Нарушение впф при инсультах

Нарушение впф при инсультах thumbnail

В лечении постинсультных когниций в острую и подострую фазу ОНМК целесообразно использовать нейрометаболические средства. На фоне терапии данными препаратами в большинстве случаев отмечается положительная динамика когнитивных расстройств.

Типичными осложнениями острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК)выступают дефекты высших психических функций (когнитивные, речевые расстройства).Вследствие инсульта даже с незначительным и преходящим неврологическим дефицитом ухудшается способность больного в сферах восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

неврологическая реабилитация

Постинсультные когнитивные расстройства: дефиниции

Постинсультные когнитивные расстройства (ПИКР) – дефицит высшей психической деятельности, который возникает и прогрессирует в пределах одного календарного года после эпизода ОНМК. Нарушения, возникшие в период первых трех месяцев (в острую фазу) именуются ранние ПИКР. Для диагностики постинсультных когнитивных расстройств требуется, чтобы дефицит наблюдался не менее шести месяцев, и он не был связан с иными заболеваниями метаболического, эндокринного генеза и депрессивными состояниями.

По степени тяжести выделяют три вида ПИКР:

  • легкий;
  • умеренный;
  • тяжелый (деменция).

Деменция (слабоумие) – наиболее тяжелая форма когнитивных нарушений. Распространенность новых случаев деменций после первого ОНМК составляет около 10%, после повторного инсульта нарушения высших психических функций в тяжелой форме определяются у 30% больных. Частота деменций у пациентов, переживших острое нарушение мозгового кровообращения, с возрастом имеет тенденцию к увеличению. У лиц в возрастной категории старше 60 лет риск развития тяжелых когнитивных расстройств в девять раз выше, чем у людей более младшего возраста.

В соответствии со степенью ухудшения потенциала высшей нервной деятельности ПИКР классифицируют на группы:

  • Фокальные (монофункциональные), подразумевающие очаговое поражение головного мозга с вовлечением в патологический процесс одной из функций познания или речи. У пострадавших может диагностироваться афазия (речевое расстройство), амнезия (частичная или полная дисфункция памяти), апраксия (неспособность осуществлять целенаправленные движения), агнозия (невозможность идентификации объекта органами чувств).
  • Множественные (не достигающие уровня деменции) – когниции, проявляющиеся нарушением двух и более когнитивных функций.
  • Постинсультная деменция – множественные нарушения высших психических функций, вызывающие нарушение социальной адаптации и препятствующие полноценному выполнению профессиональных и бытовых функций.

Когнитивные нарушения в острый период инсульта

В острую фазу частота нарушений высших психических функций достигает планки в 70%. К основным предрасполагающим факторам относят локализацию (месторасположение поврежденной зоны) и размеры инсульта. На вероятность развития ПИКР также влияет адекватность и полнота церебральной перфузии. Гипоперфузия (прогрессирующая недостаточность кровоснабжения головного мозга) и острый инфаркт мозга (ишемический инсульт) провоцируют или фокальные когнитивные нарушения (афазия, апраксия) или глобальный когнитивный дефект (ухудшение мнестической функции, снижение внимания, нарушения мышления).

Большинство нарушений высших психических функций разрешается или уменьшается на протяжение трех месяцев после инсульта вследствие реканализации (процесса восстановления проходимости сосуда) и благодаря церебральной пластичности (возникновению новых нейронных связей после повреждения). Современные терапевтические интервенции (вмешательства), например, тромболизис (растворение элементов тромба) существенно улучшают исход ОНМК, снижают уровень дезадаптации больного, восстанавливают его когнитивный статус. Следует подчеркнуть, что некоторые фармакологические средства, например, транквилизаторы и седатики, оказывают крайне отрицательное влияние на умственный потенциал человека.

инсульт, реабилитация

Когнитивные нарушения в «хронический» период инсульта

Согласно данным статистики приблизительно у 8% лиц с легкими расстройствами памяти, мышления, восприятия в острую фазу инсульта в пределах 12 месяцев развивается тяжелая форма – деменция. Высокий риск развития тяжелого клинического дефицита имеют лица с повторными и множественными инфарктами. Постинсультная деменция, как правило, является последствием «стратегических инфарктов» (в зонах, стратегически значимых для когнитивных функций).

Причины и факторы риска когнитивных расстройств

К немодифицируемым (неизменным) факторам, предрасполагающим к развитию расстройств высшей нервной деятельности, относят:

  • возраст пациента;
  • пол;
  • этническую группу;
  • неблагоприятную наследственность (генетическую предрасположенность).

Модифицируемыми (подлежащими коррекции) факторами являются:

  • гипертензия (повышенное артериальное давление);
  • атеросклероз;
  • заболевания периферических кровеносных сосудов;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • фибрилляция предсердий;
  • сахарный диабет;
  • гиперлипидемия.

Огромную роль в развитии ПИКР играют негативные факторы образа жизни:

  • физическая инактивность (недостаток физических нагрузок);
  • ожирение;
  • курение;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • прием психотропных веществ.

Лечение и реабилитация когнитивных расстройств

Из-за широкого распространения сбоев в сложно организованных психофизиологических процессах целесообразной мерой будет ранний скрининг когнитивных нарушений у субъектов, пострадавших от инсульта. Современная точка зрения на эту проблему предполагает проведение диагностических мероприятий в первую неделю после ОНМК с последующими повторными замерами. Выявления ПИКР проводится с помощью простых и доступных для выполнения нейропсихологических тестов.

В лечении постинсультных когниций в острую и подострую фазу ОНМК целесообразно использовать нейрометаболические средства. На фоне терапии данными препаратами в большинстве случаев отмечается положительная динамика когнитивных расстройств.

Когда состояние пациента стабилизировано, необходимо активное вмешательство психолога, психотерапевта, реабилитолога и логопеда. Необходимо помнить, что исход восстановительного этапа находится в прямой зависимости от полноты и своевременности осуществляемых реабилитационных мероприятий.

Однако очень часто когнитивные нарушения в тяжелой форме, в структуре которых присутствуют речевые расстройства, вызывают сложности в коммуникации с больным. Нарушения речевой функции становятся серьезным препятствием для проведения коррекционной психологической работы.

Еще одна преграда, с которой зачастую сталкиваются специалисты – отсутствие у пациента мотивации на выздоровление. Довольно часто лица, пострадавшие от инсульта, записывают себя в категорию неизлечимых больных, не верят в вероятность восстановления когнитивного потенциала. Поэтому часто первые шаги психолога направлены на формирование у клиента стимула для проведения терапевтической работы. Задача психолога – устранить у больного безразличие к собственному состоянию, донести до него правдивую информацию о вероятности восстановления, мотивировать на выздоровление.

Эмоционально-поведенческие особенности пациентов (снижение мотивации, безразличие, нежелание сотрудничать с врачом) могут быть объяснены аффективными расстройствами, например, клинической депрессией. Поэтому крайне важно выявить или опровергнуть наличие психоэмоциональных расстройств и избрать верную стратегию лечения и реабилитации пациента.

Также важно создать комфортные условия для восстановления и развития личности, несмотря на существование ограничений, внесенных ОНМК. Цель психолога – донести до клиента идею, что реабилитационные мероприятия – это активный, последовательный процесс, предполагающий взаимное сотрудничество специалиста и клиента, в котором пациент не выступает «потребителем услуг», а является полноценным партнером и активным участником.

К психологическим реабилитационным и коррекционным мероприятиям необходимо приступить как можно раньше. При этом ориентирами психологов должны стать не только воздействия на уже сформированные патологические признаки, но и превентивные меры, направленные на предотвращение вероятных дефектов.

расстроенное мышление

Расстройства мышления

Мышление – основной познавательный процесс, подразумевающий установление семантических связей, которые характеризуют структуру и свойства объектов реального мира, их взаимоотношения. Мышление основывается на анализе причинно-следственных отношений, проверке его результатов имеющимся опытом,

Расстройства мышления очень часто несвоевременно обнаруживаются и неправильно диагностируются. Это становится причиной дезадаптации пациентов, перенесших инсульт, и приводит к невозможности проведения в полном объеме бытовой, социальной и профессиональной деятельности.

Скрининг состояния функции мышления проводится с использованием нейропсихологических тестов, которые позволяют выявить нарушенные и сохраненные звенья. Нейропсихометрические шкалы дают возможность выполнить качественную и количественную оценку функции мышления, установить тяжесть нарушений, проследить за динамикой в ходе коррекционной работы. Современные методы клинико-психологической и нейропсихологической диагностики позволяют оценить компенсаторные возможности мозга путем выявления сохраненных структур, принимающих участие в познавательной деятельности.

Расстройства мышления разделяют на несколько групп в зависимости от формы нарушений ассоциативного процесса. Выделяют нарушения темпа, подвижности, стройности, целенаправленности мышления.

Цели психологической реабилитации больных: поддержать на существующем уровне мыслительные способности, восстановить исходный уровень когнитивных способностей, минимизировать степень выраженности дефектов, обучить новым навыкам и способам выполнения задач, тренировать навыки обобщения, сравнения, категоризации, содействовать формированию логичных объективных суждений.

Для улучшения функции мышления психолог составляет индивидуальный план тренировок, подразумевающий выполнение больным серии специальных упражнений. Тренировки следует проводить ежедневно, постепенно увеличивая время занятий и усложняя трудность заданий. Следует помнить, что восстановление мыслительной функции – трудоемкий и длительный процесс. Нередко требуется годы, чтобы возвратить больному исходный когнитивный потенциал.

Нарушения памяти

Память – способность человека к запечатлению, фиксации (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) сведений, полученных от органов чувств и переработанных посредством мышления.Лица, пострадавшие от инсульта, часто сталкиваются с проблемами с памятью, которые существенно осложняют их повседневную жизнь.

Вид нарушений памяти и их проявление многообразно. Сбой в мнестической функции зависит от ряда факторов, среди которых: место и размер патологического очага, степень тяжести ОНМК, возраст пациента, предыдущее состояние здоровья, наличие и отсутствие проблем в памяти до инсульта.

В зависимости от локализации патологического очага больной может столкнуться с расстройствами ниже перечисленных видов памяти:

  • образный спектр: вербальный (словесный), визуальный (зрительный), вкусовой, обонятельный, осязательный;
  • двигательный (моторный) спектр;
  • идеаторный (словесно-логический) спектр.

Симптомы расстройств памяти после инсульта включают:

  • проблемы с кратковременной и оперативной памятью – ухудшение способности фиксировать и удерживать в актуальном поле сознания текущие события;
  • нарушения долговременной памяти.

Больной указывает на забывчивость. Он может заблудиться в знакомых местах. Ему сложно следовать полученным инструкциям. Пациент после инсульта путается в финансовых операциях, не может совершать денежные транзакции. Больному трудно вспомнить порядок действий для выполнения стандартных бытовых действий. Распространенное последствие инсульта – выпадение из памяти словесной информации: человек узнает и помнит своих родственников и приятелей, но не может вспомнить их имена. Или же он знает предназначение вещей и предметов, но не способен дать им словесные названия. Нередко наблюдается и противоположное явление, когда пациент не узнает близких и окружающие предметы. Нарушения в кратковременной памяти характеризуются невозможностью запомнить новую информацию.

Расстройства памяти могут быть прямым последствием инсульта. Однако чаще нарушения мнестической функции присутствуют до ОНМК и обостряются после болезненного эпизода.

Часто виновниками прогрессирующих патологий памяти выступают:

  • бесконтрольный прием некоторых лекарственных препаратов;
  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • наркотическая зависимость;
  • регулярное недосыпание;
  • соблюдение диет;
  • депрессивный статус.

Восстановление функций памяти – комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий, направленные на решение имеющихся у больного проблем. Для устранения забывчивости после инсульта важно проявлять терпение и ежедневно выполнять специальные упражнения. Невзирая на возможности современной медицины, не всегда удается восстановить функции памяти в полном объеме. Однако при усердной и продолжительной тренировке возможно добиться значительных улучшений.

нарушение памяти после инсульта

Нарушения внимания

Проблемы со вниманием очень распространены после инсульта, особенно в острую фазу – в первые несколько недель. У больного больший риск возникновения трудностей с концентрацией внимания, если инсульт затронул отделы правой стороны головного мозга.

Способность сосредоточить и удерживать внимание является ключевой частью для выполнения многих других задачи, выполняемых мозгом. Например, пациенту нужно уметь концентрироваться на словах врача, для того чтобы запомнить инструкции. Следовательно, если человеку трудно сосредоточиться, у него, вероятно, возникнут проблемы с памятью. Точно так же, больному может быть трудно решить, на что именно следует обратить внимание, а какие аспекты необходимо игнорировать. Это означает, что субъект будет часто отвлекается на несущественные стимулы.

После инсульта у больного может ухудшиться способность выполнения многокомпонентных задач. Такие дела, как покупка продуктов питания, которые многие из нас принимают как легкую задачу, на самом деле связаны с одновременным выполнением многих психических актов (например, ходьба по магазину, чтение ценников, принятие решения, проведение оплаты).Сложность с концентрацией внимания влияет на повседневную деятельность, такую ​​как гигиенические процедуры и одевание, профессиональные обязанности и хобби.

Другие последствия инсульта также отягощают нарушения внимания. Например, если человек испытывает мучительный болевой синдром, он чувствует себя истощенным и отвлеченным. Если он ощущает усталость, беспокойство, охвачен депрессией, ему трудно сосредоточиться на выполняемом деле.

Благодаря пластичности структур мозга грамотно выполненные реабилитационные мероприятия способны улучшить способность человека к концентрации и удержанию внимания.

Нарушения восприятия

Восприятие означает осмысление явлений окружающего мира. Головной мозг получает информацию от каждого из пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чтобы человек смог воспринять получаемые сигналы, мозг должен организовать процесс сбора, сортировки и переработки информации.

Инсульт может повлиять на любую часть этого процесса – от сбора сигналов, в первую очередь, до интерпретации этой информации или доступа к воспоминаниям об этом явлении. Например, если у больного пострадало зрение, он может не увидеть свой дом, а если пострадало восприятие, то он не признает, что это его жилище. Нарушение различных видов восприятия именуется агнозия. Обычно агнозия затрагивает только одно из чувств. Например, если пациенту показали чашку, он может не знать, что это за предмет. Тем не менее, когда чашка будет находиться в его руке, он сразу опознает этот предмет. Такой феномен носит название визуальная агнозия.

После инсульта больной также может иметь проблемы с распознаванием определенных типов вещей и явлений. Например, он может отрицать, что у него слабость в одной ноге. Это называется анозогнозия.

Головной мозг также может иметь проблемы с обработкой информации, поступающей от тела.Если инсульт вызвал потерю движения в одной руке или ноге, пациенту может показаться, что эти конечности не являются частью его тела. Пренебрежение частей собственного тела приводит к искажению реакций на сигналы окружающей среды. Например, если больной «отказывается» от левой стороны, он может при ходьбе натолкнуться на предметы, расположенные слева.

Заключение

Когнитивные расстройства – частое последствие инсульта. Для восстановления высших психических функций требуется длительная последовательная реабилитационная работа. Получить консультацию опытных специалистов и пройти реабилитацию по индивидуальной программе можно в содружестве реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского.

неврологическая реабилитация

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà èíñóëüòà: âèäû, ãðóïïû ðèñêà, ñèìïòîìû è äèàãíîñòèêà. Îñîáåííîñòè ïðîèñõîæäåíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, èõ ñòðîåíèÿ, ìåõàíèçìà ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è ïîâðåæäåíèÿ âñëåäñòâèå èíñóëüòà. Ïðèíöèïû âîññòàíîâëåíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ìåäèàëüíàÿ ïîâåðõíîñòü âèñî÷íûõ äîëåé ìîçãà ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû, âêëþ÷åííîé â ïðîöåññû ïàìÿòè è îáåñïå÷èâàþùåé àêòèâàöèîííûå êîìïîíåíòû ðàáîòû ìîçãà.

Ïîðàæåíèå ñèììåòðè÷íûõ îòäåëîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà ïðèâîäèò ê íàðóøåíèÿì ïàìÿòè íà íåðå÷åâûå è ìóçûêàëüíûå çâóêè, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â òðóäíîñòÿõ çàïîìèíàíèÿ ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð ïðè óâåëè÷åíèè îáúåìà ñîäåðæàùèõñÿ â íèõ ýëåìåíòîâ è êîëè÷åñòâà ãðóïïèðîâîê, à òàêæå – â íåâîçìîæíîñòè âîñïðîèçâåäåíèÿ çàäàííîé ìåëîäèè. Âìåñòå ñ òåì ñòðàäàþò è ïðîöåññû, ñâÿçàííûå ñ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòüþ: âîñïðèÿòèå èíòîíàöèîííûõ êîìïîíåíòîâ, îïðåäåëåíèå ïðèíàäëåæíîñòè ãîëîñà ëèöó îïðåäåëåííîãî ïîëà è âîçðàñòà. Íàðóøàåòñÿ âîçìîæíîñòü èíäèâèäóàëüíîé èäåíòèôèêàöèè ãîëîñîâ [17].

Íàðóøåíèÿ ïàìÿòè ïðè ïîðàæåíèè ìåäèàëüíûõ îòäåëîâ âèñî÷íîé îáëàñòè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè. Îíè èìåþò ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèé õàðàêòåð, ïðîòåêàþò ïî òèïó àíòåðîãðàäíîé àìíåçèè (ïàìÿòü íà ïðîøëîå îñòàåòñÿ îòíîñèòåëüíî èíòàêòíîé), ñî÷åòàþòñÿ ñ íàðóøåíèÿìè îðèåíòèðîâêè âî âðåìåíè è ìåñòå.  çíà÷èòåëüíîì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îíè ñõîäíû ñ îïèñàííûìè Ñ.Ñ. Êîðñàêîâûì è îáîçíà÷àþòñÿ êàê àìíåñòè÷åñêèé (èëè êîðñàêîâñêèé) ñèíäðîì. Áîëüíûå îñîçíàþò ñâîé äåôåêò è ñòðåìÿòñÿ êîìïåíñèðîâàòü åãî ïóòåì àêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ ñèñòåìû çàïèñåé.

Êëèíèêî-ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå (Êîðñàêîâà Í.Ê., Ìîñêîâè÷þòå Ë.È., 1987ã.) ñòðóêòóðû è ìåõàíèçìîâ àìíåñòè÷åñêîãî ñèíäðîìà ïðè äàííîé ëîêàëèçàöèè ïîêàçûâàåò, ÷òî îáúåì íåïîñðåäñòâåííîãî çàïîìèíàíèÿ ó ýòèõ áîëüíûõ ñîîòâåòñòâóåò íèæíåé ãðàíèöå íîðìû è ñîñòàâëÿåò 5-6 ýëåìåíòîâ, ïðè çàó÷èâàíèè èõ ÷èñëî ìîæåò âîçðàñòè. Êðèâàÿ çàó÷èâàíèÿ 10 ñëîâ èìååò âèäèìóþ òåíäåíöèþ ê ïîäúåìó, õîòÿ ïðîöåññ çàó÷èâàíèÿ ðàñòÿíóò âî âðåìåíè è óðîâåíü äîñòèæåíèé ìîæåò êîëåáàòüñÿ. Áîëüíûì äîñòóïíî óäåðæàíèå ñåðèè èç 4-5 ýëåìåíòîâ â òå÷åíèå ïóñòîé ïàóçû, ðàâíîé 2 ìèíóòàì. Áîëüíûå ñî âðåìåíåì íà÷èíàþò óçíàâàòü ëå÷àùåãî âðà÷à, çàïîìèíàþò ïåðåíåñåííûå èìè ïðîöåäóðû èëè îáñëåäîâàíèÿ. Ýòè ôàêòû ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ïðîöåññ ôèêñàöèè èíôîðìàöèè â ïàìÿòè îòíîñèòåëüíî ñîõðàíåí. Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì îáíàðóæèâàþòñÿ îò÷åòëèâûå òðóäíîñòè âîñïðîèçâåäåíèÿ òåêóùèõ ñîáûòèé è ýêñïåðèìåíòàëüíîãî ìàòåðèàëà, êîòîðûå ëåãêî îáúåêòèâèðóþòñÿ ïðè ââåäåíèè ìåæäó çàïîìèíàíèåì è âîñïðîèçâåäåíèåì èíòåðôåðèðóþùåé çàäà÷è, îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå êîòîðîé çàâèñèò îò åå ñîäåðæàíèÿ. Íàïðèìåð, ïðè çàïîìèíàíèè ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ñëîâ ïîñëå åå íåïîñðåäñòâåííîãî âîñïðîèçâåäåíèÿ ìîæíî çàäàòü áîëüíîìó íåñêîëüêî àðèôìåòè÷åñêèõ ïðèìåðîâ (ãåòåðîãåííàÿ èíòåðôåðåíöèÿ), íàçâàòü íåñêîëüêî ñëîâ íà áóêâó “ê” (ãîìîãåííàÿ èíòåðôåðåíöèÿ ïî ñõîäñòâó âåðáàëüíîãî ñîäåðæàíèÿ çàó÷èâàåìîãî ìàòåðèàëà è èíòåðôåðèðóþùåé äåÿòåëüíîñòè). Íàêîíåö, ïîñëå çàïîìèíàíèÿ îäíîé ñåðèè ñëîâ ïðåäëàãàåòñÿ çàïîìíèòü àíàëîãè÷íóþ âòîðóþ ñåðèþ (ãîìîãåííàÿ èíòåðôåðåíöèÿ, ñõîäíàÿ ñ ïåðâè÷íûì çàïîìèíàíèåì è ïî ñîäåðæàíèþ è ïî ìíåñòè÷åñêîé çàäà÷å). Âî âñåõ ñëó÷àÿõ ïîñëå èíòåðôåðèðóþùåé äåÿòåëüíîñòè âîñïðîèçâåäåíèå îêàæåòñÿ äåôèöèòàðíûì, ïðè÷åì çàáûâàíèå áóäåò òåì áîëåå ãëóáîêèì, ÷åì áîëåå ãîìîãåííà ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ è çàäà÷å èíòåðôåðèðóþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðåäøåñòâóþùåìó çàïîìèíàíèþ.

Èíòåðôåðèðóþùàÿ äåÿòåëüíîñòü, îñóùåñòâëÿåìàÿ â èíòåðâàëå îòñðî÷êè ìåæäó çàïîìèíàíèåì è âîñïðîèçâåäåíèåì, îêàçûâàåò òîðìîçÿùåå, áëîêèðóþùåå âëèÿíèå íà àêòóàëèçàöèþ òîëüêî ÷òî çàïîìèíàâøåãîñÿ ìàòåðèàëà [17]. Êëèíè÷åñêèå è ýêñïåðèìåíòàëüíûå äàííûå ïîçâîëÿþò ãîâîðèòü îá îñíîâíîì ìåõàíèçìå ôîðìèðîâàíèÿ àìíåñòè÷åñêîãî ñèíäðîìà ïðè ïîðàæåíèè ìåäèàëüíûõ îòäåëîâ âèñî÷íûõ ñèñòåì ìîçãà – ïàòîëîãè÷åñêîé òîðìîçèìîñòè ñëåäîâ èíòåðôåðèðóþùèìè âîçäåéñòâèÿìè, ò.å. ðàññìàòðèâàòü íàðóøåíèÿ ïàìÿòè â ñâÿçè ñ èçìåíåíèÿìè íåéðîäèíàìè÷åñêèõ ïàðàìåòðîâ äåÿòåëüíîñòè ìîçãà â ñòîðîíó ïðåîáëàäàíèÿ òîðìîçíûõ ïðîöåññîâ (Çàõàðîâ Â.Â., ßõíî Í.Í., 2003ã.).

Õàðàêòåðíî, ÷òî ïðè ïîðàæåíèè ýòîãî óðîâíÿ íàðóøåíèÿ ïàìÿòè âûñòóïàþò â “÷èñòîé” ôîðìå áåç ïðèâëå÷åíèÿ â ïðîäóêò âîñïðîèçâåäåíèÿ ïîáî÷íûõ ýëåìåíòîâ. Áîëüíîé ëèáî íàçûâàåò íåñêîëüêî äîñòóïíûõ àêòóàëèçàöèè ñëîâ, îòìå÷àÿ, ÷òî îñòàëüíûå îí çàáûë, ëèáî ãîâîðèò, ÷òî çàáûë âñå, ëèáî àìíåçèðóåò ñàì ôàêò çàïîìèíàíèÿ, ïðåäøåñòâóþùåãî èíòåðôåðåíöèè. Ýòà îñîáåííîñòü ñâèäåòåëüñòâóåò î ñîõðàííîñòè êîíòðîëÿ çà äåÿòåëüíîñòüþ âîñïðîèçâåäåíèÿ. Ïîìèìî ïðèçíàêà ìîäàëüíîé íåñïåöèôè÷íîñòè îïèñûâàåìûå íàðóøåíèÿ ïàìÿòè õàðàêòåðèçóþòñÿ òåì, ÷òî îíè “çàõâàòûâàþò” ðàçëè÷íûå óðîâíè ñìûñëîâîé îðãàíèçàöèè ìàòåðèàëà (ñåðèè ýëåìåíòîâ, ôðàçû, ðàññêàçû), õîòÿ ñìûñëîâûå êîíñòðóêöèè çàïîìèíàþòñÿ íåñêîëüêî ëó÷øå è ìîãóò âîñïðîèçâîäèòüñÿ ñ ïîìîùüþ ïîäñêàçîê.  ðÿäå ñëó÷àåâ ðàññêàç ìîæåò âîñïðîèçâîäèòüñÿ ëó÷øå, ÷åì ñåðèè ñëîâ èëè ôðàçà, îñîáåííî, åñëè áîëüíîé õîðîøî ïîíÿë åãî ñìûñë (ñð. ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè) [17].

Òàêèì îáðàçîì, êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûì èñõîäîì èøåìè÷åñêîãî èíñóëüòà (ÈÈ). Êàê ïîêàçûâàþò ïðîâåäåííûå èññëåäîâàíèÿ, îíè óñèëèâàþò ñòåïåíü èíâàëèäèçàöèè áîëüíûõ, çíà÷èòåëüíî çàòðóäíÿþò ïðîöåññ ðåàáèëèòàöèè ïàöèåíòîâ (ßõíî Í.Í., Çàõàðîâ Â.Í. Âèëåíñêèé Á.Ñ., Ñåìåíîâà Ã.Ì., 2000-2008ãã.). Êîãíèòèâíûå ðàññòðîéñòâà âîçíèêàþò ïîñëå âñåõ ïîäòèïîâ ÈÈ, íî îñîáåííî ÷àñòî ïîñëå ëàêóíàðíîãî èíñóëüòà (Boiten J., Lodder J.,1991. Bowler J.V., 2004). Ñîïîñòàâèòåëüíûé àíàëèç ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ ÈÈ ñ êîãíèòèâíûìè íàðóøåíèÿìè ïîêàçàë, ÷òî ïîñëåäíèå ÷àùå ðàçâèâàþòñÿ ó ïàöèåíòîâ ñ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèé, ôèáðèëëÿöèåé ïðåäñåðäèé è ñàõàðíûì äèàáåòîì (Patel M., Coshall C., Rudd A., Wolfe C. , 2001. Sacco R.L.,1997).

2.4 Ïðèíöèïû âîññòàíîâëåíèÿâûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèéïîñëå èíñóëüòà

Âîññòàíîâëåíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé – ðàçäåë íåéðîïñèõîëîãèè, ïîñâÿùåííûé èçó÷åíèþ ìåõàíèçìîâ è ìåòîäîâ âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ïñèõè÷åñêèõ âûñøèõ, íàðóøåííûõ âñëåäñòâèå ëîêàëüíûõ ïîðàæåíèé ãîëîâíîãî ìîçãà.

Êàê óæå îòìå÷àëîñü âûøå, ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé – ñëîæíûå ôóíêöèîíàëüíûå ñèñòåìû, âêëþ÷àþùèå áîëüøîå ÷èñëî àôôåðåíòíûõ è ýôôåðåíòíûõ çâåíüåâ. ×àñòü çâåíüåâ ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû æåñòêî çàêðåïëåíà çà îïðåäåëåííûìè ìîçãîâûìè ñòðóêòóðàìè, îñòàëüíûå – âûñîêî ïëàñòè÷íû è ìîãóò çàìåíÿòü äðóã äðóãà, ÷òî è ëåæèò â îñíîâå ìåõàíèçìà ïåðåñòðîéêè ñèñòåìû ôóíêöèîíàëüíîé â öåëîì. Èòàê, êàæäàÿ èç ôóíêöèé ïñèõè÷åñêèõ âûñøèõ ñâÿçàíà ñ ðàáîòîé íå îäíîãî «ìîçãîâîãî öåíòðà» è íå âñåãî ìîçãà ãîëîâíîãî êàê öåëîãî, à ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ñèñòåìíîé äåÿòåëüíîñòè ìîçãà, ãäå ðàçëè÷íûå ìîçãîâûå ñòðóêòóðû ó÷àñòâóþò äèôôåðåíöèðîâàííî.

Íà áàçå ïðåäñòàâëåíèé îá îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêîé ïðèðîäå ôîðìèðîâàíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è èõ ñèñòåìíîé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé îðãàíèçàöèè áûëî âûäâèíóòî ïîëîæåíèå î âîçìîæíîñòè âîññòàíîâëåíèÿ ïîñòðàäàâøèõ ôóíêöèé ïñèõè÷åñêèõ çà ñ÷åò ïåðåñòðîéêè ñèñòåì ôóíêöèîíàëüíûõ, îáåñïå÷èâàþùèõ ðåàëèçàöèþ ôóíêöèé ïñèõè÷åñêèõ.  ðàáîòàõ A. P. Ëóðèÿ è åãî ó÷åíèêîâ áûëè ðàñêðûòû òàêèå ìåõàíèçìû èõ âîññòàíîâëåíèÿ:

1) ïåðåâîä ïðîöåññà íà âûñøèé, îñîçíàííûé óðîâåíü;

2) çàìåíà âûïàâøåãî çâåíà ñèñòåìû ôóíêöèîíàëüíîé íîâûì.

Òàêæå áûë ñôîðìóëèðîâàí ðÿä ïðèíöèïîâ îáó÷åíèÿ âîññòàíîâèòåëüíîãî:

1) íåéðîïñèõîëîãè÷åñêàÿ êâàëèôèêàöèÿ äåôåêòà;

2) îïîðà íà ñîõðàííûå ôîðìû äåÿòåëüíîñòè;

3) âíåøíåå ïðîãðàììèðîâàíèå âîññòàíàâëèâàåìîé ôóíêöèè [6].

 íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàåòñÿ èñïîëüçîâàíèþ ðàçëè÷íûõ ìåòîäîâ ïðîôèëàêòèêè èíñóëüòà, à òàêæå àêòèâíîé òåðàïèè â ïåðâûå ÷àñû îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ ñ öåëüþ îãðàíè÷èòü îáúåì ïîðàæåííîé òêàíè. Îäíàêî ïî çàâåðøåíèþ ïåðâûõ ÷àñîâ îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ ôîðìèðóåòñÿ çîíà ïîðàæåííîé òêàíè, êëèíè÷åñêèì âûðàæåíèåì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ î÷àãîâûé íåâðîëîãè÷åñêèé äåôåêò, íåðåäêî âåñüìà âûðàæåííûé.  ðÿäå ñëó÷àåâ âîññòàíîâëåíèå ïîñëå ïåðåíåñåííîãî èíñóëüòà íàñòóïàåò ñïîíòàííî [9].

Cðåäè ìåõàíèçìîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ âîññòàíîâëåíèå ïîñëå èíñóëüòà, íàèáîëåå ðàííèé ñâÿçàí ñ ðåãðåññîì ëîêàëüíûõ ïîâðåæäàþùèõ ôàêòîðîâ (èñ÷åçíîâåíèå ëîêàëüíîãî îòåêà ãîëîâíîãî ìîçãà, ðåçîðáöèÿ îáðàçîâàâøèõñÿ â ðåçóëüòàòå èøåìèè è íåêðîçà òîêñèíîâ, óëó÷øåíèå êðîâîòîêà â çîíå èíôàðêòà, âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ÷àñòè÷íî ïîâðåæäåííûõ íåéðîíîâ). Ïàðàëëåëüíî ñ ýòèìè ïðîöåññàìè èëè íåñêîëüêî ïîçæå âîçíèêàþò êîìïåíñàòîðíûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ íåéðîïëàñòè÷íîñòüþ – êîëëàòåðàëüíûé ñïðàóòèíã ñ îáðàçîâàíèåì íîâûõ ñèíàïòè÷åñêèõ ñâÿçåé, âîâëå÷åíèå ðàíåå íå ó÷àñòâóþùèõ â îñóùåñòâëåíèè íàðóøåííîé ôóíêöèè ñòðóêòóð ãîëîâíîãî ìîçãà, à òàêæå ðàçðåøåíèå èçìåíåíèé, ñâÿçàííûõ ñ äèàøèçîì. Ïîä äèàøèçîì ïîíèìàåòñÿ òðàíñèíàïòè÷åñêàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ äåàêòèâàöèÿ, âîçíèêàþùàÿ íà ðàññòîÿíèè îò î÷àãà ïîðàæåíèÿ âñëåäñòâèå íåïîñðåäñòâåííîãî ïîâðåæäåíèÿ ïóòåé èëè íàðóøåíèÿ ìîäóëèðóþùåãî âëèÿíèÿ ðàçëè÷íûõ íåéðîòðàíñìèòòåðíûõ ñèñòåì (ñåðîòîíèíåðãè÷åñêîé, äîïàìèíåðãè÷åñêîé è äð.). Ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî â ðÿäå ñëó÷àåâ ñïðàóòèíã è êîëëàòåðàëüíûé ñèíàïòîãåíåç ÿâëÿþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûìè ôàêòîðàìè, ïîñêîëüêó èìåííî ñ ýòèìè ïðîöåññàìè ñâÿçûâàþò ôîðìèðîâàíèå ñïàñòè÷íîñòè, íàðóøåíèé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèïàäêîâ [21].

Ýêñïåðèìåíòàëüíûå äàííûå (Áàëóíîâ Î.À., Êóøíèðåíêî ß.Í., 2000 ã., Âèëåíñêèé Á.Ñ., 1999 ã., Èçìàéëîâ È.À., 2008 ã., Ìèùåíêî Ò.Ñ., Øåñòîïàëîâà Ë.Ô., 2007 ã., Ñóñëèíà Ç. À., Âåðåùàãèí Í. Â., Ïèðàäîâ Ì. À., 2000 ã.) ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî íà ïðîöåññû ïëàñòè÷íîñòè ìîæíî âëèÿòü êàê ïðè ïîìîùè ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, òàê è èñïîëüçóÿ ñïåöèàëüíûå ðåàáèëèòàöèîííûå ïðîãðàììû, îñíîâàííûå íà ïîñòîÿííîé äâèãàòåëüíîé ñòèìóëÿöèè.

Çàêëþ÷åíèå

Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì ïðåäñòàâëåíèÿì, âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè ÿâëÿþòñÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìîé ñî ñëîæíûì èåðàðõè÷åñêèì ñòðîåíèåì: îíè óñëîâíîðåôëåêòîðíû ïî ñâîåìó ìåõàíèçìó, èìåþò îáùåñòâåííî èñòîðè÷åñêîå ïðîèñõîæäåíèå è ðàçâèâàþòñÿ ó êàæäîãî èíäèâèäóóìà ïîñëå ðîæäåíèÿ è òîëüêî â ñîöèàëüíîé ñðåäå ïîä âîçäåéñòâèåì êóëüòóðû äàííîãî îáùåñòâà, â òîì ÷èñëå ÿçûêîâîé.

Çàäà÷è íåâðîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêè êîíöà XX – íà÷àëà XXI âåêà òðåáóþò áîëåå âûñîêîé òî÷íîñòè òîïè÷åñêîé äèàãíîñòèêè è áîëåå ãëóáîêîãî ïîíèìàíèÿ ïàòîãåíåçà ðàññòðîéñòâ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðè î÷àãîâûõ ïîðàæåíèÿõ ìîçãà.

Ñîãëàñíî èññëåäîâàíèÿì, ó ïàöèåíòîâ, òîëüêî ÷òî ïåðåíåñøèõ èíñóëüò ìîçãà, óæå ñ ïåðâûõ ìèíóò â çîíå èíñóëüòà ñíèæåí ìîçãîâîé êðîâîòîê. Ñíèæåíèå íà 20% ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ôóíêöèé ìîçãà, à ñâûøå ýòîé öèôðû èçìåíåíèÿ ìîãóò îêàçàòüñÿ íåîáðàòèìûìè. Âñëåä çà ýòèì èäåò ðàçðóøåíèå ÂÏÔ.

Ïðè íàðóøåíèÿõ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé íàáëþäàåòñÿ òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàåòñÿ ê ïðèìèòèâíîé íåðàçäåëüíîñòè ñåíñîðíîé è ìîòîðíîé ñôåð: íåïîñðåäñòâåííîå ìîòîðíîå ïðîÿâëåíèå èìïóëüñîâ ñ íåâîçìîæíîñòüþ çàäåðæàòü ñâîå äåéñòâèå è îáðàçîâàòü îòñðî÷åííîå âî âðåìåíè íàìåðåíèå, íåóìåíèå òðàíñôîðìèðîâàòü ñ ïîìîùüþ ïåðåìåùåíèÿ âíèìàíèÿ ðàç âîçíèêøèé îáðàç, ïîëíàÿ íåñïîñîáíîñòü â ðàññóæäåíèè è äåéñòâèè îòâëå÷üñÿ îò îñìûñëåííûõ è ïðèâû÷íûõ ñòðóêòóð; âîçâðàùåíèå ê ïðèìèòèâíûì ôîðìàì îòîáðàæàþùåãî ïîäðàæàíèÿ -âîò òå ãëóáî÷àéøèå ïîñëåäñòâèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì âûñøèõ ñèìâîëè÷åñêèõ ñèñòåì.

Èññëåäîâàíèÿ íàðóøåíèé ÂÏÔ ïîêàçûâàþò ñ èñêëþ÷èòåëüíîé óáåäèòåëüíîñòüþ, ÷òî âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè íå ñóùåñòâóþò ïðîñòî ðÿäîì ñ íèçøèìè èëè íàä íèìè.  äåéñòâèòåëüíîñòè âûñøèå ôóíêöèè íàñòîëüêî ïðîíèêàþò â íèçøèå è íàñòîëüêî ðåôîðìèðóþò âñå, äàæå íàèáîëåå ãëóáîêèå ñëîè ïîâåäåíèÿ, ÷òî èõ ðàñïàä, ñâÿçàííûé ñ îòñëîåíèåì íèçøèõ ïðîöåññîâ â èõ ýëåìåíòàðíûõ ôîðìàõ, â êîðíå ìåíÿåò âñþ ñòðóêòóðó ïîâåäåíèÿ, îòêèäûâàÿ åãî ê íàèáîëåå ïðèìèòèâíîìó, «ïàëåîïñèõîëîãè÷åñêî-ìó» òèïó äåÿòåëüíîñòè.

Ëèòåðàòóðà

1. Áàëóíîâ Î.À., Êóøíèðåíêî ß.Í. Äèíàìèêà ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíñóëüò // Æóðíàë íåâðîëîãèè è ïñèõèàòðèè, ¹ 6, 2000. ñòð.8-17

2. Âèëåíñêèé Á.Ñ. Èíñóëüò: ïðîôèëàêòèêà, äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå. – ÑÏá., 1999.

3. Âèëåíñêèé Á.Ñ., Ñåìåíîâà Ã.Ì. Ïðè÷èíà ñìåðòè âñëåäñòâèå èíñóëüòà è âîçìîæíûå ìåðû äëÿ ñíèæåíèÿ ëåòàëüíîñòè (êëèíèêî-ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå) // Íåâðîë. æóðíàë. – 2000. – Ò. 5, ¹ 4.

4. Âîðëîó ×.Ï., Äåííèñ Ì.Ñ., Ãåéí Æ. è äð. Èíñóëüò. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ âåäåíèÿ áîëüíûõ. — ÑÏá.: Ïîëèòåõíèêà, 1998.

5. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé:  6-òè òîìàõ. Ò.6. Íàó÷íîå íàñëåäñòâî/Ïîä ðåä. Ì. Ã. ßðîøåâñêîãî. – Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1984.

6. Ãîëîâèí Ñ. Þ. Ñëîâàðü ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà // www.koob.ru

7. Ãóñåâ Å.È., Áóðä Ã.Ñ., Êîíîâàëîâ À.Í. Íåâðîëîãèÿ è íåéðîõèðóðãèÿ. – Ìåäèöèíà; 2000.

8. Ãóñåâ Å.È., Ñêâîðöîâà Â.È. Ñîâðåìåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ëå÷åíèè îñòðîãî öåðåáðàëüíîãî èíñóëüòà // Consilium Medicum, Òîì 2, ¹2, 2000.

9. Äàìóëèí È.Â. Ïîñòèíñóëüòíûå äâèãàòåëüíûå ðàññòðîéñòâà // Âåñòíèê íåâðîëîãèè è ïñèõèàòðèè «Íåéðîí», 2003.

10. Äîó Ëèíäñåé. Òðàíçèòîðíîå íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ è íåòÿæåëûå èíñóëüòû: ãëàâíîå – ïðîôèëàêòèêà. // Ëå÷àùèé âðà÷ // https://www.osp.ru

11. Çàõàðîâ Â.Â., ßõíî Í.Í. Íàðóøåíèÿ ïàìÿòè. – Ìîñêâà: ÃåîòàðÌåä, 2003.

12. Èçìàéëîâ È.À. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëèíè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà, äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå îñòðûõ íàðóøåíèé ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. // Ðóññêèé Ìåäèöèíñêèé Æóðíàë // https://www.rmj.ru

13. Êèÿùåíêî Í.Ê., Ìîñêîâè÷þòå Ë.È., Ñèìåðíèöêàÿ Ý.Ã., Ôàëëåð Ò.Î., Ôèëèïïû÷åâà Í.À. Ìîçã è ïàìÿòü. – Ì., 1975.

14. Êëàöêè Ð. Ïàìÿòü ÷åëîâåêà: ñòðóêòóðû è ïðîöåññû. – Ì: Ìèð., 1978.

15. Êëèíè÷åñêàÿ íåâðîëîãèÿ ñ îñíîâàìè ìåäèêî-ñîöèàëüíîé ýêñïåðòèçû. – ÑÏá.: ÎÎÎ “Ìåäëàéí-Ìåäèà”, 2006.

16. Êîëëèíç Ð.Ä. Äèàãíîñòèêà íåðâíûõ áîëåçíåé. – «Ìåäèöèíà», 1986.

17. Êîðñàêîâà Í.Ê., Ìîñêâè÷þòå Ë.È. Ïîäêîðêîâûå ñòðóêòóðû ìîçãà è ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû. – Ì: èçä-âî ÌÃÓ., 1985.

18. Êîðñàêîâà Í.Ê., Ìîñêîâè÷þòå Ë.È.. Êëèíè÷åñêàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ. – Ì., ÌÃÓ, 1988.

19. Ëóðèÿ À.Ð. Íåéðîïñèõîëîãèÿ ïàìÿòè. Ò. 1. – Ì., 1974.

20. Ëóðèÿ À.Ð. Ïîðàæåíèÿ ìîçãà è ìîçãîâàÿ ëîêàëèçàöèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé / Ýòàïû ïðîéäåííîãî ïóòè: Íàó÷íàÿ àâòîáèîãðàôèÿ. – Ì.: Èçä-âî Ìîñê. óí-òà, 1982.

21. Ìèùåíêî Ò.Ñ., Øåñòîïàëîâà Ë.Ô., Ìèùåíêî Â.Í. Êîãíèòèâíûå è àôôåêòèâíûå íàðóøåíèÿ ó ïîñòèíñóëüòíûõ áîëüíûõ è âîçìîæíîñòè èõ êîððåêöèè // Îðèãèíàëüíûå èññëåäîâàíèÿ Original Researches, ¹2(12), 2007.

22. Ñóñëèíà Ç. À., Âåðåùàãèí Í. Â., Ïèðàäîâ Ì. À. Ïîäòèïû èøåìè÷åñêèõ íàðóøåíèé ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ: äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå // Consilium Medicum, Òîì 3, ¹ 5, 2000.

23. Óðóñìàìáåòîâ Ø.Í. Êëèíè÷åñêèå îñîáåííîñòè íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â ñèñòåìå çàäíåé ìîçãîâîé àðòåðèè // https://www.medlinks.ru

24. Õîìñêàÿ Å.Ä. Íåéðîïñèõîëîãèÿ. – Ì., 1987.

25. ßõíî Í.Í., Çàõàðîâ Â.Â. Íàðóøåíèå ïàìÿòè â íåâðîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå. //Íåâðîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – 1997. – Ò.4.

26. ßõíî Í.Í., Çàõàðîâ Â.Í. Ëåãêèå êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ â ïîæèëîì âîçðàñòå // Íåâðîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – 2004. – ¹ 1.

27. Boiten J., Lodder J. Lacunar infarcts // Stroke. – 1991. – V. 22, ¹ 8.

28. Bowler J.V. Vascular cognitive impairment // Stroke. – 2004. -V. 35.

29. Patel M., Coshall C., Rudd A., Wolfe C. Natural history of cognitive impairment after stroke and factors associated with its recovery // Cerebrovasc. Dis. – 2001. -V. 1 (Suppl. 4).

30. Sacco R.L. Risk factors, outcomes, and stroke subtypes for ischemic stroke // Neurology. – 1997. – V. 49.

Источник