительного лечения способствуют тому, что начинают активно включаться в работу заторможенные, временно не функционирующие клетки вблизи очага поражения, с другой — методы направлены и на то, чтобы нервные клетки других функциональных областей мозга как бы «подключались» к восстановлению той функции, которая оказалась нарушенной.

Одним из основных принципов восстановительного лечения является его самое раннее начало.

Целый ряд восстановительных мероприятий (занятия с логопедом, массаж и пассивную гимнастику, дыхательную гимнастику) начинают уже в первые дни после инсульта при условии сохранности сознания и относительно удовлетворительного общего состояния больного.

Другой важный принцип восстановительной терапии — длительность и непрерывность ее проведения в течение нескольких (обычно не менее 4—6) месяцев после инсульта. В России действует система поэтапного лечения больных, перенесших инсульт.
В первый же день пострадавшие поступают в неврологическое отделение больницы, а в случае тяжелого инсульта — в специализированные палаты интенсивной терапии (или в реанимационное отделение).

В неврологическом отделении, где пострадавшие находятся 1 —1,5 месяца, они проходят первый этап восстановительной терапии, затем переводятся в специализированное восстановительное отделение, где в течение 1—2 месяцев получают активное комплексное лечение, включающее занятия лечебной гимнастикой, массаж, физиотерапию, психотерапию, трудотерапию, а при речевых нарушениях — занятия с логопедом. В дальнейшем их выписывают на амбулаторное лечение в восстановительном отделении поликлиники, и  восстанавливающиеся       с относительно хорошим восстановлением функций могут быть направлены в реабилитационный санаторий.


 Неоценимую помощь медицинским работникам здесь могут оказать родные и близкие восстанавливающегося .
Успех восстановительного лечения во многом зависит от активной позиции самого пациента. Это связано с тем, что в восстановительной терапии основную роль играет процесс обучения.

И тут, как и в школе, могут попадаться способные и менее способные, активные и малоактивные «ученики». Помочь  хорошо восстанавливающемуся  освоить «предметы» на занятиях лечебной гимнастикой, логопедическими упражнениями — важная задача не только специалистов по восстановительному обучению, но и родных, близких восстанавливающегося.

Учимся сидеть.        

Если большое количество времени Вы проводили лёжа, то лежачий образ жизни стал для Вас нормой.

Начинайте приучать себя к вертикальному образу жизни. Вначале Вам надо научиться сидеть в постели: Вы лежите на спине, под туловище и голову помощник подкладывает подушки, количество которых постепенно увеличивается. При этом Ваше тело должно помощником удерживаться очень хорошо, и со всех сторон должны быть подушки.

Первый раз сидеть можно не более полминуты (или меньше). Через несколько дней – минута. Контролируйте себя, и при сильном головокружении вновь прилягте на кровать. С каждым днём увеличивайте на несколько минут то время, которое Вы проводите сидя. Когда сидите, контролируйте положение Ваших ног, старайтесь не подгибать их.

Почувствуйте нагрузку, когда ноги касаются пола, старайтесь эту нагрузку контролировать, равномерно распределяя вес на обе ноги. Затем надо научиться садиться из положения лёжа на боку с опусканием ног с кровати. Сначала это действие надо выполнять с опорой на локоть, а затем – на выВВВВ­прямленную руку. Когда научитесь сидеть, опустив ноги на пол, то надо периодически выполнять упражнение «ходьба сидя». Его суть в том, что Вам надо сесть, ноги поставить на пол, зафиксировать (подушками) тело в вертикальном положении. И перетаптываться ногами вперёд-назад, имитируя ходьбу.

Источник

После инсульта, пришлось учиться не только вставать, но и садиться. Навык спокойно и плавно присаживаться был утрачен вовсе, словно не было. Складывалось впечатление, словно всю предыдущую жизнь я провел либо стоя, либо сразу лежа.

Сажусь на кровать

Doctor and nurse checking a senior man on a knee injury

После того, как я вставал, немного стоял, 5-7 секунд, силы заканчивались, ноги подкашивались и я обрушивался назад на кровать. В очередной раз мы понимали, как здорово, что кровать большая и падения происходят без последствий.

Садиться плавно не получалось. Как только я начинал сгибать колени, они не удерживали меня и предательски подкашивались. Пока ноги были выпрямлены, как у Буратино, стоять получалось. Как только начинал сгибать ноги в коленях, обваливался вниз и назад. Тогда мы решили разбить процесс «мягкой посадки» на три фазы, в каждой фазе присаживаясь постепенно глубже и глубже. Опускал «корму», плавно и полностью садился на кровать.

Начали учиться, используя ходунки, как опору. Последовательность действий получилась такая:

  1. Стою спиной к кровати, придерживаюсь за ходунки.

Первая фаза, 1/3

  1. Переношу вес на руки, с опорой на ходунки.
  2. Не много наклоняюсь вперед к ходункам, сгибаясь в поясе.
  3. Опираясь на руки делаю не большой присяд и фиксирую положение, давая чуть согнутым коленям удержать тело.
  4. Переношу плавно вес тела с рук на ноги.

Первые попытки удержать вес тела на согнутых в коленях ногах, у нас не получались. Я помогал руками, опираясь на ходунки. Пробовал переносить вес туда-сюда, с ног на руки и обратно на ноги. После нескольких повторений колени «поняли», как надо удерживать тело и это стало получаться.

Вторая фаза, 1/3

  1. Еще дальше наклоняюсь, вперед к ходункам. Больше сгибаюсь в поясе
  2. Переношу вес на руки, опираюсь на ходунки.
  3. Еще глубже приседаю и фиксирую положение тела на ногах, согнутых в коленях.

Третья фаза, 1/3

  1. Продолжаю наклон вперед к ходункам, опираюсь на них руками. Переношу вес с ног на руки. Еще больше сгибаюсь в поясе.
  2. Плавно, переношу вес с рук на ноги, еще больше сгибаю ноги в колеях и опускаюсь на кровать.

afff168b7c581c484105295d8c36c411В начале сделать финальную фазу «приземления» плавно не получалось. Плюхался на кровать. Позже, опираясь на ходунки руками, научился делать это плавно. Опираться на ходунки, надо сверху вниз. Когда я пытался, схватившись за них, удержаться от падения назад, то заваливался вместе с ними. Никак не мог уяснить, что ходунки, это ОПОРА. Я тащил их на себя, пытаясь к ним подтянуться, в результате подтягивались ходунки, но не я.

Открыл мне «страшную» тайну сын. Объяснил, что к телу массой 1 кг. (вес ходунков) не притянется тело массой 75 кг. (мой вес). Вот наоборот, легко! Физика!)) Инсульт добил остатки школьных знаний.  Восстанавливаясь после инсульта, я получил кучу новой информации))).

Сажусь на стул и кресло

Сложнее происходила «посадка» на стул. Плюс в том, что у стула есть спинка, она не давала завалиться назад. Минус стула в том, что он двигался. Когда я садился, то движение тела было не строго вертикально. Было еще движение назад, вот я стул и сдвигал от себя. Когда я садился на стул, жена или сын обязательно его придерживали, иначе был шанс оказаться на полу)).

Помимо этого, я «прицеливался» и перед тем, как садиться, корректировал положение тела, дабы не промахнуть слева или справа от стула. Человеку, не перенесшему инсульт, не возможно понять, что когда пытаешься сесть, не въезжаешь где стул, а где ты. Не было четкого понимания, моего положения относительно окружающих предметов.

Самое не простое, для меня, было усаживаться в кресло-качалку. Удобно, то что там есть ручки-подлокотники. Для того что бы обуздать кресло-качалку пришлось придумывать отдельную технологию:

  • reabilitaciya-posle-insulta-v-domashnih-ussloviyah-dlya-rukстою спиной к креслу, максимально придвинувшись к нему. Передо мной стоят ходунки и я на них опираюсь руками.
  • начинаю присаживаться, так же, как садился на кровать, опираясь на ходунки в две фазы начинаю опускаться в направлении кресла.
  • когда остаётся завершающая фаза, окончательно опуститься и сесть, я отпускал одну руку от ходунков и перехватывался за подлокотник кресла. За тем отпускал вторую руку и перехватывался за второй подлокотник. Сложно было нащупать рукой подлокотник. Я стоял полуприсев спиной к креслу и шарил сзади себя рукой, как слепой, пытаясь нащупать подлокотник. Жена или сын мне помогали, как наводчики на цель, подавая команды, «ВЫШЕ», «ПРАВЕЕ», «НИЖЕ»….. Повернуть голову и посмотреть назад, я не мог. Тут же терял равновесие.
  • ухватившись за подлокотники кресла, обеими руками, подтягивал его к себе
  • медленно и плавно садился в кресло. Важно распределить вес и на руки и на ноги.

Как всегда, начал с ошибки. Перехватившись руками с ходунков за подлокотники кресла, я начинал на них опираться и всем телом вис на руках. Так, как я надавливал не строго вертикально, а под не большим углом, кресло начинало уползать от меня назад. Жена или сын придерживали его, что бы оно не уезжало.

Потом я допёр:

  1. после того, как я перехватился с ходунков за подлокотники кресла, не надо переносить весь вес на руки и виснуть на подлокотниках. Надо оставлять нагрузку на ногах.
  2. плавно сгибаясь в поясе продолжать сгибать колени.
  3. наклоняться вперед.
  4. придерживать кресло руками и как бы, подтягивать его под себя.
  5. садиться на кресло.

Стало получаться садиться, постепенно начал делать это без опоры, на ходунки.

Обучение потерянным навыкам и восстановление после инсульта, мы делали по единому принципу, «от простого к сложному». Научился чему-то, усложняем задачу.

Источник

Наблюдения за людьми, перенесшими инсульт, нередко дают парадоксальные результаты. Врачи проанализировали, кто лучше восстанавливается – больные, рядом с которыми всегда есть заботливые родственники, или люди одинокие, которым не на кого рассчитывать. Оказалось, что те, кто остается без поддержки, часто восстанавливаются гораздо быстрее! Они знают, что помощи ждать неоткуда и никто, кроме них самих, о них не позаботится. И это, как ничто другое, подстегивает стремление поскорее восстановить, вернуть себе прежние возможности.

ЗАБОТЛИВЫЕ родные уделяют больному максимум внимания, делают все возможное, чтобы его ничто не беспокоило, и доходит до того, что дети бросаются к больной со словами: “Мама, не двигайся! Не мучайся, мы тебе все подадим, все принесем!”

“На самом деле такая вот чрезмерная опека вредна, – считает профессор кафедры нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук Владимир Анатольевич ПАРФЕНОВ. – Гиперопека родных нередко приводит к тому, что больной не тренируется, не пытается вернуть себе прежние навыки, и реабилитация его замедляется. А постоянные напоминания любящих родственников о том, что привычные действия теперь совершать тяжело, заставляют больного острее ощущать свою ущербность. Если человек перенес инсульт, чему-то, в зависимости от степени двигательных нарушений, ему надо учиться заново. Но это вовсе не значит, что эти движения не надо совершать!”


Главные препятствия

К инвалидности после инсульта чаще приводят двигательные расстройства или парализация конечностей. Чем больше степень парализации, тем значительней инвалидизация. Какие бы грубые двигательные нарушения ни были у человека после инсульта, научить его ходить и обслуживать себя можно! Мешают этому три фактора: снижение мотивации, интеллекта и чувствительные расстройства.

Самые большие сложности при обучении движениям заново возникают в работе с людьми, у которых после инсульта развилось слабоумие. Здесь возможности врачей ограниченны и усилия родных тщетны, потому что попадают на неблагодатную почву и больного практически невозможно научить двигаться.

Когда, кроме двигательной способности, человек теряет и чувствительную, то, даже совершая движение, он его не ощущает и не получает обратной информации о том, как оно происходит. Мы в повседневной жизни недооцениваем важность такой информации, а без нее, когда человек свое движение не чувствует, а может только увидеть его, создать новый стереотип движения и научиться ему гораздо сложнее.

Дополнительную трудность в обучении создает депрессия, которая возникает практически у половины больных, перенесших инсульт. Человек осознает, что утратил часть своих способностей и возможности продолжить свою работу у него больше нет, он в тягость даже близким. В таком случае помогут деликатное отношение близких и антидепрессанты, однако назначить их может только врач.

Некоторых больных беспокоят боли в парализованных конечностях, скованность парализованных мышц, которая затрудняет движение и занятия лечебной гимнастикой. В таких случаях можно добиться расслабления напряженной мышцы, введя в нее ботокс.


Лекарство – в повторении

В первую очередь человек должен тренировать те движения, которые необходимы ему в повседневной жизни. И комплекс упражнений определяется теми расстройствами, которые остались после перенесенного инсульта. Лучше всего делать это в реабилитационном центре, где врачи покажут и научат делать все упражнения, необходимые каждому конкретному больному.

Самая частая ошибка среди больных – увлекаться каким-то одним комплексом упражнений и тренироваться, например, только сидя или только лежа. Если человек не может сидеть, надо постепенно вырабатывать в нем этот навык, если он не умеет пересаживаться с инвалидной коляски на постель или с коляски на унитаз, важно научиться выполнять именно эти движения, чтобы человек мог элементарно себя обслуживать.

Чтобы определить тяжесть состояния после инсульта, врачи пользуются так называемой шкалой возможностей человека, шкалой социальной адаптации. Эффективность лечения оценивается по тому, смог ли больной после него самостоятельно себя обслуживать или за ним необходим уход одного или даже двух человек. Пересаживаться, например, с помощью не двух человек, а одного или вообще самостоятельно.

Главные навыки – это самостоятельное сидение, ходьба, перемещение по комнате, ходьба по лестнице, умывание, прием ванны. За рубежом больные после инсульта стремятся снова водить автомобиль – и нередко им это удается!

В остром периоде инсульта, если нет противопоказаний, больные должны начинать садиться уже на третий – пятый день после ишемического инсульта и на пятый – десятый после внутримозгового кровоизлияния. Начав двигаться как можно раньше, человек, перенесший инсульт, не только улучшает свою способность двигаться, но и предупреждает тромбоз глубоких вен.

Главное в тренировках элементарных навыков – это повторение. Движение, раньше казавшееся элементарным и незаметным, теперь дается с трудом. Надо выработать новый стереотип движения, используя те возможности, которые у человека остались, и просто-напросто повторять его до тех пор, пока оно не станет казаться привычным. Люди, как правило, ищут лекарства, которые помогли бы им встать на ноги, а в действительности без гимнастики, без упорных методичных тренировок ничего добиться нельзя.

В России человек после инсульта попадает домой и нередко не знает, что ему теперь делать: что можно, что нельзя, что вредно, что полезно. Из самых благих побуждений родственники приглашают на дом методиста, но часто этого не хватает, потому что методист в лучшем случае приходит раз в сутки. Больной занимается с ним час – полтора и только устает, а без методиста зарядкой не занимается – так уменьшается эффективность тренировок.

Нагрузки надо распределять в течение всего дня. В идеале врач лечебной физкультуры должен провести с больным занятие и дать ему схему индивидуальных (!) упражнений на сутки. Золотое правило самостоятельных тренировок – не доводить себя до усталости, заниматься только до тех пор, пока это в радость. Важно следить за артериальным давлением и пульсом. После нагрузок пульс не должен повышаться больше чем на 20 % по отношению к обычному показателю.

Восстановление двигательных способностей – тяжелый и непрерывный труд. Только от упорства больного и его желания вернуться к прежней жизни зависят успехи тренировок. К занятиям надо приступать после завтрака и 6 часов до обеда поделить на равные промежутки: 10 – 30 минут заниматься, потом 50-30 минут отдыхать. После обеда устроить перерыв на полтора часа, а затем 4,5 часа до ужина снова разбить на получасовые промежутки гимнастики и отдыха. Время после ужина можно целиком посвятить отдыху: почитать, посмотреть телевизор. Нагрузки надо постепенно увеличивать.

Вид упражнений определяется всегда индивидуально и зависит от того, какие суставы не двигаются. Если двигательные нарушения очень сильные, занятия начинают прямо в постели: учатся садиться и вставать. Если больной обездвижен, надо не меньше трех раз в сутки повторять за него все пассивные движения: сгибать руку в локте, вращать ею, двигать кистью, сжимать пальцы в кулак, разжимать пальцы, сгибать ногу в колене, натягивать стопу – так разрабатывают плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и т. д. Если этого не делать, начинаются вторичные суставные изменения, которые ухудшают процесс восстановления.


Чтоб рука не искривлялась

Если человек ходит, а рука парализована, она свисает, начинает давить на плечевой сустав, и он повреждается. Чтобы этого избежать, рекомендуется подвязывать руку косынкой (фиксирующей повязкой) так, чтобы плечевой сустав не перегружался.

Для лежачих больных существует лечение положением. Если после инсульта остались существенные двигательные дефекты, конечности приобретают своеобразную форму, потому что преобладает тонус мышц, приводящих руку, сгибающих локтевой сустав и кисти пальцев. Рекомендуют оставлять руку в положении, противоположном тому, к которому намечается тенденция.

Смотрите также:

  • Раньше они оставались инвалидами →
  • Оставьте позвоночник в покое →
  • Давайте выберем жизнь →

Источник