Массаж для языка после инсульта
Восстановление речи после инсульта видео упражнения видео
Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.
Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.
При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.
Почему пропадает способность разговаривать
Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.
При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.
Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.
В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.
Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.
Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.
При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.
Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.
По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:
- Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
- Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
- Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
- Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
- Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.
Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.
Причины нарушения речи при инсульте
Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.
В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.
Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).
Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.
Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?
Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.
Различают следующие виды афазии:
- Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
- Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
- Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
- Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
- Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.
Восстановление речи после инсульта — задача №1.
Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.
Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.
Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.
Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.
Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.
Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.
Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?
Для этого разработан целый комплекс мероприятий:
- медикаментозная терапия;
- занятия с логопедом;
- упражнения;
- хороший уход.
Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.
Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.
Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.
Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.
Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.
Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.
Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.
Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.
Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.
Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.
Источник: https://sanatory-duna-anapa.ru/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-video-uprazhneniya-video/
Массаж языка при инсульте – Инсульт . Реабилитация
Статья от нашего читателя
Самый большой ущерб, инсульт нанёс моей речи. Сразу после инсульта я мычал. В голове четко понимал, что хочу сказать и мысленно проговаривал. Сказать не получалось. Вместо заготовленных слов выходила каша из звуков. Я сам слышал себя и офигивал от того, что вылетало из рта))) Я хотел-то сказать совсем не так.
Позже логопед, который теперь со мной занимается поставила диагноз тяжелая степень дизартрии. Мы много прочитали про то, что делает инсульт с речью. Выяснили, что у меня далеко не самый плохой вариант.
В мыслях я четко понимал, что собираюсь сказать. Не путал слова, не забывал названия предметов. Но сказать не мог.
С мышцами лица, языком и всеми мышцами отвечающими за речь произошло то же самое, что с руками и ногами. Они не работали. Рот открыть получалось, но не более. Восстановление после инсульта на 80 %, это восстановление речи. В моём случае. Всё остальное по сравнению с восстановлением речи, задачи значительно более простые.
Чтение книг при нарушении речи
На занятиях с логопедом, мы много время уделяем чтению вслух. Но именно логопед каждый раз чтение в слух, делает специальным упражнением. Врач поправляет меня, когда я ошибаюсь в произношении звуков.
Не просто указывая на ошибки, а говорит как правильно произнести звук. Рассказывает и показывает какое положение языка правильное, для произнесении нужного звука. Учит дышать во время произнесения звуков. Я не представлял, что простая речь требует столько сил. После часа занятий с логопедом, я выхожу из комнаты в мокрой от пота майке. Примерно так же, как после зарядки.
Чтение вслух может быть упражнением для различных целей. Логопед каждый раз ставит разные задачи. Например читая в слух мы:
-восстанавливали произношение. -учились правильно дышать. -приучались к спокойному ритму речи. -учились делать паузы между словами и предложениями.
-отрабатывали едение.
В данный момент особое усилие делаем на интонации, не забывая и обо всем остальном.
Мы считаем работу логопеда бесценной. Сам бы я ни когда не смог добиться того, что смогла от меня добиться логопед.
Чтение вслух уникальное упражнение. При умелом использовании может дать обалденный результат. При тупом и неумелом использовании, навредит и сильно усложнит восстановление речи.
Вот, как мы читаем в слух для восстановления речи:
1.читаем короткими отрывками по 3-5 минут. Как только я начинаю уставать и появляется «каша», врач меня останавливает. Мы прерываем чтение, делаем упражнения которые позволяют лицевым мышцам и связкам отдохнуть. После перерыва продолжаем.
Огромной ошибкой, что я самостоятельно читал большими кусками по 15-20 минут и как дурак радовался тому, что так долго могу «мычать»))). После пяти минут чтения, речь становилась совершенно не понятной. Но я пёр как танкер. Ведь парень-то я упёртый))).
2.Во время чтения учимся делать большие паузы на знаках препинания и между предложениями. Самостоятельное чтение закрепило устойчивую привычку читать без пауз. Такое впечатление, что если я остановлюсь меня пристрелят))). Делать паузы вынуждает логопед. Теперь я научился, а пол года назад шпарил, как бешенный, без остановок.
3.Учусь читать плавно, растягивая слова на гласных. Один из признаков нарушений после инсульта, «рубленная» и отрывистая речь. Самому прервать себя, когда начинаешь читать «рубленным» стилем, невозможно. Вновь нужен специалист, который внимательно слушает моё чтение.
Читаю с выражением и с интонацией. После инсульта моя речь стала не только невнятной, но еще монотонной и однообразной. Без интонаций. С такой речью хорошо отпевать усопших.
Протягивая гласные звуки и делая на них ударения получается сделать речь более «живой». Кажется просто? Ни черта. Пока логопед не сказала мне, что надо тянуть гласные, я этого не понимал. Хотя, как можно сделать интонационное ударение на согласные типа «Т» или «П»? Ни как.
Читаем разные стили текста. Стихи или прозу. Сейчас читаем Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Для отработки интонации и выражения идеальное произведение.
Из прозы С. Лем «Непобедимый» Много сложных и длинных слов. Много сложносочиненных предложений. Замечательно, что бы научиться делать паузы и правильно дышать.
Массаж языка при инсульте
Для разработки подвижности языка мы делаем специальную гимнастику и массаж. На наш взгляд, с такой методикой восстановить работоспособность языка получится быстрей. Массаж языка мы делаем с тонкой салфеткой. Как бы оборачиваем ей язык. С салфеткой удобно делать все упражнения. Упражнения простые, я делаю массаж самостоятельно.
Упражнения
1. -надавливающие движения подушечкой указательного или среднего пальца хаотично по всему периметру языка (нажимать легко и не резко). -10 движений. 2. -спиралевидные точечные движения подушечкой указательного или среднего пальца — по всему языку (легкие нажатия). -10 движений. 3.
-веерные линейные движения — проводить подушечкой пальца от корня к краям языка. -10 движений. 4. -сжатие краев языка (прищипывающие движения) от корня слева направо и справа налево — 3 раза и 2 дополнительно слева по направлению от корня к кончику языка. -10 движений. 5.
-перетирание краев языка от корня слева направо и справа налево — 3 раза и 2 дополнительно слева по направлению от корня к кончику языка.. -10 движений. 6. -сжатие боков языка (язык расплющивается) по направлению от корня к кончику и обратно. 7. -перетирание боков языка по направлению от корня к кончику. -10 движений. 8.
-короткие легкие отрывистые удары подушечками пальцев указательного и среднего пальцев по всему языку, расслабляющие мышцы языка.
-10 движений.
Это только не большая часть упражнений для массажа языка, которые мы делаем. Упражнения подбирает логопед, в зависимости от того, что для меня требуется в данный момент. Мы представили четвертый вариант массажных упражнений, которые мы делали во время пока идёт восстановление после инсульта.
Массаж проводим совместно с Логопедом. Я выполняю упражнения. Логопед внимательно следит за правильностью. Важно делать всё корректно. Язык должен быть расслаблен. Массаж не должен вызывать излишнее сопротивление или напряжения языка.
Не должно быть не приятных или болевых ощущений. В зависимости от необходимости мы меняем усилия с которыми делаем массаж. Если Логопед решает, что мы делаем расслабляющий массаж – то используем движения легкие с небольшими усилиями. Если тонизирующий – то движения активные и усилия больше. Но без перегиба))).
Крайне важен внешний контроль со стороны специалиста за проведением массажа. Последствия от неправильно сделанных упражнений могут быть не шуточные.
Массаж языка штука сильная. Сильно влияет на восстановление речи. Заметно улучшается чувствительность и подвижность языка. Значительно легче стало произносить звуки и слова. Скоро будем болтать)))
Выносливость речи
За время восстановления улучшения речи огромные. Во многом это заслуга моего логопеда. Без неё даже минимального положительного сдвига не было бы. Утверждаю это.
Для того что бы наглядно увидеть результат занятий, я сделал видео ролик. В нём соединил видео до начала занятий с логопедом и запись сделанную недавно. Результат удивил даже меня. Хотя я лучше всех знаю, как говорил и как стал говорить))).
Важное направление восстановления речи после инсульта, это речевая выносливость.
До инсульта я не предполагал, что на простую речь нужно очень
много сил.
ПРИЗНАКИ низкой речевой выносливости проявляются, когда после чтения короткого отрывка или после не большого разговора:
-ПРОПАДАЕТ ЧЁТКОСТЬ произнесения звуков. Проглатываются гласные звуки и окончания слов. -ПОЯВЛЯЕТСЯ СКОВАННОСТЬ. Язык с трудом «ворочается». Мышцы лица скованны усталостью. -ГОЛОС СТАНОВИТСЯ ТИШЕ и слабее. -ПРОПАДАЕТ ИНТОНАЦИЯ. Речь становится монотонной и однообразной, как у робота.
-ОТРЫВИСТАЯ и РЕЗКАЯ РЕЧЬ. Трудно произносить слова плавно, получается отрывисто и резко.
ПРИЧИНЫ низкой речевой выносливости:
-РЕЧЕВАЯ НАГРУЗКА. По окончанию занятия с логопедом я с трудом ворочаю языком. Ощущаю усталость, как после часовой тренировки с нагрузкой. После чтения вслух в течении 30-40 минут, та же история. Хотя я читаю отрывками по 3-5 минут под запись. Потом сижу и слушаю, что получилось. Перерыв позволяет мне восстановить силы.
-ОБЩАЯ НАГРУЗКА. Заметна усталость под конец дня. К вечеру мне трудно говорить. То, что утром я произносил легко и чётко, в конце дня говорю плохо. Так же получается после физической нагрузки в течении дня (зарядка, тяжёлая работа, длительная ходьба…)
-ПОГОДА. Перемена погоды, особенно резкая, отрицательно сказывается на речь. Замедляется темп, трудно выговаривать слова.
-ЭМОЦИИ. Негативное эмоциональное состояние тут же сказывается на речевой выносливости. Настроение плохое — речь хуже.
-САМОЧУВСТВИЕ. Для произнесения нескольких слов мне нужно напрягаться. Когда самочувствие не очень, сил заметно меньше.
До инсульта, все эти причины я не замечал. Мне надо было говорить не умолкая в течении дня, что бы заметить усталость. И было наплевать на погоду с настроением. Речевая выносливость была огромной. Это норма для любого человека.
Я бы выделил два вида речевой выносливости и способов её тренировки.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ
Во время чтения или разговора я учусь соблюдать размеренный темп и делать паузы между словами. Это крохотные перерывы. К моему удивлению, за эти доли секунды, речевой аппарат (связки, лицевые мышцы, язык…) успевает отдохнуть и подготовиться к следующему слову.
Паузы не должны быть большими. Переход между словами плавный. Иначе получается похоже на речь Гебельса. Отрывисто и резко. Научиться делать микро паузы между словами или группами слов мне очень трудно. Хорошим способом является простой вдох. Это и есть небольшая пауза для отдыха и пополнения запаса воздуха, без которого произносить звуки не реально.
ДЛИТЕЛЬНАЯ
В начале восстановления речи я уставал после прочтения нескольких строк. Голос становился тише, речь неразборчивей. Ежедневное чтение вслух отлично тренирует выносливость. Но есть одно очень важное условие:
Читать надо до появления первых признаков утомления. Заканчивать тут же, как только появилась усталость. Я делал серьёзную ошибку и продолжал читать, не смотря на то, что силы заканчивались. Это ухудшает речевую выносливость и закрепляет ошибки, которых навалом при усталости.
Раз в неделю я увеличивал время чтения на 30 секунд. Именно на такой мизер. Постепенно длительная выносливость увеличивается. Это дело чрезвычайно долгое. Мне потребовалось два года с лишним года, что бы осиливать чтение 1-2 страниц текста, без явных признаков усталости.
Восстановление после инсульта происходит долго (в моём случае). Речевая выносливость тренируется дольше остальных навыков. На это надо настроиться.
Использованные источники: helpinsult.ru
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :
Что нить при инсульте
Комаровский про инсульт
Первая капельница после инсульта
Как делать правильно массаж после инсульта
Источник: https://airko-c.ru/pri-insulte/massazh-yazyka-pri-insulte
Источник
Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры. Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Одним из наиболее частых последствий инсультов различных форм является дисфункция речи. Именно ухудшение артикуляции часто становится первым признаком, позволяющим выявить сосудистый разрыв. Человек, у которого случился инсульт:
- расставляет слова в неправильном порядке;
- не может вспомнить названия предметов;
- не понимает людей, которые к нему обратились;
- не может выговорить некоторые звуки;
- теряет способность ясно выражать свои мысли.
Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.
Почему нарушается речевая функция
Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:
- разрыва нейронных связей;
- тяжелого нарушения питания нейронов;
- давления гематомы на нервные ткани.
Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:
- зона поражения;
- своевременность лечения;
- качество реабилитационных мер.
Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.
Мнение эксперта
Автор: Наталия Юрьевна Буканова
логопед-дефектолог
Согласно статистическим данным, в России регистрируется один из самых высоких показателей по заболеваемости инсультом. Ежегодно болезнь поражает 3 человека на 100 тысяч населения. Кроме того, инсульт занимает третье место в структуре смертности, уступая инфарктам и опухолевым образованиям. В 20% случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60% становятся инвалидами, а у 10% утрачивается способность к самообслуживанию. Речевая дисфункция на фоне инсульта приводит к социальной дезадаптации. По статистике афазия регистрируется у 30-35% больных, дизартрия — у 15%.
Опытные неврологи Юсуповской больницы проводят полный курс диагностических мероприятий, необходимых для выявления инсульта. Для этого используется современное медицинское оборудование: КТ, МРТ. Исследование проводятся как для первичного обследования, так и с целью динамического наблюдения за лечением. Терапия подбирается в зависимости от состояния. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет сократить сроки пребывания в стационаре и ускорить восстановление. С больными Юсуповской больницы проводят занятия опытные инструкторы ЛФК и массажисты.
Разновидности речевых расстройств
Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:
- дизартрия;
- диспраксия.
Афазия после инсульта
Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:
- Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
- Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
- Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
- Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
- Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
- Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.
Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.
Дизартрия после инсульта
Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.
Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:
- затрудненная подвижность органов артикуляции;
- неразборчивая и смазанная речь;
- звуковые искажения;
- неплавная речь с запинаниями;
- замедленный или напротив ускоренный темп речи;
- изменения тембра голоса;
- бедные интонации, монотонность;
- тенденция пациента гримасничать.
Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.
Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.
Диспраксия после инсульта
Расстройство, при котором речевая дисфункция после инсульта вызвана нарушением движения и координации мышц, позволяющим воспроизводить звуки, называется диспраксией. В отличие от дизартрии, при которой наступает паралич, в случае диспраксии мышцы остаются подвижными. Нарушается только последовательность их работы, что и мешает пациенту правильно выговаривать звуки.
Как восстановить речевые способности после инсульта
После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия. Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.
Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:
- приёмом определённых лекарств;
- упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
- логопедической терапией;
- дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.
Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.
Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить.
Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь. План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.
Полезные упражнения
Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:
- Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
- Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
- Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
- Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
- Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.
- Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
- Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
- Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
- Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.
Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.
Помощь логопеда после инсульта
На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.
Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:
- Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
- Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
- Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).
Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.
Медикаментозное лечение
Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:
- Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
- Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
- Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
- Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
- Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.
Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.
Через сколько восстанавливается речь
Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.
Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.
Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.
Источник