Научно исследовательские работы по инсультам

Научно исследовательские работы по инсультам thumbnail

Основные направления научных исследований кафедры:

  • Оценка клинико-функциональных и компьютерно-томографических признаков больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения мозжечка (Мурзалиев А.М., Батыров М.А).
  • Особенности клинико-физиологических и нейропсихологических характеристик у больных с ишемическим инсультом в климатических условиях Кыргызстана (Мурзалиев А.М., Рысалиева Н.Т.).
  • Клинико – физиологическая  характеристика сложных фебрильных судорог у детей и применение низкоинтенсивного лазерного излучения в профилактическом лечении (Мурзалиев А.М., Хамзина А.).
  • Клинико-иммунологические аспекты острого периода ишемического инсульта (Мурзалиев А.М. Чекеева Н.).

На кафедре функционирует научный студенческий кружок под руководством доц. Шлейфер С.Г. Научно-исследовательская деятельность студентов идет в тесном контакте с исследованиями аспирантов и научными направлениями кафедры. Кружковцы-студенты активно принимают участие на Международных научно–студенческих конференциях, Межвузовских научно–практических конференциях, семинарах и круглых столах, викторинах.

Научные мероприятия, проведенные кафедрой

  • Круглый стол. «День Победы в ВОВ ». Кафедра 14 мая 2018г.
  • Учебная конференция «Клинико-диагностические подходы в неврологии, нейхирургии и медицинской генетике» с защитой историй болезни ординаторами I и II года обучения. Кафедра март – апрель 2018 г. (еженедельно).
  • Викторина. «Топическая диагностика в неврологии». Кафедра 23 марта 2018г.
  • Круглый стол, посвященный Международному дню инсульта «Международный день инсульта». ГКБ №1, отделение ангионеврологии, 02.11.17.

 
Работа студенческого научного кружка кафедры.

1.   Азимова Э.Ы., Оморова А.М. Студенты 4 курса. Информативность патологического рефлекса Россолимо и симптома Маринеску-Радовича. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С. 289-290. ISBN 978-9967-05-660-2.
2.   Аманкельдиева Д.А., Абдрахманова Р.Р. Студенты 4 курса. Эпилептические энцефалопатии у детей. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017.С. 290-291 ISBN 978-9967-05-660-2
3.     Арыкова А.Т., Лиознянская Н.И., Нищеглотова Я.А. Студенты 4 курса. Немоторные проявления Паркинсонизма. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С. 291-292. ISBN 978-9967-05-660-2.
4.     Котова Ю.С., Садырбаева А.Р., Турдумбетов А.А. Студенты 4 курса. Описание клинического случая бокового амиотрофического склероза. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С. 301-303. ISBN 978-9967-05-660-2.
5.     Назаркул к. А., Каныбек к. А., Халилов Н., Куштарбеков К. Студенты 4 курса. Инвалидизация участников войны в Афганистане.   Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.304-305. ISBN 978-9967-05-660-2.
6.     Нишанбаев Ш. Студент 4 курса. Размер очага ишемии при ишемическом инсульте мозжечка у больных среднего, пожилого и старческого возраста. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.306-307. ISBN 978-9967-05-660-2.
7.     Орозова А.Э., Исмаилова Ч.Т. Студенты 4 курса. Клинико-физиологические пробы у лиц среднего и пожилого возраста, проживающих в г.Бишкек. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.310-311. ISBN 978-9967-05-660-2.
8.     Темирбекова Ж.Т., Эмильбек у. У. Студенты 4 курса. Клинический случай травмы ныряльщика. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017.С.311-312. ISBN 978-9967-05-660-2.
9.     Хажеева С.К., Марат А.М., Казанцева М.Ф., Усманова А.А. Студенты 4 курса. Вариабельность рефлекса Бабинского у новорожденных детей с соматической патологией. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.314-315. ISBN 978-9967-05-660-2.
10.  Хиярова Л.Х., Исмаилова А.Р., Тургунбаева К.Т., Осорова А.А. Студенты 4 курса. Некоторые особенности взаимодействия вегетативной, чувствительной, двигательной и высшей нервной деятельности. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.315-316. ISBN 978-9967-05-660-2.
11.  Шарабидинова А. Студентка 6 курса. Описание клинического случая последствия перенесенного ишемического инсульта. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.316-318. ISBN 978-9967-05-660-2.
12.  Шелиховская П.А., Лысенко А.Э. Студенты 4 курса. Проблема дифференциальной диагностики оптикомиелита (болезнь Девика) и рассеянного склероза. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.318-320. ISBN 978-9967-05-660-2.
13.  Арыкова А., Лиознянская Н., Нищеглотова Я. Студенты 4 курса. Немоторные проявления у больных болезнью Паркинсона и вторичным Паркинсонизмом. Наука и Медицина: современный взгляд молодежи. Сборник IV международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Алматы. 20-21 апреля 2017. С. 331. ISSN 2409-6334.
14.  Арыкова А.Т., Лиознянская Н.И., Нищеглотова Я.А. Студенты 4 курса. Паркинсонизм: частота немоторных проявлений. Материалы VIII Российской (итоговой) научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых «АВИЦЕННА-2017» посвященной 120-летию со дня рождения профессора В.М. Константинова. Т.1 С. 526-527.
15.  Вудунлар К.А. Клинический ординатор 2 года.  Клинический случай кистозно-слипчивого арахноидита. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.292-294. ISBN 978-9967-05-660-2.
16.  Джураева С.С., Овчинникова В.Г. Клинические ординаторы 2 года. К вопросу диагностики и лечения миофасциального болевого синдрома в практике невролога. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов медицинского факультета. Выпуск 16. Бишкек, 2017. С.307-308. ISBN 978-9967-05-660-2.
17. Смирнова А., Салиева Э., Каныбек у. К., Кимбилетова Т., студенты 4 и 5 курсов. Нарушения сна и нейропсихологические показатели у студентов старших курсов медицинского факультета КРСУ. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 206-207. ISBN 978-9967-05-660-2 
18.  Гасанова Р. Студентка 6 курса.   Клинический случай хирургического лечения и реабилитации больной с  артериовенозной мальформацией. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 178-180. ISBN 978-9967-05-660-2     
19.     Казанцева М.Ф., Усманова А.А., Болбачан К.Н., Степашкин Р.И. Частота проявлений Бабинского и подошвеного рефлексов у здоровых новорожденных и новорожденных с соматической патологией. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 266-268. ISBN 978-9967-05-660-2.
20. Сейткулова П., Абдувахид Ж., Нурланов Э. Клинический случай аномалии Арнольда-Киари I типа с сирингомиелией. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 197-199. ISBN 978-9967-05-660-2   
21.  Масабурова С.О., Ткачева К.А. Студенты 4 курса. Показатели кардиоинтервалографии во время солнечной активности у студентов медицинского факультета  КРСУ. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 189-190. ISBN 978-9967-05-660-2
22. Мавлянова К.Р. Азимова А. Т. Колышкина Я. А., Мадумаров Д., Алиаскарова А. Изучение  разнообразия стигм дизэмбриогенеза у детей дошкольного и младше школьного возраста. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 270-271. ISBN 978-9967-05-660-2
23. Алмазбекова М.А., Кузин С., Шадиева А.Р., Мамытова М.О. Трудности диагностики ишемического инсульта мозжечка на догоспитальном этапе. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 206-207. ISBN 978-9967-05-660-2
24. Таалайбекова А.,  Михальская П. Особенности ЧМТ у новорожденных. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 204-205. ISBN 978-9967-05-660-2         
25. Аалиева А.Ш. Клиническое наблюдение случая генерализованной идиопатической эпилепсии. Методика, техника, эксперимент, клиника. Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и студентов.  Выпуск 17. Бишкек, 2018 г. С. 164-165. ISBN 978-9967-05-660-2         
26. Самаганова А., Хен А., Байрамов С. Студенты 4 курса. Состояние ВНС по показателям кардиоинтервалографии при депривации сна у здоровых лиц молодого и среднего возраста. Студенческое научное творчество – эффективный путь подготовки медицинских кадров. Тезисы докладов международной научно-практической конференции-выставки молодых ученых и студентов. Выпуск 18. Бишкек, 2019. С. 113-115. 
27.  Джумагулова С., Асанов Б., Аскералиев М. Студенты 4 курса. Клинический случай неэпилептического пароксизма. Студенческое научное творчество – эффективный путь подготовки медицинских кадров. Тезисы докладов международной научно-практической конференции-выставки молодых ученых и студентов. Выпуск 18. Бишкек, 2019. С. 92-94. 
28. Ибрагимов М., Великородов С., Рахмаджонов М., студенты 4 курса. Морфометрические характеристики головного мозга и его желудочков у больных с цереброваскулярной патологией в острейший период. Студенческое научное творчество – эффективный путь подготовки медицинских кадров. Тезисы докладов международной научно-практической конференции-выставки молодых ученых и студентов. Выпуск 18. Бишкек, 2019. С. 97-99.
29. Шелиховская П., Назаркул к. Айдай, студентки 6 курса. Клинический случай больной с острой энцефалопатией, вызванной электролитными нарушениями. Студенческое научное творчество – эффективный путь подготовки медицинских кадров. Тезисы докладов международной научно-практической конференции-выставки молодых ученых и студентов. Выпуск 18. Бишкек, 2019. С.120-121.
30. Ураимова А.Т., ординатор. Клинический случай эффективности церебролизина у больной посттравматической миелопатией с нижним парапарезом. Студенческое научное творчество – эффективный путь подготовки медицинских кадров. Тезисы докладов международной научно-практической конференции-выставки молодых ученых и студентов. Выпуск 18. Бишкек, 2019. С.118-120.
 

Источник

В Москве начал работу Федеральный центр цереброваскулярной патологии и инсульта (ФЦЦПИ), который должен стать головным учреждением соответствующего профиля в России. Для приема пациентов пока доступны только два отделения – неврологии и медицинской реабилитации. Комментировать сроки ввода остальных руководство учреждения отказалось. 

Проектом запланирован стационар на 300 коек, консультативная поликлиника на 250 посещений в смену с дневным стационаром на 25 коек, лечебно-диагностическое отделение, учебный комплекс с кафедрами фундаментальной и клинической неврологии, клинической фармакологии, нейропсихологии, реабилитологии, госпитальной терапии, нейрохирургии и др. общей вместимостью 750 мест. В комплекс общей площадью 68,9 тыс. кв. м входит несколько зданий разной высотности: 5, 11 и 13 этажей, плюс 3 подземных.

Назначение центра – оказание первичной, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также медпомощи в рамках клинической апробации пациентам с неврологической, нейрохирургической и сердечно-сосудистой патологией. Параллельно с лечебной деятельностью учреждение будет заниматься подготовкой специалистов. Минздрав уже инициировал внесение ФЦЦПИ в перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих ВМП, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования. 

Центр планирует также осуществлять телемедицинское консультирование сложных случаев и методическую помощь региональным учреждениям, на базе которых развернуты сосудистые и реабилитационные центры и отделения, проводить фундаментальные и прикладные исследований  в области биомедицины, цереброваскулярной патологии и инсульта. Директор ФЦЦПИ – главный внештатный специалист-невролог Департамента здравоохранения Москвы, профессор кафедры фундаментальной и клинической неврологии и нейрохирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Николай Шамалов. Он также является главным внештатным специалистом Минздрава по медицинской реабилитации в Центральном федеральном округе.

Главным инициатором строительства центра выступала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, которая с 2005 по 2008 г. руководила Научно-исследовательским институтом инсульта РНИМУ им. Н.И. Пирогова. По разным причинам срок сдачи объекта в эксплуатацию несколько раз переносился. В 2017 г. причиной форс-мажора была названа недобросовестность генподрядчика. В апреле 2017 г. распоряжением Правительства РФ ФЦЦПИ был включен в перечень крупных проектов с государственным участием, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния вместе с еще одним ведомственным «долгостроем» – НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ им. Н.Н. Блохина. Как сообщили порталу Medvestnik.ru в НМИЦ, сейчас объект находится в стадии финишной отделки, предполагаемый срок сдачи – 2020 г.

Ежегодно в России регистрируется более 500 тыс. случаев инсульта, который занимает первое место среди причин инвалидности населения (около 160 тыс. случаев). По данным регистра Национальной ассоциации по борьбе с инсультом, 18% пациентов умирают в течение острого периода, а 15% выживших – живут меньше года.

Источник

Введение

Я писал эту статью, работая в государственном предприятии — научно-производственного характера. Данная статья нацелена на обобщение текущего состояния и структуры исследовательских работ РФ, указать слабые стороны и предложить решения по оптимизации организации развития науки в масштабах Государства.

1 Текущее состояние вопроса

1.1 Осуществление научно-исследовательских работ сегодня

Научные исследования являются источником технологий, материалов и механизмов, при помощи которых становится возможным создавать продукты лучшего качества, меньшей стоимости, создавать методы лечения болезней, бороться со стихийными бедствиями и т.д.

Однако заниматься наукой является большой роскошью, так как вероятность получения практического результата из результатов исследований весьма невелика, а стоимость исследований может достигать колоссальных величин в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Таким образом, позволить себе содержать собственные исследовательское подразделение могут лишь немногие коммерческие компании.

Подавляющая часть научных исследований финансируется Государством через различные фонды (РФФИ, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития ОПК и др.).

1.2 Что является научной работой

За все время существования споров по поводу того — является ли математика наукой, является ли наукой литература, история или искусствоведение, было сформулировано множество различных определений термина Наука. С точки зрения авторов данной статьи наиболее логичным является определение К.Поппера, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии:

1) Постановку вопроса;
2) Формулирование теории;
3) Проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего теорию.

Такое определение является функциональным с точки зрения государства, являющегося основным источником финансирования научных работ и

требующего максимальной эффективности затраченных средств

. Если работа прошла три указанных стадии, то отчет по работе позволяет:

— наглядно увидеть то — на решение какой проблемы направлена исследовательская работа (по пункту «Формулирование вопроса»);
— использовать теорию или аналитическую модель, которая получила подтверждение в ходе проверочного эксперимента (пункты «Формулирование теории» и «Проведение эксперимента»), в других работах и изысканиях, экономя при этом средства на локальные опыты;
— исключать теорию и модель, опровергнутую в ходе подтверждающих экспериментов, при анализе рисков;
— использовать сведения о результатах эксперимента (пункт «Проведение эксперимента») при апробации других теорий и гипотез, экономя средства на проведение дублирующих опытов.

На практике же в наше время финансирование получают научно-исследовательские работы (НИР), в которых и речь может не идти о выдвижении и, уж тем более, о проверки каких-то теорий. Такие НИР могут быть направлены на систематизацию знаний, разработку методик исследований, изучение свойств материалов и особенности технологий. Такие НИР могут иметь принципиально разный характер результатов. Попробуем классифицировать результаты, которые могут нести НИР:

— справочный результат. Когда в результате исследовательской работы были получены данные по конкретным процедурам или материалам. Например, справочным результатом являются значения физико-механических характеристик какого-то материала или характеристики качества детали, полученной при определенных технологических параметрах;
— научный результат. Когда в результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута какая-то теория. Теория может выступать в виде полученной формулы или математические модели, позволяющие получать аналитические результаты с высокой степенью сходимости с реальным экспериментом;
— методический результат. Когда в результате исследований были выведены оптимальные методики проведения исследований, экспериментов, выполнения работ. Оптимальные методики могут вырабатываться как вторичный продукт при разработке рациональных методов подтверждения теории;

1.3 Особенности выполнения исследовательских работ сегодня

Дублирование результатов исследований. В связи с тем, что формирование тематик и направление в разных фондах и агентствах ведется независимо друг от друга, часто возникает дублирование работ. При чем речь идет как о дублировании выполняемых работ, так и о дублировании результатов исследований. Также может встречается дублирование выполняемых работ с работами, выполненными в период существования СССР, когда было произведено большое количество научных работ.

Труднодоступность результатов исследований. Результаты исследований оформляются техническими отчетами, актами и другой отчетной документацией, которая, как правило, хранится в печатном виде на бумаге в архивах заказчика и исполнителя. Для получения того или иного отчета необходимо проводить длительную переписку с исполнителем или заказчиком отчета, но, что важнее — информацию о том, что тот или иной отчет существует в большинстве случаев практически невозможно найти. Научные публикации по результатам исследований в профильных журналах выпускаются не всегда, а накопленное число исследований и широкий спектр различных изданий делает поиск данных, не опубликованных в сети Интернет, невероятно сложным.

Отсутствие регулярного финансирования выполнения поисковых экспериментов. Для создания опытного образца инновационной техники или разработки новой технологии (в т.ч. в рамках ОКР) предприятие исполнитель должно иметь результаты исследований, подтверждающих возможность реализации нового эффекта. Однако и для проведения исследований необходимо финансирование, которое необходимо обосновывать и подкреплять предварительными опытами. Однако научные кафедры ВУЗов, научные институты и исследовательские предприятия не имеют регулярного финансирования для проведения предварительных и поисковых экспериментов, в результате чего темы для выдвижения новых работ приходится черпать из литературы, в т.ч. зарубежной. Следовательно, инициированные подобным образом работы всегда будут позади аналогичных зарубежных разработок.

Низкое взаимодействие между научными предприятиями. Низкое взаимодействие между ВУЗами и научными предприятиями обусловлено тем, что организации воспринимают друг друга не только в качестве конкурентов, но и как потенциальных заказчиков — потребителей научной продукции. Последнее вызвано тем, что научные организации пока что, в подавляющем большинстве, зарабатывают деньги не на результатах научной деятельности, а на ее осуществлении.

Использование в создании новых технологий и решений различных отраслей знаний и наук. Технологии и знания, которые можно было получить, работая только в одном направлении, уже известны и разработаны, о чем можно говорить с большой уверенностью. Сегодня, новые технологии получаются на стыке различных методов и наук, что требует взаимодействия ученых различных областей, тогда как активного трудового взаимодействия между институтами не наблюдается.

2 Условия для повышения эффективности выполнения научных работ

Система проведения и организации научных работ, существующая в наше время в РФ, была заимствована от СССР и с момента образования Российской Федерации не подверглась особым изменениям. На сегодняшний день существуют следующие аспекты модернизации системы выполнения научных работ:

— Повсеместное использование персональных компьютеров и сети Интернет, для доступа к справочной информации;
— Большое количество накопленных научных отчетов, существующих в печатном виде;
— Использование достижений различных отраслей при создании инновационной техники;
— Развитый рынок материалов и услуг, позволяющий реализовать практически любой поисковый эксперимент с небольшими затратами, до открытия полномасштабной НИР.

3 Оптимизация системы научных исследований

Исходя из п.2 можно принять следующие меры по повышению эффективности научных работ:

1) Создание единой формы «Результаты научного исследования», с обязательной публикацией в сети Интернет на специальном портале после выполнения НИР.
2) В техническом задании (ТЗ) на выполнение НИР описывать результат, который должен быть получен в ходе работы.
3) Внедрять оптимизированную структуру организации научно-исследовательских предприятий, основанную на функционировании трех подразделений: подразделения постановки проблем и вопросов, подразделения выдвижения научных теорий/гипотез и подразделения реализации экспериментов (технического подразделения).
4) Периодические выделения средств научным организациям на реализацию поисковых экспериментов.

Ниже опишем подробнее о каждой мере.

3.1 Создание единой формы результата исследования

При наличии большого количества накопленных в советский и постсоветский период научных отчетов, разобщенности фондов и исследовательских организаций, и повсеместном использовании сети интернет, рационально создать единый портал результатов научных исследований для осуществления удобного и быстрого поиска отчетов о выполненных работах, который был бы доступен как сотрудникам научных и исследовательских организаций, так и чиновникам, осуществляющим проверку актуальности той или иной работы.

Как было указано в п.1.2, форму результата научного исследования рациональнее составить по трем пунктам:

1) На решение какой проблемы было направлено исследование;
2) Какая гипотеза была выдвинута;
3) Каким способом гипотеза была проверена.

На каждую проверенную гипотезу должна составляться своя индивидуальная форма (отдельный файл), которая, при этом, дополняется сведениями об авторах исследования и организации, которую представляют авторы, ключевыми словами для быстрого и удобного поиска. При этом система будет позволять оставлять отзывы от других ученых о достоверности того или иного исследования и оценивать рейтинг авторов и организаций. Стоит повторить, что большое значение также будут представлять формы не подтвердившихся теорий, позволяя другим исследователям не идти по ложному пути.

Бланк справочного исследования, в котором проверялась не какая-то гипотеза, а «что мы получим» (свойства, эффект) при заданных параметрах (свойства, режимы, т.д.), должна иметь отличительную форму, отражающую то — количественные или качественные характеристики были получены.

При создании данной системы большую роль будет играть стимулирование пополнения базы данных уже выполненными и сохранившимися в печатном виде отчетами. При этом формулы и модели, не подтвержденные экспериментальным исследованием, не представляют интереса для системы.

Дополнение такой базы исследованиями классиков физики и механики будет нести большое образовательное значение.

3.2 Регламентация результата НИР в ТЗ

Результатом НИР, как правило, является итоговый отчет о научно-исследовательской работе, который, при этом, имеет довольно произвольную форму, и может включать от 20 до 500 и более страниц, что делает анализ такого отчета другими учеными и практиками затруднительным.

Если будет создана единая система формирования результатов НИР, описанная в пункте 3.1., то целесообразно в ТЗ на НИР предъявлять требования к результатам работы согласно стандарту системы в виде:

— Справочный результат в виде определенных в ходе работы характеристик, параметров, свойств заданного объекта или процесса;
— Научный результат в виде результатов проверки комплекса теорий, оговоренных в ТЗ или выдвинутых исполнителем в ходе работы над проблемой (вопросом), сформулированном в ТЗ.

При этом методики исследований и организации работ не корректно ставить конечной целью НИР. Методики и программы должны быть результатом разработки квалифицированных по данному направлению специалистов в рамках организационных работ или работ по стандартизации и систематизации, или же являться побочным продуктом НИР при достижении научного или справочного результата.

Также в ТЗ на НИР, финансируемую государством, описывать обязательность публикации результатов исследований в единой базе.

3.3 Оптимизированная структура научно-исследовательского предприятия

Исходя из рациональности составления научной мысли из трех компонентов вопрос-теория-проверка, можно предложить структуру организации научно-исследовательской организации, состоящую из трех основных подразделений: подразделения поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки.

3.3.1 Подразделение поиска актуальных задач

Данному подразделению должна быть поручена работа по обзору и постоянному мониторингу актуальных задач по заданной отрасли или области деятельности.

Подразделение должно будет выполнять как аналитическую работу, заключающуюся в изучении специальной литературы, статистических исследований, заявок от предприятий на выполнение какой-то разработки, так и творческую работу, заключающуюся в самостоятельном поиске проблем, решение которых может принести коммерческую прибыль и пользу обществу.

Подразделение должно включать людей с аналитическим складом ума с опытом работы в различных областях.

3.3.2 Подразделение постановки теорий

Данное подразделение ответственно за выработку решений и теорий, которые должны давать ответы на поставленные вопросы или предлагать варианты решений озвученных трудностей.

Подразделение должно включать людей с широким кругозором по различным технологиям, а также большими теоретическими знаниями. Сотрудники подразделения должны постоянно изучать научные публикации и статьи.

Двумя основными типами работ, которое должно производить данное подразделение, являются генерация новых теорий или решений, и анализ и проверку выдвинутых решений на предмет дублирования с уже проверенными или на предмет противоречия с уже подтвержденными теориями.

3.3.3 Подразделение экспериментальной проверки

Данное подразделение ответственно за проверку: подтверждение или опровержение поступающих теорий. Подразделение должно включать лаборантов, квалифицированных на работу с имеющимся лабораторным оборудованием, а также мастеров модельного производства и металлообработки, способных изготовить необходимое экспериментальное оборудование или оснастку.

Унификация научно-исследовательских организаций по вышеуказанному принципу будет способствовать их большей кооперации и взаимодействию. Проверка научной теории, сформулированной на одном предприятии, может быть проведена в подразделении экспериментальной проверки другой организации, обладающей необходимым лабораторным оборудованием, по унифицированной заявке.

3.4 Финансирование поисковых экспериментов

Небольшое, но регулярное финансирование научных организаций по статье «Выполнение поисковых экспериментов», выделяемое из собственных фондов предприятия или государством, создаст необходимую почву для реализации экспериментальных идей и предварительной проверки гипотез.

В ходе мало затратных поисковых экспериментов происходит отсев ошибочных гипотез, которые могут быть заложены в заявку на получения финансирования по контракту или гранту; в результате получаемого опыта рождаются новые и оригинальные решения, использующиеся для создания инновационной техники.

Выводы

Для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:

— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: вопрос, в направлении которого была предложена теория, теория или решение, которое предложено и результат проверки теории;
— регламентация результата НИР в ТЗ в части определения какого типа результат должен быть получен: справочный или научный;
— приводить организацию научных предприятий к структуре, включающей три отделения: подразделение поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки;
— производить регулярное финансирование поисковых экспериментов.

Источник