Методика фельденкрайза при инсульте

АБМ терапия это методика разработанная израильским психологом и физиотерапевтом — Анат Баниэль, ученицы Моше Фельденкрайза, основателя системы реабилитации и развития человеческого потенциала по методу Фельденкрайз, которая появилась в России пару лет назад. Методика Фельденкрайз (АБМ терапия) позволяет восстанавливать людей после инсульта, повышать качество жизни детишек с ДЦП (детский церебральный паралич) и лечить многие другие «неизлечимые» заболевания.
Реабилитация происходит через движения — активные и пассивные, во время которых мозг получает информацию обо всех мышцах и суставах, которые участвуют в этом процессе. В результате терапии, мозг получает более точную информацию о теле, учится создавать новые движения и включает в работу ранее не используемые мышцы, лучше и эффективней контролирует опорно-двигательную систему. В результате занятий перестраивается осанка, изменяется ритм и глубина дыхания, уходят боли, а так же улучшается координация движений.
Что же такое АБМ терапия (метод Фельденкрайз)?
Лечение по методике АБМ-терапии (Фельденкрайз) происходит очень просто. На занятиях по методу Фельденкрайз (АБМ терапии), врач выполняет прикосновения к различным участкам или точкам тела, в которых имеются различные нарушения — и эти фрагментарные участки тела буквально просыпаются. Звучит странно, а ощущения более удивительны! Врач практически ничего не делает, но такие тактильные прикосновения показывают мозгу и нервной системе, о необходимости обратить внимание на данные участки тела.
В чем суть метода Фельденкрайз (Анат Баниэль)
Упражнения Фельденкрайза заключаются в том, что врач (АБМ терапевт) специфическими прикосновениями буквально «перепрограммирует» ваш мозг и тело, обучая организм правильному, легкому и естественному движению.
С возрастом, особенно у людей ведущих малоподвижный образ жизни, формируются те или иные негативные факторы: спина чуть ссутуливается или таз чуть разворачивается относительно центральной оси, одно плечо становится чуть выше другого… И таких факторов в теле множество – мы все одинаковы. И если человек ведет активный образ жизни, много двигается или дает себе разнообразную нагрузку, то тело так или иначе, но компенсирует негативные факторы. Однако, если человек двигается недостаточно, ведет сидячий образ жизни, то все проблемы с телом получают возможность закрепиться и выйти наружу. А это значит, что с возрастом наше тело будет становиться не управляемым. Рано или поздно это приводит к стойким нарушениям осанки и связанным с этим неприятностям: головным болям, нарушениям сна, болям в спине и суставах и другим последствиям.
Кому полезен метод Фельденкрайз (Анат Баниэль)
- детям с неврологическими нарушениями
АБМ-терапия (упражнения Фельденкрайз) – настоящее спасение: при ДЦП и других аналогичных заболеваниях, когда нарушена связь между мозгом и опорно-двигательным аппаратом, задержкой речевого и псих-речевого развития и другие. Врач поможет научить тело восполнить эти пробелы, обучить мозг ребенка видеть свое тело и лучше управлять им. Помимо этого, такие занятия улучшают общий эмоциональный фон и другие функции мозга.
- пациентам перенесших тяжелые травмы (после ДТП или падений)
АБМ терапия (метод Фельденкрайза) является одной из самых быстрых и эффективных способов реабилитации. В момент травмы, наши нервные импульсы передает мозгу о повреждении какого то участка тела и мы начинам чувствовать боль. Организм человека устроен таким образом, что чтобы не испытывать боль и обезопасить другие системы и тело от дальнейших повреждений и негативных последствий, наш мозг в буквальном смысле “отключает” поврежденный участок тела и блокирует нервные импульсы от него. Таким образом само место травмы теряет чувствительность и ему обеспечивается минимальная подвижность. При таких тяжелых травмах длительность лечения занимает много времени и месяцев, и наш мозг просто забывает об этих участках тела. Основной задачей АБМ терапевта в данном случае является показать мозгу о том, что поврежденный участок здоров, с ним все хорошо и можно снова уверенно им пользоваться, взаимодействовать с ним, и собственно восстановить подвижность поврежденной части тела.
- пациентам после инсульта
С помощью упражнений Фельденкрайза по методу Анат Баниэль, период реабилитации после перенесенного инсульта проходит быстрее и эффективнее, так как в отличии от случаев с ДЦП, врачу по АБМ терапии не нужно выстраивать заново нейронные связи между мозгом и телом, а лишь восстановить и дополнить потерянные связи. Конечно же на динамику реабилитации влияет и психологический настрой самого пациента, главное быть нацеленным на результат.
- для спортсменов и людей, кто хочет чувствовать свое тело и быть здоровым
АБМ терапия (метод Моше Фельденкрайз) помогают мозгу научиться более тонко и точно контролировать тело и его движения, а это в свою очередь улучшает координацию, экономит ресурсы организма, которые требуются для движения, что к примеру положительно сказывается на скорости восстановления после тренировок. После нескольких таких занятий, человек получает ощущение легкости и свободы в теле. В здоровом и легком теле приятнее жить, постигать новое, работать и конечно же отдыхать. АБМ терапия не только восстанавливает наше уставшее тело, но и является профилактикой различных заболеваний, которые, как считается неизбежны с возрастом.
Виды уроков Фельденкрайз (АБМ-терапии)
- индивидуальные занятия
Уроки Фельденкрайз в Москве подходят для детей с различными нарушениями, в том числе для пациентов в период реабилитации после травм и инсульта. Длительность сеанса колеблется от 45 до 60 минут, в зависимости от тяжести заболевания пациента. Занятие проходит в комфортной для пациента обстановке и не вызывает усталость и какое либо напряжение.
- групповые занятия
Групповые занятия подходят для спортсменов и всех желающих, но для улучшения результата, специалисты рекомендуют посетить в начале 1 – 2 индивидуальных сеанса. На занятиях присутствует не более 6 человек. Длительность сеанса составляет 45 минут и проходит в зале. Для удобства используются коврики для занятия йогой и теплые пледы.
Источник
Метод Фельденкрайза по праву считается прорывом в медицине и психологии. Благодаря ему врачам удается заметно улучшить состояние пациентов с ДЦП, а также улучшить здоровье тех, кто столкнулся с ограничением двигательной активности вследствие различных заболеваний. Как это происходит?
Кто такой Фельденкрайз
Мойше Пинхас Фельденкрайз родился в 1904 году в городе Славута (Украина). В возрасте 14 лет он переехал в Палестину, где стал участником групп самообороны, созданных в период арабо-еврейских столкновений. Мойше увлекался джиу-джитсу и даже разработал свою собственную технику боя.
После Фельденкрайз отправился на работу во Францию. Когда ее оккупировали немцы, он уехал в Британию. Основное образование — физик.
В 1933 году Фельденкрайз познакомился с Дзигоро Кано, человеком, который был основоположником дзюдо. Вскоре он основал первую европейскую секцию дзюдо. В 1936 году стал обладателем черного пояса, а спустя 2 года, второго дана.
В последующие годы Мойше работал над созданием теоретических основ дзюдо. Также он создал свою собственную двигательную практику, которая получила название метода Фельденкрайза.
Суть метода
Итак, метод Фельденкрайза — что это? Это не гимнастика, не лечебная физкультура и не техника массажа. Это особый подход к движениям, главной целью которого является улучшение общего самочувствия и развитие способностей, которые уже есть у человека.
Из-за каких-то заболеваний, травм или других факторов мышцы работают неравномерно. Одни из них находятся в постоянном напряжении. Другие же редко используются в полной мере. Сначала кажется, что это проходит незаметно. Но на самом деле с течением времени диапазон движений становится все меньше и меньше. Особенно заметен регресс при заболеваниях опорно-двигательного аппарата или у людей преклонного возраста.
Есть 2 способа обучения и работы по методу Фельденкрайза:
- Сознавание через движение (АТМ);
- Функциональная интеграция (FI).
Первый способ чаще всего используется во время групповых занятий. Сам инструктор ничего не делает. Его задача — голосом направлять действия участников. Также можно заниматься самостоятельно, слушая указания на аудиозаписи или пользуясь их текстовым вариантом.
Функциональная интеграция считается лучшим упражнением метода Фельденкрайза. Проводится индивидуально. Человек лежит на низком столе, а инструктор в этот момент двигает части его тела в разные стороны. Какие цели он преследует?
- Показать пациенту, что его движения неэффективны, поскольку на уровне подсознания есть некое напряжение.
- Научить правильной работе с мышцами.
Практик проводит так называемое мануальное обучение. Он помогает почувствовать себя и свое тело, научиться двигаться так, чтобы все части мышечной системы были задействованы одинаково.
Польза и преимущества
Что же произойдет с вами и вашим телом, если вы начнете заниматься по методу Фельденкрайза?
- Вы посмотрите на свое тело с другой стороны, научитесь его чувствовать. Вы сможете двигаться так же легко, как и в детстве, не испытывая при этом мышечного напряжения. Вы будете контролировать каждое движение, что принесет вам радость и удовлетворение.
- Как только вы лучше познакомитесь с телом, вы научитесь понимать каждое движение. Это особенно важно для спортсменов, танцоров, музыкантов, тех, кто занимается творчеством. Благодаря этому ускорится процесс обучения. Вам не придется тратить лишние усилия на освоение новой информации. Кроме того, вы расширите границы своих возможностей.
- Согласно отзывам тех, кто уже применял метод Фельденкрайза, он помогает ослабить степень выраженности симптомов преждевременного старения организма. Речь идет об ограничении подвижности. Также уходят стереотипы относительно того, как нужно выполнять то или иное движение. Вы будете двигаться легко, мягко, плавно, не испытывая при этом дискомфорта.
- Применяя метод Фельденкрайза в своей жизни, вы поймете, насколько сильно напрягались ранее. Станет очевидно, что некоторые действия можно выполнять с меньшими затратами сил и энергии. Вы переоцените привычную двигательную активность, узнаете свои скрытые возможности.
И еще один несомненный плюс — вы улучшите не только физическое здоровье, но и способность нестандартно мыслить. Применение метода на практике — постоянное изучение чего-то нового, игры, эксперименты. Вам придется самостоятельно искать альтернативу тем действиям, к которым вы привыкли, а позже выбирать самый удобный способ движения.
Отдельно стоит сказать о том, что метод Фельденкрайза применяют в процессе восстановления при ДЦП. Медики считают его прорывом в этом направлении.
При детском церебральном параличе эта практика помогает освободить тело ребенка от несуществующих ограничений, а также уменьшить негативные последствия заболевания.
Примеры упражнений
Приведем примеры упражнений для шеи по методу Фельденкрайза. Первое предназначено для верхней части трапециевидной мышцы. Сядьте на край стула так, чтобы распределить вес между ягодицами и стопами. Руки положите на бедра, голову поверните влево на 45°.
Не меняя положение головы, опустите затылок назад к правому плечу. Его направляйте навстречу затылку. Двигайтесь так, словно ваша цель — соединить их. После вернитесь в исходное положение. На несколько секунд расслабьтесь и повторите упражнение еще раз. Количество повторений — 3-5.
Если вы почувствовали дискомфорт или боль, остановитесь. Возможно, нужно уменьшить амплитуду движения. Иначе лечение шеи по методу Фельденкрайза будет иметь обратный эффект.
Второе упражнение для мышцы, которая поднимает лопатку. Исходное положение такое же, как и в предыдущем случае. Только голову поверните вправо, а правую руку прижмите тыльной частью к крестцу.
Отклонить затылок назад. Не спеша, опустить правое ухо к правому плечу, заводя его при этом назад. Плечо также должно двигаться навстречу уху.
После поднять голову, расслабиться и повторить упражнение 3-5 раз. Обращайте внимание на то, как работают мышцы, расположенные между шеей и плечом.
Каждое упражнение нужно повторять для обеих сторон тела.
Заключение
Метод Фельденкрайза — особая техника изучения собственного тела. Ее использование — возможность научиться двигаться по-другому, снимая при этом излишнее напряжение одних мышц и нагружая работой другие. Регулярно выполняя упражнения, вы улучшите общее самочувствие, будете быстрее учиться новому, а также справитесь с ограничениями подвижности, вызванными заболеваниями или возрастными изменениями.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
Источник
Саморазвитие через психофизическое обучение
Фото из архива Анат Баниель
Доктор Моше Фельденкрайз (1904–1984) был необыкновенным человеком, который никогда не переставал учиться и последние 40 лет своей жизни посвятил тому, чтобы каждый мог обнаружить в себе этот неисчерпаемый ресурс для саморазвития. Он продолжал совершенствовать метод, названный в его честь, до конца своей жизни.
Как истинно целостный подход к здоровью и благополучию, обучение по методу Фельденкрайза может иметь удивительные терапевтические эффекты и значительно улучшить осанку, дыхание, физические и ментальные способности. Однако это не терапия, не техника и не программа упражнений. В конечном счете метод ставит более высокие цели, предлагая открытые пути исследования, направленные на реализацию наших устремлений. Это достигается через непосредственный опыт, знакомый нам с младенчества, который возвращает нас к органическому научению. В начале нашей жизни мы самостоятельно, без всякой помощи или наставления, достигли удивительных способностей, овладели вертикализацией, научились ходить и говорить. В то время мы с удовольствием исследовали, экспериментировали и учились, пока намерения не воплощались в эффективные действия и удовлетворенность достигнутым. Поддерживаемые в этой исследовательской деятельности нашим врожденным любопытством, мы снова и снова испытывали вполне естественно то, что студенты Фельденкрайза вскоре начинают понимать сознательно: при соответствующем отношении к себе и задаче невозможное становится возможным, возможное — легким, а легкое — приятным и простым.
В этом смысле мы все можем вернуться к той природной естественности, которая давала нам возможность познавать и жить наиболее полноценно, будучи маленькими детьми: радость полной жизни, спонтанности, творчества, здоровья и целостности.
Истинное обучение является открытым
Метод Фельденкрайза лучше всего можно описать как разумно организованный подход к «обучению научению». Его характерная игривость смоделирована на основе естественных процессов научения, как это было в детстве. Совершение ошибок поощряется, поскольку они могут привести к непредсказуемым открытиям и поразительным результатам. Заранее определенных целей избегают, потому что они, как правило, препятствуют реальному обучению. Фельденкрайз говорил:
«В знании того, что делать, прежде чем мы научимся учиться, мы можем достичь только предела нашего невежества».
Хорошие и плохие привычки
В большинстве случаев обучение через погружение в опыт приводит к формированию устойчивых привычек. Однако не все эти привычки приносят нам большую пользу. И если мы будем вести себя так, как будто наши привычки сами по себе, как будто невозможно найти новые и лучшие решения, мы можем оказаться в настоящей беде:
«Привычка должна служить тебе, а не ты — ей. Привычки — это замечательные вещи. Используйте их для своего блага, а не для самоуничтожения».
Соматическое обучение Фельденкрайза — это мощное противоядие от непреднамеренного самовредительства, например от износа суставов из-за плохой осанки и неэффективных действий, характеризующихся ненужными усилиями. Вместо того чтобы терпеливо ждать, скажем, замены тазобедренного сустава, мы можем сами принять профилактические меры: научиться находить освобождение от ограничений привычных моделей поведения и обнаружить лучшие решения, которые способствуют регенерации пораженного сустава. Люди часто оказываются искренне удивлены, когда обнаруживают, что метод помогает им раскрывать их скрытый потенциал. Это неизменно происходит, когда естественный процесс развития и становления как уравновешенного, зрелого человека возобновляется после того, как он был прерван социальной обусловленностью и требованиями, предъявляемыми в школе и обществе. Моше Фельденкрайз говорил о том, что необходимо «избавиться от всего того хлама, который вкладывается в нас с самыми наилучшими намерениями».
«Движение есть жизнь — без движения жизнь немыслима»
Метод использует движение, самое естественное проявление жизни, как основную среду для самопознания и самопомощи. Мягкое исследование привычных последовательностей движений — вместе с чрезвычайно необычными вариациями — выявляет части тела, которые похожи на незаполненные места на старой карте, они обычно остаются неподвижными, не вовлекаясь в физическую активность. Получая непосредственный чувственный опыт в процессе уроков, обращая внимание на степень комфорта или дискомфорта — то есть гармонии, легкости и удовольствия или усилия, борьбы и неудовлетворенности, — мы можем восстановить важные аспекты самих себя, которые были забыты и исключены с раннего детства как из осознания, так и из движения.
И самое главное, что разумность нашей нервной системы получает шанс вновь заявить о себе и действительно выполнять ту работу, которую она призвана выполнять не только в ранние годы, но и на протяжении всей нашей жизни: создавать порядок в нашем восприятии, чувствах, мыслях и действиях и придавать смысл нашему опыту. Таким образом, наша нервная система будет продолжать расширять свои возможности и совершенствоваться до последнего вздоха.
Когда это происходит, мы испытываем удивление или наполняемся радостью. Возможно, также мы начнем ценить необыкновенную разумность человеческой нервной системы. Как подчеркивал Фельденкрайз, эта система развивалась на протяжении тысячелетий эволюции. Поэтому она, в конечном счете, гораздо умнее и надежнее нашего интеллекта, который был воспитан и обусловлен в учебных заведениях современного общества. Когда мы начнем заново соединяться с невероятным потенциалом накопленной в нашей нервной системе мудрости, мы также получим возможность гораздо более здраво и ответственно относиться ко всей воплощенной жизни на Земле.
Два вида работы
Сознавание через движение (ATM) и функциональная интеграция (FI) — два дополняющих друг друга подхода в рамках метода. Их эффективность заключается в способности получить доступ к врожденной способности нашей нервной системы меняться и совершенствовать свое собственное функционирование.
• В группах АТМ учащиеся направляются, главным образом вербально, на переживание тела в пространстве и действии (то есть учатся полагаться на обычно недостаточно используемые проприоцептивные и кинестетические ощущения) и тем самым обнаруживают, что разум и тело являются одним неразделимым целым. Опыт участников уроков можно охарактеризовать как легкие и увлекательные эксперименты.
• Индивидуально в FI ученик/студент обучается точно так же. Только на этот раз он направляется в основном невербально, через прикосновение. Здесь речь идет о том, чтобы быть вовлеченным в необычайно сложный внутренний танец, включающий тонкий, иногда очень интересный, забавный или в какой-то степени парадоксальный диалог между двумя нервными системами, то есть между учеником и практиком.
«Успешное действие осуществляется с наименьшими усилиями тела и разума»
Моше Фельденкрайз подчеркивал, что такое действие всегда включает в себя четыре составляющих: мышление, ощущение, чувство и движение, потому что они «никогда не происходят в отдельности, никогда, ни на мгновение». Он знал из собственного опыта и опыта своих учеников: если мы начнем использовать все эти возможности с большей осведомленностью вместо того, чтобы жить в основном в головах и эмоциях, как это обычно бывает, мы найдем пути успешной реализации намерений, потому что тогда в нашем распоряжении «мы имеем неисчерпаемые средства».Непосредственным и очень ощутимым преимуществом участия в групповых уроках или проведении нескольких индивидуальных занятий является растущая способность ощущать себя — и, в частности, чувствовать, как физическая работа, связанная с любым действием, может быть надлежащим образом распределена во всем теле. Например, нагрузка на тазобедренные суставы значительно уменьшится, когда межпозвоночные диски начнут функционировать так, как это предусмотрено природой, смягчая воздействие каждого шага.Когда мы принимаем вызов заботиться о нашем собственном комфорте, действуя мягко и не спеша, без чрезмерных усилий, прислушиваясь к себе, мы можем снова начать жить тем единством тела и ума, которое мы все знали, будучи младенцами и малышами. И тогда мы поймем смысл типичного утверждения Фельденкрайза:
«В любое комфортное действие обязательно вовлекается все тело, весь я, целиком».
«Просто измени свой образ!»
Самая доступная книга Моше Фельденкрайза «Сознавание через движение» начинается со слов: «Мы действуем в соответствии с нашим Образом Я». Далее он объясняет, что этот Образ Я «обусловлен в разной степени тремя факторами: наследственностью, образованием и самообразованием».
В конечном счете, мы можем влиять в полной мере только на направление и качество самообразования. Весь метод Фельденкрайза основан на одном важном постулате: попытки улучшить конкретные навыки и действия — как мы все обычно пытаемся делать, когда мы не удовлетворены собой, — не изменят то, как мы были обусловлены мыслить, чувствовать и действовать. Это условие определяет наш в основном бессознательный Образ Я, и пока это остается неизменным, ничего не может измениться к лучшему. Разрыв между образом и потенциальными возможностями может быть преодолен только путем «поиска лучших способов действия через изменения нашего способа действия». По мере развития новых навыков и компетенций посредством активного исследования Образ Я человека также начинает меняться. Это, в свою очередь, повлечет за собой действительно ощутимые изменения в мышлении и поведении. Такой процесс непрерывного самосовершенствования или самообразования может в конечном итоге привести к тому, что Моше Фельденкрайз назвал Могущественным Я. Такое возможное Я обладает свободой от навязчивого обусловленного поведения, уверенностью в себе, способностью к самонаблюдению, саморефлексии, ответственному мышлению и действиям.
«Чем больше ты понимаешь, ощущаешь, чувствуешь… тем менее отчужденным ты будешь от себя и мира».
«Мы все умственно отсталые — скорее всего, большинство из нас используют только 5 % потенциала нервной системы»
По опыту Моше Фельденкрайза, те, кого называют инвалидами или умственно отсталыми, иногда более развиты как люди, чем так называемые нормальные люди. Объяснение: при удачном стечении обстоятельств такие люди получают правильную поддержку и поощрение, чтобы развить свой врожденный потенциал в полной мере вместо того, чтобы сократить его, присоединившись к крысиным бегам, как это пришлось сделать большинству из нас. Вот Моше Фельденкрайз говорит прямо: «Кто из нас, в конце концов, не умственно отсталый в том смысле, что мы позволяем многим областям нашего мозга атрофироваться в результате ненадлежащего обращения или неиспользования? Мы согласны на столь малое! До тех пор, пока мы можем выжить, мы оставляем все как есть. У нас могут быть ужасные позы, движения и привычки, которые искажают и разрушают наши тела и мозги, — и мы все еще можем быть классифицированы как нормальные. Скорее всего, большинство из нас используют только 5 % потенциала нервной системы. Тогда кто мы, чтобы называть других людей умственно отсталыми просто потому, что их специфический дефицит вызывает видимые эффекты, которые мы называем болезнью?»
Шаг в эволюции сознания
В процессе непрерывной адаптации и оптимизации, приближающей нас к тому, на что мы действительно способны, мы можем начать нейтрализовать некоторые, если не все, из этих изнурительных привычек, которые с самого рождения прививает нам общество: потребность угождать, бездумное достигаторство, соперничество, а иногда и парализующее чувство неуверенности в себе.
Такое пробуждение случается со многими людьми, когда они испытывают гармонию, спокойствие и умиротворение во время уроков соматического обучения. Те, кто практиковал неподвижные медитации в течение многих лет, несмотря на все неудобства, связанные с длительным сидением, могут внезапно обнаружить себя способными преследовать свои высшие духовные устремления более практичным и менее болезненным образом, потому что «путь к бесконечному и вечному начинается здесь и сейчас, в том, как мы дышим, сидим, ходим и функционируем в каждый момент. Одно и то же слово — «благодать» — описывает как духовное достижение, так и эстетическое удовлетворение движением. Осознание исцеляет и пробуждает чувство целостности, полноты жизни, что является сущностью духовного переживания» (Стивен Шаферман, AWARENESS HEALS, стр. 184).
Кому это нужно?
Ни возраст, ни физическое состояние не должны быть препятствием для обучения по методу Фельденкрайза. Метод предназначен для тех, кто заинтересован в изучении и расширении своих возможностей более искусно реагировать на многочисленные жизненные вызовы и обрести более высокую степень свободы выбора.
Однако большинство людей приходят на уроки из-за некоторой недееспособности —ревматоидного артрита, рассеянного склероза, болезни Паркинсона, рецидивирующего перенапряжения (часто из-за долгих часов работы с компьютером или занятий на музыкальном инструменте), «замороженного плеча», хлыстовой травмы и т. д. или просто потому, что этот метод — их последняя надежда научиться справляться с парализующей болью в спине.
Такое обучение способствует осознанию структуры и взаимосвязей скелета, что одновременно снижает и выравнивает преобладающий мышечный тонус, и, как следствие, уменьшается количество прилагаемых усилий, затрачиваемых на все, что мы делаем.Значительно возрастает чувствительность, позволяя нам замечать даже небольшие отклонения от нормы, что улучшает нашу способность ориентироваться в пространстве и добавляет гибкость и многогранность тому, как функционирует наш интеллект.
Как результат, значительно снижается утомляемость, тем самым увеличивая нашу работоспособность и выносливость. Улучшается осанка и дыхание, укрепляется здоровье и повышается способность к действию.
Можно отметить, что облегчается любое обучение, будь то умственное или физическое.
Это все приводит к более глубокому самосознанию и благополучию.
По материалам Фельденкрайз-практика Иланы Невилль
Перевод и дополнения:
Георгий Попов
Источник