Метод фельденкрайза при инсульте
Саморазвитие через психофизическое обучение
Фото из архива Анат Баниель
Доктор Моше Фельденкрайз (1904–1984) был необыкновенным человеком, который никогда не переставал учиться и последние 40 лет своей жизни посвятил тому, чтобы каждый мог обнаружить в себе этот неисчерпаемый ресурс для саморазвития. Он продолжал совершенствовать метод, названный в его честь, до конца своей жизни.
Как истинно целостный подход к здоровью и благополучию, обучение по методу Фельденкрайза может иметь удивительные терапевтические эффекты и значительно улучшить осанку, дыхание, физические и ментальные способности. Однако это не терапия, не техника и не программа упражнений. В конечном счете метод ставит более высокие цели, предлагая открытые пути исследования, направленные на реализацию наших устремлений. Это достигается через непосредственный опыт, знакомый нам с младенчества, который возвращает нас к органическому научению. В начале нашей жизни мы самостоятельно, без всякой помощи или наставления, достигли удивительных способностей, овладели вертикализацией, научились ходить и говорить. В то время мы с удовольствием исследовали, экспериментировали и учились, пока намерения не воплощались в эффективные действия и удовлетворенность достигнутым. Поддерживаемые в этой исследовательской деятельности нашим врожденным любопытством, мы снова и снова испытывали вполне естественно то, что студенты Фельденкрайза вскоре начинают понимать сознательно: при соответствующем отношении к себе и задаче невозможное становится возможным, возможное — легким, а легкое — приятным и простым.
В этом смысле мы все можем вернуться к той природной естественности, которая давала нам возможность познавать и жить наиболее полноценно, будучи маленькими детьми: радость полной жизни, спонтанности, творчества, здоровья и целостности.
Истинное обучение является открытым
Метод Фельденкрайза лучше всего можно описать как разумно организованный подход к «обучению научению». Его характерная игривость смоделирована на основе естественных процессов научения, как это было в детстве. Совершение ошибок поощряется, поскольку они могут привести к непредсказуемым открытиям и поразительным результатам. Заранее определенных целей избегают, потому что они, как правило, препятствуют реальному обучению. Фельденкрайз говорил:
«В знании того, что делать, прежде чем мы научимся учиться, мы можем достичь только предела нашего невежества».
Хорошие и плохие привычки
В большинстве случаев обучение через погружение в опыт приводит к формированию устойчивых привычек. Однако не все эти привычки приносят нам большую пользу. И если мы будем вести себя так, как будто наши привычки сами по себе, как будто невозможно найти новые и лучшие решения, мы можем оказаться в настоящей беде:
«Привычка должна служить тебе, а не ты — ей. Привычки — это замечательные вещи. Используйте их для своего блага, а не для самоуничтожения».
Соматическое обучение Фельденкрайза — это мощное противоядие от непреднамеренного самовредительства, например от износа суставов из-за плохой осанки и неэффективных действий, характеризующихся ненужными усилиями. Вместо того чтобы терпеливо ждать, скажем, замены тазобедренного сустава, мы можем сами принять профилактические меры: научиться находить освобождение от ограничений привычных моделей поведения и обнаружить лучшие решения, которые способствуют регенерации пораженного сустава. Люди часто оказываются искренне удивлены, когда обнаруживают, что метод помогает им раскрывать их скрытый потенциал. Это неизменно происходит, когда естественный процесс развития и становления как уравновешенного, зрелого человека возобновляется после того, как он был прерван социальной обусловленностью и требованиями, предъявляемыми в школе и обществе. Моше Фельденкрайз говорил о том, что необходимо «избавиться от всего того хлама, который вкладывается в нас с самыми наилучшими намерениями».
«Движение есть жизнь — без движения жизнь немыслима»
Метод использует движение, самое естественное проявление жизни, как основную среду для самопознания и самопомощи. Мягкое исследование привычных последовательностей движений — вместе с чрезвычайно необычными вариациями — выявляет части тела, которые похожи на незаполненные места на старой карте, они обычно остаются неподвижными, не вовлекаясь в физическую активность. Получая непосредственный чувственный опыт в процессе уроков, обращая внимание на степень комфорта или дискомфорта — то есть гармонии, легкости и удовольствия или усилия, борьбы и неудовлетворенности, — мы можем восстановить важные аспекты самих себя, которые были забыты и исключены с раннего детства как из осознания, так и из движения.
И самое главное, что разумность нашей нервной системы получает шанс вновь заявить о себе и действительно выполнять ту работу, которую она призвана выполнять не только в ранние годы, но и на протяжении всей нашей жизни: создавать порядок в нашем восприятии, чувствах, мыслях и действиях и придавать смысл нашему опыту. Таким образом, наша нервная система будет продолжать расширять свои возможности и совершенствоваться до последнего вздоха.
Когда это происходит, мы испытываем удивление или наполняемся радостью. Возможно, также мы начнем ценить необыкновенную разумность человеческой нервной системы. Как подчеркивал Фельденкрайз, эта система развивалась на протяжении тысячелетий эволюции. Поэтому она, в конечном счете, гораздо умнее и надежнее нашего интеллекта, который был воспитан и обусловлен в учебных заведениях современного общества. Когда мы начнем заново соединяться с невероятным потенциалом накопленной в нашей нервной системе мудрости, мы также получим возможность гораздо более здраво и ответственно относиться ко всей воплощенной жизни на Земле.
Два вида работы
Сознавание через движение (ATM) и функциональная интеграция (FI) — два дополняющих друг друга подхода в рамках метода. Их эффективность заключается в способности получить доступ к врожденной способности нашей нервной системы меняться и совершенствовать свое собственное функционирование.
• В группах АТМ учащиеся направляются, главным образом вербально, на переживание тела в пространстве и действии (то есть учатся полагаться на обычно недостаточно используемые проприоцептивные и кинестетические ощущения) и тем самым обнаруживают, что разум и тело являются одним неразделимым целым. Опыт участников уроков можно охарактеризовать как легкие и увлекательные эксперименты.
• Индивидуально в FI ученик/студент обучается точно так же. Только на этот раз он направляется в основном невербально, через прикосновение. Здесь речь идет о том, чтобы быть вовлеченным в необычайно сложный внутренний танец, включающий тонкий, иногда очень интересный, забавный или в какой-то степени парадоксальный диалог между двумя нервными системами, то есть между учеником и практиком.
«Успешное действие осуществляется с наименьшими усилиями тела и разума»
Моше Фельденкрайз подчеркивал, что такое действие всегда включает в себя четыре составляющих: мышление, ощущение, чувство и движение, потому что они «никогда не происходят в отдельности, никогда, ни на мгновение». Он знал из собственного опыта и опыта своих учеников: если мы начнем использовать все эти возможности с большей осведомленностью вместо того, чтобы жить в основном в головах и эмоциях, как это обычно бывает, мы найдем пути успешной реализации намерений, потому что тогда в нашем распоряжении «мы имеем неисчерпаемые средства».Непосредственным и очень ощутимым преимуществом участия в групповых уроках или проведении нескольких индивидуальных занятий является растущая способность ощущать себя — и, в частности, чувствовать, как физическая работа, связанная с любым действием, может быть надлежащим образом распределена во всем теле. Например, нагрузка на тазобедренные суставы значительно уменьшится, когда межпозвоночные диски начнут функционировать так, как это предусмотрено природой, смягчая воздействие каждого шага.Когда мы принимаем вызов заботиться о нашем собственном комфорте, действуя мягко и не спеша, без чрезмерных усилий, прислушиваясь к себе, мы можем снова начать жить тем единством тела и ума, которое мы все знали, будучи младенцами и малышами. И тогда мы поймем смысл типичного утверждения Фельденкрайза:
«В любое комфортное действие обязательно вовлекается все тело, весь я, целиком».
«Просто измени свой образ!»
Самая доступная книга Моше Фельденкрайза «Сознавание через движение» начинается со слов: «Мы действуем в соответствии с нашим Образом Я». Далее он объясняет, что этот Образ Я «обусловлен в разной степени тремя факторами: наследственностью, образованием и самообразованием».
В конечном счете, мы можем влиять в полной мере только на направление и качество самообразования. Весь метод Фельденкрайза основан на одном важном постулате: попытки улучшить конкретные навыки и действия — как мы все обычно пытаемся делать, когда мы не удовлетворены собой, — не изменят то, как мы были обусловлены мыслить, чувствовать и действовать. Это условие определяет наш в основном бессознательный Образ Я, и пока это остается неизменным, ничего не может измениться к лучшему. Разрыв между образом и потенциальными возможностями может быть преодолен только путем «поиска лучших способов действия через изменения нашего способа действия». По мере развития новых навыков и компетенций посредством активного исследования Образ Я человека также начинает меняться. Это, в свою очередь, повлечет за собой действительно ощутимые изменения в мышлении и поведении. Такой процесс непрерывного самосовершенствования или самообразования может в конечном итоге привести к тому, что Моше Фельденкрайз назвал Могущественным Я. Такое возможное Я обладает свободой от навязчивого обусловленного поведения, уверенностью в себе, способностью к самонаблюдению, саморефлексии, ответственному мышлению и действиям.
«Чем больше ты понимаешь, ощущаешь, чувствуешь… тем менее отчужденным ты будешь от себя и мира».
«Мы все умственно отсталые — скорее всего, большинство из нас используют только 5 % потенциала нервной системы»
По опыту Моше Фельденкрайза, те, кого называют инвалидами или умственно отсталыми, иногда более развиты как люди, чем так называемые нормальные люди. Объяснение: при удачном стечении обстоятельств такие люди получают правильную поддержку и поощрение, чтобы развить свой врожденный потенциал в полной мере вместо того, чтобы сократить его, присоединившись к крысиным бегам, как это пришлось сделать большинству из нас. Вот Моше Фельденкрайз говорит прямо: «Кто из нас, в конце концов, не умственно отсталый в том смысле, что мы позволяем многим областям нашего мозга атрофироваться в результате ненадлежащего обращения или неиспользования? Мы согласны на столь малое! До тех пор, пока мы можем выжить, мы оставляем все как есть. У нас могут быть ужасные позы, движения и привычки, которые искажают и разрушают наши тела и мозги, — и мы все еще можем быть классифицированы как нормальные. Скорее всего, большинство из нас используют только 5 % потенциала нервной системы. Тогда кто мы, чтобы называть других людей умственно отсталыми просто потому, что их специфический дефицит вызывает видимые эффекты, которые мы называем болезнью?»
Шаг в эволюции сознания
В процессе непрерывной адаптации и оптимизации, приближающей нас к тому, на что мы действительно способны, мы можем начать нейтрализовать некоторые, если не все, из этих изнурительных привычек, которые с самого рождения прививает нам общество: потребность угождать, бездумное достигаторство, соперничество, а иногда и парализующее чувство неуверенности в себе.
Такое пробуждение случается со многими людьми, когда они испытывают гармонию, спокойствие и умиротворение во время уроков соматического обучения. Те, кто практиковал неподвижные медитации в течение многих лет, несмотря на все неудобства, связанные с длительным сидением, могут внезапно обнаружить себя способными преследовать свои высшие духовные устремления более практичным и менее болезненным образом, потому что «путь к бесконечному и вечному начинается здесь и сейчас, в том, как мы дышим, сидим, ходим и функционируем в каждый момент. Одно и то же слово — «благодать» — описывает как духовное достижение, так и эстетическое удовлетворение движением. Осознание исцеляет и пробуждает чувство целостности, полноты жизни, что является сущностью духовного переживания» (Стивен Шаферман, AWARENESS HEALS, стр. 184).
Кому это нужно?
Ни возраст, ни физическое состояние не должны быть препятствием для обучения по методу Фельденкрайза. Метод предназначен для тех, кто заинтересован в изучении и расширении своих возможностей более искусно реагировать на многочисленные жизненные вызовы и обрести более высокую степень свободы выбора.
Однако большинство людей приходят на уроки из-за некоторой недееспособности —ревматоидного артрита, рассеянного склероза, болезни Паркинсона, рецидивирующего перенапряжения (часто из-за долгих часов работы с компьютером или занятий на музыкальном инструменте), «замороженного плеча», хлыстовой травмы и т. д. или просто потому, что этот метод — их последняя надежда научиться справляться с парализующей болью в спине.
Такое обучение способствует осознанию структуры и взаимосвязей скелета, что одновременно снижает и выравнивает преобладающий мышечный тонус, и, как следствие, уменьшается количество прилагаемых усилий, затрачиваемых на все, что мы делаем.Значительно возрастает чувствительность, позволяя нам замечать даже небольшие отклонения от нормы, что улучшает нашу способность ориентироваться в пространстве и добавляет гибкость и многогранность тому, как функционирует наш интеллект.
Как результат, значительно снижается утомляемость, тем самым увеличивая нашу работоспособность и выносливость. Улучшается осанка и дыхание, укрепляется здоровье и повышается способность к действию.
Можно отметить, что облегчается любое обучение, будь то умственное или физическое.
Это все приводит к более глубокому самосознанию и благополучию.
По материалам Фельденкрайз-практика Иланы Невилль
Перевод и дополнения:
Георгий Попов
Источник
Метод Фельденкрайза – это нейродвигательный подход, в основе которого лежит естественное обучение человека движению. Это уникальная двигательная терапия, которая стала результатом многолетней работы гениального человека Моше Фельденкрайзом. Сегодня она входит в прогрессивные реабилитационные программы детей с ДЦП.
Метод Фельденкрайза является системой вопросов, а не ответов. Задавая самые простые вопросы, вербально или путем прикосновений, мы создаем условия, в которых пациент изучает самого себя. Любое поведение и действие рассматриваются здесь как паттерны – устойчивую модель повторения собственного поведения для достижения результата.
Дифференциация: разделение «вшитых» паттернов
Каждый день мы выполняем действия на автомате и всегда одинаково. Данные паттерны подразумевают скоординированные движения многих частей тела, которые во многом обусловлены адаптацией к физическим ограничениям. Возможность переоценить и исследовать новые способы совершения привычных действий практически никогда не предоставляется.
Из-за генетической программы некоторые паттерны укореняются глубоко. Например, движение при повороте назад включает перемещение головы, шеи, плеч, корпуса и рук в одном направлении. При этом все составляющие части сливаются воедино и не могут функционировать отдельно от генетического паттерна. Как следствие – ограничивается диапазон движений, появляется скованность моторики.
Метод Фельденкрайза позволяет разделить действия во взаимосвязанных паттернах, чтобы перемещать разные части тела в противоположных направлениях. Например, при повороте головы в сторону, глаза движутся в том же направлении. А мы зафиксируем их и научимся двигать в обратном. Это сложно, потому что непривычно. Но постепенно раздельное движение будет становится легче, а его амплитуда станет повышаться.
Проще будет рассмотреть на примере с цепью, где при скручивании на каждое звено оказывает влияние предыдущее. В любой биологической системе с естественным механизмом сбережения энергии, каждая отдельная часть постепенно начинает зависеть от звеньев с обеих сторон и делает минимальный вклад в общее действие. В итоге любое действие обладает намного меньшим потенциалом, чем изначальный.
Метод Фельденкрайза помогает восстановить независимость и полноценный функционал каждого звена. Кроме повышения амплитуды и легкости движения, дифференцирующие упражнения расширяют когнитивные и психические функции, улучшают способности к обучению и повышают стрессоустойчивость.
Разнообразие и вариативность
Чтобы стимулировать мозг и тело к развитию, необходимо внести разнообразие в любую деятельность. Тесты и исследования доказывают, что вариативность играет ключевую роль в поддержке молодости ума и тела.
Подход, который подразумевает использование множественных вариантов, стимулирует «спящие» области мозга и заставляет их работать. В итоге они остаются активными и доступными для всех видов умственной и физической деятельности.
Последовательности движения в методике Фельденкрайза практически не повторяются, скорее наоборот – прогрессируют разнообразие и вариативность на занятиях, постоянно увеличивается сложность. Такой подход расширяет арсенал действий и мыслей пациента.
Качество движения
Качество движения измеряется видимыми параметрами – расстояние, высота, скорость, сила. Метод Фельденкрайза берет за основу совсем другой показатель – точность.
Мы обращаем внимание на составляющие компоненты каждого движения – постоянная скорость, плавность, усилие, направление и точность. И только после того, как движение оптимально организовано, можно расширять свои границы. Движение можно останавливать, продолжать или делать в обратном направлении с неизменным качеством и легкостью.
В любой момент, когда нужно внести изменения в движение (поменять скорость, направление, усилие), система начинает сбиваться. В это время стоит остановиться и оценить свои действия. Что мешает мне выполнить задуманное? На что я обращаю внимание в момент движения? Осознание того факта, что качество движения изменилось – сигнал к обучению. Начиная работать с точностью по методу Фельденкрайза, мы улучшаем выполнение действий, а их качество можем измерить по стандартным маркерам – скорость, высота, сила, расстояние.
Идти в другом направлении
Идея легкого пути для достижения цели противоречит общепринятой норме, когда максимальный результат достигается путем борьбы и страданий. Чтобы достичь цели, нужно двигаться в выбранном направлении и не сворачивать с него. В методе Фельденкрайза добраться до проблемных мест можно с противоположной части тела, используя те области, которые на первый взгляд вообще не относятся к делу.
Например, вы хотите согнуть ветку. Если надавливать на нее в одном направлении, она сломается. Но если потихоньку сгибать в разных направлениях – она может принять любую форму. Человек тоже может согнуться только благодаря одному усилию, но если он будет практиковать разнообразные комбинации движений, тогда появятся варианты для более легкого выполнения действий.
Чем больше комбинаций мы испробуем, тем больше возможностей перед нами откроется. Метод Фельденкрайза доказывает это на практике. Работая по данной методике пациенты с моторными ограничениями получают возможность открыть новые варианты и мышления и действий.
Непривычные движения
Ежедневно мы повторяем одни и те же движения, которые стали привычными. Для каждой задачи мы используем свой паттерн, иначе нам пришлось бы каждый раз придумывать новые действия. Но многие из паттернов выработались в результате травм, культурного давления, поэтому они не всегда идеальны и эффективны. Привычки глубоко фиксируются в теле и любое отклонение кажется невозможным.
Работая по методу Фельденкрайза, мы пересматриваем все паттерны, обновляем их и полностью перестраиваем. Вместе с этим мы находим дополнительные и альтернативные способы выполнения поставленных задач. Выполнение любого движения непривычным способом меняет взаимосвязи различных частей тела. Для перезагрузки паттернов мы исследуем его компоненты, двигаем ими по отдельности во всех направлениях. Это дает опыт разнообразных вариантов выбора, которые будут максимально отвечать потребностям пациента.
Применение метода для пациентов с ДЦП
Основа метода – дать возможность ребенку с неврологическими нарушениями и патологиями моторного развития обучаться новому. Использование простых и плавных движений помогают восстанавливать осанку, силу, координацию и эластичность тела.
Если малыш спастически парализован, он не выказывает заметного интереса к миру, который его окружает. А ведь по своим умственным способностям он не особенно отличается от здоровых сверстников. Из-за физических патологий детки с ДЦП не могут выразить свои эмоции и проявить желания. Они помещены в строгие рамки своего тела, а общество воспринимает их как неспособных получать новые знания и практические навыки.
Методика Фельденкрайза – кардинально новый системный подход к реабилитации маленьких пациентов с ДЦП. С его помощью активизируются ресурсы организма и био-импульсы освобождают двигательную функцию от существующих неврологических ограничений. Главная цель – предотвращение и сдерживание негативных последствий церебрального паралича для последующего развития ребенка.
Разновидности метода
В практике используют два основных направления:
- ABM. Анат Баниель была ассистенткой Фельденкрайза и разработала свою программу работы с взрослыми пациентами. Затем она адаптировала теорию и практику для занятий с детьми, страдающими ДЦП и аутизмом. Практики АВМ часто работают в интенсивных курсах, которые предполагают серию из 1-2-3 уроков в неделю. Все уроки разработаны для удовлетворения индивидуальных потребностей каждого отдельного пациента. За 30 лет этот метод доказал свою эффективность в реабилитации детей и улучшении качества их жизни.
- JKA. Джереми Краус учился у Фельденкрайза и разработал собственный альтернативный подход, ключевой целью которого стала помощь детям с психо-моторными нарушениями. Методика эффективна при работе с ДЦП, врожденной или приобретенной спастичностью, генетическими патологиями, сколиозами, тяжелыми травмами, задержками развития.
В реабилитационном Центре Галилео применяется два основных вектора в занятиях по методу Фельденкрайза:
- Самостоятельная работа. Специалист показывает определенное движение, а ребенок повторяет его под чутким руководством. Такие занятия проводятся с пациентами, которые понимают обращенные к ним просьбы и с готовностью их выполняют.
- Функциональная интеграция. Здесь движения ребенка носят принудительный характер – их выполняет практик, который самостоятельно двигает ноги, голову, руки пациента. В результате ребенок начинает понимать, как совершаются действия и учится чувствовать и понимать свое тело. Ему становится легче выстраивать алгоритмы совершения того или иного движения.
В зависимости от физиологических особенностей ребенка может применяться первый или второй метод, или же их гармоничная комбинация. Тандем двух направлений обеспечивает максимальную эффективность: во-первых, это облегчает упражнения для малыша, а во-вторых, вносит разнообразие в программу.
Метод CHILD’Spaice
Основой методики являются понятия пространства для гармоничного развития ребенка и темпа, с которым он осваивает новые навыки. Занятия по методике строятся вокруг того, что малыш уже знает и умеет. Ключевая задача – улучшить то движение, которое уже получается и довести его до автоматизма. Занятия Child’Space очень индивидуальны и никогда не повторяются. Здесь нет никаких стандартов и строгих протоколов упражнений.
Автором данного метода стала Хава Шелхав, которая была ученицей Моше Фельденкрайза и взяла за основу его авторскую методику. В практике Child’Space акцент делается на расширении функциональных возможностей тела. Метод применим для любого ребенка с неврологическими заболеваниями и особыми потребностями.
Терапия по методу Child’Space входит в программы реабилитации ДЦП в Центре Галилео. Занятия проходят индивидуально, 1-2 раза в неделю или в формате интенсивов.
Результаты занятий
Одного качественного результата для всех пациентов нет и не будет. Существует широчайший спектр патологий, категорий возраста и уровней тяжести неврологических нарушений. Однако есть эффекты, которые отмечаются в 99% случаев:
- Отмечается рост амплитуды движений;
- Улучшаются двигательные функции организма;
- Расширяется собственный арсенал движений;
- Мышцы становятся более чуткими к осознанным движениям;
- При аутизме малыш начинает узнавать себя и воспринимать свое тело;
- Улучшается способность распределять вес на конечности и управлять ими во время совершения движений.
Программы по методике Фельденкрайза в Центре Галилео проводят реабилитологи-практики, которые проходили обучение и практиковались в Европе, у ведущих специалистов.
Источник