Нарушение высших психических функций у больных инсультом

В лечении постинсультных когниций в острую и подострую фазу ОНМК целесообразно использовать нейрометаболические средства. На фоне терапии данными препаратами в большинстве случаев отмечается положительная динамика когнитивных расстройств.
Типичными осложнениями острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК)выступают дефекты высших психических функций (когнитивные, речевые расстройства).Вследствие инсульта даже с незначительным и преходящим неврологическим дефицитом ухудшается способность больного в сферах восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.
Постинсультные когнитивные расстройства: дефиниции
Постинсультные когнитивные расстройства (ПИКР) – дефицит высшей психической деятельности, который возникает и прогрессирует в пределах одного календарного года после эпизода ОНМК. Нарушения, возникшие в период первых трех месяцев (в острую фазу) именуются ранние ПИКР. Для диагностики постинсультных когнитивных расстройств требуется, чтобы дефицит наблюдался не менее шести месяцев, и он не был связан с иными заболеваниями метаболического, эндокринного генеза и депрессивными состояниями.
По степени тяжести выделяют три вида ПИКР:
- легкий;
- умеренный;
- тяжелый (деменция).
Деменция (слабоумие) – наиболее тяжелая форма когнитивных нарушений. Распространенность новых случаев деменций после первого ОНМК составляет около 10%, после повторного инсульта нарушения высших психических функций в тяжелой форме определяются у 30% больных. Частота деменций у пациентов, переживших острое нарушение мозгового кровообращения, с возрастом имеет тенденцию к увеличению. У лиц в возрастной категории старше 60 лет риск развития тяжелых когнитивных расстройств в девять раз выше, чем у людей более младшего возраста.
В соответствии со степенью ухудшения потенциала высшей нервной деятельности ПИКР классифицируют на группы:
- Фокальные (монофункциональные), подразумевающие очаговое поражение головного мозга с вовлечением в патологический процесс одной из функций познания или речи. У пострадавших может диагностироваться афазия (речевое расстройство), амнезия (частичная или полная дисфункция памяти), апраксия (неспособность осуществлять целенаправленные движения), агнозия (невозможность идентификации объекта органами чувств).
- Множественные (не достигающие уровня деменции) – когниции, проявляющиеся нарушением двух и более когнитивных функций.
- Постинсультная деменция – множественные нарушения высших психических функций, вызывающие нарушение социальной адаптации и препятствующие полноценному выполнению профессиональных и бытовых функций.
Когнитивные нарушения в острый период инсульта
В острую фазу частота нарушений высших психических функций достигает планки в 70%. К основным предрасполагающим факторам относят локализацию (месторасположение поврежденной зоны) и размеры инсульта. На вероятность развития ПИКР также влияет адекватность и полнота церебральной перфузии. Гипоперфузия (прогрессирующая недостаточность кровоснабжения головного мозга) и острый инфаркт мозга (ишемический инсульт) провоцируют или фокальные когнитивные нарушения (афазия, апраксия) или глобальный когнитивный дефект (ухудшение мнестической функции, снижение внимания, нарушения мышления).
Большинство нарушений высших психических функций разрешается или уменьшается на протяжение трех месяцев после инсульта вследствие реканализации (процесса восстановления проходимости сосуда) и благодаря церебральной пластичности (возникновению новых нейронных связей после повреждения). Современные терапевтические интервенции (вмешательства), например, тромболизис (растворение элементов тромба) существенно улучшают исход ОНМК, снижают уровень дезадаптации больного, восстанавливают его когнитивный статус. Следует подчеркнуть, что некоторые фармакологические средства, например, транквилизаторы и седатики, оказывают крайне отрицательное влияние на умственный потенциал человека.
Когнитивные нарушения в «хронический» период инсульта
Согласно данным статистики приблизительно у 8% лиц с легкими расстройствами памяти, мышления, восприятия в острую фазу инсульта в пределах 12 месяцев развивается тяжелая форма – деменция. Высокий риск развития тяжелого клинического дефицита имеют лица с повторными и множественными инфарктами. Постинсультная деменция, как правило, является последствием «стратегических инфарктов» (в зонах, стратегически значимых для когнитивных функций).
Причины и факторы риска когнитивных расстройств
К немодифицируемым (неизменным) факторам, предрасполагающим к развитию расстройств высшей нервной деятельности, относят:
- возраст пациента;
- пол;
- этническую группу;
- неблагоприятную наследственность (генетическую предрасположенность).
Модифицируемыми (подлежащими коррекции) факторами являются:
- гипертензия (повышенное артериальное давление);
- атеросклероз;
- заболевания периферических кровеносных сосудов;
- ишемическая болезнь сердца;
- фибрилляция предсердий;
- сахарный диабет;
- гиперлипидемия.
Огромную роль в развитии ПИКР играют негативные факторы образа жизни:
- физическая инактивность (недостаток физических нагрузок);
- ожирение;
- курение;
- злоупотребление спиртными напитками;
- прием психотропных веществ.
Лечение и реабилитация когнитивных расстройств
Из-за широкого распространения сбоев в сложно организованных психофизиологических процессах целесообразной мерой будет ранний скрининг когнитивных нарушений у субъектов, пострадавших от инсульта. Современная точка зрения на эту проблему предполагает проведение диагностических мероприятий в первую неделю после ОНМК с последующими повторными замерами. Выявления ПИКР проводится с помощью простых и доступных для выполнения нейропсихологических тестов.
В лечении постинсультных когниций в острую и подострую фазу ОНМК целесообразно использовать нейрометаболические средства. На фоне терапии данными препаратами в большинстве случаев отмечается положительная динамика когнитивных расстройств.
Когда состояние пациента стабилизировано, необходимо активное вмешательство психолога, психотерапевта, реабилитолога и логопеда. Необходимо помнить, что исход восстановительного этапа находится в прямой зависимости от полноты и своевременности осуществляемых реабилитационных мероприятий.
Однако очень часто когнитивные нарушения в тяжелой форме, в структуре которых присутствуют речевые расстройства, вызывают сложности в коммуникации с больным. Нарушения речевой функции становятся серьезным препятствием для проведения коррекционной психологической работы.
Еще одна преграда, с которой зачастую сталкиваются специалисты – отсутствие у пациента мотивации на выздоровление. Довольно часто лица, пострадавшие от инсульта, записывают себя в категорию неизлечимых больных, не верят в вероятность восстановления когнитивного потенциала. Поэтому часто первые шаги психолога направлены на формирование у клиента стимула для проведения терапевтической работы. Задача психолога – устранить у больного безразличие к собственному состоянию, донести до него правдивую информацию о вероятности восстановления, мотивировать на выздоровление.
Эмоционально-поведенческие особенности пациентов (снижение мотивации, безразличие, нежелание сотрудничать с врачом) могут быть объяснены аффективными расстройствами, например, клинической депрессией. Поэтому крайне важно выявить или опровергнуть наличие психоэмоциональных расстройств и избрать верную стратегию лечения и реабилитации пациента.
Также важно создать комфортные условия для восстановления и развития личности, несмотря на существование ограничений, внесенных ОНМК. Цель психолога – донести до клиента идею, что реабилитационные мероприятия – это активный, последовательный процесс, предполагающий взаимное сотрудничество специалиста и клиента, в котором пациент не выступает «потребителем услуг», а является полноценным партнером и активным участником.
К психологическим реабилитационным и коррекционным мероприятиям необходимо приступить как можно раньше. При этом ориентирами психологов должны стать не только воздействия на уже сформированные патологические признаки, но и превентивные меры, направленные на предотвращение вероятных дефектов.
Расстройства мышления
Мышление – основной познавательный процесс, подразумевающий установление семантических связей, которые характеризуют структуру и свойства объектов реального мира, их взаимоотношения. Мышление основывается на анализе причинно-следственных отношений, проверке его результатов имеющимся опытом,
Расстройства мышления очень часто несвоевременно обнаруживаются и неправильно диагностируются. Это становится причиной дезадаптации пациентов, перенесших инсульт, и приводит к невозможности проведения в полном объеме бытовой, социальной и профессиональной деятельности.
Скрининг состояния функции мышления проводится с использованием нейропсихологических тестов, которые позволяют выявить нарушенные и сохраненные звенья. Нейропсихометрические шкалы дают возможность выполнить качественную и количественную оценку функции мышления, установить тяжесть нарушений, проследить за динамикой в ходе коррекционной работы. Современные методы клинико-психологической и нейропсихологической диагностики позволяют оценить компенсаторные возможности мозга путем выявления сохраненных структур, принимающих участие в познавательной деятельности.
Расстройства мышления разделяют на несколько групп в зависимости от формы нарушений ассоциативного процесса. Выделяют нарушения темпа, подвижности, стройности, целенаправленности мышления.
Цели психологической реабилитации больных: поддержать на существующем уровне мыслительные способности, восстановить исходный уровень когнитивных способностей, минимизировать степень выраженности дефектов, обучить новым навыкам и способам выполнения задач, тренировать навыки обобщения, сравнения, категоризации, содействовать формированию логичных объективных суждений.
Для улучшения функции мышления психолог составляет индивидуальный план тренировок, подразумевающий выполнение больным серии специальных упражнений. Тренировки следует проводить ежедневно, постепенно увеличивая время занятий и усложняя трудность заданий. Следует помнить, что восстановление мыслительной функции – трудоемкий и длительный процесс. Нередко требуется годы, чтобы возвратить больному исходный когнитивный потенциал.
Нарушения памяти
Память – способность человека к запечатлению, фиксации (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) сведений, полученных от органов чувств и переработанных посредством мышления.Лица, пострадавшие от инсульта, часто сталкиваются с проблемами с памятью, которые существенно осложняют их повседневную жизнь.
Вид нарушений памяти и их проявление многообразно. Сбой в мнестической функции зависит от ряда факторов, среди которых: место и размер патологического очага, степень тяжести ОНМК, возраст пациента, предыдущее состояние здоровья, наличие и отсутствие проблем в памяти до инсульта.
В зависимости от локализации патологического очага больной может столкнуться с расстройствами ниже перечисленных видов памяти:
- образный спектр: вербальный (словесный), визуальный (зрительный), вкусовой, обонятельный, осязательный;
- двигательный (моторный) спектр;
- идеаторный (словесно-логический) спектр.
Симптомы расстройств памяти после инсульта включают:
- проблемы с кратковременной и оперативной памятью – ухудшение способности фиксировать и удерживать в актуальном поле сознания текущие события;
- нарушения долговременной памяти.
Больной указывает на забывчивость. Он может заблудиться в знакомых местах. Ему сложно следовать полученным инструкциям. Пациент после инсульта путается в финансовых операциях, не может совершать денежные транзакции. Больному трудно вспомнить порядок действий для выполнения стандартных бытовых действий. Распространенное последствие инсульта – выпадение из памяти словесной информации: человек узнает и помнит своих родственников и приятелей, но не может вспомнить их имена. Или же он знает предназначение вещей и предметов, но не способен дать им словесные названия. Нередко наблюдается и противоположное явление, когда пациент не узнает близких и окружающие предметы. Нарушения в кратковременной памяти характеризуются невозможностью запомнить новую информацию.
Расстройства памяти могут быть прямым последствием инсульта. Однако чаще нарушения мнестической функции присутствуют до ОНМК и обостряются после болезненного эпизода.
Часто виновниками прогрессирующих патологий памяти выступают:
- бесконтрольный прием некоторых лекарственных препаратов;
- злоупотребление алкоголем;
- курение;
- наркотическая зависимость;
- регулярное недосыпание;
- соблюдение диет;
- депрессивный статус.
Восстановление функций памяти – комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий, направленные на решение имеющихся у больного проблем. Для устранения забывчивости после инсульта важно проявлять терпение и ежедневно выполнять специальные упражнения. Невзирая на возможности современной медицины, не всегда удается восстановить функции памяти в полном объеме. Однако при усердной и продолжительной тренировке возможно добиться значительных улучшений.
Нарушения внимания
Проблемы со вниманием очень распространены после инсульта, особенно в острую фазу – в первые несколько недель. У больного больший риск возникновения трудностей с концентрацией внимания, если инсульт затронул отделы правой стороны головного мозга.
Способность сосредоточить и удерживать внимание является ключевой частью для выполнения многих других задачи, выполняемых мозгом. Например, пациенту нужно уметь концентрироваться на словах врача, для того чтобы запомнить инструкции. Следовательно, если человеку трудно сосредоточиться, у него, вероятно, возникнут проблемы с памятью. Точно так же, больному может быть трудно решить, на что именно следует обратить внимание, а какие аспекты необходимо игнорировать. Это означает, что субъект будет часто отвлекается на несущественные стимулы.
После инсульта у больного может ухудшиться способность выполнения многокомпонентных задач. Такие дела, как покупка продуктов питания, которые многие из нас принимают как легкую задачу, на самом деле связаны с одновременным выполнением многих психических актов (например, ходьба по магазину, чтение ценников, принятие решения, проведение оплаты).Сложность с концентрацией внимания влияет на повседневную деятельность, такую как гигиенические процедуры и одевание, профессиональные обязанности и хобби.
Другие последствия инсульта также отягощают нарушения внимания. Например, если человек испытывает мучительный болевой синдром, он чувствует себя истощенным и отвлеченным. Если он ощущает усталость, беспокойство, охвачен депрессией, ему трудно сосредоточиться на выполняемом деле.
Благодаря пластичности структур мозга грамотно выполненные реабилитационные мероприятия способны улучшить способность человека к концентрации и удержанию внимания.
Нарушения восприятия
Восприятие означает осмысление явлений окружающего мира. Головной мозг получает информацию от каждого из пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чтобы человек смог воспринять получаемые сигналы, мозг должен организовать процесс сбора, сортировки и переработки информации.
Инсульт может повлиять на любую часть этого процесса – от сбора сигналов, в первую очередь, до интерпретации этой информации или доступа к воспоминаниям об этом явлении. Например, если у больного пострадало зрение, он может не увидеть свой дом, а если пострадало восприятие, то он не признает, что это его жилище. Нарушение различных видов восприятия именуется агнозия. Обычно агнозия затрагивает только одно из чувств. Например, если пациенту показали чашку, он может не знать, что это за предмет. Тем не менее, когда чашка будет находиться в его руке, он сразу опознает этот предмет. Такой феномен носит название визуальная агнозия.
После инсульта больной также может иметь проблемы с распознаванием определенных типов вещей и явлений. Например, он может отрицать, что у него слабость в одной ноге. Это называется анозогнозия.
Головной мозг также может иметь проблемы с обработкой информации, поступающей от тела.Если инсульт вызвал потерю движения в одной руке или ноге, пациенту может показаться, что эти конечности не являются частью его тела. Пренебрежение частей собственного тела приводит к искажению реакций на сигналы окружающей среды. Например, если больной «отказывается» от левой стороны, он может при ходьбе натолкнуться на предметы, расположенные слева.
Заключение
Когнитивные расстройства – частое последствие инсульта. Для восстановления высших психических функций требуется длительная последовательная реабилитационная работа. Получить консультацию опытных специалистов и пройти реабилитацию по индивидуальной программе можно в содружестве реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского.
Источник
7. Нарушения высших психических функций
Кроме речевых расстройств, инсульт может привести к нарушению других высших психических функций: когнитивным нарушениям (снижение памяти, интеллекта, концентрации внимания), эмоционально-волевым расстройствам, праксиса (нарушение выполнения сложных двигательных актов при отсутствии парезов, нарушений чувствительности и координации движений), счета (акалькулия), гнозиса, чаще пространственного (дезориентация в пространстве). Их развитие в значительной степени связано с локализацией очагов поражения. При очагах в лобной области может развиться апатико-абулический синдром, для которого характерны отсутствие собственных побуждений к деятельности (аспонтанность), интереса к жизни (апатия), снижение волевых функций (абулия), интеллекта и критики. Восстановление самообслуживания, навыков ходьбы у этой группы больных в значительной степени затруднено, многие остаются полностью беспомощными в повседневной жизни.
При обширных поражениях правого полушария наблюдаются снижение психической и двигательной активности, анозогнозия (недооценка имеющегося двигательного дефекта), изменения в эмоционально-личностной сфере в виде беспечности, расторможенности, потери чувства меры и такта. С пассивным, безучастным отношением к своему дефекту связана характерная для этих больных недостаточная активность в его преодолении, что приводит к усилению их социальной дезадаптации.
Таким пациентам показаны длительные, часто повторные курсы кинезотерапии, многомесячное применение ноотропов (ноотропил, энцефабол) и других нейротрофических средств (пикамилон, церебролизин). Для коррекции анозогнозии с больными должна проводиться рациональная психотерапия с целью появления у них озабоченности по отношению к имеющемуся двигательному дефекту и желания его преодолеть.
Преодолению депрессии, сопровождающейся астенией и возникающей у 40—60 % постинсультных больных наряду с антидепрессантами (амитриптилина, мелипрамина, прозака) и психотерапией в значительной степени способствует активное восстановительное лечение и особенно включение в программу реабилитации метода биологической обратной связи.
При реабилитации больных с апраксией, акалькулией, агнозией используются психокоррекционные занятия, которые проводит нейропсихолог или специально обученный им реабилитационный персонал: методисты ЛФК (при апраксии) или логопеды-афазиологи (при акалькулии).
8. Зрительные нарушения
Чаще всего это гомонимная (односторонняя) гемианопсия (выпадение левого поля зрения при очагах в правом полушарии мозга и правого поля – при очагах в левом), возникающая при поражении зрительного анализатора в затылочной доле мозга и зрительных путей к нему от хиазмального перекреста.
Глазодвигательные нарушения: парезы глазных мышц, иннервируемых глазодвигательными нервами. При очагах в верхних отделах ствола головного мозга основная жалоба больных – двоение. При полушарных и стволовых очагах возникают парезы взора.
Бульбарные нарушения (при поражении ядер IХ—Х черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге) и псевдобульбарные (при поражении надъядерных связей IХ—Х черепно-мозговых нервов). Возникают синдромы: нарушение глотания (дисфагия), фонации (дисфония), артикуляции звуков речи (дизартрия), насильственный смех и плач (только при псевдобульбарном синдроме). Для коррекции нарушений глотания и фонации с успехом используется электростимуляция мышц языка, гортани и мягкого нёба, при дисфонии и дизартрии проводятся занятия с логопедом. В случаях выраженной дисфагии для предотвращения аспирационной пневмонии показано питание через назогастральный зонд. При насильственном смехе и плаче в некоторых случаях помогает прием амантадина (синонимы: мидантан, вирегит, симметрел, ПК—Мерц) (по 1 таб. 2—3 раза в день) и (или) клоназепама (по 1/4—1/2 таб. 2—3 раза в день).
Постинсультная эпилепсия развивается у части больных (в 6—8 % случаев), перенесших полушарный инсульт, в сроки от 6 месяцев до 2 лет после нарушения мозгового кровообращения. Это, как правило, парциальные вторично генерализованные припадки, реже – чисто парциальные и первично генерализованные. При постинсультной эпилепсии наиболее эффективен финлепсин, средствами выбора могут явиться препараты вальпроевой кислоты (депакин и др.) и фенобарбитал. Предпочтительна монотерапия.
Нарушения равновесия, координации и статики значительно затрудняет восстановление функции ходьбы и навыков самообслуживания. Основной причиной этих нарушений являются поражение мозжечка и его связей, вестибулярных образований мозга, а также нарушение глубокой чувствительности. Утяжеляет состояние больных сопутствующая дисциркуляторная энцефалопатия (особенно субкортикальная артериолосклеротическая), часто сопровождающаяся выраженным снижением функции внимания (что приводит к частым падениям таких больных), а в далеко зашедших случаях – и лобной диспраксией ходьбы. Наряду со специально подобранными лечебно-гимнастическими упражнениями большую роль в восстановлении равновесия, навыков ходьбы и самообслуживания при таких нарушениях играет использование метода биологической обратной связи.
Факторы, определяющие восстановление нарушенных функций
Ведущими факторами являются размер и локализация очага поражения по отношению к функционально значимым зонам. Для движений – это пирамидный тракт. Наиболее тяжелый двигательный дефект и наихудшее восстановление движений наблюдаются при локализации очага поражения (инфаркт мозга или внутримозговое кровоизлияние) в тех областях мозга, где пирамидный тракт проходит наиболее компактно: в заднем бедре внутренней капсулы и основании варолиева моста.
Для речевой функции значимыми зонами являются область Брока (центр моторной речи), расположенная в задних отделах левой (у правшей) нижней лобной извилины, и область Вернике (центр понимания речи), находящаяся в задних отделах левой верхней височной извилины. Неблагоприятной для восстановления речи является локализация очага поражения в обеих этих областях.
Характер оперативного вмешательства также может оказывать влияние на восстановление функций. У больных, оперированных по поводу кровоизлияния в мозг стереотаксическим методом, восстановление движений и речи шло быстрее и было более значительным, чем в группе больных, у которых гематома была удалена открытым способом.
К числу прогностически неблагоприятных факторов для восстановления двигательных функций относятся: инициальная тяжесть двигательного дефекта (полный гемипаралич в остром периоде инсульта); значительная спастичность или, наоборот, гипотония (особенно мышц ноги); сопутствующие расстройства мышечно-суставного чувства; артропатии; синдром «болевого плеча».
Отрицательно сказываются на восстановлении сложных двигательных навыков и социальной реадаптации больных сопутствующие эмоционально-волевые (аспонтанность, снижение психической и двигательной активности, выраженный астенодепрессивный синдром) и когнитивные нарушения (снижение внимания, памяти, интеллекта).
К числу важных факторов, определяющих степень и темп восстановления нарушенных функций, относятся раннее начало реабилитации, длительность и систематичность, комплексность и адекватность реабилитационных мероприятий.
Проблема лечения больных с ишемическим инсультом остается одной из наиболее актуальных и сложных в современной неврологии. Инвалидизация после инсульта составляет 3,2 % на 100 000 населения, а к труду возвращается не более 20 % больных, перенесших инсульт, причем 1/3 заболевших инсультом составляют люди трудоспособного возраста.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения инсульт является ведущей причиной инвалидизации оставшихся в живых пациентов. В настоящее время во всем мире инвалидами в результате инсульта являются около 30 млн человек. Инвалидность не только резко снижает качество жизни самих пациентов, но и ложится тяжелым бременем на членов их семей и лиц, ухаживающих за ними. Например, исследование Framingham показало, что после инсульта 31 % пациентов нуждается в посторонней помощи, 20 % нуждаются в палках для ходьбы и иных приспособлениях, облегчающих передвижение, у 71 % пациентов через 7 лет после инсульта отмечаются нарушения речи.
Больные, пережившие инсульт, требуют ухода в стационаре (15 %) или интенсивного домашнего ухода (30 %), и многие (60 %) испытывают трудности в социальной реабилитации.
Современные методы реабилитации таких больных характеризуются ограниченной эффективностью, и многие из пациентов нуждаются до конца жизни в посторонней помощи. Необходим поиск новых методов лечения и подходов к реабилитации этих больных, позволяющих снизить уровень инвалидизации, превратить их в самообслуживающихся лиц и возвратить к нормальному образу жизни. Тем более, что инсульт «молодеет» и часто поражает людей в трудоспособном возрасте, что существенно повышает непрямые расходы государства – на лечение.
Что делать, если произошел инсульт
Необходимо четко отдавать себе отчет в том, что больному, перенесшему острое нарушение мозгового кровообращения, желательно получать квалифицированное лечение в специализированном неврологическом отделении. Исключительно важны и повторные курсы реабилитационной терапии – не реже одного раза в год. Только в клинических условиях возможны проведение интенсивной инфузионной терапии, применение современных нейрореабилитационных методик, гипербарической оксигенации, электро– и нейростимуляции, рефлексотерапии, физиотерапии, магнитотерапии, а также регулярные занятия с логопедом, психологом, методистами ЛФК. Находясь в стационаре, больной проходит детальное обследование при помощи различных инструментальных и лабораторных методик, его консультируют врачи-специалисты. Тщательное клиническое обследование позволяет скорректировать проводимую терапию, выработать ясные рекомендации по дальнейшему ведению больного, что значительно снижает вероятность возникновения повторных инсультов.
Там же, где еще нет возможности для оказания четко организованной восстановительной помощи, необходимое лечение больной может получить на дому под наблюдением врача и медицинской сестры, курирующей больного. Существенную помощь медицинским работникам здесь могут оказать родные и близкие больного.
Как ухаживать за больным после инсульта
Прежде всего необходимо контролировать показатели артериального давления, пульса больного и следить за строгостью приема рекомендованных медикаментозных препаратов. Важным моментом в уходе является контроль за температурой тела, количеством выделяемой мочи и регулярностью стула. Для этого следует завести специальную тетрадь, в которой скрупулезно следует отражать динамику изменения этих показателей жизнедеятельности, так как это важно для коррекции проводимой терапии. При задержке стула более 3 дней необходимо сделать очистительную клизму. В случае задержки мочи и повышения температуры необходимо срочно сообщить об этом лечащему врачу.
Комната, в которой находится больной, должна быть светлой, защищенной от шума. В помещении желательно проводить влажную уборку 1—2 раза в день, регулярно проветривать, избегая при этом сквозняков. Оптимальная температура воздуха – +18—22 °С.
Постель, на которой лежит больной, не должна прогибаться. Наиболее гигиеничен и удобен поролоновый матрац. Если больной не контролирует свои физиологические отправления, на матрац, под простыню, кладут клеенку или надевают на пациента памперс. При смене постельного белья, которую надо производить по мере необходимости, больного осторожно поворачивают на край постели, старую простыню сворачивают, как бинт, а на освободившуюся часть кровати стелют свежую, куда и «перекатывают» больного.
Целесообразно по нескольку раз в день проводить с больными дыхательную гимнастику. Наиболее простые из дыхательных упражнений, выполняемые даже ослабленными больными, – это надувание воздушных шариков, резиновых игрушек. С целью профилактики пролежней и застойных явлений в легких больных необходимо переворачивать в постели каждые 2—3 ч, проводить массаж с легким постукиванием чашеобразно согнутой ладонью по боковым отделам грудной клетки и под лопатками.
В случае если больной не имеет возможности самостоятельно передвигаться, необходимо регулярно, 2—3 раза в день, умывать больного, внимательно наблюдать за состоянием видимых слизистых оболочек и кожных покровов, регулярно обтирать тело больного при помощи влажного полотенца, смоченного в слабом мыльном растворе с дальнейшим протиранием насухо. Следует также иметь подкладное судно и мочеприемник. Особое внимание надо уделять туалету полости рта и области промежности. Для профилактики конъюнктивитов рекомендуется закапывать в глаза 2—3 раза в неделю раствор альбуцида.
При малейших признаках мацерации (покраснения кожных покровов) проводить санитарную обработку кожи при помощи марли, смоченной розовым раствором перманганата калия либо камфорного спирта. Для профилактики пролежней можно просушивать участки с мацерацией при помощи фена, также применяют специальные противопролежневые надувные круги и матрацы. При возникновении пролежней можно рекомендовать облепиховое масло или сермионовую мазь.
Как активизировать больного
Постельный режим – не препятствие для активизации больных. Прежде всего с целью профилактики контрактур необходимо придавать парализованным конечностям в течение 1—2 ч в сутки специальное положение. Руку выпрямляют в локте и отводят в сторону на приставленный к кровати пуфик или стул под углом в 90 °С, под мышку кладут ватный валик, пальцы максимально разгибают, а для фиксации руки в нее кладут мешочек с песком весом 0,5 кг. Парализованную ногу сгибают под углом 10—15 °С в коленном суставе, подкладывают под нее валик и упирают в спинку кровати, стараясь достичь максимального сгибания стопы.
Одновременно с лечением позой следует проводить пассивную гимнастику парализованных конечностей. Пассивные движения проводятся в полном объеме в каждом суставе и осуществляются без активной помощи больного. Для этого одной рукой обхватывают парализованную конечность пациента выше разрабатываемого сустава, а другой – ниже. Темп, объем и количество движений постепенно наращивают. Одновременно важно проводить дыхательную гимнастику со вдохом при разгибании.
Приступая к упражнениям, выполняемым самим больным, необходимо проконсультироваться с врачом и методистом ЛФК. Начинать активные самостоятельные движения больной должен под наблюдением. Для начала больного присаживают в кровати на несколько минут, далее начинают помогать ходить по квартире, соразмеряя собственные силы и возможности больного, дабы избежать травматизма. Для этого больного водят, со стороны пареза закидывая ослабленную руку себе на плечо. Начав активно двигаться, больные часто неадекватно оценивают свои возможности, пытаются самостоятельно передвигаться, желательно в это время находиться рядом с больным, а ночью оставлять мочеприемник рядом с кроватью на тумбочке, а кровать загораживать. Постепенно надо начинать напоминать больному о том, что он должен работать: паретичной рукой брать в руки предметы обихода, листать книги, заводить будильник, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы.
Осторожно надо относиться к вопросам проведения массажа, так как активное выполнение неквалифицированного массажа парализованных конечностей может способствовать повышению спастичности. Следует помнить, что при массаже мышц сгибателей руки и разгибателей ноги желательно лишь легкое их поглаживание. Тем не менее массаж необходим, и проводить его желательно несколько раз в день по 15—20 мин.
Чем еще можно помочь
Следует знать, что у больных, перенесших инсульт, заостряются характерологические особенности личности. Они могут становиться плаксивыми и пассивными или, наоборот, грубыми и раздражительными. Значительно страдает память, особенно плохо больные запоминают текущие события, у многих нарушена речь. Надо относиться к этим проявлениям болезни с пониманием, но не потакать больному в его прихотях и капризах, в то же время избегать конфликтов, обязательно соблюдать режим. Хорошо рассказывать больному о себе, близких, пытаться общаться с ним на различные темы, просить рассказать о своих желаниях, называть окружающие предметы, правильно выговаривая слоги и звуки. Читать больным газеты, книги, просить пересказать про?