Нарушение речи после инсульта курсовая

Группа предметов

Гуманитарные

Предмет

Логопедия

Тема/вариант работыКурсовая Особенности речевых нарушений после инсульта при разных формах афазии
Кол-во источников:24
Кол-во страниц:39
Тип работы:Курсовая работа, 2014 г.
Цена работы600 руб

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования речевых нарушений после инсульта при разных формах афазии

1.1. Характеристика разных форм афазии

1.2. Характеристика речевых и неречевых расстройств после инсульта

1.3. Особенности нарушений речи при разных формах афазии

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение нарушений речи у пациентов после инсульта

2.1. Методики обследования импрессивной речи

2.2. Методики обследования экспрессивной речи

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение

Цереброваскулярные заболевания, в частности инсульт, занимают первое место среди причин инвалидности. Правильная реабилитация пациентов после перенесенного инсульта подразумевает коррекцию моторных и когнитивных нарушений. Нарушения речевой функции по типу афазий являются наиболее частым последствием инсульта.

Согласно данным Н.В. Шахпароновой с соавторами, летальность в остром периоде инсульта в России достигает 35%, уменьшаясь на 12-15% к концу первого года после перенесенного инсульта [21, с. 22].

Постинсультная инвалидность занимает первое место среди всех причин инвалидизации и составляет 3,2 на 10000 населения. К труду возвращается 20% лиц, перенесших инсульт, притом, что одна треп, заболевших инсультом – люди трудоспособного возраста. Среди выживших больных у 50% наступает повторный инсульт в последующие 5 лет жизни.

Инсульт нередко оставляет после себя тяжелые последствия в виде двигательных, речевых расстройств, нарушений высших корковых функции, что значительно инвалидизирует больных.

По данным Регистра НИИ неврологии РАМН, к концу острого периода инсульта афазия наблюдается у 35,9% больных, дизартрия у 13,4% больных [21, с. 23]. По другим данным афазии встречаются в 25-35% наблюдений после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения и в значительной мере ухудшают качество жизни, как самих пациентов, так и их близких [10, с. 266].

Наиболее частыми последствиями инсульта (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции [6, с. 3]. Они проявляются в форме афазий и дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), гемипарезами и психическими расстройствами. Последние связаны либо непосредственно с очаговой или общемозговой патологией; либо являются реакцией на дефект, то есть на резко изменившийся социальный статус и положение в семье. По выходе из острого состояния больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально-бытовую некомпетентность, ограничение самостоятельного передвижения и, наконец, неверие в возможность возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессий, тяжелых невротических состояний, суицидальных мыслей и к целому ряду других психических расстройств, которые и являются причиной социальной депривации.

Достаточно распространённым является особый вид речевых нарушений, характеризующийся проявлениями того или иного вида афазии без непосредственного поражения речевых зон коры головного мозга (нейродинамические нарушения речи, подкорковая афазия и др.) (Т. Г. Визель; А. Г. Власенко; Е. Н. Коновалова и др.). Именно при этих нарушениях имеются высокие потенциальные возможности восстановления речевого дефекта.

Восстановление нарушений речи при афазиях у больных, перенесших инсульт, является чрезвычайно трудной задачей. Восстановительное лечение при афазиях в среднем занимает от 2 до 6 и более лет, и, как правило, оказывается недостаточным (Л.Г. Столярова; Ю. Я. Варакин и др.). Динамика восстановления речевых функций в ряде случаев оказывается незначительной, несмотря на степень тяжести инсульта и сроки начала логопедических занятий, иногда позволяя больному достигнуть лишь стадии частичного улучшения в результате длительных систематических занятий (Ч. П. Варлоу и др.).

Таким образом, опираясь на данные регистра инсульта о том, что в России ежегодно происходит 400000 новых случаев инсульта, можно предположить, что в нашей стране в год появляется более 100000 больных с нарушениями речи по типу афазии. В большинстве случаев речевые расстройства вызывают тяжелое нарушение трудоспособности, подчас являясь единственным препятствием к возвращению больного к работе. С учетом начавшейся в настоящее время в России реализации комплекса мероприятий по усовершенствованию системы помощи больным, перенесшим инсульт (В.И. Скворцова и др.), а также существующих эффективных методов лечения, установление объективных критериев диагностики нейродинамических нарушений речи (как особенно перспективных для восстановления) у постинсультных больных и выбор эффективных программ лечения является актуальным.

Цель данной работы – изучить особенности речевых нарушений после инсульта при разных формах афазии.

Объект исследования – речевые нарушения после инсульта.

Предмет исследования – особенности речевых нарушений после инсульта при разных формах афазии.

Задачи:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить речевые расстройства, характерные при разных формах афазии.

3. Подобрать методики обследования импрессивной и экспрессивной речи у пациентов после инсульта.

Методы исследования: теоретический и практический анализ логопедической и методической литературы; сравнение; обобщение; синтез.

Источник

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Основные виды нарушения речи после инсульта

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия. При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия. Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Понятие и разновидности афазии:

Ссылка на информационное видео

Виды афазий:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Методы лечения дизартрии

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

Источник: www.1proinsult.ru

Источник

Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта

Проблемы с речью – один из основных признаков ишемического и геморроидального инсультов. При нарушении кровообращения головного мозга человек не всегда может связно выстраивать слова в словосочетания и предложения или же вовсе утрачивает способность разговаривать. В этом случае восстановление речи является частью реабилитации.

ПОЧЕМУ ПРИ ИНСУЛЬТЕ БОЛЬНОЙ УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
    псевдобульбарная;
    мозжечковая;
    корковая;
    подкорковая;
    экстрапирамидная.

Диспраксия – утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.
Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности;
    ухудшение работы органов чувств;
    физическая и психологическая усталость;
    снижение памяти и концентрации внимания;
    проблемы с глотанием.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЧАСТИЧНОГО И ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата. Если в одних случаях спустя несколько месяцев лечения удается достичь частичного или полного восстановления речи, то в других никаких изменений не происходит.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО И ГЕМОРРОИДАЛЬНОГО ИНСУЛЬТОВ

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов;
    скороговорки;
    проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;
    магнитотерапия;
    занятия с логопедом;
    сеансы психотерапии;
    музыкотерапия;
    занятия с логопедом;
    дыхательная гимнастика;
    иглотерапия;
    массаж лица и языка;
    рефлексотерапия;
    миостимуляция мышц.

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Группы препаратов

Назначение
антидепрессанты
борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты
успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы
сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты
препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы
улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ НАРУШЕНИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:

шалфей;
алоэ;
чистотел;
арника;
полынь;
лофант;
подорожник;
боярышник;
зверобой;
пустырник;
земляника;
шиповник;
тысячелистник;
еловые шишки;
серый желтушник;
укропные семена;
скорлупа кедрового ореха;
календула;
василек;
зоря лекарственная;
чернокорень;
донник;
корень синюхи;
мята;
первоцвет;
чернобыльник.

ТИПЫ МАССАЖЕЙ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.
Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.
Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВИТЬ СПОСОБНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.
В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  • Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  • Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  • Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  • Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  • Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  • Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  • Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  • Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
  • Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  • Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

СКОРОГОВОРКИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.


Список простых скороговорок:

  • Петр Петру пек пироги.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Купила бабуся бусы Марусе.

Список скороговорок средней степени сложности:

  • Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.

Список сложных скороговорок:

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Заключение
Нарушение речи является одним из признаков и последствий ишемического и геморроидального инсультов. Восстановление нормальной работы речевого аппарата всегда требует времени, однако не во всех случаях удается полностью вернуть утраченные навыки. Реабилитация включает прием лекарств, массажи, упражнения и другие методы. Также не стоит забывать, что восстановление лучше всего будет проходить, если больной регулярно будет слышать речь и постепенно становиться таким же участником разговора, как и все остальные.

Цитаты врачей
Ожегина Ольга Сергеевна:
«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе. В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи. Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»

Наталья Игоревна Кулакова:
«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»

Реабилитационные центры после инсульта

Источник

Читайте также:  Шансы на восстановление речи после инсульта