Может восстановится речь после инсульта

Может восстановится речь после инсульта thumbnail

Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.

Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.

Виды нарушений

Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.

После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.

Афазия

Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.

По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:

  • Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
  • Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
  • Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
  • Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.

Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.

Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.

Дизартрия

Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.

Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.

Диспраксия

Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.

Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.

Причины речевых нарушений

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Особенности восстановительного процесса

Для достижения положительного результата в реабилитации к терапии приступают сразу после того, как произошел инсульт. Сначала занятия могут длиться всего несколько минут, через месяц длительность каждого может доходить до 2 часов каждый день.

В острый период инсульта занятия должны быть естественными и физиологическими. Это просто обращение к пациенту, разговор с ним, предоставление возможности слушать музыку. Никакие манипуляции не проводятся.

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Взаимодействие с пострадавшим

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.
Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.

Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Занятия с логопедом

До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

Фонетические связаны с коррекцией звукопроизношения. Упражнения направлены на улучшение работы мышц губ, языка, нижней части лица. Произносятся отдельные звуки, скороговорки.

Семантические требуют способности найти смысл, продолжив предложение или дополнив ассоциацию.

Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

Принципы организации домашних занятий

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.

Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Врачебные назначения

Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Народные средства

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Скорость восстановления речи

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

Прогноз

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

Источник

Анонимный вопрос

7 декабря 2018  · 34,8 K

Шеф-редактор — MedicoWay | Сайт о современной медицине  · medicoway.ru

Восстановление речи после инсульта зависит от тяжести и объёма поражения. Обычно речь возвращается в течении года после регулярных и упорных занятиях. (подробности прочитайте здесь)

Главное, начать лечение как можно раньше. После выписки из больницы нужно продолжать реабилитационную программу до победного конца, пока цель не будет достигнута.

Не редкость, когда родственники теряют надежду и бросают все на полпути. Иногда речь восстанавливается даже через несколько лет, поэтому нельзя опускать руки.

Ответ подготовила Рано Ишматова, автор MedicoWay

У меня в сентябре 2017г. после операции аневризма, потом кома и инсульт, глубокий парез, сенсорно моторная афазия…. Читать дальше

Чтобы восстановить утраченные после инсульта функции и навыки, необходимо как можно раньше начать реабилитацию: упражнения с логопедом, разработка языка, мимики, гортани, арт-терапия, очень полезным в данном случае является пение.
Это непростой и долгий процесс, но вполне возможный. Конечно, восстановление зависит от глубины повреждения речевых… Читать далее

Мы стремимся сократить количество инсультов в России, а также уменьшить тяжесть их…  · orbifond.ru

Инсульт примерно в 60% вызывает нарушения речи. Они разнообразны, и чрезвычайно мучительны для пациента и его близких, так как мешают и общению, и самостоятельности пациента. Восставнолением речи занимается логопед. Необходимо понимать, что это длительная работа, которая занимает недели, а иногда и месяцы. Восстановление речи и коммуникации возможно… Читать далее

Статистика показывает, что у 48% людей после инсульта утрачивается или ухудшается способность к передвижению… Читать дальше

Начинать занятия с людьми, потерявшими речь (вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга, кислородного голодания и др.), но сохранившими ее понимание, нужно с растормаживания. Предлагаю Вашему вниманию логопедические упражнения на растормаживание речи данной категории больных. Будьте здоровы! Практические видео-уроки для… Читать далее

В пожилом возрасте, особенно после перенесенного инсульта, речь человека может сильно измениться.
Частично или полностью восстановить нормальные речевые функции и вернуть уверенность в себе позволяют занятия с психологами-аниматорами. На занятиях подопечные заново учатся произносить звуки, слоги и писать буквы, они раскладывают карточки и принимают… Читать далее

Добрый день! Всё зависит от степени поражения центра регуляции речи, от длительности протекания процесса нарушения мозгового обращения (своевременности обращения за медицинской помощью), от получаемой лекарственной терапии. Период восстановительного лечения после ОНМК в каждом отдельном случае протекает индивидуально. Главное – соблюдать все… Читать далее

У меня в сентябре 2017г. после операции аневризма, потом кома и инсульт, глубокий парез, сенсорно моторная афазия.

Училась читать по букварю Жуковой, помогла детский логопед.

Сейчас люди меня понимают.

Но, конечно, говорю нет как ка было до болезни.

Моя история на моем сайте https://apoplectic.ru/bukvar-zhukova/

Какие признаки прединсультного состояния?

Многопрофильная клиника “Медицинский центр “XXI век”  · mc21.ru

На Ваш вопрос отвечает врач-терапевт Медицинского центра “XXI век” Княжевская Евгения Анатольевна:

Здравствуйте! Каких-либо точных признаков и симптомов, говорящих о приближении сосудистой катастрофы- инсульта, не существует, иногда все возникает внезапно, без четких симптомов. Часто инсульту предшествует транзиторная ишемическая атака – временное обратимое нарушение кровообращения в каком-либо участке головного мозга. Её симптомами являются: резкое повышение АД, сопровождающееся онемением части лица, выраженным головокружением, временная потеря чувствительности тела и конечностей, парестезии тела (“бегают мурашки”), предобморочное состояние, нарушения речи ( ощущения онемения языка, затруднение его подвижности).

Прочитать ещё 3 ответа

Какую нужно соблюдать диету при инсульте?

Мы стремимся сократить количество инсультов в России, а также уменьшить тяжесть их…  · orbifond.ru

Какой-либо особой диеты после инсульта нет. Но стоит пересмотреть свое питание, изменив два момента:

  • убрать продукты с высоким содержанием холестерина. Ведь атеросклероз, вероятнее всего, был однй из причин произошедшего инсульта.

  • уменьшить калорийность. Особенно это важно, учитывая, что после инсульта человек стал двигаться меньше и стал физически менее активен.

Прочитать ещё 2 ответа

Чем отличается аутизм от умственной отсталости?

Психиатр, доктор медицинских наук, НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ…

Диагноз «умственная отсталость», или, более современный термин, «расстройства интеллектуального развития», устанавливается при определенном снижении интеллектуальных возможностей, врожденное или приобретенное в первые годы жизни. При этом человек с нарушением интеллектуального развития может быть коммуникабельным, активно вовлеченным в социальную жизнь, с достаточными коммуникативными навыками, простыми, но разнообразными интересами, способностями (и желанием) к имитации деятельности значимого окружения. Т.е., у человека с основным диагнозом «интеллектуальная недостаточность» (умственная отсталость) не наблюдаются признаки, характерные для аутистических расстройств. А при аутизме, или РАС, особенности и отклонения именно в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченные и своеобразные интересы, стереотипные, повторяющиеся занятия являются основными проявлениями расстройства. При этом, может быть так, что у человека с аутизмом есть и нарушения интеллекта. Что интересно, чем больше мы узнаем об аутизме, тем меньший процент лиц с интеллектуальной недостаточностью в этой группе. Так, в 80-х годах распространенность интеллектуальных нарушений при аутизме оценивалась в 60% и более. Некоторые современные исследования говорят лишь о 30%. Это связано с улучшением диагностики аутизма, выявлением высокофункциональных (легких) форм. Кроме того, появились научные работы об особенностях интеллектуальной деятельности людей с РАС, разработаны инструменты, позволяющие точнее определять уровень интеллекта.

Люди, пережившие клиническую смерть, что вы чувствовали?

В начале августа 2000 года получил клиническую смерть, когда вылез из автомобиля и попытался вмешаться в драку. Помню, как выходил, как подходил к дерущимся, помню, как один из них пошел на меня.
Дальше – ЧЕРНОТА. Выключили свет. Перестал существовать.
Следующее воспоминание: белый потолок с рисунком мелких трещин. Неудобно в горле: там трубка искусственной вентилляции лёгких. Руками не могу пошевелить, только пальцами: руки привязаны.
Солнечный день, конец октября того же года.
Как понял из рассказов потом: меня ударил в челюсть один из нападавших, сломал ее, отправил меня в нокаут. При падении на землю ударился затылочной частью головы об угол бардюрного камня. Ушиб головного мозга, кома. Сперва в больничке приняли за покойника, отправили в морг. В коридорчике в морг меня близкие и нашли, ближе к полуночи.
Перевели в реанимацию, жисть то ещё теплилась, но слабо. 70 дней пролетели как один миг. Может и есть жизнь после смерти, но, с отключением мозга просто перестаешь существовать. Наша личность – результат взаимодействия сложных аминокислот в черепной коробке. И когда на коробку оказывается критическое воздействие…
Она просто НЕ РАБОТАЕТ.
ТЫ ПЕРЕСТАЕШЬ СУЩЕСТВОВАТЬ.
А все эти рассказы про коридоры: галлюцинации, связанные с некорректной работой мозга.
Мы – биохимические устройства, результат тысячелетней эволюции.
Душа в нас ЕСТЬ, но только пока идут химические процессы в мозгу

Прочитать ещё 21 ответ

Источник