Можно ли людям перенесшим инсульт лететь самолетом
Ишемический инсульт возникает вследствие недостаточного поступления кислорода с кровью к участкам мозга, а геморрагический появляется от чрезмерного поступления крови в головной мозг человека. Оба этих заболевания опасны для здоровья.
После перенесенного ишемического или геморрагического инсульта одним из осложнений является нарушение двигательной активности. Это накладывает ограничения на повседневную жизнь пациента.
Перелет на самолете после инсульта следует совершать только в крайней необходимости после консультации и разрешения врача.
От чего зависит разрешение на перелет после инсульта?
Если требуется совершить перелет, то необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Давление пациента соответствует норме и не превышает показатели 140/90, отсутствуют скачки.
- Осуществляется прием гипотензивных препаратов.
- Пациент прошел реабилитацию после острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК).
- Если была проведена операция, то после нее должно пройти полгода, минимум 2 месяца, осложнения при этом не диагностируются.
- Пациент не испытывает страх перед полетами.
При выполнении этих условий лечащий врач даст разрешение на перелет.
Дополнительно человек, перенесший инсульт, должен соблюдать рекомендации по подготовке к путешествию:
- Необходимо взять запас препаратов от давления, назначенных врачом.
- Понадобятся успокоительные средства и медикаменты, помогающие при укачивании.
- Для снижения нагрузки на сосуды и шейный отдел позвоночника надо взять на борт специальную подушку для путешествий.
- До перелета требуется принимать назначенные лекарства для укрепления сосудов.
- Непосредственно перед поездкой следует сделать ЭКГ и УЗИ сосудов головного мозга, чтобы убедиться в отсутствии угрожающей патологии.
Угрозы, возникающие во время полета
Путешествие самолетом оказывает негативное влияние и на здоровый организм, а на человека, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, оно возрастает. Болезни сердца (например, аритмия) являются факторами возникновения инсульта, так как нарушение ритма сердечных сокращений приводит к тромбообразованию.
В условиях полета нагрузка на сердечно-сосудистую систему усиливается из-за множества угроз вреда здоровью:
- разреженный сухой воздух;
- низкое давление в салоне;
- ограничение двигательной активности;
- вибрация;
- стресс из-за страха летать.
Поэтому необходимо свести к минимуму их воздействие.
Нехватка кислорода
В пораженной части мозга при инсульте происходит гибель нейронов. Окружающие клетки при этом страдают от необратимых изменений, приводящих к некрозу. Чтобы это предотвратить, необходим достаточный уровень кислорода.
На высоте в салоне самолета воздух разреженный, что увеличивает возможность гипоксии. Нейроны, находящиеся близко к патологическому очагу, могут погибнуть при нехватке кислорода во время перелета.
Пониженное АД
В полете в салоне самолета поддерживается давление, составляющее 75% от нормального атмосферного. Это приводит к снижению концентрации кислорода в крови; увеличивается риск гипоксии.
Происходит компенсирование данного воздействия на организм путем увеличения частоты ударов сердца и сужения сосудов, что приводит к повышению кровяного давления и, в свою очередь, повышается риск инсульта. На борту некоторых авиакомпаний есть специальные кислородные подушки или ингаляторы для своевременного оказания помощи при гипертонии.
Вестибулярные расстройства
При путешествии на самолете может возникнуть кинетоз — болезнь укачивания. Это реакция вестибулярного аппарата на колебательные движения воздушного судна. Проявляется головокружением, тошнотой, рвотой. В постинсультном состоянии это опасная дополнительная нагрузка на сосуды головного мозга, которая может привести к очередному апоплексическому удару.
Гиподинамия
Вынужденное продолжительное сидение в одной позе приводит к увеличению вязкости крови и увеличивает риск тромбоза вен нижних конечностей и закупорки сосудов головного мозга.
Сухой воздух
На борту самолета из-за прохождения через систему очистки воздух становится сухим. В результате слизистые верхних дыхательных путей работают в усиленном режиме, чтобы доставить кислород из воздуха к альвеолам легких, и через некоторое время пересыхают. По этой причине после долгого перелета содержание кислорода в крови падает. Также в условиях пониженной влажности наблюдается общая утомляемость организма.
Маневры и вибрация
При взлете, посадке, наборе высоты и снижении, попадании воздушного судна в зону турбулентности может оторваться тромб и с кровотоком попасть в сосуд головного мозга, что чревато развитием инфаркта мозга (ишемического инсульта).
Страх
Боязнь полетов, или аэрофобия, для человека, перенесшего инсульт, — фактор риска из-за стресса и волнений, связанных с необходимостью лететь. В этом случае появляется учащенное сердцебиение, одышка, повышение давления, что чревато развитием гипертонического криза и повторного инсульта.
Подготовка к перелету и рекомендации
Если появилась необходимость лететь, прошло время, необходимое для реабилитации пациента, и лечащий врач дал разрешение, то перед поездкой необходимо контролировать кровяное давление на протяжении нескольких дней, осуществляя это в разное время суток и в различных ситуациях. Непосредственно перед посадкой в самолет при повышенном АД требуется принять средство для его снижения.
Нужно собрать аптечку, куда положить:
- принимаемые гипотензивные препараты;
- средства от укачивания;
- успокоительное;
- термальную воду (норма провоза в ручной клади — 100 мл), чтобы облегчить самочувствие в сухом воздухе салона;
- аппарат для измерения давления.
Перед вылетом:
- Надеть подходящее компрессионное белье для повышения тонуса сосудов нижних конечностей в условиях гиподинамии.
- Если в анамнезе стоит ишемический инсульт, то по назначению врача можно принять средства, разжижающие кровь.
В полете:
- Исключить употребление кофе и алкоголя.
- Периодически покидать свое место и прогуливаться по салону.
- Если нет возможности встать, на месте выполнять круговые движения стопами для профилактики гиподинамии.
- При возникновении стрессовой ситуации своевременно принять успокоительное, а при повышении давления — гипотензивное средство.
- Употреблять достаточное количество воды.
При соблюдении рекомендаций врача и внимательном отношении к своему здоровью удастся свести риск повторного инсульта в полете или после него к минимуму.
Источник
Инсульт представляет собой острый сбой кровообращения в головном мозге. Для него характерно появление общих неврологических симптомов. После инсульта много чего не разрешается делать из-за риска возникновения последствий или повторного мозгового удара. В данной статье мы узнаем, можно ли после инсульта летать на самолете, и как это делать наиболее безопасно.
Специфика перелета
Когда человек перенес инсульт, его двигательная активность стремительно падает, поскольку затрагивается деятельность подкорковых центров, отвечающих в основном за координацию. В связи с этим для таких людей существуют определенные ограничения, в частности, запрещается лететь на самолете, поскольку данный воздушный транспорт может оказать довольно неоднозначное воздействие на организм человека.
Справка! Летать запрещается тем, кто совсем недавно перенес мозговой удар, и после возникли тяжелые последствия.
Важно понимать, что решение о разрешении или запрете перелетов должен принимать только врач, который хорошо знаком с особенностями протекания недуга у больного.
Что касается самого самолета, то там всегда скачет давление. Оно зависит от амплитуды воздушного судна, которое движется на той или иной высоте. Этот фактор нередко приводит к новому приступу, поскольку организм человека еще окончательно не восстановился после предыдущего случая.
Когда можно начинать?
Путешествия на авиалайнере будут считаться абсолютно безопасными для тех, у кого была одна из легких форм инсульта.
Через два месяца им вполне можно пользоваться услугами авиакомпаний, но только если отсутствуют осложнения и ряд сопутствующих недугов.
Окончательное решение здесь за врачом.
Подготовка и облегчение полета
Пациенту желательно самому подготовиться к будущему перелету. Для этого выполняются следующие мероприятия:
- Укрепляются сосуды головного мозга, принимаются назначенные медиками лекарства;
- Делается диагностический скрининг, чтобы выявить возможную аневризму;
- Необходимо в обязательном порядке взять назначенные лекарственные средства, обязательно понадобятся и препараты против давления и укачивания;
- На борт берется подушка, чтобы обеспечить комфортность расположения пассажира в кресле. Как следствие, снижается нагрузка преимущественно на шейный отдел позвоночника.
Сотрудники авиаперевозчика должны предоставить официальное разрешение на предоставление кислородной подушки. Также можно принять антидепрессанты, если свое одобрение даст доктор.
Нередко людям, перенесшим недуг, нужно разжижение крови. Для этого принимаются специальные медицинские препараты.
Внимание! Необходимо отказаться от употребления напитков с высоким содержанием кофеина и спиртного, лучше отдать предпочтение обычной воде без газа, ее рекомендуется пить очень много.
Перед полетом специалисты советуют предварительно надеть компрессионное белье для удобства тела. Иногда пассажир должен прогуливаться между рядами.
Пациенту необходимо стараться относиться к собственному здоровью с большой внимательностью и беречь его. Когда человек нормально себя чувствует, врач не может запретить полеты. Важно помнить, что если однажды удалось полностью восстановиться, то вряд ли это повторится второй раз.
Возможные угрозы
В ходе полета людей могут настигнуть некоторые сложности:
- Не совсем удобным, прежде всего, является положение, в котором пассажир пребывает в течение нескольких часов. Поскольку человек лишен возможности свободно двигаться, может развиться гиподинамия, а она чревата возникновением тромбов. В случае, если полет по времени занимает свыше пяти часов, у пассажира сильно немеют стопы.
- Из-за работы мощной системы кондиционирования на борту присутствует сухой воздух. Как следствие, организм теряет влагу, от обезвоживания происходит сгущение крови. Восполнить недостающие запасы влаги медики рекомендуют исключительно чистой водой.
- Расстояние между сидениями на борту является довольно маленьким. Для удобства рекомендуется взять собой свободные тапочки или удобную обувь для улучшения кровообращения в стопах.
Среди возможных угроз выделяют следующие:
- нехватка кислорода: когда человек пережил инсульт, все нейроны гибнут в очаге поражения. Сами же клетки подвержены некробиозу. Если в ходе полета пассажир будет нуждаться в дополнительном кислороде, они погибают;
- сниженное АД: длительный перелет – стресс для сосудов и нервной системы. В частности, растет нагрузка на давление. Организм то и дело пытается привыкнуть к меньшему количеству кислорода. В итоге заметно увеличивается частота биения сердца;
- гиподинамия: Недвижимое положение грозит гиподинамией, как следствие фиксируется образование тромбов. Даже одного сгустка крови в нижних конечностях хватит для того чтобы произошел рецидив;
- страх: страх или как его еще называют аэрофобия, особенно опасен для пациента, некоторое время назад перенесшего инсульт. Сам факт длительного перелета очень пугает человека, это может послужить причиной повторного наступления болезни;
- маневры и вибрация: это приводит к тому, что нарушается сердечный ритм. К тому же, если самолет оказывается в зоне турбулентности, то усиливаются боли в голове.
Справка! На большой высоте воздух обычно разрежается. Это нередко становится основной причиной гипоксии.
У пережившего инсульт больного возможно повышенное внутричерепное давление. Не исключается и появление отека в головном мозге. Соответствующие факторы являются провокаторами тошноты и рвотных позывов.
Когда активными становятся гормоны стресса, сужаются сосуды. Если их стенки поражаются холестериновыми бляшками, то существует угроза состоянию здоровья. Густая кровь приводит к свертываемости, как результат возрастает риск ишемического удара.
На фоне негативных эмоций повышается и гормон адреналин. Он заставляет сосуды сужаться, а давление – расти. Когда АД высокое, может произойти геморрагический инсульт.
Предлагаем Вам ознакомиться с интересным видео по теме:
Выводы
Перелеты после инсульта являются очень опасными. Врач их может разрешить только после стабилизации состояния здоровья. Чтобы облегчить свое состояние, следует придерживаться рекомендаций, изложенных выше.
Источник
Никто в мире не застрахован от болезней, среди бесчисленного их списка некоторые представляют серьезную угрозу для жизнедеятельности человека. Например, инсульт занимает вторую позицию в списке смертельно опасных патологий. Что это, и чем он опасен для пациента?
Характеристика инсульта
Инсульт – это нарушение кровообращения, которое приводит к отмиранию клеток головного мозга, что ведет либо к летальному исходу, либо к инвалидности в разной степени.
Причины инсульта
Главной причиной появления опасной патологии становится закупорка одного из сосудов мозга сгустками крови или инородным предметом. Кровь не может пробиться через это заграждение, что приводит к острому кислородному голоданию и отмиранию части клеток. Это ишемический инсульт. При геморрагическом инсульте происходит разрыв артерии, кровь растекается по внешней ткани мозга, образуется отек, под которым погибают клетки и нервные волокна.
Разновидности инсульта
Несмотря на тот факт, что данная патология крайне опасна для здоровья человека и в половине случаев заканчивается летальным исходом, медицинская помощь может спасти пациенту жизнь. В течение 3-4 часов после инсульта пациент должен быть помещен в палату реанимации, в некоторых случаях – прооперирован нейрохирургом. Чем меньше времени затрачено на путь до больницы, тем выше шансы больного выжить и не стать инвалидом после инсульта. Однако многое зависит и от площади пораженного участка мозга: избежать серьезных осложнений не удастся, если площадь слишком велика.
Если операция проведена успешно, то пациента впереди ждет длинный и трудный период реабилитации. Как показывает практика, большинству людей, перенесших инсульт, приходится заново учиться жить: ходить, считать и писать, лечить негативные последствия инсульта. К привычной жизни пациент в среднем возвращается по истечении 2 месяцев после инсульта. Гораздо больше времени требуется, чтобы опять начать заниматься трудовой деятельностью, водить машину или совершать командировки в другие города и страны.
Инсульт и перелеты на самолете
Нередко перенесшие инсульт пациенты, у которых жизнь полностью или отчасти была связана с путешествиями, спрашивают у врачей: «Можно ли летать на самолете после инсульта?».
От чего зависит разрешение на перелет после инсульта?
В большинстве случаев ответ врачей положительный: пользоваться авиатранспортом можно, но только при соблюдении множества условий и ограничений. Проблема в том, что сам по себе перелет – это утомительный и трудный процесс даже для здорового организма.
Перепады давления, стресс и паника, неблагоприятная атмосфера в салоне самолета способны привести к повторному кровоизлиянию в мозг, которое для большинства пациентов становится смертельным. Особенно на высоте, где никто не сможет оказать квалифицированную помощь.
Паника может спровоцировать повторный инсульт
Обычно лечащие врачи дают положительный ответ на перелет после инсульта, если обращено пристальное внимание на такие моменты:
- Временной промежуток. Желательно, чтобы с момента оперирования пациента прошло более полугода, но ни в коем случае не меньше 2 месяцев. Плюсом будет, если за это время не было выявлено опасных для здоровья осложнений.
- Реабилитация. Период восстановления жизненных сил пациента прошел успешно, проведено лечение в виде массажа и физических упражнений.
- Уровень артериального давления. Он должен находиться в норме, без резких скачков и превышений порога в 140/90. Все контролируется посредством приема назначенных медикаментов.
- Аэрофобия. Крайне желательно, чтобы у пациента не было аэрофобии, так как она приводит к сильным волнениям и стрессу.
Если все условия соблюдены, и пациент уверен в своих силах, то ему выносят официальный вердикт, разрешающий перелеты, и выписывают рекомендации.
Непосредственно за несколько месяцев перед перелетом пациенту, перенесшему инсульт, нужно начать готовить себя и свои сосуды к предстоящей нагрузке.
Что включает в себя период подготовки:
- Курс препаратов. Рекомендуется пропить специальный курс кроворазжижающих лекарств (самое популярное – аспирин), препятствующих образованию тромбов в сосудах и рецидиву болезни.
- Обследования. Перед полетом требуется пройти следующие обследования: ЭКГ и УЗИ сосудов головы. Это важно, поскольку обязательно нужно исключить вероятность образования аневризмы сосудов головного мозга. Во время полета аневризма в силу перепадов давления может разорваться, результатом чего станет фатальное на воздушном судне кровоизлияние в мозг.
- Лекарства с собой. Пациенту стоит собрать собственную аптечку, состоящую из препаратов, контролирующих давление и успокаивающих нервы, таблетки против укачивания.
Если к подготовке пациент отнесся с должным вниманием и усердием, то ничего страшного с ним случиться не должно. Гавное – это принять перед заходом на борт разжижающие кровь препараты.
В качестве дополнения и комфортного перелета можно купить специальные подушки под голову, которые снизят ненужную нагрузку на шейный отдел и сосуды. Перед полетом не стоит принимать пищу с высоким содержанием жира, легкая еда предпочтительнее.
В чем опасность перелетов после инсульта?
Однако пациент во время полета в любом случае может столкнуться с различного рода проблемами, несмотря на тщательную подготовку.
С какими проблемами на борту он может столкнуться:
- Сухой воздух. Помимо сухости кожи, которая вызвана работой кондиционеров в самолетах, воздух в самолете довольно быстро обезвоживает организм. Обезвоживание опасно тем, что оно ведет к сгущению крови в сосудах, что смертельно опасно для человека, перенесшего инсульт.
Поэтому обязательно нужно пить много воды, не чай или кофе, а именно воду, причем негазированную. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь, он губительно влияет на сердечно-сосудистую систему, результатом чего может стать инфаркт.
- Сидячее положение. Пассажир самолета зачастую вынужден проводить часы в сидячем положении без движения. Это приводит к гиподинамии и, как следствие, к тромбообразованию, что увеличивает в разы возможность рецидива инсульта. Чем дольше рейс, тем выше эта возможность. Обычно полеты, длящиеся более 5 часов, приводят к отеканию у пассажиров стоп.
Избежать этого можно, если надеть компрессионное белье под обычную одежду. Женщине рекомендуется надеть компрессионные колготки. Оно способствует разгону крови вместо ее застаивания. Никто не запрещает вставать с места хотя бы раз и пройтись по салону. Чтобы разогнать кровь по телу можно совершать вращения кистями рук, стопам и шеей. В общем, делать простую оздоровительную гимнастику.
- Отсутствие комфорта. Маленькое расстояние между креслами никак не способствует комфорту, скорее наоборот. Чтобы хоть как-то улучшить свое положение можно снять обувь и надеть тапочки, тем самым улучшится подача крови в стопы. Не лишним будет использование специальной подушки под шею, она снижает давление на шейные позвонки и находящиеся поблизости сосуды.
Отсутствие комфорта чревато новыми приступами для пациента
- Волнение и стресс. Пациенту его стоит избегать. Волноваться во время перелета – это нормальное явление и для женщин, и для мужчин. Чтобы снизить уровень стресса, можно выпить успокоительные: Ново-Пассит или настойки валерианы, пиона.
Самые опасные моменты перелета для пациента – периоды взлета и посадки, а зоны турбулентности.
- Взлет и посадка. Эти моменты опасны тем, что в это время происходит изменение атмосферного давления, из-за чего страдает сердечно-сосудистая система. Более того, при взлете и посадке в салоне понижается количество кислорода, может появиться головокружение, одышка и проблемы в работе сердца. Это все имеет неблагоприятное влияние на пациента, перенесшего инсульт, и может привести к повторному кровоизлиянию.
- Зоны турбулентности. Они характерны появлением неприятной вибрации, появляющейся, когда самолет попадает в воздушные ямы. Вибрация плохо влияет на сердечный ритм, что приводит к нарушению кровообращения и подаче крови в головной мозг. Это грозит образованием нового тромба, а впоследствии и повторного инсульта.
Единственное, что можно посоветовать в этом случае, – не волноваться и попробовать заснуть. Ведь если все указания врачей были выполнены, и на протяжении всего пути следования самолета пациент контролировал уровень давления, пил много жидкости и разминал время от времени ноги, то волноваться не о чем. Полет должен пройти комфортно и без серьезных происшествий для пациента.
Источник